«Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2)
Современные люди сейчас как-то особенно возвеличивают свободу, отсутствие каких-либо ограничений, и поэтому ненавидят лютой ненавистью любые запреты. Создается впечатление, что запреты объявлены теперь врагом человечества номер один, с которым надо бороться всеми доступными средствами.
Также думают и некоторые христиане. Многие убеждены, что запреты противоречат самому духу христианству, и фразу о том, что «где Дух Господень, там свобода» понимают в самом широком смысле, забывая, что Дух Господень вряд ли может быть в любом деле грешных людей.
Действительно, были раньше и существуют сейчас ничем не оправданные, нелепые запреты.
Например, апостол Павел писал Тимофею, «что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» (1 Тим. 4:1-5).
Фарисеи хотели запретить славословие Иисусу при Его входе в Иерусалим: «Учитель! - говорили они, - запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лук. 19:37-40).
Если мы почитаем религиозные книги иудаистов, Талмуд, мы увидим там множество самых разнообразных запретов. Например: «Запрещено соблюдающему траур мыть все тело даже холодной водой; однако вымыть лицо, руки и ноги - горячей водой запрещено, а холодной разрешено» (Кицур шульхан арух, гл. 209). «Запрещено перенести, или бросить, или протянуть что бы то ни было из частного владения в общественное или в кармелит, и также из общественного владения или из кармелита в частное, и также из кармелита в общественное владение или из общественного владения в кармелит» (гл. 82) и т.д.
У древних иудеев также было много запретов, в том числе придуманных самими людьми. Было много запретов в других религиях, других культурах. В язычестве существовали табу, нарушитель которых мог рассчитывать или на наказание от своих соплеменников, или на кару богов. В исламе запретов так много, что его называют иногда даже «религией запретов». Запрещено, например, подавать кусок пищи левой рукой, мужчинам носить одежду из шелка и многое другое.
Христианство, действительно, в этом плане дает свободу. Апостол Павел писал, хотя и с важными оговорками: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти...» (Гал. 5:13).
Не смотря на многочисленные негативные примеры запретительства в разных обществах и культурах, совершенно очевидно, что нельзя отвергать любые запреты вообще.
К примеру, родители очень много запрещают своим детям, проявляя этим самым к ним любовь и заботу об их безопасности. «Не трогай горячий утюг», «Не суй пальцы в розетку», «Не трогай спички», «Не ходи на улицу один», «Не уходи с незнакомыми взрослыми» и т.д. Вряд ли найдется хоть кто-то, кто бы сказал, что эти запреты неоправданны.
Правда, я слышал мнение одного человека, который считал, что запрещать детям нельзя ничего, чтобы они сами все вкусили, попробовали и сделали свой выбор... Хорошенькое дело! Представьте, что ваш маленький ребенок пробует уколоть себя в руку шприцем с наркотиком, а вы спокойно взираете на это, так как нельзя ничего запрещать. Такая точка зрения получает, к сожалению, определенное распространение в современном мире, но все-таки она ненормальна и большинство людей в здравом уме и твердой памяти это признают.
У многих людей есть автомобили. Но чтобы получить право на нем ездить, мы должны изучить правила дорожного движения, выучить дорожные знаки. Сложно представить себе, если бы не было запрещающих знаков или правил, запрещающих проезд в определенных случаях, например, на перекрестке.
Мы с вами живем в странах, где существуют государственные, федеральные и местные законы для граждан. Суды, правительства, парламенты издают много законов, запрещающих то или иное. Сложно представить себе страну, в которой бы не было ничего запрещено. Все понимают, что тут без каких-то запретов, регулирующих общественную жизнь, тоже никак не обойтись.
В результате мы можем прийти к выводу, что совсем без запретов жить никак не получится. Общество, семья, города и страны поглотит хаос, а беспорядок и аварии уничтожат любые остатки цивилизации.
В Священном Писании сказано, что «Бог не есть Бог неустройства».
Самый первый запрет на земле описан в начале Библии: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16, 17).
Однако люди не послушались Бога, вкусили запретный плод, и когда это совершилось, они прикрылись листьями, и Господь Бог сказал им: «Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3:11).
Через нарушение запрета совершилось грехопадение всего человечества. Последствия этого шага мы испытываем на себе до сих пор. Мир разрушается, деградирует, восстает против Бога Творца, и идет к своему печальному финалу.
Слава Богу, что Господь послал в мир Своего Сына Иисуса Христа, чтобы Он мог стать Спасителем каждого человека, кто уверует в Него. «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:19). Только через веру в Иисуса Христа мы можем избавиться от проклятия за результаты нарушения первого запрета Адамом и Евой, можем получить жизнь вечную.
Вопреки желанию многих современных гуманистов, Библия содержит много запретов, в ней описано много примеров, когда люди признавали что-то запрещенным и этот запрет нельзя посчитать постыдным и нехорошим.
Проданный своими братьями в рабство и попавший в Египет Иосиф попал служить в дом царедворца Потифара, и когда жена последнего стала домогаться его, он сказал: «Нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт. 39:9).
Преступить запрет - часто это значит сделать зло и грех перед Богом.
Основа Ветхого завета, 10 заповедей, которые знает, или должен знать об их существовании, каждый грамотный человек в современном мире, содержит самые настоящие запреты: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им», «Не убивай», «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего», «Не желай...», «Не делай...» (Исх. 20:4-17). Запреты, запреты, запреты!
Древним израильтянам, поселившимся на земле Ханаана, было запрещено жить так, как жили окружавшие их язычники. «...берегись, чтобы ты не попал в сеть, последуя им, по истреблении их от лица твоего, и не искал богов их, говоря: "как служили народы сии богам своим, так буду и я делать"; не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим» (Втор.12:29-31).
В книге Притчи содержатся очень мудрые запреты. «Сын мой! - увещевает мудрый Соломон, - если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: "иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и - целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас", - сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови» (Прит. 1:10-16).
О чужой жене сказано: «Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома» (Прит. 5:8-10).
Когда мастер выпускает какое-то изделие или механизм, вполне оправданно, если он же укажет в инструкции, что делать запрещено. То же самое и с нашим миром, который создал Господь. Он знает, что может принести вред, и поэтому запрещает.
Господь запрещает и Своим противникам, например, сатане. Так было в случае испытания праведного Иова. «И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня» (Иов. 1:12).
Зная, кто обладает силой и властью запрещать, «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь" (Иуд. 1:9).
Господь Бог делал запретным многие виды пищи для ветхозаветного народа Божьего. Так возникла кошерная и некошерная пища. Священники при Храме также должны были слушаться определенных запретов. «И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. [Это] вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» (Лев. 10:8-10).
Если люди пытались нарушить запреты Бога и вносили свои собственные поправки в Его заповеди и указания, то последствия были очень и очень печальные. «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним» (Лев. 10:1,2).
Многие считают, что это только в Ветхом Завете Бог что-то запрещал, был Закон, который для христиан уже не действителен, а потому в настоящее время не должно быть никаких запретов.
Однако в Новом Завете мы видим, что Сам Иисус Христос часто что-либо запрещал. Например, после того как Он исцелял, Он запрещал говорить об этом (Матф. 12:10-16). Он запрещал в определенное время расказывать даже о том, что Он Христос, то есть Мессия (Матф. 16:15-20), хотя эту истину открывали не плоть и кровь, но Отец, Сущий на небесах.
Если Господь Бог имел право запрещать сатане, то это же имел право делать и Господь Иисус Христос. «И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час» (Матф. 17:18). «Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него» (Мар. 9:25).
Какое «нарушение свобод» сатаны и его бесов!
Иисус Христос запрещал Своим ученикам сводить огонь с неба для наказания не принявших Его. «Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (см. Лук. 9:51-56). А ведь, казалось бы, ученики проявили инициативу, предложили вполне справедливое наказание, но Учитель не мог это не запретить.
Иногда Иисус показывал неправильность многих запретов, изобретенных фарисеями, но иногда наоборот запрещал то, что они разрешали. Например, Иисус фактически запретил развод: «А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матф. 5:32). Принимая Его слова, многие мужья и жены стараются уживаться друг с другом, мириться с недостатками друг друга, и, оставаясь верными, любить друг друга всю жизнь.
Запрещали и ученики Иисуса Христа, Его апостолы. Например, тем, кто не получил Духа Святого, совершенно ясно, что было запрещено принимать водное крещение. Когда же дар Святого Духа изливался на людей, апостол Петр мог сказать так: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?» (см. Деян.10:45-47). То же самое и в наши дни, Церкви запрещено крестить людей, не переживших рождения свыше. И этот запрет очень важный, оберегающий ее от проникновение в ее ряды неспасенных людей другого духа.
Запрещали что-либо не только Бог и люди, но и ангелы. «Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться [ему]; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (Откр. 22:8,9).
Запреты имеются в заповедях Божьих, а потому логично считать, что нарушающие их проявляют непослушание Богу. С непослушанием нельзя смиряться, и хорошо делают те верующие, которые запрещают себе и другим нарушать заповеди.
«Когда Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, - то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, - то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою» (Иез. 33:8, 9). «И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет» (Иез. 18:21).
Послушание, в том числе и запретам, Богом высоко ценится. «И отвечал Самуил (Саулу): неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем» (1 Цар. 15:22, 23).
В то же время непокорность Божьим запретам - гибельно. «Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне» (Пс. 67:7).
Слово Божье говорит нам, что будут разрешающие всё и вся лжеучителя, прикидывающиеся любящими и дарующими свободу. «Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1:32). Сегодня мы наблюдаем по многим странам мира процесс снятия запретов на многие греховные и мерзкие вещи. Не запрещены разводы, аборты, гомосексуальные связи, блуд, развратные зрелища по телевидению и в клубах, идолопоклонство, сатанизм, богохульства...
Еще печальнее, что многие запреты сняты и теми, кто называет себя христианами. «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в [повод к] распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа» (Иуд. 1:4). В результате во многих церквях не запрещены не только такие «мелочи» как ходить в церковь женщинам в брюках, без косынок, или мужчинам в шортах, не запрещено уже и устраивать вечеринки с алкоголем и танцами, устраивать демонстрации мод, ставить шоу, причащать собачек и кошек, венчать гомосексуалистов, проповедовать неверие в Самого Бога. Запреты удалены...
В противоположность всем этим новым веяниям, Слово Божье призывает нас уважать запреты, данные Богом, и помогать другим знать о них и подчиняться им.
«Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:2-4).
Лжеучителя хотят уверить, что христианину не нужно напоминать запреты, не нужно ничего запрещать, потому что он, якобы, сам знает, что запрещено и сам не будет нарушать заповеди. Хорошо было бы, если бы так было всегда и с каждым, кто уверовал и получил рождение свыше. Однако в реальности верующие также нарушают заповеди, способны «многое себе позволять», не запрещать себе ничего, дискредитируя своим поведением высокое звание детей Божьих. С этим нужно считаться, если мы не хотим обманывать сами себя и других.
Мы нуждаемся в запретах, нуждаемся в четкой позиции Бога и Церкви по многим вопросам жизни. Мы должны сами для себя знать, что нам можно, а что нам нельзя, чтобы правильно вести себя, изменяться в правильном направлении, работать над собой, прося помощи и поддержки Божьей.
В то же время любые запреты только тогда приносят пользу, только тогда эффективны, когда принимаются добровольно, по совести, не формально, когда становятся нашими собственными убеждениями. Христиане принимают Божьи запреты через послушание Духу Святому, Который живет в сердцах верующих с момента рождения свыше. Если мы живем по Духу, то и запреты будут для нас не ограничением нашей мнимой «свободы», а наоборот благом и счастьем. Ведь Господь Бог никогда не запрещает того, что служит нашей пользе, и всегда запрещает только то, что нам серьезно вредит. Слава Ему за это!