Когда речь заходит о необходимости воздержания от спиртных напитков, пьющие люди нередко говорят, что Сам Иисус Христос пил вино, превращал в вино воду и на тайной вечере заповедал ученикам Своим пить вино; что ж говорить, мол, о нас, грешных...
Рассмотрим все три случая.
«Ибо пришел Иоанн Креститель, ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: «в нем бес». Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорите: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». И оправдана премудрость всеми чадами ее» (Лк. 7:33-35).
Иоанн Креститель был назорей (Лк. 1:15; Суд. 16:7) и
по обету назорейства он не только не пил крепких
напитков и вина, но не ел даже как сырых, так и
сушеных виноградных ягод (Чис. 6:3-4), не входил в
дом, нечистый по причине чьей-то смерти, жил в
пустыне, питался акридами и диким медом и вел
праведную, благочестивую, посвященную Господу
жизнь. Но те из фарисеев и книжников, которые
пренебрегли волей Божией, не крестившись от него,
назвали его бесноватым.
Напротив, Иисус Христос, Сын Божий, пребывая на
земле в человеческом теле, вел другой образ
жизни. Он, как врач души и тела, общался со всеми
людьми. Евангелие описывает, как Христос пришел в
дом фарисея, чтобы разделить с ним трапезу, и там
великая грешница помазала миром Его ноги.
Христос был также в доме большого грешника,
начальника мытарей Закхея, обедал в доме
ставшего позже евангелистом Матвея со многими
мытарями и грешниками. Потому фарисеи и
законники, которым никто не мог угодить, обвиняли
Христа в невоздержании в пище и питье, называя
его другом мытарям и грешникам.
Но возможно ли, чтобы Иисус Христос, Праведник,
Который не знал греха, предавался пьянству,
которое осуждалось пророками Ветхого Завета,
философскими школами и лучшими религиозными
течениями того времени? К тому же посмотрите на
Закхея, Матвея и других грешников, с которыми
общался Христос (Лк. 19:7-9, 5:27-30, 7:29, 47-48). Все они под
влиянием своего Учителя стали праведниками, они
не занимались пьянством. На подобное обвинение
Господь ответил: «И оправдана премудрость всеми
чадами ее». Это означает, что Его дела, сама жизнь
Иисуса Христа защитят Его от этого нелепого
обвинения. Поэтому многие примут Иисуса Христа
как своего личного Спасителя, несмотря на этот
оговор, а иные всегда будут против Него.
Следует все же отметить, что, живя в стране,
богатой виноградниками, Христос, конечно,
употреблял в пищу плоды винограда и пил вино, то
есть виноградный сок, в его натуральном,
«пресном» виде как общепринятый напиток.
Знаменитый раввин М. С. Исаакс говорит: «В
Палестине обычно не употребляют перебродившее
вино. Наилучшее вино сохраняется сладким и
пресным. Евреи на своих религиозных праздниках и
свадебных банкетах никогда не употребляли никак
«сквашенных» (перебродивших), то есть содержащих
алкоголь, напитков. Для своих личных, а также
всенародных жертвоприношений и излияний вина
они брали от виноградного плода, то есть свежий
виноградный сок и изюм, или сушеный виноград, как
символ благословения. Закваска для них всегда
служила символом распутства, так как и в природе,
и в науке закваска сама по себе есть разрушение и
гниение».
В готовом виде алкоголя нет ни в одном растении.
Химики говорят, что природа никогда не создает
спиртных напитков, она гноит виноград на ветке,
но не превращает сок в вино. То есть алкоголя нет
ни в одном продукте природы, он не был сотворен
Богом, но искусственно создан человеком через
разрушительный процесс сбраживания. Свежее вино,
или только что выдавленный виноградный сок, не
содержит алкоголя, и если его закупорить в сосуд,
куда не будет проникать воздух, оно может
храниться в своем естественном виде долгое
время.
Всемогущий Христос, сотворивший виноградную
лозу, которая впитывает в себя воду и таким
образом рождает в ягодах вино, Сам как бы стал
виноградной лозой на браке в Кане Галилейской,
где мгновенно сотворил то, на что виноградная
лоза в природных условиях тратит несколько
месяцев. Христос не сотворил искусственного
вина, которое пьянит человека. Такое вино не
могло бы явить славы Божией. Хмельное вино
осуждается в Слове Божием (Ис. Нав. 5:22; Прит. 23:20,
29-32) и служит символом смерти. Ибо сказано, что
пьяницы Царствия Божия не наследуют (1 Кор. 6:10). А
«Сын Человеческий пришел не губить души
человеческие, а спасать» (Лк. 9:56).
Потому можно с уверенностью сказать, что вино,
которое сотворил Господь, было прекрасным,
освежающим и служило символом новой жизни в
Царстве Небесном.
Просмотрите все места, которые описывают
тайную вечерю (Мат. 26:26-30; Мар. 14:22-26; Лук. 22:17-28; 1 Кор.
11: 23-28), и вы увидите, что вино там не упоминается
вообще. Там сказано, что Христос взял чашу – чашу,
которой пользовались во время пасхальной вечери,
содержание чаши он назвал «от плода...
виноградого», а не искусственным вином, которое
содержит алкоголь. Убедиться в том, какой напиток
Христос заповедал пить на тайней вечери, мы
можем, на примере того, как это делалось на
пасхальной вечери.
В книгах Исход, 12:8, 15-20, 34, 39; Второзаконие, 16:3-4, и в
других местах Священного Писания запрещено
употреблять в пищу и держать в доме все квасное
во все дни праздника. Поэтому праздник Пасхи
называли еще и праздником опресноков (Лук. 22:7).
Нарушение этой заповеди сурово каралось законом.
И Христос перед Своими страданиями не мог
совершать никакую другую Пасху, как только с
опресноками и «бесквасным» вином, или
виноградным соком (Лук. 22:13, 18). После этого –
после пасхальной вечери – Господь установил
тайную вечерю, прообразом которой была Пасха
(1Кор. 5:7).
Многие богословы и раввины говорят, что евреи
имели такой обычай: хозяин дома во время
пасхального праздника брал кисть винограда,
которая специально хранилась для этого, и
выдавливал из нее сок в чашу. Это также
соответствует словам: «И взяв чашу и благодарив,
подал им и сказал: пейте из неё все; ибо сиё есть
Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во
оставление грехов» (Мат. 26:27,28). Свежевыдавленная
кровь винограда (сок) могла наиболее полно
символизировать Кровь Иисуса Христа, которую Он
должен был пролить вскоре на Голгофском кресте.
В заключение мне хочется привести слова Иисуса Христа и апостола Павла: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лук. 21:34). «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18).
1926 г.