«От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» (1 Кор. 4:2)
В Священном Писании много говорится о верности.
В древнегреческом языке есть два слова, обозначающих это понятие: «алифиа» (надёжность, твёрдость, постоянство, продолжительность, непреложность, верность, истинность, истина, правда, справедливый, искренний) и «пистос» (верный, истинный, надежный, верующий, питающий уверенность).
Несомненно, в нашем мире быть верным считается очень хорошим качеством во многих областях жизни.
Например, когда работник верен своей фирме, болеет за ее успехи, старается принести ей больше прибыли, и начальство уверено, что никакого предательства не будет, секреты не продадут, а работник не перебежит к конкурентам. В бизнесе очень ценятся верные люди. Многие руководители были бы готовы обменять сотню временных ненадежных трудяг на десяток верных, на которых можно было бы положиться.
В армии ценится, когда солдат является искренним патриотом, то есть верен своей стране не из долга, а по совести. Армии же наёмников состоят обычно из людей, воюющих только за деньги, и потому они в любой момент могут прекратить сражение, могут быть подкуплены, могут перейти на сторону врага или вообще уехать домой. Наёмник не будет рисковать своей жизнью, жертвовать собой ради победы. Поэтому один воин-патриот может стоить тысячи воинов-наёмников.
В разных народах и культурах всегда считалось положительным, когда дети были верны своим родителям, своей семье, роду, не отрекались от них, не убегали из дома без благословения. Отказаться от фамилии отца считалось предательством. Псевдонимы, новые фамилии, затем интернетовские клички, называемые никами, все-таки даже в последние времена воспринимаются часто или как бунтарское отречение от своих предков, или как желание скрыть свои дела под маской.
Верность супругов друг другу, особенно жены - своему мужу, воспевалось во многих произведениях искусства мира, и считалось всегда для любого супруга высочайшим счастьем. Верность в браке высоко ценится во многих религиях, в том числе и христианстве, а нарушение везде называется тяжелейшим грехом. Общество, по которому прошлись своим железным катком атеизм и сексуальная революция, все равно в большинстве своем еще уважает пары, хранящие друг другу верность. Ни одному вменяемому мужчине не хочется, чтобы его жена ему изменяла, а женщина счастлива, если знает, что муж ее любит и она для него единственная на целом свете.
Верность также важное качество в отношениях друзей. Друг должен доверять другу, знать, что тот его никогда не предаст, не покинет в трудную минуту, всегда останется другом, готовым прийти на помощь, отдать даже свою жизнь «за други своя».
Верность очень ценна, когда член церкви верен своей поместной церкви. Хотя в наше время участились переходы из одной церкви в другую, в зависимости от интересов и пристрастий людей, для самой церкви важны верные члены церкви, на которых можно положиться, доверить служение, попечение о душах, знать, что они не бросят завтра служение и не убегут в другую общину.
Историк Иосиф Флавий писал о древнеиудейской секте ессеев: «Они известные своей верностью и точностью, и они проповедуют мир. Все, что они говорят - вернее всякой клятвы. Они избегают клятв и считают их хуже лжесвидетельства. Они говорят, что человек, которому нельзя верить на слово (без клятвы), уже осужден».
Не правда ли, очень хорошая характеристика для верующих? Таких действительно можно уважать.
Самая же лучшая верность, какая существует на свете, это когда христианин верен своему Господу - Иисусу Христу. И верен не смотря ни на что: ни на гонения, ни на насмешки, ни на несчастья в жизни.
Апостол Павел писал о христианах: «в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны» (2 Кор. 6:8). Тут слово «верны» говорит о противоположности обману, то есть христиане - это люди, говорящие и любящие правду.
Однако не любая верность является делом хорошим и угодным Богу.
Плохо быть верным своим дурным привычкам и грехам. Пристрастие к курению или алкоголю может разрушить здоровье человека, и странно будет выглядеть верность этим вещам во что бы то ни стало.
Плохо быть верным также своим ошибочным представлениям. Часто люди гордятся тем, что не меняют убеждения. Но на самом ли деле это такая уж положительная характеристика? Отказаться от заблуждений, - это, наоборот, признак разума, совести и честности человека, его способности адекватно реагировать на получаемую им информацию. Покаяние человека перед Богом, - пример того, как не только хорошо, но и необходимо менять свои прежние представления. И прощение грехов, даруемое Богом в ответ, способно действительно изменить человека, сделать его совершенно другим, превратить из врага Бога - в Его дитя.
Быть верным неверию - не очень достойная человека верность. Это все равно что быть верным теории о плоской земле, когда известно, что земля круглая.
В какой-нибудь баптистской семье, например, муж вдруг стал так называемым «свидетелем Иеговы», ушел в эту организацию, а жена последовала за ним. Казалось бы, это хорошо, что жена оказалась верна своему мужу. Это хорошо, если супруги двигаются в одном направлении, решают важные вопросы согласованно и жена слушается мужа. Но в данном случае плохо то, что эта верность оказывается в ущерб Истине. Вместо того, чтобы остаться верной Богу, христианской Церкви, образумить мужа, жена последовала в погибель вместе с ним.
Быть верным религии своих предков у многих считается великой добродетелью. Например, иудеи считают, что каждый еврей обязан быть верным религиозным представлениям секты фарисеев, православные считают, что нужно быть верным именно православию, язычники говорят, что нужно не изменять вере в национальных богов, мусульмане считают смертным грехом уход из ислама, за который полагается суровое наказание. Однако, если религия предков по своей сути неправильная, не истинная, не происходит от истинного Бога, Отца Иисуса Христа, сохранять ей верность - значит сохранять верность заблуждению, которое ведет только в места вечного осуждения.
Господь же призывает всё человечество оставить всех других богов и религии, прийти к Нему, признать только Иисуса Христа своим личным Господом и Спасителем и войти в число спасенных членов Церкви Христовой из всякого рода и племени.
Верными люди должны быть только тому, что на самом деле истинно, что правильно, и прежде всего, - Богу-Отцу и Сыну Его Иисусу Христу.
Образцом истинной верности для всех нас является Господь Иисус Христос.
О Нем так свидетельствуют слова Священного Писания: «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр. 2:17). «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан. 1:9). «От Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных...» (Откр. 1:5).
Иисус Христос верен. Он всегда спасает приходящих к Богу во имя Его, Он всегда с нами, с детьми Божьими, Он всегда ходатайствует за нас, всегда помогает. Иисус всегда с Богом - «одесную Отца». И всё, что Он обещал нам, Он исполняет и исполнит.
При Своей жизни в Иудее 2000 лет назад наш Спаситель был верен Богу, Он преодолел искушения в пустыне, не поклонился сатане, не совершил ни одного греха. В Гефсиманском саду Он молился с кровавыми каплями пота, и подтвердил Свою верность Богу-Отцу и той миссии, для которой Он и пришел в этот мир - пострадать за нас. На кресте Он также остался верен до самой Своей смерти и стал жертвой и искуплением за наши с вами грехи.
Апостол Павел писал Тимофею: «Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2:13).
Верность является свойством и качеством нашего Бога. Бог не может быть неверным, не может изменять Самому Себе, Своим качествам, открываемым нам через Его Слово, которому также всегда остается верен. Из Писания мы знаем, что Господь Бог есть любовь, Он справедлив, свят, нет в Нем никакой тьмы, неправды и перемены.
Бог обещал дать спасение каждому, кто уверует в Иисуса Христа и сохранит веру свою до конца (Евр. 3:6, 14). Если мы не будем верны Ему, а люди, к сожалению, часто бывают не верны, то Бог, будучи абсолютно святым, не может отречься Себя, и поэтому отречется от нас (2 Тим. 2:12). В этом проявляется Его верность Себе, Своей святости и Своему Слову.
Если бы Бог не был верен Сам Себе, мы не могли бы на Него ни в чем полагаться, не могли бы знать, каков Он, что Он хочет от нас, как нам угодить Ему, что исполнять и как доверять.
Очень сложно работать у начальника, который постоянно меняет свои указания, требования, условия, договоры, не держит слова, меняет свое настроение. При таком начальнике любая работа быстро развалится. Слава Богу, что Бог не таков. «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен» (Втор. 32:4). Нашему Богу можно полностью доверять всегда и везде!
После таких примеров верности Бога, Иисуса Христа и даже обычных работников в мире сем, логично, что от последователей Христа также ожидается верность. И замечательно, когда верующий может быть назван верным. Апостол Павла писал: «...даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным» (1 Кор. 7:25). «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение» (1 Тим. 1:12).
Именно верными называются в Писании христиане: «...находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе» (Еф. 1:1, Кол. 1:2, 2 Тим. 2:2).
Таким образом верность является синонимом названия сторонников Иисуса Христа.
Кто верен Иисусу, тот следует за Ним, слушает Его Слово и живет в соответствии с ним, хранит веру, остается верен ей до самой смерти. Именно такие верующие и нужны Господу, именно такие и способны плодотворно трудиться для Его Церкви.
Иисус Христос говорил: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лук. 16:10). «Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» (Лук. 16:11).
Невозможно быть одновременно верным и неверным. «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6:15). Понятно, что ответ может быть только один: «Никакого!» А это значит, что верным христианам нельзя быть в одной религиозной организации, и тем более церкви, с неверными. Это два разных типа людей, два разных народа.
У верных и неверных разные пути в жизни. Верные стремятся к Богу, а неверные ищут широкие пути и как лучше устроиться в этой жизни. По разному оценивают верные и неверные окружающие их события и идеи. Разные будут в вечности награды. От неверности возможны одни только потери и бедствия, если не в этой жизни, так в вечной. Различные ждут верных и неверных пункты обитания после смерти и воскрешения из мертвых: рай для одних и ад для других.
Бог «сказал: сокрою лице Мое от них [и] увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности» (Втор. 32:20). Очень не хотелось бы, чтобы кто-то из христиан услышал по отношению к себе такие слова Господа...
Быть верными - жизненная необходимость для христиан. Иначе наша вера, само христианство просто исчезнет, растворится в беспринципном безбожном мире сём. В наше время люди часто меняют религии, убеждения, церкви... Но для христиан верность остается важнейшим принципом, от которого нельзя отступать.
Быть верными хорошо и деноминации евангельских христиан-баптистов, любить именно наше братство, знать его историю, разделять учение, трудиться в нем, способствовать духовному пробуждению и возвращению к библейским основам и благочестивому образу жизни.
В наше время, когда много разврата и супружеской неверности, христианам важно не смотря ни на что «по старинке» хранить верность своей жене или мужу, а детям не забывать своих родителей.
Церковь - живой организм, здесь у каждого верующего любящие друзья, которым также нужно быть верными, чтобы христиане могли полагаться друг на друга и успешнее решать все вопросы, стоящие перед церковью.
И все-таки прежде всего наша верность должна выражаться по отношению к нашему Господу Богу, Его Сыну Иисусу Христу и Божьему Слову!
В последней книге Библии мы читаем о последних временах, и там есть очень хорошие слова, которые хорошо всегда помнить как руководство в жизни и как непреложное Божье обетование: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).