СОДЕРЖАНИЕ:
Эта глава показывает уничтожение зла и наступление Тысячелетнего Царства; затем новое короткое искушение диаволом всех жителей Тысячелетнего царства воскрешение мертвых для всеобщего суда и его результат. Это глобальные по времени и вселенские по значению события, но здесь они изложены кратко, почти схематично, потому что более детально они описаны в пророчествах Ветхого и Нового Заветов.
20:1-3. Диавол сковывается “большой цепью” и заключается в бездну.
Как раньше небеса были очищены от присутствия диавола и его бесовских легионов для принятия восхищенной Церкви (Отк. 12:7-9), так теперь вся земля будет освобождена от их присутствия для воцарения Христа и Церкви (Зах. 13:2). “Метлою истребительною” Господь выметет всю эту нечистую силу из всех уголков земли. Ничего проклятого не останется на ней: люди и животный мир будут освобождены, благословлены и вкусят дар Его полноценной жизни.
Но суд Божий совершится не раньше, чем все творение лично убедится в полной виновности сатаны. Ни у кого из сотворенных существ ни на небе, ни на земле, ни под землей не должно оставаться ни малейшего сомнения в его преступности и вине перед Богом и всем творением.
Вся история человечества, начиная от грехопадения Адама и Евы и кончая Армагеддоном, — это обвинительный акт сатане и духам зла. И во время суда Божия над живыми, начиная со второй печати и кончая седьмой чашей гнева, диавол и его орды показали себя во всем своем жестоком и злодейском характере действий по отношению к земле и человеку. Он ведь обещал первой паре, что “будете, как боги” (Быт. 3:5), т. е. хотел выдать себя и теперь выдает за благодетеля человечества, мотивируя тем, что Бог запрещает, значит Он злой, а я добр, потому что все дозволяю. Где же его обещание “будете, как боги”? В чем он возвысил людей или явил им силу добра, благородства, красоты, счастья и богоподобия? Наоборот, он все обезобразил, что было прекрасного и доброго в людях, и в этом его страшный грех и преступление. Он подтвердил, что он лжец и человекоубийца, каким и был от начала (Ин. 8:44).
Бог может устранить сатану Сам, но Он этого не делает, а человек не в силах это сделать. Поэтому эта работа поручается Ангелам света, которые, при содействии авторитета Божия и молитвенного ходатайства Церкви, заковывают дракона “большой цепью” и сбрасывают его в бездну на весь период Тысячелетия.
“Цепь” здесь, безусловно, подразумевается не металлическая, потому что никаким металлом невозможно связать духа. “Цепь” является символом мощи и необходимого господства, чтобы связывать и сокрушать врага по Слову Мф. 12:29; 16:19; 18:18; Мр. 3:27. Поэтому “цепь”, которой будет скован сатана, означает духовные победы святых в борьбе с ним во все века. Эта цепь сделана из множества звеньев, ибо куется на протяжении тысячелетий молитвами и неотступным борением народа Божия со змием. И теперь он этой цепью связан и заключен в бездну.
“..И положил над ним печать...”
“Печать” означает ограничение и полное запрещение его деятельности на весь период Тысячелетия.
“...после же сего ему должно быть освобожденным на малое время”.
И что же? Осознал диавол свою вину? Нисколько! Он снова примется за старое дело: “...сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы” (20:7). Это допущено для того, чтобы затем уже удалить его навеки.
20:4. Здесь образно описано последнее заседание предварительного суда Божия. На престолах восседают судьи, которым дана власть судить. Кто они и что это за суд?
Суд этот в Писании называется “судилищем Христовым” (2 Кор. 5:10), а судьи на нем — те, кто на земле сумел разгадать природу зла. отверг ее и все обольщения сатаны и жил жизнью победы. За это они. как полные победители, получили право воссесть на престол судей вместе со Христом (Отк. 3:21; Дан. 7:9-10,22). Судилище Христово предусматривает урегулирование отношений между членами Церкви и получение наград.
Нет сомнения, что судьями здесь будут Сам Христос и Его Церковь, те, кто разделил на земле Его крест и напасти (Лук. 22:28-30). Это пророки. Апостолы и все святые ветхозаветной и новозаветной Церкви. Здесь особо выделена группа победителей “зверя” под видом “обезглавленных” душ. Это “неразумные девы”, у которых тоже будет славный конец, что видно из слов: “Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет”.
20:5-6. “Прочие из умерших” — это все остальные народы, существовавшие на земле во все века, жизнь которых, как отмечает Писание, явила собой “солому” (Мф. 3:12; 13:30). “Пшеница Божия” будет собрана в “житницу” Его, а “солома” —сожжена “огнем неугасимым”. Под “соломой” подразумевается внешняя среда Церкви, которая по-разному проявляла свое отношение к Богу и к детям Божиим. Поэтому решение ее участи отложено до времени, когда окончится тысяча лет.
“Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом...”
Писание открывает, что будет два воскресения умерших:
Первое воскресение называется “блаженным”, потому что в нем принимают участие победители, которые будут особым образом облагодетельствованы: они не будут судимы у белого престола, но выступают там в качестве судей. Им принадлежит не только жизнь вечная, но в ней они наследуют “все” со Христом (21:7). Святость участников первого воскресения служит основанием для избавления их от “второй смерти”. “Смерть вторая” — это духовная смерть, вечное отделение от Бога и осуждение в “озеро огненное”.
Первое воскресение имеет три фазы:
Участники первой и второй фазы ожидают своих собратьев из третьей фазы, ибо без них не может начаться брачный пир Агнца (1 Кор. 11:33).
“...они будут священниками Бога и Христа...”
Церковь уже на этой земле несет свое первосвященниче-ское служение, постоянно ходатайствуя за народ, живущий на земле (1Пет. 2:9; 1Тим. 2:1-4; Мф. 5:44). Она будет совершать это и в Тысячелетнем Царстве, и даже в вечности на новой земле, где будут находиться спасенные народы (Отк. 21:24).
“...и
будут царствовать с ним тысячу лет”.Период царствования Иисуса Христа на земле сроком в тысячу лет указан только в книге Откровения и упомянут в главе 20 пять раз (20:4-7). Это не символика, а ясное указание на то, что Царство Христа в тысячу земных лет действительно будет на нашей планете и в материальном виде. Слова Ап. Петра о том, что у Господа “один день, как тысяча лет” (2 Пет. 3:8), к нему не относятся. На это же Царство указывают слова песни небожителей у престола Божия (Отк. 5:10): “.И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле”.
Тысячелетнее Царство имеет три значения:
1. Это славный юбилей земле (Лев. 25:8-10), ее отдых за все то горе, которое она пережила за период истории языческого мироправления в грехе, зле и страдании. Земля была проклята за грех Адама и Евы и потому страшно страдала (Быт 3:17; Ис. 24:3-20). Теперь с нее будет снято это проклятие и ей будет возвращено райское плодородие. Застроятся пустыни вековые и возобновятся города разоренные (Ис. 61:4), пустыня сделается садом (Ис. 32:15), радость и веселие, славословие и песнопение будет там (Ис. 51:3). “Вместо терновника вырастет кипарис, вместо крапивы возрастет мирт” (Ис. 55:13). Опустошенная земля будет возделываема (Иез. 36:33-36). Бог покажет перед всей вселенной, чего можно достичь на этой земле при Его мудром управлении и какое всестороннее, духовное и материальное, благоденствие наступит на планете, когда архивраг диавол будет удален. Это будет истинно золотой век человечества, когда жизнь твари будет полной чашей.
Значение юбилея по Писанию: Бог сотворил землю и жизнь на ней за “шесть дней” — шесть периодов времени. Каждый период равен определенному числу лет, подобно субботним годам в Палестине, на примере которых Бог прообразно показал план сотворения мира (Лев. 25:1-12). Каждый седьмой год служит “днем” покоя и отдыха (Быт. 2:1-2), а пятидесятый год — юбилейный. Так и Тысячелетнее Царство есть “суббота покоя земли” (Исх. 20:9-11; 2Пет. 3:8). Это будет последнее тысячелетие существования этой земли, но в покое, отдыхе и благословении.
2. Тысячелетнее Царство — это реабилитация Христа и Церкви (Ис. 53:2,11; Отк. 3:9). Здесь, на земле, Христос и Его Церковь были отвергнуты, опозорены и гонимы людьми, даже до смерти. Здесь же они будут людьми и реабилитированы и восстановлены в достоинстве, как светочи человечества, которыми Бог будет хвалиться.
Этого требует справедливость.
Господь Иисус по обетованию Царь народа Божия (Лук. 1:32-33). Он Царь по избранию (Ин. 1:49), по предназначению (Ин. 18:37). Он на то и родился и пришел в этот мир (Ин. 19:19). Но Он был отвержен своими (Ин. 1:10-11), а затем и всем миром, был “презрен и умален” (Ис. 53:3), осужден и “к злодеям причтен”, претерпел позорную казнь.
Точно такой же страдальческий, крестный путь прошла по Его следам и Его Церковь. По Его примеру, она несла позор, отвержение и преследование всего мира. Но когда Господь воцарится со святыми, вся земля признает Его власть и поклонится Ему и Церкви, ибо Он — “Царь царей и Господь господствующих” (Отк. 19:16; 17:14; Фил. 2:9-11).
3. Тысячелетнее Царство — это исполнение всех обетовании, данных Израильскому народу и всей земле (Мф. 5:18; 24:25; Лук. 1:37).
Бог обещал Израилю, что он будет “Его уделом” из всех народов, будет “царством священников и народом святым” (Исх. 19:5-6; Вт. 7:6; 14:2; 26:18).
Израиль тяжко согрешил и был рассеян по всей земле (Вт. 28:64). Но Бог дал им обетование, что возвратит их в землю отцов (Ис. 11:11-16), заключит с ними новый завет (Иер. 31:31-34; Иез. 37:26-27), даст им новое сердце и новый дух (Иез. 11:18-20; 36:26-27). Он поставит Свое святилище среди Израиля навеки, и будет у них жилище Его, и Он будет их Богом, и они будут Его народом, и весь дом Израилев будет служить Ему (Иез. 20:40).
Теперь наступило время исполнения всех этих великих обетовании Бога. Тысячелетнее Царство — это суббота покоя для избранного еврейского народа (Евр. 4:9). Господь будет Царем на всей земле, а все народы будут служить Ему и будут ежегодно приходить на поклонение в Иерусалим (Зах. 14:16-19).
Пророчества о Тысячелетии имеются и в Ветхом и в Новом Заветах: Пс. 21:29; 101:23; Ис. 11:6-10; 60:1-22; 65:18-25; Дан. 7:13-14,22,27; Рим. 16:20; Отк. 20:4-7.
Чем эта тысяча лет будет отличаться?
Все эти и другие вопросы относительно Тысячелетия освещены в пророчествах Библии. Христос всю тысячу лет будет находиться с Церковью и в небесных пространствах и на земле (1Фес. 4:16-17; Ин. 1:51). Совершив .суд над врагами при Армагеддоне, Он направится в Иерусалим: “И вот, слава Бога Израилева шла от востока... и вошла в храм...” (Иез. 43:2, 4,7). В тот день “из-под порога храма” потечет источник воды живой (Иез. 47:2-12; Иоил. 3:18), имеющий удивительную жизненную силу (Зах. 14:8-11). Все пораженное перед Тысячелетием при судах через “трубы” и “чаши” теперь будет оздоровлено. А над горою Сион явится облако славы Божией; с того времени название городу Иерусалиму будет “Господь там” (Иез. 48:35). Иерусалимский храм будет местом поклонения Богу для всех народов Тысячелетия.
20:7-10. Сатана будет освобожден из темницы на короткое время для того, чтобы испытать жителей тысячелетнего периода царствования Христа на земле, т. е. чтобы предоставить возможность каждому проявить свободно свою волю и тем самым определить свое место в вечности.
Освобожденный искуситель найдет человечество небодрствующим, снова легко поддающимся обольщению для новой вражды и войны против Бога. Жители Тысячелетнего царства будут видеть Бога и поклоняться Ему, но многие из них будут это делать по долгу, а не по влечению сердца, “под жезлом железным” законов Тысячелетия (Отк. 2:26-27). Они будут религиозны, но не возрождены свыше. А религиозность без возрождения свыше, от Духа Святого, бессильна переменить человеческое сердце.
Освобождение сатаны после его тысячелетнего заключения и было допущено для того, чтобы еще раз доказать ложность его утверждений, что натуру человеческую, испорченную грехом, можно исправить условиями жизни. Нет, она бесповоротно испорчена им и подлежит смерти. И сам диавол убедится, что его полностью изобличили и разоблачили. Это современные идеологи мечтали перестроить мир и жизнь общества сделать счастливой и свободной без перемены сердца, без рождения свыше. И что же? В результате — моральное и духовное вырождение и разложение общества.
Диавол будет освобожден, чтобы доказать справедливость Божественного суда. Господь всегда открывал людям, что пока источник горя и зла — сатана — на свободе, о райской жизни на земле не может быть и речи. Справедливость Божиих утверждений полностью оправдывается поведением сатаны, который остается верен своей тактике. Посредством своего неизменного оружия — обмана и обольщения — он снова введет народы в заблуждение и снова соберет их на войну с Богом ,в огромном количестве — как “песок морской”.
У пророка Иезекииля в главе 38 показан этот поход “Гога из земли Магог”, который “окружит стан святых и город возлюбленный”, т. е. Иерусалим. Суд им будет мгновенный: с неба спадет огонь и уничтожит их, а диавол будет ввергнут в “озеро огненное”, теперь уже навсегда.
20:11. Это последний суд Божий у белого престола. “Белый” он потому, что находится в неприступном свете и сам сияет блистающим светом, отражая величие славы Божией, могущества и правосудия Его (Пс. 9:8-9; 95:13; 97:9), “от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места”.
Мнение, что наша планета Земля во время суда обновится, очистившись огнем Божиим, и вновь будет функционировать в вечности, не подтверждается Писанием. Иоанн говорит, что она “убежит от лица” Господа, т. е. исчезнет из Его присутствия совершенно. Как она будет “убегать”, поясняет Петр: “Придет же день Господень, как вор ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят” и затем добавляет: “Мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда” (2 Пет. 3:10-13). Бог, Который все тысячелетия держал небо и землю в незыблемой гармонии словом Своим (Евр. 1:3), отнимет это слово, и все сдвинется с орбит своих, столкнется, отчего и сгорит земля. Как видно, земная кора разрушится, огонь из центра пробьется наружу, и она, по предположению некоторых богословов, явится тем “озером огненным”, куда будут осуждены диавол и все особо страшные грешники.
20:12. “И увидел я мертвых, малых и великих...”
На всеобщий суд воскреснут все те, кто не имел участия в воскресении первом (Дан. 12:2). “Пробудятся” они в новых телах, а прежние тела, отданные праху земному, послужат зародышем или залогом для получения нового тела. Пророк Даниил говорит о воскресении умерших в общем, а евангелист Матфей рисует детали, показывает фрагмент этого суда (Мф. 25:31-46). Все народы соберутся пред лицом Христа, и Он отделит одних от других, как отделяют “овец” от “козлов”. Некоторые считают, что указанные здесь “овцы” — это праведники из членов Церкви. Это ошибочное мнение. Вся Церковь воскресла в первое блаженное воскресение и выступает на этом суде в качестве судей вместе со Христом (1 Кор. 6:2-3). Здесь же все, и “козлы” и “овцы”, — это мирские люди, не вошедшие в Тело Христа и не удостоенные первого воскресения.
“Овцы” — это праведники из разных народов земли и разных конфессий, которые не знали Иисуса Христа, но любили дела милосердия и старались поступать по совести (Лук. 14:14; Рим. 2:14-15). За их милосердие они будут помилованы Богом и получат дар вечной жизни (Мф. 10:42; 25:40).
“Козлы” — это большие грешники и богоборцы, преступники перед Богом и людьми: нечестивцы, злодеи, тираны, изуверы, сатанисты, чародеи, все, кто губил людей. Они прокляты Богом за свои злодейские дела и приговорены в “геенну огненную” (Мф. 25:41).
Вечную участь всех судимых предрешила “книга жизни” и “другие книги”, раскрытые перед судьями. Это раскроются жизни и совести всех, представших пред судом, став их неподкупными обвинителями или оправдателями (Ин. 12:48).
20:13-15. “Море, смерть и ад” являются тремя отделениями преисподней, где сохраняются души до суда. Два отделения — “ад” и “смерть” — содержат больших преступников, которые осуждаются на муки вечные в “озеро, горящее огнем и серою”. А о самом обширном хранилище душ — “море” — этого не говорится. Отсюда смело можно делать вывод, что если души не осуждены в “озеро огненное”, значит они спасены для новой земли согласно обетованиям Божиим, содержащимся во всей Библии. На суде будут действовать законы воздаяния, по которым люди будут судимы за дела, слова и мысли (Мф. 10:42; Лук. 6:36-38; Гал. 6:7-8; Пс. 9:9). Но в спасение Божие, на новую землю, войдут те, кто покается, кто совершал дела милосердия, вел добродетельную жизнь, хотя и не знал Христа.
С этой главы открывается совершенно новая эпоха — всецелое наступление вечности, новое мироздание во вселенной, которое в дальнейшем, вместе со своими обитателями, будет бесконечно развиваться от совершенства к совершенству (Кол. 3:3-4).
Важно отметить одну особенность Священного Писания: как в начале Библии только две первые главы были безоблачны, без присутствия сатаны, так и две последние главы безоблачны и свободны от его присутствия. Вся же история человечества, история его падений и страданий, связана с этой ужасной, злой и коварной личностью. Его вторжение в жизнь общества принесло человеку великое горе, земле и природе — проклятие. Избавление от его власти воспринимается теперь как великое счастье, бесконечное торжество радости и блаженная жизнь. Это вечность беспредельного общения и единения твари с Творцом, протекающая в безмятежном, бесконечном и беспрепятственном развитии жизни.
21:1. Пред глазами Иоанна проходит новое небо и новая земля, на которых обитает правда (2 Пет. 3:13). Новые условия жизни родят и новые формы взаимоотношений между людьми, при которых всякая неправда будет немыслима, исключена навсегда.
21:2. “И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим...”
Город Иерусалим на земле являлся столицей Иудейского царства, с ним всегда были связаны вера и чаяния еврейского народа. Он также положил основание вожделенным мечтам и чаяниям святых всех веков, которые верили в грядущее Царство Небесное, в святой горний “Иерусалим”. Пророки Ветхого и Нового Заветов прозревали за видимым земным Иерусалимом великую небесную реальность — вышний, славный царственный “город Иерусалим” (Ис. 33:20-22; 60:13,19-20; Гал. 4:26; Евр. 11:9-11; 12:22-23).
Слова “сходящий от Бога с неба” показывают, что он с неба сошел, но до земли не дошел. Как видно, “город Иерусалим” будет особой планетой, звездой или целым созвездием, которое будет сиять в мироздании, как “светило лучезарное” (Пр. 4:18; Отк. 21:11). Он будет светить новой земле так, как нынешнее солнце светит нашей земле. И этот “город” будет так величествен и прекрасен, как невеста в подвенечном наряде.
21:3. “Се, скиния Бога с человеками...” Небесный голос называет город Иерусалим “скинией” Бога с людьми, что указывает на то, что в вечности между Господом и Церковью будут самые близкие отношения и общение.
Впервые о “скинии” мы узнаем из книги Исход, глава 26, где Моисею было поведено устроить шатер-скинию, как место присутствия Бога среди сынов Израилевых. Эту скинию постоянно осеняло облако славы Божией — небесная шехина, знак Его присутствия (Исх. 40:34). Эта скиния называлась еще “скинией собрания” или “скинией откровения” (Исх. 31:7; Чис. 9:15). Только священники имели право совершать служение в скинии Моисея, а в Святое святых только первосвященник входил один раз в год, в день очищения народа (Евр. 9:6-12).
В небесную же скинию, святой город Иерусалим, доступ людям открылся через Иисуса Христа, Который пришел со “скинией нерукотворенной и совершеннейшей”, чтобы через жертву Свою ввести избранных в обитание с Богом.
21:4-7. “...се, творю все новое...”
Все последствия грехопадения первых людей —болезни, слезы, плач, вопли, смерть, бесчисленные страдания всех поколений сынов человеческих здесь исчезли навсегда (Ис. 25:8), ибо прежнее все прошло. Бог творит все новое, и чтобы войти в него, необходимо тоже пережить полное обновление и приобресть “новое сердце” и “дух новый” (Иез. 36:26; 11:19), стать “новой тварью” и вступить в новый завет с Господом (2 Кор. 5:17; Лук. 22:20), соблюдать “новую заповедь” и научаться “песне новой” (Ин. 13:34; Пс. 149:1).
Господь третий раз за историю вселенной произносит: “Совершилось!” Первый раз Он произнес это слово на Голгофе, когда совершил полное искупление рода человеческого, одержав полную победу над диаволом. Второй раз это слово раздалось из небесного храма после седьмой чаши гнева, когда окончился суд над живущими на земле, — совершилось праведное воздаяние, о чем мечтало все творение. И вот теперь третий раз произносится: “Совершилось!” — что означает свершение, исполнение всех благих обетовании Божиих, данных народу Его во все века (Ис. 25:1-9). Все Его пророчества исполнились “до йоты” (Мф. 5:18). Совершилось творчество нового неба и новой земли, на которой водворяется правда и блаженная жизнь новой твари. Явился новый “город Иерусалим” — обитель для невесты Христа. И все это совершил Тот, Кто называет Себя “Альфой и Омегой”, началом и концом, “первым и последним”. Он не только первый по времени, но и источник всего. И Он не только последний во времени, но и конечная цель всего, “ибо все из Него, Им и к Нему” (Рим. 11:36; Ис. 44:6).
21:7. “Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.”
Какое величие Божественного сердца открывается нам в этих словах! Бог ищет тех, кто добровольно согласится на подвиг борьбы и победы ради Него. Бог нуждается в победителях, и Он обещает им великое наследие в небесах. Этим обетованием Он подтверждает все те святые обещания победителям, которые изложены в Его посланиях семи церквам. И венец, и престол, и наследство в небесах достигается великим усилием, и борьба эта не прекратится до пришествия Христа. Будем твердо помнить, что каждому, кто пожелает со Христом “наследовать все”, придется и выдержать все: много страдать, много бороться, много претерпеть, много молиться и многоразлично быть искушенным. Это нелегко, но “все возможно верующему”, ибо с ним Бог (Мр. 9:23).
Слова “побеждающий наследует все”, с одной стороны, нас радуют, ибо, побеждая все козни лукавого, мы оказываемся с Богом. С другой стороны, они нас обязывают очень серьезно относиться к своей личной духовной жизни и являть плоды победы перед Богом день за днем до конца нашей земной жизни, а это нелегко. Это путь креста, и его выдержат люди жертвенные, посвященные Богу христиане.
21:8. Этот стих показывает, с какими проявлениями внутреннего характера и внешних действий люди делаются участниками “озера огненного”. Они подразделяются на восемь групп. Это суть восемь мерзостнейших форм греха, основы всех грехов, которые диавол сумел насадить в людях, чтобы увлечь их за собою в вечное осуждение. Кратко остановимся на них.
“Боязливые” — “трусы”, как сказано в другом переводе, отрицающие Христа ради своей безопасности. Это те, кто всегда боялись людей более, чем Бога, боялись общественного мнения, боялись “выйти за стан, нося Его поругание”; боялись повредить своей репутации. Это боящиеся отойти от мира, чтобы подойти к милосердию Божию. Это та боязнь, которая делает людей предателями своих братьев (Мф. 24:10). Они больше любят себя, чем волю Божию (Мф. 10:39; 16:25). Это “неверующие в Слово”, не устоявшие в истине. Боязнь в данном случае — не просто страх, но трусость, позорное малодушие, ведущее к измене. Сюда могут попасть и верующие, не укорененные и не укрепленные верой в помощь Божию.
“Неверные” — неверующие. Неверие — это самый большой грех. Иудеи “отломились” от природной лозы неверием, а язычники “привились” верою (Рим. 11:20). Неверие лежит в основе всех мерзких грехов, в том числе и неверности.
Неверные — это ненадежные, которым нельзя ничего доверять — ни земного, ни небесного (Лук. 16:10-11).
“Скверные” — это те, кто дал пропитать себя духом всяких скверн этого мира. Это извращенцы и растлители, о которых написано в книге Бытия (6:12). Вся жизнь этих людей извращена настолько, что ум их и дух их перевернуты и обо всем судят превратно. Поэтому ничего доброго в их душах не осталось (Рим. 1:29-32; 2:22; Еф. 5:5; Тит. 1:16).
“Убийцы” —
те, кто запятнал себя кровью ближнего своего, подобно Каину (1 Ин. 3:12). По закону Моисея было запрещено брать выкуп за убийцу (Чис. 35:31). По Новому Завету, “всякий, ненавидящий брата своего”, или “враждующий с ним” — человекоубийца (Иак. 4:1-2; 1 Ин. 3:15). Убийцы могут быть словом, делом и намерением, что хуже убийства мечом.“Любодеи” — это не только нарушители супружеской верности, развратники, ведущие аморальный образ жизни, прелюбодеи, блудники, но и нарушители завета Божия, отступники от Бога (Иер. 3:6-9; Иак. 4:4-5; 1 Кор. 6:9; Евр. 13:4).
“Чародеи” — все оккультисты, экстрасенсы, все, напрямую связанные с белой и черной магией, с глубинами сатаны и пользующиеся его услугами или помощью (Вт. 18:9-12; Лев. 20:27; Отк. 22:15).
“Идолослужители” —это, прежде всего, жрецы языческих культов всех народов, кадившие идолам и приносившие им жертвы; также представители прочих человеческих религий, кроме богооткровенных (иудаизма и христианства). Сюда относятся и поклонники изделию рук человеческих, за которыми стоят бесы (1 Кор. 10:20). В идолослужении повинен был народ Израильский (Пс. 105:35-39; Вт. 32:15-17; 2 Пар. 28:23-25), за что неоднократно нес суд Божий, чтобы быть помилованным к вечности. В наше время распространена новая форма идолослужения — поклонение вещам, которое Писание называет “любостяжанием” (Кол. 3:5; Еф. 5:3-5). Господь предупреждает беречься любостяжания, потому что оно вытесняет Бога и заполняет всецело сердце человека как божество (Лук. 12:15; 1 Ин. 5:21). Идолослужение — это все то, что доводит человека до помрачения, одержимости и бесноватости: это и лженаука, и лжеискусство, и лжерелигия, и лжемузыка (например, рок всех форм).
“Лжецы” — повинные в сознательной лжи: обманщики, надуватели, шулера, грабители и т. п., все, кто обирает народ, а также все те, кто вводит в духовный обман и обольщение, все последователи диавола, лжеца по естеству и родоначальника лжи.
Все перечисленные категории наследуют “смерть вторую”, потому что усвоили природу сатаны.
21:9-23. “...великий город, святой Иерусалим...” На фоне предыдущей картины опустошения человеческого духа, описанной в восьмом стихе. Господь с великой радостью показывает в образе небесного Иерусалима, “жены, невесты Агнца”, что семя, посеянное Им от века через пророков, а затем через Сына Своего и Апостолов, не тщетно. Оно принесло полноту плода наивысшей духовной силы и славы — славы Божественной. Люди на земле могут не замечать служителей Царя царей, пренебрегать ими, отвергать их и даже гнать, но не Бог, ведущий о них памятную книгу, чтобы в ней отметить персонально каждого и удостоить их чести небесного гражданства.
Иоанну показан новый “город Иерусалим”, каким он будет в вечности. Он спускался с неба от Бога, т. е. как бы “завис” в небесных пространствах, как новорожденная звезда. Некоторые богословы помещают Иерусалим на новую землю. Но это поспешные выводы, ничем не подтвержденные в Писании. Город показан “нисходящим с неба”, но не дошедшим до земли и не посаженным на ней. Он, скорее всего, является новой звездой или целым созвездием, приготовленным для обитания святых со Христом, и будет сиять в мироздании во много раз ярче, чем нынешнее солнце сияет в силе своей.
Когда дело доходит до описания “Иерусалима”, меркнут все сравнения, смолкают все уста, потому что даже самые гениальные из духовных поэтов и мыслителей ощущают свою бедность и бессилие перед такой трудной задачей. Поэтому к тому описанию, какое предлагает нам Откровение, никто не может добавить ни единого слова. Мы видим здесь короткое по содержанию, но глубокое по смыслу и богатое по значению, изумительное описание столицы нового мироздания. Все это “золото”, “жемчуг”, “драгоценные камни” образуют богатейшую многоцветную гамму. Это образ необыкновенной славы, великолепия и мощи святого “города”. Само это яркое, радужное, торжественное, праздничное убранство “города” свидетельствует о его великом, высоком, вселенском предназначении.
Обилие света, разнообразие красок и форм напоминают дивно устроенный, насыщенный немеркнущими радостями уголок грандиозной вселенной, созданный для вечного блаженства царствующих в нем. Но не столько личные интересы заложены в его основании, сколько вселенское, богоподобное, господствующее начало. По всему видно, что горний “Иерусалим” предназначен стать средоточием всей красоты, славы, власти, мудрости, чести, могущества и всеобщего блага твари, а значит — столицей будущей вселенной.
Исключительно все в нем — и стены, и ворота, и основания, и измерения, и само число “двенадцать”, и цвет драгоценных камней — это духовные прообразы, символы, отображающие великое предназначение его в будущих веках. Бог дает описание “города” в образах человеческих понятий, ибо человек — раб земного образа мышления, раб привычек.
Внешнее описание “Иерусалима” уподобляется образу древнего градостроительства — со стенами, воротами и башнями. “Стена” символизирует полную безопасность и покров Божий для находящихся там; “ворота” — это образ Иисуса Христа, единственный путь и “дверь овцам” в Его Царство (Ин. 10:7-10). Расположение “ворот” с четырех сторон, по три с каждой стороны, означает открытость и доступность Царства Небесного для всех, желающих войти туда, которые придут ко Христу со всех четырех сторон света и “возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом” в Царствии Его (Мф. 8:11; Лук. 13:29). Ворота в этот небесный город — “тесные и узкие” (Мф. 7:13-14), что говорит о высоких требованиях к подвизающимся войти туда. Имена двенадцати еврейских колен и двенадцати Апостолов Христа, фигурирующие в “Иерусалиме”, указывают на преемственность и непрерывность дома Божия (Евр. 3:6), ибо тот Бог, Который говорил отцам в пророках. Он же говорит и в новозаветное время через Иисуса Христа.
Глубоко символично само число “двенадцать”. Это библейское число.
В святом горнем “Иерусалиме” двенадцать ворот с двенадцатью Ангелами на них и написанными именами двенадцати колен сынов Израилевых; двенадцать оснований с именами двенадцати Апостолов Христа; двенадцать жемчужин, двенадцать драгоценных камней; длина стены составляет “сто сорок четыре локтя”, т. е. двенадцать, умноженное на двенадцать. Измерение города в двенадцать тысяч стадий состоит из тысячи, умноженной на двенадцать. Древо жизни имеет двенадцать сортов фруктов и дает плод двенадцать раз в год. И даже сто сорок четыре тысячи искупленных — это двенадцать тысяч, умноженные на двенадцать.
Как видим, в небесном Иерусалиме не фигурирует больше число “семь” — число временной полноты и земного совершенства. Но там число “двенадцать” — это число совершенства вечности: новый Иерусалим вечен и все, что в нем, вечно, универсально, абсолютно.
Почему число “семь” — число временного совершенства, а число “двенадцать” — число вечного совершенства?
Потому что “три” (число Бога) плюс “четыре” (число творения) — это просто встреча Бога с человеком, соединение Творца с творением. А “три”, умноженное на “четыре”, т. е. “двенадцать”, — это умножение Творца на творение, такое сплавление Творца со Своим творением и такой нерасторжимый союз Бога с людьми, который Откровение называет “скинией Бога с человеками” и который немыслимо разделить. Таким образом
, число “двенадцать” представляет неразделимое, вечное, совершенное единство, духовное слияние твари с Творцом в Его непрерывном, премудром процессе творчества.Ангел, производя замеры города, переводил их на язык человеческих мер. Объем его составляет: 12000 х 12000 х 12000 “стадий”. Здесь имеет значение не сама по себе мера города, но ее очень важное символическое значение: тысяча, умноженная на двенадцать — это символ столицы. Город устроен “четырехугольником”, а точнее — кубом. В пользу куба говорит равенство его длины, ширины и высоты. В виде куба в Ветхом Завете было устроено Святое святых Иерусалимского храма (3 Цар. 6:16,20). Куб есть символ совершенства, идеала, устойчивости и постоянства. И горний Иерусалим — это Святое святых обители Божией.
Для какой цели указаны размеры города? Для того, чтобы показать, что в эту Божественную скинию, в Невесту Христа, войдут только избранные и только победители, предопределенные на это Самим Богом (Еф. 1:3-5; Рим. 8:29-30). Предопределение включает в себя и долю участия самого человека в этом процессе избрания. Таким образом, хотя город не безграничен, а точно соразмерен с замыслом, планами и программой Творца, он, однако, достаточно велик, чтобы вместить всех искренно пожелавших войти туда и приложивших к этому старание. Если каждая сторона города равна 12000 “стадий”, т. е. 2400 км, то вся площадь его составляет 5760000 кв. км, а объем —еще больше. Это невообразимо большой город, на земле такого нет. Планировка его говорит не только о необъятности жилища, но и о необъятности Его Устроителя.
От измерения Иоанн переходит к материалу, из которого построен город. Он представлен построенным целиком из “золота”, “ясписа”, “драгоценных камней” и отражает собою славу и совершенство Самого Бога. В Писании все, что всецело принадлежит Богу, обозначено золотом и драгоценными камнями. Это и Его слава, которая покрывала скинию собрания, это и Его Слово, драгоценные обетования, это и дары Святого Духа, одним словом, все то, что дано Богом душе человеческой для устроения ее по образу Христа (1 Пет. 2:5; 1 Кор. 3:11-13).
“А двенадцать ворот — двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины”.
Иоанн пользуется этим сравнением не потому, что цвета и формы напоминали то, что он видел, но потому что в образ “жемчужины” вложен особый смысл. Жемчужина в земных условиях имеет свое исключительное происхождение. Она не минерал, извлекаемый из недр земли, но животной формации. Ее происхождение равносильно чуду. Жемчужные перлы возникают благодаря присутствию песчинки на внутренней стороне устричной раковины. Чтобы унять раздражение, вызываемое песчинкой, устрица выделяет из себя и покрывает песчинку тончайшими пластами перламутра. Жемчужина, извлеченная из раковины, представляет собой шедевр искусства. Этот шедевр рождается благодаря
долголетним страданиям самого низшего вида несознательной твари. Так ничтожная морская песчинка превращается в редчайшую драгоценность, украшающую собой короны царей.“Жемчужина” — прообраз Иисуса Христа, конкретно указывающий на Его страдания, крест и смерть как Сына Человеческого. Он стал той песчинкой, которую Бог облек в блеск Божественной славы. Для спасенной души Он является той жемчужиной, найдя которую купец идет и продает все, что имеет, и покупает ее (Мф. 13:44-46). Нельзя войти в святой Иерусалим, миновав жемчужные ворота, ибо “нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деян. 4:12).
В небесном Иерусалиме храма, как сооружения для поклонения Богу, не будет, так как сам этот город — Святое святых Всевышнего, и все небожители, без всякого прикрытия, созерцают лицо Божие, и Сам Бог Вседержитель — храм и Агнец в нем. Обители этой не нужно уже сияния сотворенных источников света, так как она освещается светом несотворенным, исходящим от славы и благолепия Божия.
21:24-26. “Спасенные народы будут ходить во свете его...”
Это пророчество о тех “спасенных народах”, которые будут помилованы Богом на конечном суде у белого престола. Ими Бог заселит новую землю, которая будет озаряться светом Иерусалима, как сияющей звездой. “Цари земные” — это цари новой земли. Они как представители всего населения новой земли, с великой радостью будут приносить к ногам Христа и Церкви, будущего правительства вселенной, “славу и честь свою” (Ис. 66:22-23). Ими станут те отличившиеся, выдающиеся личности, которые были светочами на земле, но не нашли дорогу в Церковь. Бог предоставит им почетное право быть избранными в цари над спасенными народами и посланцами в горний Иерусалим.
21:27. Казалось бы, нет нужды напоминать всем известную истину, что “ничто нечистое и никто преданный мерзости не войдет” в эту святую обитель, так как небо есть место абсолютной святыни. Однако Господь особо подчеркнуто напоминает об этом.
Почему?
Потому что это нужно нам, ныне проходящим земное поприще. Здесь указаны три характерных преобладающих греха последнего времени: нечистота, преданность мерзости и преданность лжи. Диавол так расслабил духовность и нравственность человека, что святость считается чуть ли не чем-то непристойным, а нечистота, наоборот, не вызывает осуждения. Точно так и лживость, обман и двоедушие будут признаваться естественными, необходимыми (Пр. 12:22). И то, что всегда считалось мерзостью, будет свободно принято в мире, станет обыденным, привычным, своим. Диавол старается продвинуть мерзость и в Церковь Христову, поэтому надо быть особенно бдительными и противостоять всякому проникновению нечестия и нечистоты в свою душу.
Если глава 21 посвящена описанию внешнего вида “города Иерусалима”, то глава 22 — описанию его с внутренней стороны. В этой главе звучат заключительные аккорды не только к книге Откровения, но и ко всему Священному Писанию.
22:1-3. “И показал мне чистую реку воды жизни”
Какие благодатные слова звучат с последней страницы Библии! Небесный город, который ожидает христианских подвижников, полон избытка животворной жизни, в нем все дышит жизнью. Здесь “дерево жизни” рядом с “рекой воды жизни” кристальной чистоты, берущей свой исток от престола Бога и Агнца и текущей, не переставая.
“Река жизни” и “дерево жизни”... Что это такое? И какая символика сокрыта в них?
Первое упоминание о них мы встречаем в Едемском саду, затем — в пророчестве Иезекииля (47:1-12), которое сбудется в Тысячелетии. И далее о даре живой воды упоминает Сам Господь Иисус в беседе с самарянкой: “Если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: “дай Мне пить”, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую... всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную” (Ин. 4:10,13-14). Предлагая ученикам Своим принять Духа Святого, Он сказал: “Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой” (Ин. 7:37-39
).Как видим, “река воды жизни”, текущая от небесного престола, — это обилие жизни, даруемое Богом приходящим к Нему. Эта “живая вода” передана на землю двояким образом: через Слово Божие и через Духа Святого. Иисус Христос, пророки и Апостолы были каналами, изливающими эту живую воду на жаждущий мир в виде Евангелия, оживотворяя бессмертную человеческую душу (Ин. 5:39; 1 Пет. 2:2). То, что “река жизни” исходит от престола Бога и Агнца, указывает на то, что Отец и Сын имеют в Самих Себе жизнь, ее источник (Ин. 5:26; 11:25). Мера этой жизни так велика, что она в состоянии одарить бессмертием и нетлением всех, приходящих к Богу.
!В “дереве жизни” многие богословы усматривают дар Божий миру в лице Иисуса Христа, Спасителя человечества. Это то “дерево”, которое производит в нас духовную жизнь. “..Л живу, и вы будете жить”, — говорит Иисус (Ин. 14:19). “Дерево жизни” плодоносит непрерывно, двенадцать раз в году. Это символ неиссякаемости Самого Христа, полноты и совершенства дарованной им жизни, которая будет пребывать вечно и все более умножаться.
“...и листья дерева — для исцеления народов”.
Странно звучит, не правда ли? Если в вечности не будет ни смерти, ни болезни, то кого же надо будет там целить? < Под “народами” здесь, бессомненно, подразумеваются те спасенные народы, которые населят новую землю. А “болезнью” их Писание считает их былое отступничество от Бога в земной жизни, которое не позволило им войти в Церковь. Внимательно прочтите Иез. 44:10-14, и вы увидите, что у Бога окажется такая категория людей, которая за вину свою и пренебрежение к христианским обязанностям понесет на себе бесславие свое и останется навечно “слугами” или “стражами” у дверей храма Его и Небесного Дома. Они будут бесконечно сожалеть и горевать об упущенных великих возможностях. И чтобы излечить их дух от этой “болезни” — горечи, угрызений совести и мук самоосуждения — Бог приготовил им “листья дерева жизни” как чудное целебное средство. -В этом исцелении будут нуждаться целые народы и даже те из членов Церкви, кто будет спасен “как
головня из огня” (1 Кор. 3:15). Они потеряют свое первородство и почесть вышнего звания во Христе Иисусе и окажутся на новой земле.“И ничего уже не будет проклятого”
Проклятие — это лишение благословений Божиих и предание наказанию, несчастью и бедствию, что очень наглядно показано на Адаме и Еве и последствиях их ослушания Бога. Уже много тысячелетий на земле проклятие уничтожает благословение (Ис. 24:1-6), и жизнь земная приносит скорби, болезни и смерть. Это общий закон для всех, от которого не избавлены и дети Божий.
Так судил Бог — пройти Своему творению через все эти горести и невзгоды, чтобы воспитать его и усовершить его дух. В земной юдоли Богу угодно состояние сокрушения, самоосуждения как показатель смирения духа верующего человека (1 Кор. 11:31). Задачу эту и выполняют земные страдания и скорби, удары судьбы, потери, немощи и дряхлая старость. Человек полон недостатков и слабостей, которые до конца не исчезают даже у самых лучших святых.
Но от этого проклятия и его последствий освободил человечество Господь Иисус Христос на Голгофском кресте, взяв на себя грехи и болезни людей и сделавшись за нас клятвою (Гал. 3:13; Вт. 21:23). Он отменил для верующих в Него проклятие навсегда. Только беда наша в том. что мы не умеем использовать дарованное Им благословение вполне.
В Тысячелетнем Царстве Христа проклятие будет полностью снято с людей и с земли, и Бог явит обилие Своего благословения. Но остаточные явления последствий прежнего проклятия на людях останутся в виде первородного греха. В вечности же, в небесном блаженном Иерусалиме, действие проклятия прекратится совершенно, так как там не будет и в помине того, что ныне разрушает человеческую жизнь, т. е. греха и зла. Вечность будет совершенно свободна от последствий греха и зла, которые так переполняют земную жизнь. Святым там будут дарованы все средства для поддержания и умножения в
них бессмертной жизни.Состояние самоосуждения, страдания свое назначение на земле выполнили и прекратятся навсегда: все, что вносило дисгармонию в человеческую душу. исчезнет. Смерть будет навеки снята избытком жизни. Молодость, бодрость, радость и красота будут отличать всех небожителей.
“...престол Бога и Агнца...”
“Престол” — это священное место, представительство Самого Бога. откуда Он осуществляет Свое мудрое управление вселенной.
“Город Иерусалим” показан как центр вселенной, как столица нового мироздания, где будет сосредоточена власть Бога — Мироправителя, и откуда будет течь благословение для всей твари.
Этот престол Божий, как показывает Священное Писание, находится в особом месте Царства Небесного, которое именуется “горой Сион” (Отк. 14:1; Пс. 2:6; 10:4; 83:8; Ис. 8:18; Иоил. 3:17; Евр. 12:22).
За все века и тысячелетия только отдельные избранники удостоились привилегии видеть престол Божий. Это те, кто должен был писать священную историю и быть каналом для передачи воли Божией, Его истины и откровений народам земли. Это Исаия (6:2-4), Иезекииль (1:26-28), Даниил (7:9-10), Иоанн, и, возможно, Моисей, Ап. Павел и кто-то еще.
В новом Иерусалиме этой особой привилегии — созерцать Бога Отца на Его престоле и приобщаться к Его славе — удостоятся все, кто войдет, в Невесту Христа, которая воссядет с Ним на престоле Его.
“...и рабы Его будут служить Ему”.
Жизнь Церкви на небесах будет протекать в непрестанном служении Богу. Все души будут испытывать великое счастье полной зависимости от Него, счастье служить Ему, сотрудничать с Ним, общаться с Ним, чему Он все время научает нас уже теперь на земле. Эгоизм и корысть не будут даже именоваться и будет всеобщее братство всех вошедших в Иерусалим, где все дары, благословения и познания будут для общего блага и пользования всех.
22:4. Сегодня никому во плоти не дано видеть лица Господа, ибо Он “...обитает в неприступном свете и Его никто из людей не видел и видеть не может” (1Тим. 6:16). Даже Моисей, который разговаривал с Богом, “как бы говорил кто с другом своим”, лица Его не видел (Исх. 33:11,20; Ин. 1:18).
В нагорной проповеди Иисус обещает, что “чистые сердцем... Бога узрят” (Мф. 5:8; 1Ин. 3:2-3), а Ап. Павел (Евр. 12:14) поясняет, что “без святости никто не увидит Господа”. Святость — это духовная и нравственная чистота. Непременное условие видеть Господа — кристальная чистота души. Даже безгрешные Ангелы при взирании на Господа прикрывают себя крыльями, восклицая: “Свят, свят, свят Господь Саваоф!” (Ис. 6:3).
В небесном Иерусалиме все святые будут уподоблены Иисусу Христу и будут созерцать лицо Бога Отца без всякого прикрытия. Созерцание Бога невольно вызывает благоговейное поклонение, и взирающий не может не пасть и не поклониться Ему. И потому там, где постоянно созерцают лицо Божие, вся жизнь есть акт поклонения.
Вошедшие в небесный Иерусалим будут носить на себе имя Бога, как “печать”. Эта “печать” будет означать два факта:
Это небесное запечатление начинается на земле и все более и более утверждается в процессе духовной жизни человека (2 Пет. 1:10). Так имя Бога было наречено на Израиле (Иер. 14:9), на Иерусалимском храме (Иер. 7:10; 32:34; Дан. 9:18-19), на пророках Его (Иер. 15:16). Имя Христа стали носить ученики Его со времени образования Церкви, называя себя “христианами” (Деян. 11:26). Имя Бога написано на челах 144 тысяч искупленных из Израильского народа и запечатленных печатью Божией (Отк. 7:3-4; 14:1-3).
22:5. “И ночи не будет там...”
Земля была сотворена несовершенной, хотя и прекрасной, потому что предопределена к замене новой землей, и по этой причине считается “колеблемой” (Евр. 12:26-27). Несовершенство ее заключается в том, что свет на земле чередуется с тьмою. День и ночь указывают на неполный свет данной земли. И ночь здесь учреждена для перерыва в деятельности, для отдыха всей твари и для восстановления потраченных за день духовных и физических сил.
В небесном Иерусалиме ночи уже не будет. Там будет длиться вечный день, заполненный непрерывной целесообразной и благотворной деятельностью, приносящей всем глубокое внутреннее удовлетворение.
Это высшая форма деятельности и вдохновенного творческого сотрудничества человека с Богом (Дан. 4:10,14).
Выражение “и ночи не будет там” еще означает, что в истории будущего мироздания больше не будет ни одного темного пятна, не будет даже возможности появиться тьме или какому-нибудь злу. С тайной беззакония произойдет полный и окончательный расчет. Слава Божия будет освещать город и “светильником будет Агнец”.
“...и будут царствовать во веки веков”.
Всегда все человечество и каждый человек в отдельности стремится жить, не как-либо существуя, не прозябая, а полной грудью вдыхая жизнь. Но на этой земле это недостижимо. В подавляющем большинстве люди здесь влачат жалкое существование, задавленные тяготами и заботами суетной жизни. Детство, юность, самая лучшая пора жизни зачастую тратятся на суету (Еккл. 11:10), а лучшие годы зрелости отнимает “труд и болезнь” (Пс. 89:10), которые допущены Богом, как испытание. И даже перед смертью человек жалок и несет наказание в виде уродливой и беспомощной старости.
При этом напомним, что на труд мы не должны смотреть, как на наказание или проклятие. Даже в Едемском саду Бог дал Адаму работу, повелев “возделывать его и хранить его” (Быт. 2:15). Труд через грехопадение превратился в тяжелое бремя (Быт. 3:17-19). Но с точки зрения Библии, труд — это не только исполнение заданной работы
. Труд — это станок, на котором ткется душа человека. Точность, аккуратность, сознательность, честность, верность, терпение — эти качества души создаются в процессе труда. Их нельзя достичь ничем, помимо труда. Кто хочет духовно расти и совершенствоваться, тот никогда не должен упускать из вида духовного смысла своего ежедневного труда, видя в нем вечно действующее орудие Божественной благодати. И сама Церковь создается в процессе усиленного духовного труда. Как видим, труд должен быть в благословение, а не в проклятие.В горнем же Иерусалиме пред лицом Божиим будет протекать истинно свободное царствование Церкви и ее Главы — царственная жизнь, царственное развитие, царственный труд, царственное служение и царственное руководство новой землей и всей вселенной. И сами цари и само царствование их будет славным и благословенным.
Для выражения этого величия, красоты и блаженства не хватает земного воображения и слов. Поэтому Ап. Павел писал о верующих в Ефесе, чтобы Бог “просветил очи сердца” их так, чтобы они “познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых” (Еф. 1:18).
В плане искупления Бог поставил цель: силою Духа Святого произвести на земле неповторимый род духовных существ в лице членов Церкви, которые уподобятся Сыну Божию и в будущем Иерусалиме разделят с Ним славу и господство. Они образуют царственное потомство, которое будет в состоянии принять престол Христа и стать Его соправителями (Ин. 17:22). Бог таким образом поднял искупленное человечество на такую
вершину славы и власти, какая невозможна без того, чтобы не войти во внутреннюю сферу Бога. Через Иисуса Христа мы допущены в самое лоно Бога Отца (Ин. 1:18) на тех же условиях, что и Христос, — как члены Тела Его, которого Главой является Он, как единый дух от Его Духа. В мироздании нет степени и положения более возвышенного и близкого к Богу, чем это.22:6-7. “Се, гряду скоро...”
Дух Святой, прозревающий будущее, видит пришествие Христа “скорым”. Больше оно откладываться не будет: мир созрел к “жатве”, а Церковь — к пришествию Господа, и это видят не только святые, но и общественные деятели, говоря о кончине мира. Это видят и силы тьмы, поднявшие бум вокруг темы “конца света”. Мир бьет тревогу, ибо действительно мы вступили в конечную фазу перед близким пришествием Христа: Он, приготовившись, стоит “у дверей”.
22:8-10. “Не запечатывай слов пророчества книги сей...”
Даниилу Бог повелел запечатать пророческие тайны, ибо они принадлежали концу времени (Дан. 12:4). “Запечатать” — значит скрыть тайны. Но в Новом Завете Господь повелевает ничего из Его пророческих истин “не запечатывать” (1 Кор. 2:9-10), но доводить до сведения Церкви, всего народа и каждой души в отдельности, особенно о грядущем суде над миром (Ин. 12:31; 16:9; Евр. 9:26), чтобы дать возможность людям спастись от вечной погибели. Особенно важно “не запечатывать слов пророчества книги сей”, т. е. самого Апокалипсиса. Его бесценные сокровища должны стать достоянием Церкви и каждого человека, ищущего спасения души своей в Боге, “ибо время близко”. Если при жизни Иоанна это время было “близко”, то насколько же оно ближе сейчас, по истечении двух тысяч лет! Ныне оно уже “при дверях” (Мф. 24:33).
22:11. Этот текст показывает состояние человечества на конечном этапе, предшествующем Тысячелетнему Царству. Продолжавшийся почти две тысячи лет период благодати произвел определенный результат в народах всей земли: одна часть их ожила для Бога и выделилась в группу “праведных и святых”, другая оказалась в группе “неправедных и нечистых” (2 Кор. 2:15-16).
Основная разница между праведностью и святостью заключается в разном уровне понимания и применения в личной жизни могущества Божественной силы (Еф. 1:18-19), изменяющей образ плотского человека в образ святости (1 Кор. 15:49). Праведность — это нравственная жизнь; святость — духовная жизнь. Святость приходит через праведность и нравственность, но идет дальше — к совершенству. Святые — это победители греха, плоти, мира, смерти и сатаны. Это те, кто отдал себя на сораспятие со Христом.
“Неправедные” — это несоблюдающие правды Божией, делающие неправду. “Нечистые” — нечестивые, скверные, бесчестные, бесславящие и хулящие Бога. Это злые люди, кощунники, “козлы” (Мф. 25:33), сатанисты. Те и другие не приняли “любви истины для своего спасения” (2 Фес. 2:10). В силу своего отступления и отпадения от Бога они окажутся под действием духов лжи. Но и на этом пути не все будут равны. Большая часть будет только “неправедными”, тогда как другая часть пойдет дальше — станет “нечистыми”, т. е. нечестивыми.
22:12. Второй раз в главе 22 говорится: “Се, гряду скоро...”. О том, что Господь Иисус придет, в чадах Божиих не было сомнения никогда. О том же, как скоро состоится это пришествие, мнения в христианстве разделились: одни верят по Слову Божию, что “скоро”, и ожидают, готовясь ко встрече с Ним (Лук. 12:35-40; Евр. 9:28); а другие думают, что “не скоро придет господин мой” (Мф. 24:48). И эти мнения существуют и поныне, и споры, и доказательства продолжаются.
Но пока идут эти дебаты среди живущих на земле, небо уже определило, что медлить более нельзя, “ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит” (Евр. 10:37).
В преддверии появления антихриста стало не просто тяжело жить, но стало жить невмоготу. Это глухая “полночь” земной истории (Мф. 25:6), когда страх Божий в людях мира совершенно отсутствует, а образ сожженных небом Содома и Гоморры уже никого не впечатляет. Все в мире доходит до последней степени растления и произвола оттого, что пришествие Христа затянулось, вызвав усталость и апатию даже в Его народе, где “задремали все и уснули”, утратив былую христианскую радость и ревность (Мф. 25:5).
Поэтому для тех, кто не перестает с надеждой ожидать Господа, так утешительно звучат эти слова: “Се, гряду скоро!”. Они напоминают о том, что Он не забыл о нас и что ожидание Его в виду текущих событий не будет уже томительным, ибо события в мире развиваются стремительно. Все печали, труды и заботы скоро уйдут (1 Кор. 7:29-32; 1 Тим. 6:8-9), а на их место придут радости и поднимут головы христиан (Лук. 21:27-28). Останется лишь одна забота — забота “мудрых дев”: “соблюсти заповедь чисто и неукоризненно даже до явления Господа нашего Иисуса Христа...” (1Тим. 6:14).
На исходе вторая тысяча лет. Для христиан это знаменательный срок. На основании двух мест Священного Писания можно делать вывод, что все идет к завершению, и третья тысяча лет будет новой эпохой — блаженным Тысячелетним Царством Христа и Церкви.
1. Книга Пророка Осии (6:1-3).
Это обетование дано древнему Израилю. Господь обещает им, что в труднейший час их истории, о котором Иеремия сказал, что “это — бедственное время для Иакова” (30:7) (а это будет последняя, семидесятая седьмина). Он “исцелит” их от всех их скорбей. Господь “оживит” их “через два дня, в третий день восставит” их. А Апостол Петр указывает: “У Господа один день — как тысяча лет, и тысяча лет как один день” (2 Пет. 3:8). “Два дня” пророка Осии — это две тысячи лет отпадения Израиля от Христа, которые, можно считать, уже истекли. Ожидается “оживление” их через двух пророков и “исцеление” в Тысячелетнем Царстве.
2. Евангелие от Иоанна (2:1-2).
Это место Писания, кроме повествовательного смысла о присутствии Иисуса на браке в Кане Галилейской, имеет и пророческий смысл. “Третий день”, когда был брак в Кане, прообразно указывает на третью тысячу лет, в которую начинется брак Христа и Церкви. Он продлится всю тысячу лет, весь третий день, и будет юбилейным праздником для всей земли и всего земного творения.
“...и возмездие Мое со Мною...”
В этих словах выражена идея завершенности всего того, что относилось к нынешнему уходящему миру. Христос здесь выступает как верховный Управляющий этого мира, Который в конце последнего дня этого мира, согласно притче о работниках в винограднике (Мф. 20:1-16), отдает плату каждому по его заслуге. Это предупреждение и нам сегодня о том, что есть Тот, Кто праведно судит и воздаст каждому по великому закону воздаяния (Гал. 6:7-8).
22:13. Три раза в Откровении Господь называет Себя “Альфой” и “Омегой”: 1:8,17; 21:6 и 22:13. Этим титулом выражается идея завершенности и полноты. Христос вновь и вновь подчеркивает, что Он — первый и последний, единственный истинный Бог, источник жизни, суверенная воля и власть Которого в мироздании неприкосновенны и неоспоримы. Поэтому Его слово будет решающим в судьбах творения, ибо “все Им и для Него создано” (Кол. 1:16).
Диавол не вечен. Зло — только временная мера, только средство испытания людей, и сам диавол тоже временно допущен по воле Творца. И нет во вселенной других богов, кроме святой Троицы. Поэтому тяжкий грех берут на душу свою те, кто поклоняется иному богу, кроме Иисуса Христа.
22:14. “Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его...”
Смысл греческого текста этого стиха звучит так: “Благословенны те, кто омоют одежды свои. У них будет право вкусить от древа жизни, пройти через ворота и войти в город”. Так написано во всех древних оригиналах — греческих манускриптах, в том числе и в Синайском кодексе, Александрийской рукописи, Вульгате и др. Это очень важно для уточнения истины: что не просто соблюдением заповедей, т. е. делами, человек достигает Царства, но Кровью Иисуса Христа. Этот текст можно расшифровать так: “Блаженны те, которые соблюдают заповеди Божий о смерти и воскресении Христа, о сораспятии и применяют Голгофский крест в своей личной жизни”. Именно так соблюдающие заповеди “блаженны”. Они и войдут свободно воротами в небесный Иерусалим и будут иметь право на “древо жизни”.
22:15. “А вне — псы и чародеи, и любодеи и. убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду”.
Слово “вне” означает: вне пределов города, вне всякой жизни, вне Бога, а значит в вечном пребывании в смерти. Кто оказывается “вне”, мы рассматривали в 21:8. Важен не перечень грехов сам по себе, а состояние тех, кто будет “вне”. В этом перечне обратим внимание на “псов” и тех, кто “любит и делает неправду”. “Псы” — это не просто самые нечистые духовно, наглые и бесстыдные неверующие, но и верующие, которые после крещения “возвращаются к своей блевотине” (2Пет. 2:22). Поэтому “псы” символизируют все самое отталкивающее и совершенно безнравственное. И в мире есть много “собачьих пород” (Мф. 7:6; Фил. 3:2). “Любящие и делающие неправду” — это те, кто прилепились к лжи, поработились ей и сделали ее своей природой — там диаволу живется роскошно.
Во все времена и во всех обстоятельствах можно любить и делать правду. Никто не может заставить человека насильственно изменить свои вкусы и влечения, если он принципиален. Если кто оправдывается обстоятельствами или трудностями времени, тот обнаруживает свою несостоятельность: он никогда еще не был “насаждением Божиим” и потому так легко “искореняется”, отступая от правды, от пути креста и страдания (Мф. 15:13; 2Тим. 2:11-12). Если ты не можешь в достаточной степени сделаться ни праведным, ни святым, то ты имеешь возможность хотя бы “скорбеть и воздыхать” (Иез. 9:4-6), справедливо осуждать себя (1Кор. 11:31) и с плачем жаловаться Богу об этом (Мф. 5:4). Тебе это зачтется за благо.
Последующие стихи этой главы представляют собой заключение не только к книге Откровения, но и ко всему Священному Писанию.
22:16. “Я есмь корень и потомок Давида...” Эти слова — верительная грамота Иисуса Христа. В само это выражение вложен тот смысл, что Он теперь не просто Бог и Сын Божий, но Богочеловек, и Его “корень” — в человеке, в Давиде. Корень — это то, что держит все дерево, всю основу, питает его, дает ему жизнь. А Иисус — “корень” дерева Церкви и с Божественной и с человеческой стороны. Он — фундамент ее. Глава ее. Он держит все здание Церкви.
Он и “потомок Давида”, т. е. по человеческой линии родился от семени Давида. Давид не просто носитель семени Христа, но отец Христу (Мф. 1:1). Для Церкви это означает, что Бог в лице Господа Иисуса навеки породнился с человеком, что человек стал бесконечно дорог Ему, и Он не перестает этим хвалиться и это возвещать всем людям.
“...звезда светлая и утренняя”.
Утренняя звезда предваряет наступление дня и прогоняет тьму ночи. Приход Христа за Церковью, чтобы восхитить ее в лучший мир, — это “звезда светлая и утренняя” (2 Пет. 1:19), предвестница наступающего восхода Солнца — великого дня Тысячелетия.
22:17. Употребленное здесь слово “прииди” означает: “гряди”. Все, что есть светлое в настоящем и вся надежда в будущем — это не столько учение Иисуса Христа, сколько Он Сам, прославленный, живущий во веки веков и вновь грядущий для избавления всего творения. Этого явления и жаждет Дух Святой и Церковь, восклицая: “Гряди, Господи Иисусе!”
Заметим одну очень важную мысль: Бог не обходится без участия Церкви и Духа Святого как в деле спасения людей, так и в деле приближения пришествия Христа. В этом смысле роль Церкви, молитвенная и ходатайственная, огромна и уникальна. Действие Духа Святого не может достигнуть своей цели без участия страдающей Церкви. Для этого необходимо участие обоих — Духа и Церкви. Роль ее как посредника является такой же существенной, как роль Самого Христа и Духа Святого. Поэтому в Откровении и запечатлена эта истина: “И Дух и Невеста говорят: прииди! и слышавший да скажет: прииди!”
“Слышавший” — это каждый человек, кто отозвался на зов Христа, принял Евангелие и стал членом Церкви, а в Нем может стать благовестником или миссионером, продолжая приглашать людей в Церковь. Но это также и каждый христианин, который взывает к Господу: “Гряди скорее! Скорее да приидет Царствие Твое!” Этим воплем и воздыханием должна быть наполнена наша жизнь и наша молитва, ибо никто и ничто уже не может помочь этому миру, как только один Бог.
22:18-19. “...кто приложит... и кто отнимет...”
Этот отрывок звучит как заклинание. Бог строго предупреждает всех читателей, толкователей, издателей (а в древности переписчиков) этой книги: если кто погрешит против нее, будет строго наказан. Это предупреждение написано в стиле древности. Когда свитки Писания переписывались вручную, ему грозила опасность быть искаженным из-за вставок букв, слов или абзацев, или из-за замены и изъятия букв, слов и абзацев. Поэтому от переписчиков требовали давать клятву или обычное по тем временам проклятие тому, кто это допустит умышленно. Это соответствует духу Писания: Вт. 4:2; Пр. 30:6; Рим. 11:29.
Предупреждение это актуально на все времена. И сегодня есть те, кто “прилагает” или “отнимает” от пророческих слов этой книги, тем самым искажая их подлинный смысл.
Что же можно “приложить” или “отнять” в пророчестве?
Принцип “прилагать” или “отнимать” означает вмешательство в дела другой личности. Если в делах человеческих (в завещании, например) по закону запрещено что-то изменять, то тем более в завещании Бога. Он как высший авторитет в мире по праву заповедал ничего не прибавлять к Его Священному Писанию, которое Он дал для людей в качестве руководства, а равно ничего не убавлять от него, как подлежащего беспрекословному исполнению.
“Приложить” что-то к словам книги Откровения можно произвольным толкованием или извращением его истин и духа Писания, искажением подлинного смысла, заложенного Богом. Поэтому Он налагает особо тяжелые “язвы” на тех, кто это делает и кто без страха Божия фальсифицирует истину.
“Отнять” от книги можно ее дух и силу ясности, с какой она изображает действительное состояние истории и положение Церкви и мира; “отнять” и в то же время приукрасить действительность, существующий дух равнодушия к Богу, дух отступничества, противления истине, стараясь при этом найти оправдание существующему неправому положению где бы то ни было — в народе Божием или в мире, вместо того, чтобы испрашивать у Бога милости и поправлять светильник.
“Отнять” — значит лишить заповедь ее силы, а Бога — Его действия (2 Тим. 3:5). “Отнять” — это и сократить текст в угоду себе. Кто будет это делать и не иметь страха Божия, “у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей”, т. е. подвергнет тягчайшему суду и наказанию, лишит спасения и жизни вечной. Такая категория “прилагающих” и “отнимающих” в Священном Писании, меняющих и искажающих смысл его уже появилась в мире в виде “новых” переводов Библии. Необходимо к ним быть очень осторожными.
22:20. “Свидетельствующий” — это не Иоанн, а Сам Христос (Отк. 1:1). Вновь и вновь Он повторяет, что скоро грядет, что Его пришествие не будет откладываться на многие тысячелетия, но осуществится в ближайшее время, “скоро”. Как же понимать это “скоро”, если с тех пор, как произнесены эти слова, прошло почти две тысячи лет?
При беглом чтении этой вести создается впечатление, что Господь вот-вот придет и возьмет Церковь от земли. Так думали первые поколения христиан и уже тогда ожидали пришествия. Так думали и последующие поколения верующих на всех переломах истории, что в их время придет Господь, и ошибались. Так теперь думаем мы. Слова “Ей, гряду скоро” способствуют так думать: они звучат так, словно Господь придет уже сегодня-завтра и потому не стоит ни о чем заботиться, суетиться, напрягаться в трудах, ибо завтра все может измениться и все за ненадобностью отпадет.
Но у Господа так вопрос не стоит. У Него на все есть свой четкий план и точное время его исполнения, и Он непреложно его выполняет. И доколе этот план не будет выполнен, Он прийти не может. А план Его бесконечно велик и дивен. Это и связь временного с вечным, это и подготовка во времени и временном к вечному и вечности. Это и соединение небесного и земного под одним главою — Христом (Еф. 1:10).
Этот план был задуман Богом еще до создания Вселенной (Пр. 8:23-30). И тогда все было определено и предопределено, всему положены времена и сроки.
Масштабы деяний и времен Божиих несоизмеримы с человеческими, и то, что для Него “скоро”, для нас тянется медленно и долго. Бог трудится для вечности и потому кропотливо отрабатывает все детали Своего предвечного плана. Прежде создания мира Он определил эту землю быть местом рождения и формирования народа, который составит Невесту Его Сыну; вместе с Ним она займет царственное положение и заполнит будущую вселенную (Еф. 1:20-23). Тщательнейшим образом Он отбирает членов этой Невесты и граждан горнего Иерусалима, который явится славой будущей вселенной, центром и столицей нового мироздания. Совершая такие грандиозные дела. Бог не спешит. И все же, вместе с тем, Он утверждает, что “скоро” грядет!
Бог сокрыл от людей Свои времена и сроки (Деян. 1:6-7) с тем, чтобы они постоянно искали Бога и будущего мира и были готовы к переселению в любой момент (Деян. 17:20-28). Хотя Он сокрыл Свои времена и сроки (Вт. 29:29), но в символических образах Писания Он дал нам некоторые указания и пролил свет на Его премудрый творческий план (Лев. 25:1-12). На основании откровения в книге Левит можно предположить, что для истории человечества Бог определил семь тысяч лет, из которых две последние тысячи предназначены для формирования тайны Христа и Церкви, мистического Тела Его. На это есть и некоторые основания в Писании (Ос. 6:1-3 и Ин. 2:1).
Вторая тысяча лет уже на исходе. Ее сменит Тысячелетнее Царство Христа — священный юбилей земли, пятидесятая тысяча (Лев. 25:12), если дни творения, вместе с историей человечества, считать по семь тысяч лет. Церковь Христа уже сформирована и прошла все этапы своего развития и роста, испытала все опасности и искушения, одержала все семь побед. Теперь она совершает свое последнее дело домостроительства — приготовление ко встрече с Господом. Выполнив Свой грандиозный предвечный план. Спаситель наш грядет! Он уже грядет! Поэтому возрадуемся и возвеселимся, ибо все времена и сроки исполнились и Господь грядет.
Третьей тысячи лет в грехе не предвидится ни для мира этого, ни для Церкви, ибо все идет к концу. Об этом свидетельствует буквально все: нравственная, политическая, экономическая, социальная и духовная сферы жизни человеческой во всем мире. Об этом настоятельно говорит и бедственное состояние экологии на планете. Вся природа уже не просто “стенает” (Рим. 8:19-23), но вопиет, страстно ожидая перемены и “открытия сынов Божиих”, т. е. восхищения Церкви (1 Ин. 3:1-3), когда тела восхищаемых получат искупление через мгновенное преображение в нетленное и бессмертное состояние (Рим. 8:23; 1Кор. 15:51-53).
Поэтому слова Господа “Се, гряду скоро!” как никогда актуальны и близки к исполнению. Сегодня Он уже идущий, уже слышны Его шаги, уже видны приметы рассветающей светлой утренней зари (П. Пес. 2:9-14). И потому, говорит Господь, “когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие” (Лук. 21:29-33).
Уже наяву исполняется пророчество Осии (6:1-3) о том, что через “два дня” на третий Господь “оживит” и восстановит Израиля. И не только его, но восстановит и все остальные народы и всю землю для Своего славного Тысячелетия. Он Сам желает скорейшего свершения всего написанного, чтобы воцариться вместе с Церковью. Ему нужна соработа всех, кто хочет царствовать с Ним: молитвенная, чтобы ускорять приход Его, ускорять и все события в мире. Нужна соработа полного освящения себя к Его приходу, отделения от плотской жизни (Кол. 3:2; Гал. 5:16; 2 Кор. 6:17-18), от мира греха, от духов зла. Из груди всех христиан должен вырваться возглас, так ожидаемый на небесах: “Ей, гряди. Господи Иисусе!” Это особенно сейчас необходимо в виду того, что интенсивно развивается в мире “тайна беззакония”, которая совершает массовое обольщение народов земли.
Но пока еще этого молитвенного крика нет. Еще много христиан, как рядовых, так и работников, осуетились и увлеклись материальным устройством, обеспечением, обогащением, комфортом и им не интересен скорый приход Христа. Нужно много силы, чтобы пробудить и всколыхнуть так глубоко погрязший в мирское Его народ. Роль такого пробудителя выполняют “печати” и “трубы” (Отк. гл. 6 и 8) И тогда, наконец, вырвется из всех уст и сердец этот вожделенный крик:
“Ей, гряди. Господи Иисусе!”
О, если бы этот крик уже начался теперь и все более и более раздавался из-за кафедр и из сердец народа Божия, Господь сократил бы Свои сроки и пришел незамедлительно [Мф. 24:22).
22:21. “Благодать Господа Иисуса Христа...”
Русское слово “благодать” — от греческого “харизма”, которое произошло от корня “харис”, что означает радость. Радость эта происходит от принятия верою дарованного Богом спасения, которое Бог предложил всякому грешнику.
Заканчивая Откровение, Иоанн желает всем благодати Божией, желает, чтобы все преисполнились Божественной радостью от близости грядущего Христа. Благодать — это совокупность всех дарованных свыше благословений, в которых человек получает все потребное для своего земного странствования и жизни благочестия и все для ожидающей его впереди вечности. Слово “благодать” происходит от соединения двух слов: дать благо. Это незаслуженная Божия любовь. Его помилование и Его благословение. И эта благодать пребывает со всеми нами “до скончания века”.
В этом пожелании мы видим одно имя Иисуса Христа. Нет имени Отца и Духа Святого. Господь Иисус остается пребывать в незримом общении с каждым членом Тела Своего, чтобы, заботясь о нем, ходатайствовать за него пред престолом Отца, приготовлять его в прекрасную похвалу и украшение этой благодати (Еф. 1:6; Тит. 2:10).
Благодатью, как славой Божией, венчается книга Откровения. И это звучит воодушевляюще для тех, кто переживает мрачные страницы в истории земли и своей жизни и затем перешагнет в вечность. Но ради славного будущего стоит терпеливо пройти последние этапы трудного тернистого земного пути, чтобы удостоиться венчания и брачного торжества со Христом и “скинии Бога с человеками”. И да благословит нас Бог подвизаться добрым подвигом веры ради обладания полнотой Его благословения.
“Благодать Господа Иисуса Христа со всеми вами. Аминь”.
Библиография
По книге изд-ва “Пробуждение”, Минск, 1993
Скачать текст книги (WinZip, Word 6/95)
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки