Изучение богословия спасения начинается по сути своей с рассмотрения решений, которые Бог принял еще до сотворения. Рассматривая их, мы имеем дело с промыслом Божьим, или, — заимствуя термин у Уорфильда, — замыслом спасения. (Benjamin В. Warfield, The Plan of Salvation (Eerdmans, 1942))
Богословы-систематики обычно рассматривают этот вопрос в рамках проблемы предопределения. В свою очередь, они подразделяют предопределение на две части — избрание и осуждение. Конкретные определения этих терминов зависят в большей или меньшей степени от богословских позиций тех, кто их определяет.
Сначала мы рассмотрим кальвинистский взгляд на предопределение (гл. 2), затем — арминианский взгляд (гл. 3). В каждом случае подход «систематического богословия» будет намечен кратко, но со всеми комментариями, которые необходимы для понимания.
Затем последуют (гл. 4) некоторые исследования в области «библейского богословия», которые также помогут разобраться с изучаемым вопросом. Этот метод будет применяться во всей книге с небольшими вариациями в зависимости от природы материала.
.
Чтобы понять чьи-либо богословские взгляды на предопределение, надо прежде рассмотреть основные богословские постулаты о природе Бога, человека и спасения.
А. Представление о Боге
1. Бог — Всевышний, абсолютный правитель сотворенной вселенной. Коротко говоря, господство Бога означает, что Он свободен действовать согласно Своей воле и в соответствии со Своей природой. Иначе говоря, действия Его не «обусловлены» ничем, кроме верности Самому Себе. Для Бога не существует обязательств ни перед кем и ни перед чем, вне Себя Самого. Он и Его действия не ограничены никем и ничем, кроме Его собственной воли и качеств.
2. Бог — Творец и Хранитель всего, что не является Им. Среди прочего, это значит, что все сущее существует по Его воле. Сущее включает в себя происходящее: весь ход истории, все поступки сотворенных существ.
Другими словами, все происходит под Его контролем. Для Бога не существует неожиданностей. Ничто происходящее не выходит за рамки Его замысла. «Промысел Господа — Его вечное благое удовлетворение, согласно которому Он пожелал и задумал все вещи, которые когда-либо происходили или случались во времени». (Herman Hoeksema, Reformed Dogmatics (Reformed Free Publishing Association, 1966), 155)
Снова повторим: ничто не происходит случайно, по непонятной причине или произвольно. Не существует двух путей развития и неопределенных исходов. Если бы Он не знал несомненно, что будет. Он не смог бы включить все в Свой замысел и полностью контролировать все события.
Кроме того, ничто не может произойти вне Божьего провиденческого контроля, сохранения и поддержания всего. Даже атомы пули в ружье убийцы хранятся Им для того, чтобы выполнить свое мрачное дело.
3. Бог вездесущ. Его знание являет Его волю. Он в совершенстве и несомненно знает обо всем, что произойдет. Он знает все, что могло бы. произойти, — Другими словами, все непредвиденные обстоятельства. Рассмотрев возможные последствия решений, которые Он мог бы принять по поводу вселенной и человека. Он выбрал то течение событий (одно из возможных), которое запустил в движение в соответствии со Своим творческим решением. Таким образом. Он пожелал того, что есть, и, следовательно, знал все, что будет. Тогда Его знание реально соответствует Его воле. Он знает все, что будет, и оно будет несомненно, потому что Он так захотел.
Невозможно препятствовать Его воле. Это следует из Его абсолютного господства. Во вселенной не существует такой силы, которая могла бы противостоять воле Бога, поскольку такая сила должна быть выше Бога, то есть быть Богом. Все силы вселенной, которые не являются Богом, обязаны своим существованием Его творческим действиям, поэтому подчинены Ему и находятся под Его властью и контролем. Ничто и никто не может свергнуть Бога или помешать Ему свершить все, что Он намерен.
4. Бог благ, и только Он достоин прославления. Бог — источник всего блага, поэтому Он заслуживает всей славы за все благо. Заслуга всех добрых дел не может принадлежать никому другому. «Бог — это все, а мы сами — ничто... Только Он — источник, бьющий через край... творение всегда лишь принимает». (Hoeksema, 154)
Б. Представление о человеке
Не менее важно для понимания замысла Бога по спасению человека осмыслить библейское представление о человеке как объекте спасительной благодати Божьей.
1. Человек — творение Бога. Так как это правда, человек полностью подчинен Богу и управляется Им. Бог ничем не обязан человеку и никак не отвечает перед ним за Свои планы и действия. Человек не имеет права требовать что-либо от Бога, и Бог не обязан принимать во внимание такие требования, когда действует.
2. Человек подвергся грехопадению, следовательно, грешен. В результате грехопадения человек плох, а не хорош. Поэтому он неспособен сделать что-либо хорошее и тем самым приобрести заслугу перед Богом. Как уже было отмечено, все благо должно приписываться Богу и совершаться во славу Его.
Это учение полной греховности. Человек, как грешник, не свободен. Он связан путами затуманенного разума в результате греховности своей природы и потому не способен ни на что хорошее, в том числе и отозваться на предложение спасения всем, кто верит, до рождения свыше. Будучи грешником, он не способен поверить в Бога.
В. Представление о спасении
Оно естественным образом вытекает из вцшесказанного.
1. Спасение — целиком и полностью работа Бога. Человек не имеет в нем даже малейшей заслуги. «Сотериология — это, строго говоря, богословие. Надо ставить акцент не на человеке, но на деяниях Бога. Сотериология подчеркивает не принятие, но... применение спасения Духом Святым». (Hoeksema, 442,443)
2. Спасение дается исключительно через благодать. Благодать — это милость Бога, которую Он дарует независимо от того, заслуживает ли ее человек. Поскольку человечество полностью греховно, никто ее не заслуживает; нет заслуг у того, кто не понимает, что такое благо. Даже вера должна, таким образом, рассматриваться не как некий добрый поступок человека, но как благодатная работа Бога.
Августин — «первый истинный приверженец предопределения» заключил: «Не только объективная работа Христа во спасение, но и человеческий отклик на эту работу исходят как таковые от Бога. Другими словами, спасение дается исключительно через благодать». (Paul К. Jewett, Election and Predestination (Eerdmans, 1885), 5,6.)
В завершение, кальвинист уверен, что на данном основании трудно сделать какие-либо выводы о божественном замысле спасения, кроме следующих:
- все,, что происходит, соответствует Его замыслу и воле;
- все, кто спасается, спасается потому, что Бог этого пожелал;
- те, кто погибает, тоже погибает согласно Его замыслу.
Рассмотрение этих оснований должно подготовить нас к обсуждению основных моментов кальвинистской доктрины о сути предопределения.
Другой важный момент, на котором основано богословие спасения, — это божественный промысел. Богословы-кальвинисты называют этот предмет по-разному: «общим Божьим промыслом» (Беркхоф); «вечным изволением Божьим» (Хоксема); «божественным промыслом» (Шедд).
А. Определение
Божий промысел относится к «Его вечному намерению, соответствующему изволению Его воли, которым, к Своей собственной славе. Он предопределил все, что произойдет» («Краткий Вестминстерский катехизис»). Учение о промысле гласит, что «Бог в господстве Своем определил в вечности все, что произойдет, и осуществляет Свою всевышнюю волю в Своем творении, как естественном, так и духовном, согласно Своему предначертанному замыслу». (Louis Berkhof, Systematic Theology (Eerdmans, 1949), 100)
Задача данного обсуждения — сказать все то, что я уже сказал, описывая богословские основания, а именно: ничто не существует и не происходит вопреки предопределенному, всеобъемлющему Божьему замыслу (решению, воле, промыслу, изволению, предначертанию).
Б. Описание Промысел обладает следующими характеристиками.
1. Он как таковой не отражен в Писании. Он относится к категории информации, о которой во Вт. 29:29 сказано: «Сокрытое [принадлежит] Господу, Богу нашему» . Он открыл нам, что у Него есть такой всеобъемлющий замысел, но мы узнаем, что в него конкретно входит, только когда видим, что происходит, в особенности когда это толкует Писание. (Это, конечно, не значит, что Бог не открыл в Писании ничего из Своей воли.)
2. Он основан на божественной мудрости (Пс. 103:24). Совет Божий (греческое boule) — это по сути то же самое, что и Его мудрость. Шедд говорит о «мудрой проницательности и знании Бога, в свете которых Он составляет Свои намерения». (W. G. Т. Shedd, Dogmatic Theology (Zondervan reprint, n.d.), 1:399)
3. Он отражает Его замысел. Это «следует из единства и простоты Бога... Мы никогда не сможем разделить замысел Божий на разные части». (Hoeksema, 1S9) Любое разделение промыслов на составляющие — пусть их много, — грубо (хоть и точно) говоря, дает возможность нам с ограниченностью нашей логики увидеть разные детали единого намерения Бога (греческое pro-thesis). Любое формальное разделение на «промыслы» не соответствует истине и существует только для нашего удобства.
4. Он является всеобъемлющим. Это значит, что единый замысел Бога включает в себя все, что когда-либо происходит:
а) так называемые «случайности»,
б) все «механические» законы (причинно-следственные связи и т. д.),
в) все моральные решения и поступки «свободных» существ, добрые или злые. Пр. 21:1 относит в эту категорию «сердце царя». Деян. 2:23; 4:28 включают сюда даже распятие как злое деяние. «Если не настаивать на этом строго, нельзя утверждать о господстве и всевластии Бога на основании Писания» (Hoeksema, 157). Иначе должна была бы существовать во вселенной еще какая-то сила, помимо Бога, воля которой принималась бы во внимание до того, как мы — или даже Бог — поймем, что происходит. В таком случае результат обычно был бы не тот, что угоден Богу!
5. Он включает в себя свободные поступки людей. Это еще раз повторяет утверждение, сделанное в предыдущем пункте: промысел Божий охватывает добровольные поступки свободных существ, эти поступки рассматриваются как несомненные.
а) Существует два типа «свободных» действий:
1) что касается грешных деяний, промысел позволяет их; человеку дозволяется совершить грех;
2) что касается добрых дел, промысел результативен; Бог непосредственно воздействует на волю человека, чтобы побудить его к ним.
б) В обоих случаях поступок свободен — в смысле «доброволен» (совершен не по принуждению), и человек обладает свободой воли и действия.
в) В обоих случаях для нас остается тайной, «как» это происходит; мы не понимаем, ни как можно позволить действие, не вызывая его, ни как положительное влияние Бога на человеческую волю может быть эффективным, не ограничивая истинной свободы человека.
г) Божественный промысел включает в себя не только сами действия или события, но все предпосылки, обстоятельства и влияния (в том числе прямое воздействие на волю в случае добрых дел) поступков, причем все это не противоречит факту, что по природе человек остается свободным в решениях и действиях. Другими словами, поступки человека в таких случаях разумно самоопределены; это не проявление закона необходимости, который правит причинно-следственными связями материальных предметов космоса. Но промысел делает поступок обязательным.
д) Поскольку в Библии представлены обе стороны этой истины (что Божий промысел определяет события, однако человек действует свободно), и никакого противоречия между ними не отмечено, значит, они не противоречат друг другу, — хоть мы и не способны объяснить, каким образом так происходит.
6. Он включает в себя грех и зло. Это следует из ранее сказанного. Божественный промысел делает грехопадение и греховные поступки человека неизбежными, но по-прежнему, скорее, позволяет их, нежели является причиной. Бог не влияет непосредственно на волю человека, чтобы вызвать в нем склонность к греху; Он не несет ответственности за грех (и не является причиной оного).
Каким образом божественный промысел делает грех неизбежным, не вызывая его, — тайна; то есть это нам не открыто. Тем не менее Он позволяет грех по благой причине, которая для Него является достаточной, в том числе это проявление Его качеств, которые иначе оказались бы непроявленными, — вроде милосердия и сострадания. И мы можем быть уверены, что в конце концов Он обратит грех во благо, во славу Свою.
7. Он вечен. Если Бог вечен, то Его воля — тоже. Его воля, в конце концов, — это Сам Бог, один из аспектов Его бытия. Никогда не было такого «времени», в которое Бог составил Свой замысел, поразмыслив. Осуществление Его замысла («совета», или промысла) может происходить во времени, но само намерение вечно, как Бог.
8. Он неизменен. Это проистекает из сказанного выше, как говорится в Писании: «Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6). Если Он не изменяется, воля Его тоже неизменна. У Него нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1:17). Бог никогда не меняет Своих намерений и мнения. Он не страдает от человеческих недостатков — невежества, небрежности, бессилия, — которые ведут к перемене мнения.
9. Он абсолютен и не зависит ни от чего. Промысел Божий не обусловлен ничем, кроме Его собственного благоволения (греческое eudokia) или «совета». Что бы ни предполагал промысел, его успех не зависит не от чего вне самого промысла. «Исполнение замысла может требовать определенных условий или зависеть от них, но эти средства или условия уже тоже определены промыслом». (Berkhof, 105.)
10. Он составляет основу предведения Бога. Он знает вечно, все, что произойдет. Это знание основано на Его промысле. Его промысел делает события неизбежными. Уверенность предшествует знанию. Бог вечно и несомненно обладает знанием всех возможностей. Зная обо всех возможностях, Он решает, какие из них «претворить» в жизнь. Поэтому на основании данного промысла Он знает обо всем происходящем. «Пока что-либо остается не включенным в промысел, это случайно и возможно. Это может произойти, а может и не произойти», (Shedd, 1:397) Шедд полагает, что таким образом он отрицает существование подобных вещей во вселенной.
Фактически «предведение» в Библии означает не просто знание о чем-то заранее («предузнание»), а передает также идею выбора с любовью для личных отношений. Таким образом, так понимаемое предведение по сути своей эквивалентно избранию (поэтому не может быть «основой» избрания). Кроме того, предведение отнрсится к личностям, а не к их действиям и качествам (включая веру).
В смысле предузнания, предведение не было бы возможно, если бы Бог уже не предназначил заранее все события. Таким образом, предведение идет от предназначения, или от предопределения, а не наоборот, и по сути это — одно и то же.
11. Он эффективен. Это значит, что результат промысла, самого его существования, есть уверенность в том, что все, включенное в него, произойдет. Промысел Божий, следовательно, точно соответствует реальным событиям. Как замечено выше, никакая сила не может противостоять воле Божьей. «Бог... творит все, что хочет» (Пс. 113:11), поэтому все, что существует, соответствует тому, что Он сделал, а все, что будет, соответствует тому, чего Он желает.
Рассматривая эффективность божественного промысла, рекомендуется подразделить его на две категории:
а) обладающую положительным эффектом, то есть непосредственно и активно вызывающую события, в том числе
1) все «события» физического и материального плана и
2) «непосредственное духовное воздействие Бога на конечную волю» человека ради благих (моральных) действий (Shedd, 1:406.) (Флп. 2:13). Другими словами, в таких случаях Бог — Творец всего блага;
б) обладающую эффектом позволения, то есть косвенным и не являющимся причиной, но, тем не менее, неизбежным. Это относится только к греховным действиям моральных существ. Это значит, что Бог не воздействует на человеческую волю непосредственно, чтобы порождать зло. Он не является Творцом зла.
Таким образом, я сформулировал наиболее распространенные взгляды кальвинистов, подобных Беркхофу (Berkhof, 103,105) и Шедду. (Shedd, 405-412) Но не все признают такое подразделение. Хоксема, например, настаивает, что надо говорить только об одном пункте, а именно: весь промысел эффективен. Он возражает против разделения на «эффективный» и «позволительный» промысел как против искусственного. (Hoeksema, 158,159) Однако фактически все соглашаются по основному вопросу характеристики, а именно: промысел Божий всегда успешен. Все, что происходит, соответствует воле Божьей, которая не может быть изменена.
12. Промысел включает в себя как средства для достижения целей, так и сами цели. Это проистекает из того факта, что промысел является всеобъемлющим. Если провозглашение Благой Вести, например, необходимо для веры и обращения, это провозглашение будет определено так же несомненно, как вера и обращение.
божественный промысел, относящийся к спасению
А. Определение терминов
(Для целей этого труда определение ограничено и относится только к замыслу спасения людей)
1. Предопределение — это общая тема, которая определяется как «совет Божий, относящийся к падшему человечеству, включающий в себя высшее избрание некоторых и праведное осуждение остальных». (Berkhof. 109) Эта формулировка ясно показывает, что предопределение имеет две стороны — предначертание судеб спасенных и погибших; некоторые называют это «двойным предопределением».
2. Избрание — это предопределение спасенных:
«вечное деяние Бога, Который по Своему высшему благому соизволению и при условии отсутствия у них каких-либо заслуг избирает некое количество людей, которым дарует особую благодать и вечное спасение» (Berkhof, 114)
3. Осуждение — это предопределение проклятых:
«вечный промысел Бога, Который решил не удостоить некоторых людей воздействия Своей особой благодати и наказать их за их грехи, ради проявления Своего правосудия». (Berkhof, 116)
Б. Избрание Ко спасению: (Большинство богословов различает избрание ко спасению и другие виды избрания, например совместное избрание Израиля или избрание людей для выполнения конкретного служения или задачи. Здесь мы обсуждаем только первое) положительное предопределение
1. Основа, или источник избрания (как или почему оно происходит).
а) Избрание — это одно из выражений всевышней воли Бога, происходящее по причине и ради Его волеизъявления. Поэтому основанием не является: 1) ни что-либо человеческое, ни заслуги, ни так называемая «предвиденная вера»; 2) ни Сам Христос как призывающая, побуждающая или заслуживающая избрание сторона. «Избирающая любовь Бога предшествует явлению Сына». (Berkhof, 114)
б) Избрание проистекает из божественного сострадания, жалости к грешникам.
1) Причины: человек — создание Божье, обладающее способностью к святости и поклонению.
2) Разница между «всеми» и «избранными»:
фактически Бог сочувствует всем, но выражает сострадание только по отношению к избранным. Причина этого остается скрытой: «причина эта достаточна для Бога и неведома творению» (Shedd, 1:424)
2. Характеристики этого избрания: в своей основе они те же, что и у промысла вообще.
а) Избрание неизменно.
б) Избрание вечно (оно не «во времени»).
в) Избрание справедливо и беспристрастно, поскольку Бог ничем никому не обязан, так как все мы пренебрегли Его благословениями и не имеем права претендовать на них.
г) Избрание неотвратимо. Человек не может сопротивляться божественному промыслу.
1) Конечно, человек сопротивляется — все сопротивляются, — но сопротивление избранных уступает перед намерением Бога спасти их.
2) Бог обеспечивает успех за счет «мгновенного воздействия Духа Святого на человеческую волю как дух». (Shedd, 1:428) Он «оказывает такое влияние на человеческий дух, что заставляет его желать этого». (Berkhof, 115)
3) Однако это не «насилие», не соответствующее свободе воли; (Berkhof, 115) это «не принуждение». (Shedd, 1:428) «Бог — Творец воли и никогда не действует так, чтобы это противоречило сотворенным Им качествам». (Shedd, 1:428)
д) Избрание безусловно. Даже «предвидение веры» не может быть условием избрания; оно зависит исключительно от всевышней воли Бога:
1) так как все грешники одинаково беспомощны, они ничем не отличаются друг от друга;
2) так как все благо — даже вера — плод благодати Божьей, человек ни в каких обстоятельствах не может поступить хорошо, то есть сам заслужить свое спасение.
3. Задача избрания.
а) Ближайшая, или непосредственная цель — это спасение избранных.
б) Конечная цель — слава Божья.
4. Проблемы избрания: некоторые второстепенные вопросы.
а) Будет ли спасено людей больше, чем осуждено? В этом вопросе у кальвинистов нет согласия: многие отвечают утвердительно.
б) Будут ли рождены свыше некоторые язычники, не получавшие Благой Вести? Опять же, здесь согласия нет, но некоторые — вероятно, в наши дни немногие — соглашаются. Шедд говорит о данной возможности, упоминая о «таких представителях языческого мира, которых Бог пожелает возродить без письменного Слова». Он замечает: «Божественный Дух не обязательно... должен дожидаться медлительных действий неверной церкви по проповеди письменного слова, чтобы даровать Свою всемогущую благодать для рождения свыше». (Shedd, 1:436,439)
Однако даже Шедд думает об этом методе Бога как об исключительном и необычном. Кроме того, даже если такой чрезвычайный метод и будет применен, надо понимать, что работа Христа по-прежнему остается основой возрождения человека, не получавшего Благой Вести.
в) Будут ли спасены все, кто умер во младенчестве? Опять же, не все кальвинисты придерживаются единого мнения, но общая тенденция гласит: да. Отчасти по этой причине Чарлз Ходж может утверждать: «Количество окончательно погибших в сравнении с общим числом спасенных будет очень незначительным». (Charles Hodge, Systematic Theology (Eerdmans reprint, n.d.), 111:879,880)
В. Осуждение: отрицательное предопределение
1. Два основных момента учения.
а) Отвержение — это промысел, лишающий некоторых дара возрождающей (не «общей») благодати. Это сторона промысла является:
1) всевышней — отсутствие у человека заслуг ни при чем;
2) причины ее известны только одному Богу;
3) позволяющей, или пассивной, не воздействующей на человека (то есть на его волю вообще не оказывается воздействия, в отличие от избрания). б) Осуждение — это промысел, карающий грешника и предающий его бесчестью и гневу. Это сторона является:
1) относящейся к суду — грех карается;
2) имеет понятную причину — грех;
3) положительна, активна, эффективна (а не просто пассивно позволяет чему-то произойти). Эти три подпункта двух сторон промысла осуждения можно непосредственно сопоставить, они намеренно противоположны друг другу.
2. Сравнение с избранием. Избрание и осуждение не полностью параллельны.
а) Они сходны тем, что оба вечны, безусловны, неизменны, беспристрастны и справедливы.
б) Они отличаются тем, что:
1) избрание сопровождается непосредственным воздействием Бога на волю человека, осуждение — нет;
2) избрание производит активный эффект, в то время как осуждение (по меньшей мере, в своем подготовительном аспекте) позволяется. Следовательно, все это означает, что Бог является Творцом или Причиной блага, праведности и спасения и несет за это ответственность. В то же время Он — не Творец или Причина греха, падения или проклятия и не несет за них ответственности. Промысел спасения — эффективная причина спасения; но промысел осуждения не является эффективной причиной гибели грешников. «Эффективная причина погибели — самостоятельное решение человеческой воли». (Shedd, 1:445) Хотя Его промысел является причиной грехопадения, греха и зла, Он никого не заставляет грешить против своей воли.
3. Другие проблемы, связанные с осуждением. Поскольку учение об осуждении звучит резковато, доктрина вызывает противоречия и разногласия даже среди кальвинистов. Приведем некоторые из них.
а) Это учение логически необходимо как противоположное учению об избрании. Если некоторые — избраны, а другие — нет, то: «Отвержение, которое предполагает понятие избрания, тоже составляет часть замысла Того, Кто свершает все согласно Своему волеизъявлению». (Jewett, 27) Как замечает Шедд, Бог должен проявить по отношению ко всем преступникам либо милосердие (избрание), либо справедливость (осуждение). (Shedd, 1:430)
Таким образом. Писание содержит не только намеки на осуждение Богом некоторых; смотрите Рим. 9:13: «Исава [Я] возненавидел».
б) Шедд детально рассматривает и отвечает на возражение, что учение об осуждении делает универсальное предложение Богом спасения неискренним. Мы не будем здесь приводить все его аргументы в полном объеме, но вкратце сформулируем их следующим образом. (Shedd, 1:451-457)
1) Искренность зависит от природы желания, а не от результатов.
2) Промысел Божий не обязательно равен Его желанию. Его естественное, спонтанное желание (см., например, Иез. 33:11) — «органично», это искреннее, всеобъемлющее сострадание ко всем, но для удовлетворения этого желания промысел не требуется. Другими словами, «воля» Божья имеет не только одно значение: а) Его явленная воля соответствует Его желанию, которому не приносит удовольствия смерть грешника; эта воля может также называться законодательной, или волей благодушия;
б) Его тайная воля соответствует Его промыслу, который справедливо требует смерти грешника; эта воля может также называться волей постановления, или благоволения.
3) Осуждение, таким образом, не противоречит искреннему желанию, чтобы все спаслись. Что касается одного, искупление достаточно для всех. Что касается другого. Бог искренне желает, чтобы все, кому предлагается спасение, — то есть все люди — поверили в Христа и спаслись. Однако фактически Он знает, что никто этого не сделает, поэтому совершает следующий шаг и действенно обеспечивает спасение некоторых через избрание благодати. Почему Он пропускает остальных, таким образом предназначая их для проклятия, остается темой, которой Он не открыл, — за исключением причины, приведенной в Рим. 9:22; а именно: чтобы показать Свой гнев и явить Свое могущество с помощью сосудов гнева, предназначенных к уничтожению. в) Кальвинисты спорят между собой о порядке промыслов, относящихся к избранию и осуждению. Здесь достаточно будет отметить, что Беркхоф и Шедд представляют наиболее типичную для современных кальвинистов позицию, настаивая на том, что осуждение предполагает грехопадение. Это то, что иногда называют «инфралапсарианской» (или сублапсарианской) позицией, приверженцы которой считают, что промысел осуждения логически вытекает из промысла, позволяющего грехопадение. Некоторые кальвинисты придерживаются «супралапсарианского» мнения, рассматривающего грехопадение как средство для исполнения промысла осуждения. Среди таких можно назвать Хоксему. (Hoeksema, 161-165)
Изначально разница между супралапсарианством и инфралапсарианством просто заключалась в споре, входило ли грехопадение в рамки Божьего (действенного) промысла, но позже вопрос стал более сложным (часто запутанным). Основное различие заключается в логическом (не хронологическом) порядке промыслов. (Приведенный здесь порядок в дословной формулировке взят из труда по систематическому богословию Роберта Л. Реймонда (Robert L. Reymond), который скоро выйдет в издательстве «Word».)
Супралапсарианство:
1) избрание некоторых людей ко спасению во Христе (и осуждение прочих);
2) промысел сотворения мира и людей;
3) промысел грехопадения человека;
4) промысел искупления избранных, которые теперь являются грешниками, посредством распятия Иисуса;
5) промысел использования искупительных благ, которые Христос заслужил для этих избранных грешников. Инфралапсарианство (или сублапсарианство):
1) промысел сотворения мира и человека;
2) промысел грехопадения;
3) избрание некоторых людей ко спасению во Христе (и осуждение прочих);
4) промысел искупления избранных посредством распятия Иисуса;
5) промысел применения искупительных благ Христа к избранным.
г) Шедд придерживается более или менее типичного взгляда, когда считает, что промысел осуждения не препятствует активной работе Духа Божьего, борющегося за неизбранных. (Shedd, 1:435) Фактически Он старается завоевать их, убеждая в греховности. Но они — подобно избранным — сопротивляются, и Дух не настаивает. В этом отношении осуждение отказывается от следующего шага. С избранными Дух совершает следующий шаг, и они рождаются заново. Эта универсальная «борьба» — часть общей благодати. Все грешники сильнее общей благодати; но возрождающей благодати не может сопротивляться никто.
д) Шедд, вероятно, вообще недостаточно типичен для кальвинистов, когда обсуждает отношения между осуждением и несомненностью. Осуждение ведет к определенной гибели (так как грех, сковывающий волю, удерживает человека от рождения свыше), но не делает ее неизбежной. Шедд настаивает, что промысел осуждения не оказывает на грешника никакого влияния, пока тот добровольно не выбирает грех. (Shedd, 1:444-446) Другие кальвинисты настаивают, что он не учитывает Рим. 5:12-14, проводя это различие. Но данная тема несущественна для задач этого труда.
е) Задача осуждения, как и избрания, — слава Бога.
Louis Berkhof, Systematic Theology (Eerdmans, 1949), pp. 100-125.
G. С. Berkouwer, Divine Election (Eerdmans, 1960). (Более современное прочтение кальвинизма с неким «бартианским» привкусом, не всегда присущим классическому богословию Реформации.)
Loraine Boettner, The Reformed Doctrine of Predestination (Eerdmans, 1954).
Gordon Clark, Biblical Predestination (Presbyterian and Reformed, 1969).
Arthur Custance, The Sovereignty of Grace (Baker, 1979).
Herman Hoeksema, Reformed Dogmatics (Reformed Free Publishing Association, 1966), ch. V. (Многие кальвинисты считают взгляды Хоксемы чересчур экстремистскими, чтобы рассматривать его как подлинного представителя веры Реформации.)
A. W. Pink, The Sovereignty of God (Baker, 1963).
William G. T. Shedd, Dogmatic Theology (Zondervan,, n.d.), vol. I, pp. 393-462. (Некоторые кальвинисты считают Шодда слишком спекулятивным в отдельных вопросах.)
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки