Дж. УЭНГЕР
Когда Иисус объявил Своим последователям, как их признают настоящими учениками Христа — детьми Божьими, — Он сказал: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". И еще: "Любите врагов ваших".
Христиане всегда и везде проявляют любовь и заботу о людях, это их знак отличия. Некоторые из них считают любовь и миролюбие основами христианского образа жизни, они придерживаются этого правила и во время мирной жизни, и даже во время войны. Они не защищают себя ни от убийства,
ни от грабежа, ни от насилия, а наоборот, подставляют вторую щеку и идут два поприща, как учил Иисус Христос в Своей Нагорной Проповеди (Мтф. гл. 5-7).
Прощение и любовь вместо мщения
Лет тридцать назад в Корее один беспутный парень убил единственного сына у отца-христианина. Виновного арестовали и представили суду. Судья уже приготовился объявить страшный приговор, но в этот момент отец убитого мальчика встал и попросил слово. Ему разрешили. Тогда он сказал: "У меня нет больше сына. Вместо того, чтобы приговорить убийцу моего сына к смерти или тюремному заключению, я прошу суд позволить мне усыновить его ". "Вы уверены, что хотите этого?" — спросил судья. "Да", — ответил отец-христианин. Зал затих в ожидании приговора. "Просьба удовлетворяется", — объявил судья.
История о необычайной доброте христианина, о его воздаянии добром за зло разнеслась по всей Корее с быстротой молнии. Город, в котором жил отец убитого мальчика, получил название "Город атомной любви".
Только Бог может оценить насколько поступок этого отца способствовал распространению христианства в Корее.
Во время Второй мировой войны господин Майер — католик, верующий в христианское миролюбие, — жил в Вене, Австрии. В последний дни войны советская армия, опьяневшая от победы, медленно проходила через город. Однажды Майер посмотрел в окно своего дома и увидел вооруженных солдат, идущих в его двор. Он сразу послал свою девятнадцатилетнюю дочь в погреб, затем открыл дверь своего дома, с улыбкой пригласил солдат войти и жестами попросил их сесть. После этого позвал свою жену и детей, а также и дочь, жестами объяснил солдатам, что это его семья. Жена поспешила принести торт и кофе, и угощала солдат как уважаемых гостей.
Солдаты настолько удивились такому обращению, что после угощения мирно покинули дом. Ни насилия, ни убийств. Почему? Не воинственностью и не силой руководствовался отец христианской семьи, а Духом Божьим (Зах. 4:6).
Христос призывал к любви и прощению
В Библии мы находим много примеров учения Христа о миролюбии. Несомненно, никто не испытал столько несправедливости, отсутствия понимания и жестокости от врагов, как Иисус. Но Он всегда демонстрировал в Своих поступках любовь. Иисус Христос сказал: "Вы слышали, что сказано: "око за око, и зуб за зуб" (Исх. 21,24). А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (МтФ. 5,38.39). Непротивление злу оружием основано на Писании, которое нас учит побеждать зло добром (Рим. 12,21).
Читайте слова Господа в Лук. 6,29: "Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку". Иисус учил: "Вы слышали, что сказано; "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего". А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мтф. 5,43-45).
Любовь и милосердие Христа
Когда римский прокуратор спросил Иисуса, считает ли Он Себя царем, наш Господь ответил: "Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда" (Иоан. 18,36). В Новом Завете написано: "Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа" (Фил. 3,20).
Когда Иисуса судили при прокураторе Пилате, Он проявил необычайное самообладание и терпение: "И когда обвинили Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: Не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не ответил ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился" (Мтф. 27,12-14).
Его осудили, жестоко избили и повели на распятие, "И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его" (Лук. 23,33).
Иисус мог призвать "двенадцать легионов Ангелов" на защиту Себе (МтФ. 26,53), но Он пошел на смерть, говоря: "... не Моя воля, но Твоя да будет" и "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лук. 22.42; 23.34).
Стефан соблюдал миролюбие
Святой Дух вложил миролюбие в первых верующих. Мы узнаем об этом в истории о Стефане, первом христианине, погибшем за свою веру.
Лука пишет о свидетельстве Стефана перед лицом его врагов в Деян. 7,54-60: "Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричавши громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него. И, выведши за город, стали побивать его камнями... И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! прими дух мой. И, преклонив колена, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил (умер)".
Мы находим такое же учение и в писаниях других апостолов.
Апостолы учили миролюбию
Апостол Петр писал: "Наконец (будьте) все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры. Не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение" (1 Пет. 3,8.9).
Апостол Павел добавил: "Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем" (1 Фес. 5,15). "Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем" (2 Тим. 2,24).
Христос тоже страдал за нас и показал нам пример, которому мы должны следовать: "Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному" (1 Пет. 2,22.23). "Итак, как Христос пострадал за нас плотню, то и вы вооружитесь тою же мыслью" (1 Пет. 4,1).
Сила мира — любовь
Апостол Павел писал римлянам в дни тяжелых преследований: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь". Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром" (Рим. 12,18-21). Павел рассказывает откуда христианин берет силы победить зло: "Ибо мы, холя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь" (2 Кор. 10,3.4).
Одним из оружий Бога является любовь, и Его любовь дает нам возможность соблюдать миролюбие. Иоанн, которого Иисус прозвал "сыном грома", сделался из воина человеком мира. Мы знаем о нем как "об ученике, которого любил Иисус". Его письма, написанные в конце долгой жизни, дышат любовью: "Кто любит брата своего, тот пребывает во свете" (1 Иоан. 2,10). "Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти" (1 Иоан. 3,14). "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога" (1 Иоан. 4,7). "Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (I Иоан. 1,8). "Бог есть любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Иоан. 4,16). "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец" (1 Иоан. 4.20).
Эти стихи из посланий Иоанна позволяют нам сравнить свою любовь со всесильной любовью Христа. Его милосердная любовь является основой миролюбия Нового Завета и в наше время.
В ранний период христианства выдающиеся отцы Церкви оставили записи своих учений и описания жизни христиан тех времен. Рассматривая некоторые из этих документов, мы можем проследить развитие христианства в течение первых четырех столетий нашей эры (некоторые даты приблизительны).
Заявления первых лидеров Церкви
Игнатий
(50-115 гг.), епископ Антиохийский, мученик, учил христиан не мстить тем кто их обидел. Наоборот, мы должны подражать Господу, Который не грубил, когда Его оскорбляли; не отвечал, когда Его распинали; не угрожал, когда страдал, а молился за Своих врагов.Поликарп (69-155 гг.), епископ Смирнский, мученик, призывал христиан следовать примеру Христа, не воздавая злом за зло и не грубить на грубость.
Иустин Мученик (100-165 гг.), христианский апологет и мученик, писал, что мы, которые были полны воинственности, поменяли свое оружие-мечи на орала и копья на орудия земледелия (сравните Ис. 2,1 и Мих. 1,3).
Афенагор (130-200 гг.) писал, что мы научились не возвращать ударом за удар, не судить ограбивших нас, подставлять левую щеку тем, кто бьет нас по правой и отдавать рубашку тем, кто берет нашу верхнюю одежду.
Тертуллиан (160-225 гг.), адвокат и христианин с 190 года, считал, что христианин не должен принимать участия в войне, зная, что Господь провозгласил, что взявшие меч от меча и погибнут (Мтф. 26,52). Тертуллиан настаивал, что если солдат становится христианином, он должен немедленно покинуть свой пост в армии.
Ориген (185-254 гг.) был блестящим писателем и учителем в Александрии, Египте. В конце своей жизни он написал одно из наилучших заявлений об участии в войне. В ответ Селсусу — неверующему, который противостоял христианству и иудаизму, Ориген писал: "Согласно заветам Иисуса Христа, мы сломали наши тщеславные мечи на плуга и мы сковали серпы из копьев, которыми мы пользовались в войне. Ибо мы больше не поднимаем меча против наций и не учимся воевать, став теперь детьми мира во имя Иисуса". Ориген терпеливо оспаривает бесконечное количество аргументов Селсуса против христианства и дает на каждый из них блестящий ответ. Например, Ориген отмечает разницу между моральными учениями эпохи Ветхого Завета и современной христианской Церкви. Он пишет, что христиане не могут убивать врагов, или приговорить их к сожжению, или побиванию камнями, как это делалось при Моисее. В другом контексте Ориген упоминает о том, как Селсус уничижает учение Иисуса о миролюбии. Ориген показывает превосходство учения Иисуса Христа над этическими учениями Платона. Ориген знал о священности человеческой жизни, и поэтому противостоял детоубийству в любой его форме. Бог хочет, чтобы мы вырастили своих детей, а не уничтожали потомков, данных нам Его милосердием.
Христиане помогают молитвой
Селсус призывал христиан помогать императору всеми силами и трудиться с ним, чтобы сохранить правосудие, то есть они должны были воевать под его командованием. Ориген на это заявлял, что мы помогаем императору тем, что мы даем ему Божью помощь! Мы надеваем доспехи Бога. Мы подчиняемся приказу: "Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих" (I Тим. 2,1.2). И чем больше человек превосходит в благочестии, — заявляет Ориген, — тем больше он помогает... даже больше чем солдаты, которые идут воевать!
Христиане живут в миролюбии
Ориген говорит, что мы участвуем в гражданских делах. Вместе с молитвой мы занимаемся самоотречением и размышлением, которые учат нас презирать (земные) удовольствия и не поддаваться их соблазну (1 Иоан. 2,15-16). Ориген продолжает: “Никто не воюет за императора лучше, чем мы. Мы не намерены воевать под его командованием, но мы воюем от его имени, создавая особенную армию — армию благочестия, преподнося наши молитвы Богу”. Далее Ориген становится еще смелее: “Христиане приносят большую пользу в своей стране, чем другие. Они учат граждан благочестию. Они впускают в Божий город тех, кто жил в благочестии на земле”.
Селсус считал, что христиане должны принимать посты в правительстве (по-видимому они тогда этого не делали). Ориген не соглашается с этим взглядом: “Христиане отказываются от должностей в правительстве не для того, чтобы избежать гражданского долга, а для того, чтобы сохранить себя для служения и более важной должности — спасения человечества”.
Максимилиан не боялся смерти
В 295 г. молодой Максимилиан стоял перед командующим римской армии в Северной Африке. Максимилиан был христианином и следовал учению Христа. "Я не могу быть солдатом, — заявил Максимилиан, — я не могу делать зло. Я христианин".
Христиане делали такие заявления в течение многих поколений. Поэтому командующий решил подействовать на него силой.
"Одень свой мундир, — сказал он, — если тебе дорога твоя жизнь". Но Максимилиана не так легко было испугать, даже угроза казни его не устрашила, он знал своего Господа и не боялся смерти, веря, что в вечности он будет со Христом!
"Я не погибну, — сказал он командующему, — но когда я покину этот мир, мой дух будет жить со Христом, моим Господом".
Молодого Максимилиана казнили за гражданское неповиновение, потому что он посмел отстаивать взгляды христианской Церкви.
Христиан перестают убивать
Великий полководец Константин находился в походе на Британию в 306 году, когда его отец, западный император, объявил его наследником. Нового императора звали Флавиус Валериус Аурелиус Константинус (306-337 гг.). В 313 г. он запретил преследование христиан. В 323 г. он сделал город Византию столицей и назвал ее Константинополем (теперь это Стамбул). Константин созвал и руководил Никейским Вселенским Собором, хотя и не был крещен. Он предоставил Церкви множество льгот, разрешил людям оставлять свое наследство церкви, освободил духовенство от военной службы, включил соблюдение воскресенья в императорский указ и щедро способствовал построению храмов для христиан. Он продолжал быть языческим жрецом и его монеты носили языческие символы, однако в конечном итоге его крестили на смертном ложе.
Клирики оправдывают войну
Удивительно как быстро христиане отступили от своих принципов, чтобы отплатить императору за его благосклонность к Церкви. Кажется невозможным, чтобы христиане могли так быстро изменить свои взгляды о войне и службе в армии, но документы ясно показывают, что даже отцы Церкви поспешили заявить, что христиане якобы могут участвовать в войне.
Афанасий (196-272 гг.), епископ Александрийский, известный защитник ортодоксальности и метрополит Египта и Ливии, проявлял огромное мужество, защищая истину. Он четыре раза был гоним римскими императорами и провел более двадцати лет в ссылке. Он посмел восстать против всего мира и фраза "Афанасий против мира" стала известной как доказательство его храбрости. Но в вопросе об участии в войне он тоже преклонил колени перед императором. Хотя он стойко верил в принцип священности человеческой жизни и, что убийство является грехом, но считал, что "убивать противника в войне и правильно и похвально".
Амвросий (310-397 гг.), епископ Миланский, был популярным судьей. Когда ему было 31 год, он еще не был членом церкви, но уже готовился к принятию христианской веры. Когда он появился в церкви после смерти предыдущего епископа, люди стали кричать: "Амвросия епископом!" Через восемь дней он принял обряд крещения и стал епископом! Получилось так, что он пришел в Церковь, чтобы соблюдать мир, но вдруг был избран сразу в руководство. Это было в 371 году. Двадцать три года этот талантливый ученый, проповедник и оратор служил епископом в Милане. Амвросианское песнопение названо его именем. Он заслужил уважение язычника Августина и крестил его, когда Августин принял христианскую веру. В военном вопросе Амвросий тоже хвалил солдат, сражавшихся за свою родину. Такая смелость, говорил он, "полна благочестия".
Августин Блаженный (354-130 гг.), епископ Гиппонский в Северной Африке, всемирно признан самым влиятельным отцом древней Церкви. Обращенный в христианскую веру, когда ему было 32 года, он стал священником в 391 г. и епископом в 395 году. В течение двадцати пяти лет он был самым авторитетным голосом в христианском мире. Проповедник, епископ, писатель, защитник веры и богослов, он оказал огромное влияние на весь мир. К своему ужасу он видел Рим захваченным германскими варварами в 410 году, отчего был глубоко потрясен и озабочен угрозой падения цивилизации. (Западная Римская империя пала в 476 г., несмотря на попытки спасти ее.) Может быть именно поэтому он так упорно защищал и настаивал на участии христиан в войне. Это он предложил и разработал понятие "справедливой" войны, что усыпило совесть многих и многих христиан!
Христос учил Своих последователей быть готовыми умереть, но не защищать себя. Но это учение Нового Завета было большей частью забыто после того, как Августин направил Церковь на участие в "справедливой войне". Католические монахи и монашки должны еще были следовать учениям Нового Завета, но остальные члены церкви вполне могли участвовать в войнах.
Римская империя имела и восточных и западных императоров после 364 гола. В 380 г. восточный и западный императоры объявили римское католичество официальной религией государства. В 416 году, то есть всего через шесть лет после того, как был захвачен Рим, от каждого солдата уже требовалось хотя бы просто считать себя христианином!
Как мы видим, неучастие в военных действиях считалось неотъемлемым принципом всех отцов и писателей древней Церкви до того времени как пришел Константин, а великий богослов пятого века Августин создал и начал проповедовать учение о так называемой "справедливой войне". К сожалению, в дальнейшем это стало общим принципом большей части христианской Церкви.
Реформаторы возвращаются к миролюбию
В течение следующих восьми столетий после Константина и Августина свеча Церкви горела тускло. Это было средневековье. Приблизительно в 1200 г. новое движение осветило Европу: мы называем это восходом Реформации.
Вальдо. Реформатор Вальдо жил в Южной Франции с 1140 до 1217 г. Он пламенно жаждал возвращения к учению Нового Завета в Европе, хотел, чтобы христиане постоянно следовали его строгим законам. Одной из его главных опор было миролюбие — отказ применять силу, чтобы победить врагов. В течение столетий после смерти Вальдо, католическая церковь все еще пыталась уничтожить его "еретичество" и в этот период "вальденцы" все же не смогли удержаться за учение Вальдо о миролюбии Христа.
Челсики. Чешский реформатор Петр Челсики тоже придерживался учения миролюбия по Новому Завету. Но, в конечном итоге, его попытка вернуть людей к истине тоже потерпела поражение.
Лютер. В 1520 году, когда Лютер проводил кампанию обновления римско-католической церкви, он не побоялся дать отпор доктору Джону Эку: “Вы говорите, что я дам свободу действия бандитам и убийцам, потому что я учу христиан не прибегать к насилию и не бороться за свое имущество. Но почему вы не опровергаете Христа, Который учил нас этому?”
Впоследствии Лютер испугался и отрекся от своей веры в неучастие христиан в насилии и даже призывал немецких князей подавить войсками одно из крестьянских восстаний.
Цвингли, великий швейцарский реформатор, ненавидел войну. Он служил со швейцарскими наемниками в качестве их священника и потому испытывал ненависть к убийству. В течение многих лет после этого он часто выступал как сторонник миролюбия, например в 1522 г. он писал: “С христианской точки зрения нельзя участвовать в войне. Согласно учениям Христа, мы должны молиться за тех, кто нас преследует и подставлять другую щеку тем, кто нападает на нас”.
Несмотря на то, что Цвингли ненавидел войну и даже выступал против насилия, в конечном итоге он вступил в армию Цюриха и погиб в битве 1531 года.
Кальвин. Жан Кальвин, вождь реформации Женевы в Швейцарии, говорил об учении Христа в Мтф. 5.45: “Учитывая, что Он ясно заявил, что никто не будет считаться сыном Божьим, если не будет любить врагов, кто посмеет сказать, что мы можем не соблюдать это правило? Все сходится к одному: кто хочет считаться христианином — люби врагов твоих. Ужасно подумать, что в течение четырех столетий мир жил во мраке и не видел, что это главное из учений и неповиновение ему равно отречению от Бога”.
Трижды аминь Кальвину! Кто может не согласиться с его словами? Но когда Кальвин стал членом религиозного правительства Женевы, он решил изжить со света еретиков, а таковыми он считал Сервета и многих других.
Цвингли, Кальвин и другие прибегали к "практическим" военным методам в случае опасности их протестантскому движению. Цвингли решил вступить в ряды воинов и с мечом в руках защищать Евангелие. Даже сегодня этот компромисс все так же подвергает христиан опасности.
Анабаптисты
Из реформаторов Швейцарии была создана группа анабаптистов, руководителями которой были Гребель, Манц, Блаурок и другие. Анабаптисты верили в учение мирорлюбия.
Конрад Гребель. Бывший последователь Цвингли, Конрад Гребель стал сторонником безграничной любви и непротивления злу насилием. 5 сентября 1524 г. он написал письмо, в котором обобщил свои идеи. В этом глубоком послании немецкому реформатору Мюнцеру Гребель утверждал, что Библия и ее последователи не могут быть под защитой мира — они не имеют права защищать себя. Истинные верующие, — писал Гребель, — "подобны овцам в стаде волков, овцам на заклание". Христиане, — писал Гребель, — "должны пройти крещение в беспокойстве, бедствии, гонении, страдании и смерти. Они должны пройти испытание огня и достичь Царства вечного покоя, не убивая врагов, а побеждая их духовно". Гребель ясно заявил, что христиане не могут принимать участия в войне. "Они не берут меча в войне, потому что для них убийство немыслимо".
Коллега Гребеля, Феликс Манц, согласился с его убеждениями и открыто выступал против смертной казни. Его утопили в январе 1527 года.
Один из выдающихся богословов швейцарского и немецкого анабаптизма, Михаил Заттлер, тоже посвятил себя идее страдающей Церкви и учению о миролюбии. Все эти верующие считали, что этика христианства ясно выражена в жизни и учении нашего Господа Иисуса Христа.
Дирк и Оббе. Не все голландские анабаптисты придерживались учения о миролюбии без оружия. Но одна группа анабаптистов имела таких руководителей как Оббе Филипс и его брат Дирк, чья группа придерживалась этого учения с самого начала. Менно Симонс, одаренный католический священник, присоединившийся к "оббенитам" в 1536 году, стал их старостой в 1537 году. Впоследствии Оббе разочаровался в движении и вышел из него в 1540 году, а Менно и Дирк в течение двадцати пяти лет руководили мирными анабаптистами в Германии и Голландии.
Менно. Менно Симонс был самым влиятельным анабаптистом шестнадцатого века. Его книги, в особенности "Фундамент", послужили руководством для вероучения меннонитов. Менно был против войны и смертной казни.
Самым основным учением анабаптистов была неограниченная любовь. Это учение стало известным как "непротивление" — непротивление насилию. Христиане, принявшие это учение, могут дать себя обидеть, но не обидят другого; умрут, но не убьют даже на войне. Христиане, вставшие на путь миролюбия, отдают себя в Божьи руки. Они заранее готовы испытать все, чему Господь позволит случиться.
Церковь сегодня
Многие христиане во всех главных церквах придерживаются миролюбия, хотя только три маленькие группы считаются церквами, которые принимают учение о непротивлении злу как основную часть своей веры: это меннониты, Церковь братства (так называются немецкие баптисты с 1908 г.) и Общество друзей (квакеры).
Мы рассмотрели учение Христа и Его отношение к врагам, мы познакомились с учениями апостолов Павла и Петра, мы проследили писания отцов ранней Церкви и историю Церкви в период Реформации. Теперь мы должны ответить на вопрос: "Как мы можем объяснить войны в Ветхом Завете?" Это трудный вопрос, который часто ставит христиан в тупик.
В период между Первой и Второй мировыми войнами я присутствовал на собрании Евангелического общества теологии и Американского научного филиала. Первая группа состояла из христиан, полностью опиравшихся на Библию, а вторая группа состояла из христиан, занимавшихся научными исследованиями. Это было очень интересное собрание. Во время выступлений возник вопрос об угрозе для Америки со стороны СССР. Председатель одной теологической семинарии выразил мнение, что чем раньше США нападет на Советский Союз, тем лучше.
На втором собрании был зачитан вопрос одного из присутствующих: "Как может христианин призывать к войне?"
Профессор, сделавший предложение о нападении, встал. Сначала он казался ошарашенным и неподготовленным к этому вопросу, а затем заявил: "Если рассматривать только Новый Завет, то можно подумать, что христиане должны вообще только страдать!" (Я подумал: "Ну теперь пошло!")
"Но если читать всю Библию, мы находим, что войне дано определенное место", — закончил он.
Разумеется профессор говорил о Ветхом Завете. Многие ссылаются на Ветхий Завет, чтобы оправдать войну.
Учения Ветхого Завета
Есть богословы, которые не считают Новый Завет более важным документом, чем Ветхий. Они придерживаются "среднебиблейского" понятия Писания. Если смотреть на Ветхий Завет так же как на Новый, тогда мнение профессора получилось бы оправданным. Из такого взгляда, получается, можно заключить, что мы можем использовать Ветхий Завет, чтобы заглушить этические стандарты Христа и апостолов! Но это неправильно. Новый Завет призывает к более высокому понятию о человеческом поведении. Например, Ветхий Завет разрешает многоженство (Лев. 18,18). Разве это разрешает христианам брать по две жены? Конечно нет.
Ветхий Завет предлагает простую систему развода. Если муж разочаровывался в своей жене, он мог дать ей письменное отпущение. После этого она была свободна искать другого мужа. Единственным ограничением являлся запрет мужчине вновь жениться на разведенной жене, если она развелась или стала вдовой от второго мужа (Втор. 21,1-4). Пример ли это христианам? Разумеется нет.
Ветхий Завет признает мстителя за кровь. Мститель за кровь мог убить человека, который убил другого (Числ. 35,19). Можно так поступать теперь?
К смертной казни приговаривали не только за убийство. Ударившего отца или мать тоже казнили (Исх. 21,15). Неповиновение родителям служило поводом к забрасыванию камнями (Втор. 21,21).Похитителя тоже приговаривали к смертной казни (Исх. 21,16). Обругавшего родителей казнили (Исх. 21, 17). Женщин могли казнить за колдовство (Исх. 22,18). Участие в скотоложстве так же заслуживало смертного приговора (Исх. 22,19). Идолопоклонство уничтожалось (Исх. 22,20). Далее, если член семьи пытался привлечь родственников к другой вере, его должны были побить камнями те, кого он искушал (Втор. 13,9.10). Могут ли христиане пользоваться этими законами теперь?
Христос объясняет Ветхий Завет
Один из фарисеев обратил внимание Иисуса Христа на закон о разводе и Господь объяснил им замысел Бога для человечества. Мужчина должен был оставить своих родителей и "прилепиться к жене своей" (Быт. 2,24), потому что развод не входил в Божий замысел.
Тогда фарисеи напомнили о законе Моисея, который позволял развод. В ответ на это Иисус воспользовался другими словами: Моисей не заповедал развод, а дозволил его и сделал это из-за жестокосердия людей! Иисус запретил развод, брак может быть расторгнут только в случае измены (Мтф. 19,3-12).
Отношение Церкви к Ветхому Завету является проблемой сложной. Богословы часто делят Ветхий Завет на три части:
Христианский мир пришел к согласию в вопросе, что ритуальные законы закончили свое действие с приходом Христа. Это относится к ритуалам очищений после рождения младенцев, обрезанию мальчиков и ритуалам, относящимся к смерти членов семьи. Законы об одежде, еде, земледелии, жертвоприношении животных и богослужении, тоже являются формальными, ритуальными законами. Они управляли религиозным образом жизни древних евреев. Новый Завет ясно провозгласил, что жертва, принесенная Христом на кресте, освободила христиан от формальных законов того времени (Гал. 3-5; Кол. 2,8-23; Евр. 8.6-10,22).
Разумеется Новый Завет нигде не освобождает христиан от гражданских законов Ветхого Завета, но эти законы предназначались только Израилю как нации. Церковь — не нация, потому что ее члены живут во всех странах мира и разные страны подчиняются разным гражданским законам. Христиане должны молиться за правителей своих стран и жить благочестиво, мирно и свято (1 Тим. 2,1.2), поэтому мы не можем жить по законам еврейской нации Ветхого Завета.
Моральные же законы Ветхого Завета развиваются и расширяются в учении Иисуса Христа в Новом Завете. Они как цветок: из почки появляется цветок, а цветок является целью появления этой почки.
Основные моральные законы Нового Завета основаны на Ветхом Завете. Сам Христос основал образец чтения Божьих законов как в Ветхом Завете, так и в Новом. Теперь не только убийство зло, но и необузданный гнев (Мтф. 5,21-24). Не только нарушение супружеской связи неправильно, но даже смотреть на противоположный пол и испытывать вожделение грешно (Мтф. 5,33-57). Не только личное участие в мести неправильно, но не должно быть даже сопротивления злодею (Мтф. 5,38-42).
Иисус осуществляет закон
Иисус не отменил Божьи законы Ветхого Завета, Он их осуществил. То есть Он признал их божественное значение и сделал их более развитыми, чем при Моисее. Поэтому Новый Завет дает истинное значение закона. Мы видим как каждый писатель Нового Завета обращается для обоснований своего учения к Ветхому Завету (Рим. 3,2). Писатели Нового Завета упоминают Ветхий Завет более 2000 раз и каждая доктрина в Новом Завете основана на откровении Бога в Ветхом.
Авторы Нового Завета, следуя примеру Христа, строят свой храм веры на прочных сваях Ветхого Завета, но некоторые вещи, разрешенные до эры Христа, из-за духовного невежества людей — из-за их "жестокосердия" — в Новом Завете пропущены.
Примером может служить статус женщин. При Ветхом Завете женщины явно не были наравне с мужчинами. Если женщина давала клятву, ее отец или муж должны были подтвердить ее (Числ. 30), и только вдова или разведенная жена могла действовать независимо от мужчин! Хотя в Израиле женщины пользовались правами, которые были запрещены им в других странах, только наш Господь поставил женщин на равную ступень с мужчинами. Мы должны были ждать Нового Завета, в котором женщин признали "сонаследницами благодатной жизни" (1 Пет. 3,7). Повышение положения женщин в Новом Завете показывает его преимущество над Ветхим Заветом.
Мы должны понять о Ветхом Завете очень важную истину: в те времена Бог разрешал некоторые вещи, которые Он не разрешает в Новом Завете.
Новый Завет завершает Ветхий
Откровение Бога в Ветхом Завете было подготовительной ступенью, в то время как откровение Иисуса Христа в Новом Завете завершает процесс развития, поэтому нельзя одновременно не отрицать учение Христа и ссылаться на то, что было позволено Израилю из-за духовного невежества людей.
Требовать клятву, потому что Бог разрешил это в Ветхом Завете — равно игнорированию прихода Сына Божьего и Его объяснению закона Божьего. Разрешать развод, потому что Моисей разрешал, и игнорировать учение о долге в супружестве тоже неправильно. Говорить, что женщина не может дать обещания без подтверждения мужчины (отца или мужа), равно отрицанию поднятия женщин на уровень "сонаследников" вечной жизни, совершенное Христом.
Оправдывать войны и отрицать все, чему учили Иисус и апостолы о неучастии в насилии мира сего, о прощении и любви, потому что Израиль воевал, тоже не подлежит оправданию. Как брак Авраама с несколькими женами не утверждает многоженство, так и войны царя Давида не дают христианам права убивать. Нашим путеводителем должна быть теология и этика Христа и Его апостолов, слова которых мы читаем в Новом Завете.
Иногда люди спрашивают: "Насколько мы должны следовать учению Христа о доброте, прощении и непротивлении злу?" Это неправильный вопрос. Правильный вопрос такой: "Если мы серьезно относимся к учению Христа, как можем мы участвовать в войне вообще?" Может ли что-нибудь другое так отрицать Бога, как участие в современной войне?
Миролюбие требует всеобъемлющего ученичества. Христианин не может стремиться к земному и пользоваться мирскими методами, а в случае войны вдруг вспомнить, что он не от мира сего. Быть миролюбивым — значит быть христианином Нового Завета и посвятить себя Небесному Царству. Мы должны полностью быть во Христе, Который хочет наши сердца, хочет человека целиком.
Следовать учению Христа — значит отказаться от накопления богатства, отказаться от стремления к почестям и популярности, отказаться от мирских наслаждений.
Христианин может быть и фермером, и бизнесменом, и учителем, и рабочим — все честные работы доступны ему, но он не может посвятить себя только этому. Миролюбие, которому учил Иисус, затрагивает все в нашей жизни — нашу личную жизнь, семейную, нашу работу и отношение к обществу.
Мирные люди
Уильям Карей
(1761-1834 гг.), основатель современных миссий протестантов, в одно время работал на плантациях Индии. Впоследствии он стал профессором восточных языков в одном из колледжей Индии. Но основным занятием этого человека было распространение Евангелия.Джордж Вашингтон Карвер (1864-1943 гг.), сын черного раба, стал выдающимся ученым и художником. Он работал над земляными орехами и картофелем, чтобы усовершенствовать ограниченное земледелие Юга США. Он посвятил Богу свои открытия и успехи и считал, что его открытия были от Него. Он не запатентовал свои открытия, разделив их со всем человечеством. Несмотря на то, что его работа не была религиозной, он был настоящим слугой Господа. В нем не было жестокости, любовь Христа поддерживала его. Он легко всего добивался и
легко этим делился. В 1935 г. он стал помощником в Бюро земледелия США. В свободное время он рисовал и уже в 1916 г. был избран членом Королевского общества искусств в Лондоне. Как христианин, он старался улучшить положение бедных людей и сделал для своей расы больше, чем можно выразить в словах.
Дома
Дом является главным примером соблюдения христианами миролюбия. Муж и жена должны делиться с друг другом обо всем. Они постоянно напоминают друг другу о своей любви, обсуждают все свои разногласия, чтобы придти к компромиссу. Они посвящают свой дом Христу и церкви, воспитывая детей в духе миролюбия. Они не бегут к адвокату для развода в случае конфликта, а молятся вместе, предавая все проблемы Господу, и ждут Его решения, поддерживая друг друга в вере. Когда они ошибаются, они прощают друг друга, поэтому их любовь крепнет. Когда становится необходимым наказать ребенка, родители вместе приводят в исполнение маленькое наказание, но с любовью, а не злостью — и быстро заглаживают этот случай.
Родители-христиане демонстрируют повиновение "тем, кто ими правит" — церкви или государству, — если это не противоречит Божьему Слову.
В таких домах дети понимают главные основы нравственного учения своих родителей и следуют их примеру, когда сами заводят детей. Такие семьи могут жить и в Индонезии, и в Парагвае, и в Швейцарии. Их миролюбие способствует распространению христианского учения.
В обществе
Миролюбивые христиане хотят жить в мире с соседями. Если сосед относится к нам недоброжелательно, мы стараемся показать ему нашу любовь и милосердие, чтобы наш сосед понял значение христианской любви. Мы выслушиваем оскорбления и придирки спокойно, без ответа.
Один из моих друзей поселился рядом с нехристианином. Как только он въехал, пришел сосед. "Вы знаете, — спросил он, — что ваш забор на целый фут на моей земле?"
"Нет, — ответил христианин, — я не знал об этом. Давайте тогда перенесем его на место".
Нехристианин не был подготовлен к такому ответу, он немножко поколебался, а потом сказал: "Да ладно. Пусть стоит, где стоял".
Но допустим, они бы переставили забор. Что важнее: лишний фут земли или привлечение человека — или целой семьи — на сторону Христа?
В колониальной Америке, когда в церковь ходило только от 5 до 10 процентов населения, верующий по имени Петр Миллер (1709-1796 гг.) жил в штате Пенсильвания и был членом церкви немецких баптистов. Он был образованным человеком, говорившим на нескольких языках и искренним последователем Иисуса Христа. Один из его соседей служил в американской армии, главнокомандующим которой был генерал Джордж Вашингтон, ставший впоследствии президентом США. Сосед Миллера провинился и его должны были отдать под трибунал. Наказание могло быть очень тяжелым. Когда Петр Миллер узнал об этом, он прошел пешком шестьдесят миль по глубокому снегу, чтобы поговорить с генералом. Когда встреча состоялась, он убедительно умолял генерала простить виновного. Вашингтон был тронут просьбой и сказал: "Ну, я посмотрю, что мы можем сделать для вашего друга". Генерал был весьма удивлен, когда услышал ответ Миллера: "Да он мне не друг, он мне самый страшный враг". Вот это миролюбие!
Полная приверженность
По-видимому, если мы хотим отстоять миролюбие, у нас только один выход. Недостаточно ненавидеть войну, недостаточно знать, что люди должны следовать примеру Христа, недостаточно отказаться от кровопролития. Мы должны принять твердое решение, что ни при каких условиях и ни за какое “правое” дело мы не изменим нашей позиции и всегда будем страдающими свидетелями Христовыми, полностью отдавшими себя в Божьи руки. Таково учение Иисуса Христа, так учил Он, так учили апостолы, и это учение всего Нового Завета, обязательное для всех последователей Христа.
Трудный путь
Миролюбие может потребовать от нас, чтобы мы "терпели лишения" (1 Кор. 6,7) и мученичества, что часто и случается с христианами. Например, в начале 1954 г. усилилась террористическая армия Мао Мао в Кении. Три лидера церкви, сходившиеся каждое утро для молитвы, были очень озабочены судьбой своих братьев во Христе. Многие члены церкви присоединились к Мао Мао, присягнули им и стали их сообщниками. Казалось, есть только два выхода — присоединиться к Мао Мао или стать предателем, перейдя на сторону чужого государства. Но те, кто любил Иисуса Христа, отказались принять присягу, взять в руки копья и убивать. Они не могли вступать в ряды армии Мао Мао.
Можно было встать на сторону правительства, но оно подавляло восстание оружием и преследовало Мао Мао в лесах. Собратья сказали: "Мы не можем этого делать. Мы можем прийти к Мао Мао только с любовью и с Библией с руках. Мы любим террористов и мы любим белых. Мы не любим грех террористов и мы не любим грех белых людей. Мы хотим молиться за них и хотим свидетельствовать им". Трое молившимся решили, что есть и третий выход: создать христианский лагерь — место прибежища для братьев и сестер страны. Некоторые христиане жили одиноко и террористы Мао Мао уничтожали их по одиночке. Школы, в которых не было занятий, были превращены в общежития. В феврале 1954 г. 400 мужчин и женщин пришли туда, показав этим, что они выбрали третий путь спасения — не за Мао Мао и не за правительство, а за Иисуса Христа. Они собрались вместе и молились. Господь показал им, что они не были созданы для войны.
Они заявили: "Мы не хотим воевать с Мао Мао, мы будем молиться за них. Если мы их встретим, мы им скажем о любви Бога к человеку. Если они нас станут ненавидеть, мы не будем ненавидеть их. Они наши братья и мы их любим. Что касается белых, которые убивают наших людей, мы их тоже любим, и, встретив их, ответим им Библией. Мы любим наших белых братьев, потому что они тоже дети Бога. Что нужно грешнику? Ему нужна любовь. Поэтому любовь — наше оружие". Кто-то зачитал Зах. 4,6: “... не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф". Все же многие христиане, жившие в лагере, были убиты. Каждого погибшего хоронили, воспевая гимны Иисусу Христу. Многих избили, многие страдали. Но через несколько лет все это изменилось. Те, кто сражался и убивал христиан, были спасены и сейчас — двадцать лет спустя — многие из них любят Иисуса Христа. Некоторые из террористов стали проповедниками и пасторами, многие стали старостами церквей и любят Господа. "Но если бы мы их ненавидели, — говорят те, что прошли через огонь войны, — если бы мы присоединились к воевавшим и убивавшим, не было бы возможности для них придти ко Христу и спасению".
Отстаивать миролюбие не легко. Это не делается из-за гордыни или для собственной выгоды. Мы придерживаемся этого, потому что знаем, что это воля Божья. Мы ясно видим, что этому учил Сам Господь Иисус Христос, мы знаем, что этого требует Новый Завет, мы знаем, что эта доктрина любви была основой учения первой христианской Церкви. Это трудный, но проверенный путь.
Возражения
Как только христианин объявляет о своем несогласии с насилием войны, оппоненты начинают сомневаться: "Верите ли вы в основной принцип Нового Завета о спасении благодатью через веру?" "Да", — отвечали мы.
Некоторые люди не верят этому, потому что потеряли отца или сына на войне. Они спрашивают: "Так, по вашему мнению, наши родственники попали в ад?" Мы отвечаем: "Не нам судить!" Судья — Бог и Он милосерд. Мы не имеем права ставить себя на Его место, только Его милосердие может спасать людей”.
Часто задают такой вопрос: "Что должна делать страна А, если страна Б совершает провокацию против страны А?" Приверженец миролюбия может только скромно ответить, что у него нет простых ответов на сложные вопросы, на которые должны отвечать правительства стран мира. Христианин заботится только о том, чтобы следовать мирным принципам нашего Господа Иисуса Христа, как это установлено в Новом Завете.
Основные понятия миролюбия
Ниже дается короткое изложение основных принципов христианского миролюбия:
Мы живем в мире несправедливости и бедствий. У американских индейцев, например, отобрали землю. Даже теперь они страдают, потому что являются национальным меньшинством. В таком положении находятся отдельные национальные меньшинства в США, Канаде и Японии. Возможно, в каждой стране можно найти такие примеры.
Рабовладение упразднили почти во всех странах мира, но расизм и чувство обиды, вызванное несправедливостью рабовладения, продолжают существовать и теперь. Положение людей в тюрьмах требует реформы. Проституция и наркотики являются широко распространенными страшными явлениями нашего общества. Начальники корпораций часто вступают в конфликт с рабочими, пытаясь увеличить свою прибыль. Число преступлений нарастает: воровство, поджоги, насилие, убийства... Когда в Библии говорится о человеческой греховности, она не умалчивает о нужде человека, о необходимости его перерождения Духом Святым. Наше общество — независимо от национальности — подлежит Божьему суду.
Добрые вести в Евангелии
Мы не можем спасти общество переустройством его социального строя. Но мы можем спасти каждого отдельного человека, если расскажем ему о Евангелии и увидим как Бог преображает в новую тварь во Христе.
Мы знаем, что во Христе есть прощение, оправдание в Духе, есть общение со Христом в вере, которое дает нам возможность жить в святости и победе.
Хорошим примером того, как переход в христианство изменяет отношение человека к обществу, может служить Киприан, священник Африканской церкви. Как у сына богатого римского офицера, у него было все. Когда ему было сорок лет, Киприан прочитал труды Тертуллиана и стал большим поклонником этого богослова. В доме Киприана жил христианин Сесилиус, который вызвал восхищение Киприана своим христианским образом жизни. Наконец Киприан начал сам читать Библию. В результате этого он обратился в христианство примерно в 246 году, "отрекся от мира сего", продал свои земли, стал катехуменом — человеком, обучаемым вере перед крещением. Он стал церковным старостой в 247 году, а на следующий год епископом, а потом и главой северно-африканского духовенства.
Насилие в злом мире
В письме Донату Киприан оплакивает грехи мира. Он предлагает Донату представить себя стоящим на горе и смотрящим на грешный мир. "Представь себе, что все дороги блокированы грабителями, все моря наполнены пиратами и войны пылают во всех концах света. Весь мир залит кровью, и убийство называют преступлением, если оно совершается одним человеком, но называют доблестью, если его совершают на войне! Безнаказанность предоставляется убийцам не потому что это считается правильным, а потому что это совершается в огромных размерах".
Киприан продолжает оплакивать чудовищность гладиаторских игр, на которых люди убивали друг друга, чтобы удовлетворить публику. "Они обучаются методам убийства, а само убийство становится славой".
Киприан также оплакивает отрицательное влияние театров, которые показывали людям картины страстей и других грехов. Киприан признается, что до этого сам не знал о возможности Божьего прощения, не понимал, что человек может возродиться! Киприан знал, что грех может полностью завладеть человеком, грешившим всю свою жизнь, но не мог себе представить, что можно стать новым существом, пока сам не испытал это, когда принял христианство. Киприан был влиятельной личностью в церкви Северной Африки. К сожалению, он приписал почти сверхъестественную силу воде в обряде крещения, и придавал слишком большое значение положению епископа, сделав эту должность почти центром церкви, но он был верным богословом, человеком примерного характера и настоящим героем времен гонений. Киприан умер смертью мученика в 258 году.
В настоящее время общество грешит так же, как и во времена Киприана. Война стала еще страшнее. В разных странах мира по телевидению можно увидеть сцены насилия и убийства. Но даже теперь каждый из нас оказывает влияние на общество.
Победа над насилием
Победа над социальным злом обычно развивается по следующему сценарию. Вначале все считают зло необходимостью времени, затем Бог поднимает "пророка", который влияет на совесть людей, начинающих сознавать, что это зло. Затем понимание необходимости уничтожить зло находит сторонников среди руководителей государства и зло отменяют законодательно. Примером может служить рабовладение.
Первая листовка против рабовладения в колониальной Америке была написана в 1688 г. в Пенсильвании. Инициаторами были меннониты, но четверо подписавших эту листовку были квакерами, один — меннонитом и один — лютеранином. Квакеры на своем месячном съезде, получив петицию против рабовладения, передали ее выше. На годовом съезде ее обсудили, но никто так и не решился отстаивать это прошение.
Вторым голосом против рабовладения — "пророком" — был квакер Джон Вулман (1720-1772 гг.) в Нью-Джерси. Он стал проповедником, когда ему было двадцать два года. Он проповедовал квакерам и американским индейцам. В знаменитом "Журнале Вулмана" он пишет о том, как Бог вел его к истине. Часто он чувствовал, что Бог зовет его проповедовать против рабовладения в разных местах страны. Вулман попросил совета у квакеров, они обсудили его намерение, потом согласились и послали его в путь. Кротко и тихо он делился убеждениями своей души о греховности рабовладения. Иногда он признавался в "Журнале" о том, что он часто говорил лишнее, а иногда он считал себя истинным глашатаем Бога. В 1772 г. он поехал в Англию, чтобы выступать там против рабовладения, но умер там от оспы. Великим достижением этого тихого человека было то, что ко времени его смерти совсем немногие квакеры оставались еще рабовладельцами!
Несколько столетий спустя президент Линкольн отменил рабовладение, освободив всех рабов в январе 1863 года. Влияние меннонитов, которое привело к протесту 1688 г. и крепкая вера Джона Вулмана, были началом огромных перемен в Америке. Можно изменить общество, если следовать учениям Библии.
Война остается главным злом на земле. Антивоенные убеждения вызывают более сильное сопротивление, чем выступления против рабства. Но в наше время у нас так много людей, протестующих против войны, что трудно предугадать их влияние. Мы назовем некоторых из них: Сесил Джон Кадо из Великобритании; Рональд Бэйнтон из Йельского университета, Кальберт Рутенберг — руководитель баптистов, Уильям Дурланд — католический ученый, и меннониты Гай Хершбергер и Джон Йодер.
К сожалению, почти ни одно из основных вероисповеданий не отвергло войну. Войны заставили некоторых верующих вступать добровольцами в армию. Но отдельные лица продолжают выступать против войны и правительства постепенно начинают к ним прислушиваться.
Страдать за мир
Иногда победить насилие можно только смертью. В маленькой деревне Уганды жил вождь, который не верил в Бога. Группа юношей пела ему песни каждое утро и он очень полюбил этих детей. Когда христианская вера пришла в его страну, он был ее противником и делал все возможное, чтобы остановить ее распространение, запретив своему народу верить в Иисуса Христа. Но среди певцов был мальчик Лванго, который постоянно молился Христу. Вскоре все его друзья пришли в церковь, стали христианами. Сын вождя дружил с ними и тоже стал христианином.
Кто-то рассказал вождю, что его сын стал христианином, тогда вождь предупредил мальчиков, что верующих в Иисуса Христа будут сжигать. Вождь предложил Лванго отречься от веры или быть сожженным. Лванго и его друзья сказали: "Мы сгорим, но будем верить в Иисуса Христа!"
Певцов начали сжигать одного за другим. Тогда сын вождя пришел к отцу и сказал: "Если ты казнишь их, тебе придется убить и меня. Я тоже христианин". Вождю пришлось казнить и своего сына. Все они погибли за веру в Христа, но знали, что умерев, обретут вечную жизнь.
Хаттариты, которые в течение столетий жили в мире и согласии, являются хорошим примером страданий во имя мирной жизни. Община братьев, основанная в Германии в 1920 году Эберхардом Арнольдом, присоединилась к хаттаритам и теперь живет в "христианской общине". Члены этой общины отказались от личной собственности. Самой страшной стычкой хаттаритов и общества Северной Америки является происшествие 1918 года. Из-за того, что местные патриоты хотели заставить этих американцев, говорящих по-немецки, поддерживать участие Америки в войне — "спасти мир и демократию" — несколько братьев были жестоко репрессированы, потому что отказались от несения военной службы по религиозным соображениям.
Давида Хофера, Иосифа и Михаила Хоферов и Иакова Випфа, четырех хаттаритов из Южной Дакоты, призвали в армию весной 1918 года. В мае 1918 г. их отправили поездом в Вашингтон. Другие призывники удивлялись и надсмехались над бородатыми "немцами", затем напали на них и насильно сделали им "американские" стрижки, сбрив бороды. Юноши плакали, предвидя худшее.
Когда они прибыли в бараки, они стали проблемой для офицеров. Из-за религиозных соображений четверо "братьев" отказались подписать присягу, затем —маршировать и одевать мундиры. После двух месяцев заключения их отдали под трибунал и приговорили к тридцати семи годам заключения, правда затем главнокомандующий сократил срок до двадцати лет. Затем их увезли на Алкатрас — тюрьму на острове в Сан-Франциско. Днем они были в наручниках, а ночью им одевали кандалы. В Алкатрасе у них отобрали одежду и выдали форму заключенных, которую они отказались надевать. Тогда их повели в камеры нижних этажей, под уровнем моря, где было очень сыро, грязно и трудно дышать. Первые четыре с половиной дня их не кормили, давая стакан воды раз в 24 часа. Они должны были спать на мокром холодном цементном полу без одеял. На следующие два дня их вертикально приковали к стене, избили. Они находились слишком далеко друг от друга, чтобы разговаривать, но Давид Хофер услышал, как Иаков Випф крикнул по-немецки: "О, Всемогущий Бог!"
Через шесть дней их повели к другим заключенным, один из которых, увидав побои на них, проговорил: "Как можно так поступать?!" Их не кормили весь день, затем опять повели в подвал, где держали четыре месяца, выводя на прогулку раз в неделю под конвоем.
В ноябре 1918 г, их повезли в тюрьму Канзас-Сити. Прибыв под конвоем в 11.00 вечера, они должны были снять свою одежду и ждать до 1.00 ночи. Было так холодно, что они почти замерзли. После этого Иосифа и Михаила Хофера положили в госпиталь. Иакова Випфа и Давида Хофера опять посадили в карцер, приковали к столбу и кормили хлебом и водой две недели. Затем их кормили две недели нормально, потом опять меняли режим на хлеб и воду.
За это время здоровье у Иосифа и Михаила ухудшилось до кризисного состояния. Иаков Випф послал телеграммы их женам. Телеграфист в Южной Дакоте ненавидел этих "немцев" и солгал женщинам о месте нахождения заключенных и женщины поехали совсем в другой город. Когда жены наконец доехали до настоящего места, их мужья были настолько близки к смерти, что не могли разговаривать. На следующее утро (29 ноября 1918 г.) Иосиф умер. Его жена Мария умоляла дать ей возможность посмотреть на труп мужа, но ей отказали. Она с трудом пробилась к коменданту с просьбой в последний раз посмотреть на мужа и ей разрешили. Когда она стояла перед гробом мужа, она увидела, что его одели в военную форму! Пока он был жив, он отказывался носить ее, но после его смерти власти наконец-то “победили”.
2-го декабря брат Иосифа, Михаил, тоже скончался. Он умер в присутствии своего отца, жены и брата Давида. Его последними словами была молитва по-немецки: "Приди, Господь Иисус! В Твои руки я предаю дух мой". Отец так убедительно упрашивал власти не хоронить Михаила в военной форме, что получил разрешение.
После того как родственники уехали с телом Михаила, Давида опять посадили в оковы. Весь следующий день он стоял в цепях и плакал, но не мог вытереть слезы, так как руки его были прикованы к столбу. На следующее утро Давид попросил охрану отнести записку коменданту тюрьмы, в которой Давид умолял, чтобы его перевели в камеру рядом с его другом Иаковом Випфом, чтобы они могли видеть друг друга, пусть даже им не разрешат разговаривать. К великому удивлению Давида, караульный вернулся через час и объявил ему, что его освобождают! Давид был не в состоянии понять, что происходит. Тогда караульный повел его к коменданту, который заверил освобождение. Давид вышел из тюрьмы на свободу, но он продолжал стоять у ворот, напуганный и не знающий, что же происходит.
Через некоторое время к нему подошел один из караульных и спросил Давида, почему тот стоит на месте. "Я не уверен отпустили меня или нет", — ответил Давид. "Да, тебя освободили, ведь никто не выходит отсюда, если его не освободят", — уверил его караульный.
Министр вооруженных сил издал приказ об отмене сковывания военнослужащих-заключенных 6-го декабря 1918 года, но через пять дней после этого, когда друзья пришли навестить Иакова Випфа, он находился в карцере прикованным к столбу. Випф попросил их передать свои чувства и размышления хаттаритам Брюдерхофа: "Иногда я завидую моим трем братьям, спасшимся от боли, затем спрашиваю себя, почему рука Господа так тяжела? Почему я должен мучиться? Но потом я радуюсь и плачу от радости, когда думаю о том, что Господь считает меня достойным пострадать за Него. И я должен признаться, что, по сравнению с первой тюрьмой, я живу как в раю".
Он продолжал спать на цементном полу, но теперь ему давали уже четыре одеяла. После 12-го декабря его перестали приковывать и в камеру положили доски для лежания.
Властям приходило так много писем с жалобами от военнослужащих-заключенных, что вскоре положение улучшилось. 27-го января 1919 г. министр вооруженных сил отдал приказ освободить 113 лиц, отказавшихся от несения военной службы по религиозным или иным убеждениям, но только в апреле 1919 г. Випф вернулся в свою общину.
Випф и его братья победили насилие страданием — как учит нас Новый Завет.
Разные убеждения
Многие из тех, кто поддерживают участие в войне, соглашаются с тем, что война ужасна, но считают, что мы не можем отказаться от несения военной службы, если наша страна в опасности. В мирное время мы должны быть добрыми и миролюбивыми, говорят они, но в случае войны мы должны исполнять наш гражданский долг. Приверженец христианского миролюбия не может понять этого, потому что смотрит на все с другой точки зрения, спрашивая себя: “Каким должен быть христианин?”, а потом решает все как христианин.
Примером может служить один средневековый рассказ. Гуляя в воскресенье по полю, крестьянин увидел епископа, который охотился на зайцев. Крестьянин решился сделать ему замечание: "Я удивляюсь, что ваше преподобие охотится в воскресенье". "Я охочусь не как епископ, а как князь", — был ему ответ. Крестьянин почесал голову и спросил: "А если дьявол овладеет князем, что будет тогда с епископом?"
Приверженец миролюбия не может видеть разницы между гражданским долгом и долгом христианина.
Во время Второй мировой войны Англия боролась не на жизнь, а на смерть, чтобы сохранить свою независимость, но она была достаточно милостивой, чтобы освободить непротивленцев, которые были не в силах убивать, даже на войне. В США представители трех церквей и другие христиане встретились несколько раз с президентом Соединенных Штатов, чтобы обсудить этот вопрос. На заседании в январе 1940 г. они вручили президенту прошение следующего содержания:
Президент дал согласие на 1-е прошение и пообещал сделать все возможное, чтобы исполнить 3-е. Он поинтересовался о беженцах-меннонитах в Парагвае и ему ответили, что они живут хорошо, без тюрьмы и армии. Он засмеялся и сказал, что если бы в США могли так жить, то бюджет был бы приведен в порядок! Президент выразил признательность за положительное проведение программы для непротивленцев. "Ну теперь мы взялись за дело. Мы узнаем какую работу могут выполнять лица, отказавшиеся от несения военной службы из религиозных убеждений. Замечательно!" Президент предложил им составить план и обсудить его с министром юстиции страны. В конечном итоге в 1940 г. был издан закон, который позволил лицам, отказавшимся нести военную службу по религиозным или другим убеждениям, служить стране в тылу.
Одна за другой страны мира меняют свое отношение к людям, которые протестуют против войны по религиозным или иным убеждениям. Англия была первой, затем последовали Канада, Мексика, Западная Германия, Франция, Нидерланды, Италия и другие. Быть может Бог позволит, чтобы настал тот день, о котором пели пророки: "И будет Он судить народы, и обличит многие племена; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Ис. 2,4).
Мы рассмотрели, что говорится в Ветхом и в Новом Завете о миролюбии, обсудили учение Христа, Его великий пример и учение Его первых последователей. Мы проследили падение этого принципа в истории и отметили какое место миролюбие занимает в настоящее время. Особенно интересной оказалась история анабаптистов и христиан-непротивленцев в общественном строе наших дней.
Мы дадим краткое изложение о пути миролюбия в восьми утверждениях.
1. Христиане, принявшие учение миролюбия по Библии, считают, что Бог любит и контролирует судьбы людей и наций. Поскольку Он знает все, Он знает кто может прославить Его своей смертью, а кто — своей жизнью. Примерно в 200 г. Тертуллиан отметил, что кровь мучеников есть семя Церкви. Швейцарский
реформатор Цвингли заявил: "Рожденная в крови, Церковь может быть восстановлена только кровью". Говоря другими словами, христианин может продвинуть дело Христа своей готовностью умереть. Мир одерживает победу убивая, а Христос и христиане должны победить умирая! Иисус Христос послал нас как агнцев среди волков (Лук. 10,3).Христиане не говорят, что им дано знать промысел Божий. Это настолько выше нашего человеческого понятия, что мы даже не пробуем понять его. Почему Бог позволил Иакову быть убитым мечом, а Петра спас? (Деян. 12). Почему Он не предотвратил смерть пяти миссионеров, которых несколько лет назад убили индейцы Южной Америки? Почему другие миссионеры — также в опасных положениях — смогли избежать этой участи? Мы должны оставить эти вопросы и их решение всемогущему Богу. Мы уверены, что Он знает, что делает. Все в Его власти и мы примем любое Его решение.
2. Христиане, принявшие библейское миролюбие, считают, что став христианином, каждый новообращенный призван "нести крест и следовать Христу". Крест есть символ. Подобно тому, как Христос выбрал крест для своих мучений и смерти, так и мы последуем Христу до самой смерти, если это необходимо.
Апостол Петр говорит своим читателям не чуждаться огненного испытания, которому их подвергали. Наоборот, говорил он, радуйтесь, что вы разделяете мучения Христа. "Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас... И если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь" (1 Пет. 4,14-16).
3. Христиане, которые соблюдают библейское миролюбие, уверены, что раз Господь приказал им любить друг друга, они не в силах убивать, ни в мирное время, ни во время войны.
Джордж Шоу, драматург, в одной из своих пьес описывает рукопашный бой двух солдат. Один солдат был старым ветераном, другой — молодым бойцом. Ветеран умело сражался, но молодой солдат был его сильнее и стал побеждать. Время от времени молодой солдат замечал, что лицо ветерана напоминает ему кого-то, но кого — он не мог вспомнить. Наконец молодой солдат
нанес ветерану смертельный удар и тот умер. Только тогда увидел юноша, кого он убил: это был его отец.Этот пример похож на борьбу христианина с христианином.
Как мы уже знаем, Иоанн учил нас, что жить любя — значит быть дитем Божьим. Божий народ разбросан по всем концам мира. Можем ли мы ставить преданность своей стране выше верности Божьему народу? Могу ли я, как гражданин Австрии или Заира, ставить свою преданность стране выше верности Христу и Его Церкви?
Христиане, отрицающие участие в войнах, считают, что А. Ланкерли (1852-1951 гг.) правильно изложил эту мысль в стихотворении, которое он написал под псевдонимом Джон Оксенхам:
Во Христе едины все пути,
Восток и запад в Нем едины.
В Нем великое братство любви.
В Нем весь мир, любовью скрепленный.
В Нем всех стран сердца
Найдут свое причастие.
Уверенно Его рука
Завершит наше счастье.
Возьмемся за руки друзья,
Не важен кожи цвет.
Кто Богу верен, для меня
Собрат, — ему привет!
4. Миролюбивые христиане считают, что Иисус Христос определил отношение христиан к неверующим в Своем учении. Он повелел Своим последователям идти в разные страны мира и проповедовать народам, совершая обряд крещения и обучая вере. Поэтому они спрашивают: как могут представители Христа отбросить Великое Поручение Господа проповедовать,
чтобы заниматься от имени правительств мира убийством в случае войны? Это значит убивать мирных граждан, женщин и детей. До Константина, жившего в четвертом веке, христиане отказывались убивать, они не могли убивать, ибо были Христианами.5. Миролюбивые христиане верят в необходимость быть готовыми умереть и дать умереть своим близким — если это позволит Бог — но не поднимать руки на злодеев. С человеческой точки зрения это кажется невозможным, но это решение вызвано исследованием Нового Завета. Конечно, большинство непротивленцев злу оружием сделает все, что в их силах, кроме убийства, чтобы спасти себя и других.
6. Миролюбивые верующие следуют учению Нового Завета. Они считают правительство законным учреждением и, как христиане, подчиняются, уважают его, платят налоги и молятся за него (Мтф. 22, 15-22; Мар. 12,13-17; Лук. 20,20-26; Рим. 15,1-7; 1 Тим. 2,1). Поэтому христиане не анархисты, они не пренебрегают правительством.
Можно задать такой вопрос: "В каком смысле правительство установлено Богом?" Мой учитель, Эдвард Йодер (1893-1945 гг.), считал, что правительство установлено Богом так же как и брак. Бог может быть против определенного брака или определенного поведения супругов. Так может быть и с правительством: Бог против убийства с целью захватить власть и Он может быть против некоторых законов правительства.
Даже царь не может нарушить закон Бога без наказания. О царе Давиле говорится, что он был хорошим царем, который поднял царство Израиля, был человеком "по сердцу Богу" (1 Цар. 13,14; Деян. 13,22). Но когда Давид изменил жене и подстроил смерть Урии, то мы читаем в Библии, что это было "зло в очах Господа" (2 Пар. 11,27).
Иоанн Креститель, зная, что ему грозит смерть, предупредил Ирода о греховности взятия в жены сестры брата, потому что Иоанн был истинным пророком (Мар. 6,18).
Учреждение правительства, как и учреждение бракосочетания, установлено Богом. Независимо от характера правителя, христианин будет ему подчиняться. Когда Павел писал в Рим. 13 о повиновении начальству, императором империи был Нерон, который еще не начал преследовать христиан, но уже тогда считался злым тираном и жестоким человеком. В Откр. 13 описывается гонение на святых, но и там нет намека на то, что они восстанут против правительств. Наоборот, верующих призывают терпеть и верить (Откр. 13,10).
7. Верующие в неучастие в насилии оружием считают, что Церковь, которая проповедует всем людям земли Евангелие, не имеет права учить правительство, как ему поступать. Церковь и правительство — два разных учреждения. Поэтому они пользуются разными методами.
Христиане должны быть кроткими, потому что у них нет простых ответов на сложные вопросы общественного строя, но они имеют право предупреждать правителей, чтобы те не стремились к завоеванию мира, могут протестовать против жестокого обращения с заключенными и должны протестовать, если правительство начинает преследовать религиозные организации. Христиане должны протестовать и оказывать неповиновение закону, который запрещает им служить Богу и Отцу нашего Господа Иисуса Христа.
8. Наконец, миролюбивые христиане глубоко признательны тем государствам, которые признали независимость человеческого сознания перед Богом, и поэтому разрешают христианам служить вне армии. Мартин Лютер в защиту независимости человеческого сознания говорил: "Моя совесть принадлежит Божьему Слову, и я не могу отказаться от своих убеждений. Да поможет мне Бог. Аминь".
По книге “The Way of Peace”, Herald Press, Scottdale, PA, USA
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки