(Продолжение)
— Вы упомянули как-то слово "обмирщение верующих". Что это такое?
— Это когда верующие поступают и живут "по стихиям мира, а не по Христу" (Кол.2.8). Когда мир живет в церкви, а церковь дружит с миром путем подражания ему членов и особенно молодежи в одежде, в манерах и всяких других греховных привычках. Члены церкви стараются только хорошо одеться, хорошо выглядеть, создать себе материальный достаток, а духовно прозябают. Такие с миром и останутся, когда Христос придет за Церковью.
— Хотелось бы поговорить о данной нам Богом свободе проповеди Евангелия и об открытых дверях с Запада в страны СНГ и наоборот, и какие плюсы и минусы эта свобода для народа Божия имеет?
— Мы очень рады и благодарны Богу за посланную Им свободу проповеди Евангелия, которая уже больше десяти лет длится в нашей стране. Однако свобода эта имеет свои плюсы и минусы. Апостол Павел говорит: "К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу" (Гал. 5:13).
Итак, свобода имеет плюс, это — возможность больше служить любовью друг другу, и минус, — возможность больше угождать плоти.
То же самое можно сказать и о гонениях. Они имеют свои и минусы, и плюсы. Апостол Петр говорит: "Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явлении Иисуса Христа" (1 Пет. 1:7). Гонения имеют минус — страдания верующих, и плюс, — очищение их веры и прославление Господа.
Сегодня много говорится о гонениях в СССР в прошлом. Мы жили "за железным занавесом". Десятки тысяч братьев и сестер положили свои головы за проповедь Евангелия. Еще больше прошли чрез коммунистические тюрьмы и лагеря. Слезы и кровь лились рекой. Страдания верующих можно было измерять лишь временами римской и испанской инквизиции. Народ Божий ослабел, рассеялся. Это минусы.
Однако где, в какой еще стране существовало такое христианство, которое выдержало бы на себе объявленную мощным государством войну с Богом и Его народом с целью физического и духовного искоренения и которое не только выстояло бы, но и сохранило единство и чистоту Вероучения и дух первоапостольской Церкви?
Неудивительно, что, исследуя пройденный путь Евангельских христиан-баптистов в России, А. В. КАРЕВ писал в реферате на 90-летний юбилей Братства ЕХБ такие слова:
"Мы прошли долгий путь по течению великой евангельско-баптистской реки, начиная от ее истоков на юге и севере России и до ее теперешних пределов и можем с глубокой благодарностью Богу сказать, что русские евангельские христиане-баптисты по количеству своих членов заняли первое место в Европе. Но не только количественная сторона русского евангельско-баптистского движения вызывает благодарность Богу, прилагающему изо дня в день спасаемых к Своей Церкви, но и внутреннее, духовное содержание этого движения должно вызывать у всего мирового христианства величайшую хвалу и благодарность Богу, так как русское евангельско-баптистское движение является носителем апостольского христианства, чего к сожалению нельзя сказать о христианских церквах Запада. Печальным фактором современного западного христианства, в том числе и баптизма, является утрата ими духа апостольства, духа всеобщего священства и духа простоты. Вследствие этого, всякому кто желал бы найти на земном шаре страну, в которой имеется церковь апостольских дней со всеми атрибутами первохристианства, пришлось"бы указать на Советский Союз, где евангельско-баптистские церкви сохранили до настоящего времени и дух и устройство церквей апостольского времени. Без всякой гордости и зазнайства можно сказать, что евангельско-баптистская церковь в СССР является Апостольской Церковью XX века". ("Братский Вестник" 1957 г.)
И я от себя скажу, что такую оценку КАРЕВ взял не с потолка. Когда наши церкви стали посещать гости из Америки и других стран Запала, то они, видя переполненные молитвенные дома, часто изумлялись, и нередко говорили: “После гонений 1930-х годов мы считали, что верующих в Советском Союзе уже нет, а здесь такие благословения! У нас в Америке полная свобода, в городах по несколько десятков молитвенных домов и они пустые. У русских братьев есть чему поучиться. Мы приезжаем сюда духовно согреться”.
Так заявляли в Москве и в других городах американские делегации баптистов в 50-е годы. Я считаю, что этим русские во многом обязаны гонениям, очищавшим и укреплявшим веру и тому "железному занавесу", который ограждал церкви от наплыва с Запада лжеучений. Это — плюсы гонений.
Мы очень рады и благодарны Богу за дарованную нам свободу собраний и проповеди Евангелия. И еще за тот поток духовной литературы, который поступает к нам из-за рубежа. (Хотя и эту литературу нужно провеивать и просеивать чрез сито слова Божия и братского опыта и отделять мякину.)
Однако свободу эту получили не только дети Божий, но и еще больше - люди мира сего. Через те же самые широко раскрытые двери плывет с Запада столько всякой нечистоты, которая окончательно развращает людей. Недаром один американский деятель недавно заявил: "У нас есть высокая духовная культура, но люди бизнеса открывают вместо водопроводного крана - канализационную задвижку и поят из нее народ". Лучше не скажешь. Сегодня эта "канализационная культура" широким потоком течет по всем улицам и площадям, затопляет рынки и магазины, заполняет телеэкраны и печатные издания. Убийства, грабежи, секс - основные сюжеты западных фильмов и любимая пища большинства телезрителей. Она заполняет сердечный вакуум безыдейной посткоммунистической молодежи, детей и стариков и выплескивается в виде растущей преступности, алкоголизма и наркомании, умножает заразные неизлечимые болезни, заполняет психбольницы, тюрьмы и лагеря. Мерзкие дела, за которые Господь истребил Содом и Гоморру, сделались нормой жизни огромной массы населения. Оккультизм, сатанизм и проституция цветут пышным цветом. Дети развращаются с первых классов начальных школ. Мир катастрофически падает до передпотопного и содомско-гоморрского состояния и разлагается на глазах, вокруг которого уже собираются "орлы". "Неужели Я не накажу их за это? Говорит Господь; не отмстит ли душа Моя такому народу как этот?" (Иер.9:9).
Это — настоящая картина морального развращения людей нашего времени, отчего у многих верующих охладевает любовь. Они подобны Лоту, который, хотя и мучился в праведной душе своей, видя и слыша дела беззаконные, но в отличие от Авраама, роднился с содомлянами и медлил с выходом из Содома, так что Ангелам приходилось торопить его, брать за руку и выводить за город. Медлительный Лот даже пытался по слову Ангелов убеждать родичей выходить из города, (это напоминает сегодняшнюю всемирную евангелизацию), что содомляне воспринимали за шутку. Особенно было привязано к Содому сердце жены Лота и она оглянулась назад. Это прообраз Лаодикийской части Церкви Христа нашего времени. Почему Господь и предупреждал таковых говоря: "Вспоминайте жену Лотову" (Лук. 17:32).
Кроме умножения беззакония в мире, охлаждению и обмирщению церквей есть и другие причины, и, в частности, это внутреннее течение среди самих верующих. Вместе с искренно обращающимися к Богу грешниками, часто вливаются в наши общины крайне испорченные уличным воспитанием молодые люди. Нередко приходят таковые прямо из заключения. Они с детства не научились признавать своих родителей. Родители для них - отжившие старики, предки. Такое же отношение у них и ко всем старшим вообще. Они не приучились работать и сердце их не лежит ни к какому полезному труду. Бездельно-праздное препровождение времени, стильная музыка, любовные романы, телешоу, бездумная компания и жажда легко и весело прожить за чужой счет, - вот и вся их была мораль и цель жизни.
Когда такие люди попадают к нам на собрание, они пробуют приспособиться к новой среде. Обращение к Богу и возрождение, если оно бывает у таковых, - мало изменяет их сущность. Глубоко въевшиеся в плоть и кровь порочные тенденции сидят в них годами, а иногда и всю жизнь. Оказавшись среди верующих, они только перепрофилируются на церковный лад. по сути же остаются теми же самыми. Обычно они стекаются в общины, где у них друзья и где им полная свобода. Там они кучкуются и устраивают всякие вечеринки. Собрания их особо не интересуют, скучно, приходят больше на молодежные общения и под видом разбора Слова. - развлекаются с товарищами и подругами. Сама церковь для таких - не родная семья, а общество единоверцев, нужды и переживания которых им чужды и которых в самую тяжелую минуту можно бросить как чужую повозку среди грязи и "с воза долой". Мы это со скорбью не один раз переживали.
Братство для таковых - пустой звук, а руководство - кучка консерваторов. Ни на каком физическом труде их не увидишь. Будут работать в молитвенном доме старушки и старички, месить глину, таскать кирпичи, а им всегда "некогда". Приблатненные, они ходят по улицам с гитарой или с магнитофоном через плечо и напевают переделанные на мирской лад молодежные песенки. Иногда сочиняют сами.
В нашей малой церкви, которая вся обращенная из мира, в начале тоже объявился такой хоровод. (Некоторые из них уверовали в заключении). Им не нравилась дисциплина: строгость в поведении, в одежде. Пытались даже установить свои порядки: ввести плотскую дружбу, ночные провожания друг друга, самостоятельные поездки с ночевкой в горы. Мы увидели в этом опасность для будущего церкви, беседовали, молились и Бог Сам и по Своему разрешил эту проблему. По очереди стали проявляться у них падения в тяжелые грехи и церковь выносила о каждом из них свои решения. Печально конечно, но так распался весь их хоровод. Печально еще то, что некоторые из них, вместо раскаяния подались к своим дружкам, кто в Совет церквей, кто в большую общину и те, не поинтересовавшись даже за что их наказали, с распростертыми объятьями приняли их и скорей водрузили за свои кафедры.
Можно было бы о такой прослойке молодых людей не говорить, будто мало в церквах настоящей молодежи. Но беда вся в том, что эта прослойка часто поднимается со дна на верх и приходя к руководству, разлагающе действует на свои церкви и на все Братство в целом. Этому в полной мере содействует иммиграция, которая вырывает из церквей, например у нас в Казахстане, почти все дееспособные, выросшие в христианской среде здоровые кадры. Мы наивно радуемся и говорим, что сколько ни уезжают братья за границу, а церкви количеством не уменьшаются. Не задумываясь порой над тем, кем и чем они восполнятся. В лучшем случае, - младенцами, которых некому правильно растить и воспитывать, в худшем же, - на место уезжающих руководителей молодежи, регентов, проповедников и служителей, нередко приходят к руководству выше описанные элементы.
— Как это получается?
— А так. Иммиграция создает в церквах небывалую в истории Братства ЕХБ нужду в работниках на ниве Божией. Свобода евангелизации и возможность образования новых церквей и групп во много раз увеличивает эту потребность. Это с одной стороны. С другой стороны, - создание Библейских Школ и миссий с межконфессиональной и либерально-модернистской закваской, типа Петербургского Библейского Института, Казахстанского Института КАЛТЕК и других подобных им заведений, - штампуют для евангелизации в СНГ тысячи своих пасторов и миссионеров. У их руководителей свое понимание христианства и евангелизации, свои критерии и оценки духовности служителей, а поэтому не требуются, по их мнению, от абитуриентов призвания от Бога на то или иное служение, рекомендации от руководства поместных церквей и прочие "формальности". В их заведениях отсутствует принципиальная догматика конкретного Вероучения того или иного исповедания, церковные дисциплины, понятие о Братстве, насаждается универсализм, безликость. Поэтому не удивительно, что в такие заведения как магнитом тянет вышеописанную прослойку полумирской молодежи. Это будет хороший материал и сосуды для смешения верующих с миром и разложения "консервативной евангельско-баптистской церкви в СНГ". Им выдают хорошие стипендии, посылают на пасторско-миссионерские конференции как внутри страны, так и за границу, в Амстердам, в Америку, на Филиппины...
В 1997 году я встречался в Могилеве и ни один вечер дискутировал с бывшим тогда директором Петербургского Библейского Института Б-м. Позже беседовал с сотрудником того же заведения Д. Неплохо знаком и с Джамбульскими курсантами, которые без согласия своих церквей поехали в эту Школу учиться. Директор и потом сотрудник ввели меня в курс дела в их организации говоря, что вы, русские, не настоящие баптисты. Вы - смесь православия и молоканства. Чистый баптизм, это - американский. У вас половину гимнов в сборниках надо выбросить. Что это вы поете? "Страшно бушует житейское море!" Надо радоваться и прославлять Господа, а вы все еще барахтаетесь в волнах житейского моря!...
Я спрашиваю сотрудника: “Вы являетесь членом какой-либо поместной церкви в Петербурге?” - “У нас при Институте своя американская баптистская церковь и свои пасторы - преподаватели, богословы”. - “А вы когда поете свои гимны, то прихлопываете и притоптываете?” - “А что, сидеть как каменные изваяния? Давид то...” (Вот, оказывается, откуда выражения: "каменные лица", "отмороженные как дубы" и прочие высказывания пасторов-миссионеров вроде того, что из Донецка!)
“Давид не только танцевал, - объяснял я ему, - он много проливал чужой крови. Не можем же мы во всем подражать ему? Мы верующие Нового Завета и у нас образцы другие. У вас на незнакомых языках молятся?” - “Где Дух Господень, там свобода”. - “Так вы - харизматы?” - “Нет, мы настоящие баптисты. Пятидесятники и харизматы — наши братья”.
Следует сказать, что если бы добавить сюда еще фотографии внешнего вида моих собеседников, (в том числе и Джамбульских курсанта и курсантки, которая вскоре сделалась молодой женой более семидесятилетнего мирового радиопроповедника), то можно сразу же согласиться с тем, что мы, русские, действительно "не настоящие баптисты". Настоящие баптисты там, в Америке. Они постоянно улыбаются, одеваются по последней "лаодикийской моде", в собраниях молятся сидя. После собрания идут на танцы, играют в гольф и волейбол, создают футбольные команды, болеют на стадионах, курят, пьют...
Мы же, русские, - "не настоящие баптисты", живем "в глубоком вчера", в древнехристианском нецивилизованном веке. У нас все еще "те же тягучие минорные песнопения, все те же многочасовые служения и конечно, каменные лица без улыбок, эмоций и чувств" ("Вера и Жизнь". 2/2001.)
Дальше, тот же пастор из Донбасса пишет о наших братьях-иммигрантах в Америке следующее: "Уже сейчас детям их скучно и неинтересно в таких церквах. (Нет развлекательных увеселений. — Ю. Ф. К.) Я слышал, говорит пастор, - их исповеди. Кто-то сказал, что ничто так не убивает христианство, как скука. Дело в том, что они увезли с собой образ церкви советского периода. И трепетно культивируют этот образ на американской земле. С закрытостью, закомплексованностью, собственной внутренней культурой, своеобразной одеждой и особым поведением. Они другой церкви не видели и не представляют. Их дети, молодежь, очень быстро воспринимают язык, культуру, образ жизни и поведение сверстников. В их облике раскованность, внутреннее достоинство и свободолюбие американцев, что никак не вписывается в консервативные стандарты иммигрантской церкви. Лучшие - уходят в американские церкви, что не так плохо..." ("Вера и Жизнь". 2/2001.)
Не зная, какой это журнал, можно подумать, что мы прочитали из газетной статьи атеистических пропагандистов о нас верующих 50-х-70-х годов. Если такие пасторы и дальше будут пасти церкви ЕХБ в СНГ, а христианские журналы предоставлять им свои страницы, то они скоро развратят народ Божий, особенно молодежь. По-своему понимая миссионерское назначение Церкви Христа на земле и ставя его выше внутренних достоинств святости и чистоты самой Церкви, они смешают ее со всем окружающим ее христианским миром. Подведут "под мировые стандарты". Лишат ее "уникальности", "закрытости" и всего того, что делает ее "не от мира сего" (Иоан.17:14), то есть, что ограждало ее уже две тысячи лет от обмирщения.
Побывав в Амстердаме и в Америке и окунувшись с головой в западную цивилизацию, они не в пример Навуфея Изреелитянина, за абсолютный бесценок распродают на мировом рынке рожденное в страданиях, политое слезами и кровью неоценимое наследие отцов своих, такое как - богобоязненность в хождении, неповрежденность в учении, твердость в испытаниях и строгость в церковном управлении. Прельстившись внешним блеском и шиком американского образа жизни, они стараются пересадить его на русскую почву. Церковь они превращают в театр, а богослужения - в развлекательные представления. Это их "стратегия". Так стараются привлечь и удержать молодежь, (как в Америке - танцами). Христа они проповедуют не евангельского, грядущего судить мир за нечестие, а современного, как и сами, мирно уживающегося с грехом верующих и всегда сладко улыбающегося. Евангельского-то, "скучного" Христа люди не принимают? Да и церкви, по их мнению, должны приспосабливаться под нрав и "культуры" окружающих их людей, "чтобы они были письмом понятным, читаемым и узнаваемым современниками", как пишет все тот же автор из Донбасса (с.13.)
Для примера он взял одну из американских церквей: "Богослужения, праздники, постановки, застолья, посещения, посылочки, автобус в церковь и обратно, гуманитарка, духовная литература, уроки английского бесплатно, бутербродики, чай и многое другое. Если бы русские пасторы так возились с русскими - у них были бы мегацеркви" (там же, с.13.)
Вот это современные "домостроители" Церкви Христовой на русской земле. Красивая вывеска и фасад церкви, а по сути - клуб с праздничными мероприятиями: постановки, застолья, гуманитарка, бутербродики, чай... куда можно забежать, перекусить, поразвлечься, получить подарок и продолжать жить своей мирской греховной жизнью. Это - образец, новый гибрид экзотического растения, выращенный за океаном и призванный "реформировать структуру союзов и церквей" в нашей стране. Он предлагается нам вместо Братства ЕХБ и спешно пересаживается на русскую землю.
Этому, собственно, в основном и посвящена была Амстердамская Конференция "пасторов и миссионеров" в 2000 году, чтобы преобразить Христа в современные одежды и сделать Церковь Его и Благую Весть более приемлемыми и привлекательными для окружающего нас мира. Каждому выработать свою "стратегию". "Зажечь свой огонь". Только не учитывалось одно, что Церковь Христа, как и ее Глава, не подвластны ни изменениям времен, ни каким земным человеческим "культурам". Они имеют свою, Божественную, если можно так выразиться, неизменную во все века и тысячелетия библейскую "культуру". И люди, кто бы они ни были, - европейцы или дикари, если они хотят спастись, должны принимать Христа и Евангелие благодати такими, какие ОНИ есть, без подделки. "Чтобы вера их утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией" (1 Кор.2:5).
Приспособленный же и угодливый для всех "мессия" скоро придет и такая "клубная", универсальная церковь охотно примет его. Надо только подготовить ему почву. Особенно в странах СНГ. Расчистить дорогу. Для чего и ведется в этом направлении усиленная работа.
Всем церквам ЕХБ нашего союза я пожелаю: "Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем. Будучи укоренены и утверждены в Нем, и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением. Смотрите, братья, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу. Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем" (Кол. 2:6-10).
Но хочу сказать, что и в Америке есть много наших искренних братьев баптистов - евангелистов, с которыми мы имеем общение. Но намного больше - поддельных христианских церквей и учений, которые стремятся заполнить образовавшийся в нашей стране иммиграционный вакуум самими собой. Хочу перефразировать слова того известного американского деятеля, о котором уже упоминал: “В Америке есть высокая христианская библейская "культура", но люди часто открывают в нашу страну не водопроводный кран живой воды, а "канализационную" религиозную задвижку”.
Простые же верующие американцы видят, как далеко эта "христианская" страна, Америка, отступила от Бога и как глубоко погрязла она в грехах. Ни в одной, даже самой отсталой мусульманской стране, не творятся и не оправдываются законом такие мерзкие дела, какие творятся и оправдываются в христианской Америке, где десятки и сотни тысяч богословов, бессчетное число разных христианских деноминаций и где президент присягает на Библии. Я думаю, что если бы американские проповедники с мировым именем не закрывали на все это глаза и не молчали, а поступали бы как написано: "Взывай громко и не удерживайся; возвысь голос твой подобно трубе, и укажи народу Моему на беззаконие его и дому Иаковлеву на грехи его" (Ис.58:1), то скоро отсиделись бы они в покое на своих виллах и узнали бы, что такое быть гонимыми за правду. Зато Америка не опустилась бы до такого состояния и американцам не пришлось бы пить такую горькую чашу как 11 сентября.
Антихрист должен явиться перед пришествием Иисуса Христа. Христос обнаружит его как великого обманщика и "истребит явлением пришествия Своего". Однако дух Антихриста уже давно в мире. Апостол Иоанн говорил о нем: "Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, Но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире" (1 Иоан 4:3).
Антихрист, - это всемирный обманщик, "Террорист номер 1". На протяжении всей истории Церкви он действовал против нее самыми различными способами. Наиболее современный способ, это создание множества всевозможных вероучений и заблуждений. Ничто другое так не препятствует людям верить в Бога и приходить ко Христу, как наличие различных "вер" при одном Боге и при одной Библии. Сатана столько понаделал ложных "двойников" живой Церкви Христа, что люди путаются среди них как в лабиринте, не зная, где настоящая Церковь, а где ее "двойник". Причем сатана выдает каждый "двойник" за истинную Церковь Христову, в то же время пряча свое лицо в них.
Сегодня Антихрист спешно действует в двух направлениях:
Во-первых, он сталкивает народы на самоуничтожение, чтобы оставшиеся обессиленные и обескровленные люди, увидев бессмысленность всех войн, обратились к нему, как к обещанному пророками "мессии" чтобы он установил мир на земле и он устроит "мир и безопасность" ценою принятия его начертания, после чего "их внезапно постигнет пагуба" (1 Фес.5:3).
Во-вторых, он устраняет со своего пути живых христиан, то есть бодрствующую Церковь Христову, которая знает и ожидает настоящего Христа и которая "не допускает открыться ему в свое время" (2 Фес.2:6).
Мы уже говорили, что на пути его стоит Братство ЕХБ в нашей стране. Оно выстояло в тяжелых гонениях коммунистического режима; как зеницу ока сохранило веру в богодухновенность Библии, во Христа, как Сына Божия, единство в вероучении, в домостроительстве, в богослужении, хранит себя от скверн мира и является светом и солью на земле. Это Братство нужно заразить модернизмом, разбросать по странам и обмирщить. В массовой иммиграции части именно нашего Братства ЕХБ, я вижу осуществление этих зловещих планов. В Америку летят самолеты с семьями живых, так необходимых в России тружеников на ниве Божией, а из Америки ветер гонит всякие лжеучения и ересь. (Это не относится к нашим братьям баптистам-фундаменталистам, с которыми мы имеем общение).
Мне очень жалко наших братьев и сестер, которые оставили свою Родину и переселились в чужую страну. Оставили родное Братство со множеством животрепещущих проблем, обширное поле труда и позволили ради выгод плоти выплеснуть себя на заокеанские берега с обнаженными пляжами.
Конечно, для плоти теперь они все имеют, - комфортабельные, с огромными до потолка холодильниками и автоматическими стиральными машинами квартиры. Вовремя выплачивают пособия на детей, пожилым выдают пенсии. Имеются магазины бесплатных продуктов, бесплатных вещей. Насчет работы труднее, нужно знать английский язык. Советское высшее образование и профессии дисквалифицируются и приходится устраиваться то уборщицами, дворниками, прачками, рабочими по уходу за газонами, то развозить в гастрономах пустые тележки и тому подобное. Молодым легче, они скорее осваивают английский язык и если не боятся работы и не воруют, (в России легче тем, кто ворует, а там наоборот), то быстрей приспосабливаются к жизни.
Теперь возьмем духовную сторону. Известно, что переезд через границу, уже сам по себе, как бы меняет и без того невысокую духовность, особенно жен и дочерей, переселяющихся в Америку работников на ниве Божией. Многие "жены-Далиды", "обрившие" своих "мужей-Самсонов" еще на Родине, почувствовав свободу, сбрасывают с себя как уростливые кобылицы узду-косынки, натягивают брюки, расправляют груди, стригутся, завиваются, красятся и еще лучше американок доказывают, что здесь это "прилично святым" и что даже Христос с учениками ходили... в женском платье.
Обмирщение иммигрантов идет полным ходом. Их пригласили и спонсируют местные верующие в надежде, что новые иммигранты привезут из России оживление их умирающим общинам и разогреют их души, их дети возвратятся к ним, а тут наоборот, — соль теряет последнюю силу.
Надо молиться, чтобы Бог Сам открыл им дверь обратно в Россию и чтобы нашлись "охотники и рыболовы", которые погнали бы их на свою Родину. И это будет. Только нужны ли они будут здесь, если они как соль земли уже там теряют силу?
Одним словом, сатана разоряет наше Братство ЕХБ, расчленяет его по частям, ослабляет и усыпляет его как хочет, так что от вдохновенных слов и предсказаний наших братьев-отцов на 4-м Всемирном Конгрессе Союза Баптистов в Торонто в 1928 году, которые я сейчас приведу, - остаются одни лишь воспоминания. Послушаем:
"Наряду с этой евангелизационной задачей, мы стоим перед не менее великой задачей внутри наших общин в деле воспитательной работы. То, что я хотел бы особенно подчеркнуть перед вами, это то, что евангелизация нашей страны имеет мировое значение в деле развития дела Божия на Земле. Россия - не Европа, но она и не Азия, она посредине между двумя мирами. И свет Христов, который разгорается в ней, осветит и согреет и Запад и Восток.
За шесть десятков лет своего существования в России, наше братство достигло замечательных результатов, с которыми не могут сравниться достижения ни одного из других течений.
Мы сможем смело утверждать, что уже к 1905-му году, к 1-му Конгрессу Баптистов, среди всех, так называемых сектантских течений в России, баптисты были самым значительным течением по количеству последователей, самым строгим в защите чистоты своего учения, самым стойким среди тяжких испытаний и гонений царской эпохи и самым ярким и пламенным по горевшему в них духу миссионерства! И таковыми мы являемся и сейчас..." (П. В. ИВАНОВ-КЛЫШНИКОВ. "Баптист" - 1-1929 г.)
И Российское Братство баптистов освещало и согревало в те годы холодное христианство Запада, когда ехали за границу И. С. ПРОХАНОВ, высланные В. А. ФЕТЛЕР, И. Н. НЕПРАШ. В. Ф. МАРЦИНКОВСКИЙ, оставшиеся там Я. Я. ВИНС и многие переехавшие туда другие. Послушаем заявление В. Ф. МАРЦИНКОВСКОГО, сделанного им по приезде к западным христианам в 1922-м году:
"Реформаторы далекого прошлого Джон ВИКЛИФ, Ян ГУС, Мартин ЛЮТЕР выступали в защиту чистоты Евангелия против искажений человеческих. Они реформировали себя и церковь во имя Евангелия. Реформаторы же наших дней на Западе покушаются реформировать само Евангелие в защиту человеческой моды, капризов и вкусов. И таким образом Реформация вырождается в деформацию и Евангелие становится скучной теорией, мутной водой, которую жаждущие отвергают с гневом и возмущением.
Мы несем из России Великую Весть для всего мира. Мы пришли на Запад из горящего дома. Старые ценности, в том числе и религиозные испытались в огне Революции и уцелело лишь то, что зиждется на вечной, божественном основании, на камне веры во Христа, веры всецело горящей любви.
В России побеждает только такая, цельная духовная жизнь. Всякая другая, половинчатая религия, отвлеченный идеализм, горит как солома в горниле величайшего переворота.
Мы пришли из горящего дома, а вы, наши западные братья живете в том же доме, только этажом выше. Мы пришли к вам не для того, чтобы петь вам колыбельные песни и вы продолжали бы беспечно спать на подушках мещанского благополучия. Разве вы не слышите, что в ваших жилищах уже пахнет гарью (точно как в двух близнецах-небоскребах 11-го сентября 2001-го года. Ю. Ф.) и все это туманное богословие и все остроумное сооружение буржуазного христианства, которое задалось безумной целью не мир покорить Христу, а заветы Христа приспособить к миру - сгорит? Все это не устоит в грядущих испытаниях. Вот они идут как буря, как вихрь!
Русский атеизм, сковавший ледяною корою творческую мысль русского народа, есть глубокая болезнь духа. Может быть его назначение выморозить всю гниль, накопившуюся в организме русской религиозности. Эта железная метла, выметающая сор из храма, придет и к вам.
Слушайте Русскую Революцию, слушайте ее всем сердцем и поймите ее предостерегающие уроки, те огненные письмена на стене современного Вавилона: "Мене, Мене, Текел, Упарсин!". (Записки Верующего. 1927 год.)
Все предсказанное МАРЦИНКОВСКИМ, весь этот "огонь" и мировая разруха не заставили себя долго ждать. В 1939 году началась Вторая Мировая война, когда потекла кровь рекой и начался новый передел всего Запада и всего мира. Я хотел бы отнести эти предупреждения Владимира Филимоновича и к современному христианству Америки. Я знаю, Господь любит народ Свой и там, и чувствую всем сердцем, что перед пришествием Христа, это "горнило", эта "железная метла, выметающая сор из храма," очистит Свою Церковь и в странах Запада, и у нас в СНГ, как написано: "И наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записаны в книге. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять как светила на тверди и обратившие многих к правде - как звезды, во веки, навсегда" (Дан. 12:1-3,10).
—Мы затронули самый главный нерв жизни наших церквей - духовный уровень верующих, который на фоне назревающих мировых событий, связанных с пришествием Христа, вызывает большие тревоги. В. Ф. МАРЦИНКОВСКИЙ 80 лет назад сказал, что "В России побеждает только такая, цельная духовная жизнь. Всякая другая, половинчатая религия, отвлеченный идеализм, горит как солома". И еще сказал он западным христианам: "Русский атеизм, сковавший ледяною корою творческую мысль русского народа, есть глубокая болезнь духа”. Может быть его назначение выморозить всю гниль, накопившуюся в организме русской религиозности. Эта железная метла, выметающая сор из храма, придет и к вам".
И вы добавили: "и к нам". Может быть эта религиозная "гниль" мертвой духовной жизни снова накопилась у верующих нашего времени и, в частности, у членов наших церквей? Выходит, надо ждать "железную метлу" гонений для очищения храма? Разве это не должно нас тревожить?
На что, по вашему мнению, руководителям Союзов и общин ЕХБ нужно особенно обратить внимание, готовя себя и церкви к встрече с Господом? Ведь есть же первостепенные и очень важные задачи, а время не ждет? Или можно сказать как тот злой раб сказал: " Не скоро придет господин мой"?
— Перед Братством нашим стоят две первостепенные и очень важные задачи, это - проповедь Евангелия миру и духовно-воспитательная работа в церквах. Которая из них важнее? - Я считаю, что они обе одинаково важны и одна без другой, это - лодка без второго весла.
Одна проповедь миру и создание новых церквей не может быть самоцелью. Лишь бы люди делались христианами и на карте появлялись новые точки общин и групп. А если они всю жизнь будут оставаться младенцами, жить в тех или иных грехах и распространять вместо света - копоть, то это тоже будет не евангелизация, а христианизация страны. Важно не только родить, но и воспитать, вырастить церкви, чтобы члены жили достойной христианской жизнью и были сильными против греха и соблазнов этого мира. Как и Апостол Петр говорил: "Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения. Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2 Пет. 3:17-18).
Это было главной заботой Апостолов во всех посланиях. Поэтому наравне с евангелизацией всегда проявлялась и большая забота о правильном духовном воспитании и росте членов этих церквей, чего сегодня нам катастрофически не хватает. Господь Иисус учил, чтобы люди не просто толпой шли за Ним, но отвергнувши себя и взяв крест свой, - исполняли все, что Он им заповедует. То есть, не как-нибудь строили дом свой, а учитывая неблагоприятные погодные условия и близость реки, - углублялись и полагали основание его на камне, чтобы не было падения дома сего великого.
Так же и Апостол Павел, рукополагая пресвитеров к каждой новой церкви, Деян.14:22, писал домостроителям, чтобы каждый смотрел из чего он строит. Если это дерево, сено, солома, то постройка сгорит, потому что огонь испытает дело (1 Кор. 3:12-15).
У нас же, у большинства общин и групп, нет ни своих пресвитеров, ни учителей, ни вообще опытных работников, которые пасли бы стадо со всей ответственностью. Это меня сильно беспокоит.
Что же касается близости пришествия Христа, то тут не может быть никакого сомнения. Это есть реальность, которая стучится в двери и смотрит в окно. Все доказательства тому налицо. Но самое печальное то, что чем ближе "утро", тем тяжелее бодрствовать. Загляните в молитвенные дома среди недели, и вы увидите, - пустые скамейки. Новообращенные, еще не успели толком родиться на свет, а уже нет первой любви. А как трудно стало по-настоящему обратить хотя бы одну душу к Господу! Не стало горячих и слезных молитв раскаяния в грехах. Не видно должного огня в сердцах и у давно верующих. Большинство членов не расположены ни к какому труду для Господа, живут только для себя, для плоти. А подражание миру, — это как знамение последнего времени. Часто боишься, что слова, брошенные кем-то из отделенных о крупных зарегистрированных общинах: "Уберите оттуда мир и посмотрите, что с них останется", могут быть зловеще правильными.
Конечно, у такого состояния церквей есть и свои социальные корни. Если раньше большинство людей обращались к Богу из семей верующих родителей, из православия, из молокан, которые по природе своей не были такими испорченными и как-то по-своему боялись Бога, то в наши дни приходят души сильно покалеченные грехом. Их воспитала безбожная школа: “станем есть и пить, ибо завтра умрем”. Поэтому, если приходят к Богу молодые, то большинство уже порабощены какими-то пороками. Если - пожилого возраста, то они "уже нажились" и почти за каждым тянется темный шлейф тяжелого прошлого: то они не раз разведенные, брошенные или бросившие своих мужей, а то и детей. Некоторые продолжают жить незарегистрированными. Старенькие члены часто живут с неверующими детьми, которые издеваются над ними, пропивают их последнюю пенсию и церковь не может защитить их. И вообще у людей не стало никакой социальной защиты. Они отданы на произвол судьям-взяточникам, врачам-грабителям и жилищно-коммунальным чиновникам-разорителям так, что не остается на что и жить. Отсутствие работы, (а часто и нежелание трудиться), запутанные семейные, долговые квартирные и прочие проблемы так осложняют жизнь верующих, что многие делаются пассивными и даже потерявшими всякий страх Божий. Они могут неделями, а то и месяцами не ходить на собрания, спокойно не участвовать в Вечере Господней, не читать Слова Божия и не делая никакого доброго дела, - считать себя верующими. Понятие о Церкви, у таковых не идет дальше молитвенного дома, в который они приходят чтобы отбыть "утренню или обедню", или еще лучше, - как в клуб и снова исчезнуть. Никакой духовной связи с живыми членами церкви они не имеют. Их не интересуют ни радости, ни печали народа Божия. На членских собраниях, они как правило, не бывают. Не участвуют в жизни Тела Христова, как не участвуют искусственные члены в организме человека. Апостол Павел называет их плотскими", то есть живущими по плоти, невозрожденными верующими. Они не имеют Духа Святого и Ему всегда противятся (1 Кор. З:3. Рим. 7: 5-9).
Я считаю, что пришло время сделать трезвые оценки прежней нашей работе. Массовые обращения и крещения крайне не оправдали себя. Нужно определять надлежащий испытательный срок каждому новообращенному и не гнаться за количеством; ставить надежный заслон наплыву в церкви всего чужеродного. Особенно в работе в зонах, где крестить вообще нельзя. Приспособленцы и притворщики, которыми сегодня кишит весь мир, в зонах особенно специализируются на том, чтобы прожить за счет верующих. Все это выдвигает духовно-воспитательную работу среди членов на передний план и требует от пресвитеров мудрости домостроителей и пастырской жертвенности. Не удивительно, что так тяжело, а порой и невозможно стало найти нужную кандидатуру на это ответственное служение.
Радует наличие Библейских Школ для подготовки проповедников из числа молодых братьев. Но и здесь сокрыто много "подводных камней", о которых стоит серьезно подумать. Очень важно посмотреть, с какой осторожностью относились к вопросу образования наши старые братья:
"Мы не спорим против того, что образованные и подготовленные проповедники могут много сделать, но мы боимся так же отрыва их от масс и превращения в замкнутую касту, что видим в других церквах. Голодные, оборванные и часто босые, но влекомые и побуждаемые духом, странствуют наши проповедники по обширной нашей земле и не всегда, за неимением средств, могут пользоваться железной дорогой. Им известны все нужды и горе их братьев, они живут с ними одной жизнью... Наш успех во внутренней силе, которую дает Бог". (Из приветственной речи П. В. ПАВЛОВА на Третьем Всемирном Конгрессе Баптистов в Стокгольме в 1923-м году. "Баптист". 1925-1.)
Еще одним из "подводных камней", о которых я говорил, в подготовке молодых проповедников, является ориентация их на сегодняшний день. Будто условия свободы, которой мы пользуемся, продлятся еще долгие годы: лояльное отношение к нам властей, как и терпимое отношение низов народа к верующим, материальная помощь из-за границы, богословские титулы, звания, зарплаты... Как в заграничных библейских колледжах, где говорить о жертвенности и готовности служить Богу в самых критических обстоятельствах сегодня не модно. Там придерживаются такого принципа: на первом месте должен быть Бог. На втором месте - семья. Потом — твое служение. Это - ошибочная, не евангельская тенденция. Разве Бог и служение Ему не одно и то же? Почему их должна разделять наша семья? Если служение не обеспечивает благополучие твоей семьи или рискуешь жизнью, ты можешь оставить это служение. Кому же Господь сказал: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня"? "Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее"? (Мтф. 10:37-39).
У русских евангельских христиан-баптистов раньше всегда был другой подход к труду на ниве Божией. Господь и служение Ему, как одно целое стояли на первом месте, хотя бы семье и пришлось много терпеть ради этого. Если бы ни такой подход, то никто не пошел бы страдать и умирать за дело Божие в 30-е и в последующие годы. Каждый старался бы избежать ареста. Ведь семья же?
Именно так и поступали работники бывшего официального союза ВСЕХБ, чрез что и уклонились от пути истины. У всех у них были семьи. А написано же: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим.5:8). Таким образом слова, сказанные не служителям, а "сластолюбивым вдовам," которые "бывают праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны и говорят, чего не должно" (1 Тим.5:13), братья применяли к себе и ради благополучия семей своих укрывались "под тенью Египта". (Как и теперь, заботясь "о домашних", многие служители бросают труд и бегут в Америку). А что относится действительно к ним: "Кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную" (Мтф. 19:29), бросали и теперь бросают "за хребет свой".
Приведу выдержку из Отчета по благовестию П. В. ИВАНОВА-КЛЫШНИКОВА на 26-м съезде Баптистов в 1926 году о том, как жертвенно трудились благовестники и ставили дело Божие выше интересов своих семей:
"В 1925 году мы имеем уже более значительный список благовестников. Я полагаю, что для всего собрания будет не безынтересно знать каждого благовестника в отдельности и поэтому я позволю упомянуть о каждом брате, работавшем в деле благовестил по поручению Союза, тем более, что поименное упоминание этих дорогих братьев будет некоторым вознаграждением за их, в материальном отношении далеко не достаточно вознагражденный труд, ибо все они получали самое скудное вознаграждение. Они работая, несли всю тяжесть материальных лишений, и отрывавшись от своих занятий, посвятили все свои силы на дело Божие. Я знаю лично целый ряд случаев, когда наши братья благовестники для прокормления своих семей имели поддержку только в лице своих жен, этих молчаливых тружениц-героинь, имена которых должны почитаться наравне с лучшими тружениками на ниве Господней". (Записи о работе 26-го съезда Баптистов в 1926 году в Москве. 1926 г. Стр.34.)
Еще приведу пример достойный подражания из жизни своих родителей о готовности не только "нести все тяжести труда и крест ее скорбей", но и "положить жизнь свою, за друзей своих". Читаю из "Моих воспоминаний":
... "Когда мы подходили к своему переулку, солнце уже садилось за горизонт. Навстречу нам выбежала девочка-соседка Нина ЛЕОНОВА, бросилась отцу на шею и со слезами умоляла:
- Дядя Федя, не ходите домой, вас там ожидают! Вот тетя Римма передала паспорт и деньги на билет, бегите на станцию!
Папа побледнел. Поставил на землю двухлетнего Витюшку, посмотрел на нас двоих. Представил себе братьев и сестер, всю церковь, которую доверил ему Господь. Вспомнил свои пламенные проповеди о доверии Господу, о готовности страдать за Него и быть верными Ему до смерти. А тут - такое! И говорит:
- Куда я побегу от лица Господня? Мне это не впервые. Да будет воля Его!
Он снова взял на руки ребенка и мы пошли. Войдя во двор, мы увидели сидящего на бревнах работника НКВД с овчаркой. Тут же к калитке подкатила черная "эмка" с сотрудниками"...
Так почти все братья и сестры, пострадавшие и отдавшие жизнь свою ради Господа заранее знали, что их ожидает и все же сознательно шли на жертвенник Божий.
"Они не возлюбили души своей даже до смерти" (Откр.12:11).
Были, безусловно и такие, которые в 30-е годы избегали страданий. Тогда их общины расстраивались. Сами они "в бегах" охладевали, отступали. Одних война "подобрала" и они не вернулись. Другие и после войны, как остриженные "самсоны" долго крутили "жернова филистимские" и не могли по-настоящему подняться. Дети у них, ради которых они рисковали своей душой, как правило, оставались неверующими.
— В журнале "Вера и Жизнь" 4/2000 на стр.10 помещена статья "Простираясь вперед", прочитанная как доклад на Конференции "Русь. Миссия. XXI век". В ней делается некоторый анализ прошлому Братства ЕХБ, дается очень низкая оценка евангельско-баптистскому движению в СССР, особенно за период с 1928 по 1985-й годы. Говорится, что за этот период количество верующих сократилось почти в десять раз. Как вы на это смотрите?
— Я уже говорил, что литературу, поступающую из-за рубежа нужно провеивать и просеивать чрез сито Слова Божия и братского опыта и отделять от чистого зерна шелуху. Этим бы нужно заниматься союзам ЕХБ, пока она не засорила и не разложила все наше Братство.
Что касается статьи, то там много сказано правильно. Нужно отдать должное духовному образованию. Согласен я, что под прессом жесточайших репрессий евангельское движение утратило миссионерский дух. И это не удивительно. И все же еще скажу, что оно ВЫСТОЯЛО! Израненное, обескровленное, до предела ослабленное, но - ЖИВОЕ. Нужно было пожить в 30-е и 40-е годы, чтобы видеть. И никогда не сокращалось к 80-м годам количественно "почти в десять раз". Это очень далеко от истины.
Я не статистик, но знаю, что в 70-е годы в зарегистрированных общинах и группах Союза ЕХБ насчитывалось примерно четыреста тысяч членов. Это не считая незарегистрированных, которых было не меньше. В 20-е годы известно, что только в Союзе Баптистов было приблизительно четыреста тысяч членов. Примерно столько же и в Союзе Евангельских Христиан. Так что если сложить цифры верующих ЕХБ официальных и неофициальных общин и групп 70-х годов, то разница в сравнении с 20-ми годами будет небольшая. Перевес может быть даже в сторону 70-х годов. Вот как можно ошибаться самим и других вводить в заблуждение!
Но дело конечно не в количестве. В 20-е годы свободы "невод закинутый в море" много "захватывал рыб всякого рода и вытаскивал на берег" (Мтф.13:47). Но эти "рыбы" были не "сортированные". Рыбаки еще не сели и не собрали "хорошие в сосуды, а худое не выбросили вон". То есть те верующие 20-х годов еще не были в огне. Огонь пришел в 30-е и последующие годы и произвел очищение. И дальше, кто жил в 40-60-е годы, тот знает, как трудно было уверовать в Господа молодым, когда из хоров изгонялась учащаяся молодежь и списки крещаемых подавались Уполномоченным и они шли дальше, на производства, в институты и в КГБ для проработки и "принятия мер", чтобы "число крещаемой молодежи свести до минимума". И все же молодежи было тысячи.
Еще авторы статьи смешали вместе живых верующих ЕХБ с христианами разных конфессий в Румынии, в Китае, и противопоставили весь этот винегрет церквам ЕХБ в СССР. У нас четко определяется членство, не засчитываются дети верующих семейств, строго охраняется чистота рядов и ведется борьба со грехом и с миром, чего нет за рубежом в христианских церквах по названию. Такой непринципиальный подход молодых докладчиков к оценке Церкви Христа на земле, вселяет большую тревогу за будущее наших церквей в СНГ.
Но вернемся к нашей теме.
Жертвенность в служении Господу и сегодня не праздный разговор. Свобода усыпляет верующих. Нужно не повторить ошибки старых братьев 20-х годов. Они слишком поверили в добропорядочность и справедливость политической системы новых большевистских властей. Закрытие отдельных молитвенных домов, запрет на издания журналов и прочие стеснения во время НЭПа, объясняли всего лишь "недоразумением со стороны местных властей", которые после обращения к Центральным властям "легко устранялись".
Смотря на "звезду, падшую с неба на землю и на венцы саранчи, вышедшей из бездны, похожие на золотые, на лица их, как лица человеческие, на волосы у ней - как волосы у женщин", братья не разглядели во время "зубы у них, как зубы у львов. И хвосты их, как хвосты у скорпионов, а в хвостах - жало" (Откр.9:1-10).
Братские Союзы евангельских христиан и баптистов стали строить большие планы на будущее: евангелизировать мусульманские народы, возводить "города Солнца"... Как вдруг в 1929-м году они все сразу разглядели, и "зубы и хвосты и жала". Поняли всю сущность и природу "змея прямо бегущего и левиафана змея изгибающегося". Ис.27:1. Однако многих верующих и работников Братства ЕХиБ испытания 30-х годов застали врасплох, как "зима в летнем платье".
Сегодня — подобная ситуация, повторение того же НЭПа. Мы не знаем, какая система ожидается завтра в странах СНГ. И не будем гадать. Должны только не забывать, что мир не изменил своей природы. И сатана тоже. Если Христу не было места на земле и Ему приготовили крест, то на что лучшее могут рассчитывать Его последователи? "Если хозяина дома назвали Вельзевулом, не тем ли более домашних его?" (Мтф. 10:25). И если мы серьезно, не по традиции верим, что Господь скоро придет, то должны ожидать и исполнение предсказанных Им перед пришествием Его событий: "Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: "я Христос" и многих прельстят. Так же услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство и будут глады, моры и землетрясения по местам. Все же это начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга. И многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца спасется” (Мф.24:4-13).
Нужно полагать, что и теперь гонениям не все верующие будут подвергаться. Часть из них, как и в недалеком прошлом, будут пользоваться определенными исключениями. Как написано: "И озлобится на святой завет... и опять войдет в соглашение с отступниками... Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа; и во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединяться к ним, но притворно. Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и убеления к последнему времени; ибо еще есть время до срока" (Дан. 11. 30-35).
Так же и Иисус представил Церковь последних дней перед пришествием Своим в положении вдовы, вопиющей о защите от соперника своего, говоря: "Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их. Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?" (Лук. 18:7-8).
Поэтому не на широкую свободу проповеди Евангелия и не на спокойную жизнь перед пришествием Христа Церковь должна ориентироваться, а на ярость сатаны, который и, теперь уже знает, что ему не много осталось. И на "Терпение и веру святых, соблюдающих заповеди Божий" (Откр.13:10).
— Мы тоже очень благодарны Господу за наши беседы, что Он позволил нам встречаться и обсуждать такой широкий круг вопросов. Это поможет в дальнейшем ценить единство в нашем Братстве ЕХБ, как написано: "Впрочем, братья, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами" (2 Кор.13:11).
Это вам и всем церквам от нас пожелание.
Интервью брал В. П. ИВАНОВ
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки