Если охарактеризовать развитие современного общества одним предложением, то можно сказать: «Переход от слова к изображению». Специалисты телевидения считают, что этот переход имеет на общество большее воздействие, чем культурная и сексуальная революции, вместе взятые. Поколение, выросшее перед экраном телевизора или видеомагнитофона, страдает, с одной стороны, от избытка раздражителей, с другой – отличается низким интеллектуальным уровнем и одновременно высокой эмоциональностью. Так, одна из светских газет сетовала на то, что мы находимся на пути от «видеотизированного» общества к идиотизированному. Изображение оказывает влияние прежде всего на душу человека, вызывая эмоции. Но именно душевный человек, как сказано в 1 Кор. 2:14, не принимает того, что от Духа Божьего. Доказательства тому мы в изобилии находим в новом поколении христиан.
Наводнение раздражителями способствует тому, что различные высказывания и мнения ставятся в один ряд как равнозначные. Так, например, Роджер Шутц, основатель ордена «Тайцзэ», который особенно притягивает молодежь из христианских кругов, в конце 1996 года публично заявил в Штутгарте: «В каждом человеческом существе живет Дух Святой».1 После такого саморазоблачения следовало бы ожидать, что «Тайцзэ» для евангельских кругов – больше не тема. Любой, даже неискушенный, христианин, казалось бы, должен понимать, что это скорее Нью эйдж или мистицизм, но не евангельское учение. Но для того, чтобы прийти к такому «уничтожающему» мнению, надо нести на себе печать Слова, а не только чувства. Но так как это уже не свойственно новому поколению, то последний конгресс «Тайцзэ» получил преимущественно положительный резонанс, и именно с евангельской стороны отзывы были только благожелательные. Душевный христианин имеет для практикуемой в «Тайцзэ» мистической тишины и духовности особую настроенность.
Типичным примером такого «следования за Христом» является сообщение харизматического журнала, в котором говорится о духовном возрождении в методистских церквах. Там сказано: «Им удалось открыть танец как часть молитвы и благовествования». Такие утверждения, отражающие не что иное, как язычество, несколько лет назад вызвали бы по меньшей мере изумление. Но для христианского «видеопоколения» здесь нет проблем, его эмоциональные потребности уже давно не удовлетворяются Словом Божьим.
Ситуацию верно оценил д-р Гунтеман: «Этому поколению трезвая жизнь веры уже невыносима. Ему нужна религиозная чувственность, или чувственная религиозность». Именно это ему в наше время предлагается с избытком, ведь в конце концов никто не хочет прослыть старомодным.
В статье одного из апологетов «Евангельское движение сегодня» говорится следующее: «С сожалением приходится отметить, что понятие «евангельский», ранее означавшее верность Библии, стало расплывчатым. Cегодня, когда требуется особая сопротивляемость антихристианскому духу, немало евангельских христиан живут в ссоре друг с другом, приспосабливаются к мирскому, раболепствуют перед духом времени, чутко отзываются на него, духовно же они малодушны и слабосильны. Во многих кругах, называющих себя евангельскими, можно наблюдать:
Слава Богу, что так дело обстоит не во всех евангельских общинах. Все же позволительно задать вопрос: будут ли христиане, придерживающиеся такого обедненного, неглубокого христианства, в состоянии противостоять антихристу и его предтечам?
Еще одна примета современного общества: оно не терпит никаких размежеваний. Борьба за истину для нынешнего поколения, как сформулировал один из исследователей современных движений, больше не стоит на повестке дня. Важно лишь, чтобы человек чувствовал себя в общине «хорошо». Кредо современного христианства звучит так: любовь объединяет, учение разделяет. Как следствие – наставляющие высказывания Библии все более «разжижаются» в пользу душевного единения. Стих из Ин. 17:21: «Да будут все едино» – цитируется все чаще.
Раньше он был опознавательным знаком экуменизма. Затем его взяло на вооружение харизматическое движение. И если во время дискуссии единения на почве учения не получалось, предпринимались попытки достичь примирения этой молитвой Иисуса. Это место Библии открыли для себя и евангельские христиане. Оно сегодня становится для них программой, которую следует выполнять. Поколение неоевангельских христиан не терпит разграничений и начинает засыпать те рвы, которые, по их мнению, вырыло «упрямство» стариков.
В то время, как отцы еще благоговейно утверждают, что данное Богом единство Церкви Иисуса Христа есть невидимое единство всех возрожденных во всех видимых церквах (поэтому его не следует, да и невозможно представить организационно на земле), многие христиане наших дней настолько ослеплены вавилонским понятием единства, что настойчиво стремятся к видимому единству, даже в ущерб библейским истинам. Вместо того, чтобы достичь великого возрождения как следствия «свидетельства единства» христиан, они бессознательно, отчасти с наилучшими намерениями, способствуют всеобщему отпадению.
Сегодня спросом пользуется ощущение – прекрасное чувство созвучия душ. Не пользуется спросом отмежевание от греха и лжеучения. Считается, что лучше быть обманутым, чем допустить нарушение прекрасного чувства единства. Популярно объединение со всем тем, что именует себя христианским. Всевозможные волки в овечьих шкурах чувствуют сегодня большую симпатию друг ко другу. На бедных растерзанных ими овец тактично набрасывается покрывало благородного молчания.
О проходившей с 27 декабря 1999 года по 1 января 2000 года в Лозанне ЭКСПЛО-2000 один из обозревателей пишет: «Вновь и вновь речь заходила о примирении различных деноминаций и церквей. Во время призыва к покаянию проповедник призвал представителей своих церквей покаяться перед другими братьями в неправильном отношении своей общины к другим церквам и просить прощения. Отмежевание от других верующих представляется грехом. Время обособленных деноминаций прошло. Одна участница сказала во время завтрака: «Примирение – это все, без примирения ничего невозможно». Странным образом этот призыв к покаянию идет лишь в одном направлении и обращен прежде всего к так называемым «консервативным», «старым» общинам. Основа этой волны – приспособление... Много говорилось о величии, всемогуществе и святости Бога, но благоговения и почтения совершенно не чувствовалось во всем этом реве, свисте и рукоплескании, как и тогда, когда Иисуса «приветствовали» как обыкновенного гостя, одного среди многих... Музыка создавала настроение в зале... иногда бешеными ритмами во время так называемого поклонения. Часто у меня создавалось впечатление, что я в дискотеке или на рок-концерте».
Такое «поклонение» напоминает скорее пляску вокруг золотого тельца, чем библейское (Ин. 4:24). Этой музыкой устанавливается связь не с Богом, а с собственным «я». Георг Гунтеман в книге «Преодоление саморазрушения христианства» описывает постмодернистскую манипуляцию «христианского» путем стимуляции эмоциональности. Это очень точно характеризует современное евангельское движение.
Например, сотрудничество организации «Campus for Christus» (в России «Новая жизнь») с Римом становится все более официальным. Справедливости ради следует сказать, что здесь особенно выделяется швейцарское отделение. Германская ветвь этой организации, например, не поддерживает «Торонто-благословения», но это открыто делает швейцарский руководитель. Об этом приходится говорить подробно потому, что такое развитие характерно для западного неоевангельского христианства.
Тот же наблюдатель на ЭКСПЛО-2000 пишет: «Никогда раньше мне не было так ясно, что дух харизматического движения ведет в католическую церковь. Здесь закладывается основа, на которой могут объединиться все движения, деноминации и идеологии. Основа, где людей объединяет не учение, а человеческая терпимость, душевные переживания и совместная молитва. Дух этого нового единства – это дух харизматического движения. Кто хочет присоединиться к этому движению, тот должен измениться и принять этот дух. Он не может оставаться таким, каков он есть. Бдительность на основе Священного Писания объявляется духовным расизмом, следовательно, грехом, в котором следует покаяться.
«Другое евангелие», о котором говорится в Гал. 1:8–9, можно распознать лишь на основе библейского учения. Любовь без верности библейскому учению ведет к фантазерству, это-то здесь и происходит. Библейское учение об освящении, послушании и суде Божьем играет уже лишь второстепенную роль. Особый акцент делается на единстве. Это единство выражается в совместном праздновании, душевном переживании и молитве. Об этом единстве упоминалось неоднократно. Старые сосуды, вазы и чаши деноминаций следует отложить и все перелить в новый сосуд. Я понял, что сосуд этот – харизматическое движение. Как никогда раньше, мне стало ясно, что такое единство возможно лишь на этом уровне. Найти взаимопонимание на таком эмоциональном уровне было бы невозможно при подлинной верности вечно действительному и богодухновенному Слову Божьему. Но здесь учение Библии играет лишь второстепенную роль. Главное – Иисус и Его любовь, которою мы должны быть переполнены.
Здесь каждый на каждого может возложить руки и любой любого может благословить. В молитве вдруг все едины. Никого не интересует ни конфессии, ни символ веры. Здесь высказывания Библии о роли женщины в церкви просто обходят и игнорируют. Лишь бы брат или сестра были «переполнены любовью Иисуса». Тут католический харизматик – точно такой же верующий, как мы с вами, неважно, что он по-прежнему поклоняется святым и деве Марии и молится им. Это единение возможно только на уровне чувств и душевных переживаний. Об Иисусе и Духе Святом говорится много. Но у меня создалось впечатление, что многие понятия наполнены совершенно иным смыслом. На этой встрече имело место благовествование, но не было разбора Слова. Как правило, разговор шел о теме, которая подкреплялась цитатами из Библии».
Вывод этого обозревателя: «Это движение есть движение толпы. Власть этой толпы вызывает чувство ужаса. Страшно видеть, как известные мужи Божии, несущие огромную ответственность в Церкви Христа, уже не имеют силы плыть против течения. В моем понимании то, что здесь происходило, есть соблазн и смешение. В этой связи мне на ум часто приходило учение Валаама (Откр. 2:14), который проповедовал Слово Божие, но тут же советовал Валаку соблазнять народ к связи с моавитянками, так как этим они осквернили бы свое обособленное положение и утеряли бы статус странников... Такое слияние мира и церкви есть духовный блуд».
Билли Грэм на вопрос, кого он считает самым выдающимся христианином ХХ века, заявил, что это нынешний папа римский, он – эталон христианина последней эпохи. Такие высказывания типичны для современного христианства.
Харизматический конгресс, который прошел в Нюрнберге, также показал, что харизматики держат курс на Рим. Впечатляющей фигурой на конгрессе был отец Раниеро Канталамесса, придворный проповедник папы. На конгрессе говорилось о «спиритуальном экуменизме», и как символ «примирившихся различий» было проведено «пророческое помазание».
Экуменическая спиритуальность – явление не новое. Несколько лет назад иезуит Фред Ритцгаупт (уже оставивший орден) рассказывал, как он пережил свое обращение во время игнатианских упражнений. Игнатий Лойола – основатель ордена иезуитов, ордена, который яростно противоборствовал реформации, преследовал и убивал верующих протестантов. Только коммунисты и мусульмане уничтожили еще большее число христиан. Ритцгаупт пишет: «Через многочисленные контакты, прежде всего за границей, я осознал, что мои переживания во время игнатианских упражнений полностью совпадают с тем, что ныне в христианской среде в мировом масштабе называют вызванным духом прорывом внутри христианства (подразумевается харизматическое движение обновления)».
Очевидно, в этих течениях не видят разницы между ясновидением, гаданием и пророческой речью. Фил Элстен, представитель «Пророков Канзас–Сити», во время семинара на тему «Пророческое служение» на Нюрнбергском конгрессе 1993 года предложил присутствующим показать ему свои ладони. Через это Бог даст якобы особое откровение. Насколько я знаю, никто из участников семинара не заявил протеста. Все это, к сожалению, почти полностью совпадает с бумом оккультизма и нашествием духов, происходящим в наши дни.
Высказывания типа: «Многое нас разделяет, но то, что нас объединяет, несоизмеримо больше» – нынче встречаются восторженными аплодисментами. Ввиду такой настоятельно толкающей к единству перспективы апостол Павел написал письмо галатам, очевидно, неправильно. Ему следовало бы разъяснить, сколько общего у него с тамошними христианами. Они веруют в извечного Сына Божьего, в воскресение и вознесение, в истинность Святого Писания и т. д. Об этой общности следовало бы любовно позаботиться, это сделало бы процесс сближения возможным. Ныне этот голос звучит так: «Путь может быть только таков: каждый сохраняет свою особенность – ведь это, возможно, дар Божий. Но должна быть найдена общая основа, позволяющая сказать: «То, что нас разделяет, мы опустим, а на общей основе мы найдем путь друг к другу». Это, мне кажется, тот путь, на котором в глазах общественности единство может обрести форму».
Это так соответствует духу времени. Стоит заглянуть в Откровение, чтобы увидеть всеобъемлющую тягу к единению в конце дней. Апокалипсис описывает, как в обществе устанавливается единое правительство, единая религия, единая экономика, безналичный расчет. Поэтому Слово Божие особо подчеркивает, что следует иметь в виду именно эту ложную религию, так как делается упор на единство любой ценой. (Откр. 18:4).
Утверждение, что галаты только из-за обрезания изменили все Евангелие и потому подвержены проклятию, является, согласно «новой терпимости» и «духовной экумении», узколобостью и бессердечностью, которые следует преодолеть. Наше видео-, порно-, диско- и технопоколение в этом вопросе далеко опередило нас. Ему уже не нужны все эти высказывания, оно интуитивно чувствует, как например, «Тайцзэ», что все мы по сути на правильном пути...
Мы живем в эпоху «девятой заповеди блаженства»: «Блаженны толерантные, ибо они ни за что не привлекутся к ответу». Следовательно, разговор идет уже не об истинном или ложном, не о здоровом или небиблейском учении, а лишь о различных стилях благочестия. Таким образом, существует католический, евангельский, харизматический и т. д. стили благочестия. Вот кредо плюрализма – конец библейского учения. Весь план Божий (Деян. 20:27) приносится на алтарь экуменического сообщества во имя гуманистического единства.
Можно называться евангельским христианином, по сути став в душе либералом. Эти либералы, как и в политике, давно уже заняли большинство ключевых позиций и теперь день и ночь трудятся над тем, чтобы перетянуть на свою сторону сохраняющее еще верность истине евангельское христианство.
Еще один признак ослабления библейских основ просматривается в женском вопросе. Новаторами опять-таки выступили харизматы. Но все больше христиан считают нормой, что женщины несут в церкви то же служение, что и мужчины. На той же ЭКСПЛО-2000 можно было услышать следующее: «Нет такого поста, который не могла бы занимать женщина. Мужчинам следует освободить женщин, чтобы дать им возможность служить в церкви. Если у проповедника есть дети, то ему надо нянчить их, дав тем самым жене возможность проповедовать. Женщины – лучшие проповедники, лучшие руководители, лучшие организаторы». В Библии же совершенно ясно сказано, что женщины не должны проповедовать и быть «старейшинами» в общине. Различие в назначении мужчины и женщины, установленное Богом, совершенно стирается.
Чтобы достичь этого, Писание безжалостно искажается. Характерным примером тому опять-таки является журнал «Харизма»5. Авантюристически толкуя 1 Тим. 2:12, журнал делает вывод, что это место было понято и интерпретировано неправильно. Приведенное там изложение является в лучшем случае исполнением пророчества из 2 Тим. 4:3–4, в худшем – из 1 Тим. 4:1. В том же журнале как образец служения женщины приводится Эми Семпл Мак-Ферсон. Ее называют самой выдающейся руководительницей движения пятидесятников, которая основала собственную деноминацию. Ее пример якобы особо вдохновляет женщин служить Богу на руководящих постах. Кто же эта «наиболее выдающаяся»? Она была несколько раз замужем (третий брак также вскоре был расторгнут), несколько раз проходила лечение в психиатрических клиниках.
Все это, к сожалению, показывает, что многие находятся в плену духа времени, который диктует искаженное толкование Библии. Особенно ясно это видно в вопросе о гомосексуализме. Для него находят якобы библейское обоснование: его можно рассматривать как вариант творения... Писание ныне беззастенчиво извращается (2 Пет. 3:16).
Истинным мерилом духовной силы являются не знамения и не чудеса, от которых Писание нас предостерегает в главах, повествующих о втором пришествии Иисуса Христа, а морально-этическая область. В этой области мы настолько низко пали, что нас презирают даже язычники, и прежде всего мусульмане. Наше любезное расположение к гомосексуалистам и лесбиянкам вызывает отвращение к нам как мусульман, так и индусов.
Дух времени зримо отражает то, о чем предостерегает Библия. Усиливается стремление к антибожественному смешиванию. То, что Господь разделил, соединяется, то, что Бог хотел бы видеть единым, разделяется. Братание евангельских христиан, харизматов и католиков однозначно противоречит призыву из 2 Кор. 6:14 и является формой антибожественного смешения, то есть духовного разврата. Это стало эталоном для поколения (Ос. 5:4), которое не признает никаких ограничений, как видимых, так и невидимых, и, согласно Рим. 1, предано Богом делать непотребства.
Каков же наш ответ? В посланиях к семи церквам (Откр. 2:3) мы находим описанные выше тенденции, течения и лжеучения. Господь не предлагает ни харизмы, ни крещения Духом, но восемь раз ясно говорит: «Покайся!» Если церковь вновь вспомнит о кресте и в нем найдет для себя источник силы и мудрости, то милостивый Бог остановит всякое ложное развитие и благословит Свой народ.
Перевод с немецкого Анны ГЕШЕЛЕ
Из журнала «Вера и Жизнь» (Германия, изд. «Свет на Востоке»)
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки