Д. Мазаев

СВЯЩЕННИК И ПОП

 

Некоторые из наших в Господе сестер имеют своими братьями по плоти православных священников, с которыми ведут очень интересную переписку. В моем распоряжении имеются письма двух священников, которых два не только по счету, но и по убеждению, так сказать — по духу: один из них имеет широкие взгляды свободного христианства, а другой узко православен и до крайности фанатичен; я одного из них признаю священником, а другого считаю попом. Один из них пишет как брат, а другой, хотя очень часто в своих письмах называет себя «многогрешным», но подписывается обязательно «священником Бога Вышнего». Письма их я привожу целиком.

Один из них пишет:

«Дорогая Надя! ты не можешь себе представить, с каким чувством самой высокой радости читал я твое письмо. Пришло оно в воскресенье, и этот день был для меня действительно воскресным светлым днем; я целый день был полон радостного чувства; забудусь зачем-нибудь и вдруг вспомню твое письмо и какая-то хорошая светлая волна прокатится в моей груди. После той жизни, полной разных невзгод, которые выпали на твою долю, наконец ты находишь покой и радость. Теперь я за тебя покоен: если бы жизнь с внешней стороны сделалась для тебя — еще вдвое труднее, ты не будешь испытывать страдания от нее, потому что, поверивши во Христа и приняв Его в свое сердце, ты совершенно переменишь свой взгляд на жизнь, на ее скорби и радости. То, что раньше для тебя могло казаться радостью: сытая, материально обеспеченная жизнь, полная материальных удовольствий, утратит свое значение и привлекательность; и, наоборот, в страданиях и трудах для других людей ты найдешь источник радости, потому что не умом только поймешь, а в сердце примешь и постараешься в дело провести слова Христовы: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). У человека, истинно уверовавшего во Христа, меняется все его миросозерцание, все его взгляды.

Одного бы я теперь только желал, чтобы настоящее твое обращение не оказалось временной вспышкой, а обратилось в твердое постоянное настроение. Привычка прежней жизни, привычка прежних взглядов, все это только на время отступило от тебя; они на время скрылись; но настанет час искушения, когда все это с прежней силой поднимется в твоей душе! Нужно быть к этому готовой, чтобы выйти победительницей из трудного и опасного искушения. Даром духовное совершенство не дается, оно достигается трудом и борьбой с самим собой. Мне приходилось встречать людей, переживших момент духовного возрождения, и вот какие их впечатления: на первых порах, когда истина откроется пред человеком, он чувствует себя духовно выросшим, он сам себя не узнает, в нем словно новые силы открываются, словно крылья расправляются за его спиной, но мало-помалу это высокое настроение начинает ослабевать, все входит в свою обычную колею; и вот тут то человек переживает опасное искушение: его обращение начинает казаться ему уже не так значительным и важным; среди окружающих и близких людей он иногда не только не встречает поддержки, но или насмешку, или открытую вражду. Надо быть готовой, Иисус Христос предупредил об этом: «Царство небесное силою берется, и употребляющий усилие восхищает его» (Мф. 11:12).

Ты спрашиваешь моего мнения о том, стоит ли тебе формально переходить в общину евангельских христиан? И я тебе отвечу так же, как сказал апостол Филипп министру Ефиопской царицы (прочти из книги Деяний апостолов 8:26–38, особенно 36–37): если ты духовно уже сроднилась с этой общиной, то сделать практически шаг к формальному вступлению в нее — дело вполне естественное и даже необходимое. Тебя не должно удивлять, что я с таким легким сердцем благословляю тебя порвать с той церковью, в которой ты родилась и воспиталась, ибо на разницу вероисповеданий я смотрю, как на разницу языка: как можно самые высокие чувства и самые тонкие оттенки мысли передавать на разных языках: русском, немецком, итальянском и др., так и свои религиозные чувства можно выражать в самых разнообразных обрядах. Кроме того, ведь это только мы, близорукие люди, привыкли делить жизнь религиозную на клетки, перегораживать их непроницаемыми перегородками. Но стоит взглянуть на нее, так сказать, с птичьего полета, как наши людские перегородки утратят свое значение. И мы увидим широкую жизнь, в которой то здесь, то там горит жизнь духа; но не горит она везде одинаково ярким пламенем: волны огня переливаются из края в край, потухая в одном месте и ярко разгораясь в другом; и часто там, где когда-то горело высокое пламя, теперь лишь пепел сырой и холодный, а там, где был мрак, теперь все ярче и ярче разгорается свет духовной жизни. И наш долг, если мы только действительно хотим жить жизнью духа, не держаться упрямо за ту клетку, в которой родились и воспитались, а деятельно искать те места, и тех людей, где бьет источник воды живой. Не следует быть рабом формы. Ведь не форма дает жизнь, а напротив — жизнь создает извстные формы. Жизнь духа вечна и неизменна, форма же должна быть изменчива. Итак, если ты не находишь духа жизни в форме православной церкви, и находишь дух этот в другой организации — смело иди туда».

Твой брат Александр

P. S. Говорят, среди евангельских христиан «мало интеллигентов». Но вспомним, много ли их было среди ближайших учеников Христа; видь почти все они были простолюдины — рыбаки; они не могли похвалиться широтой научного образования, но это не помешало им завоевать своим учением мир. Это, во-первых. А во-вторых, мне кажется, мы не совсем правильно иногда употребляем слово «интеллигент». По точному смыслу это обозначает человека «высокого ума», скажем лучше — «высокого духа». Разве тебе не приходилось встречать людей с дипломом среднего или высшего учебного заведения, у которых запросы животной природы стоят на первом плане, и которые к запросам духа относятся с полным презрением; и наоборот: не мало есть людей, не получивших никаких дипломов, но перед светлым развитым умом и благородным сердцем которых невольно преклоняешься; это истинные «интеллигенты», хотя бы они ходили в костюме рабочего и имели нехоленые, мозолистые от (честной) работы руки.

 

Другого священника мы помещаем два письма, написанных им двум своим сестрам, из коих первую, Евдокию, он давно знает как сектантку и к которой обращается то как к «заблудившейся овце», то как к «отступнице» и «жалкой предательнице» и прочее, вторую же Анастасию, он до последнего времени считал православной, хотя и опасался за нее и просил не писать ему текстов. Прилагаемое письмо — это его последнее к ней письмо. Он пишет:

«Настя! Нет больше сомнения: ты, как и мерзавка Душка — ветрогон, пропитана еретическим учением баптистов! Она променяла Христа на еретика В—ва, а ты на кого?! С пеной у рта кричишь ты за свободу веры. Кто даровал свободу эту? Христос учил нас только о Едином Боге; следовательно, иных вер не должно быть. Если и есть сотни и тысячи их, все они не спасительны для человека, как продукт диавола. Един Бог, едина вера, едино крещение. Спасение наше в церкви, основанной Великим Архиереем Христом; блюстителями же и вершителями тайн в ней состоят законные приемники свв. апостолов, а не самозванцы. К этой-то церкви принадлежали все свв. Божии, принадлежал к ней незабвенный родитель наш, к ней же принадлежу и я многогрешный с домом моим. В опровержение еретического учения гнилых баптистов писал я прокаженной сестре много; писал не от себя, а от слова Божия. Потребуй от нее всю переписку в подлиннике или в точной копии, прочти и казнись в мятущейся душе твоей! Под ложной личиной новых учителей ваших скрываются хищные волки (верные слуги антихриста), не входящие дверьми. Одурманенная их мерзким учением, ты мне не поваришь. Суди по делам их. Гордые, заносчивые, сварливые и дерзкие в отношениях ко всему православному, учителя ваши отвергли крещение младенцев, отвергли все спасительные таинства церкви святой, изгнали почитания и призывания Божией Матери, свв. угодников, свв. икон, храма, креста Господня, молитвы за умерших и все обряды, установленные Самим Богом. Сделать это могли только антихрист и предтечи его!!! Наглость их дошла до того, что они извратили Спасительные Тайны Христовы — Тело и Кровь, измыслив символы их и какое-то духовное и таинственное приобщение. В одном из писем своих вновь испеченная «святая» пишет мне: «Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа». Ссылается, конечно, на 20-й ст. 3-й гл. к Филиппийцам. А о 18 и 10 ст. той же главы намеренно, как это делают подлые сектанты, умолчала. Может ли противница креста Господня рассчитывать на небесное жительство? Не погонят ли ее смердящую оттуда по окаянной шее? Св. апостол Павел не желает хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14); подлые же сектанты отвергли крест сей и спасительное знаменование им кощунственно назвали «маханием руки»! Ухватившись за свободу веры, можешь, конечно, ты лелеять в омраченной душе твоей путь прокаженной Душки, голословно защищать его и все такое... быть может, у тебя на то есть свои земные (но никак не небесные) расчеты. Я же именем незабвенного родителя нашего — истинного сына церкви Христовой — проклинаю Иудин путь еретички (и если она не повенчана по обряду церкви святой), наложницы сектантки. И ты, рожденная и воспитанная в церкви православной, вторишь гнусным сектантам, начитывая мне кучу нравоучений! Готов перенести все лишения на этой бренной земле, Христа же не предам и ничем незапятнанный честный род не оскверню».

Свящ. Бога Вышнего Иоанн

 

Второе письмо было написано другой его сестре. Вот оно:

«Жалкая предательница!.. Ты просила меня доказать тебе заблуждение твое. Я, на основании слова Божьего, сделал это. И ты, конечно, отлично поняла предательский путь твой. Но гордыни ради сектантской и ради парового отопления и электрического освещения, не захотела раскаяться в преступлении твоем. Письма мои бьют еретиков на всех их пунктах, и ты избегаешь этих писем, как бес от лица Божия. Пока не уверюсь в законном (церковном) браке твоем с В—вым, не признаю тебя его женой. Пишу «В—вой», дабы могла ты, прокаженная, уразуметь истину. Русскую кличку не повенчанных ты отлично знаешь... Вместе с церковью скажу тебе, еретички безмозглой: «Если кто не послушает повелеваемых от нас и не покорится святой восточной церкви и этому священному собору, или начнет прекословить и противиться нам, — и мы такого противника, данной нам властью от Всесвятого и Животворящего Духа, или же будет от священного чина, извергаем и обнажаем его всякого священнодействия и проклятию предаем. Если же от мирского чина будет, отлучаем и чужда сотворяем от Отца, и Сына, и Святого Духа; и проклятию и анафеме предаем, как еретика и непокорника, и от православного всесочленения, и стада, и от церкви Божией отлучаем (отсекаем), дондеже (т.е. до тех пор, пока не) уразумится и обратится в правду покаянием, а пребудет во упрямстве своем до скончания своего, да будет и по смерти отлучен, и часть его, и душа со Иудою предателем и со распявшими Христа жидами, и с Арием, и с прочими проклятыми еретики» (Смотри Деяния Собора лист 7-й).

Это мое последнее слово к тебе, жалкая еретичка — предательница. Помни, что закон о свободе совести не есть закон церковный, но закон гражданский. Ты до 17-го апреля 1907 года прятала голову твою, как змея, теперь же, шипя, выползла из логовища твоего на укушение истинных чад Божиих. Господь не допустит. Отверглась ты истинной церкви Божией, нет у тебя отныне брата Вани».

Свящ. Бога Вышнего Иоанн

 

Предоставляя нашим любезным читателям суд и последнее слово относительно этих двух иереев, я считаю нужным сказать два-три слова относительно обвинений «многогрешного» из них, что мы, баптисты, отвергли крещение младенцев, изгнали почитания и призывания Божией Матери, святых угодников, святых икон, храма, креста Господня, молитвы за умерших и все обряды, установленные Самим Богом. По некоторым из этих вопросов, как например о крещении младенцев, о почитании креста и некоторых «спасительных» таинствах мы уже говорили на страницах нашего журнала. Теперь же лишь кратко скажу о странных обвинениях "иерея Бога Вышнего" в «извращении спасительных тайн Христовых — Тела и Крови, что якобы мы «измыслили» символы их и какое-то духовное и таинственное приобщение. Не желая ничего говорить от себя, я прошу читателей обратить серьезное внимание на приводимые мной выдержки из писаний канонизованных святых.

«Не приносим ли мы, — спрашивает св. Иоанн Златоуст, — жертвы каждый день?» «Приносим», — отвечает сам; — но это одна жертва, а не многие. Как одна, а не многие? Жертва Спасителя однажды принесена (на кресте) и взошла во святая святых на небо. A cиe есть образ ее, и мы всегда приносим (в ней) Единого и того же (Иисуса Христа). (Беседа о предательстве Иуды стр. 18).

То же мы находим и в Литургии св. Василия Великого: «Дерзающе приближаемся, — говорит он, — святому твоему жертвеннику, предложше вместообразная святого Тела и Крови Христа твоего, Тебе молимся и Тебе призываем святой святых» (Дмитревский, 296).

Это о символах. Теперь о духовном приобщении: «Если кто из присутствующих при Литургии и не причащаяся будет иметь усердное желание и благочестивое намерение к принятию святынь, — читаем мы у Дмитревского, — тот и за единое намерение не лишится плодов Таинства сего. Ибо благочестивый человек каждый день и час может приступать к духовному со Христом соединению; потому справедливо блаженный Августин (в трактате 25 на Иoaнна) говорит: «Веруй, и ял ecu». Это духовное причащение имеет великую силу и важность» (Дмитревский, 348).

Итак, «извращение спасительных тайн» и «измышление» символов и какого-то «духовного и таинственного приобщения» принадлежит не нам, баптистам, а представителям православной церкви, которые "опередили в этом нас" на целые полторы тысячи лет. Что же касается обрядов, установленных Самим Богом, то мы таковых не изгоняли и не отвергаем.

Д. М.

P. S. Кстати о «махании руки». Почтенный иepeй возмущается и называет «кощунственным», что кто-то из сектантов «спасительное знаменование» крестом назвал «маханием руки». Если кто другой не знает, что у нас на Руси был «Стоглавый» собор, который в царствование Иоанна Грозного заседал в Москве, то всякий «священник Бога Вышнего» непременно должен это знать, и я не сомневаюсь, что о. Иоанн это хорошо знает, а потому не могу допустить, чтобы он не знал также и того, что этот «Стоглавый» собор в своей 32 главе пишет: «Мнози неразумнии человецы, махающе рукою по лицу своему, творят крестящеся, — всуе труждающеся: тому бо маханию беси радуются» и прочее. Итак, если целый собор Богомудрых отцов назвал это «маханием руки», то что же может быть «кощунственного», если какой-нибудь сектант повторит эту святоотеческую фразу?

Д. М.

Журнал "Баптист", 1909 г.

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки

Используются технологии uCoz