Народ чечевичного выбора

Александр Шадов

НАРОД ЧЕЧЕВИЧНОГО ВЫБОРА

    «Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал ему: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал Исав первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство» (Быт.25:32-34)

  атеисты

 Есть такая история в Библии. Печальная. В обмен на миску чечевичной похлебки Исав отказался от своего первородства. Другими словами: пренебрежительно отнесся к тому, что имело высокую духовную ценность, тем самым, лишив себя многих Божьих благословений, Божьего покровительства. И лишил не только себя, но и свое потомство.

   На мой взгляд, этот пример имеет непосредственное отношение к теперешней ситуации в моем городе, да и в моей стране, которая опять находится на пороге «исторического выбора».

   Выбор моего города

   Город, в котором я живу – это действительно мой город. Именно так я его и ощущаю. Здесь родился, учился, женился… Сыновья уже взрослые, внуки есть. Служение пастором второй десяток лет привнесло особое чувство духовной ответственности за живущих здесь. Оно есть и у всех членов нашей небольшой поместной церкви.

   Отсюда – несчетное число молитв к Богу о городе и горожанах, служение, им же, благотворительностью, добрым примером и духовным просвещением (к примеру, за последние годы почти десять тысяч Новых Заветов было подарено только через личные беседы, что, думается, достаточно немало для 25-тысячного населения).

   Когда-то это был по-своему красивый и ухоженный провинциальный городок, со многими промышленными предприятиями, со своим укладом, культурой. Но последние двадцать лет жизнь в городе постепенно угасает, вместе со стареющим населением. Молодежь из него бежит, не видя здесь для себя никакой перспективы. Приличное образование, работа, зарплата – это всё в «резиновой» Москве, до которой отсюда триста верст. Жилье получить – только за деньги, которых у молодых нет. Качество жизни – о нем нет смысла говорить. Даже внешне – вечно разбитые дороги, и тротуары, которые нужно обходить стороной даже после небольшого дождя, потому что вода и грязь собирается именно на них (шедевры архитектурного искусства!). Город стареет, вымирает и умирает. Еще и грязный. Мусор, который повсюду, отчасти скрывается зимой, когда его занесет снегом, или летом, когда трава большая (благо её почти не скашивают). И сами горожане – большей частью народ угрюмый из-за озабоченности такой жизнью.

   Каждый день я встречаю людей, заглядываю им в глаза и, в основном, вижу в них безысходность. В глазах пожилых – печаль и отчаяние, среднего возраста – растерянность, у молодых – непонимание. И лишь иногда в них промелькнет надежда. Какой контраст с официальной телеверсией российской действительности!

   Хотя надежда на лучшее спрятана в сердце любого живого человека. Каждому хочется, в конце концов, чтобы забрезжил свет и в его тоннеле! И вот на эту почву в очередной раз пошел вал соблазняющей предвыборной рекламной информации. Люди, в общем-то, понимают, что это именно реклама, мало что общего имеющая с реальным исполнением, но всё равно надеются. Ну, еще разок, может вот этот не обманет!.. Люди вчитываются в очередные обещания, и потом они сделают свой выбор, притом – все, и кто пойдет голосовать, и кто – нет.

   А я смотрю на них, и сердце мое скорбит из-за того, что мои соотечественники все также катастрофически не спешат определиться с главным выбором, который-то, собственно, и определяет исполнение всех надежд, с выбором, к которому призывает их Сам Бог: «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего…, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа…» (Вт.11:26-28).

   Бог предлагает, а человек выбирает. Выбирает каждый, но в итоге это становится выбором всего народа. Бог предлагает человеку вернуться к Нему, обрести свое первозданное предназначение, которое соответствовало воплощенному Богом замыслу о сотворении людей по Его образу и подобию (Быт.1:26-27). Бог предлагает грешным людям снова стать Его детьми, обрести благословения первородства, потерянные в результате грехопадения предков и грехов, совершенных уже самим человеком.

   Бог протягивает грешнику Свою руку, Он предлагает ему благословенную жизнь, наполненную оптимизмом, процветанием и «совершенной радостью» (Ин.15:11). Бог предлагает человеку вновь обрести права первородства, и открывает для этого единственный путь: только через веру в Иисуса Христа. Веру истинную, не обрядовую. Бог обращается к человеку с этим призывом через Свое Слово, Священное Писание.

   Каков же ответ? Тысячи экземпляров Библии и Нового Завета молчаливым упреком пылятся на книжных полках моих земляков. Они отодвигают Бога подальше, и все надежды устремляют в сторону обольстительных речей кандидатов в куда-нибудь. Не смущает даже то, что большинство этих «обещалкиных» обращаются к ним уже не в первый раз.

   А Бог? Взрослым Бог не нужен, дети и молодежь берут с них пример. Вот и получается, что, игнорируя Бога, мой город выбирает чечевичную похлебку, которой он еще не нахлебался. И нет на городе Божьего благословения…

   Вера истинная христианская

   Вера христианская настоящая, по Библии, однозначно предполагает не просто реальное присутствие сверхъестественного Бога в нашей земной жизни, но и Его активное участие, как Творца истории, и в судьбе всего мироздания, и нашей планеты, и отдельного государства/народа, и, разумеется, каждого человека. Именно Бог, преображая верующего человека, делает его способным жить благочестиво во всех отношениях, способным созидать, а не разрушать. Для этого Он и призывает его к Себе.

   Ответить Богу на Его призыв – это значит, прежде всего, поверить в этого Бога. Но для этого нужно узнать о Нем. Где? Разумеется, только в Библии. Но вся абсурдность ситуации заключается в том, что, когда в разговоре ссылаешься на Библию, то в ответ часто слышишь: «Ты не нашей веры!» Или: «Что я, сектант какой, чтобы Евангелие читать?» И главный аргумент – мол, наши предки верили в Бога и без Библии и Евангелия. Вера библейская нашего человека не интересует (для него это – лишняя морока), а жизнь по вере – тем более.

   Но истинное христианство – это не свечки раз в году… Христианство – это Иисус Христос, Бог истинный, Личность, которую нужно принять всем сердцем, чтобы Он действительно стал Господом, т.е. господином жизни человека. Христианство – это истина об этой Личности, Иисусе Христе (т.е. Слово Божье, Евангелие), в которую нужно поверить. Христианство – это жизнь веры, по этой истине и в подражание этой Личности. Если что-то из перечисленного выбросить, то получится очередная бутафория, самообман, дело пустое, безнадежное и Богу неугодное.

   Многие называют Христа Спасителем, но вовсе не живут так, как если бы Христос действительно был для них Господь. Доказать это вовсе нетрудно. Вся страна погрязла в грехе, а все – верующие. Как же так? Вот и хочется спросить: «Граждане, а собственно в какого Бога вы верите? И какое отношение ваша вера имеет к Иисусу Христу? Разве что называетесь Его именем?» Но это не более чем случай массового самозванства, который лишь подчеркивает размеры лицемерия и лукавства.

   Быть христианином – это значит быть последователем Христа, Его учеником, жить по Его заповедям и стремиться во всём быть похожим на Него. Другого варианта в Библии просто нет!

   А представляете, если в России все верующие действительно вдруг станут такими? Что делать-то будем? Правители будут править страной, имея страх Божий. Чиновники будут честно и за зарплату исполнять свои обязанности, проявляя искреннюю заботу даже о простом народе. Коррупционеры раскаются. Всё разворованное вернется народу. На производстве не нужно будет надсмотрщиков. Семьи станут крепкими. Не будет брошенных жен и детей. Исчезнет империя сиротства-опекунства. Тюрем останется совсем мало. Потребление алкоголя, сигарет и наркотиков резко упадет, как и количество больных в больницах. Ни с больных, ни со студентов никто не будет брать взяток. Полиция, суд и СМИ будут честно исполнять свои обязанности, и все будут уважать их… (Дайте волю своей фантазии!..)

   Но если мы действительно хотим жить именно так, чтобы было за что уважать самих себя, и чтобы другие нас уважали, то нужно выбирать Бога, а не чечевичную похлебку.

   С чего же тогда начать? С покаяния.

   В нашем народе не принято каяться. Вообще. Ни за прошлое, ни, тем более, за настоящее. Бытовое понимание веры и покаяния – это когда можно приходить в церковь без числа раз, говорить слова извинения воображаемому абстрактному Богу, ставить свечки, давать деньги попу, а по выходу из церкви – со спокойным сердцем делать и дальше, что делал раньше, только уже с намерением прийти на следующий такой «очистительный сеанс» через неделю, месяц или год – кто как.

   А о покаянии библейском, о котором говорит Христос – в нашем народе и слышать не хотят. Такое покаяние – искреннее обращение к Богу, отвращение от греха и обещание Богу жить дальше по Его заповедям – нашему народу не годится. И вера такая не годится. Но это тоже – личный чечевичный выбор каждого!

   Евангельское христианство

   Некоторые специалисты серьезно утверждают, что коммунизм в СССР был бы обязательно построен, но при условии, если бы удалось воспитать «нового человека» коммунистического общества. С этим не получилось, хотя в коммунистической идеологии многое было взято из последних шести заповедей Декалога. Первые четыре, об отношении человека к Богу, проигнорировали и, в результате, потерпели полное фиаско.

   В России дело обстоит еще хуже. Идеологии нет. Национальной идеи нет. Налицо – явно технократический подход: законотворчество, реорганизации, макроэкономика, национальные проекты, модернизация, и т.п. Но кто же всем этим вдохновится всерьез, да еще и будет способен это реализовать, если в центре всего – не человек с его жизнью и интересами, как главная ценность, а государство, этот ненасытный молох, пожирающий своих же граждан? Кого и на что вдохновит умножение числа российских миллиардеров в «Форбсе», или Москва, которую сделали государством в государстве?

   Чтобы не просто выбраться из той прорехи, в которой страна находится уже двадцать лет, и ситуация пока усугубляется (в этих условиях выросло целое поколение!), но стать современным справедливым обществом счастливых людей – для этого нужен другой человек. Человек высокой нравственности, оптимист, вдохновленный и вдохновляющий. И чтобы из таких, в основном, состояло всё общество.

   Где взять такого человека? Выпустить указ президента? Разработать спец-закон? Создать учебную программу? Заставить в приказном порядке? Это всё абсурд. Лошадь можно привести к водопою, но нельзя заставить её пить воду. Внутри человек останется прежним, а, значит, и общество.

   Меняет же человека только Бог, когда тот по-настоящему приходит к Нему. Доказательство тому – истинно верующие в Иисуса Христа, и особенно убедительно это проявляется в евангельском христианстве. В христианах, в которых Бог совершил духовное перерождение в подобие Христу.

   Евангельское христианство в России немногочисленно, но оно могло бы стать для всей страны великим благословением. В нем заключен огромный нравственный потенциал. Кроме высокой, Христовой, нравственности, по которой стараются жить эти верующие, они еще и очень активные люди, поскольку их главная мотивация – делать всё ради Христа, наилучшим образом, притом – буквально всё, что бы они не делали. То есть они воспринимают служение Богу через искреннее, бескорыстное, с любовью служение людям. Они могли бы быть великолепным катализатором в процессе возрождения всех сфер жизни общества, без исключения.

   Реальность же такова, что в стране существует негласное замалчивание евангельских верующих и благотворной для общества деятельности их церквей. Но такой потенциал, если он не используется, перестает быть инициативным на внешнюю среду и замыкается на своей внутренней жизни. Поинтересуйтесь жизнью современных протестантских церквей России. Многие вам признаются, что за постсоветское время власть с поощрения РПЦ уже многим из них «поотбивала руки» настолько, что они уже не хотят проявлять лишней инициативы.

   Уместно здесь отметить и вот еще что: негативное/несправедливое отношение к евангельским христианам происходит «не в углу», и косвенно влияет на окружающее население, здравая часть которого правильно оценивает творящуюся на их глазах несправедливость, проецируя её и на себя (они тоже сплошь и рядом сталкиваются с подобными вещами).

   Почему такое происходит, в принципе? Возможно, потому, что благочестивый человек в нашем далеко не благочестивом народе выполняет роль мальчика из сказки про голого короля? И также что благочестивое общество нужно только власти, которая и сама достаточно благочестива и боится Бога?

   Вера и политика

   Существует мнение, что религиозный вопрос в нашей стране очень сильно политизирован. Евангельские христиане это знают не понаслышке. Политикам, конечно же, беспокоиться было бы не о чем, если бы Бога придумали они сами. Скажем, ради ублажения суеверного народа. Но разве это и на самом деле так? А если в реальности – Бог над всеми и всем, в т.ч. и «сердце царя – в руке Господа» (Пр.21:1)? Тогда как?

   Власть, чиновники, элита… Не исключено, что какая-то (но, уверен, чрезвычайно малая) часть из них, позиционирующих себя верующими, и в действительности истинно таковые. Но эта часть настолько мала, что не оказывает на нравственную, культурную и социально-экономическую ситуацию в стране какого-либо существенного влияния.

   Все же остальные «верующие» – только для вида, по протоколу. «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит.1:16). Эту категорию можно назвать религиозными, набожными. Но, с точки зрения Библии, по сути своей – это безбожие, как ты его красиво ни называй, и даже с использованием имени Христа.

   Как-то мэр одного города, принимая Библию в подарок, прежде о многом поинтересовавшись и выслушав меня, спросил: «Неужели Вы действительно полагаете, что можно жить по Библии?» Получив утвердительный ответ, он сказал: «Нет, лучше я отнесу её домой, потому что, если я буду ею руководствоваться здесь, на рабочем месте, то меня не поймут». В аналогичной ситуации один директор предприятия был примерно так же откровенен: «Вы понимаете, что если я стану действовать по Библии, то мне нужно уходить с этой работы? А мне до пенсии осталось несколько лет».

   Как раз я-то хорошо их понимаю, т.к. в свое время сам, став убежденным христианином, ушел с должности заместителя директора завода по этическим соображениям. Но скажите тогда, уважаемые, сколько же стоят ваши честь и достоинство? Или цена им – солидная (ближе к московской) зарплата, крутая машина, левые доходы за счет своих же сограждан, большая пенсия, богатая и сытая старость в личном особняке? Эх, уразуметь бы вам слова, сказанные Христом: «…жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк.12:15) и «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16:26)!

   Попытка политизировать Бога – гораздо больше, чем просто глупость и безрассудство. И чтобы это понять, нужно иметь представление о Боге по Библии, и тогда такая оценка покажется даже мягкой. Занимаются этим обычно люди, не имеющие истинного понятия о библейском Боге и, тем более – не имеющие с Ним никаких личных отношений.

   Вполне понятно, когда одни люди создают привлекательную идеологию, и она на какое-то время заполняет духовный вакуум в умах других людей, а то и всего народа. Но за двадцать лет постсоветского периода с этим ничего не получилось. Вот и выходит, что, не имея предложить в этом плане ничего существенного, остается только «пропиариться» на фоне образа Бога, поэксплуатировать в своих целях эту тему, которая, на самом деле, очень важна для человека (даже на интуитивном уровне).

   Мне не раз приходилось слышать вместо разумных объяснений по поводу чинимых нам запретов примерно одно и то же:

- Ну Вы же неглупый человек, понимаете, что это связано с религиозной политикой.

- Понимаю… Но где во всём этом Бог?

- А Бога здесь нет… Потерпите, может со временем что изменится.

- Да нам-то терпеть – не привыкать. Только упущенного времени не вернуть, и народ пачками идет в ад. За это за всё придется конкретно отвечать перед Богом уже вам, кто во власти. И шанс выкарабкаться у страны с течением времени также испаряется. Многие уверены, что Россия уже прошла «точку невозврата».

   Наивно было бы полагать, что подобное отношение со стороны начальствующих, когда вместо Библии и библейского христианства предпочтение отдается бытовому варианту веры, является свидетельством только заблуждения или невежества. Возможно, отчасти это так и есть. Более того, не исключено, что это верно как раз именно для большинства власть предержащих, но только – для мелкого и среднего уровня, от которых не зависит большая политика. Этому большинству дай завтра другую команду – только удивляться будем, как всякое недоброжелательство к евангельским верующим сменится любовью (до следующего руководящего и направляющего указа).

   А вот что до серьезного уровня, то там, надо полагать, такая позиция сформирована осознанно. Очевидно, там понимают, что дай сейчас «зеленый свет» христианству настоящему, о котором говорил Христос и апостолы, то большинство теперешних «верующих» со свечками по праздникам будут выглядеть очень бледно, и тогда уже просто «свечное стояние» в великолепии храмов не пройдет. Тогда ведь придется в каждом дне самому сверять себя по шкале Христовой, а не по политической под церковным лозунгом.

   Тогда надо будет соизмерять свои поступки с нравственными критериями, которые единственно угодны тому Богу, которому, как предполагается, отдают почести и наши чиновники. А ведь у Христа, судя по Его словам, всё определяется достаточно просто и однозначно: «кто не со Мной, тот против Меня» (Мф.12:30).

   Некоторые считают, что власть откровенно побаивается влияния евангельского христианства. Почему? Очевидно, здесь уже опять напрашивается сюжет по упомянутой выше сказке.

   Наместники Бога на земле

   В начале года произошел один случай, весьма характерный по своей сути, отчасти также побудивший меня записать эти размышления.

   В нашей церкви уже несколько лет действует кукольный театр. Показываем спектакли с христианской тематикой детям и взрослым в школах, подшефном детском приюте, детских садах, домах престарелых. Так вот, приходит руководитель театра в городской санаторий-профилакторий (там уже бывали и прежде), в который на время каникул привозят на оздоровление одновременно более сотни детей из разных районов области. Но на этот раз директор ведет себя по-иному: «У нас нет никаких претензий к вашей церкви. Я лично очень уважаю вашего пастора. Но я не могу нарушить приказ нашего наместника Бога на земле (называется имя настоятеля местного прихода РПЦ), который категорически запретил пускать вас куда-либо».

   Вот так, ни больше, ни меньше, а – наместника Бога. Что это: курьез, невежество или закономерность? Жизнь показывает, скорее – последнее, как иллюстрация настойчиво формируемого в обществе отношения к евангельскому христианству вообще. Ирония же того случая еще и в том, что вскоре после этого «наместник Бога» оказался под следствием за какие-то финансовые манипуляции со средствами на строительство храма.

   В обществе существует довольно распространенный взгляд, что православная церковь (знает ли она об этом?) готовит себе печальное будущее. Сработает принцип «за что боролись…». За последнее десятилетие особенно высветилась следующая её черта (и как бы она не вуалировалась) – нетерпимость по отношению к другим исповеданиям. И, чтобы избежать упреков по части радикализма или экстремизма, делается всё достаточно лукаво: на высоком уровне – дипломатично декларируется согласие с действующей Конституцией (ст. 14: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»), но на местах, де-факто, всячески утверждается своя единственность и исключительность. Наивно было бы предполагать, что только в нашем провинциальном городке они настраивают население против «не наших» верований. Но если это ваша позиция, так заявите об этом смело, во всеуслышание, а не действуйте методами от лукавого.

   Мне много раз приходилось слышать, что РПЦ просто боится евангельского христианства. Притом не по причине конкуренции, которой пытаются объяснить некоторые их неприязнь, а потому что евангельское христианство в России – это вызов для РПЦ. Можно, конечно, не отвечать на него, но тогда снова везде – призрак того мальчика из сказки…

   А если ответить на вызов? Тогда на повестку дня выходит евангельское преобразование и духовное возрождение РПЦ, что может привести к краху той религиозной системы, которую веками выстраивали в России. Это конец религиозно-этническому варианту веры (т.е. русский – значит православный), суть которой в понимании большинства сводится к следующему: называй себя верующим и – живи, как хочешь. Теперь же нужно будет ориентироваться уже на библейский, Христов подход: «А что мы познали Его [Христа – А.Ш.], узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божья совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Ин.2:3-6). Другими словами, Библия ставит вопрос ребром: не кто ты по национальности, а – христианин ты или нет.

   Разве церковь не знает, что внешнее – это отражение внутреннего? И вся жизнь в нашей стране – тому подтверждение. Грязь в отношениях между людьми, грязь на улицах и в подъездах – потому что грязно в душах, грязью наполнены сердца людей. Христос же призывает к духовному, внутреннему перерождению, высоконравственному. И истинное христианство стоит именно на этом. Истинных верующих не надо заставлять под дулом автомата одеваться в приличные одежды, или во всём поступать честно (Евр.13:18).

   Кстати, несколько лет назад к нам на богослужение пришел дьякон местного прихода РПЦ (как потом оказалось – по заданию областного архиепископа). По завершении служения, в беседе, я его спросил: «А как вы относитесь к этим словам, записанным в тексте 1Ин.2:3-6?» Он ответил: «Так жить невозможно!» – «Тогда для чего и для кого эти слова Бога?».

   Только духовное возрождение отдельного человека (а через это – всего народа), чему должна способствовать, призывать и показывать пример церковь, как раз и решает все вопросы по части нравственного исцеления развращенного общества, за которым последует и социально-экономическое процветание. Не наоборот. Но это дело гораздо сложнее, чем просто поддерживать религиозное невежество народа, который, к примеру, спокойно и с удовольствием празднует языческую масленицу перед Великим постом. Сложнее, прежде всего, потому, что для этого церкви самой нужно быть духовно возрожденной.

   Просто же различные религиозные (и административные) потуги по преобразованию жизни в обществе обречены на провал, и даже на противоположный, отрицательный результат, если эта религиозность не есть признак веры настоящей, сутью которой является Иисус Христос. Если Христа во всем этом нет, то всё – «суета сует и томление духа» (Еккл.1:14). И если РПЦ действительно когда-нибудь всерьез озаботится Божьими целями для благословения нашего народа, то ей придется становиться евангельской церковью по своему внутреннему содержанию. И это будет не чечевичный выбор.

   Проблема в человеке

   Не следует понимать упрощенно: мол, правители или православные иерархи виноваты. Да, Иисус Христос пообещал: «…от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12:48), и они все ответят соответственно своим положениям. Проблема же гораздо сложней и глубже. Во всём виноват, прежде всего, сам народ. Но не в собирательном смысле, как «народная масса», а каждый человек в отдельности. Выбор народа – это совокупный выбор каждого отдельного человека. Но дело в том, что и отвечать перед Богом будет каждый за себя. Бога не устраивает «колхоз». Ответственность перед Ним – индивидуальная. Это Его принцип, который четко изложен в Библии. И адвокатом на Божьем суде для каждого может стать только Сам Христос.

   Когда сравниваешь, как живет наш народ с тем, как желает чтобы он жил Бог библейский, Триединый, то понимаешь, что дело не в высокой политике. Сами ведь политики и чиновники – плоть от плоти своего народа. Вот потому и нужно смотреть пристальней и глубже. Куда? В человека. А реальность такова, что этот наш человек делает выбор не в сторону евангельского образа жизни. Евангелие Христово и жизнь по Божьим заповедям – зачем? Зачем утруждать себя, ставить в какие-то рамки, если есть прекрасная альтернатива: верить так и в такого бога, чтобы жить, как хочется?

   Человек наш не выбирает глубоких, искренних, благочестивых отношений с Богом. Не выбирает предложенных ему семейных отношений сына/дочери с Небесным Отцом, на условиях первородства. Не выбирает образа жизни, о котором в Библии говорится как о постоянном пребывании во Христе.

   Он не выбирает и, соответственно, чистого, праведного образа жизни, который следовало бы проявлять везде: в себе самом, в семье, на производстве, в обществе, в отношении ко всему и ко всем. Как-то пришлось беседовать с убежденным мусульманином:

- Я уважаю только настоящих верующих

- И христиан?

- А такие есть?

- Да

- Я что-то не встречал. Я вижу другое: ваш Бог Христос – или очень слаб, или это просто обман

- Почему?

- А если Он действительно учит вас в Своих заповедях поступать праведно: не пьянствовать, не блудничать, не воровать, не обманывать, трудиться добросовестно…, то почему все как раз это и делают сплошь и рядом, а называют себя верующими? У нас к Аллаху и Мухаммеду действительно отношение, как и подобает относиться к Богу и Его пророку. Мы воспринимаем их реально, слушаемся их, и за это Аллах нас благословляет…»

   Вот так-то. И всё в нашем народе – от незнания Слова Божьего: «Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божьей» (Мф.22:29). Потому сейчас и есть самое распространенное отношение к Евангелию, Библии – «не наша вера!» А какая тогда ваша? Разберитесь на трезвую голову!

   И еще. Не надо строить иллюзий. Иисус категоричен. Не надо забывать, что Он «тех, которые говорят о себе, что они иудеи, но не суть таковы, а лгут», называл «сатанинским сборищем» (Отк.3:9). Параллели в нашем обществе, а вернее – «разобществе», по отношению к тем, кто называет себя верующими, но не суть таковы, провести очень легко, а результаты и выводы от этого – весьма прискорбные.

   Шанс от Бога: был, есть или – будет?

   У России уже были шансы, когда можно и нужно было сделать выбор в сторону истинного Бога.

   Когда князь Владимир выбирал правильную веру, но без проповеди Евангелия. Древнерусский летописец Нестор в своей «Повести временных лет» (начало 12 века) сообщает подробности крещения Руси: «…Затем послал Владимир по всему городу со словами: “Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг”. Услышав это, с радостью [здесь и далее выделено мною – А.Ш.] пошли люди, ликуя и говоря: “Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь и бояре”. На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду…, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ… Люди же, крестившись, разошлись по домам». (1)

   А по прошествии семи веков Нестору вторит великий русский философ и историк П.Я.Чаадаев: «…Другое великое событие… есть введение в Отечестве нашем святой православной веры. Везде, куда вначале не проникал свет божественной истины, везде встречал он сопротивление умов, закоренелых в суевериях языческих, везде видим при распространении христианства или кровавый бой между прошлыми верованиями и новыми в виде сил земных, или упорный спор одних умов и торжества Слова Божия. Но ни того, ни другого не увидите при вступлении веры Христовой на землю русскую… Итак, без борьбы и без благовестия [т.е. без проповеди Евангелия – А.Ш.] водворилась у нас вера Христова, достаточно было одной державной воли, чтобы все сердца склонились к этим новым понятиям». (2)

   Объяснить произошедшее не так уж сложно: просто эта «державная воля» сама не имела представления о том, что делала совершенно противоположное записанному в Библии: «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?.. Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:13-14,17).

   Полная Библия на русском языке (Синодальный перевод) впервые появилась менее полутора сотен лет назад, только в 1876 году. И как только она стала достаточно широко читаться в народе, в России началось евангельское пробуждение. Но властью и РПЦ (поощрявшим черносотенство, антисемитизм, гонения на инакомыслящих и, прежде всего, на евангельских христиан) был сделан такой выбор, что в результате получили революцию, а потом и семьдесят лет «советско-вавилонского плена».

   По прошествии еще одного века Бог снова дает шанс, которому уже мы свидетели. Но за минувшие двадцать лет религиозной свободы народ этим шансом не воспользовался. Если даже не принимать во внимание принадлежащих к другим этническим религиям, а взять только тех, кто традиционно причислял себя к христианскому миру, так вот, именно этим «христианам» Бог настоящий, Триединый, оказался ненужным. Так, разве для обрядов и праздников, но не для каждодневной жизни по Его заповедям. Живого Бога подавляющее большинство этих «верующих» отвергло.

   Что, снова выбор – в пользу чечевичной похлебки? Сколько же мы собираемся испытывать терпение Бога? А не пора ли подумать, что другого шанса может уже и не быть? Что под теперешними лозунгами завуалированного безбожия и будет заканчиваться печально история страны на фоне обилия куполов-колоколов? Богу ведь не это надо. Бог желает, чтобы каждый грешник обрел первородство, т.е. восстановил мир с Ним, себе во благо, и стал жить, от всего сердца любя Бога и своего ближнего. Это первородство обретается только через настоящую, библейскую веру в Иисуса Христа.

   Мы и так прослыли «Иванами, не помнящими своего родства». Часто можно услышать, как известные лица бравируют (только непонятно, почему?) расхожей фразой: «История учит нас тому, что она нас ничему не учит». Но если не учитывать историю, то это значит – обрекать себя вновь наступать на те же грабли, а это – больно…

   Страна чечевичного выбора

   Многое произошло в стране и с нами за двадцать лет. И доброго, и плохого. Жизнь хоть как-то более-менее нормализовалась – это, разумеется, хорошо, особенно в нашем настрадавшемся обществе, где живуч лозунг «Уж только б не было войны» (хотя Кавказ остается неспокойным, и по всей стране – плакаты об угрозе терроризма). Пенсии и зарплаты (какие есть) не задерживают, прилавки полные, бытовой техникой обзавелись, автомобилями. Правда, большей частью, всё это импортное. С реорганизацией собственной экономики дела паршивые. Прошло уже двадцать лет так называемых реформ (есть и те, кто оценивает их как двадцать лет воровства). Но можно ли сравнить их результаты, скажем, с послевоенным восстановлением СССР? Или с «планом Маршалла» для послевоенной Европы? Или с «японским экономическим чудом»? Не очень сравнивается?...

   В чем же тогда причины? В происках внешних врагов? В неблагоприятном расположении звезд? Или в реальном состоянии, качествах и потенциях народа? В отчасти бездарном управлении государством? А может, всё это так кем-то и было задумано? Разумеется, в будущем соответствующие специалисты во всем скрупулезно разберутся и на всё дадут исчерпывающие ответы, но как бы всё это не оказалось слишком поздно…

   В истории нашей страны каждый период обрел свое устойчивое название. Было время коллективизации и индустриализации, была сталинская эпоха, хрущевская оттепель (но не для верующих), брежневский застой, короткая перестройка, которой хватило, чтобы перестал существовать СССР. А как будут со временем называть этот период, 90-е и дальше?

   Очень не хотелось бы, чтобы это стало эпохой национального позора. Временем, когда сами граждане растерзали свою страну и продолжают это делать, пока есть что терзать. Не случись массового морального предательства народа со стороны властей и силовых структур, может и не было бы многих страданий, и жизнь была бы другой? Но это произошло: очень многие, облеченные властью, законом и оружием оставили простой народ беззащитным, а сами, пользуясь своим положением, стали стервятниками, насыщающимися от тела больной страны, своей страны. Алчность многих власть имущих, притом на самых разных уровнях, перешла все воображаемые границы. (Эти же люди не скупятся и на слова о патриотизме. Каково?!) Грабеж страны был возведен в достоинство. Посмотрите, вся телевизионная и литературная современная «классика» повествует именно об этом. Сама реальность жизни тому сплошное доказательство. Но это и есть национальный позор: страну неимоверно богатую разграбили сами её жители – безудержно алчное меньшинство при попустительстве нравственно деградирующего большинства.

   Что же может ожидать Россию, если смотреть на ситуацию через призму Библии? Божье наказание, потому что «не верующий в Сына [Иисуса Христа – А.Ш.] не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.3:36)? Будет ли это еще одним вразумлением? И каким именно? Через потрясения? Или же Бог уже принял окончательное решение о судьбе России и россиян, как когда-то Иисус сказал жителям Иерусалима: «И вот, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:38)? И единственное, за что в таком случае только и остается уцепиться: «Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву» (Еккл.9:4).

   Кто-то скажет: ну, это всё – констатация факта. А каков же выход? Конечно же, проблема многогранная. Но, как и в других случаях, среди множества условий, необходимых для её решения, есть одно или несколько достаточных. На мой взгляд, если исходить из главенства Триединого Бога над Его творением, из сути Его замысла о творении (по Библии), таким главным условием является обращение к Богу нашего народа с покаянием и принятие образа жизни по Божьим заповедям (кстати, такой случай описан в Библии, с Ниневией).

   Если хорошо понимать природу происходящих в этом мире процессов, а в нашем случае, прежде всего – полную зависимость от Бога, то тогда и методы можно и нужно выбирать с употреблением Божьей мудрости, правильные. Те, которые приведут к великолепным результатам, за которые потомки будут благодарить, а не проклинать.

   Без глубоко духовного нравственного стержня (а это – Христос) внутри человека – всё окажется бесполезным, человек не будет созидать. Спасительная последовательность такая: прозрение, покаяние (отвращение от безнравственной безбожной жизни), духовное возрождение, процветание. Применительно к нашей реальности, обязательным должен быть поворот к Евангелию Христову. Сам Христос говорит: «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мар.1:15) «и в Меня веруйте» (Ин.14:1). Нужно принять Христа по Евангелию, т.е. Бога – по Библии, а не по человеческим представлениям. И православной церкви должно стать церковью евангельской, которая будет открывать людям Бога и своим примером богоугодной благочестивой жизни вести за собой свою паству Божьими путями.

   Пишу и понимаю, что это всё – лишь мечтательные фантазии. Потому что наш народ не озабочен этим. Он не выбирает Христа, как основу своей жизни. И мне понятно, что ситуация от этого будет только и дальше трагически усугубляться.

   И еще. Беда ведь не только в России. И Европа, и Америка, и другие, семимильными шагами убегают от христианских ценностей. Бегут всё к той же чечевичной похлебке. Но лично для меня это слабое утешение. Мне, прежде всего, жаль моего народа. Сегодня я вижу его печальный выбор. А Божий «закон сеяния и жатвы» никто не в силах отменить: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал.6:7).

   Это мой народ, в котором я родился, в котором жили мои предки, в котором я живу и служу Господу. Народ, о котором плачет мое сердце. Народ, который и дальше так и будет хлебать эту чечевичную похлебку, наполненную грехом, лукавством, всяким нечестием (где ты, «святая Русь»?). Будет хлебать до того момента, пока не изрыгнет обратно, пресытившись всей этой мерзостью. Или привыкнет? Адаптируется? Тогда шанса нет.

   Это – моя страна. Страна чечевичного выбора, пока не обратится к Христу.

   «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.11:15)…

   Александр Шадов
   пресвитер церкви ЕХБ "Благовест" г. Нелидово
01.12.2011

1. Цитата по изд. «Повесть временных лет», сборник, Москва, 1965, стр.62-75.

2. П.Я.Чаадаев, «Отрывок из исторического рассуждения о России» (статьи и письма), Москва, 1987, стр.313-314.


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки