Существуют некоторые области в богословии, которые современным евангельским движением рассматриваются в качестве “любимого мозоля”, наступать на который пред лицом основной массы представителей евангельского богословия сродни критике генеральной линии партии в старые времена. Одним из таких “мозолей” стал вопрос понимания места Израиля в плане Бога как в прошлом и настоящем, так и в будущем.
Наше понимание того, какую роль Израиль играет в Божественном плане, очень важно для нашего понимания Писания в целом. Эта тема слишком важна, чтобы на нее накладывать табу. Поэтому нам все-таки придется наступить на священный мозоль и бросить вызов генеральной линии, дабы объяснить ее распространенные заблуждения.
Каких взглядов люди придерживаются относительно роли Израиля?
Наиболее популярный взгляд — это Диспенсационализм. Этот взгляд полагает, что, согласно Писанию, физические потомки Авраама — Исаак и Иаков, избраны Богом. Они всегда были “десницей Божьей”, и хотя большинство их потомков отвергает Евангелие, наступит время в будущем, когда Бог приведет всю нацию к вере во Христа.
Если просуммировать учение диспенсационализма, то оно говорит, что Израиль был и остается народом Божьим номер один, и что евреи имеют даже больше прав на спасение, чем сама Церковь, которая является народом Божьим номер два. Диспенсационализм, оглядываясь на Ветхий Завет, называет Израиль в большинстве спасенным народом, борющимся с грехом, который в будущем обретет всю свою землю и вновь приобретет национальное единство. В целом учение диспенсационализма рассматривает Израиль в качестве верующего народа, который в будущем испытает на себе излияние временной и спасающей благодати как отдельная и неповторимая нация.
Второго наиболее популярного взгляда на Израиль придерживается Богословие Завета, или Богословие Договора. Для приверженцев этого богословия Израиль — это Церковь Ветхого Завета. Они считают современную Церковь продолжением Церкви Ветхого Завета, и что обе эти Церкви составляют единый Божий народ. Израиль был смесью верующих и неверующих, так же как и современная Церковь состоит из верующих и неверующих. Для богословия завета народ Божий Ветхого Завета перешел в Новый Завет, включив еще и язычников. Будущее Израиля, описанное у пророков, исполнилось в современной Церкви.
Существует еще и третий взгляд — Новозаветнее Богословие, или Богословие Нового Завета, в пользу которого я попытаюсь привести ряд доказательств в этой статье. Мы, адепты Новозаветного Богословия, рассматриваем Израиль в виде в целом неверующего народа, который играет роль прообраза истинного народа Божья, Церкви. В своем большинстве израильтяне никогда не были верующими. Однако в своих рядах Израиль всегда имел верующий остаток. Израиль не был Церковью Ветхого Завета, но он был прообразом оной в Новом Завете.
Поколение Исхода: Возлюбленные, Избранные, Искупленные и… Проклятые?
Израиль родился как независимая нация, когда Бог освободил их из египетского рабства и злых рук фараона. Бог “искупил” народ Израиля из рабства в Египте и явил им Свою любовь:
“Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, — но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою [и мышцею высокою] и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского”. (Второзаконие 7:6-8)
Если бы кто-то прочитал этот отрывок в отрыве от остального Ветхого Завета, то он подумал бы, что Бог избрал ветхозаветний народ для вечной жизни, так же как Бог избрал к вечной жизни Церковь сегодня. Эти стихи определенно описывают Бога, который проявляет Свою благодать к тем, кто не заслуживает Его милости.
Но когда мы употребляем слово “благодать”, описывая таким образом отношения Бога к израильскому народу, то имеем ли мы в виду особую спасающую благодать? Излил ли Бог Свою спасающую любовь на народ Израиля? Избрал ли Господь Израиль таким же образом, каким Он избрал верующих прежде основания мира, дабы они были святы и непорочны пред Ним?
Бог в отрывке, взятом из книги Второзаконие 7, обращается ко всему израильскому народу. Являлись ли все или большинство евреев получателями вечной и спасающей Божьей любви? На эти вопросы я дам ответ по ходу данной статьи.
Бог излил Свою любовь на народ Израиля так, как Он не изливал ее на другие народы, окружавшие Израиль. Он проявил Свою любовь, заключив с Израилем завет, содержавший образы Евангелия. Павел в своем послании к Римлянам говорит именно об этом. После обличения иудеев за их веру в то, что национальность и исполнение закона Моисея была достаточным основанием для спасения, Павел пишет: ”Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, то им вверено слово Божие.”
Эти люди не заслуживали ничего, кроме ада, а Бог дал им, как никакому другому народу в мире, слово Божье. В эру Ветхого Завета, если вы не израильтянин, никоим образом вы бы не смогли увидеть даже тень Евангелия, которую Бог даровал Израилю.
Павел пишет о положении неизраильтян в Ветхом Завете в послании к Ефесянам 2:12, которое говорит так: ”…Что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире”.
Итак, Бог действительно оказал этому особому народу удивительную милость. Однако, и я надеюсь это показать, та милость не была из разряда приносящих спасение.
После избавления Израиля из руки фараона, Бог не допустил всем восставшим против Него войти в Ханаан. Он заставил их блуждать по пустыне на протяжении сорока лет до тех пор, пока всё то поколение не умерло, кроме Иисуса Навина и Халева. Я думаю, есть прочное библейское основание считать всё то поколение Израильтян неверующим. Послание к Евреям повествует об этом поколении израильтян как о примере отступничества с целью предупредить верующих, которые, казалось, готовы были отвратиться от Христа из-за всяческих трудностей:
”Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой”. (Евреям 3:7-11)
“Возлюбленные, избранные, искупленные” израильтяне, тем не менее, не были допущены в землю, о которой Бог сказал, что это земля покоя.
Только лишь потому, что Израиль не вошел в землю обетованную, еще не означает, что они были неверующими, не так ли? Уильям Лейн в своем комментарии на послание к Евреям пишет касательно этого самого отрывка:
“Его (автора послания) забота была помочь сообществу сохранить верность и продолжать поступать согласно божественным обетованиям. Память о неудаче Израиля в этой области, как это описано в Псалме 94, дает пищу для серьезных предупреждений, вещающих, что отказ внимать гласу Господню и слушаться Его повлечет за собой трагическую потерю права на обещанное наследие”.
Потеря наследия — это потеря земли обетованной. Однако мы видим на основании послания к Евреям, что вхождение в землю обетованную было всего лишь образом вхождения во спасение или же обладания верой, которая дарует покой от попыток заслужить спасение делами.
Что нам открыто в Ветхом Завете, так это то, что был народ, не желающий поверить и повиноваться Богу, что вылилось в потерю физического наследия. Затем этот факт толкуется Духом Святым чрез автора послания к Евреям, где звучит предупреждение тем, кто отказывается поверить во Христа и Его спасающее дело, совершенное на кресте. Предупреждение заключается в том, что если они будут продолжать упорствовать в неверии, как и поколение израильтян времен Исхода, то и они так же потеряют свое наследие и получат духовное осуждение.
Поколение Исхода становится примером неверия. Сия истина обретает яркие очертания в Евреям 3:15-19:
“Доколе говорится: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота". Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие”.
Послание этих стихов можно перефразировать так: ”Израиль в пустыне отвернулся от Бога и испытал на себе Его осуждение. Они были непокорными людьми, потерявшими свое наследие из-за своего неверия. Не будьте такими, как они!”
Поколение времен скитания по пустыне, в жилах которого текла кровь Авраама, было поколением неверующих. Они слышали “благую весть”, но не поверили. Поэтому они и получили осуждение от Бога. Эти осуждение и наказание проявились в физической смерти всего поколения до вхождением в Ханаан. Согласно богодухновенному толкованию этого события Ветхого Завета в послании к Евреям, “избранные, возлюбленные и искупленные” израильтяне того поколения оказались неверными и умерли в своем неверии.
Это только первый шаг в нашем понимании библейской самобытности Израиля. Возможно, Израиль вынес из этого урок и повернулся к Господу в истинном покаянии и вере, которые ведут к светлому и благочестивому будущему. Именно к этой возможности мы сейчас и обратим наше с вами внимание.
Иисус Навин: Переворачивая новую страницу?
Книга Иисуса Навина на самом деле — заключение Пятикнижия. Завершая чтение Второзакония, начинаешь задавать себе вопрос: “Что же случится в обетованной земле?” Будет ли следующее поколение израильтян повиноваться Богу и наследует землю? Если бы у нас были только первых пять книг Библии, то чтение их напоминало бы чтение увлекательного романа, у которого отсутствует заключительная глава! В книге Иисуса Навина появляются совсем новые персонажи, пришедшие на смену тем ужасным богопротивникам, над которыми Бог произвел Свой суд.
Так же в этой книге появляется совсем новый лидер, под руководством которого новое поколение собирается войти в землю обетованную. Будущее выглядит безоблачным. Чтобы дать понять всем, что Израиль начинает все с начала, Иисус Навин записал в своей книге такие слова народа: “Все, что ни повелишь нам, сделаем”(1:6). Эти слова так напоминают сказанное их отцами Моисею в книге Исход 24:7 перед тем как поднять мятеж против Бога.
В первых нескольких главах книги Иисуса Навина израильтяне послушны Богу и, кажется, начали новую главу в своей жизни, перевернув новую страницу. Хотя Иисус Навин и оставил нам несколько примеров непослушания со стороны Израиля, в целом картина поведения народа Божья, только что вошедшего в землю обетованную, выглядит довольно радужно. Если поколение Исхода не достигло своего места назначения из-за неверия, то напрашивается один вывод: вошедшие в землю обетования под руководством Иисуса Навина евреи были верующими. Не так ли? Более того, мы читаем, что обетования земли и великого народа, данные Аврааму, фактически исполнились в книге Иисуса Навина:
“Таким образом отдал Господь Израилю всю землю, которую дать клялся отцам их, и они получили ее в наследие и поселились на ней. И дал им Господь покой со всех сторон, как клялся отцам их, и никто из всех врагов их не устоял против них; всех врагов их предал Господь в руки их. Не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось”. (21:43-45).
Читая Ветхий Завет, создается впечатление, что во времена Иисуса Навина Израиль был верующей нацией. Однако, когда автор послания к Евреям пишет о покое в земле обетованной, которую получили израильтяне, оказывается, что они не получили спасения:
“Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность”. (Евреям 4:8-11)
Тот факт, что Бог запретил поколению Исхода войти в обетованную землю, и тот факт, что все они умерли, блуждая в пустыне, является ясным доказательством их неверия, как об этом повествует данное Самим Богом толкование событий того времени в послании к Евреям. Однако когда Израиль под предводительством Иисуса Навина вошел землю обетованную, мы обнаруживаем, что, согласно Божьему толкованию этого события, вхождение в землю не обозначало духовное спасение, а было лишь обретением физического покоя.
Я должен признать, что, возможно, в среде израильского народа, ведомого Иисусом Навином, и был более высокий процент верующих. Правда, эта возможность, тем не менее, не подрывает мой аргумент об общем неверии Израиля. Дело в том, что Новый Завет не только показывает нам отсутствие спасения у большинства израильтян времен Иисуса Навина, так что они не входят в истинный, духовный покой, но и содержит Божье утверждение об общем духовном состоянии народа, которое было плачевным и отступническим со времени Исхода и до падения Иудейского царства. Поэтому, даже если и существовало большое количество верных евреев во времена Иисуса Навина, все равно это не имеет какого-либо влияния на утверждения Бога, касающиеся истории Израиля в целом.
Книга Судей: Жизнь как в аду в земле обетованной
Народ Израиля начал хорошо, с послушания, как об этом повествует концовка книги Иисуса Навина. Книга Судей дает нам взглянуть вкратце на историю Израиля после овладения землей. В книге Иисуса Навина израильтяне дали Богу несколько торжественных обещаний:
“Итак бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу. Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу, [ибо Он свят]. И отвечал народ и сказал: нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам! Ибо Господь — Бог наш, Он вывел нас и отцов наших из земли Египетской, из дома рабства, и делал пред глазами нашими великие знамения и хранил нас на всем пути, по которому мы шли, и среди всех народов, чрез которые мы проходили. Господь прогнал от нас все народы и Аморреев, живших в сей земле. Посему и мы будем служить Господу, ибо Он — Бог наш. Иисус сказал народу: не возможете служить Господу [Богу], ибо Он Бог святый, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших. Если вы оставите Господа и будете служить чужим богам, то Он наведет на вас зло и истребит вас, после того как благотворил вам. И сказал народ Иисусу: нет, мы Господу будем служить. Иисус сказал народу: вы свидетели о себе, что вы избрали себе Господа — служить Ему? Они отвечали: свидетели. Итак отвергните чужих богов, которые у вас, и обратите сердце свое к Господу Богу Израилеву. Народ сказал Иисусу: Господу Богу нашему будем служить и гласа Его будем слушать”. (Иисус Навин 24:14-24).
Поступали ли израильтяне в соответствии со своими обещаниями, данными Богу и Иисусу Навину в Сихеме? Не совсем. Постоянно звучит фраза на страницах книги Судей: “сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа”. История народа Израиля в этот период времени, как она записана в книге Судей, заставляет читателя задать один вопрос: ” Как святой Бог, требующий послушания и верности, мог терпеть всё то зло, совершенное израильтянами? “
Внимательный христианин может оглянуться на свою жизнь и заметить подобное непослушание, покаяние и восстановление, как это видно на примере Израиля в книге Судей.
Рассмотрим те различия, которые существуют между Израилем и Церковью.
Христиане грешат и каются. Потом они снова могут согрешить. Христиане ведут постоянную борьбу с грехом. Однако обратите внимание на тот грех, в котором уличены были израильтяне:
“Тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам; оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа; оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам”. (Судей 2:11-13 выделено мной)
Представьте себя в момент наибольшего искушения и немощи. Появляется ли у вас при этом желание пойти в ближайшую мечеть или буддийский храм, чтобы совершить там поклонение другому божеству? Израильтяне фактически поклонялись языческим богам и, возможно, принимали участие в человеческих жертвоприношениях. Давайте посмотрим на еще один грех, совершенный Израилем:
“И жили сыны Израилевы среди Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев, [Гергесеев] и Иевусеев, и брали дочерей их себе в жены, и своих дочерей отдавали за сыновей их, и служили богам их”. (Судей 3:5-6).
Явное идолопоклонство и смешанные браки с врагами Господа были двумя крупными и систематическими грехами, присущими Израилю. Эти грехи являлись характерными для израильтян. Не столько сама разновидность греха, совершаемая Израилем, беспокоит нас, но скорее его постоянство. Эти виды грехов совершались всем Израилем как нацией и прерывались только короткими периодами покаяния, чтобы затем снова впасть в них и пребывать в таком состоянии на протяжении около 300 лет!
Израиль, Иуда и проклятие Ветхого Завета
Четыре книги Царств описывают золотой век Израиля и его окончательное падение. Отвергнув последнего судью и пророка Самуила, израильтяне отвергли Самого Бога:
“И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они с тобою”. (1 Царств 8:7-8).
Хотя это и не звучит как хорошая характеристика Израиля, тем не менее, золотой век Израиля вот-вот должен начаться с избранием Давида на царство. Нация переживает период наибольшего расцвета. Правда, не надолго. Разделенное сердце Соломона приводит Израиль к очень скользкой тропинке, ведущей к заслуженному божественному наказанию.
Исследуя историю Израиля за этот период и Божью оценку, которую Он дал ему, мы снова и снова обнаруживаем у Израиля недостаток качеств, присущих истинным детям Божьим. Бог пообещал Давиду вечное династическое царство. Мы видим исполнение этого обетования, когда народ вошел в свой золотой век. Границы государства расширяются в правление Давида и Соломона. Наступает экономическое процветание. Но с годами мы видим так же, как Израиль все больше и больше погружается в бездну идолопоклонства и безнравственности. После разделения израильского царства на две части — Израиль и Иуду, Бог в первую очередь излил Свой гнев на Израиль, послав ассирийцев (722 до Р.Х.), Свой избранный инструмент наказания. Затем наступила очередь Иуды испытать на себе Божий гнев за свое отступничество. Господь посылает вавилонян очистить землю в 586 до Р.Х. Теперь можно разобрать многие события из истории Израиля того времени, чтобы найти свидетельства верности и неверности и попытаться их всех взвесить. Из концовки четвертой книги Царств становится ясно, что наказание Израиля за их грехи было излиянием Его праведного гнева на неверующих, что вылилось в изгнание Израиля и Иуды:
”И говорил Господь чрез рабов Своих пророков и сказал: за то, что сделал Манассия, царь Иудейский, такие мерзости, хуже всего того, что делали Аморреи, которые были прежде его, и ввел Иуду в грех идолами своими, за то, так говорит Господь, Бог Израилев, вот, Я наведу такое зло на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит, зазвенит в обоих ушах у того; и протяну на Иерусалим мерную вервь Самарии и отвес дома Ахавова, и вытру Иерусалим так, как вытирают чашу, — вытрут и опрокинут ее; и отвергну остаток удела Моего, и отдам их в руку врагов их, и будут на расхищение и разграбление всем неприятелям своим, за то, что они делали неугодное в очах Моих и прогневляли Меня с того дня, как вышли отцы их из Египта, и до сего дня”. (2 Царств 21:10-15)
Здесь мы с вами сталкиваемся с четкой библейской оценкой израильского народа со времени его зарождения и до времени пленения Иуды. Он всегда был непокорным и неверным народом. Кажется, нет никаких оснований называть Израиль верующей нацией. Всегда там находились люди, творившие злое в очах Господа. Бог Сам истолковал состояние Израиля для нас.
Теперь, ознакомившись с ветхозаветней историей, можно сделать вывод, что пленение Израиля было самой низкой точкой его падения. Затем последовал период реставрации, описанный в книгах Ездры и Неемии. Физические потомки Авраама начали возвращаться из плена и отстраивать Иерусалим и храм. Именно об этом периоде, периоде Реставрации, и пойдет речь в следующем разделе.
Период Реставрации
Для убежденных сторонников взгляда на Израиль как на верующий народ обращение ко времени после пленения, то есть периоду Реставрации, является еще одной попыткой реабилитировать Израиль. Эти богословы могут утверждать, что время Ездры и Неемии было временем, когда народ по-настоящему обратился к Господу и стал верующей нацией. Ведь как-никак, они наконец-то вернулись в свою землю и Бог явно был на их стороне, так как они смогли отстроить стены и храм чтобы поселиться там снова. Писания читались публично и люди, слыша Слово Божие, рыдали над своими грехами. Однако, несмотря на все реформы, мы видим, как Неемия обличает народ за их непокорство:
”Еще в те дни я видел Иудеев, которые взяли себе жен из Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок; и оттого сыновья их в половину говорят по-азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по-иудейски. Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя. Не из-за них ли, говорил я, грешил Соломон, царь Израилев? У многих народов не было такого царя, как он. Он был любим Богом своим, и Бог поставил его царем над всеми Израильтянами; и однако же чужеземные жены ввели в грех и его. И можно ли нам слышать о вас, что вы делаете все сие великое зло, грешите пред Богом нашим, принимая в сожительство чужеземных жен?” (Неемия 13:23-27).
Реставрация, без сомнений, была кульминационной точкой в истории Израиля. И в это время иудеи обуреваемы характерными для себя грехами: смешанные с язычниками браки и поклонение их богам. Кроме всего этого, грехами Израиля периода Реставрации были неуплата десятины, несоблюдение субботы, разврат в среде священства и общее в народе беззаконие. Когда мы обращаемся к писаниям последних ветхозаветных пророков, то находим не только осуждение всем этим вышеперечисленные грехам, но и всеобщую оценку духовного состояния Израиля в период реставрации (Малахия 3:7).
Кажется, снова и снова Израиль получает эпитеты, присущие неверующему народу. От начала своего рождения они имели характеристику непокорного народа, и последние пророки Ветхого Завета это подтверждают.
Апостол Иоанн довольно ясно говорит, что непокорность Богу равноценно неверию:
”Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины”. (1 Иоанна 13:23-27)
Евангелия и Деяния Апостолов
Начиная с Евангелий, мы обнаруживаем одну общую для Нового Завета закономерность: Иисус и апостолы сначала идут к иудеям, которые отвергают евангельскую весть, а затем к язычникам. В введении к Евангелию от Иоанна эта закономерность просматривается особенно ярко:
”Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились”. (Иоанн 1:1-13)
Акцент в Новом Завете ставится на следующую мысль: хотя иудеи и рождаются детьми Божиими, тем не менее, это не дает им гарантии на участие в вечном Царстве. Происходит переход определения народа Божия от физической основы (плотского рождения) к духовной (обладание верой Авраама, независимо от национального происхождения).
В Евангелии от Матфея, глава 8, когда Иисус беседует с римским сотником, воин выражает уверенность в том, что Иисус имеет власть одним только словом совершить все, что Он пожелает. То есть, сотник выразил уверенность в том, что Иисус был Самим Богом. Иисус далее проводит сравнение веры этого язычника с неверием Израиля:
”Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры. Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов”. (Матфей 8:10-12)
Сыны Царства — это народ Израиля, которого необходимо бросить “во тьму внешнюю” или, иными словами, подвергнуть вечному наказанию в аду, где будут мучаться все неверующие.
Д.А. Карсон так пишет касательно этого отрывка:
“Итак, подданные Царства — это иудеи, которые считают себя сынами Авраама…, принадлежащие Царству по праву. Однако Иисус меняет роли (21:43) , и сыны Царства оставлены за пределами будущего мессианского пира, брошенные во тьму, где плачь и скрежет зубов, что очень примечательно при описании геены, то есть ада.”
Матфей ясно пишет, что большая часть иудеев находятся под осуждением от Бога за отречение от Него. В этом отрывке Матфей пишет о том, как израильтяне будут заменены в Небесном Царстве людьми, по-настоящему любящими Бога. Позже, в Евангелии от Матфея, мы находим еще более шокирующее обвинение, вынесенное Израилю:
”Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка”. (Матфей 21:33-45)
Фарисеи были религиозными лидерами Израиля. Когда лидеры обвиняются, то обвиняются и их последователи. Эта притча звучит в унисон с одной важной темой всех Евангелий: Израиль отвержен Богом в качестве народа Божия. Обратите внимание, процитированная притча говорит о всей истории Израиля. Она утверждает: “иного убили” — и это о Божьих пророках, которых Бог посылал в Израиль на протяжении Ветхого Завета:
”Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст”. (Матфей 23:31,32,37,38)
Итак, притча о злых виноградарях просто сообщает нам, что с точки зрения Бога народ Израиля на протяжении всей своей истории оставался неверным и непокорным.
Кульминацией непокорности Израиля стало распятие Сына Божия. Кажется, Иисус отворачивается от них и отбирает даже само предложение спасения.
Отношение к иудеям у Апостола Павла созвучно отношению к ним у Иисуса. Давайте обратим наше внимание на Апостола Павла и его отношение к иудеям, описанным в книге Деяний Апостолов. В Деяниях 13 Павел обращается словом к иудеям Антиохии Писидийской, где ему, как обычно, пришлось испытать гонения:
”В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие. Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел. Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам”. (Деяния 13:44-46)
В книге Деяний Апостолов мы видим, как Павел в первую очередь идет в синагогу или в те места, где, по обыкновению, собирались иудеи. Однако они оказались такими черствыми к Евангелию и так усердствовали в гонениях на Павла, что он постепенно отошел от идеи проповедовать им Слово о спасении. Несколько глав спустя Павел оказывается в подобной ситуации в Коринфе:
”А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос. Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам. И пошел оттуда, и пришел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги. Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились”. (Деяния 18: 5-8)
Павел вне всяких сомнений отворачивается от иудеев и обращается с Евангелием к язычникам.
Павел завершает книгу Деяний словом, направленным к иудейским лидерам, в котором он заявляет о своем отвержении Израиля и решении перенести акцент в своем служении на другие народы. В середине речи он приводит цитату из Исаии 6 и напоминает о Божественном слове, согласно которому израильтяне останутся духовно слепыми:
”И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков. Одни убеждались словами его, а другие не верили. Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию: пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат”. (Деяния 28:23-28)
Очень заметна тема вести о спасении в Евангелиях и Деяниях Апостолов, отвергнутая иудеями, восставшими против Бога в последний раз. Бог отворачивается от иудеев и обращается к язычникам. Израиль не просто оказывался неверным на протяжении всей своей истории.
Создается впечатление, как будто Бог полностью отверг их и у них уже не остается никакой надежды. Только читая одиннадцатую главу послания к Римлянам, видишь свидетельства Апостола Павла об остающейся надежде для Израиля.
Вывод
Я полагаю, что факты, свидетельствующие о постоянном неверии Израиля, избыточны. В каждой исторической эпохе поведение Израиля было отмечено непокорностью. В добавлении к этому, Божья оценка духовного состояние Израиля на протяжении всей его истории всегда была негативной.
Надеюсь, что смог убедить вас углубиться в изучение Писания и пересмотреть некоторые свои предположения и убеждения, сформировавшиеся под влиянием вашей собственной богословской системы.
Если кто-нибудь решается дать нелестный эпитет Богословию Нового Завета, то обычно звучит следующая фраза: вы просто верите в богословие замещения”. Этот термин обозначает представление, согласно которому Церковь, состоящая из иудеев и язычников, “замещает” Израиль в качестве избранного народа Божья. Мне не нравится термин “замещение” из-за присущего ему смысла и из-за недоразумений, могущих возникнуть при его употреблении. Вместо этого термина я бы воспользовался другим термином – богословие исполнения.
Израиль был просто прообразом истинного народа Божья, который реально исполнился в Церкви. Довольно полезной в данном случае станет аналогия взаимоотношений Израиля и Церкви с замороженным ужином. Когда я иду в магазин и покупаю замороженный готовый ужин, то мое внимание привлекает иллюстрация на упаковке. Только одного взгляда достаточно, чтобы мой рот наполнился слюной. Но если я, принеся ужин домой и взяв вилку и нож, попытаюсь откусить кусочек, то у меня ничего не получится. Иллюстрация всего лишь указывает мне на то, как должен выглядеть реальный ужин. Картинка не предназначена заменить собой настоящую еду, а только указать на ее местонахождение. Подобным же образом Израиль был назван избранным и искупленным народом Божьим, но он не был избран для духовного спасения и искупления от Божьего гнева. Израиль всегда в своем большинстве был неверующим народом, за исключением небольшого верного остатка. Поэтому в каком-то смысле израильтяне никогда не были истинным народом Божьим, которого надо было “замещать”, напротив, от них всегда ожидалось поведение истинного народа Божья, которое они не смогли показать, и в конечном итоге это ожидание исполнилось в Новом Завете. Настоящий народ Божий в Новом Завете действительно, а не притворно, любит Господа, и состоит как из иудеев, так и из язычников. В Послании к Ефесянам 2:11-22 Павел называет эту группу людей “одним новым человеком”:
“Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою” (11-13).
На основании прочитанного можно сделать вывод, что с пришествием Христа язычники были просто присоединены к Израилю. Однако, читая далее, мы поймем, что это не так. У Израиля было преимущество в виде Священного Писания, в котором находились обетования о пришествии Мессии (Римлянам 3:1.2). Если бы язычник не столкнулся на своем пути с иудеем, он никогда не узнал бы об истинном Боге и пути спасения. Тем не менее, несмотря на такое удивительное преимущество, над Израилем все равно навис Божий гнев. Они в этом плане не отличались от язычников. Все это ярко описано в последующих стихах Послания к Ефесянам 2:
“Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким” (14-17).
Обратите внимание, что именно Христос делает “из обеих одно”. И иудеи, и язычники вместе составляют теперь один народ Божий. Так же заметьте, что иудеи нуждались в примирении с Богом в одинаковой мере с язычниками! Стих 16а показывает как иудеев, так и язычников находящихся под божественным гневом: “и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста”. Поэтому, если ваше богословие утверждает, что Израиль был истинным народом Божьим, и что язычники были просто присоединены к нему, то вам придется как-то объяснить этот и следующий стих: ”И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким”. Этот стих сообщает нам о том, что Павел и не думал называть Израиль народом Божьим в смысле их примиренности с Богом, так же как он и не думал говорить о язычниках как о присоединенных к Израилю посредством смерти Христа. Примирение иудеев и язычников произошло в одно и тоже время! Христос пришел и дал возможность примирения с Богом (слова о мире) язычникам (бывшим далекими) и иудеям (бывшим близкими).
И, наконец, обратите внимание на тот факт, что данный отрывок учит построению народа Божия на фундаменте апостолов и новозаветних пророков с Христом в качестве краеугольного камня:
“потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом” (18-22).
Здесь не говорится о язычниках как о позднее приглашенных стать частью того дома, который был построен на основании Моисея и пророков Ветхого Завета! Так же неверно и представление классического диспенсационализма о происхождении народа Божия из язычников параллельно с народом Божьим из иудеев. Вместо всего этого необходимо говорить о кресте Господнем, соделавшем избранных иудеев и язычников одной Церковью и примирившем их с Собой.
Подводя итоги можно сказать, что Новозаветное Богословие совсем не богословие замещения, согласно которому Бог заменил истинный народ Божий другим народом. Правда, Новозаветное Богословие можно назвать богословием замещения в том смысле, что центр Божьего внимания переместился с одного конкретного народа (Израиля) на спасение истинного народа Божия, состоящего как из иудеев, так и из язычников.
Ниже приводятся ответы на некоторые возражения, услышанные мною на первую редакцию этой статьи. Мною было получено большое количество полезных рецензий, что и помогло мне в конечном итоге усовершенствовать данную статью.
Возражение: Статья не затрагивает того факта, что Бог не изгнал Израиль из земли обетованной, хотя Второзаконие 28:63 предупреждает об этом. Он не погубил их в пустыне, как это произошло с поколением исхода. Таким образом, Израиль не может называться неверующей нацией, а всего лишь народом, ведущим борьбу с грехом. Параллели этому не трудно найти в христианской жизни. Павел предостерегает против любостяжения, которое есть идолопоклонство (Колоссянам 3:5). Именно христианам звучит предостережение избегать идолопоклонства (1 Коринфянам 10:14; Деяния 15:20,29; 21:25; 1 Иоанна 5:21). Павел увещевает христиан вступать в брак в Господе (1 Коринфянам 7:39; 2 Коринфянам 6:14). Печальный факт заключается в том, что христиане проявляют любостяжание и другие формы идолопоклонства, и часто женятся на нехристианах. Все это, тем не менее, не делает их неверующими.
Ответ: Это возражение я слышу раз за разом из уст приверженцев Богословия Завета. Однако давайте остановимся и поразмыслим над всем этим. Только лишь потому, что Бог не произвел Свой сокрушающий суд над Израилем, ожидая многие годы, еще не означает, что он, Израиль, был верующим народом. Мы не заключаем то же самое о людях, живущих в грехе и не испытывающих на себе всю полноту божественного суда. Подобного рода рассуждения выхолащивают само понятие верующего человека. Так как Богословие Завета считает Израиль Церковью Нового Завета, существует тенденция рассматривать Церковь и христианскую жизнь в Новом Завете идентичной израильскому обществу. Такой взгляд на Израиль и Церковь приносит с собой через заднюю дверь понятие о “плотском христианине”, которого придерживается, например, крайний диспенсационализм.
Давайте постараемся увидеть грех Израиля четче, рассматривая их поведение сквозь призму современности. Что бы вы подумали, если бы я женился на неверующей, а затем пошел в мечеть и поклонялся там Аллаху, да еще детей бы воспитал в таком же духе? Считали бы вы меня всего лишь верующим, ведущим борьбу с грехом? Конечно же нет! Надеюсь, вы посчитали бы меня не знающим Иисуса и посему нуждающимся в Евангелии! Не просто грехи народа мы видим перед собой, но скорее нехватку истинного покаяния. Я полагаю, что если честно прочитать книгу Судей, то можно увидеть одну явную истину — народ Израиля в тот период никогда не обладал духом истинного покаяния. Бог иногда делал их жизнь такой несчастной, что весь народ начинал вопиять об избавлении. Правда, вскоре после избавления они снова возвращались к прежнему беззаконию. Именно о таком покаянии, ведущем к погибели, говорил Апостол Павел в 2 Коринфянам 7:10.
Это правда, что нам заповедано в Новом Завете держаться подальше от греха. Правда и то, что христиане иногда впадают в грех. Однако сравнивать события книги Судей с опытом христианской борьбы с грехом — это то же самое что сравнивать ночь со днем. Я приведу еще один сценарий, который сможет проявить нашу основную тему еще больше. Когда у меня появляется возможность проезжать мимо богатого района, и мимо моего взора проплывают красивые дома, дорогие машины и симпатичные женщины, то у меня появляется сильное желание иметь всю эту роскошь. Это весьма серьезный грех, и я не осмеливаюсь относиться к нему легковесно. Поступая подобным образом, я впадаю в идолопоклонство. В ответ на это я обязан покаяться и оставить совершенный мною грех. Он не должен стать частью моего образа жизни. Тем не менее, такое поведение отличается от буквального идолопоклонства, участия в развратных действиях, сопровождавших поклонение иным богам, смешанных браков с язычниками и воспитания детей в духе идолопоклонства.
Возражение: Давайте остановимся на минуту и обратим внимание на примеры верующих Ветхого Завета. Возьмем, к примеру, Гидеона, который упорно продолжал искушать Господа (Судьи 6:17, 36-40), который боялся публично обличить идолопоклонников (Судьи 6:27), который придумал такое суровое наказание для своих соотечественников (Судей 8:7), и который способствовал идолопоклонству в своем родном городе (Судей 8:27). Вспомним так же Варака, который отказывался сражаться, если с ним не будет женщины (Судей 4:8). Вспомним Самсона, который увлекся филистимлянкой и сделал ее своей женой (Судей 14:1-3), нарушил обет назарейства (Судей 14:8-9), связался с блудницами (Судей 16:1), и дошел до того, что Господь оставил его из-за непослушания (Судей 16:20). Вспомним Иеффая, который дал поспешно обет и принес в жертву человека, как это делали аммонитяне — читай Судей 1:30-31, и этим человеком оказалась его собственная дочь (стих 39). Если мы оценим этих людей, используя наши стандарты, то окажется, что все они — неверующие идолопоклонники. Однако эти персонажи приводятся в послании к Евреям в качестве примеров христианской веры, которым христиане-евреи должны были подражать во времена испытаний (Евреям 1:32-40). Следует избегать стремления привести жизни христиан и иудеев к стандартам совершенства.
Ответ: Все эти примеры звучат довольно убедительно. Позвольте ответить на них в два приема. Во-первых, в послании к Евреям 11 нигде не говориться об Израиле как о целом народе. Автор послания выбирает группу отдельных личностей и называет их или их конкретные действия примером веры. В данной статье я описываю жизнь Израиля как целой нации на протяжении нескольких поколений. Я не пытаюсь доказать, что в Израиле в Ветхом Завете никогда не было верующих. Я всего лишь пытаюсь доказать, что Израиль как единая нация всегда характеризуется в качестве неверующего народа. В Израиле всегда находился верный остаток. Писание же ставит ударение на неверие основного большинства израильтян во все времена библейской истории. К тому же, если человек упоминается в Евреям 11, то это еще не означает, что он обязательно верующий. Обратите внимание на 11:29, где сказано, что “верою перешли они Чермное море, как по суше, на что покусившись, Египтяне потонули”. Из этого как бы можно сделать вывод: израильтяне были верующими, а египтяне — неверующими. Правда, мы уже пришли ранее к выводу о неверии израильтян времен Исхода, на что и указывает нам само Писание.
Во-вторых, пытаться приписать мне учение о нравственном совершенстве значит полностью упустить из вида суть моих доводов. Я не утверждал, что так как некоторые израильтяне согрешили, то они уже не могут называться верующими. Я всего лишь утверждал, что каждый человек, искупленный Христом, будет вести жизнь, которая характеризуется любовью к Богу, а не любовью к греху. Это правда, что истинные верующие иногда совершают тяжкие грехи и затем каются. Сам Давид совершил прелюбодеяние и убийство. Писание как раз и говорит нам об этом, но Давид явно покаялся в своих грехах, и грехи его не были образом его жизни. Грехи Давида скорее были исключением, чем правилом. Однако что до большинства израильтян, то как говорит Писание, на протяжении всей их истории они показали себя неверными, не способными к раскаянию и склонными к злу и “мирской печали” (1Кор. 7:10).
Возражение: Вы отметили, что Бог в конце излил Свой гнев на Свой народ, изгнав его сначала в Ассирию, а затем в Вавилон. Однако тот факт, что Бог ожидал так долго перед тем как привести в исполнение Своей приговор, свидетельствует о том, что перед моментом пленения Израиль был не таким, каким он был до этого. Бог наказал Израиль за нарушение условий завета тогда, когда эти нарушения имели место. Таким образом, Бог не наказывал народ, когда этого делать не предусматривали условия завета.
Ответ: Я бы предпочел сказать, что Бог проявил Свою милость, не наказывая сразу, и что Израиль со временем становился все хуже и хуже. Подобным же образом, Бог был милостив и по отношению к Содому и Гоморре. Но можно ли сделать вывод о существовании веры у жителей Содома, пока Бог не произвел Свой суд? Конечно же нет. Просто их грех еще не достигли той степени, в которой Богу нужно было вмешаться и явить Свою славу, излив Свой гнев на беззаконников. Господь проявил то же самое терпение и к нечестивым аморреям. В Бытие 15:16 Он говорит Аврааму, что через четыре поколения Израиль сокрушит аморреев. Причиной такого ожидания была не их вера, а то, что “мера беззаконий аморреев доселе еще не наполнилась”.
Возражение: Согласно 4 Царств 21:10-15, Израиль всегда творил зло пред очами Господа, как и христиане, и что они всегда провоцировали Его на гнев, как и христиане, могущие угашать Духа (Ефесянам 4:30) и, таким образом, навлекать на себя обличение и наказание от Бога (Евреям 12:5,6). И, тем не менее, израильтяне не были отступниками, пока не пришло время и Бог не наказал их именно за это, осудив не пленение в 711 и 586 годах до н. э. На самом деле, ссылка в Послании к Евреям 12:5,6 инструктивна, так как автор всего лишь цитирует Притчи 3:11, 12, таким образом, явно связывая наказание от Господа, полученное Его народом в Ветхом Завете, с тем дисциплинирующим наказанием, которого могут ожидать христиане в Новом.
Ответ: Здесь, кажется, делается попытка сделать Церковь продолжением Израиля, причем израильтяне здесь — это то же, что и большинство христиан. Утверждать подобное равносильно утверждению о том, что христиане всегда делали злое пред очами Господа, и что Он пылает гневом против нас довольно часто. Можно ли теперь всё сказанное выше назвать точным описанием христиан эры Нового Завета? Было ли наказание, понесенное Израилем, проявлением Отцовской любви, как об этом сказано в Послании к Евреям 12? Или же мы смешиваем желаемое с действительным, пытаясь сравнить праведный Божий суд над непокорным Израилем с наказанием любящего Отца, насылаемого на Его детей? Высказанное выше возражение просто подразумевает, что Бог наказывает христиан за их грехи. И если Бог действительно наказывает христиан за их грехи, то и Христос на самом деле не заплатил за наши грехи!
Оценка 4 Царств 21:10-15 показывает нам, почему Бог собирается проклясть (не по отцовски наказать) Израиль, насылая на него вавилонян. Заметьте, этот отрывок не говорит, что, мол, вы были так уж и плохи, но теперь вот совсем уж распустились, что было бы верным, если бы утверждение “израильтяне не были отступниками, пока не пришло время и Бог не наказал их именно за это, осудив не пленение в 711 и 586 годах до н. э. “ было действительным. Вместо этого данный отрывок Писания говорит, что Израиль всегда поступал одинаково, проявляя отступничество и много греша. Бог просто решил в определенный момент времени посетить его Своим судом. Я полагаю, что 4 Царств 21:10-15 отвечает вполне исчерпывающе на высказанное возражение и показывает Израиль в большинстве своем неверующей нацией.
Возражение: Вы ссылаетесь на время Ездры и Неемии как на время неверия Израиля. Но тот факт, что они были возвращены назад в свою землю, говорит об их истинном покаянии и обращении к Господу всем своим сердцем и душою, как это было поставлено им в условие возвращения Второзаконием 30:1-6. Также в Неемии 13:23-27 ведется речь о некоторых иудеях, которые женились на язычницах. Однако и здесь мы не можем заключить, что они были неверующими, если только мы не утверждаем, что всякий христианин, женящийся на неверующей партии — ipso facto неверующий.
Ответ: Возвращение в землю обетованную еще не доказывает наличие покаяния и веры. Народ времени Иисуса Навина вошел во владение землей, но, как я ранее аргументировал в данной статье, не получил покоя в спасении, согласно Евреям 4: 8-11. Второзаконие 30:1-6 говорит, что возвращение в землю обетования произойдет только в случае обрезанного сердца у Израиля. Однако это не то, о чем мы читаем на страницах книг Ездры, Неемии и Малахии. Лучше всего понимать Второзаконие 30, говорящее о восстановлении владения землей и обрезании сердца, как ссылку на духовное исполнение этих строк в виде Небесной Родины и духовного спасения, что мы и видим в Послании к Евреям 4:8-11. И, конечно же, женитьба на неверующих не делает кого-либо ipso facto неверующим, хотя и является проявлением непокорности Господу, как это было в случае с Израилем (Малахия 3:7), а служит показателем отсутствия у таковых веры.
Я хочу предложить вашему вниманию толкование Послания к Римлянам 11, которое, как мне кажется, вытекает из Новозаветного Богословия. Римлянам 11 - очень сложное место Писания. Сложные места Писания порождают различные толкования в зависимости от герменевтических принципов человека и его понимания узкого и широкого контекста. Разбирая данный отрывок Писания, я пришел к определенным выводам, основывающимся на моем общем понимании того, как отдельные отрывки Писания составляют единое целое.
Я поделюсь с вами моими выводами заранее, чтобы вы могли с большей легкостью разобраться в ходе моей мысли. Надеюсь, вы только что закончили читать мою статью “Израиль: нация неверующих”. В ней я привел доказательства, что образ Израиля оставался неизменным на протяжении всей библейской истории, то есть: Израиль всегда был народом неверующих. Данный образ израильского народа достиг своего апогея в Евангелиях и книге Деяний Апостолов, так что начинает казаться, будто Бог отвернулся от Израиля навеки и теперь начал спасение только язычников. Все это фундаментально в моем понимании Послания к Римлянам 11. На сем фундаменте я и буду развивать идею, согласно которой Павел пытается напомнить верующим из язычников в Риме, что Бог будет спасать только тех иудеев, которые покаются и поверят в Евангелие.
Верующие из язычников в Риме начали превозносить себя. Они стали полагать, что теперь именно они – избранный народ Божий, и что Бог навсегда и бесповоротно покончил Свои дела с иудеями. Основная мысль апостола Павла в Послании к Римлянам 11 довольна проста: Бог все еще спасает иудеев, и будет продолжать спасать во всем времени Нового Завета. В свете вышесказанного, давайте обратим наше внимание на то, что говорит Писание и проследим за развитием учения Павла по этому вопросу.
Основная тема Послания к Римлянам 9 - 10
Павел много полезного сообщает нам в Послании к Римлянам 9-10. Не удивительно, что мысли Павла в этих главах крайне важны для нашего понимания одиннадцатой главы.
В первых девяти главах Павел высказывает три основных мысли:
1. Бог всегда спасал только остаток Израиля
2. Бог имеет право миловать или карать кого Он пожелает
3. На протяжении своей истории, Израиль часто проявлял непокорность.
Я хочу проследить за развитием этих трех мыслей, высказанных в главах 9 и 10, чтобы снабдить нас правильным их пониманием перед тем, как мы приступим непосредственно к изучению Римлянам 11.
В Послании к Римлянам 9, после того как Павел перечислил все удивительные привилегии, дарованные Богом Израилю в течение столетий, наступает время переосмыслить некоторые факты. Почему, несмотря на многочисленные привилегии и обетования, народ Израиля так упорно отвергает великий дар спасения, описанный Павлом в Послании к Римлянам 8? Напрашиваются два ответа на этот вопрос. Или Бог отменил Свои обетования, или же Он оказался неспособным справиться с непокорностью Израиля.
Павел сообщает нам о необходимости оставить всякие представление об Израиле как истинном народе Божьем. На самом деле, только часть Израиля была верующей:
“Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля”. (Римлянам 9:6)
Павел стремится показать, что Божьи обетования Израилю непреложны, и для этого он пускается в тщательные объяснения для того, чтобы эти обетования были правильно поняты. Земному израильскому народу не было обещано вечного спасения. Павел показывает истинность этого заявления на примере единоличного божественного избрания отдельных детей Авраама и Исаака:
”…И не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сары будет сын. И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел”. (Римлянам 9:7-13)
В отличии от Исаака и Измаила, которые были детьми Авраама от двух разных женщин, Иаков и Исав не только родились от одной матери, но и были к тому же двойняшками! Однако Бог решил излить Свою спасающую любовь на Иакова, а не на Исава. Обетование Бога о спасении, данное потомкам Авраама, не потерпело неудачу. Однако несмотря на это Исав, будучи явным потомком Авраама, не получил спасения. Выходит небольшая богословская проблема, и Павел подходит к ее решению двояко: во-первых, так как Бог – Творец всего, то Он имеет право миловать или нет, кого Он захочет (14-21), во-вторых, Бог всегда обещал спасти только остаток потомков Авраама по плоти, и Он продолжит поступать именно так:
“А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется; ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле. И, как предсказал Исаия: если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы, как Содом, и были бы подобны Гоморре”. (Римлянам 9:27-29)
В конце Послания к Римлянам 9 и во всей десятой главе утверждается, что Бог даровал веру язычникам, в то время как иудеи, имевшие все необходимое для спасения, не были способны найти Бога:
”Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения”. (Римлянам 9:30-32)
Цитируя пророка Исаию, Павел показывает, что язычники откликнулись на призыв Божий, в то время как иудеи оказались непокорными:
”А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне. Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному”. (Римлянам 10:20-21)
Таким образом, Павел провозгласил истину, заключенную в следующих пунктах:
1. Бог всегда спасал только остаток Израиля
2. Бог имеет право проявлять милость и наказывать, кого Он пожелает
3. Израиль всегда восставал против Бога на протяжении всей своей истории
Теперь Павел приступает к размышлению о судьбах Израиля, основываясь на выше названных утверждениях.
Римлянам 11: О каком времени пишет апостол Павел?
Перед тем, как рассмотреть все подробности доводов апостола Павла в Послании к Римлянам 11, становится необходимым установить тот период времени, о котором пишет автор. Большинство комментариев придерживаются того взгляда, что Павел строит аргументацию о спасении народа Израиля, которая и достигает кульминации в стихах 25 и 26, с заявлением, что в отдаленном будущем весь или большая часть Израиля будет спасена. Однако создается впечатление тождественности происходящего в отрывке времени апостола Павла. Я не верю тому, что Римлянам 11 содержит пророчество о событиях в конце времен.
Свидетельства главы показывают, что Павел был озабочен настоящим, а не будущим:
·
В Послании к Римлянам 11 ответ Павла на вопрос о том, отверг ли Бог Свой народ, касается сотериологических событий первого века, а не отдаленного будущего.·
В стихе 5 Павел отвечает на вопрос о Божьем отвержения Израиля ссылкой на современную ситуацию: “Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток”.·
В стихах 13 и 14 Павел пишет о своей надежде при помощи проповеди Евангелия среди язычников возбудить ревность у иудеев к язычникам, получившим доступ к спасению: “Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?”·
Павел видит особый замысел в деяниях Божьих: Бог определил падение Израиля, что привело к спасению для язычников. Данный факт возбуждает зависть у иудеев, что и приводит в конечном итоге к спасению некоторых из них. Стихи 30 и 31 сообщают нам, что спасение язычников, которое приводит к зависти со стороны иудеев, которое затем приводит к спасению иудеев, имеет место в дни апостола: “Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.”
Отверг ли Бог народ Свой? Нет! Помните об остатке
Павел никогда не меняет основной тематики своих рассуждений на протяжении глав с девятой по одиннадцатую. Апостол неизменен в своем анализе вопроса “Отверг ли Бог Свой народ?” И всегда звучит постоянный ответ: ”Нет”. Бог всегда спасал остаток Израиля, и Он продолжит это делать. В первом стихе одиннадцатой главы Павел задает читателям вопрос, который остается центральным во всей главе: “Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой?”
Теперь существуют два варианта значения вопроса, поставленного апостолом Павлом.
1. Павел мог спрашивать нечто следующее: ”Отверг ли Бог Израиль как Свой народ вмести с их спасением (всего народа) в будущем?”
2. Второй возможный вариант вопроса мог звучать так: ”Отверг ли Бог Израиль полностью и окончательно, так чтобы больше ни один иудей уже не спасся?”
Павел ясно дает понять, что правильная постановка вопроса определенно первая, потому что в первом стихе мы читаем, что Бог в настоящее время спасает Свой остаток: ”Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.” Тот факт, что Павел, будучи иудеем, спасен, говорит нам о том, что Бог не отверг Свой народ окончательно.
Наше исследование вопроса завело нас в сторону, прямо противоположную большинству популярных толкований. Павел начинает свое рассуждение не с провозглашения спасения большинства иудеев в отдаленном будущем, а с утверждения спасения малого остатка среди иудеев, современников апостола Павла. Ход данного рассуждения продолжатся в стихе 5:
”Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток”. (Римлянам 11:2-5).
Павел задает тот же самый вопрос и дает на него тот же самый ответ в стихе 7: “Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились”. Первоначально кажется, что, так как Израиль отверг Евангелие, то никто из иудеев не достиг спасения. Однако Павел в седьмом стихе заверяет нас в существовании избранных и среди Израиля, как мы в этом сами можем убедиться на примере стихов 1, 4, и 5.
Разбирая сложный язык
Большинство комментаторов полагают, что апостол Павел меняет тему с одиннадцатого стиха. Дуглас Му разделяет отрывок на два раздела: ”Отвержение Израиля не полное (11:1-10) и не окончательное (11:1-32).” Согласно толкованию Дугласа Му, стихи с первого по десятый говорят об остатке, как это было уже сказано, правда, Му считает, что стихи с одиннадцатого по тридцать второй ведут речь о будущем израильской нации. Тем не менее, стих 11 не дает нам права утверждать, что Павел сменил здесь свою тему: ”Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.”
Я уже довел до нашего сведения, что ревность со стороны Израиля имела место во времена апостола Павла. Вопрос стиха 11 остается таким же, что и вопрос стиха 1. Это понятно. Трудность в моем рассуждении начинается в следующем после одиннадцатого стихе. Двенадцатый стих привносит язык, который при первом прочтении, как нам кажется, отдает эсхатологическими нотками и говорит о будущем спасении Израиля: “Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.” Этот язык находит продолжение в стихе 15: “Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?”
Я уже ознакомил вас с главной мыслью апостола Павла, которая становиться, как я полагаю, частью красноречивого полета мысли автора в этом отрывке: Бог предвидел и использовал падение Израиля, которое привело и продолжает приводить язычников к спасению. Все это в свою очередь возбуждает ревность в иудеях, которая и ведет некоторых из них к спасению (падение – спасение – ревность – спасение).
Некоторые фрагменты сложного языка стихов 12 и 15 можно объяснить другими стихами, которые выражают ту же самую истину, но только более понятным языком.
11 - но от их падения… Спасение язычникам… Чтобы возбудить в них ревность
12 - если же падение их… Богатство язычникам… То тем более полнота их
12 - и оскудение их… Богатство язычникам…
13 - Вам говорю, язычникам: как Апостол язычников, я прославляю служение мое
14 - не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти… И не спасу ли некоторых из них?
15 - ибо, если отвержение их… Примирение мира… То что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
25 - ожесточение произошло в Израиле отчасти… До времени, пока войдет полное число язычников И так весь Израиль спасется, как написано…
30 - по непослушанию их… Как и вы, некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы…
31 - так и они теперь непослушны… Для помилования вас… Чтобы и сами они были помилованы
Некоторые из наиболее сложных для моего понимания мест одиннадцатой главы Послания к Римлянам подпадают под категорию спасения для иудеев. Однако обратите внимание на параллели между понятиями “полнота”, ”их принятие”, ”весь Израиль спасется” и ”спасти некоторых из них” и “чтобы и сами они были помилованы”.
Я вполне признаю вероятность указаний Апостола Павла именно на будущее полное спасение израильской нации. Однако слова об остатке и спасении некоторых тоже довольно убедительно звучат. Правда, сама идея полного спасения израильского народа в будущем не поддерживается широким контекстом.
Высокомерие язычников посрамлено
Нам необходимо постараться походить в сандалиях, а возможно и в тогах римских христиан из язычников, к которым Павел обращается в своем послании. Христиане из язычников не испытали от иудеев ничего, кроме поношений. Кажется, что иудеи постоянно преследовали их. Помните - все они читали (или слышали) историю о том, как Иисус и Павел перешли от иудеев к язычникам с проповедью Евангелия. Они, верующие из язычников, начали верить в то, что теперь они - истинные дети Божьи, и что иудеи уже не являются объектом спасения в Его плане. Павел в ответ обличает тех язычников, которые уже успели “списать” иудеев:
”Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться". Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине”. (Римлянам 11:17-24)
Заметьте, центр тяжести авторской аргументации лежит не в популярном мнении об обращении Израиля в отдаленном будущем. Напротив, апостол Павел, кажется, говорит нам нечто следующее: “Вы думаете, что Израиль полностью отвержен, а вы, язычники, заняли их место? Так вот, вы ошибаетесь. Более естественным является спасение иудеев, а не язычников”.
“До времени” (achris hou) с стихе 25
Фраза “до времени” в стихе 25 создает значительную смысловую путаницу. Вот этот стих:
”Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников”.
Многие предполагают, что этот стих означает частичное ожесточение Израиля до времени, когда последний язычник будет спасен. В это момент времени частичное ожесточение прекратится, и весь Израиль покается и поверит. Контекстуально данное толкование содержит брешь, так как преподносит совершенно новый и чуждый аргумент в дискуссию. Это толкование упускает из виду один вариант перевода с древнегреческого фразы “achris hou”. Данная фраза означает, что действие происходит до тех пор, пока не достигнута определенная цель. Эта цель не определяет характер событий после прекращения обозначенного действия. Последующие обстоятельства могут быть установлены только из контекста.
Деяния 24:4: “Я даже до (achris hou) смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин”. Обратите внимание, эта фраза указывает на цель гонений, которая есть смерть христиан, а не на характер событий после их смерти.
Евреям 4:12: “Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до (achris hou) разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные”. И опять акцент ставится не на происходящее после разделения души и духа, а на само разделение, на исполнение действия.
1 Коринфянам 11:26: “Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе (achris hou) Он придет”. Смысл слова “доколе” в этом стихе заключается в провозглашении смерти Господа посредством участия в Его вечере до определенной цели, то есть второго пришествия. Слово “доколе” ничего не сообщает нам о событиях, следующих за пришествием Господа.
Итак, в Послании к Римлянам 11:25 исследуемая нами фраза не относится к состоянию событий после достижения цели:
“Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников”.
То, что произойдет после того, как войдет полное число язычников (цель отрывка), не указывается в этом тексте. Однако мы знаем из контекста предшествующих стихов, что Израиль испытывает частичное ожесточение для того, чтобы существовал небольшой остаток израильтян, призванный Богом. В Израиле существует большинство неверующих иудеев и небольшое количество верующих иудеев, и это будет до тех пор, пока не войдет полное число язычников.
Распространенный взгляд на толкование этого отрывка говорит нам нечто следующее: “Следующий стих сообщает нам, что на самом деле произойдет после достижения цели, то есть вхождения полного числа язычников. А произойдет спасение целого народа Израиля”. Не стоит, однако, спешить с выводами. Установив значение фразы “до времени”, которая не указывает на то, что произойдет после вхождения полного числа язычников, давайте посмотрим, что нам говорит стих 26.
“Итак (kai houtos) весь Израиль спасется”
Древнегреческая фраза kai houtos часто неправильно читается как “и затем…”, что сообщает этой фразе смысловую нагрузку последовательности событий во времени. Однако из 205 примеров употребления этой фразы в Новом Завете ни разу мы не встречаем ее с таким вот хронологическим смыслом. Намного точнее будет понимать ее как “и таким образом” или ”и таким способом”. Такие варианты перевода как раз вписываются в контекст. Павел подчеркивает то, каким удивительным способом Бог решил спасти всех избранных евреев. Более того, тот удивительный способ, коим Бог спасает избранных иудеев, является откровением тайны в Его премудром плане. Акцент двадцать шестого стиха ставиться не на количество спасаемых иудеев, а на способ спасения. Падение Израиля ведет к спасению язычников. И это само по себе удивительно. Но что еще более удивительно, так это то, что спасение язычников вызывает у иудеев ревность, которая и приводит их к спасению!
Итак, значение Послания к Римлянам 11:26 не заключается в утверждении спасения всех этнических иудеев без исключения, живущих во время прихода последнего избранного язычника к вере. Лучше всего толковать стих 26 в составе общего формата рассуждений апостола Павла, то есть, что Бог не покинул иудеев окончательно, но из их среды принял уверовавших. Данная новость была шокирующей для язычников. Они слышали об обличении иудеев апостолом Павлом и Самим Иисусом из-за их неверия и преследования Церкви. Как мы уже убедились, Павел прибавил к своей аргументации нечто большее, чем просто сухие факты. Он приоткрывает завесу тайны над премудрым замыслом Самого Бога! Бог не только использовал падение Израиля для того, чтобы принести спасение язычникам, но и использовал спасение язычников для того, чтобы возбудить ревность и привести уверовавших из Израиля к спасению. Все это будет продолжаться до тех пор, пока полное количество язычников не придет к вере.
Что означает фраза “весь Израиль”?
Существует 5 вариантов ответа:
1. Все физические потомки Авраама. Этот вариант отвергнут в Послании к Римлянам 9:6.
2. Все физические потомки Авраама, живущие на момент особого внимания Бога к иудеям. Этот вариант, как и вариант 3, представляет собой вариацию самого популярного толкования рассматриваемой нами фразы, против которого я выступал на протяжении этой статьи как не имеющего достаточной поддержки из контекста. Эти схожие подходы к толкованию упускают из вида тот акцент, который Павел ставит на современный ему характер текста и упоминание остатка Израиля.
3. Большинство иудеев, живущих во время особого спасающего действия Бога. В добавлении к высказанным мыслям в предыдущем пункте касательно данного варианта, появляется необходимость объяснить, каким это образом “все” стало означать “большинство”.
4. Все уверовавшие в составе народа Израиля. Я считаю, что этот взгляд наиболее предподчителен, имея в виду неоднократное разграничение между Израилем и язычниками в Римлянам 9-11 и ударение на избранный остаток. Это толкование утверждает, что “все” означает “каждый уверовавший из Израиля”.
5. Иудеи и язычники, вместе составляющие Церковь Христову, Израиль Божий. Ли Айронс написал великолепную работу в пользу этого взгляда, озаглавленную “Будущее Израиля в богословии Павла: толкование Римлянам 11 без Тысячелетнего Царства”. По-правде говоря, сложно обойти постоянное подчеркивание в Послании к Римлянам 9-11 различий между язычниками и этническим Израилем. Я бы воспринял аргумент Айронса, если бы не стихи, следующие сразу же за стихом 26, которые раз и навсегда проводят черту между этими двумя группами:
“В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы”. (Римлянам 11:28-31).
Заключение
Если бы мой богословский метод дознания истины заключался в цитировании мнений авторитетов, которые высказывались на эту тему Писания, то я бы поверил в то, что Послание к Римлянам 11 учит нас искуплению всего Израиля после того, как все избранные из язычников получат спасение. Некоторыми из авторитетов, которых я имел в виду, были Джонатан Эдвардс, Чарльз Ходж, Герман Ридербос, Джордж Ладд, Герхардус Вос, Джон Пайпер, Уэйн Грудем, Джон Мюррей. Это список можно было продолжить. Каждый из этих больших богословов намного превосходят меня в знании Библии, личных способностях и трудолюбии. Однако, ознакомившись с их пониманием данного вопроса, я пришел к выводу, что все они ошибались. Я знаю, что мое заявление звучит слишком дерзко, хотя, изучая их толкование Писания и сравнивая его с моим пониманием Писания, я не могу сказать, что их мнение оказалось для меня достаточно убедительным. Я не считаю, что Римлянам 11 учит нас существованию обетования спасения всего этнического Израиля в будущем. Гарантированным является лишь доступность спасения для всех тех иудеев, которые покаются и поверят. Я понимаю, что данное толкование Римлянам 11 расходится во мнении с толкованием большинства богословов. Но наше богословие должно основываться не на мнении авторитетов, а на изучении Писания и тщательном анализе человеческих толкований в разрезе Слова Божьего.
Английский вариант статьи опубликован на сайте In-Depth Studies
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки