Содержание
1.1. Опасность лабиринтов духовности
1.2. Многоликость духовности
2.1. Принцип цикличности
2.2. Дохристианская эпоха
2.2.1. Невежество в области духа
2.2.2. «Механический» путь к духовности
2.2.3. «Фанатический» путь к духовности
2.2.4. Дух восточного мировосприятия
2.2.5. Эллинизм и духовность
2.3. Эра христианства
2.3.1. Выход из духовного лабиринта
2.3.2. Псевдохристианские течения и культы
2.3.3. Древнерусская святость или русский эллинизм
2.3.4. «Смутное время» и раскольники-реформаторы
Глава 3. ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИИ ДУХА
3.1. Экология духовных проявлений
3.2. Экологический подход к богослужениям
3.2.1. Экологичность богослужений в свете истории
3.3. Принципы экологичности богослужений
3.3.1. Свобода или соблазн
3.3.2. Терпимость или попустительство
3.3.3. Дерзновение или дерзость
3.3.4. Разумность или нерассудительность
Глава 4. ИСКУССТВЕННАЯ ДУХОВНОСТЬ
4.1. Смещение акцентов
4.2. Подмена духовного душевным
4.2.1. «Музыкальные» молитвы
4.2.2. Пассивность сознания или «духовное опьянение»
4.2.3. Эмоциональные факторы духовности
4.2.4. Хвала и поклонение
4.2.5. Волна «падений»
4.3. «Мечты сердца»
4.3.1. Водимые своим духом или пророчествующие?
4.3.2. «Мне снилось, мне снилось...»
Глава 5. ДУХОВНОСТЬ И КУЛЬТУРА
5.1. Церковь и культура
5.2. Духовный кризис культуры
5.3. Театр в Церкви, или «игра в христианство»
5.4. Духовность и политика
5.4.1. Общие размышления
5.4.2. Третье искушение
5.4.3. Вопрос общения и сотрудничества
5.5. Духовность и христианское образование
5.5.1 «Глубины» духовности?
5.5.2. «Типичное» поклонение?
Нет ничего обольстительнее для
человека как свобода его совести, но нет ничего и
мучительнее.
Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы»
СТРЕМЛЕНИЕ К ДУХОВНОСТИ характерно для человека и только для человека. Высокоорганизованные животные могут обладать довольно совершенным разумом, подчас более тонкими, чем у человека чувствами, волей, но духовность, как проявление духа, напрочь у них отсутствует. Современная цивилизация породила компьютерные системы, которые в некотором смысле гораздо «умнее» человека, но они могут только имитировать духовность, а не иметь ее. И даже человек в своем естественном, греховном состоянии, как бы он ни был образован и начитан, на каком бы высоком интеллектуальном и интеллигентном уровне он ни находился, — все равно духовный мир останется для него тайной за семью печатями.
Книга «Лабиринты духовности» представляет собой размышления глубоко мыслящего и тонко чувствующего человека о духовности в ее христианском, лжехристианском и нехристианском проявлении. Эти размышления, хотя они и снабжены большим количеством аргументов, научных фактов, точных определений и обширных ссылок, для многих читателей все же покажутся малоубедительными, слишком радикальными и необоснованными. Но следует сразу сказать, что духовность нельзя понять и оценить разумом, хотя духовность никогда не противоречит рациональному мышлению, во всяком случае, правильно ориентированному рациональному мышлению. Но духовное следует соразмерять и испытывать духовным. Поэтому попытка анализировать духовность, хотя и была малоперспективной, все-таки заслуживает всяческой похвалы.
Особенно похвальным кажется то, что автор, имея научную степень и работая старшим научным сотрудником, пишет о духовности с позиции пастора-душепопечителя, а не сухого теоретика. Вторая книга трилогии «Экология духа», в отличие от первой, часто отражает чисто человеческую боль за те ошибки, которые нередко допускают люди, стремясь к «легкой» духовности. Неся церковное служение среди христиан, для которых духовность является очень важной, но иногда чересчур осязаемой и материально видимой категорией, автор принимает мужественное решение вскрыть смещение акцентов и приоритетов в псевдохаризматической духовности. Он смело говорит о «мечтах сердца» и о «лепечущих устах», об искусственных способах получения и проявления духовности и о многих других, весьма болезненных для современного христианства явлениях. Анализируя историю стремления человека к духовным высотам и типичные ошибки, которые допускали люди на этом пути, автор дерзает говорить о литургических формах современного христианства и принципах, которые связывают культуру и вневременные, глубоко христианские нормы поклонения Богу. Сегодня легче говорить о доктринах и особенностях греческого текста Библии, чем о том, что допустимо, а что недопустимо на христианских богослужениях. Но в этой книге подобные вопросы не обходятся стороной и поэтому вполне понятно, что далеко не всем читателям книга «Лабиринты духовности» будет по сердцу.
В поэме Ф.М. Достоевского о великом инквизиторе, есть замечательные слова: «3ачем же ты пришел нам мешать?» -с сердцем спрашивает старец-кардинал, один из самых высокопоставленных служителей церкви, обращаясь ко Христу. Думаю, что и теперь найдется немало христиан, которые скажут так же — зачем ты мешаешь нам своей книгой, рассуждая о невмешательстве в политику, об отрешенности от современной культуры и тому подобных вещах? Все это слишком старомодно. И все же, даже не соглашаясь с некоторыми постулатами этой книги, стоит рассуждать, анализировать и не боятся идти в поисках истинной духовности сквозь пелену материального и душевного к Христу и Его царству.
Санников Сергей Викторович,
Исполнительный директор Евро-Азиатской
аккредитационной ассоциации, доктор богословия.
В ПЕРВОЙ КНИГЕ (см. первую книгу трилогии: «Экология духа». — Одесса: Христианское просвещение, 1998 г. А также статьи автора в богословском альманахе «Богомыслие», № 8 (1999 г.) и № 9 (2000 г.) трилогии «Экология духа» [Лещук И.И. Экология духа (Книга 1). — Одесса: Христианское просвещение, 1998] изложены вопросы влияния информационно-компьютерных технологий на духовность. Во второй книге трилогии — «Лабиринты духовности» — рассматриваются не менее важные проблемы, касающиеся анализа практической (формы) и теоретической (вероучения) сторон богослужений евангельских церквей, стремящихся к духовности.
«Огненные» конференции, «музыкальные» молитвы, «христианский» рок, «христианское» диско, театрализация и полити-зация церкви, участие женщин-пастырей и клоунов в проведении христианских встреч; «мечты сердца», выдаваемые за пророчества; «лепечущие уста», выдаваемые за иной язык; «святой смех»; «заводная музыка»; беспорядочное возложение рук друг на друга; «духовные падения»; «связывание сатаны», «духовное бегание»... Это лишь часть причин, побудивших меня написать данную книгу с целью просвещения тех, кто самостоятельно не может разобраться в современном хаосе «падений» и «радений».
...Размышляя о различных дарах, служениях и проявлениях в области духа, следует признать неопровержимым библейский, жизненно проверенный факт: существуют многообразные духовные подделки оккультного и искусственного характера, имеющие, в первом случае — сатанинскую, а во втором — душевно-плотскую природу, и требующие анализа при свете Библии. И речь идет не о рационализации веры, не об отвержении всего эмоционального и сверхъестественного в служении Богу, а лишь о четком разграничении плотского и душевного (человеческого) от духовного, оккультного от истинно духовного! Основная проблема плотских действий на богослужении (например — танцы, рукоплескания, смех и др.) не в самих действиях, а в том, что они трактуются как особые проявления Святого Духа, т.е. выдаются за духовность, или используются как технология для душевного удовольствия в Церкви... Только
«...рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3.6). Поэтому, не следует верить всякому духу, но испытывать духов от Бога ли они, ибо люди также пытаются «рождать» духовное, ибо много лжепророков и лжеучителей появилось в мире. Нужно рассуждать над духовными проявлениями и формами выражения духовности, принимая к сердцу только то, что здраво в свете Священного Писания и служит не во вред, не соблазном, а на пользу домостроительства Церкви.Духовному христианину чужды любые крайние либеральные (сверхтерпимые) либо радикальные (крайне нетерпимые) позиции. Абсолютная, фундаментальная истина и полнота сокрыты только в Иисусе Христе, и в Его Святом Слове. Никакие народные, «священные» традиции и «предания старцев», никакой опыт «озарения», никакие «чудные» переживания и знамения не заменят истинной Премудрости Библии. Поэтому, следует с осторожностью, разборчиво относиться как к новым современным учениям, адаптированным к духу светского гуманизма и обещающим быстрый успех, так и к учениям, основанным «на вере отцов», однако содержащим невежественные пережитки и предрассудки прошлого. Знание и чувство библейской меры, здравости, а также дар различения духов — вот основные пути оценки христианской духовности.
Христиане должны ясно сознавать, что вход в мир истинной духовности проходит только через узкие врата смирения:
«...тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мгф. 7.14), — учил Иисус Христос. В этой связи, достижение духовности требует от подвизающегося жертвенности, воздержания, самоотречения, скромности и других усилий в духовном совершенствовании. Поэтому «принцип большинства» или ориентация на массовость и чувственность при определении духовности и благословения не являются для истинного верующего определяющими факторами. Ведь неслучайно Библия учит: «Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды» (Исх. 23.2). К сожалению, «узкие врата» и «узкий путь» — удел немногих. Ведь всегда легче идти по пути наименьшего сопротивления, по влечению «толпы», не выделяясь...Любые новые формы и подходы в деле Божьем должны оцениваться с позиции «вернейшего пророческого Слова» — Библии. В любом деле, тем более, — в служении Богу, нельзя быть легкомысленным и небрежным, ибо
«чуждый огонь» (Числ. 26.61) и своевольное дерзновение (2 Цар. 6.3-7) — это смерть для служителя и гибель для народа. С другой стороны, в деле Божьем при рассмотрении ряда вопросов необходимо учитывать и «немощных в вере» (Рим. 14.1), принимая их «без споров о мнениях»... Наконец, в деле Божьем нужно принимать во внимание не только долготерпение, благость и любовь Божью, но и Его святость, ревность и строгость к отпадшим (Рим. 11.22).Очень часто современные христиане, искренно заботясь о единстве верующих, цитируют выражение известного христианского деятеля, Августина:
«В главном — единство, во второстепенном — свобода, и во всем — любовь». Однако даже в экуменизме существует большое разнообразие мнений относительно того, что считать главным, а что второстепенным. Как следствие, отсюда возникают недоразумения и различные крайности, особенно в области духовных проявлений.Здравый христианин не станет возражать против здорового разнообразия и даже разномыслия в среде христиан. Библейский образ христианского единства — это образ сложного организма (тела Христова), состоящего из многообразных членов. Важный момент, который часто упускают из виду (но о котором нельзя забывать), заключается в том, что каждый член этого духовного организма должен быть здоров! Больные же части тела, по крайней мере, подлежат диагностике, лечению и особой заботе...
В книге пророка Даниила (11 гл.) повествуется о презренном человеке, который
«придет без шума и лестью овладеет царством». Он будет иметь успех и одержит победу даже над «вождем завета», заставив его вступить с ним в союз. Этот человек «будет действовать обманом», «озлобится на святый завет, и исполнит свое намерение, и опять войдет в соглашение с отступниками от святого завета».«И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества и прекратит ежедневную жертву и поставит мерзость запустения. Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать... и во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно» (Дан. 11.31-34). «Мерзость запустения» — символ отступничества, духовного обольщения и нечестия, беззаконного и беспринципного соглашения с «миром сим». Вот почему нужны разумные из народа для вразумления многих... Видя беззаконие, духовно сильные христиане не должны быть пассивными наблюдателями, но, возмутившись духом, обязаны и словом, и делом, с огромной аккуратностью и мудростью обличать всякий грех. Однако очень часто, встречая ожесточенное сопротивление обмирщенной, «христианской системы», насмешки и угрозы, в сознании верующего может возникнуть малодушная мысль: «...не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и — не мог» (Иер. 20.9). И я благодарю моего Бога, что этот огонь и силу Святого Духа он подарил не только моей душе. Ведь без Его поддержки, без ободрения и откровения Свыше никто не может решиться на брань против «властей тьмы века сего»...
Цель последующих размышлений о духовности двуединая:
— Во-первых: конкретно раскрыть в свете Священного Писания лжедуховную суть и признаки искусственных духовных проявлений и учений, лишив, таким образом, лжедеятелей контролирующей и обольщающей силы влияния на народ Божий;
— Во-вторых: изложить истинное (библейское) понятие о проявлениях христианской духовности с целью вернуть к практической жизни реальные духовные ценности, воскресив в сознании верующих первохристианский дух благоговения, благочестия и богобоязненности.
В этом смысле «Лабиринты духовности» — это не «начала веры», не «молоко» (Евр. 5.12), а «твердая пища» (Евр. 5.12), которая «...свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5.14). «Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец» (Евр. 5.13). Книга написана для размышляющих и духовно ищущих христиан, призванных Господом заботиться о духовных младенцах, колеблющихся и увлекающихся «...всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения...» (Еф. 4.14).
В теоретическом плане данная работа отражает дальнейшее развитие сравнительно нового научно-богословского направления: «экология духа» или «экология духовности». Однако корректное решение задач экологии духа имеет не только теоретическое, но, и это самое главное, — практическое приложение в повседневной жизни и служении христиан. В частности, особую значимость в последнее время приобрел сравнительно узкий круг вопросов данного направления, относящийся к разделу «экологии духовных проявлений».
Книга написана с глубоким осознанием того, что истинная благодать Христова — это не «сухая» и категоричная критика лжедуховности, духовного несовершенства и недостатков верующих; это не самоцельные попытки поиска недостатков и лжедуховных элементов в служении и поклонении Богу. Истинная христианская благодать — это не «буква» убивающая, но дух животворящий (2 Кор. 3.6), дающий шанс на спасение даже обреченным и «взятым на смерть» (Притч. 24.11). Истинная обличающая благодать долготерпеливо, постепенно и с любовью приводит к Истине, которая не только освобождает людей, но и указывает им Путь выхода из духовного лабиринта безнадежности — к полноценной Жизни во Христе Иисусе.
В отличие от фанатичных и духовно ослепших «борцов за истину», духовные христиане должны не только указывать на проблемы с большой точностью, но обязаны при этом предлагать разумную альтернативу — позитивное разрешение проблемы. Духовные христиане стараются исправить покалеченные и заблудшие души в духе кротости и смирения, с учетом индивидуального подхода (Иуд. 1.3-4), наблюдая за собою, чтобы не быть искушенными (Гал. 6.1), помня, что истина без любви — это надменность, а любовь без истины -пустая сентиментальность. Именно в этом и состоит глубинная сущность методов новозаветной апологетики или защиты истинной духовности — законного подвизания за веру евангельскую —
«веру однажды преданную святые» (Иуд. 1.3-4).
Ссылаясь на св. Иеронима, Киприана, Иренея и многих других отцов церкви, монах рассказал им о пришествии Антихриста.
— Одни утверждают, что родится он в Галилее, как Христос, другие — в великом граде, именуемом духовно Вавилон или Содом и Гоморра. Лицо у него... многим будет казаться похожим на лицо Христа. И сотворит он великие знамения... Поверят, многие поверят... и соблазнятся личиною святости...
Мережковский Д.С. «Христос и Антихрист», т.2
СВОБОДА — одно из самых сильных благословений и, в то же время, испытаний человека. Многовековый исторический опыт показывает, что во времена политической свободы Церковь всегда подвергалась опасности уклониться в отступничество, добиваясь удобств, авторитета, славы и привилегий, путем компромиссов с мирской системой. Незаметно заражаясь потребительским «духом мира сего» христиане неосознанно поклоняются мирским ценностям, идолам, кумирам и авторитетам. При этом народ Божий духовно засыпает и опустошается, лишаясь истинно небесных качеств: смирения, скромности, жертвенной любви, бескорыстного «тайного» милосердия и других добродетелей.
Вот почему в последнее время в мыслящих христианских кругах раздается все больше голосов, которые считают, что Церковь не должна искать «дешевой благодати» и славы в этом мире. Церковь не должна предлагать и гарантировать спасение как «сделку», не предъявляя при этом к людям серьезных требований. Истинные христиане должны следовать за Христом на крест, жить по Его учению, «отвергнуть себя», принять жертвенную, «дорогую благодать» веры евангельской, за которую отдал Свою жизнь Сын Божий — Иисус Христос.
Что же мы наблюдаем в наши дни? Демократия, экуменизм, плюрализм, релятивизм, гибкость, компромиссы, христианские политические партии и прочие подобные концепции воспринимаются как высший идеал человеческого духа и поиск единства. Но внимательный взгляд в историческое прошлое показывает/что беспринципное соединение разнородных категорий может привести к духовной катастрофе. Любой утопизм, любые нереализуемые и нестыкуемые на практике идеологии впоследствии неизбежно ведут к разочарованию. Построение христианского государства — одна из таких утопических, неевангельских кон-цепций, породившая идею политизации современной Церкви, что повлекло за собой вовлечение некоторых верующих в активную политическую борьбу со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Существует и другая опасность: ложная харизматизация христианства с элементами экуменизма. Вред, нанесенный христианству ложной харизматизацией и либерализацией, приведшей к духовному хаосу в Церкви и породившей ряд серьезных духовных проблем и соблазнов, еще предстоит оценить. Однако уже сейчас можно констатировать факт:
«...ущерб, понесенный либеральным христианством из-за чересчур охотного приспособления к современной культуре, был весьма велик..., приспособление современной религии к «разуму» современной культуры неизбежно повлекло капитуляцию перед ее тощей «душой» [Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. — М.: Юрисгь, 1996, с.381-383].
Вследствие духовного упадка, незаметно стирается грань между христианским духом и «духом мира сего», что приводит к возникновению различного рода обольщений или «лабиринтов духовности» в среде христиан. Духовная пустота компенсируется и заполняется искусственными подделками и заблуждениями, различного рода зрелищами и развлечениями, а не богослужениями. Именно так начинается «игра в христианство»... Сложность ситуации усугубляется тем, что
«в современной культуре почти ничто не указывает на власть демонического в человеческой жизни, на ту опасность, какой постоянно подвержены все достижения цивилизации, когда порывы зла в человеке могут слиться в коллективном действии и достичь дьявольских масштабов» [Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. — М.: Юрисгь, 1996, с.384].
Таким образом, вне сомнения, в наши дни относительной свободы Церковь переживает процесс секуляризации или смешения с миром. Известный религиозный философ Р.Нибур приходит к заключению:
«Либеральные церкви спрятали свой свет под сосудом современной культуры, со всеми ее сиюминутными предрассудками и самонадеянностью... Приспосабливаясь к специфическим верованиям и предрассудкам современности, либеральная церковь находится в постоянной опасности затушевывания коренных особенностей христианской вести и творческих аспектов христианской морали... Вся современная секулярная либеральная культура, к которой слишком привязана либеральная церковь, есть, по существу, лишенная жизни и обезбоженная религия» [Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райн-хольда Нибура. — М.: Юрисгь, 1996, с.376-380].
«Нравственно активная часть Церкви в Америке оказалась более секуляризованной под действием современной культуры, чем в какой-либо другой западной стране» [Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура. — М.: Юрисгь, 1996, с.385].
К подобным выводам приходит профессор философии и богословия Брюс А. Литтл, анализируя современное христианство в американской культуре:
«Не только христианство повлияло на Америку, но в чем-то и сама Америка сформировала евангельское христианство» [Брюс А. Липтл. Христианство в американской культуре. Симферополь: Крымско-Американский колледж, 1996,с.3].
«Сегодня евангельское христианство оформило свою весть таким образом, что она стала привлекательной для утоления аппетитов американской общественности. Христианские рок-музыка и поэзия, христианский театр, христианские группы поддержки, группы худеющих — и этот список можно продолжить, чтобы показать, как христиане-евангелисты стараются сделать христианскую весть более привлекательной. И чтобы вы не думали об этих различных методах, одно является несомненным: это то, что евангельское христианство пользуется уважением...» [Брюс А. Липтл. Христианство в американской культуре. Симферополь: Крымско-Американский колледж, 1996, с.12].
Таким образом, анализируя тенденции современного христианства, мы убеждаемся, что оно часто пользуется принципом: «для достижения благой цели — все средства хороши». А как же тогда быть с предостережениями Иисуса Христа и апостолов: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас...» (Иоан. 15.19-20); «...почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве, и злословят вас... Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется» (Тим. 4.4-14). «...все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы»» (2 Тим. 3.12).
Эгоцентричная этика утилитаризма (от лат. утилитас — польза, выгода), считающая временную пользу (например, внешний эффект от воздействия рок-композиции, рэп-музыки, танцев, клоунов, количественный прирост церквей и т.д.) основой нравственности и критерием человеческих поступков, настолько завладела общественным сознанием, что даже христиане считают ее привлекательной идеологией для достижения авторитета и успеха в жизни и служении. Не по этой ли причине Брюс А. Литтл справедливо отмечает, что «создается такое впечатление, что довольно часто американское христианство скорее пользуется указаниями культуры, чем дает направление культуре» [Брюс А. Липтл. Христианство в американской культуре. Симферополь: Крымско-Американский колледж, 1996, с.24]. Так, применительно к психологии, «христиане, скорее, пытались подогнать свою теологию к идеям психологии, чем оценить концепции и методы психологии через богословие» [Брюс А. Липтл. Христианство в американской культуре. Симферополь: Крымско-Американский колледж, 1996, с.26]. Вот почему, анализируя реалии современного американского христианства, Брюс А. Литтл отмечает, что «иногда нелегко обнаружить христианское влияние в нашей жизни» [Брюс А. Липтл. Христианство в американской культуре. Симферополь: Крымско-Американский колледж, 1996, с.26].
К сожалению, отрицательные тенденции смешения с миром характерны и для христиан в странах бывшего СССР, включая Украину. В конце 80-х годов XX века, по молитвам и молениям нескольких поколений христиан. Церковь в бывшем СССР получила долгожданную свободу. Но почему, начиная с этого момента, выражаясь образно, «потускло золото, изменилось золото наилучшее! камни святилища раскиданы по всем перекресткам. Сыны Сиона драгоценные, равноценные чистейшему золоту, как они сравнены с глиняною посудою, изделием рук горшечника!» (Плач Иер. 4.1,2)? Почему выигрыш в смысле спасения и повышения уровня духовности человеческих душ (а не только их количества!) не столь значителен, как ожидалось? Почему в некоторых современных христианских кругах так много духовной пустоты, заорганизован-ности, высокопарных шаблонных лозунгов без «власти», приводящих к духовной пассивности народ Божий?
Для истинных христиан подобные вопросы возникали всякий раз, когда Церковь по тем или иным внешним или внутренним причинам уклонялась от истинного поклонения Богу «в духе и истине» к поклонению ритуальному, душевно-плотскому, лишенному присутствия и общения Святого Духа.
Говорят, что история повторяется. К сожалению, повторяются и ошибки прошлого. Еще отец церковной истории Евсевий Памфил заметил, что жизнь христиан, получивших свободу после гонений и притеснений от язычников, склонна изменять свое первоначально «мерное», в евангельском понимании, течение. Другими словами, часто христиане не выдерживают «испытания свободой», впадая в различные искушения и сети, допуская различные компромиссы с миром в угоду меркантильным, корыстным, «политическим» — плотским интересам.
«С каким доброжелательством относились к предстоятелям Церквей прокураторы и правители! Как описать эти многотысячные собрания в каждом городе, эти удивительные толпы людей, стекающиеся в дома молитвы! Старых зданий было мало; по всем городам воздвигали новые обширные церкви. Так шли в то время наши дела: с каждым днём наше благополучие росло и умножалось; ничья зависть нам не мешала, и злобный демон не мог ни очернить нас, ни подстроить людские козни, пока над нами была рука Божья, охранявшая народ, этого достойный. И вот эта полная свобода изменила течение наших дел: все пошло кое-как, само по себе...» (Евсевий Памфил. Церковная история, 111-IV в. [Евсевий Памфил. Церковная история. — М.:Издание Спасо-Преоб-раженского Валаамского монастыря, 1993, с.286]).
В IV в. после Р.Х. духовное ослабление и обмирщение христианства Римской империи было обусловлено, главным образом, тем, что Церковь, ставшая государственной религиозно-политической организацией, и «победившая» с помощью императорской власти язычество, незаметно переняла дух самих побежденных. Именно это и привело впоследствии к духовному упадку и искажению сущности христианской веры в целом. Речь идет об оязычивании (обмирщении) Церкви.
«Церкви удалось решить сложную задачу, племена были обращены в христианскую веру, однако секуляризация (обмирщение) и участие государства в церковных делах стали той ценой, которую пришлось заплатить за сохранение культуры и обращение язычников. В устройстве Церкви и в вероучении также произошли некоторые отрицательные изменения...» (Эрл Е. Керне. Дорогами христианства. С. 96).
«Животворящая евангельская проповедь первых двух веков истории церкви стала тускнеть к началу четвертого века, времени правления императора Константина. Христианство стало государственной религией, и опять церкви заполнились номинальными христианами, которых мало интересовали духовные вопросы, а больше политика и общественный престиж. Христианство стало модным...» [Р. Такер. От Иерусалима до края Земли. [Пер. с англ.]. — СПб.: Мирт, 1998,с18].
Нечто похожее произошло и в наше время в странах бывшего СССР. Времена так называемой гласности и перестройки положили, в некотором смысле, начало «перестройке» христианства. В результате открытия границ, бурные информационные реки, хлынувшие как с Запада, так и с Востока, принесли славянским народам не только благословение и расширение кругозора. Наряду с положительным влиянием взаимообщения и просвещения, в славянскую среду были привнесены новые духовные учения, новые стили и формы прославления Бога, не имеющие ничего общего с благоговейным и смиренным поклонением Богу «в духе и истине». Процесс ложной харизматизации захлестнул своими «горькими водами» многие направления протестантизма, порождая «пустое благочестие» и лишенное силы, духовно неуравновешенное христианство.
Не секрет, что в отечественном евангельском христианстве идет не только активное движение евангелизации и просвещения (что, несомненно, радует), но, параллельно набирает силу незаметный на первый взгляд процесс неразборчивой «гуманизации» и секуляризации Церкви, т.е. — смешения духовной и святой культуры христиан со светской, мирской культурой, не имеющей Духа Христова. Подобное смешение с пропитанными грехом и оккультизмом обычаями и нравами мирского гуманизма, приводит Церковь к постепенному духовному заражению. И именно это вызывает скорбь и томление духа у тех христиан, кто практически испытал истинную силу и истинную власть Святого Духа.
Христиане незаметно заражаются духом «прагматизма», т.е. неразборчивым стремлением к тому, что приносит быстрый успех. В результате, верующие оказываются в сетях мирского, меркантильного духа, в стороне от Божьих моральных стандартов и принципов, в погоне за высокими показателями массового обращения и количественного роста общин.
Театрализация церкви и «христианский рок» преподносятся простодушным верующим как поднятие авторитета Церкви и усиление влияния на неверующих. «Свободный» (неприличный, мирской) имидж и стиль поведения христиан — как проявления благодати и полной свободы во Христе. Полити-зация — как отстаивание прав христиан, хотя, в сущности, голоса верующих и их членство в политических партиях используются для усиления позиции той или иной партии в политической борьбе за влияние и власть
Некоторые христиане увлечены тонким искусством обольщения. Они искренно верят в утопические идеи построения «христианского государства», забывая слова Христа, что Царство Его «не отсюда». Часто, верующие не выдерживают искушения ни политической властью, ни властью мнимого «авторитета Церкви», лишаясь реального присутствия и действия Господа. Вечную Славу Божью меняют на тленную славу и награды человеческие. Вот почему отступает Сила и Слава Всевышнего от народа Божьего, остается лишь пустота храма и духа, заполняемая человеческими проявлениями и заблуждениями...
Итак, обмирщение и ложная харизматизация Церкви -основные, отрицательные тенденции современного христианства. Обольстившись «эффектом большинства», ориентируясь на мировую систему христианской культуры, зараженную духом без-принципного плюрализма, и поддавшись общему течению, христиане «...высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2.13).
К категории «водоемов разбитых» следует отнести такие явления: ложные пророчества и видения («мечты сердца»), имитация исполнения Святым Духом, «лепечущие языки», «музыкальные» молитвы, театрализация богослужений, «христианский» рок, «падения», «марши», «святой» смех, «телесные упражнения» (танцы, шатания, рукоплескания во время богослужений), «связывание сатаны», а также другие душевные технологии.
Другими словами, ряд современных духовных движений и учений внутри христианства можно классифицировать по категории искусственной и ложной духовности, носящей поверхностный и явно деструктивный характер, разрушающий не только интеллектуально-чувственную сферу человеческого естества, но и его дух.
В основу таких лжедуховных движений положено лжеименное знание, продуцируемое надменностью и корыстностью человеческого сердца и смещающее до неузнаваемости акценты в вероучении Библии. Как следствие, из этого вытекает неосознанное отрицание библейских принципов благоговения и благочестия, т.е. подмена истинно божественной духовности, красоты и гармонии. В наглядном виде это проявляется в современных стилях проведения богослужений с элементами шоу-представления, «легкой» театральности, «музыкальных молитв», бегания проповедников по сцене и доминированием других сугубо эмоциональных способов влияния на публику.
«Пленение церковных лидеров модной теорией, что «мы должны делать все возможное, чтобы удержать в церкви нашу молодежь», вызвало целую волну компромиссов, что привело к отклонению целых трех поколений в церкви от серьезных изысканий молитвы и совершенствования святости в страхе Божьем.... Лаодикийская церковь довольствуется забавами, смехом, вечеринками, играми и поето-ынным «евангельским» увеселением. Даже личные свидетельства и служения церкви заразились совершенно новым способом проповеди Евангелия, который не имеет ни капли сходства с помазанной проповедью истины» (Билл Буркетт, «Видимый христианин»).
Подобное отступление от буквы и духа Священного Писания является признаком последнего времени, признаком духовного охлаждения христиан. Таким способом человечество подсознательно подготавливает к добровольному принятию оккультной и политизированной религии «человека греха» или антихриста — «того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фее. 2.9). Поэтому христиане должны бодрствовать и духовно трезвиться, чтобы не дать врагу места и «точки опоры» в своей среде. Девизом современной христианской Церкви, которая «не от мира сего», должно стать изречение Ее Главы -Сына Божьего, Иисуса Христа: «...идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Иоан. 14.30). Эти вечно живые и действующие слова — «суть дух и жизнь» (Иоан. 6.63).
Несмотря на массовый характер указанных негативных тенденций в современном христианстве, хочется надеяться, что наступит время, когда «...убоятся имени Господа на западе и славы Его — на восходе солнца «(Ис. 59.19). Хочется верить, что еще остались верующие и церкви, «которые не осквернили одежд своих, и будут ходить... в белых одеждах, ибо они дос-тойны» (0ткр. 3.4). И как в «темные времена» истории, во времена, когда царит «мерзость запустения», «люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать,.. разумные из народа вразумят многих» (Црн. 11.31-33). Вразумят «...не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф» (3ах. 4.6).
В связи с этим, важнейшей задачей служителей Церкви является необходимость защиты духовного естества человека на фоне невероятного разнообразия лжедуховных движений и учений.
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки