В. Ишутин
ВОПРОС ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ
Я считаю, что наша христианская позиция в этом вопросе будет понятней и внешним, если мы начнем свои рассуждения с определения совести, как таковой, и ее значении в сосуществовании людей различных рас, национальностей, убеждений и положений в обществе. Итак, совесть. Что это такое? Совесть - это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке, внутреннее осознание добра и зла; это тайник души, в котором отзывается одобрение, или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка. Совесть - это чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла. Это невольная любовь к добру и истине; это прирожденная правда в человеке, только в различной степени развития.
Если бывают различные мировоззрения, различные убеждения, различные религии, различные философии и политические структуры, то люди созданы все по образу и подобию Божию и созданы все примерно одинаково. И каждому человеку в душу вмонтирован этот надежный и испытанный аппарат самоконтроля, называемый совестью, который срабатывает безотказно и без погрешностей. Иметь добрую, непорочную совесть и жить по ней - это и значит жить по воле Божией (1 Петр.3:21; Деян.23:1; 24.16). Добрая совесть - глаз и глас Божий. Совесть это самое возвышенное и святое, самое дорогое и правдивое, самое верное и неподкупное, что только есть в человеке. Вот почему это чувство боготворят люди различных убеждений. Все люди об этом чувстве имеют одинаковое представление и суждение и прямо связывают его с правдой, с истиной. Вот почему во всех конституциях всех цивилизованных государств одной из первых заповедей провозглашается заповедь о свободе совести. Значит, люди в основном понимают, что совесть - это доброе, святое и истинное, но только не у всех она находится в одинаковой степени своего развития. И поступать по совести - это значит поступать хорошо, во благо и добро. Поэтому решено в развитом мире предоставить свободу совести. Человек, совершающий злые, безнравственные поступки, поступает против совести. Вот почему злые вожди человечества всегда старались принизить значение совести, ибо знают они свойства и силу ее, поэтому, достигая своих целей недозволенными и осуждаемыми совестью средствами, они пытались нейтрализовать, вытравить это чувство из сознания своих подчиненных. Так Гитлер, благословляя свои войска на "подвиги ратные", возгласил. "Солдаты, я освобождаю вас от химеры, называемой совестью!" У дьявола изведанным и хорошо зарекомендовавшим себя средством, нейтрализующим совести в человеке, является алкоголь и наркомания. Вот почему 95% всех преступлений и аморальных поступков совершается людьми, находящимися под воздействием этих средств.
Если бы не было дьявола, создающего различные философии, различные структуры человеческих обществ и обязывающего людей жить и действовать вопреки законам совести, то люди бы очень легко и охотно следовали бы законам совести. А законы совести - это как раз и есть законы любви, законы добра, законы истины, законы Евангелия Христова!
Христос - и любовь между людьми! Христос - и мир на земле! Христос - и доброжелательность, братство, братское расположение людей друг ко другу, добрая воля! Все это возвещено было Ангелами в момент рождения Иисуса Христа в ту незабвенную ночь в Вифлееме. Помните? - "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение..." (Лук.2:10-14).
В до-Христову эпоху самым светлым, святым и истинным, что было в человечестве, - это был Ветхий Завет в народе Израильском. Это был справедливый по человеческим меркам свод законов, воздающий человеку сразу же заслуженное им, но вместе с этим это был жестокий закон, освящающий войны, смертную казнь, делящий людей по расовому и национальному признаку и отдающий предпочтение одному Израильскому народу. Но вот пробил час и Бог посетил все человечество. На землю послан Христос, а с Ним на смену вражде и злобе между людьми послана любовь. Во Христе люди должны понять, что они все братья, и в их взаимоотношениях должно царить теперь благоволение - добрая воля. Война должна быть убита миром, пришедшим вместе со Христом на землю. Ветхий Завет упраздняется Новым Заветом. Все это Бог сделал для человечества со Своей стороны. Но не силой неволит Бог людей повиноваться Ему. По доброй воле человечество должно воспринять Новый Завет и покориться законам совести, законам любви, Евангелию Божию.
Однако, люди привыкли делать зло, они привыкли враждовать, воевать друг с другом, им больше по душе дела тьмы; именно в этом состоянии держит людей дьявол, и люди не особо стремятся выйти пз-под его влияния - за это и будут судимы (Иоан.3:16-21). Некоторые народы восприняли Христа и называются христианскими народами, но Христос воспринят ими чисто теоретически. Практические дела этих народов остались ветхими. Но самое страшное у этих народов это то, что свои ветхие дела эти люди христианизировали, т.е. они не дела свои изменили и подстроили под Христа, а Христа подстроили под свои ветхие дела. Отсюда межгосударственная вражда, лицемерие, ложь, войны, гонка вооружений и доведение средств уничтожения людей до самых изощренных и совершенных форм.
Подделка Христа под свои злые ветхие дела потребовала немало искусства обосновать это теоретически, т.е. изобразить Христа таким, как это выгодно тому или иному государству, тому или иному народу, той или иной политической партии. Отсюда и церковь во многих государствах стала творить и являть волю не Христа, а того государства, в котором она находится; она стала выразительницей взглядов и интересов правящих классов, правящих партий. То есть она стала не невестой, верной своему Жениху Христу, а политической блудницей (Опер. 17 гл.).
Так что истинным христианам порой нелегко правильно сориентироваться для того, чтобы занять правильную позицию по рассматриваемому вопросу воинской повинности. Истинным христианам вменяется в обязанность личным примером показать и доказать своими действиями смысл и значение Великого Учения любви во Христе. А это в современном мире сопряжено со страданиями.
Мы уже говорили о том, что совесть - это тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. Она есть прирожденная правда в человеке, только в различной степени развития. И весь мир признает совесть, как таковую, в качестве критерия при различении добра и зла. Коллективная совесть, как и коллективное сознание всего мира, не стоит на месте; она развивается, но очень медленными темпами. Результатом этого развития является совершенствование законов, конституций и различных поправок к ним. Расширение прав и свобод граждан тех или иных обществ, государств, переход к демократической форме правления - это тоже результат развития коллективной совести.
И в подходе к вопросам войны и мира человечество шагнуло далеко вперед, оценивая войну, как всеобщее зло, а мир - как всеобщее благо. Эти оценки - это результат развития коллективной совести. А коллективная совесть - это ведь ничто иное, как сумма индивидуальных слагаемых. Вот только законы совести в вопросах войны и мира воплотить бы в действительность - этого как раз человечеству не достает. Недоразвитая, несовершенная совесть человечества такова, что она понимает и воспринимает войну, как зло, но она позволяет человеку, убивать человека; она позволяет, когда это необходимо, проявлять насилие над себе подобным, т.е. она позволяет воевать. Вот на такой стадии своего развития находится несовершенная совесть человечества.
Мы уже говорили о том, что Евангелие Иисуса Христа - это и есть учение о доброй, непорочной, совершенной совести, которой человек должен служить Богу. Те, кто серьезно последовал за Господом, кто возрожден от Духа Святого и Слова Божия и кто ревнует о Царствии Божием надлежащим образом, кто серьезно заботится о том, чтобы пребывать в Нем, и чтобы Оно пребывало в нем; кто делает все для того, чтобы Царствие Божие распространялось и воля Божия пребывала на земле, как на небе, - совесть у этих людей добрая, непорочная, совершенная. Для таковых не то чтобы проявить насилие, убить кого, а даже чувство ненависти к кому-либо приравнивается к убийству (1Иоан.З:15). Христианин имеет такую совесть, но не имеет власти на земле; мир же не имеет такой совести, потому что отверг Христа, но имеет власть. Злоупотребляя своей властью, поступая против собственных законов, провозглашающих свободу совести, мир стремится скомкать и затолкать развитую, совершенную совесть христианина в "прокрустово ложе" своей недоразвитой, несовершенной совести. В результате - конфликтная ситуация, требующая от христианина великодушия, мужества, веры и терпения (Откр.13:9-10).
Удивитесь вместе со мной искривленной логике этого мира: с одной стороны - десяток врачей в поте лица трудятся, чтобы спасти одного человека; целое медицинское отделение борется за жизнь преждевременно родившегося ребенка. С помощью сложнейших и дорогостоящих операций врачи пытаются продлить человеку жизнь на несколько лет, или хотя бы месяцев... И здесь же, по соседству, группа ученых-медиков разрабатывает изощренные методы уничтожения человека и всякой жизни на земле... Просматривается ли здесь истинная логика? Можно ли здесь говорить о совершенной совести? И может ли истинный христианин солидаризироваться с подобным ходом мыслей, с подобной философией?..
Нам, видимо, следует вкратце рассмотреть учение Иисуса Христа касательно конкретного отношения христианина к насилию, к войнам, к оружию и воинской повинности.
Для того, чтобы лучше понять учение Иисуса Христа по этому вопросу, нам необходимо ясно представлять себе картину видимого и невидимого мира. В мире постоянно происходит война идей. Фанатично-экстремистское, террористическое мусульманство, или оставшееся без Христа с крестом в левой руке и с мечом и орудиями инквизиторских пыток в правой руке христианство; социализм, или национал-социализм; коммунизм, или евро-коммунизм - все это религии, все это идеи, за которыми стоят различные нечистые духи. Подобно тому, как ветры и шквалы, дующие в разных направлениях во время бури, производят сильнейшие волнения на море, так эти духи, борясь между собой, увлекают за собой человеческие массы, производя революции, войны, движения людей и опустошения на земле. Так это было показано и пророку Даниилу, читаем: "Видел я в ночном видении моем, и вот четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого..." (Дан.7:2-3).
В подтверждение вышесказанного здесь я хочу привесть еще некоторые места из Священного Писания: "Но Он сказал мне: не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить себя перед Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим, но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день, но вот Михаил, один из первых князей, пришел мне помочь, и я остался там при царях Персидских. А теперь я пришел возвестить тебе что будет с народом твоим в последние времена", и еще: "И он сказал: знаешь ли для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот придет князь Греции. Впрочем, я возвещу тебе что начертано в истинном Писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня втом, кроме Михаила, князя вашего..." (Дан.10:12-14 и 20-21 ст.).
Конечно же, строки Библии весьма скупы, но и они проливают некоторый свет на события и процессы, происходящие в невидимом мире. Значит, во Вселенной действуют различные духи. Они оказывают прямое влияние на жителей земли и держат их под своим контролем, разделяя землю по регионам, людей -по религиям, государства - по политическим структурам. Эти духи порой враждуют между собой, борются друг с другом, увлекая в эту борьбу людей. Так происходят революции, войны, мятежи. И вот среди множества этих верховных нечистых духов во Вселенной есть Дух Святой, Дух Христов, Который имеет Своих последователей на земле - это Церковь Христова. О ее назначении в этом мире, о ее положении и особом месте, о ее призвании - мы уже говорили выше.
Но я хочу, чтобы читатель самостоятельно осмыслил: дело ли это христианина, который является членом церкви, членом Тела Христова, принимать участие в этих бесовских революциях и войнах? Место ли христианину в какой-либо политической партии? Дело ли это христианина брать в руки оружие, предназначенное для истребления себе подобных людей и принимать участие в войнах, в убийствах?
Давайте в дополнение к выше прочитанному прочитаем еще чему учит Господь на этот счет: "Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф.6:12). И в другом месте: "Оружия воинство-вания нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы" (2Кор.10:4). Значит, наша война не физическая, не против людей, - но духовная и против дьявола и его сил. Оружие наше - не то, которое предназначено для убийства людей, но духовное оружие, о котором сказано в Послании к Ефесянам 6:10-18. Да, мы воины, но воины Христа. Война наша против духов зла; людей же всех национальностей и убеждений мы спасаем. Таково наше призвание. И если нас принуждают брать оружие и идти воевать, отстаивая какие-либо земные пределы, или отстаивая какие-либо политические структуры, мы не должны делать вопреки законам свой совести, мы не должны нарушать законы любви, принесенные на землю Иисусом Христом. И если за верность заветам Христа нас самих убьют - мы должны мужественно, с достоинством и честью воспринять это.
Нужно сказать, что в некоторых государствах действительно уважают совесть и освобождают людей от воинской повинности по религиозным убеждениям. Так менониты освобождались от воинской повинности по религиозным мотивам в царской России. Не все, наверное, знают о том, что одним из первых декретов Советского государства был декрет об освобождении людей от воинской повинности по религиозным убеждениям. Но впоследствии, когда молодые люди стали злоупотреблять этим законом: они к моменту призыва на военную службу притворно становились верующими, когда же проходил срок службы их возраста, они опять становились халдеями; власти усмотрели это и аннулировали этот декрет с той целью, чтобы выявлены были настоящие христиане.
На сегодняшний день - мы видим - в нашем обществе большие перемены. Так по рассматриваемому вопросу принят, наконец, закон об альтернативной службе. Это является свидетельством прогресса в развитии коллективной совести общества. Но эта победа достигнута благодаря мужественному и стойкому поведению простых братьев-христиан, которые при прошлом тоталитарном режиме мужественно отказывались от оружия, выполняя волю Христову и рискуя ради этого своей жизнью. Воздай им, Господи, спасением и благословениями!
Но мы все же проследим, как беззаконие в этом вопросе проникало в церковь и как следует это беззаконие нейтрализовать. Здесь к узакониванию беззакония в церкви по рассматриваемому вопросу приложили свою руку те самые "топорища", о которых мы говорили выше. Соединивши все вместе: и грешное и праведное; и старое, и новое; что нужно - перекосивши; что нужно - извративши, они вывели теорию, согласно которой, верующие люди, члены церкви, могут и должны брать оружие и, наравне со всеми гражданами, воевать, убивать. Это лжеучение официально было принято в церковь и по сей день энергично внедряется в жизнь церкви, связывая ее грехом и удаляя от Бога.
Всего этого лжеучения мы рассматривать не будем здесь, остановимся лишь на некоторых положениях его.
Прежде всего это то, что в основном оно основано на Ветхом Завете, который де, освящал войны и т.д. Мы уже многократно отмечали прежде, что Ветхий Завет не может являться для нас руководством к действию, потому что он аннулирован, сделан недействительным, упразднен Христовым Евангелием (Еф.2:15; Кол.2:14). Этот немаловажный факт сознательно игнорируется этими лжеучителями. Поэтому тех оснований и аргументов, которые берутся из Ветхого Завета для обоснования этой пагубной теории, мы и касаться не будем. А вот тех ссылок на Новый Завет, которые сознательно извращаются, или преподносятся в извращенном виде, мы несколько коснемся.
Одна из таких ссылок - это то, что к Иоанну Крестителю, проповедующему покаяние и пришествие Царствия Божьего, подошли воины и спросили." "А нам что делать?" И сказал им: "Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своими жалованьем" (Лук.3:14). ''Видите! - говорят эти лжеучителя. - Иоанн не сказал им:'бросайте оружие. Значит, можно угождать Богу и с оружием в руках..." Но так ли это?
Давайте внимательно вникнем в смысл и значение слов, сказанных Иоанном воинам. Нужно, конечно, понимать что Иоанн Креститель уже не стоял на позициях Ветхого Завета, он - Предтеча Новому Завету. Нужно также учесть, что к Иоанну подошел военный патруль бывшего там военного гарнизона -а это были уже представители реальной власти. Возможно, и вопрос их не был продиктован чистосердечием; не исключено, что вопрос был проверкой пророка на лояльность к существующей власти. Так что ответ должен был быть правильным, осторожным и мудрым. На первый взгляд ответ Иоанна как будто бы не по существу, или не по адресу: воинам не такой должен быть ответ. Но давайте рассуждать.
Первое: "Никого не обижайте". Этот невинный совет очень многому обязывает воина. Ведь профессия и назначение воина - это воевать, убивать. Ну а теперь подумайте: как это воин может убивать себе подобного человека и, делая это, не обижать его, а вместе с ним и его семью, родителей, детей? Абсурд, не правда ли?
Второе: "Не клевещите". Казалось бы, что может быть общего у воинов с таким неблаговидным пороком, как клевета? Оказывается, и воины, и их командиры, имеют самое прямое отношение к клевете, как на общественный строй, так и на вооруженные силы противника. Те, кто служат, или служили в армии, те хорошо об этом знают. Солдат должен знать своего противника, как врага, которому один суд; - он должен быть побит, уничтожен. А для того, чтобы воспитать эту зоологическую неприязнь к противнику в сознании воинов, нужно постоянно изображать его с плохой стороны, нужно изображать его в отвратительном виде, нужно представлять о нем самую непристойную информацию это то, что в политической подготовке солдат получило название: "образ врага". Делается это сознательно во всех армиях мира, и делается испокон веков. А это и есть та клевета, против которой предупредил воинов Иоанн Креститель.
И последнее: "Довольствуйтесь своим жалованием". Здесь речь идет о грабежах и мародерстве, которые являются неизменными спутниками военных походов, военных компаний. Итак, оказывается Иоанн ответил воинам очень даже по существу. Но ответ был рассчитан на думающего человека. Ответ был Божий, мудрый и правильный. Он был дан представителям власти, и к этому ответу не придирешься. Но если бы воины захотели послушаться совета Иоанна Крестителя, им ничего не оставалось бы делать, как оставить свою профессию, уйти с военной службы; ибо невозможно оставаться воином и никого не обижать, не клеветать и довольствоваться своим жалованием.
Так что - здесь я обращаюсь к тем, которые задумывают свои пагубные теории насчет угодных Богу воюющих христиан - примите мои соболезнования и сожаление: Иоанн Креститель со своим ответом не может быть для Вас основанием.
И "топоры", и "топорища" проявляют завидное рвение, когда оказывают давление на молодых христиан и обрабатывают их, убеждая брать оружие и воевать так же, как воюют все халдеи. Ну "топоры" можно понять, они не знают и не признают никакой другой жизни, кроме земной, и их положение в обществе должно быть надежно защищено от посторонних посягательств. Но что думают "топорища" о своей будущей встрече с Господом и о своей участи в будущем?..
Со стороны тех и других нередко приходится слышать такие доводы: Вы должны защищать свою родину, свои семьи, своих родителей. Если враг станет издеваться над твоими родителями, станет насиловать твою жену и убивать детей - неужели ты не возьмешься за оружие, чтобы, поступившись своими убеждениями, силой воспрепятствовать врагу делать это? Разве есть что дороже, священней родины, родителей, семьи? Что сказать на это? Расчет, конечно, сделан метко, и аргумент веский и убедительный.
Но хочу привести контраргумент своим оппонентам: представим, что вы человек государственный, то есть являетесь носителем военной, или государственной тайны, и случилось так, что вы попали в плен к неприятелю. Вас пытают и требуют выдать тайну, которой вы обладаете. Вы мужественно сопротивляетесь. Тогда ваши враги приводят вашу семью и ваших родителей. Над родителями начинают издеваться, жену насиловать, детей убивать - в ответ на ваше сопротивление. Будете выдавать тайну?.. Более легкомысленные из вас скажут: "Нет!" А более глубокомысленные - промолчат в ответ на мой вопрос...
Я хочу, чтобы вы поняли, что есть нечто более священное, чем все земное даже если оно самое дорогое для нас; есть принципы, которыми человек просто не может поступиться и готов ради них выстрадать и претерпеть все. Вот такими принципами для христианина является Господь, Его воля и непорочная совесть христианина, освященная Божьей благодатью. А насчет земной родины Господь Иисус высказался так: "Лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет где приклонить голову" (Мф.8:20). Ученик не выше Учителя, и слуга не выше Господина своего (Мф.10:24). Тот же удел на земле и христианам. Они - пришельцы и странники в этом мире, а Родина их -на небесах. В какой бы стране они ни жили, к ним всегда будет одинаково отрицательное отношение; презрение, притеснение, гонение. Законы Небесной Родины, интересы которой представляют христиане здесь на земле, запрещают христианину с оружием в руках подвизаться за какие-либо пределы земли, за какие-либо политические структуры, проливая человеческую кровь, потому что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной в Царствии Небесном (Иоан.2:15; Откр.22:15).
Нельзя не сказать несколько слов об одном из атрибутов воинской повинности - военной присяге, в которой человек клятвенно заверяет своих товарищей и командиров, а также правительство страны, что он с оружием в руках будет сражаться с врагами до последней капли крови и т.д. Конечно, такую присягу истинный христианин принять не может, потому что написано в Слове Господнем: "Не клянись..." (Мф.5:34), и потому, что христианин выполнить такую присягу не может.
Некоторые из командиров, встречаясь с христианами по службе, советуют им принять присягу, для того, чтобы благополучно отслужить. "А если случится война, - говорят они, - тогда поступай, как велит тебе твоя совесть". Но у христиан не так, как у халдеев. Христианин, если пообещал, он должен исполнить. А если он не может выполнить - он не должен обещать, потому что участь всех лжецов в озере огненном (Откр.21:8).
Мы уже говорили о тех, которые, подобно Иуде Искариоту, целуют истину и предают ее (Лук.22:47-48; Мф.26:48-49); так вот, они учат молодежь, дескать, если вас принуждает начальник, командир, принять присягу, брать оружие и воевать, убивать, - вы это делайте без смущения: отвечать за это пред Богом будете не вы, а тот военачальник, который заставлял вас делать это; ведь Урию Хеттеянина поставил под удар Иоав, а Бог спрашивал за это с Давида, давшего Иоаву такое приказание (2Цар. 11 и 12 гл.). Мы договорились вначале: "Ветхий Завет не смешивать с Новым Заветом в рассматриваемом вопросе, но по поводу этих явно еретических, ложных аргументов скажу: написано в Новом Завете: "Каждый за себя даст отчет Богу" (Рим.14:12).
Давайте все же попытаемся проследить логику в этом моменте, как "топоров", так и "топорищ"; то есть, как властей, разрабатывающих и издающих законодательства по этим вопросам и обязывающих христиан исполнять их, так и тех лжебратьев, которые внедряют эти законодательства в жизнь церкви.
Предположим военное противостояние двух противоборствующих сторон. Среди воинов той и другой стороны есть христиане, наученные лжебратьями обеих сторон, что воевать и убивать во время войны - не грех, отвечают, де, за это не сами убийцы, а их командиры (которые, кстати, тоже считают себя христианами). Начинаются военные действия, и члены Христовой церкви, члены Тела Христова, призванные Господом спасать людей, с оружием в руках начинают целиться друг в друга, чтобы таким образом в "почтительности предупредить брата" и первым убить его... Наконец патроны все расстреляны -братья оказались живыми; начинается рукопашная схватка, братья с ножами бросаются друг на друга... Схватка оканчивается тем, что обессиленные и израненные друг другом братья не в состоянии обагренными кровью руками довершить начатое. Наконец, один из них, который оказался более духовней своего брата во Христе, подполз к нему и зубами перегрыз ему глотку, после чего совершил благодарственную молитву за благополучный исход дела...
Что это? Сарказм? Кощунство? Не то и не другое. Это логический абсурд, к которому ведет мышление и ложное учение по вопросу воинской повинности, внедряемое в жизнь Церкви Христовой во многих странах мира. Спрашивается: куда же отправил брат душу своего брата? В ад, или рай? И куда он сам после этого пойдет: в ад, или в рай?
Я обращаюсь к серьезным людям, в том числе и к серьезным христианам: может ли христианин со своей доброй, непорочной совестью воспринять такое учение и такой образ действий - рассудите сами...
Как странники и пришельцы в этом мире, мы не можем заставить властей отменить те или иные законодательства, мы не можем диктовать им свою волю, мы можем только молиться Господу, чтобы власти не издавали таких законов для христиан, которые христиане не могут исполнить (1Тим.2:1-2). Мы можем объясниться с властями и попросить их посчитаться с нашей совестью, свободу которой они провозгласили в одной из первых заповедей своего основного закона. Но если власти останутся непреклонными, нам остается одно - страдать за свои чистые, святые, возвышенные идеи. Здесь терпение и вера святых (Откр. 13:10; Фил.1:28-29; 1Петр.4:15-16). Чем, взявши меч, быть убиту мечом, и потом быть ввергнутому в ад, - лучше, во исполнение воли Божией, не брать меча, и если пострадать за это, то страдаешь ты не как вор, или убийца, или посягающий на чужое, но как христианин - за истину.
Своим посещением планеты Сын Божий Иисус Христос принес людям свободу, мир, радость, цивилизацию, любовь и братство в отношениях между людьми. Отныне вражда и войны в отношениях между людьми должны быть искоренены, как аморальные и недостойные человека явления. Человек возрождается к новой жизни, в результате совесть его становится доброй, совершенной. Отныне мир на земле, так как все люди - братья! Вот что внес Собою в жизнь планеты Спаситель Иисус Христос. Но изучая Его земную жизнь, мы нигде не встречаем, чтобы Он организовывал или включался в какую-либо политическую кампанию, организовывал пацифистские движения, собирал подписи и пожертвования в фонд мира. И тем не менее, люди, а особенно представители властей, ревниво оберегавшие свое влияние на народ, очень чутко и четко поняли миссию Христа.
Давайте с вами прочитаем вот это место: "Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит; если оставим Его так, то все уверуют в Него - и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом" (Иоан. 11-47-48). Видите, как отчетливо была понятна миссия Христа: если все сделаются христианами, то откажутся от насилия, или от противления злу насилием, а это значит откажутся от оружия и не станут воевать. Этот вывод напрашивался сам собою, потому что Христос проводил абсолютно независимый курс Своего служения и проповедей, направленный на моральную революцию, на нравственное перерождение людей, им предлагалась абсолютно новая идея, доселе совершенно неведомая людям." мир - без войн, все люди - братья, любовь - вместо вражды, в результате - спокойная, счастливая жизнь на земле и блаженная вечная жизнь на небе. Но эта идея не устраивала невидимый мир духов злобы поднебесных. И было решено физически устранить, ликвидировать Христа. Но идея эта осталась бессмертной. Она имеет в лице преданных, верных христиан своих последователей, которые своими поступками, своей жизнью практически осуществляют ее на земле.
Эта идея будоражит умы и души и мирских людей с их несовершенной совестью. На сегодняшний день они просто играются, забавляются ею и утопически мечтают о ее воплощении. И если бы продлилась жизнь на земле, то понадобилось бы еще не менее двух тысяч лет, чтобы общественное сознание мира выросло до такого уровня, чтобы считать войну и всякое насилие вообще - как гнусное и аморальное явление; а оружие и тех кто его производит - как проклятых извергов человечества. А христиане сейчас имеют такое сознание. Вот на сколько тысячелетий христиане в своем сознании, в своей совести переросли, превзошли своих мирских современников. И это благодаря Евангелию Божию, которое сделало христиан таковыми.
В данном рассуждении мы рассматриваем Христа, как Вождя человечества. Но мы знаем, что Христос прежде всего Спаситель, Который знал, что человечество в целом не примет Его. "Тем же, которые приняли Его, верующим во имя Его, Он дал власть быть чадами Божиими" (Иоан.1:12). И это для них Он сказал Свои знаменитые слова насчет войн, насилия и оружия: "...Все взявшие меч - мечем погибнут" (Мф.26:52). Обстоятельства, при которых сказаны были эти слова, специально были запланированы для двух целей: для того, чтобы сбылось пророчество о Христе, как о причтенном к злодеям (Лук.22:35-38); и для того, чтобы христиане знали свою участь, если они, по примеру этого мира, будут брать в руки оружие, предназначенное для убийства себе подобных людей.
При беглом чтении этих слов, создается впечатление, что речь идет о смерти от меча, то есть: всякий, кто возьмет меч - от меча умрет. Но там сказано не "умрет", а "погибнет". Погибнет - это более, чем умрет. Это значит, что он умрет на земле насильственной смертью и душой своей погибнет в вечности. Мы знаем - это слово употреблено в судьбе Иуды Искариота: он не просто умер, но погиб (Иоан.17:12). О галилеянах, кровь которых Пилат смешал с жертвами их, которым перед этим проповедовалось покаяние, но они отвергли его - о них сказано, что они не просто умерли, но погибли. То же сказано об иерусалимлянах (Лук.13:1-5). Слово "погибель" - это не только, и даже не столько смерть физическая, сколько участь в будущем, в вечности (Мф.7:13; Фил.3:19; Евр.10:39; Откр.17:8; 1 Кор.15:7-18; Мф.18:11; 10:6). Поэтому те христиане, которые берут в руки оружие, которые воюют, убивают людей - да знают что их ждет в будущем, в вечности.
Мне кажется, что по этому вопросу пора подводить итог: служить в армии христианину не грешно, а вот брать оружие, предназначенное для истребления людей, и идти воевать, убивать, христианин не может, если он рассчитывает попасть на небеса; следовательно, торжественно, или же только тайной подписью, пообещать то, чего он не может выполнить, то есть принять присягу, христианин не может, если он рассчитывает угодить Господу и получить спасение.
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки