СОДЕРЖАНИЕ:
3. Человек
5. Возрождение
6. Спасение
7. Воля Божья
После того как Господь Бог сотворил небеса и землю (Быт. 1:1), Он не бросил мир на произвол судьбы. Он продолжает быть вовлеченным в жизнь Своего народа и в заботу о Своих созданиях. Бог вовсе не как тот часовой мастер, что сделал часы, завел их, и пускай себе идут. Бог, напротив, — это любящий Отец, который заботится обо всем, что создано Им. Непрекращающаяся забота Бога о Своих творениях и людях в доктринальных терминах называется промыслом Божьим.
АСПЕКТЫ ПРОМЫСЛА. Есть, по крайней мере, три аспекта промысла Божьего.
(1) Сохранение. Своим могуществом Бог сохраняет мир таким, каким Он его создал. Исповедь Давида ясна: "Правда Твоя, как горы Божий, и судьбы Твои — бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!" (Пс. 35:7). Эта сохраняющая мощь Бога достигается через Его Сына Иисуса Христа. Павел утверждает в Кол. 1:17, что Христос "есть прежде всего, и все Им стоит". Могущество Христа держит вместе даже мельчайшие крупицы жизни.
(2) Обеспечение. Бог не только сохраняет мир таким, каким Он его создал, но также удовлетворяет нужды Своих созданий. Когда Бог создал мир. Он создал времена года (Быт. 1:14) и дал пищу людям и животным (Быт. 1:29-30). После потопа, уничтожившего землю. Бог обновил обещание об обеспечении следующими словами: "Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся" (Быт. 8:22). Несколько псалмов доказывают великодушие Бога в обеспечении всех Его созданий (например, Пс. 103; 144). Бог Сам открывает Иову Свою силу созидания и заботы (Иов. 38-41), и Иисус недвусмысленно говорит о том, что Бог обеспечивает и птиц в небесах, и лилии в полях (Мтф. 6:26-30; 10:29). Его забота включает не только физические нужды человечества, но также и духовные (ср. Иоан. 3:16-17). Библия открывает, что Бог проявляет особую любовь и заботу о людях Своего собственного народа, каждый из них имеет для Него значение (например, Пс. 90; см. Мтф. 10:31). Павел недвусмысленно пишет верующим в Филиппах: "Бог мой да восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом" (Фил. 4:19, см. примечание). Согласно апостолу Иоанну Бог желает, чтобы Его народ "здравствовал и преуспевал" (см. 3 Иоан. 2).
(3) Управление. Бог, кроме того, что сохраняет и обеспечивает Свои создания, еще и правит миром. Так как Бог — Повелитель, все исторические события происходят под Его присмотром и с Его дозволения; временами Он непосредственно вмешивается в ход событий в соответствии со Своим замыслом спасения. Однако до конца времен Он ограничил Свою верховную власть над этим миром. Священное Писание утверждает, что сатана — "бог века сего" (2 Кор. 4:4) и имеет большую власть в эту эпоху зла (см. 1 Иоан. 5:19; ср. Лук. 13:16; Гал. 1:4; Ефес. 6:12; Евр. 2:14). Другими словами, мир сейчас не подчиняется власти Бога, он порабощен сатаной и восстает против Бога. Заметьте, что все-таки это самоограничение власти Божьей только временное; в день, который Бог определил в Своей бесконечной мудрости, Он уничтожит власть сатаны и всего воинства зла (Откр. 19-20).
ПРОМЫСЛ БОЖИЙ И СТРАДАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ. Библейское откровение показывает промысел Божий не как какую-то абстрактную доктрину, но как то, что имеет отношение к повседневной жизни в злом и падшем мире.
(1) Каждый, кто временами испытывает страдание в своей жизни, неизбежно задает вопрос: "Почему?" (ср. Иов. 7:17-21; Пс. 9:2; 21:2; 73:11-12; Иер. 14:8-9,19). Подобные вопросы поднимают проблему зла и его места в Божьем плане.
Бог позволяет людям испытывать последствия греха, который вошел в мир через грехопадение Адама и Евы. Иосиф, например, много страдал из-за зависти и злобы своих братьев. Он был продан ими в рабство и стал рабом Потифара в Египте (Быт. 37; 39). Ведя в Египте богобоязненную жизнь, он тем не менее был несправедливо обвинен в аморальном поведении и заключен в темницу (Быт. 39), где провел более двух лет (ср. Быт. 40:1 -41:14). Заметьте, однако, что Бог может использовать подобные поступки, чтобы вершить Свою волю. Согласно утверждению Иосифа, Бог через грехи братьев действовал так, чтобы сохранить им жизнь (Быт. 45:5; 50:20).
Мы можем страдать не только из-за грехов других, но также испытывать на себе и последствия своих собственных. Так, например, распущенность и супружеская неверность приводят к развалу брака и семьи. Неконтролируемый гнев против кого-нибудь может привести к серьезным телесным повреждениям или даже смерти одного или обоих участников ссоры. Последствием жадности может стать воровство и впоследствии тюрьма.
Также страдания происходят из-за сатаны, бога этого мира, ослепляющего умы неверующих и управляющего их жизнями (2 Кор. 4:4; Ефес. 2:1-3). Новый Завет полон примеров людей, страдавших из-за демонов, которые терзали их как душевными (Марк. 5:1-14), так и телесными болезнями (Мтф. 9:32-33; 12:22; Марк. 9:14-22; Лук. 13:11, 16).
То, что Бог позволяет людям страдать, вовсе не означает, что Он является причиной того зла, которое случается с нами в этом мире. Бог никогда не искушает злом (Иак. 1:13). Тем не менее временами Бог позволяет происходить злу, Он направляет и управляет им, чтобы вершить Свою волю в соответствии со Своим замыслом спасения, и Бог обращает зло в добро для тех, кто верен Ему (см. Мтф. 2:13; Рим. 8:28).
НАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОМЫСЛУ БОЖЬЕМУ. Библия говорит о том, что мы должны исполнять определенные обязанности, если хотим испытывать в своей жизни заботу промысла Божьего.
(1) Мы обязаны повиноваться Богу и Его воле. На примере Иосифа ясно видно, что так как Иосиф почитал Бога, живя в послушании, Бог в ответ почитал его своим присутствием рядом с ним (см. Быт. 39:2-3, 21, 23). Точно так же и Иисус, когда царь Ирод задумал убить Его, получил защиту Бога, потому что Его родители повиновались Богу и бежали в Египет (см. Мтф. 2:13). Те, кто боится Бога и познает Его на всех путях своих, имеют обещание, что Он направит стези их (Прит. 3:5-7).
(2) В Своем промысле Бог руководит делами Церкви и каждого из нас как раба Его. Когда мы служим Ему и помогаем другим людям во имя Его, мы обязаны постоянно быть настроенными на волю Божью (ср. Деян 189-10; 23:11; 26:15-18; 27:22-24).
(3) Мы обязаны любить Бога и подчиняться Ему с верой во Христа, если мы хотим, чтобы все обращалось во благо нам (см. Рим. 8:28).
(4) Чтобы ощутить заботу Божью в дни печали, мы обязаны призывать Его в настойчивой молитве и вере. Через молитву и веру мы получаем мир Божий (Фил. 4:6-7), силу (Ефес. 3:16; Фил. 4:13), а также милость, благодать и помощь Господа во время нужды (Евр. 4:16; см. Фил. 4:6). Мы можем молиться как за себя, так и за других (см. Рим. 15:30-32; Кол. 4:3).
ИЗБРАНИЕ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ
ИЗБРАНИЕ. Избрание Богом тех, кто верует во Христа — это важное учение, по мнению апостола Павла (см. Рим. 8:29-33; 9:6-26; 11:5, 7, 28; Кол. 3:12; 1 Фес. 1:4; 2 Фес. 2:13; Тит. 1:1). Избрание (греч. эклего), — это выбор Богом во Христе людей для Себя, чтобы они были святы и непорочны перед Ним (ср. 2 Фес. 2:13). Павел видит это избрание как выражение любви Бога в принятии и усыновлении всех, кто принимает Его Сына Иисуса (Иоан. 1:12). Учение об избрании включает следующие истины.
(1) Избрание полностью происходит во Христе. Избрание тех или иных людей происходит только в союзе с Иисусом Христом, "Он избрал нас в Нем" (Ефес. 1:4; см. 1:1). Иисус Сам — первый из всех избранных Божьих. Об Иисусе Бог утверждает: "Се, Отрок Мой, Которого Я избрал" (Мтф. 12.18; ср. Ис. 42:1, 6; 1 Пет. 2:4). Христос, как избранный, есть основание нашего избрания. Только в союзе с Христом мы становимся членами избранного тела (Ефес. 1:4, 6-7, 9-10; 12-13). Никто не избран помимо союза с Христом через веру.
Избрание происходит "в Нем" через Его кровь (Ефес. 1:7). Бог прежде создания мира имел план (Ефес. 1:4) приобрести Себе людей через искупительную смерть Христа на кресте. Таким образом, избрание основывается только на Христе — на Его жертвенной смерти на Голгофе, чтобы спасти нас от греха (Деян. 20:28; Рим. 3:24-26).
Избрание во Христе — прежде всего совокупное, то есть избрание некоего народа (Ефес. 1:4-5, 7, 9) или совокупности людей. Избранные названы "Телом Христа" (4:12), "Моя Церковь" (Мтф. 16:18), Божьим особым народом (1 Пет. 2:9) и "невестой" Христа (Откр. 21:9). Отсюда следует, что избрание относится к совокупности людей и включает конкретные личности индивидуально только постольку, поскольку они отождествляются и соединяются с телом Христа, истинной Церковью (Ефес. 1:22-23). Это находит подтверждение относительно Израиля в Ветхом Завете (см. Втор. 29:18-21; 4 Цар. 21:14).
Избрание ко спасению и святости тела Христова всегда конкретно и определенно. Но определенность избрания отдельных личностей в теле остается зависимой от условий их личной жизни, их веры в Христа и пребывания в союзе с Ним. Апостол Павел показывает это следующим образом, (а) Божий вечный план для Церкви — чтобы мы были святы и непорочны перед Ним (Ефес. 1:4). Это относится как к прощению грехов (1:7), так и к Церкви, к ее освящению и святости. Избранный Божий народ ведется Святым Духом к святости (см. Рим. 8:14; Гал. 5:16-25). Апостол постоянно подчеркивает эту изначальную, предвечную цель Бога (см. Ефес. 2:10; 3:14-19; 4:1-3, 13-24; 5:1-18). (б) Исполнение этого плана для совокупной Церкви определено: Христос "представит ее Себе славною Церковью ... святой и непорочной" (5:27). (в) Только если мы пребудем в вере. Павел утверждает это ясно: Христос представит "вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования" (Кол. 1:22-23).
Избрание к спасению во Христе предлагается всем (Иоан. 3:16-17; 1 Тим. 2:4-6; Тит. 2:11; Евр. 2:9) и становится реальным для отдельных людей в зависимости от их покаяния и веры по мере того, как они принимают Божий дар спасения во Христе (Ефес. 2:8; 3:17; ср. Деян. 20:21; Рим. 1:16; 4:16). Верой верующий соединяется с избранным телом Христа (Церковью) Святым Духом (1 Кор. 12:13), тем самым становясь избранным. Таким образом, в деле избрания решение принимает как Бог, так и человек (см. Рим. 8:29; 2 Пет. 1:1-11).
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ. Предопределение (греч. прооризо) означает "предварительное решение" и применяется к планам и целям Бога, которые охватывают избрание. Избрание — это Божий выбор "во Христе" народа (истинной Церкви) для Себя. Предопределение включает все то, что происходит и будет происходить с Божьим народом (всеми истинными верующими в Христа).
(1) Бог предопределяет Cвоих избранных быть: (а) призванными (Рим. 8:30); (б) оправданными (Рим. 3:24; 8:30); (в) прославленными (Рим. 8:30); (г) преображенными в образ Сына Его (Рим. 8:29); (д) святыми и непорочными (Ефес. 1:4); (е) усыновленными детьми (1:5); (ж) искупленными (1:7); (з) наследниками обетовании (1:14); (и) к похвале Его славы (Ефес. 1:12; 1 Пет. 2:9); (к) принявшими Святой Дух (Ефес. 1:13; Гал. 3:14) и (л) созданными для добрых дел (Ефес. 2:10).
(2) Предопределение, как и избрание, относится к совокупному телу Христа (т.е. истинной духовной Церкви) и включает отдельных личностей только в связи их с этим телом через живую постоянную веру в Иисуса Христа (Ефес. 1:5,7, 13; ср. Деян. 2:38-41; 16:31).
ОБОБЩЕНИЕ. Понять избрание и предопределение нам поможет такая аналогия: большой корабль, плывущий на небо. Этот корабль (Церковь) избран Богом как Его личное судно. Христос — капитан и штурман корабля. Все, кто желает быть частью этого избранного корабля и быть с его капитаном, могут сделать это через живую веру в Христа, через которую они и попадают на борт. Пока человек находится на борту, вместе с капитаном, он — среди избранных. Если же он решает оставить корабль и капитана, он перестает быть избранным. Избрание всегда возможно только в союзе с капитаном и на корабле. Предопределение же говорит нам о том, каково назначение корабля и что Бог приготовил для тех, кто на нем остается. Бог зовет каждого взойти на борт избранного корабля через веру в Иисуса Христа.
Из всего созданного Богом человек является наивысшим и самым сложным творением. Однако из-за гордыни люди часто забывают, что Бог является их Создателем, что они — созданные существа и поэтому зависят от Бога. Эта статья рассматривает библейский взгляд на человека.
ЧЕЛОВЕК В ОБРАЗЕ БОЖЬЕМ.
(1) Писание ясно говорит о том, что люди по решению Бога были созданы по Его образу и подобию (Быт. 1:26-27). Таким образом, как Адам, так и Ева не были продуктами эволюции (Быт. 1:27; Мтф. 19:4; Марк. 10:6). Так как они были созданы по подобию Божьему, они были способны общаться и дружить с Ним, а также отражать Его любовь, славу и святость (см. Быт. 1:26).
(2) Обратите внимание по меньшей мере на три различных аспекта образа Божьего в человеке (см. Быт. 1:26): Адам и Ева были нравственно похожи на Бога в том, что они были праведны и святы (ср. Ефес. 4:24), их сердца были способны любить, и они хотели делать то, что было правильным. Они были интеллектуально похожи на Бога, так как были созданы с духом, разумом, эмоциями и свободой выбора (Быт. 2:19-20; 3:6-7). В некотором смысле люди были физически похожи на Бога. Бог дал им образ, в котором Он должен был являться во времена Ветхого Завета (Быт. 18:1-2) и который однажды примет Его Сын (Лук. 1:35; Фил. 2:7).
(3) Когда Адам и Ева согрешили, образ Божий в них был серьезно разрушен, однако он не был полностью уничтожен, (а) Конечно, когда они согрешили, их нравственное подобие Богу было разрушено (ср. Быт. 6:5); они не были больше совершенными и святыми, и теперь они имели склонность к греху, которую передали своим детям (ср. Быт. 4; см. Рим. 5:12). Новый Завет подтверждает разрушение образа Божьего, когда говорит о том, что спасенные верующие должны быть обновлены и возвращены к изначальному нравственному подобию Бога (ср. Ефес. 4:22-24; Кол. 3:10). б) В то же самое время грешные люди все еще сохраняют некоторые элементы интеллектуального подобия Богу, имея способность общаться и дружить с Ним (ср. Быт. 3:8-19; Деян. 17:27-28). Этот элемент образа Божьего был также запятнан, однако не полностью уничтожен, когда Адам и Ева согрешили в Эдемском саду (ср. Быт. 9:6; Иак. 3:9).
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА. Библия открывает, что человек, созданный по образу Божьему, — триедин и состоит из духа, души и тела (1 Фес. 5:23; Евр. 4:12). (1) Бог создал Адама из праха земного (тело) и вдохнул в его ноздри дыхание жизни (дух), и тот стал "душою живою" (Быт. 2:7). Бог предначертал, что, вкушая от древа жизни и повинуясь Его заповеди не есть плодов с дерева познания добра и зла, люди будут жить вечно и никогда не умрут (ср. Быт. 2:16-17; 3:22-24). Только после того, как смерть в результате человеческого греха вошла в мир, мы читаем о разделении тела, которое уходит в прах земли, и духа, который возвращается к Богу (Быт. 3:19; 35:18; Еккл. 12:7; Откр. 6:9). Другими словами, отделение тела от души и духа — это результат Божьего проклятия человечества за его грех, и оно окончательно исчезнет только при воскресении тела в последний день.
(2) Кратко душу (евр. нефеш; греч. психе) можно определить как нематериальные аспекты разума, чувств и воли, являющиеся результатом единения духа и тела. Душа вместе с человеческим духом продолжает жить после физической смерти человека. Душа настолько близко связана с внутренним образом человека, что ее иногда используют как синоним слова "личность" (например, Лев. 4:2; 7:20; Иис.Н. 20:3). Тело (евр. базар; греч. сома; также иногда называемое "плотью") кратко можно определить как материальную составляющую человека, которая после смерти возвращается в прах. Дух (евр. руах; греч. пнеума) кратко можно определить как нематериальную составляющую человека, которая содержит наши духовные способности и нашу совесть; посредством именно этого элемента мы контактируем с Духом Божьим.
(3) Из этих трех компонентов, составляющих "целого" человека, только дух и душа неразрушимы и бессмертны, и они живут или на небесах (Откр. 6:9; 20:4), или в аду (ср. Пс. 15:10; Мтф. 16:26). Однако Библия говорит о том, что верующие на протяжении всей своей жизни должны хорошо заботиться о своих телах, оберегая их от зла и разврата (Рим. 6:6, 12-13; 1 Кор. 6:13-20; 1 Фес. 4:3-4) и посвящая их служению Богу (Рим. 6:13; 12:1). В день воскресения тело также будет преобразовано так, что те, кто во Христе Иисусе, будут полностью спасены.
ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Когда Бог создал людей, Он возложил на них несколько обязанностей.
(1) Бог создал их по Своему собственному образу, так чтобы в течение вечности Он мог развивать построенные на любви личные взаимоотношения с ними и они таким образом прославляли бы Его как своего Господа. Бог так хотел, чтобы люди любили Его, прославляли и жили в праведности и святости перед Ним, что, когда сатана преуспел в искушении Адама и Евы возмутиться против Бога и не послушаться Его, Господь пообещал послать Спасителя миру (см. Быт. 3:15).
(2) Волей Божьей было, чтобы люди любили Его больше всего на свете, а своих ближних, как самих себя. Эта двойная заповедь любви обобщает весь закон Божий (Лев. 19:18; Втор. 6:4-5; Мтф. 22:37-40; Рим. 13:9-10).
(3) Бог также установил в Эдемском саду институт брака (Быт. 2:21-24). Бог определил, чтобы брак был моногамным, чтобы отношения между мужем и женой продолжались всю жизнь (ср. Мтф. 19:5-9; Ефес. 5:22-33). В контексте брака Бог заповедал людям "плодиться и размножаться, и наполнять землю" (Быт. 1:28; 9:7). Мужчина и женщина должны были в контексте семьи воспитывать благочестивое потомство. Бог считает праведную семью и воспитание детей в рамках здоровых семейных отношений наивысшим приоритетом в мире (см. Быт. 1:28).
(4) Бог также обязал Адама и всех его потомков "обладать" землей и "владычествовать над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт. 1:28). Уже в Эдемском саду на Адама была возложена обязанность дать имена животным, а также возделывать и хранить сад (Быт. 2:15, 19-20).
(5) Обратите внимание на то, что, когда Адам и Ева согрешили, съев запретный плод, часть их власти над миром перешла к сатане, который, являясь "богом века сего" (2 Кор. 4:4), контролирует нынешний нечестивый мир (см. 1 Иоан. 5:19; ср. Гал. 1:4; Ефес. 6:12). Однако Бог все же ожидает, что верующие исполнят Его божественную задачу, хорошо заботясь о Его мире, посвящая Ему все земное и управляя Его творением прославляющим Бога образом (ср. Пс. 8:7-9; Евр. 2:7-8).
(6) Из-за присутствия в мире греха Бог послал Своего Сына Иисуса спасти мир. Бог возложил на Свой народ великую задачу — нести послание о Его спасающей любви, а также призвал верующих свидетельствовать о Христе и Его спасении до самых концов земли (Мтф. 28:18-20; Деян. 1:8) и быть ее светом и солью (Мтф. 5:13-16).
Наше спасение приходит как дар Божьей благодати, но принято оно может быть только через человеческий акт веры. Чтобы понять надлежащим образом процесс спасения, мы должны понять эти два слова.
СПАСАЮЩАЯ ВЕРА. Вера в Иисуса Христа — это единственное условие, которое Бог требует для спасения. Вера — это не только словесное исповедание Христа, но также и дела, исходящие из сердца верующего, который стремится следовать за Христом как за Господом и Спасителем (ср. Мтф. 4:19; 16:24; Лук. 9:23-25; Иоан. 10:4, 27; 12:26; Откр. 14:4).
(1) Новозаветное понятие веры включает четыре основных элемента.
(а) Вера означает твердое убеждение и верование, упование на распятого и воскресшего Христа как нашего личного Господа и Спасителя (см. Рим. 1:17). Это предполагает верование от всего нашего сердца (Рим. 6:17; Ефес. 6:6; Евр. 10:22), т.е. отдачу, подчинение нашей воли и вверение всей нашей личности Иисусу Христу как Он явлен нам в Новом Завете.
(б) Вера включает покаяние, т.е. обращение от греха с истинной скорбью (Деян. 17:30; 2 Кор. 7:10) и обращение к Богу через Христа. Спасающая вера — это всегда вера покаяния (Деян. 2:37-38; см. Мтф. 3:2 о покаянии).
(в) Вера предполагает послушание Иисусу Христу и Его слову как образ жизни, вдохновляемый нашей верой, нашей благодарностью Богу и возрождающей работой Святого Духа (Иоан. 3:3-6; 14:15, 21-24; Евр. 5:8-9). Это — "послушание веры" (Рим. 1:5). Поэтому вера и послушание неразрывно связаны. Спасающая вера без посвящения себя святости невозможна и несостоятельна.
(г) Вера включает личное, идущее от сердца посвящение себя Богу, привязанность к Иисусу Христу, выраженную в доверии, любви, благодарности и верности Ему. Вера в высшем своем смысле неотличима от любви. Это — личные дела жертвы и самоотдачи по отношению к Христу (ср. Мтф. 22:37; Иоан. 21:15-17; Деян. 8:37; Рим. 6:17; Гал. 2:20; Ефес. 6:6; 1 Пет. 1:8).
(2) Вера в Иисуса как в Господа и Спасителя — это акт как одноразовый, одномоментный, так и постоянная позиция всей жизни, которая должна расти и укрепляться (см. Иоан. 1:12). Поскольку мы верим в определенную личность, в Того, кто умер за нас (Рим. 4:25; 8:32; 1 Фес. 5:9-10), наша вера должна возрастать (Рим. 4:20; 2 Фес. 1:3; 1 Пет. 1:3-9). Доверие и послушание перерастают в верность и преданность (Рим. 14:8; 2 Кор. 5:15); верность и преданность перерастают в сильное чувство личной привязанности и любви к Господу Иисусу Христу (Фил. 1:21; 3:8-10; см. Иоан. 15:4; Гал. 2:20). Эта вера во Христа дает нам новые взаимоотношения с Богом и избавляет нас от Его гнева (Рим. 1:18; 8:1); благодаря ей мы становимся мертвыми для греха (Рим. 6:1-18) и в нас вселяется Святой Дух (Гал. 3:5; 4:6).
БЛАГОДАТЬ. В Ветхом Завете Бог являл Себя как Бог благодати и милости, Который любил Свой народ не потому, что он заслуживал этого, а по верности Своим обещаниям, данным Аврааму, Исааку и Иакову (см. Исх. 6:9; см. статьи "Пасха", с. 109 и "День искупления", с. 186). Авторы Нового Завета продолжают эту тему. Благодать — это Божье присутствие и любовь, данные через Иисуса Христа верующим Святым Духом; сюда входят милость, прощение, желание и сила творить волю Божью (Иоан. 3:16; 1 Кор. 15:10; Фил. 2:13; 1 Тим. 1:15-16). Весь ход, все течение христианской жизни от начала до конца зависит от этой благодати.
(1) Бог дает меру благодати как дар (1 Кор. 1:4) неверующим, чтобы они были способны веровать в Иисуса Христа (Ефес. 2:8-9; Тит. 2:11; 3:4).
Бог дает благодать верующим, чтобы они "освободились от греха" (Рим. 6:20,22), чтобы хотение и действие производились в них по Его изволению (Фил. 2:13; ср. Тит. 2:11-12; см. Мтф. 7:21 о послушании как даре Божьей благодати), чтобы они молились (Зах. 12:10), возрастали во Христе (2 Пет. 3:18) и свидетельствовали о Христе (Деян. 4:33; 11:23).
Божьей благодати верующие должны жаждать и взыскивать (Евр. 4:16). Некоторые пути (т.е. средства благодати), которыми принимается Божья благодать: изучение Святого Писания и послушание ему (Иоан. 15:1-11; 20:31; 2 Тим. 3:15); слышание проповеди Евангелия (Лук. 24:47; Деян. 1:8; Рим. 1:16; 1 Кор. 1:17-18); молитва (Евр. 4:16; Иуд. 20); пост (Мтф. 4:2; 6:16); поклонение Христу (Кол. 3:16); постоянное наполнение Святым Духом (Ефес. 5:18); участие в Вечере Господней (Деян. 2:42; см. Ефес. 2:9 о том, как действует благодать).
Божьей благодати человек может противиться (Евр. 12:15), ее можно принимать тщетно (2 Кор. 6:1), угашать (1 Фес. 5:19), уничижать (Гал. 2:21) и оставлять (Гал. 5:4).
В Иоан. 3:1-8 Иисус обсуждает одну из основных доктрин христианства: возрождение (Тит. 3:5), или духовное рождение. Без нового рождения человек не может увидеть Царство Божье, т.е. принять вечную жизнь и спасение через Иисуса Христа. Вот важные факты о возрождении.
(1) Возрождение — это воссоздание и преображение личности (Рим. 12:2; Ефес. 4:23-24) Богом — Святым Духом (Иоан. 3:6; Тит. 3:5). Этот процесс заключается в том, что вечная жизнь Самого Бога даруется, уделяется верующему (Иоан. 3:16; 2 Пет. 1:4; 1 Иоан. 5:11), и он становится чадом Божьим (Иоан. 1:12; Рим. 8:16-17; Гал. 3:26) и новой личностью (2 Кор. 5:17; Кол. 3:9-10). Он больше не сообразен веку сему (Рим. 12:2), но создан теперь "по Богу, в праведности и святости истины" (Ефес. 4:24).
(2) Возрождение необходимо, потому что без Христа все люди по внутренней своей природе являются грешниками, неспособны угождать Богу и повиноваться Ему (Пс. 50:6; Иер. 17:9; Рим. 8:7-8; 1 Кор. 2:14; Ефес. 2:3).
(3) Возрождение дается тем, кто .кается в своих грехах, обращается к Богу (Мтф. 3:2) и верует в Иисуса Христа как в своего Господа и Спасителя (см. Иоан. 1:12).
(4) Возрождение является переходом от прежней жизни греха к новой жизни послушания Иисусу Христу (2 Кор. 5:17; Гал. 6:15; Ефес. 4:23-24; Кол. 3:10). Человек, истинно рожденный свыше, освобождается от рабства греха (см. Иоан. 8:36; Рим. 6:14-23) и получает духовное стремление и предрасположенность повиноваться Богу и следовать водительству Духа (Рим. 8:13-14). Рожденные свыше живут праведной жизнью (1 Иоан. 2:29), любят других верующих (1 Иоан. 4:7), избегают жизни греха (1 Иоан. 3:9; 5:18) и не любят мира (1 Иоан. 2:15-16).
(5) Рожденный от Бога не может творить грех как привычную практику своей жизни (см. 1 Иоан. 3:9). Это значит, что человек не может оставаться рожденным свыше без искреннего желания угождать Богу и избегать зла (1 Иоан. 1:5-7). Это осуществляется только через благодать, даруемую верующему Христом (1 Иоан. 2:3-11, 15-17, 24-29; 3:6-24; 4:7-8, 20; 5:1), через постоянно поддерживаемые отношения с Христом (см. Иоан. 15:4) и благодаря зависимости от Святого Духа (Рим. 8:2-14).
(6) Те, которые живут в безнравственности и следуют путям мира, что бы они ни исповедовали, показывают своими делами, что они все же невозрождены и являются детьми сатаны (1 Иоан. 3:6-10).
(7) Точно так же, как человек может родиться от Духа, получив жизнь Бога, он может и угасить эту жизнь неправедным образом жизни и поэтому духовно умереть. Писание подтверждает: "Если живете по плоти, то умрете" (Рим. 8:13). Таким образом, грех и отказ следовать Святому Духу угашает жизнь Бога в душе верующего и вызывает духовную смерть и отлучение от Царства Божьего (ср. Мтф. 12:31-32; 1 Кор. 6:9-10; Гал. 5:9-21; Евр. 6:4-6; 1 Иоан. 5:16).
(8) Новое рождение не может быть полностью приравнено к физическому рождению, потому что взаимоотношения верующего с Богом не плотские, а духовные (Иоан. 3:6). Поэтому если физические узы между отцом и сыном в принципе невозможно аннулировать, отменить или уничтожить, то соответствующие отношения с Богом, которые Он хочет иметь с нами, добровольны и на протяжении времени нашего "испытательного срока" на земле могут быть отменены (см. Рим. 8:13). Наше сыновство зависит от нашей веры в Христа на протяжении нашего земного существования, веры, проявляемой через жизнь искреннего послушания и любви (Рим. 8:12-14; 2 Тим. 2:12).
Бог даром предлагает нам вечную жизнь в Иисусе Христе. Но нам порой трудно охватить разумом, как именно это происходит. Поэтому Бог приводит в Библии различные примеры, образы, иллюстрации спасения, каждая из которых подчеркивает свою, особую сторону этого процесса. Данная статья исследует три таких образа, или аспекта: спасение, искупление и оправдание.
СПАСЕНИЕ. Спасение (греч. сотериа) означает "избавление", "безопасный выход или проход", "сохранение от зла или вреда". Еще в Ветхом Завете Бог являл Себя как Спаситель Своего народа (Пс. 26:1; 87:2; см. Втор. 26:8; Пс. 61:2; Ис. 25:6; 53:5). В Новом Завете "спасение" описано как "путь" или дорога, которая ведет через жизнь к вечному общению с Богом на небе (Мтф. 7:14; Марк. 12:14; Иоан. 14:16; Деян. 16:17; 2 Пет. 2:2, 21; ср. Деян. 9:2; 22:4; Евр. 10:20). По этой дороге спасения следует идти до самого конца. Мы можем описать спасение как один путь с двумя сторонами и с тремя этапами.
(1) Один путь спасения. Христос — это путь к Отцу (Иоан. 14:6; Деян. 4:12). Спасение обеспечено нам Божьей благодатью, которую Он дает в Иисусе Христе (Рим. 3:24), основанной на Его смерти (3:25; 5:8), воскресении (5:10) и постоянном ходатайстве за верующих (Евр. 7:25).
(2) Две стороны спасения. Спасение получается по благодати, через веру в Христа (Рим. 3:22, 24-25, 28). Таким образом, спасение — это результат Божьей благодати (Иоан. 1:16) и человеческого отклика или ответа на нее — отклика веры (Деян. 16:31; Рим. 1:17; Ефес. 1:15; 2:8).
(3) Три стадии спасения.
(а) Прошлая стадия спасения включает личный опыт в жизни верующего, которым мы получаем прощение грехов (Деян. 10:43; Рим. 4:6-8) и переходим из духовной смерти в духовную жизнь (1 Иоан. 3:14), от власти греха — во власть Господа (Рим. 6:17-23), от державы сатаны — в державу Бога (Деян. 26:18). Это дает нам новые личные отношения с Богом (Иоан. 1:12) и спасает нас от вины и наказания за грех (Рим. 1:16; 6:23; 1 Кор. 1:18).
(б) Настоящий этап спасения спасает нас от дел и власти греха через исполнение нас Святым Духом. Эта стадия включает: (1) право личного, лицом к лицу, общения с Богом как нашим Отцом и с Иисусом как нашим Господом и Спасителем (Мтф. 6:9; Иоан. 14:18-23; см. Гал. 4:6); (2) призыв считать себя мертвыми для греха (Рим. 6:1-14) и подчиниться водительству Святого Духа (Рим. 8:1-17) и Слова Божьего (Иоан. 8:31; 14:21; 2 Тим. 3:15-16); (3) право и обязанность исполняться Святым Духом постоянно (см. Деян. 2:33-39; Ефес. 5:18); (4) требование отделиться от греха (Рим. 6:1-14) и нынешнего развращенного поколения (Деян. 2:40; 2 Кор. 6:17) и (5) призыв вести постоянную брань во имя Божьего Царства против сатаны и его демонического воинства (2 Кор. 10:4-5; Ефес. 6:11, 16; 1 Пет. 5:8).
(в) Будущая стадия (этап) спасения (Рим. 13:11-12; 1 Фес. 5:8-9; 1 Пет. 1:5) включает: (1) наше избавление от грядущего гнева Божьего (Рим. 5:9; 1 Кор. 3:15; 5:5; 1 Фес. 1:10; 5:9), (2) наше участие в божественной славе (Рим. 8:29; 1 Кор. 15:49), получение воскрешенного или преображенного тела (1 Кор. 15:52) и (3) воздаяние наград нам как верным победителям (см. Откр. 2:7). Это будущее спасение — цель, к которой стремятся все христиане (1 Кор. 9:24-27; Фил. 3:8-14). Все нынешние предупреждения, взыскания и наказания направлены и имеют целью только одно —чтобы христиане не потеряли своего будущего спасения (1 Кор. 5:1-13; 9:24-27; Фил. 2:12, 16; 2 Пет. 1:5-11; см. Евр. 12:1).
ИСКУПЛЕНИЕ. Корневое значение слова "искупление" (греч. аполютрозис) означает "выкупить, уплатив цену". Это выражение обозначает способ или средство, которым было достигнуто спасение — уплатой выкупа. Кратко, в основных моментах учение о выкупе можно изложить так:
(1) состояние греха, от которого мы должны быть искуплены: Новый Завет представляет всех людей отчужденными от Бога (Рим. 3:10-18), под властью сатанинских сил (Деян. 10:38; 26:18), рабами греха (Рим. 6:6; 7:14), в состоянии крайней нужды в избавлении от его (греха) вины, наказания и власти (Деян. 26:18; Рим. 1:18; 6:1-18, 23; Ефес. 5:8; Кол. 1:13; 1 Пет. 2:9).
Цена, уплаченная, чтобы освободить нас от этого рабства: Христос обеспечил выкуп, пролив Свою кровь и отдав Свою жизнь (Мтф. 20:28; Марк 10:45; 1 Кор. 6:20; Ефес. 1:7; Тит. 2:14; Евр. 9:12; 1 Пет. 1:18-19).
Состояние искупленных в результате искупления. Верующие искуплены Христом и теперь свободны от господства сатаны, от вины и власти греха (Деян. 26:18; Рим. 6:7, 12, 14, 18; Кол. 1:13). Эта свобода от греха, однако, не дает нам возможности делать что нам угодно, потому что мы стали достоянием Бога. Свобода от греха делает нас добровольными рабами Бога (Деян. 26:18; Рим. 6:18, 22; 1 Кор. 6:19-20; 7:22-23).
Новозаветное учение искупления имело своим предшествием искупление в Ветхом Завете. Великим событием ветхозаветного искупления был исход из Египта (см. Исх. 6:7; 12:26); в дальнейшем через систему жертвоприношений кровь животных служила ценой, уплачиваемой за искупление от греха (см. Лев. 9:8).
ОПРАВДАНИЕ. Слово "оправдывать" (греч. дикайоо) означает быть "праведным пред Богом" (Рим. 2:13), "сделаться праведными" (Рим. 5:18-19), "постановить или установить праведным или правильным". Это означает не просто законное, юридическое объявление человека праведным, а еще и правильные взаимоотношения с Богом. Бог прощает кающегося грешника, которого по закону Он объявил виновным и осудил на вечную смерть, восстанавливает Его в божественной милости и устанавливает правильные отношения (общение) с Собой и Своей волей. Апостол Павел открывает несколько истин об оправдании и о том, как оно совершается.
(1) Поставление человека праведным перед Богом — это дар (Рим. 3:24; Ефес. 2:8). Никто не может сам себя поставить перед Богом праведным, в совершенстве соблюдая закон или творя добрые дела (Рим. 4:2-6), "потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:23).
Оправдание перед Богом происходит "искуплением во Христе Иисусе" (Рим. 3:24). Не оправдывается никто, кто не был искуплен Христом от греха и его власти.
Оправдание перед Богом происходит "по благодати" и принимается через веру в Христа Иисуса как Господа и Спасителя (Рим. 3:22-24; ср. 4:3-5).
Оправдание связано с прощением наших грехов (Рим. 4:7). Грешники объявляются виновными (Рим. 3:9-18, 23), но прощаются благодаря искупительной смерти Христа и Его воскресению (см. Рим. 3:25' 4:5; 4:25; 5:6-9).
Когда мы поставляемся праведными перед Богом верой во Христа, мы сораспинаемся Христу (т.е. перед Богом мы распяты с Христом) и Христос живет в нас (Гал. 2:16-21). Через это мы действительно становимся праведными и начинаем жить для Бога (2:19-21). Эта преобразующая работа Христа в нас через Духа (ср. 2 Фес. 2:13; 1 Пет. 1:2) не может быть отделена от Его искупительной работы. Труд Христа и труд Духа взаимообусловлены и зависимы.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЛИ БОЖЬЕЙ. В целом Библия говорит о воле Божьей в трех разных смыслах.
(1) В некоторых отрывках выражение "воля Божья" означает то же самое, что и "закон Божий". Например, Давид в Пс. 39:9 проводит параллель между "волей Божьей" и "законом Его". Точно так же и апостол Павел считает знание закона Божьего тем же самым, что и знание Божьей воли (Рим. 2:17-18). Другими словами, так как в Своем законе Бог указывает нам путь, по которому Он хочет, чтобы мы шли, то закон вполне можно назвать "волей Божьей". "Закон" по существу означает "инструкцию (указание)" и включает в себя все Слово Божье.
Выражение "воля Божья" также используется для обозначения того, чего Бог очень хочет; в этом случае волю Божью можно назвать "совершенной" волей. Например, открытой Божьей волей является то, чтобы каждый был спасен (1 Тим. 2:4; 2 Пет. 3:9) и чтобы ни один спасенный верующий не погиб (см. Иоан. 6:39). Эта истина означает не то, что все спасутся, а только то, что Бог желает спасения для всех.
Наконец, выражение "воля Божья" может указывать на то, чему Бог позволяет происходить, даже если Он особо и не хочет, чтобы это происходило; в этом случае волю Божью можно назвать Его "разрешающей" волей. На самом деле многое из того, что имеет место в мире, противоречит совершенной воле Божьей (например, грех, похоть, насилие, ненависть и жестокосердие), однако Он позволяет злу существовать до настоящего времени. Например, решение многих людей оставаться неспасенными и таким образом потерять все вечное разрешено Богом, так как Он не навязывает силой спасающую веру тем, кто отказывается принимать спасение Его Сына. Точно так же многие проблемы и беды, которые преследуют человека на протяжении его жизни, разрешены Богом (1 Пет. 3:17; 4:19), но вовсе необязательно, что это — Его желание или окончательная воля в отношении этого человека (см. 1 Иоан. 5:19; см. статьи "Промысл Божий", с. 80 и "Страдания праведника", с. 759).
ОТВЕТ НА ВОЛЮ БОЖЬЮ. Библия учит, что воля Божья выражает больше, чем просто доктрину; она пронизывает всю нашу повседневную жизнь.
(1) Во-первых, мы должны понять, что есть воля Божья, т.е. Его совершенная воля, открытая в Писании (включая Его закон). Так как мы живем в лукавые дни, мы должны понимать, "что есть воля Божия" (Ефес. 5:17).
(2) Узнав из открытой воли Божьей, как Он хочет, чтобы мы жили, мы должны исполнить Его волю. Псалмопевец, например, просит Бога: "Научи меня исполнять волю Твою" (Пс. 142:10). Далее он просит, чтобы Дух Божий вел его в землю правды; это указывает на то, что по сути псалмопевец просил дать ему способность жить праведной жизнью. Точно так же Павел ожидал, что фессалоникийцы будут следовать воле Божьей, избегая половой распущенности и ведя святую и честную жизнь (1 Фес. 4:3-4). В другом своем послании он молится о том, чтобы христиане исполнились познанием воли Божьей для того, чтобы они "поступали достойно Бога, во всем угождая Ему" (Кол. 1:9-10).
(3) Верующие призваны молиться о том, чтобы воля Божья свершилась (ср. Мтф. 6:10; 26:42; Лук. 11:2; Рим. 15:30-32; Иак. 4:13-15); мы должны искренне желать, чтобы совершенная воля Божья исполнилась в наших жизнях и в жизнях наших семей (см. Мтф. 6:10). Если мы молимся об этом и желаем этого, тогда мы можем быть уверены, что наше настоящее и наше будущее находятся под защитой и заботой нашего Небесного Отца (ср. Деян. 18:21; 1 Кор. 4:19; 16:7). Однако если в нашей жизни есть преднамеренные грехи и неповиновение слову Божьему, тогда мы должны понимать, что Бог не ответит на наш молитвы; мы не можем ожидать, что воля Божья исполнится на земле так же, как на небесах, до тех пор, пока мы сами не попытаемся исполнить Его волю в нашей собственной жизни.
(4) И, наконец, мы не должны использовать волю Божью в качестве оправдания нашей безответственности и пассивности в отношении Его призыва сражаться с грехом, злом и духовной вялостью. Сатана, а не Бог несет ответственность за нынешний злой век с его жестокостью, несправедливостью и злом (см. 1 Иоан. 5:19), и это сатана приносит в мир боль и страдания (ср. Иов. 1:6-12; 2:1-6; Лук. 13:16; 2 Кор. 12:7). Иисус пришел, чтобы уничтожить дела дьявола (1 Иоан. 3:8), и воля Божья для верующих абсолютно ясна — вести с помощью Святого Духа войну против духовного воинства зла (Ефес. 6:10-20; 1 фес. 5:8).
Отступничество (греч. апостасиа) дважды появляется в Новом Завете в виде существительного (Деян. 21:21; 2 Фес. 2:3) и здесь, в Евр. 3:12, как глагол (греч. афистеми). Греческое слово имеет значение отпадения, бунта, пренебрежения, отвращение от того, к чему человек прежде был привлечен.
(1) "Отступить" означает разорвать спасительные взаимоотношения с Христом или отделиться от живого союза с Ним, оставить истинную веру в Него. Таким образом, отступить может только тот человек, который однажды пережил спасение, возрождение и обновление посредством Духа Святого (ср. Лук. 8:13; Евр. 6:4-5); отступничество - это не отрицание новозаветного учения неспасенным человеком в видимой церкви. Отступничество может включать в себя два отдельных, и в то же время связанных между собой, аспекта: (а) богословское отступничество, т. е. отвержение всех или некоторых учений Христа и апостолов (1 Тим. 4:1; 2 Тим. 4:3) и (б) нравственное отступничество, т. е. бывший верующий прекращает свое пребывание во Христе и взамен вновь порабощается грехом и безнравственностью (Ис. 29:13; Мтф. 23:25-28; Рим. 6:15-23; 8:6-13).
(2) Библия настоятельно предупреждает нас об отступничестве с двоякой целью: чтобы мы бодрствовали и знали о подстерегающей нас опасности возможности оставления нашего союза с Христом и чтобы это побуждало нас стойко пребывать в вере и послушании. Божественная цель этих предупреждений не должна быть ослаблена таким понятием, как "предупреждения реальны, но возможность отступления от веры на практике не реальна". Напротив, мы должны рассматривать эти предупреждения как реальность нашего испытательного срока, должны принимать их всерьез, если только мы желаем получить конечное спасение. Вот только некоторые из отрывков Нового Завета, содержащие в себе предупреждения: Мтф. 24:4-5, 11-13; Иоан. 15:1-6; Деян. 11:21-23; 14:21-22; 1 Кор. 15:1-2; Кол. 1:21-23; 1 Тим. 4:1, 16; 6:10-12; 2 Тим. 4:2-5; Евр. 2:1-3; 3:6-8, 12-14; 6:4-6; Иак. 5:19-20; 2 Пет. 1:8-11; 1 Иоан. 2:23-25.
(3) Примеры отступничества могут быть найдены в Исх. 32; 4 Цар. 17:7-23; Пс. 105; Ис. 1:2-4; Иер. 2:1-9; Деян. 1:25; Гал. 5:4; 1 Тим. 1:18-20; 2 Пет. 2:1, 15, 20-22; Иуд. 4, 11-13.
(4) Шаги, ведущие к отступничеству:
(а) Верующие через неверие не воспринимают всерьез истину, увещания, предупреждения, обетования и учения Слова Божьего (Марк. 1:15; Лук. 8:13; Иоан. 5:44, 47; 8:46).
(б) Элементы этого мира становятся более значительными, чем элементы небесного Царства Божьего, верующие перестают приходить к Богу через Христа (Евр. 4:16; 7:19, 25; 11:6).
(в) Через лукавство греха они становятся чрезвычайно терпимы к греху в своей жизни (1 Кор. 6:9-10; Ефес. 5:5; Евр. 3:13). Они уже больше не любят праведность и утрачивают ненависть к нечестию (см. Евр. 1:9).
(г) Через ожесточение сердца (Евр. 3:8, 13) и отвержение Божьего пути (3:10) они игнорируют голос Святого Духа и отрекаются от него (Ефес. 4:30; 1 Фес. 5:19-22).
(д) Дух Святой огорчен (Ефес. 4:30; ср. Евр. 3:7-8), Его огонь угасает (1 Фес. 5:19) и храм оскверняется (1 Кор. 3:16). В конце концов, Он оставляет бывшего верующего (Суд. 16:20; Пс. 50:13; Рим. 8:13; 1 Кор. 3:16-17; Евр. 3:14).
(5) Если отступничество продолжается без всякой попытки к возврату, то в конечном итоге человек может достичь точки невозврата, (а) Те, кто однажды имел спасение во Христе, но сознательно продолжительное время ожесточал сердце, не реагируя на голос Духа (Евр. 3:7-19), продолжал сознательно грешить (Евр. 10:26) и отказывался покаяться и вернуться к Богу, могут достичь точки невозврата, когда покаяние и спасение уже больше не возможно (Евр. 6:4-6; см. Втор. 29:18-21; 1 Цар. 2:25; Прит. 29:1). Существует предел Божьему терпению (см. 1 Цар. 3:11-14; Мтф. 12:31-32; 2 Фес. 2:9-11; Евр. 10:26-29,31; 1 Иоан. 5:16). (б) Эту точку невозврата нельзя определить наперед. Поэтому единственная возможность избежать отступничества звучит в следующем предупреждении: "Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших" (Евр. 3:7-8, 15; 4:7).
(6) Должно быть обращено внимание на то, что, хотя отступничество - явная опасность для всех, кто не радеет о вере (Евр. 2:1-3) и "отпадает" от Бога (6:6), оно невозможно без постоянного и сознательного греха против голоса Духа Святого (см. Мтф. 12:31 о хуле на Духа Святого).
(7) Те, кто по неверию оставляет Бога (Евр. 3:12), могут считать, что они христиане, но их безразличие к требованиям Христа и Духа и предупреждениям Писания свидетельствует о противоположном. Из-за существования возможности самообмана Павел умоляет всех утверждающих, что они спасены, испытывать "самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте" (2 Кор. 13:5).
(8) Те, кто искренне озабочен своим духовным состоянием и желает в глубине сердца вернуться к Христу в покаянии, имеют в самих себе свидетельство, что они не совершили смертный (непрощаемый) грех. Писание ясно говорит, что Бог не желает, чтобы кто-либо погиб (2 Пет. 3:9; ср. Ис. 1:18-19; 55:6-7), и провозглашает, что Бог примет всякого, кто когда-либо пребывал под спасающей благодатью, если он или она покается и вернется к Нему (сравните Гал. 5:4 с 4:19; 1 Кор. 5:1-5 с 2 Кор. 2:5-11; см. также Лук. 15:11-24; Рим. 11:20-23; Иак. 5:19-20; Откр. 3:14-20; обратите внимание на пример Петра, Мтф. 16:16; 26:74-75; Иоан. 21:15-22).
Каждый христианин хочет иметь уверенность в спасении, т.е. определенное знание о том, что, когда вернется Христос или наступит смерть, он отойдет, чтобы быть с Иисусом Христом на небе (Фил. 1:23). Цель Иоанна в написании первого послания — чтобы Божий народ имел эту уверенность (1 Иоан. 5:13). Отметьте, что нигде в своем послании Иоанн не утверждает, что некий прошлый опыт обращения дает эту уверенность или гарантию спасения. Считать, что обладание вечной жизнью основывается единственно на прошлом опыте веры, которой теперь уже нет, — это грубое заблуждение. Данное послание показывает девять путей познания наших спасительных отношений с Христом.
(1) Мы имеем уверенность в вечной жизни, если верим "во имя Сына Божия" (1 Иоан. 5:13; ср. 4:15; 5:1, 5). Нет вечной жизни или уверенности в спасении без искренней веры в Иисуса Христа и исповедания Его Сыном Божьим, посланным, чтобы быть нашим Господом и Спасителем.
Мы имеем уверенность в вечной жизни, если мы чтим Христа как Господа наших жизней и искренне стремимся соблюдать Его заповеди. "А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: "я познал Его", но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем" (1 Иоан. 2:3-5; ср. 3:24: 5:2; Иоан. 8:31, 51; 14:21-24; 15:9-14; Евр. 5:9).
Мы имеем уверенность в вечной жизни, если любим Отца и Сына, а не мир, и если побеждаем воздействие и влияние мира. "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего" (1 Иоан. 2:15-16; ср. 4:4-6; 5:4).
Мы имеем уверенность в вечной жизни, если постоянно действуем по праведности, а не живем в грехе. "Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него" (1 Иоан. 2:29). С другой стороны, "кто делает грех, тот от диавола" (3:7-10; см. 3:9).
Мы имеем уверенность в вечной жизни, если любим братьев. "Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти ... И вот по чему узнаем, что мы от истины, и успокаиваем пред Ним сердца наши" (1 Иоан. 3:14, 19; ср. 2:9-11; 3:23; 4:8,11-12,16, 20; 5:1; Иоан. 13:34-35).
Мы имеем уверенность в вечной жизни, если сознаем, что Святой Дух живет в нас. "А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам" (1 Иоан. 3:24; ср. 4:13).
Мы имеем уверенность в вечной жизни, если мы стремимся следовать примеру Иисуса и жить, как Он жил. "Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал" (1 Иоан. 2:6; ср. Иоан. 8:12).
У нас есть уверенность в вечной жизни, если мы верим, принимаем и пребываем в "Слове жизни", т.е. в живом Христе (1 Иоан. 1:1) и в подлинном Слове Христа и новозаветных апостолов. "Если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце" (2:24; ср. 1:1-5; 4:6).
У нас есть уверенность в вечной жизни, если у нас есть искренняя жажда и ожидание возвращения и явления Иисуса Христа, чтобы взять нас к Себе. "Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист" (1 Иоан. 3:2-3; ср. Иоан. 14:1-3).
Источник: Полноценная жизнь. Библия с
комментариями.
Минск: Life Publishers International, 2006, с.
80, 976, 1058, 1601, 1776, 1802, 1814, 1929, 2034.
Главная
страница | Начала веры
| Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки