НЕПОГРЕШИМОСТЬ БИБЛИИ (Чикагское заявление)

НЕПОГРЕШИМОСТЬ БИБЛИИ

 

Чикагское заявление о природе непогрешимости

Чикагское заявление о библейской герменевтике

Чикагское заявление о приложении Библии

 

ЧИКАГСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИРОДЕ НЕПОГРЕШИМОСТИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Авторитет Писания является основополагающим для христианской Церкви как в наше время, так и всегда. Те, кто исповедует веру в Иисуса Христа как в Господа и Спасителя, призывают свою паству смотреть на окружающий нас мир взглядом смиренным и полным веры в необходимость послушания Слову Божьему. Отступившие от Писания, в вере или в своих деяниях предали нашего Господа. Признание абсолютной истинности Святого Писания и отношение к нему с полным доверием являются выражением его полного усвоения и признания его авторитета.

Следование Символу веры, еще раз утверждающему подобный смысл Писания, делает наполненным смыслом наше понимание Писания и предостерегает против его отрицания. Мы считаем своей насущной обязанностью сделать это заявление, так как видим многие ошибки и отступления от правды и непогрешимости среди наших братьев — христиан и непонимание этой доктрины во всем мире.

Этот Символ состоит из трех частей: краткого изложения Символа, положений утверждения и отрицания и сопровождается толкованием. Он был подготовлен во время трехдневного совещания в Чикаго. Те, кто подписал краткое изложение Символа и его положения, хотели подтвердить свои собственные убеждения в непогрешимости Писания и поддержать всех христиан в их высокой оценке этой доктрины и ее понимании. Мы понимаем, что документ, подготовленный на короткой, но насыщенной конференции не может быть исчерпывающим, и не предполагаем, что этот Символ приобретет силу вероучения. Однако мы рады тому, что в ходе дискуссий мы убедились в глубине наших собственных убеждений. Мы молимся о том, чтобы Символ веры, который мы подписали, мог бы быть использован во славу нашего Бога для новых преобразований Церкви, ее веры, деятельности и миссии.

Мы предлагаем этот Символ как плод духа, не безусловного утверждения, но смирения и любви, с которыми мы хотим, с Божьей помощью, поддерживать любой будущий диалог, который станет результатом обсуждения Символа. Мы признаем, что многие люди, отрицающие непогрешимость Писания, не представляют последствий этого отрицания для своих убеждений и поведения. Мы сознаем, что, придерживаясь доктрины непогрешимости Писания, и мы сами своим поведением, мыслями и поступками отрицаем ее в повседневной жизни, в то время как наши традиции и поступки должны быть подчинены Слову Божьему.

Мы приглашаем к дискуссии об этом Символе всех тех, «то считает правильным изменять свое мнение о Писании в свете самого Писания, так как считаем, что верность Писанию как непогрешимому авторитету определяет правильность наших слов и поступков. Мы не требуем личной непогрешимости для свидетельствующих о Писании, поэтому мы открыты для любой помощи для вас, которая даст нам возможность укрепиться в своем свидетельстве Слову Божьему, которому мы все должны быть благодарны.

Редакционная комиссия.

 

КРАТКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

1. Бог, Который Сам есть Истина и говорит только истину, вдохновил Священное Писание, чтобы тем самым открыть Себя потерянному человечеству через Иисуса Христа как Творец и Господь, Спаситель и Судья. Священное Писание есть Божие свидетельство о Себе.

2. Священное Писание, которое есть Слово самого Бога, написанное людьми, уготованными и руководимыми Его Духом, является непреложным божественным авторитетом во всех вопросах, которые в нем затрагиваются: ему надо верить, как Божьему указанию, во всем, что оно утверждает; повиноваться, как Божьему приказу, во всем, что оно требует; его надо принимать, как Божье обетование во всем, что оно обещает.

3. Святой Дух, его божественный Автор, удостоверяет для нас его истинность Своим духовным свидетельством и открывает наш ум к пониманию его смысла.

4. Будучи полностью и дословно богоданным, Писание является непогрешимым и безошибочным во всем своем учении: как в том, что оно утверждает о делах Господних в творении мира и событиях мировой истории и о своем литературном происхождении по воле Бога, так и о спасительной Божьей благодати в жизни каждого.

5. Авторитет Писания неизбежно страдает, если эта полная божественная непогрешимость как-либо ограничивается, или не принимается во внимание, или соотносится с понятием об истине, противоположным библейской истине; такие упущения ведут к серьезным потерям как для отдельного человека, так и для Церкви.

СТАТЬИ УТВЕРЖДЕНИЯ И ОТРИЦАНИЯ 

Статья 1

Мы утверждаем, что Священное Писание должно быть принято как авторитетное Слово Бога.

Мы отрицаем, что авторитет Писания получен от Церкви, традиции или другого человеческого источника.

Статья 2

Мы утверждаем, что Писание является наивысшей письменной нормой, которую Бог сделал обязательной для нашей совести, и что авторитет Церкви подчинен авторитету Писания.

Мы отрицаем, что церковные символы веры, Соборы или постановления имеют больший или равный авторитет с авторитетом Писания.

Статья 3

Мы утверждаем, что написанное Слово в своей полноте есть откровение, данное Богом.

Мы отрицаем, что Библия является просто свидетельством откровения, или становится откровением только при принятии ее в человеческое сердце.

Статья 4

Мы утверждаем, что Бог, создавший человечество по Своему образу, воспользовался языком как средством откровения.

Мы отрицаем, что человеческий язык так ограничен нашей человеческой природой, что не может служить средством божественного откровения. Далее, мы отрицаем, что испорченность грехом человеческой натуры и языка разрушило труд божественной благодати при написании Библии.

Статья 5

Мы утверждаем, что Божье откровение в Священном Писании было прогрессирующим.

Мы отрицаем, что позднейшее откровение, дополняющее более раннее, может исправлять его или противоречить ему. Далее, мы отрицаем, что по завершении написания книг Нового Завета кому-либо было дано какое-либо откровение, стоящее наравне с Писанием.

Статья 6

Мы утверждаем, что все Писание целиком и все его части, каждое слово его оригинала, были даны божественным вдохновением.

Мы отрицаем, что богодухновенность Писания может относиться к целому, а не к частям, или к той или иной части, но не к целому.

Статья 7

Мы утверждаем, что посредством вдохновения Бог Духом Своим, через людей, как авторов, дал нам Свое Слово. Происхождение Писания является божественным. Способ божественного вдохновения остается для нас в значительной степени таинственным.

Мы отрицаем, что вдохновение может быть сведено к человеческому прозрению или какой бы то ни было концентрации сознания.

Статья 8

Мы утверждаем, что Бог в Своем труде вдохновения использовал особенности личности и литературный стиль авторов, которых Он избрал и которых подготовил к этому труду.

Мы отрицаем, что Бог побуждал этих авторов употреблять именно те слова, которые Он избрал, игнорируя их личность.

Статья 9

Мы утверждаем, что вдохновение, не подменяя собой всеведения, обеспечило правдивое и достоверное выражение всего, о чем библейские авторы были побуждены сказать и написать.

Мы отрицаем, что вследствие смертности или греховности этих авторов, по необходимости или по другой причине, в Слово Божье были внесены искажения или фальшь.

Статья 10

Мы утверждаем, что боговдохновенным, строго говоря, может считаться только подлинный текст Священного Писания, в чем, по Божьему произволению, можно с большой точностью удостовериться с помощью имеющихся рукописей. Далее, мы утверждаем, что копии и переводы Писания являются Словом Божьим в той мере, в какой они верны оригиналу.

Мы отрицаем, что отсутствие подлинных текстов затрагивает какой-либо существенный элемент христианской веры. Далее, мы отрицаем, что такое отсутствие делает утверждение о непогрешимости Библии недействительным или несущественным.

Статья 11

Мы утверждаем, что Писание, будучи боговдохновенным, непогрешимо, так что, отнюдь не вводя нас в заблуждение, оно правдиво и надежно во всех вопросах, которых касается.

Мы отрицаем возможность того, что Библия одновременно непогрешима и ошибочна в своих утверждениях. Непогрешимость и безошибочность могут быть различны, но они нераздельны.

Статья 12

Мы утверждаем, что Писание в своей полноте является непогрешимым, свободным от всякой фальши, лжи и обмана.

Мы отрицаем, что непогрешимость и безошибочность Библии ограничиваются духовными, религиозными или искупительными темами и не относятся к утверждениям в области науки и истории. Далее, мы отрицаем, что научные гипотезы о земной истории могут опровергнуть библейское учение о сотворении мира и потопе.

Статья 13

Мы утверждаем правильность употребления слова «непогрешимость» как богословского термина относительно полной истинности Священного Писания.

Мы отрицаем правильность оценки Писания в соответствии с нормами истинности и ошибочности, чуждыми его употреблению и назначению. Далее, мы отрицаем, что такие особенности Библии, как отсутствие современной технической точности, грамматические или орфографические отклонения, особенности в описании явлений природы, сообщения о неправедных делах, употребление гипербол и круглых чисел, тематическое распределение информации, вариативный подбор материала в параллельных текстах, применение свободного цитирования устраняют непогрешимость Писания.

Статья 14

Мы утверждаем единство и внутреннюю последовательность Писания.

Мы отрицаем, что предполагаемые ошибки и еще не истолкованные расхождения подрывают утверждение об истинности Библии.

Статья 15

Мы утверждаем, что доктрина непогрешимости основана на учении Библии о вдохновении.

Мы отрицаем, что учение Иисуса о непогрешимости Писания может быть отменено представлением о том, что Он приспосабливал божественные истины к человеческой ограниченности или представлением о любых естественных ограничениях Его человеческой природы.

Статья 16

Мы утверждаем, что доктрина непогрешимости являлась неотъемлемой частью веры Церкви в течение всей ее истории.

Мы отрицаем, что доктрина непогрешимости изобретена схоластическим протестантизмом или является реакционной позицией, постулированной в ответ на негативную критику.

Статья 17

Мы утверждаем, что Святой Дух свидетельствует о Писании, уверяя верующих в правдивости писанного Слова Божьего.

Мы отрицаем, что это свидетельство Святого Духа действует в отрыве от Писания или против Него.

Статья 18

Мы утверждаем, что текст Писания следует толковать с помощью историко-грамматической экзегезы, с учетом его литературных форм и приемов, а также, что Писание следует истолковывать самим Писанием.

Мы отрицаем законность любой обработки текста или поиска его источников, ведущего к релятивизму, антиисторичности, отрицанию его учения или авторства.

Статья 19

Мы утверждаем, что признание полного авторитета, безошибочности и непогрешимости Писания жизненно важно для правильного понимания всей христианской веры. Далее, мы утверждаем, что такое признание помогает в уподоблении образу Христову.

Мы отрицаем, что такое признание необходимо для спасения. Тем не менее, мы отрицаем, что доктрина непогрешимости может быть отброшена без серьезных последствий как для отдельного человека, так и для Церкви.

ИЗЛОЖЕНИЕ

Наше понимание доктрины непогрешимости должно быть изложено в контексте более широкого учения Священного Писания о нем самом. В данном изложении приводятся основные принципы этой доктрины, на основании которой составлены наше краткое заявление и статьи.

ТВОРЕНИЕ, ОТКРОВЕНИЕ И ВДОХНОВЕНИЕ

Триединый Бог, создавший все Своим творческим проявлением и управляющий всем Своим указующим Словом, создал род человеческий по Своему образу и подобию для соучастия в вечной жизни, как образец вечного братства в общении и любви в Боге. Как носитель Божьего образа, человек должен был слушать обращенное к нему Божье Слово и отвечать в радости поклонения и покорности. Помимо открытия Богом Себя в созданном миропорядке и последовательности событий внутри его, люди от Адама получали от Него словесные послания либо непосредственно, как указывается в Писании, либо опосредованно, в форме части или всего Писания.

Когда Адам пал, Создатель не покинул человечество до Страшного Суда, но обещал спасение и стал открывать Себя как Спасителя в ряде исторических событий, сконцентрированных вокруг семьи Авраама и достигших высшей точки в жизни, смерти, воскресении, в осуществляемом в настоящее время первосвященническом служении и обетованном пришествии Иисуса Христа. В этом плане Бог время от времени произносил особые слова суда и милости, обещания и указания грешным человеческим существам, желая заключить с ними завет со взаимными обязательствами, в котором Он благословляет их даром благодати, а они благословляют Его, отвечая емупоклонением. Моисей, которого Бог избрал как посредника, чтобы донести Свои слова избранному народу во время Исхода, стоит во главе длинного ряда пророков, в уста и в писания которых Бог вложил Свои слова, чтобы донести их до Израиля. Целью Бога в этом ряде посланий было соблюдение завета путем приведения Своего народа к познанию Своего имени, т.е. Своей природы, и Своей воли в заповедях для настоящего и познания намерений на будущее. Этот ряд Божьих пророков пришел к своему завершению в Иисусе Христе, воплощенном Божьем Слове, который Сам был пророком больше, чем пророки, но не меньше, и в Апостолах и пророках первого поколения христиан. Когда последнее и наивысшее послание Бога, Его слово миру об Иисусе Христе, было произнесено и объяснено в апостольском кругу, ряд открытых посланий прекратился. С этих пор Церковь должна была жить и познавать Бога по тому, что Он уже сказал, и сказал на все времена.

На горе Синай Бог написал условия Своего завета на каменных скрижалях, чтобы они свидетельствовали надежно и долго, и во все времена пророческого и апостольского откровения Он внушал людям, чтобы они записывали послания, данные им и через них, вместе с хвалебными записями о том, как поступил Он со Своим народом и размышлениями о моральных аспектах жизни в завете с Ним и о форме хвалы и молитвы, и о милостях завета. Богословская реальность вдохновения в библейских документах соответствует вдохновению устных пророчеств: хотя человеческая индивидуальность авторов отражалась в том, что они писали, слова, которые они писали, соответствовали божественному замыслу. Таким образом, что сказано в Писании, сказано Богом; авторитет Писания это Его авторитет, Он — конечный Автор Писания, давший его через разум и слова избранных и уготованных людей, которые свободно и с верой изрекали «святые Божий человека, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1.21). Священное Писание должно быть признано Словом Божиим в силу своего божественного происхождения.

АВТОРИТЕТ: ХРИСТОС И БИБЛИЯ

Иисус Христос, Сын Божий, Слово, ставшее плотью, наш Пророк, Пастырь и Царь, является конечным Посредником между Богом и людьми, посредством Которого даны все дары Божьей благодати. Данное Им откровение проявлялось не только через слово: Он открыл Своего Отца Своим присутствием и Своими делами. Все же Его слова имели решающее значение, ибо Он был Бог, Он говорил от имени Отца, и Его слова будут судить всех людей в последний день.

Как предсказанный Мессия, Иисус Христос является главной темой Писания. Ветхий Завет предвидел Его; Новый Завет описывает Его первое пришествие в прошлом и смотрит вперед, ожидая второго. Канонические книги Писания это боговдохновенное, а потому законополагающее свидетельство о Христе. Следовательно, герменевтика, в фокусе которой не находится исторический Христос, не может быть приемлемой. Священное Писание должно приниматься как то, чем оно в своей сущности является — свидетельство Отца о воплощенном Сыне.

Так же как канон Ветхого Завета установился ко времени Христа, так во времена Апостолов был завершен канон Нового Завета, поскольку не может быть принесено никакое новое апостольское свидетельство об историческом Христе. Никакое новое откровение (отличное от данного Святым Духом понимания существующего откровения) не будет дано до второго пришествия Христа. Канон был создан божественным вдохновением. Задачей Церкви было различить канон, данный Богом, а не придумывать свой собственный. Существенными критериями были и являются авторство (или свидетельство) , содержание и удостоверяющее свидетельство Святого Духа.

Слово «канон», означающее «правило» или «стандарт», — это указание на авторитет, что означает право на управление и контроль. Авторитет в христианстве принадлежит Богу в Его откровении, что означает, с одной стороны, Иисуса Христа, живое Слово, и, с другой стороны, Священное Писание, писанное Слово. Но авторитет Христа и Писания — одно целое. Как наш Пророк, Христос засвидетельствовал, что Писание не может быть нарушено. Как наш Пастырь и Царь, Он посвятил Свою земную жизнь исполнению закона и пророков, вплоть до смерти во исполнение слов мессианского пророчества. Таким образом, так же, как Он увидел в Писании свидетельство о Себе и Своей власти, так Своей покорностью Писанию Он засвидетельствовал его авторитет. Так же, как Он склонился перед указанием Отца, данным в писаниях Ветхого Завета, так же Он требует, чтобы поступали Его ученики, но не обособленно, а в соединении с апостольским свидетельством о Нем, которое Он внушил Своим даром Святого Духа. И христиане показывают себя верными слугами Господа, склоняясь перед божественными указаниями, данными в писаниях Апостолов и пророков, вместе составляющих нашу Библию.

Подтверждая взаимно истинность Своего авторитета, Христос и Писание сливаются в единый источник. Библейски понятый Христос и христоцентричная, проповедующая Христа Библия являются, с этой точки зрения, одним целым. Как в силу факта богодухновения мы подразумеваем, что сказанное в Писании сказано Богом, так в силу открытой нам связи между Иисусом Христом и Писанием мы можем утверждать, что сказанное в Писании сказано Христом.

БЕЗОШИБОЧНОСТЬ, НЕПОГРЕШИМОСТЬ, ТОЛКОВАНИЕ

Священное Писание, как вдохновенное свыше Божье Слово, авторитетно свидетельствующее об Иисусе Христе, может быть справедливо названо безошибочным и непогрешимым. Эти выраженные в отрицательной форме термины, имеют особое значение, так как недвусмысленно защищают важнейшую истину.

«Безошибочность» означает «не вводящий» и «не введенный в заблуждение», и, таким образом, в категорических выражениях защищает ту истину, что Священное Писание является точным, достоверным и надежным правилом и руководством во всех вопросах.

Подобным же образом, «непогрешимый» означает «свободный от всякой лжи и ошибки» и, таким образом, защищает ту истину, что Священное Писание полностью правдиво и заслуживает доверия во всех своих утверждениях.

Мы утверждаем, что каноническое Писание следует всегда толковать, основываясь на том, что оно непогрешимо и безошибочно. Однако, выясняя, что именно утверждает вдохновленный Богом автор в каждом конкретном отрывке, мы должны уделять самое пристальное внимание особенностям его человеческой природы. Вдохновляя Своего писателя, Бог использовал культуру и условия его окружения, управляя ими; думать иначе значит понимать неправильно.

Таким образом, к истории следует относиться как к истории, к поэзии как к поэзии, к гиперболам и метафорам как к гиперболам и метафорам, к обобщениям и приближениям как к таковым, и т.д. Следует также отметить разницу между литературными условностями в библейские времена и наше время: например, так как нехронологичность повествования и неточное цитирование были в то время привычны и приемлемы и не обманывали ничьих ожиданий, мы не должны рассматривать эти явления как ошибки, когда находим их у библейских авторов. Если абсолютная точность в каком-то вопросе не ожидалась и не ставилась целью, то нет ошибки в том, что она не достигнута. Писание непогрешимо не в смысле абсолютной, по современным стандартам, точности, а в смысле истинности своих утверждений и достижения той меры правды, к которой стремились авторы.

Истинность Писания не отрицается появлением в нем грамматических или орфографических отклонений, описаний феноменальных явлений природы, сообщений о лживых утверждениях (например, ложь сатаны) или кажущихся расхождений между различными частями. Неправильно противопоставлять так называемые феномены Писания учению Писания о нем самом. Видимые несоответствия не следует игнорировать. Их истолкование, если таковое окажется убедительным, укрепит нашу веру, а там, где в настоящее время убедительное толкование не может быть достигнуто, мы почтим Бога верой в то, что Слово Его истинно несмотря на видимость, сохраняя уверенность в том, что однажды эта видимость рассеется как иллюзорность.

Поскольку все Писание есть произведение одного божественного Ума, толкование должно оставаться в пределах библейской аналогии и должно исключать гипотезы, исправляющие один отрывок Писания с помощью другого, во имя ли прогрессивного откровения или несовершенного просвещения ума богодухновенного автора.

Хотя Священное Писание не связано рамками определенной культуры, так как его учению достаточно универсально, оно иногда культурно обусловлено обычаями и взглядами определенного периода, так что применение его принципов в наши дни требует других действий*.

(* Примечание: русскоязычное братство, как правило, не соглашается с практической интерпретацией этого абзаца западным богословием (напр. в вопросе женских головных уборов), считая, что применение принципов Писания в наши дни действительно происходит с учетом современной культуры, но только в тех рамках и сферах, которые четко не определены в самом Писании.)

СКЕПТИЦИЗМ И КРИТИКА

Со времен Возрождения, а в особенности Просвещения, развились взгляды на мир, связанные со скептическим отношением к основным христианским догматам. Таковы агностицизм, отрицающий познаваемость Бога, идеализм, отрицающий его трансцендентность и экзистенциализм, отрицающий разумность Его взаимоотношений с нами.

Когда эти не- и антибиблейские принципы вкрадываются в богословские теории на уровне предположений, как часто происходит в наше время, правдивое толкование Священного Писания становится невозможным.

ПЕРЕДАЧА И ПЕРЕВОД

Так как Бог никогда не обещал безошибочную передачу Священного Писания, необходимо заявить, что боговдохновенным является только подлинный текст оригинала, и подтвердить необходимость текстуальной критики как средства обнаружения ошибок, которые могут вкрасться в текст в процессе его передачи. Однако, вывод исследования состоит в том, что древнееврейский и греческий тексты удивительно хорошо сохранились, так что мы с полным основанием можем подтвердить, вместе с Вестминстерским исповеданием веры, особый Божий промысел в этом деле и заявить, что авторитету Писания нисколько не угрожает тот факт, что копии, которыми мы обладаем, не вполне свободны от ошибок.

Подобным образом, никакой перевод не может быть совершенным, и каждый перевод является еще одним шагом от подлинников. Все же лингвистическая наука заключает, что, по крайней мере, англо-говорящие христиане в наши дни чрезвычайно хорошо обеспечены множеством отличных переводов и могут не сомневаться в том, что истинное Слово Божье им доступно.« Действительно, ввиду того, что в Писании часто повторяются основные вопросы, которых оно касается, а также ввиду того, что Святой Дух постоянно свидетельствует в слове и через слово, никакой серьезный перевод Священного Писания не может так исказить его смысл, чтобы оно не могло «умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2Тим.3.15).

НЕПОГРЕШИМОСТЬ И АВТОРИТЕТНОСТЬ

Утверждая авторитет Писания, подразумевающий всю полноту его истины, мы сознательно стоим со Христом и Его Апостолами, а на деле со всей Библией и с основным направлением истории Церкви от первых дней до самого последнего времени. Нас беспокоит та несерьезность, небрежность и очевидная бездумность, с которой многие в наше время отказались от убеждения, важность которого имеет далеко идущее значение.

Мы также осознаем, что отказ от утверждения полноты истинности Библии, авторитет которой при этом исповедуется, ведет к значительной путанице. В результате этого Библия, данная Богом, утрачивает свою авторитетность, а вместо нее авторитетной становится Библия, содержание которой приспособлено к критическому рассуждению индивидуума, чем, в принципе, допускается ее сводимость и приспособляемость. Это означает, что, по сути, авторитетным является независимый разум, противостоящий учению Священного Писания. Если это не замечается, а основные положения евангельского учения еще поддерживаются людьми, отрицающими полноту истинности Писания, они могут претендовать на евангельскую идентичность, тогда как методологически они отошли от евангельского принципа познания к неустойчивому субъективизму, и им трудно будет остановиться.

Мы утверждаем, что то, что говориться в Писании, говорится Богом, да будет Он прославлен. Аминь, аминь.

 

 

ЧИКАГСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ О БИБЛЕЙСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Первое заседание Международного совета по непогрешимости Библии состоялось в Чикаго 26-28 октября 1978 г. с целью вновь подтвердить доктрину непогрешимости Писания, прояснить его понимание и предупредить его отрицание. В те четыре года, которые прошли со времени Первого заседания, Бог благословил эти усилия сверх всякого ожидания. Обнадеживающий поток полезной литературы по доктрине непогрешимости, а также растущее признание ее ценности являются еще одной причиной восхваления нашего великого Бога.

Едва закончилась работа Первого заседания, как стало очевидным, что предстоит решить еще одну крупную задачу. В то время, как мы признаем, что вера в непогрешимость Писания является основой поддержания его авторитета, ценность этого признания является реальной лишь настолько, насколько каждый человек понимает значение Писания. Таким образом возникла нужда в проведении Второго заседания. В течение двух лет составлялись планы и писались работы по темам, связанным с герменевтическими принципами и практикой. Кульминацией этих усилий стала встреча в Чикаго, состоявшаяся 10-13 ноября 1982 года, в которой мы, нижеподписавшиеся, участвовали.

Аналогично Чикагскому заявлению 1978 года, ниже представляются статьи утверждения и отрицания как выражение результатов наших трудов по прояснению герменевтических вопросов и принципов. Мы не претендуем на полноту или систематичность рассмотрения всего предмета, однако, настоящие утверждения и отрицания представляют собой консенсус около ста участников и наблюдателей, собравшихся на конференцию. Участие в диалоге явилось познавательным опытом, и мы молимся Богу, чтобы результат нашего кропотливого труда дал возможность нам и другим более правильно обращаться со словом истины (2Тим.2.15).

Редакционная коллегия.

 

СТАТЬИ УТВЕРЖДЕНИЯ И ОТРИЦАНИЯ

Статья 1

Мы утверждаем, что нормативный авторитет Священного Писания является авторитетом Самого Бога, засвидетельствованным Иисусом Христом — Господом нашей Церкви. Мы отрицаем законность отделения авторитета Христа от авторитета Писания, или противопоставления одного другому.

Статья 2

Мы утверждаем, что как Христос является Богом и Человеком в одном Лице, так и Писание нераздельно является Словом Божиим на человеческом языке. Мы отрицаем, что убогий человеческий язык, в котором существуют Писания, влечет за собой больше погрешности, чем человеческое естество Христа влекло за собой искажение Его божественности.

Статья 3

Мы утверждаем, что личность и деяния Иисуса Христа являются центральной темой всей Библии. Мы отрицаем правильность любого метода толкования, который отрицает или принижает центральное место Христа в Писании.

Статья 4

Мы утверждаем, что Святой Дух, Который вдохновил Писание действует через него сегодня, чтобы вдохнуть веру в читающих Слово Божие. Мы отрицаем, что Святой Дух когда-либо учил кого-либо чему-либо, что противоречит учению Писания.

Статья 5

Мы утверждаем, что Святой Дух дает верующим возможность приспосабливать и использовать Писание в их жизни. Мы отрицаем, что природный человек в состоянии духовно понять библейское послание без помощи Святого Духа.

Статья 6

Мы утверждаем, что Библия выражает божественную истину в утвердительных суждениях, и заявляем, что библейская истина является как объективной, так и абсолютной. Далее мы утверждаем, что высказывание является истинным, если оно представляет вещи такими, какими они являются на самом деле, но является ошибочным, если оно искажает факты. Мы отрицаем, что, хотя Писание и делает нас достаточно мудрыми для спасения, библейскую истину следует определять этой функцией. Далее, мы отрицаем определение ошибки как того, что сознательно вводит в заблуждение.

Статья 7

Мы утверждаем, что значение, выраженное в каждом библейском тексте, является единственным, определенным и постоянным. Мы отрицаем, что признание этого единственного значения исключает разнообразие его приложения.

Статья 8

Мы утверждаем, что Библия содержит учения и наставления, которые применимы ко всем культурным и ситуативным обстоятельствам, а также другие наставления, которые сама Библия относит к конкретным ситуациям. Мы отрицаем, что различие между всеобщими и частными наставлениями в Писании может быть определено культурными или ситуативными факторами. Далее мы отрицаем, что всеобщие наставления могут когда-либо рассматриваться как связанные с какой-либо культурой или ситуацией.

Статья 9

Мы утверждаем, что значение термина «герменевтика», который исторически выражал собой правила экзегезы, может быть расширено, чтобы покрывать все, связанное с процессом постижения того, что означает библейское откровение, и как оно отражается на нашей жизни. Мы отрицаем, что послание Писания продиктовано пониманием переводчика или является производным от него. Этим мы отрицаем, что «горизонты» библейского писателя и переводчика могут правильно «сливаться» таким образом, чтобы то, что текст сообщает переводчику, в конечном счете, не определялось смыслом Писания.

Статья 10

Мы утверждаем, что Писание словесно сообщает нам божественную истину посредством широкого разнообразия литературных форм. Мы отрицаем, что ввиду каких-либо ограничений человеческого языка Писание передано неадекватно содержащемуся в нем божественному посланию.

Статья 11

Мы утверждаем, что переводы текста Писания могут передавать знания о Боге через все временные и культурные границы. Мы отрицаем, что значение библейских текстов так сильно привязано к культуре, из которой они вышли, что понимание этого значения другими культурами невозможно.

Статья 12

Мы утверждаем, что в задаче перевода Библии и проповеди, ее в контексте каждой культуры, следует применять лишь те смысловые эквиваленты, которые соответствуют содержанию библейского учения. Мы отрицаем законность методов, которые либо невосприимчивы к требованиям межкультурного общения, либо в процессе него искажают библейский смысл.

Статья 13

Мы утверждаем, что признание формальных и стилистических литературных категорий различных частей Писания является существенным для правильной экзегезы, и, следовательно, мы ценим жанровую критику как одну из многих дисциплин библейских исследований. Мы отрицаем, что жанровые категории, отрицающие историчность, могут правильно применяться к библейским повествованиям, которые утверждаются как факты.

Статья 14

Мы утверждаем, что библейский рассказ о событиях, речах и высказываниях, хотя и представленный посредством многообразия соответствующих литературных форм, отвечает историческому факту. Мы отрицаем, что какое-либо событие, речь или высказывание, сообщаемое в Писании, было изобретено библейскими писателями или традициями, которые они в себя вобрали.

Статья 15

Мы утверждаем необходимость толкования Библии в соответствии с ее дословным или обычным смыслом. Дословный смысл — это грамматико-историческое значение, то есть значение, которое выразил автор. Толкование в соответствии с дословным значением учитывает все стилистические приемы и литературные формы, находящиеся в тексте. Мы отрицаем законность любого подхода к Писанию, который приписывает ему значение, не поддерживаемое дословным смыслом.

Статья 16

Мы утверждаем, что законные критические приемы к каноническому тексту. Мы отрицаем законность позволения какому бы то ни было методу библейской критики ставить под вопрос истинность или целостность заверения ясно выраженного автором, или истинность любого учения, содержащегося в Писании.

Статья 17

Мы утверждаем единство, гармонию и последовательность Писания и объявляем, что оно является наилучшим своим толкователем. Мы отрицаем, что Писание можно толковать в том смысле, что одно какое-либо место исправляет другое или говорит против него. Мы отрицаем, что более поздние писатели Писания неправильно истолковывают ранние его места, когда приводят их или ссылаются на них.

Статья 18

Мы утверждаем, что собственное толкование Библией себя является всегда правильным; оно никогда не отклоняется, а, наоборот, проливает свет на единственно верный смысл богодухновенного текста. Значение слов пророка включает, но не ограничивается пониманием этих слов самим пророком и обязательно включает намерение Божие, засвидетельствованное исполнением этих слов. Мы отрицаем, что писатели Писания всегда понимали полное значение своих собственных слов.

Статья 19

Мы утверждаем, что любые предположения, привнесенные толкователем в Писание, не должны противоречить его учению и должны проверяться им. Мы отрицаем, что от Писания требуется соответствие таким чуждым и противоречивым учениям, как натурализм, эволюционизм, сциентизм, секулярный гуманизм или релятивизм.

Статья 20

Мы утверждаем, что, так как Бог является творцом всей истины, то все истины, как библейские, так и небиблейские, должны быть совместимы и согласовываться друг с другом, и что Библия утверждает истину, когда она затрагивает вопросы, относящиеся к природе, истории или чему-либо другому. Далее, мы утверждаем, что в некоторых случаях вне библейские данные имеют ценность для прояснения того, чему учит Писание и исправления ошибок, допущенных при толковании. Мы отрицаем, что вне библейские взгляды когда-либо могут опровергнуть учение Писания или иметь над ним превосходство.

Статья 21

Мы утверждаем гармонию общего и частного откровения и, таким образом, библейского учения с природными фактами. Мы отрицаем, что какие-либо подлинные научные данные могут находиться в противоречии с истинным значением какого-либо места Писания.

Статья 22

Мы утверждаем, что, как и вся Библия, текст книги «Бытие» с первой по одиннадцатую главы является истинным фактом. Мы отрицаем, что учение Быт. 1-11 является мифическим, и что научные гипотезы о естественной истории и происхождении человечества могут быть использованы для опровержения учения Писания о творении.

Статья 23

Мы утверждаем ясность Писания, особенно его послания о спасении от греха. Мы отрицаем, что все места Писания являются в равной степени ясными, или имеют одинаковое отношение к посланию об искуплении;

Статья 24

Мы утверждаем, что в своем понимании Писания человек независим от специальных знаний библейских ученых. Мы отрицаем, что следует пренебрегать плодами технических исследований Писания, выполненных библейскими учеными.

Статья 25

Мы утверждаем, что лишь проповедь, рассматривающая Писание как Слово Божие, в достаточной степени передает божественное откровение в его надлежащем применении к жизни. Мы отрицаем, что какой-либо проповедник имеет какое-либо послание от Бога, не вытекающее из текста Писания.

 

 

ЧИКАГСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЛОЖЕНИИ БИБЛИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Международный совет по непогрешимости Библии был основан в 1977 году, с запланированным сроком действия в десять лет. Его целью было при поддержке Божией, посредством ученых работ и трудов найти средство для восстановления пошатнувшейся уверенности христиан в полной надежности Писания. В связи с тем, что эта потеря уверенности ведет к потере ясности в утверждении истин подлинного христианства и потере силы в поддержании их, задача представлялась достаточно насущной. Десятилетие специальных усилий повернуть вспять волну неуверенности в Библии не представлялось слишком большим сроком, ни чтобы посвятить себя этой деятельности, ни чтобы просить христианское сообщество о поддержке. На десятом году своего существования Совет рассматривает свои достижения с любой точки зрения как еще один повод вознести благодарение Богу.

Три заседания ученых- библеистов, проведенные Советом, задуманы как логически связанный ряд, каждая из составных частей которого имела не только консультативную, но и объединительную цель. На заседании 1978 года было достигнуто крупнейшее для нашего времени подтверждение исторического христианского взгляда на Священное Писание как каноническое откровение Божие, данное в форме составного человеческого свидетельства божественной воли, деяний и путей. Заседание 1982 года достигло широкого консенсуса по герменевтическим направлениям и путям толкования. Заседание 1986 года стремится показать значение правильно истолкованной Библии для некоторых ключевых областей современной североамериканской культуры, вызывающих смешения и споры. Нужда во втором и третьем

заседании была всегда очевидной, поскольку простое исповедание непогрешимости Библии приносит мало пользы до тех пор, пока мы не знаем, как истолковать его, а толкование предусматривает приложение библейских истин к современной жизни.

Третье заседание рассматривает приложение вечной истины К ситуациям конца двадцатого века. Оно не фокусируется на евангелистической и проповеднической задаче обеспечения усвоения и претворения в жизнь известных истин, а концентрируется на том, чтобы понять, что значит жить по этой истине в нашем современном окружении. Заседание не останавливает свое внимание на дисциплинах личного ученичества, так как по этому вопросу уже существуют хорошие работы, и не здесь ощущается наиболее острый кризис приложения Библии. Напротив, третье заседание фокусируется сначала на триипостасном основании, которое должно определять форму всей церковной жизни и свидетельства, а затем на ряде общинных проблем, которые идут под общим заголовком христианской социальной этики. Выбор этих тем частью определялся их собственной значимостью, и частично — необходимостью рассеять сомнения в том, что верующие в Библию когда-либо смогут договориться о едииных ответах на эти вопросы. Точно так, как консенсус первого заседания рассеял сомнения в возможности соглашения по природе Писания, а консенсус второго заседания — в том, что сторонники непогрешимости могут договориться о принципах толкования богодухновенного текста, третья встреча демонстрирует высокую степень консенсуса по поводу того, как Библия, в которую верят, направляет молитвы, планирование и действия в современном беспокойном обществе. Мы благодарим Бога за все эти соглашения, которые, по нашему мнению, имеют чрезвычайную важность для нашего времени.

Редакционная коллегия.

ПОДХОД К СОВРЕМЕННЫМ ПРОБЛЕМАМ

Процесс сверхъестественных божественных действий, который произвел каноническое Писание, дал нам не учебник по богословию и этике для студентов, а нечто более богатое и познавательное — книгу жизни. В этой книге, состоящей из шестидесяти шести отдельных книг, собраны вместе различные виды материала. Костяк Библии составляют исторические повествования, охватывающие несколько тысячелетий и рассказывающие о том, как Бог-Творец стал Богом-Искупителем после того, как грех вошел в Его мир и испортил человечество. Весь дидактический, доктринальный, религиозный, нравственный и литургический материал, выступающий в форме проповедей, посланий, гимнов, молитв, законов, правил, притч, философских и практических размышлений, или любого иного типа писаний, имеет характер приуроченного к определенным событиям прикладного обращения к конкретному народу, в его историческом и богословском состоянии в конкретный момент развития божественного плана откровения и искупления. В связи с этим, а также с огромным культурным расстоянием между древними ближневосточными цивилизациями, из которых вышла Библия, и общественной жизнью современного Запада, увидеть наиболее истинное и мудрое приложение библейских принципов к сегодняшней жизни часто является достаточно сложной задачей. Всеобщие истины о Боге и людях в их связи между собой необходимо очистить от тех приложений, в которых мы их впервые встречаем, и заново приложить к культурному контексту и историческому течению, существенно отличающемуся от всего, что показано в библейском тексте. В приложении Писания к этой измененной и меняющейся среде наших дней, следует учитывать следующие принципы.

ВО-ПЕРВЫХ, в связи с тем, что все Писание засвидетельствовано нам как постоянно авторитетное Слово Божие Самим Господом нашим Иисусом Христом (наш Ветхий Завет — Его оценкой и использованием Его, наш Новый Завет — Его обещанием Духа Его апостольским и пророческим писателям), оно должно рассматриваться во всей своей полноте как средство и путь авторитета Самого Христа. Таким образом, истинное ученичество должно включать сознательное признание всего, чему учит Писание, как в форме свидетельств, так и в форме повелений. Следует отбросить как извращенное и недоказуемое воображение распространенную точку зрения о том, что верность Христу можно сочетать со скептическим и выборочным подходом к Писанию. Авторитет Писания является одним целым с авторитетом Христа. 

ВО-ВТОРЫХ, в связи с тем, что Писание, в конечном счете, является продуктом одного Разума — Бога Духа Святого, существует истинная последовательность учения по всем затрагиваемым предметам. Любую видимость самопротиворечия или смешения следует, поэтому, рассматривать как иллюзорную, а часть задачи экзегета следует понимать как поиск путей рассеяния этой видимости. В отдельных случаях возможность нашего продвижения по этому пути может быть различной, однако это должно всегда быть нашей целью. Внутренняя гармония Писания является аксиомой и является следствием уверенности в том, что Бог истины, к Которому восходит все библейское учение, всегда знает, что Он хочет сказать, и никогда не искажает факты. Поэтому, поскольку в природе Бога говорить только то, что истинно и заслуживает доверия, все, чему учит Писание по любому предмету следует воспринимать как достоверное. (Более полное подтверждение этой посылки об авторитетности непогрешимости Библии, как канонического орудия Самого Создателя, изложено в выводах первых двух встреч). 

В-ТРЕТЬИХ, следует иметь в виду различия между последующими ступенями божественной искупительной программы и мы должны осознавать, что некоторые божественные требования к Своему народу в предновозаветные времена были лишь временными. Однако, признавая это, мы должны стремиться увидеть неизменные нравственные и духовные принципы, которые эти требования применяли и выражали, и мы должны настойчиво задумываться над вопросом о том, какое отношения эти принципы имеют к нашей жизни сегодня. 

В-ЧЕТВЕРТЫХ, Церковь не является ни источником безошибочной информации о Боге вне Писания, ни каким бы то ни было своим образом или средством самовыражения не является непогрешимым толкователем Писания. Церковь подчиняется Библии, а не наоборот. Исторические притязания Римско-католического magisterium не являются ни библейски оправданными, ни по существу своему верными, как и не являются верными утверждения некоторых протестантских объединений, что ими управляет и их учит Дух Божий, если их позиции не находят подтверждения в библейском учении. Однако века библейских исследований вновь и вновь показывали, что каноническое Писание толкует себя изнутри по всем вопросам, имеющим значение для веры, надежды, послушания, любви и спасения, фактическое единодушие верящих в Библию толкователей по этим основным вопросам со времен Реформации является мощным подтверждением представлений реформаторов о том, что Библия в ее современном виде является необходимой и достаточной другими словами, является завершенной как откровение Божие и. ясной в своем послании всем, кто посредством благодати Святого Духа имеет глаза, чтобы увидеть то, что лежит перед ними. Однако, ввиду того, что интеллектуальное освящение христиан, как и другие аспекты их освящения, не является еще совершенным, следует ожидать возникновения среди верящих в Библию некоторых различий во мнениях. Они могут возникнуть по второстепенным вопросам; не следует думать, что этим они ставят под сомнение подлинную ясность Писания, которую они хотят истолковать и применить.

В-ПЯТЫХ, соотношение библейского учения с культурными аксиомами, посылками или парадигмами этого или любого другого века является методической ошибкой. Писание раскрывает деяния, пути и волю неизменного Создателя в отношении человечества как такового, и все человеческие мнения относительно ценностей, приоритетов и обязанностей следует судить, и, где это необходимо, исправлять по их соотношению с этим откровением. Каждая культура, являясь выражением корпоративных целей падшего человечества, оказывает искажающее, затемняющее и притупляющее влияние на библейские истины, которые, в случае приложения, изменили бы ее. Никогда не удается сохранить эти истины свободными от компрометирующей ассимиляции культурного окружения. Основное течение протестантизма последних двух веков представляет собой назидательное подтверждение этого. Оно значительно сбилось с пути, усвоив привычку регулярно соотносить библейское учение с модными современными светскими учениями, такими как рационализм, историзм, эволюционизм, экзистенциализм и марксизм и тому подобными. Нельзя забывать, что грех затемняет и сбивает с пути человеческий разум в отношении всего, что имеет первичное значение, и что Писание было дано нам, чтобы осветить нашу интеллектуальную и духовную темноту, показав нам, где идеи и тщеславие светской культуры того или иного периода потерпели неудачу. По отношению к Богу и человеческой жизни мирская культура всегда заблуждается (см. Рим. 1.18-32), и лишь содержание библейского откровения может внести в нее необходимые поправки. Таким образом, наше призвание заключается не в том, чтобы исправить Писание, а в том, чтобы позволить Писанию исправить нас. Наше обращение с Писанием будет подобающим только в том случае, если мы позволим библейскому учению, как абсолютной божественной истине, исправить наши представления о Боге и наилучшем образе жизни, которые окружающее нас общество воспринимает как должное. Правильной трактовкой Писания является позволение ему управлять нашим разумом, моралью и духовностью. В этом заключалась реформаторская точка зрения, когда они говорили о Писании: никто никогда не будет правильно думать о Боге и, следовательно, действовать и жить подобающим образом без руководства Библии. Правильно поставить герменевтический вопрос, который является центральным в нынешней дискуссии, означает спросить о том, что внутри нас и нашей культуры мешает нам услышать неизменное божественное слово осуждения, милосердия, искупления и праведности так, как оно должно восприниматься, исходя из нашей ситуации. Когда вопрос сформулирован таким образом, открывается дверь правильному воздействию на нас Слова Божьего, которое иначе вряд ли возможно. Форма этого влияния будет видоизменяться от одного времени и места к другому, это Слово должно произрастать в каждой культуре, порожденной человечеством. Однако сущность этого влияния, т.е. требования покаяния и веры во Христа, поклонения и святости перед Богом, и любви и справедливости по отношению к ближним всегда остаются неизменными. 

В-ШЕСТЫХ, приложение библейских принципов к жизни всегда обусловлено ограниченностью наших фактических знаний о ситуации, в которой происходит дело. Там. где имеют место споры по сопутствующим вопросам или возможным прямым или косвенным последствиям альтернативных действий, долгосрочных результатах, например, определенных промышленных направлений, экономических процедур или военных стратегий, скорее всего последует несогласие по поводу наилучших и наиболее мудрых направлений развития, а такое несогласие может оказаться большой помехой, т.к. достижение наилучших результатов для других является одной из обязанностей любви к ближнему, которая требуется от нас Писанием. Однако такое несогласие не обязательно подразумевает неуверенность в том, какие принципы следует применить, и поэтому, не может рассматриваться как свидетельство различного понимания учения непогрешимой Библии.

В-СЕДЬМЫХ, приложение библейских принципов к жизни требует осознания того, что в пределах, установленных нравственными законами Бога, существует область свободы, в которой на нас лежит ответственность выбора, представляющегося нам наиболее плодотворным для славы Божией и благополучия человечества, включая себя. Никогда не позволять хорошему стать врагом наилучшего или предпочитать то, что кажется «неплохим» тому, что очевидно является лучшим — вот один из законов христианской мудрости и послушания. Однако и здесь, между христианами, чьи взгляды согласны в существенных вопросах, могут наблюдаться различия, вызванные личностными или культурными факторами, которые влияют на их систему ценностей и приоритетов. Однако и здесь было бы ошибкой указывать на такие различия как свидетельства несогласия о том, что говорит Библия.

В-ВОСЬМЫХ, приложение Писания к жизни требует благодати Святого Духа. Без Его помощи не будут правильно поняты ни духовные реалии, о которых говорит Писание, ни конечная цель, направленность и пронизывающая сила библейского учения, ни ширина и глубина библейских взглядов, призывов, вопросов, упреков, призваний к вере и исправлений. Скромное признание недостаточности любого человеческого деяния и знания, которое всегда несовершенно, и постоянная мольба к Богу о даровании света и мудрости, являются единственным здравым образом мысли для тех, кто пытается изучать божественное Слово. Этот образ мысли является реальностью лишь для тех, кто, почувствовав слепоту и безрассудство своего природного разума, спасительно связан с Иисусом Христом, Который научил их не полагаться на свое собственное понимание.

Третья встреча признает эти восемь принципов как общую основу и его выводы отражают честную попытку благоразумно и самокритично руководствоваться ими в деле установления тесной связи между Писанием и окружающим нас миром.

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки