Роберт Е. Пикирилли.
КАЛЬВИНИЗМ, АРМИНИАНСТВО И БОГОСЛОВИЕ СПАСЕНИЯ

 

ГЛАВА 10

НОВЫЙ ЗАВЕТ И СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ

 

Арминиане согласны с кальвинистами в вопросе о полной греховности, но остается главная проблема этого раздела — обусловленность спасения. Основной вопрос звучит так: происходит ли спасение верой? Только ответ, основанный на точном «библейском богословии», может считаться удовлетворительным.

 

Введение: природа проблемы

Многие христиане — во всяком случае, на «популярном» уровне — удивились бы, узнав, что кто-то задает подобный вопрос: верой ли осуществляется спасение. Чтобы вступление было кратким, я предлагаю здесь только самые общие очертания того, как возник подобный вопрос. В предыдущих главах изложены все детали.

Размышляя о логической последовательности кальвинизма, многие богословы выступили бы против упрощенного заявления о том, что спасение осуществляется верой. 1) Поскольку избрание безусловно (и должно быть таким, если воля Бога превыше всего), получается, что спасение — в самом широком смысле слова — основано на промысле Божьем, а не на нашей личной вере. 2) Так как искупление было задумано для спасения только избранных и результативно применяется к ним через благодатную деятельность Духа Святого, получается, что спасение — опять же в самом широком смысле — происходит скорее через искупление и благодать, чем верой. 3) Так как человек полностью грешен, по сути мертв и неспособен откликнуться на Благую Весть, пока не возродится, получается, что спасение — по-прежнему в самом широком смысле — скорее осуществляется для веры, чем верой.

Если все это правда, можно ли говорить о спасении верой? Некоторым образом, да: даже самый убежденный кальвинист будет спорить, что эти слова истинны. Но в таком случае слово «спасение» будет использовано в более узком смысле. Писание ясно говорит об оправдании верой, это ясно и для кальвинистов. Оправдание занимает такое важное я центральное место в учении, что слово «спасение» часто используется как синекдоха, в качестве синонима оправдания. Поэтому в более узком плане можно сказать, что спасение (оправдание) происходит верой. Однако «спасение» — это больше, чем оправдание. Когда это слово используется в своем широком значении, это скорее синоним избрания. Мы не должны заблуждаться в этом: если избрание не осуществляется верой, то и спасение — тоже.

Вот что тогда мы должны понимать, в свете кальвинистского ordo salutis, который обсуждался в восьмой главе: 1) рождение свыше логически идет первым;

2) из него проистекает обращение, включающее в себя покаяние и веру как Божьи дары рожденному свыше;

3) и отсюда вытекает оправдание, обусловленное верой, которая сама — плод спасительной и возрождающей работы Бога.

Нетрудно увидеть, что тогда спасение в самом широком смысле включает рождение свыше, обращение и оправдание (и не только, но сейчас нам этого достаточно). Ничто из названного не было бы возможно без рождения свыше, все остальное проистекает из него. Рождение свыше происходит не верой, значит, и спасение — не верой. Как выразил это Беркхоф, «семя веры попадает в человека в момевт рождения свыше... Только после того как Бог заронит зерно веры в сердце человека, он может верить». (Louis Berkhof, Systematic Theology (Eerdmans, 1949), 503)

Мы сказали достаточно, чтобы обозначить существующую проблему и основные связанные с ней вопросы. Осуществляется ли спасение верой? Как правильно использовать слова с точки зрения Библии?

 

1. Значение «спасения», обусловленного верой

Все стороны соглашаются, что оправдание осуществляется верой. Следовательно, было бы правильно говорить о «спасении» верой по меньшей мере в качестве синекдохи, то есть используя термин «спасение» в более узком значении, как синоним оправдания.

Поэтому вопрос таков: связывает ли Библия веру как условие только с оправданием (или «спасением» в узком плане) или со «спасением» в широком плане, включающим в себя рождение свыше или другие стороны применения искупления к частному лицу. Иначе говоря, что конкретно происходит при воздействии «верой» согласно Библии?

Ответ, основанный на тщательном исследовании отрывков Нового Завета, представляющих веру как условие, гласит, что условие это не сводится к оправданию. Вот лишь некоторые из этих важных отрывков.

А. Некоторые отрывки рассказывают о принятии Святого Духа «верой».

1. Гал. 3 — хороший пример. В Гал. 3:2 Павел ясно показывает (в риторическом вопросе), что галаты «получили Духа чрез наставление в вере». Гал. 3:5 рассматривает тот же самый факт с другой стороны: апостол «подал им Духа чрез наставление в вере».

«Наставление» в этой фразе отражает динамику отношений между проповедником и слушателями. Павел проповедует веру как средство принятия Духа; они слышат, таким образом, проповедуемую веру; они сделали то, что Павел велел им делать, и ответили верой.

Это все равно что сказать, что они приняли Духа «верой» (ek с аблативом). Очевидно, какие бы обороты речи здесь ни употреблялись, значение шире, чем просто оправдание.

Гал. 3:14 еще раз подтверждает, что Павел описывает происходящее с человеком, когда он становится христианином: «чтобы нам получить обещанного Духа верою» (dia с генитивом). Pneumatos — здесь, вероятно, генитив аппозиции; передавать «обещанного Духа» — то же, что говорить о Нем. «Обещание» в Новом Завете часто служит специальным термином для обозначения принятия Духа Святого; смотрите Лк. 24:49; Деян. 1:4 (ср. с Деян. 11:15-18); 2:33, 38, 39; Еф. 1:13 (где «обетованный Святой Дух» по сути является эквивалентом «обещанного Духа»).

2. Ин. 7:39, возможно, следует включить в число этих цитат: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие (аорист: возложили веру) в Него». Ввиду того что при толковании этого стиха возникает много вопросов о «распределении», не надо использовать его чрезмерно. Однако, кажется, он подкрепляет вывод, что вера — условие для принятия Духа.

3. Еф. 1:13, конечно, надо сюда включить; здесь представлена та же самая динамика, что и в Гал. 3. Порядок таков: они услышали Благую Весть, ответили на нее верой (опять аорист) во Христа, они были «запечатлены» обетованным Духом. Грамматическая связь между верой и запечатлением очень тесна, в буквальном переводе: «уверовав, вы были запечатлены».

4. Рассказ Петра о событиях в доме Корнилия содержит те же основные моменты: Бог дал язычникам Духа Святого, как Петру и прочим в Иерусалиме, когда они уверовали (опять аорист) в Господа Иисуса Христа (Деян. 11:17). Есть сомнения по поводу, относится ли причастие «уверовавши» (pisteusasin) к «нам» или к «ним» — или к тем и другим; в любом случае значение остается тем же, и грамматическая связь опять же прочна: «Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим».

5. В Деян. 15:7-9, на совещании в Иерусалиме, Петр снова рассказывает об этом. Опять приводится точно такой же порядок, как и у Павла в Гал. 3 и Еф. 1: Петр говорил, язычники услышали, они уверовали (еще один аорист) и Бог дал им Духа Святого. Только здесь Петр добавляет еще один элемент для пояснения того, что происходило: «верою очистив сердца их» (инструментальный датив). Мы можем воспринимать «очищение сердец их» как эквивалент дарования Духа или дополнительный результат — очищение, исполненное Духом после Его принятия. В любом случае (разница здесь невелика), значение это явно не относится только к оправданию. Обладание Духом жизни — это спасение.

Б. В некоторых отрывках говорится о положении сынов/детей Божьих, приобретаемом «верой».

1. Как и в первом случае, неплохо будет начать с Послания к галатам. В Гал. 3:26 мы читаем: «Все вы сыны (huioi) Божий по вере (dia с генитивом) во Христа Иисуса». Очевидно, здесь имеется в виду не просто оправдание, но ваши отношения с Богом в качестве Его полноправных сыновей — усыновление, одним словом. Контекст отрывка еще больше указывает на это.

2. Ин. 1:12 выражает по сути ту же истину: положение «чад Божиих» обусловлено верой, которая объясняется как «вера во имя Его» и «принятие Его». Здесь «чада» — это tekna, но можно утверждать, что teknon Иоанна не отличается коренным образом от huios Павла. Если здесь и есть какая-то разница, то лишь та, что teknon может относиться к рождению свыше, а huios — к усыновлению. В любом случае оправдание не имеется в виду.

3. 1 Ин. 5:1 следовало бы рассматривать отдельно, но можно упомянуть это место и здесь: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден». Здесь, конечно, можно было бы понимать веру как результат, отличительную характеристику тех, кто рожден свыше; но самое естественное прочтение этих слов иное. Если, что кажется более вероятным, рождение рассматривается как результат веры, значит, рождение заново (возрождение), посредством которого человек становится сыном Божьим, происходит верой.

В. В некоторых отрывках говорится о воскресении от духовной смерти «верой».

1. Одно из таких мест — Кол. 2:12. Здесь христианин рассматривается как человек, умерший, похороненный и воскресший к новой жизни вместе со Христом, что проявляется в крещении и осуществляется «силой» Бога, воскресившего Христа из мертвых. Однако говорится, что это совершается «верою» (dia плюс генитив), и, конечно, это не оправдание как таковое. Это воскресение, полагаю я, — рождение свыше. Если и не имеется в виду непосредственно оно, то, по крайней мере, здесь явно говорится о союзе со Христом, а рождение свыше подразумевается.

2. Ин. 5:24 тоже следует включить в этот раздел, как и в последующий. Теперь мы видим, как Иоанн (передавая, конечно, слова Иисуса) показывает нам тот же порядок, что и Павел с Петром (см. выше): произносится слово, его слушают, верят и затем: человек «перешел от смерти в жизнь». Без сомнений, это духовное возрождение, воскресение от духовной смерти, и они, в частности, являются последствиями веры.

3. Мы должны рассматривать Ин. 12:46 как отрывок, имеющий подобное значение, хотя духовная тьма — более конкретная метафора (чем духовная смерть). Используя сослагательный аорист с Ыпа, в предложении, выражающем (реализованный) замысел, Иисус указывает, что любой, кто поверит в Него, больше не будет находиться в духовной тьме. Вера — условие, и на этом условии люди переходят в свет — это лишь другой способ обозначения перехода от смерти к жизни. Я не вижу, каким образом можно сомневаться в том, что имеется в виду именно рождение свыше (а не оправдание, в частном значении).

Г. В ряде отрывков говорится об обладании жизни вечной «верой».

1. Среди них — два места Евангелия от Иоанна — Ин. 3:36 и 6:40, 47. Я полагаю, кто-либо будет спорить, что обладание жизнью вечной в этих стихах — оборот речи, связанный с судом и относящийся к оправданию. Мне кажется куда более вероятным, что обладание жизнью вечной, которое явно является не обещанием на будущее, но текущим, основано на рождении свыше.

2. Обратите также внимание на 1 Тим. 1:16. Павел говорит о своем собственном опыте как образце для каждого, кто «будет веровать в Него к жизни вечной». Логически, по ordo salutis, человек обладает жизнью вечной с момента рождения свыше.

Д. Наконец, есть ряд мест, где говорится о спасении «верой». Они не помогут нам понять, используется ли это слово в узком плане как эквивалент оправдания. Но если на самом деле — а кажется, что так и есть — контекст этих стихов показывает, что «спасение» употреблено в более широком значении (и включает в себя другие аспекты ordo salutis, помимо оправдания), они могут оказаться нам полезны.

1. Например, Деян. 16:31 может нам помочь. В ответ на вопрос филиппийского тюремщика ему говорят: «Веруй (аорист) в Господа Иисуса Христа, и спасешься». Контекст не позволяет определить здесь широту значения «спасения»; однако нет причин думать, что Павел имел в виду конкретно оправдание, выделяя его из всего ordo salutis.

2. То же самое относится и к Мк. 16:16 (независимо от принадлежности к оригиналу). Здесь, по крайней мере, «спасенный» противопоставляется «осужденному», поэтому это легко истолковать в строго судебном плане.

3. 1 Кор. 1:21, однако, обладает контекстом, который может прояснить, что имел в виду Павел, говоря, что Богу благоугодно «спасти верующих». Непосредственный контекст противопоставляет верующих тем, кто мудростью не пришел к знанию Бога. «Познать Бога» — это явно шире оправдания. В более широком контексте «спасение» 1 Кор. 1:21 может быть определено как: «Вы призваны (действенно) в общение (союз, участие в) Сына Его Иисуса Христа» (1 Кор. 1:9); или даже, в 1 Кор. 1:30: «От Него (Бога) и вы во Христе Иисусе». Тогда, судя по контексту, Павел думает о союзе со Христом и всех плодах такого союза.

4. Обратите внимание также на Еф. 2:8-9. «Вы спасены чрез веру» (dia с генитивом). Изучите все Послание к ефесянам, где рассматриваются все духовные богатства, получаемые от пребывания во Христе (Еф. 1:3), и очень мала вероятность того, что «спасены» в Еф. 2:8 используется в узком смысле как эквивалент оправдания. Более того, непосредственный контекст Еф. 2 делает это еще более невероятным: Павел говорит об обличении духовно мертвых в их промахах и грехах, как показывают Еф. 2:1, 5, 6. Здесь «спасение» рассматривается с точки зрения не оправдания, но избавления неспасенных от духовной смерти и превращение их в новое творение, предназначенное для добрых дел. Вряд ли можно найти лучшее контекстуальное описание или подборку слов, лучше объясняющих рождение свыше.

5. Принимая во внимание контекст Послания к римлянам, я не буду пытаться многое извлечь из Рим. 1:16 или 10:9, где сказано, что вера ведет к «спасению». Очевидно, что основной аспект спасения, который обсуждается в Послании к римлянам, — это оправдание; поэтому можно предположить, что «спасение» в этих стихах обозначает конкретно оправдание. По крайней мере, я замечу, что, Павел так охотно говорит в Послании к римлянам об оправдании — используя слово dikaiosune и родственные снова и снова, явно не нуждаясь в синонимах для разнообразия, — можно логически заключить, что, когда он использует слово «спасение», изменение слова несет в себе смысловую нагрузку.

6. Лк. 8:12 следует принять во внимание. Там, толкуя притчу о сеятеле, Иисус указывает (говоря о семени, упавшем на тропу, которое так и не взошло), что сатана уносит слово, «чтобы они не уверовали (аорист) и не спаслись». Вероятно, кальвинист стал бы спорить, что все это указывает на возможность обращения (включающего, в частности, оправдание), которую Благая Весть дает рожденным свыше. Но это привело бы нас к неприемлемому мнению, что Иисус имеет в виду рожденных свыше людей, успешному обращению которых мешает сатана, уносящий слово. Хоть это и вид отрицательного довода, кажется вполне ясным, что обращение-оправдание, в узком смысле отличное от рождения свыше, не может быть значением «спасения» в данном стихе, ибо эти люди вообще не испытали спасения.

В заключение никто не будет спорить с тем, что оправдание как таковое воистину происходит верой. Имея в виду отрывки, рассмотренные выше, не стоит оспаривать и того, что «спасение» в самом широком смысле слова тоже осуществляется верой. Рождение свыше и все его последствия тоже основаны на вере. Более того, нет причин думать, что эта «вера» по отношению к другим сторонам спасения, в том числе рождению свыше, означает нечто иное, чем когда связана конкретное оправданием. То есть в обоих случаях остается одно и то же условие. Можно, например, сравнить синтаксис и терминологию, используемые Павлом в провозглашении оправдания верой в Гал. 2:16 и в провозглашении принятия Духа верой в Гал. 3:2, 5.

 

II. Противопоставление в Библии веры и неверия как граница, отделяющая спасение от погибели

Значение «спасения верой» будет ясней» когда мы проследим, как Библия представляет веру и неверие в виде коренного различия между спасенными и погибшими.

А. Это особенно заметно в использовании слова «вера» у Иоанна. Павел по сути противопоставляет веру делам, как два разных пути поиска праведности, Иоанн же противопоставляет в основном веру неверию, проводя границу между спасенными и погибшими. Вероятно, это объясняет, почему Иоанн тяготеет к использованию глагола (pisteuo), в то время как Павел предпочитает существительное (pistis).

Чтобы это исследование не превратилось в долгое представление богословия Иоанна, я упомяну здесь только несколько наиболее ярких примеров, в самой простой форме.

1. Ин. 3:18, 36 — верующий не осужден и имеет жизнь вечную. Неверующий приравнивается к уже осужденному, не видит жизни, и гнев Божий пребывает на нем.

2. Ин. 5:24, 38 — верующий имеет жизнь вечную, не будет осужден, перешел от смерти к жизни. Неверующий не имеет пребывающего в нем Слова, таким образом, не имеет жизни.

3. Ин. 6:35-47 — верующий никогда не будет алкать, имеет жизнь вечную, воскреснет в день суда. Неверие равнозначно смерти.

4. Ин. 12:44-48 — верующий не пребывает во тьме и «видит» Отца. Неверующий пребывает во тьме и будет осужден.

5. Такой вывод делается из большинства высказываний Иисуса у Иоанна и содержится в собственных словах Иоанна, как обобщено в Ин. 20:31: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Эта «жизнь» — спасение в самом широком и лучшем его значении, и совершается оно верой. Если кто-то не имеет его, то по причине неверия — вот основная тема Иоанна.

Б. Иоанн — не единственный автор Нового Завета, придерживающийся такой точки зрения. Если проследить богословие веры и неверия в Деяниях, можно обнаружить нечто подобное. Вера противопоставлена неверию (отвержению), между ними — граница.

1. Так, например, Деян. 28:24 характеризует результаты всего служения Павла: «Одни убеждались словами{его], адругие не верили». Деян. 17:4-5 типично: «И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе... Но неуверовавшие Иудеи...»

2. Как мы уже замечали, «вера» в своем подлинном значении была основанием наделения Духом Святым (Деян. 11:17; 15:7-9).

3. Итак, в Деяниях «христианин» или «ученик» часто определяется как «уверовавший» (Деян. 16:1; 19:18 и т. д.) в отличие от «неуверовавших». В самом деле, спасение определяется словом «уверовал» (Деян. 13:12; 14:23; 17:12, и т. д.).

В. Синоптические Евангелия не говорят о личной сотериологии столько, сколько Иоанн, чаще связывая веру с такими понятиями, как исцеление. Однако существует заметный параллелизм между тем, что говорится о вере в связи с исцелениями и в связи с прощением и спасением.

1. Обратите внимание лишь на немногие из возможных мест: Мф. 9:2, где Иисус исцеляет расслабленного, принесенного к Нему, когда видит «их веру»; Мф. 9:22, где Он говорит женщине: «Вера твоя спасла тебя»; Мф. 9:29, где Он обращается к слепому: «По вере вашей да будет вам»; Мк. 10:52, где Иисус говорит слепому: «Вера твоя спасла тебя», и Лк. 17:19, где Он обращается к прокаженному с теми же словами. (Во всех этих случаях ясно, что вера — личная деятельность людей и условие их исцеления.)

2. Теперь сравните эти места с Лк. 7:50, где женщина, омывшая ноги Иисуса слезами, не больна, а просто грешница, но Он тоже говорит ей: «Вера твоя спасла тебя». Видна точная и намеренная параллель.

Как все прочие доводы свидетельствуют в пользу веры как необходимого условия спасения, так и синоптические евангелия, несомненно, добавляют уверенности в этом.

 

III. Связь между спасением верой, спасением делами и спасением благодатью

Как мы уже заключили в предыдущей главе, факт, что спасение происходит благодатью Божьей, а не делами человека, является справедливым и явным выводом из Писания. Поэтому перед нами сейчас стоит вопрос: противоречит ли спасение верой спасению благодатью? Предполагает ли каким-то скрытым образом спасение верой спасение делами? Само Писание дает ясный ответ: «верой» — это не «делами», но «благодатью».

А. Библия противопоставляет веру и дела как условие. Из всех авторов книг Нового Завета Павел больше всего внимания уделяет этой теме.

1. Рим. 3:20 — 4:25 посвящены основной проблеме всего Послания к римлянам: вера, а не дела, — условие праведности перед Богом. В Рим. 3:21-22 правда «независима от закона»; она «чрез веру» (dia плюс генитив). В Рим. 3:27 хвастовство исключается — не «законом» дел, но «законом» веры. В Рим. 3:28 оправдание происходит «верою» (инструментальное значение, pistei), независимо от исполнения закона. В Рим. 4:2-3 Авраам, если бы был оправдан делами, мог бы хвалиться; вместо этого он «поверил» (аорист episteusen) в Бога, и это вменилось ему в праведность. В Рим. 4:4-5 воздаяние «делающему» вменяется по долгу, а верующему вера его вменяется в праведность.

2. Рим. 9:30 — 10:13 — сердцевина темы положения Израиля, обсуждаемой Павлом. В Рим. 9:32 Израиль не достиг праведности перед Богом, потому что пытался сделать это не верой (ek плюс аблатив), но делами. В Рим. 10:5-6 праведность «от (дел) закона» прямо противопоставлена праведности «от веры» (ek плюс аблатив).

3. Гал. 2:16 указывает на это противопоставление дважды, принципиально и на опыте: оправдание происходит не через исполнение закона, а через веру. (И роль веры выражена тремя разными способами: с помощью глагольной формы, episteusamen; с помощью dia плюс генитив; и с помощью ek плюс аблатив.)

4. Гал. 3:2-5 (уже рассмотренный выше) дважды настаивает на принятии Духа через веру (наставление в вере), а не дела закона.

5. Еф. 2:8-9 (тоже рассмотренный выше) противопоставляет «чрез веру» и «от дел» как условие, или инструмент, спасения.

6. Флп. 3:9 противопоставляет личную праведность, которая от (дел) закона, праведности «от Бога» и «по вере» (употребляется дважды, один раз с dia и генитивом, другой — с epi в местном, или инструментальном, значении).

Можно было бы привести еще фрагменты, но этого достаточно, чтобы прийти к несомненному выводу: понятия «верой» и «делами» взаимно исключают друг друга. Вера (по меньшей мере, правильно понятая) — это не дела, поэтому «верой» — не «делами». Согласно логике и Писанию они противоположны.

Следует заметить, кстати, что подобные отрывки ясно показывают, что Павел считает веру условием, а не результатом: спасение происходит через веру, а не для веры. Было бы абсурдом противопоставлять спасение для веры спасению через дела.

Б. Библия связывает веру и благодать как дополняющие друг друга. Опять же, наиболее полезно здесь будет рассмотреть писания Павла. Мы обнаруживаем, что здесь яе нужно никакой логики (хоть она тоже не была бы липшей); Библия прямо заявляет, что спасение «верой» прекрасно согласуется со спасением «благодатью».

1. Рим. 4:4-5 (см. выше) объясняет, что воздаяние за дела было бы обязанностью, а воздаяние за веру происходит милостью, то есть благодатью.

2. Еф. 2:8-9 (см. выше) ясно утверждает, что спасение верой — это спасение благодатью, прямо противопоставляя его спасению делами.

3. Рим. 4:2-3 (и Еф. 2:8-9) делают вывод, что спасение верой не дает человеку повода для похвальбы. А когда человеку нечем хвалиться, это явно означает, что славить следует благодать Божью как незаслуженную милость; похвала сопровождает заслугу.

4. Рим. 10:3 указывает на спасение верой (Рим. 9:23) как покорность праведности Божьей, а не попытку «поставить собственную праведность». Отказ от собственной праведности означает спасение благодатью.

5. Важнее всего Рим. 4:16, где все это точно сформулировано: «Итак по вере (eh плюс аблатив), чтоб (было] по милости (kata плюс аккузатив)». «По вере» не противоречит благодати, а как раз означает «по благодати». Требуется вера как условие, противопоставленное делам, чтобы благодать была основанием божественной деятельности спасения. Павел говорит об этом ясно.

В. Таким образом, оправданны определенные выводы.

1. Вера (чем бы она ни была) — не дела. Неправильно понятая «вера» может быть «делами». Но если мы понимаем под верой то же, что и Библия, эти два понятия абсолютно различны.

2. Тогда спасение верой — это не спасение делами. Можно отрицать спасение верой на каком-то ином основании, если вы хотите (из-за вашего мнения о полной греховности, например, или об избрании), но нельзя отрицать его, приравнивая к спасению делами. Писание не позволяет нам приравнивать одно к другому. Мы узнаем, что спасение осуществляется через веру из тех же его отрывков, откуда узнаем, что оно не осуществляется через дела.

3. Спасение верой прекрасно согласуется со спасением благодатью. Опять же, нас учит этому Писание;

спасение происходит верой, чтобы соответствовать благодати.

Кто-то может попытаться поставить под сомнение сделанные в этом разделе выводы, указывая, что некоторые из процитированных выше отрывков относятся конкретно к оправданию («спасению» в узком смысле), а не спасению в широком значении, включающему в себя весь ordo salutis. Но это не удастся. С одной стороны, не все из процитированных мест имеют отношение к оправданию в узком смысле. Но, даже если бы это было так, они в принципе доказывают, что спасение «верой» дополняет спасение «благодатью» и противоположно спасению «делами». И этот принцип в равной степени действует по отношению к спасению (в широком смысле) и оправданию. Если раньше в этой главе нам удалось доказать, что Писание не сводит спасение «верой» только к оправданию, но применяет его, используя те же самые слова, к другим моментам ordo salutis, значит, эти выводы относятся к «спасению верой» в самом широком значении этих слов, какое только возможно.

Г. Вера может быть условием, которое человек должен выполнить, не являясь при этом причиной для заслуг или основанием спасения.

1. До сих пор мы ясно видели, что вера — личное дело человека. Новый Завет многообразно представляет как условие, что придает вес утверждению: человек, поверив, должен выполнить условие.

Под многообразием я подразумеваю несколько грамматических оборотов:

а) dia с генитивом (dia pisteos): Рим. 3:21-22; Гал. 2:16; Еф. 2:8-9 и т. д. Здесь вера представлена как промежуточное звено между состоянием спасенного и неспасенного;

б) ek с аблативом (ek pisteos): Рим. 10:5-6; Гал. 3:2-5; Кол. 2:12 и т. д. Здесь вера как источник становится средством получения спасения;

в) инструментальное значение (pistei): Рим. 3:28;

Деян. 15:9 и т. д. Здесь вера — инструмент или средство применения (усвоения) спасения;

г) epi с местным значением (epi te pistei: можно спорить, местное это значение, инструментальное или датив, но на суть это не влияет): Флп. 3:9 (очевидно, единственное употребление). Это может быть просто указание на место, но более вероятно предположение, что это — основание. Кеннеди предлагает прочтение «основано на» вере. (Н. A. A. Kennedy, «The Epistle of Paul to the Philippians», in The Expositors Greek Testament (Eerdmans, 1950), Ш:454) Мартин предпочитает вариант из Пересмотренного Стандартного перевода: «зависящий от» веры; (Ralph P. Martin, The New Century Bible Commentary: Philippians (Eerdmans, 1980), 183)

д) глагольные формы — их на самом деле много от глагола pisteuo: смотрите выше в конце пункта Б.

2. Как настаивает Беркхоф, вера не является основанием нашего спасения.

Писание нигде не говорит, что мы оправданы... по причине (dia плюс аккузатив) веры. Это значит, что вера нигде не представляется как основание оправдания. Если бы это было так, вера рассматривалась бы как заслуга человека. А это привело бы к учению об оправдании делами. (Berkhof, 520,521)

Я соглашусь с ним, не колеблясь, — хоть использование в Флп. 3:9 epi с местным значением довольно близко к значению основания. Но мы видели в этом исследовании, что грань, отделяющая веру от неверия, служит границей между спасенными и погибшими. Это заставляет нас сказать, что как неверие несомненно является причиной осуждения человека, так и вера несомненно приводит к спасению.

Разумеется, данная «причина» не должна восприниматься как основание — ни в коем случае. Это не заслуга. Осуждение вызывается преступлением греха; заслугой же оправдания является искупительная деятельность Христа, примененная через благодать. Но вера и неверие, соответственно, определяют различие, в инструментальном плане, — хотя слово «причина» здесь звучит гораздо лучше.

3. Вера как дело личное невозможна без благодатного воздействия Духа Святого. Это еще одна причина говорить, что вера сама по себе не является заслугой. Арминиане, как объяснено в предыдущей главе, считают, что грешник настолько грешен, что не может уверовать по своей собственной воле и своими силами. Чтобы он поверил, необходимо наделение его такой способностью, предшествующая возрождению («предваряющая») благодатная работа Духа Божьего, Который убеждает грешника в природе его состояния и истинности Благой Вести. Только благодаря этой деятельности грешник способен уверовать во Христа.

 

Рекомендуемая литература о спасении верой

James Arminius, The Writings of James Armlnius (3 vols), tr. James Nichols and W. R. Bagnall (Baker, 1956), vol. I, pp. 355-369; vol. II, pp. 109-111; 499-501..

F. Leroy Foriines, Systematics (Randall House, 1976), ch. 12, «The Condition of Salvation». (Коллега автора.)

William G. MacDonald. «"...The Spirit of Grace" (Heb. 10:29)» in Grace Unlimited, ed. Clark H. Pinnock (Bethany Fellowship, 1975), ch. 4.

Richard Watson, Theological Institutes (Nelson & Phillips, 1850), vol. П, pp. 234-253. (Известный представитель ранневеслеевского богословия.)

(Ф. Лерой Форлайнс, Библейская систематика. — СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 1996, гл. 12, Условие спасения.)

Далее

К Содержанию

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки

Используются технологии uCoz