А
. И. Коломийцев МУЖ В СВЕТЕ БИБЛИИПо отношению к мужу, как творению Бога, имеется определенный замысел у Творца.
После определенного творческого этапа, о котором нам повествует Библия, Бог сотворил человека. Вот как это звучит:" И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил их."
При вдумчивом чтении первой и второй главы Библии мы видим, что сотворением человека как бы замкнулась цепь творческого процесса. Завершён определенный цикл Его творения. Это видно из текстов Его слова "... Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал." Быт. 2:1-2.
В великом созвучии с этими словами, как бы в подтверждение всей целесообразности Его творения, как радостная песнь, раздаются слова: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма..." Быт. 1:31.
27 ст. 1 гл. Быт. содержит в себе нечто удивительное: "... сотворил его; мужчину и женщину сотворил их." - это звучит и мыслится, как нечто единое, слитое, неразрывное, составляющее полноту человека, два - одно.
2 гл. 7 и 22 ст. описывают процесс творения человека. Между 7. и 22 ст. мыслится огромный промежуток времени. Адам не знал, что его подобие сокрыто в нем. Но прежде, чем ее извлечь из него, Бог наперед накладывает на Адама ответственность, выраженную в заповеди: Быт. 2:16-17:"И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него,смертию умрёшь." Это ответственность Адама не только за свою жизнь, но и за жизнь той, которая будет приведена к нему, ответственность за будущее поколение.
Библия повествует об удивительном порядке сотворения семьи: вначале Он сотворил небо и землю, сотворил и разлил свет, посредством света определил день и ночь, определился вечер и утро. Отделил воду, которая под твердью от воды, которая над твердью, твердь Бог назвал небом. Бог освобождает сушу от воды.
Бог словом Своим произрастил зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод... Он создает светила, упорядочевает времена года, Он творит животный мир, мир рыб и птиц.
Это похоже на устройство жилища, весьма красивого, ценного, уютного, чудного и совершенного в своем роде, в котором все предусмотренно. Это, поистине, резиденция царя. И, наконец, решением Бога звучат слова: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему." Для какой цели? " И да владычествуют они..." Быт. 1:26. Это, воистину, венец творения - царственная личность, обладающая разумом, любовью и волей ...
Как же это произошло?" И создал Господь Бог человека из праха земного, - человека из праха земного? Это того, кто должен владычествовать над всей землею, над всем творением земли?.. Да, именно того, - и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою." Человек - из праха земного, он должен понимать и осмысливать весь материальный мир;" вдунул дыхание жизни", - он должен правильно воспринимать весь духовный мир и познавать Того, Кто сотворил его.
Человек - это сложное и величественное творение, носящее образ и подобие Творца (Бога).
Бог сотворил человека, краеугольный камень семьи, на нем и чрез него строится семья, которая является прообразом строительства Церкви на Христе. Итак, Адам сотворен, когда Евы, как отдельной личности, еще не было; Бог, облекая его ответственностью, определил его быть главою семьи...
Перед Адамом стояла задача:"...плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте..." Быт. 1:28. 7 текст 2 главы показывает, что Адам, помещенный в раю, был одиноким, и это одиночество он обнаружил при выполнении определенной задачи, поставленной перед ним Богом: ему нужно было наречь имена всем животным; вот здесь он обнаружил, что для него нет помощника, подобного ему. Среди множества живых существ, которые, словно для выбора, проходили пред Адамом, для него не нашлось помощника такого, кому он мог бы излить всю глубину своей души, всю полноту своих чувств, который мог бы созерцать всю высоту его духа. Быт. 2:20. Для него не нашлось личности, с которой он мог бы слиться, которая могла бы воспринять его духовный мир, с которой он мог бы разделить все радости и восторг своей души при виде столь прекрасно устроенной вселенной...
Из выше изложенного для нас становится очевидной нужда Адама в существе, жизнь которого в плотноте отражала бы его жизнь, так как ни одна из всех тварей не могла удовлетворить высоко организованного Адама.
Итак, по своему внутреннему и физическому состоянию Адам одинок. В его одиночестве приходит на помощь Бог со словами, которые звучат, как бы для завершения еще не оконченной работы в жизни Адама, создания гармонии. Прежде, чем Адам нарек имена всему творению, прежде, чем он заметил, что для него нет помощника, Господь Бог произнес: "Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему." Быт. 2:18. - Он уже готовил для Адама радость, Он уже начертал план прихода Евы в мир, ее цель и назначение...
Если Адам поражает нас своим величеством, то не меньше нас поражает величество Евы, поскольку сотворена она по замыслу Того же Художника. Прежде всего, для нас открывается то, что она сотворена из самого Адама, как бы отделена от него. Ева сотворена свободной, ибо взята от свободного мужа, а поэтому и она обладает свободной волей, чтобы соответствовать ему.
В ней заложены те же качества, что и в нем. Не для того она сотворена, чтобы над нею господствовали, не для скорбей и болезней, да и сам Адам не нуждался в том, чтобы ему господствовать над Евой. Он нуждался в помощнике, с которым мог бы разделить всю свою власть, которую дал ему Бог. Он нуждался в друге и искал этой дружбы с таким существом, которое соответствовало бы ему.
И Господь дал ему помощника, воистину, соответственного ему.
Бог предназначил эту чету не только для управления и охраны сада, здесь еще сокрыта великая тайна...
... Пред нами величественная картина: Адам и та, которую он так пристально и усердно искал среди животного мира, и вот, теперь она пред ним, извлечена из него самого, кость его и плоть его, прекрасное изваяние Творца.
"... и привел Господь ее к человеку...", - да, Господь ее привел, она предстала взору Адама, прекрасная и величественная, нежная и кроткая, весь ее вид говорил Адаму, что это та, которой ему недоставало, без нее он не сможет выполнить своей задачи, осуществить Божий замысел в создании семьи. Она всем своим существом говорила Адаму, что она готова слиться с ним навсегда... При виде её Адам торжественно провозглашает: "...вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа."
Адам нарек имена всем животным, всей твари на земле и, в завершение всего, он нарекает ей имя, самое дорогое имя, которое вобрало в себя саму сущность той, которую Бог привел к нему, имя, которое дает ему право на размножение и наполнение земли человеческим родом, - Жена.
Необходимо подчеркнуть, что "... ответственность за почитание своих родителей, представленная в Исх. 20:12, не останавливает процесс ухода от них и соединения мужа с женою." Быт. 2:24. Несмотря на ответственность за родителей и попечение о них, он оставляет их и прилепляется к жене, перенося всю силу любви и попечения на неё, не забывая должного по отношению к отцу и матери.
Этот текст также говорит об активном действии мужчины: он - оставит, он -прилепится, и, после этого, они сливаются в одну неразрывную плоть. Это единение особым образом отражено в их детях, именно в детях невозможно отделить его от нее (одна плоть).
Ответственность за соединение возложена на мужа.
Ап. Павел в Послании к Еф. 1:21-23 раскрыл великую тайну Церкви. Эти тексты показывают, что " Бог... поставил Христа выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем." На этой же основе создается семья. Христос возлюбил Церковь, и ради Церкви Он пошёл на крест:"... предал Себя за нее..., чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна." Еф. 5:25-27. Христос работает над каждым членом Церкви, приводя его к совершенству. Бог привел Церковь ко Христу, Христос несет за Нее ответственность:"...Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание...Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною...И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них..." Иоан. 17:12, 24, 26.
Вот она - ответственность главы, вот - гармония Тела Христа.
Попечение и любовь Христа к Церкви...
В Послании к Ефесянам 5:29-33 Апостол Павел открывает удивительную аналогию отношений: мужа к жене (и его ответственность за жену) и Христа к Церкви: "Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви."
Здесь раскрывается безграничная любовь Христа.
Господь чрез Ап. Павла повелевает мужьям: " Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа."
Святость любви между верующими супругами должна быть видимым выражением любви между Христом и Его Церковью.
Слова "...а жена да боится своего мужа " не имеют в себе значения рабского страха, если бы эти слова означали страх перед строгостью и суровостью мужа, то фраза "так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя" потеряла бы свое значение и не имела бы смысла. Скорее всего, здесь подразумевается благоговейный страх, страх огорчить любовь мужа.
Создание прочной семьи - первоочередная задача мужа, избравшего путь служения Богу.
Создавать прочную семью без любви мужа к жене невозможно, любовь мужа должна быть жертвенной. Христос оставил пример такой любви: " Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее." Еф. 5:25. Ап. Павел эту же мысль повторяет, как особо важную в Посл.к Колоссянам 3:19. "Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы." Муж, повинующийся Господу, исполняясь Его Духом (Еф.5:18), способен любить свою жену той же самой любовью, которой Христос возлюбил Свою невесту, Церковь. Любовь Господа к Церкви представляет собой образец для любви мужа к жене.
Мужья должны на деле проявить четыре качества любви к своим женам.
Любовь мужа должна быть жертвенной, очищающей, заботливой и нерасторжимой.
Любовь Христа к Своей Церкви была жертвенной. Ни один человек не заслуживает спасения, прощения, очищения и участия в наследии Царства на правах его чада. Но, несмотря на это, Христос так любит Церковь, что пожертвовал Собою, чтобы она была спасена.
Муж, любящий свою жену, как Христос Церковь, отдает все, что имеет, включая и свою жизнь. Он любит свою жену не за заслуги перед ним, он любит ее, понимая, что она - плоть его и кость его. Бог повелевает мужу - христианину отказаться от своего "я", отдавая себя другим людям, особенно своей жене, как и Христос предал Себя за Церковь.
Христос любит церковь не только жервенно, но и очищает ее:"...чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна." Еф. 5: 26-27.
Муж должен подражать Христу, любить слово Божие и строить свои отношения с женой, опираясь на слово. Слово производит очищение, оно учит нас тому, что " Он... очистит нас от всякого греха" 1 Иоан 1:9. Очищение имеет целью сделать нас святыми и непорочными в Его царстве навеки и навсегда.
Так и муж работает над характером жены, любовно подчиняя ее Слову Иисуса Христа, а для этого ему самому нужно быть в слове Христа.
"Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя..." Еф. 5:28-30. Чтобы любовь мужа к своей жене была подобна любви Христа к Своему Телу, Церкви, муж проявляет о ней попечение и заботу, следит за ее благополучием не меньше, чем за своим телом. Когда она нуждается в поддержке, он поддерживает ее. Когда ей необходимо ободрение, он ободряет ее. Итак, во всех её нуждах он - всегда рядом. Это не говорит о том, что муж потакает жене, не говорит и о том, что он позволяет ей поступать своевольно, нет, он терпеливо проявляет к ней любовь и наставляет ее исполнять волю Божию, которая определила жене повиноваться мужу и честно выполнять свою обязанность в созидании дарованной Богом семьи. "...двое одна плоть" Еф. 5:31. - это свидетельствует о нерасторжимости брака, свидетельствует о том, что и он, и она вышли из опекунства родителей, в определенном смысле, они оставляют отца и мать. Он прилепляется к ней, и они становятся одной плотью, он взял ответственность за жену и детей на себя, он поистине стал главою, которая определяет и распределяет обязанности в труде по созиданию домашнего очага. Главенство заключается не в диктаторском руководстве, а в понимании и в применении установленного Богом порядка формирования и развития семьи. За порядок, обеспечение и духовный рост семьи ответственен муж.
Цитируя Быт. 2:24 в своём Послании к Ефесянам Павел подчёркивает как постоянство, так и монолитность брачного союза. Божье постановление в отношении брака не изменилось за времена от Адама до Павла, и оно остается неизменным и в наши дни.
Муж содействует развитию добродетельного характера своей жены, это качество присуще как мужу, так и жене, на основе добродетели получает развитие гостеприимство и многие другие качества жены, описанные в 31гл. Притчей Соломона. Всё это богатство добродетелей в жене муж, с любовью и бережно, помогает ей раскрыть в себе, содействует его усовершенствованию.
Бог поставил мужа главою жены для разумного и правильного, ответственного развития семьи, дабы ее послушание мужу было радостным и желанным, как послушание Церкви Христу.
"Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах" (1 Петра 3:7).
"
Милая в мире одна,
знай, что двоих не бывает.
Есть только та,
что шумит в твоем сердце,
как клён.
Eсть только та,
в чей ты ласковый голос
влюблён.
Сквозь любую метель
голос ее угадаешь.
Сколько в разлуке
не прожито дней
Мысли о ней
и песни о ней..."
Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки