П. И. Рогозин
Б
ытие Бога, бессмертие души, загробная жизнь всегда были приемлемыми, желанными и реальными для всякого духовно прозревшего человека.Ученые-материалисты объясняют появление религии “страхом наших предков перед угрозой гибели от зверей, голода, болезней и стихийных бедствий. В силу неспособности объяснить происходящие явления природы они вынуждены были, мол, выдумывать сверхъестественные причины”... Но спросим ученых: почему же сегодня, в атомном веке, когда наука и техника так далеко шагнули вперед и дали исчерпывающие объяснение всем явлениям природы, люди продолжают верить в Бога и загробную жизнь? Не находя на этот вопрос надлежащего ответа, они обвиняют в этом религиозных “мракобесов” и других ярых “врагов науки и прогресса”...
Такое объяснение вряд ли способно удовлетворить даже заурядного человека. Хотя мы знаем: чем образованнее человек, тем религиознее он может оказаться. Знание и святость могут идти вместе, хотя иногда и идут противоположными путями. Наука основывается на разуме, а вера и святость — на свободе совести. Наука говорит, “что мы должны знать”, а религия учит, “как мы должны жить”.
Не подлежит сомнению, что среди атеистов есть люди образованные и эрудированные, но при всем том — духовно нищие и невежественные. Свое отрицание Бога, души и загробной жизни они основывают на сомнительных и абсурдных “научных доказательствах”, в поисках которых заставляли академика И.П. Павлова дать им “факты, подтверждающие, что Бога нет”... Подвергая себя опасности ареста и возможной смерти, ученый ответил: “Не могу сказать вам, что Бога нет, потому что сам еще не уверен, что Бога нет”. Спрашивается: откуда же такая уверенность что Бога нет у безбожных пропагандистов, козыряющих пустыми фразами: “наука доказала... открыла... учит.. говорит”? Здесь уместно привести слова Д.И. Белинского: “Для низких натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество, бросая грязью своих воззрений во все святое и великое!..”
История развития человечества показывает, что есть вопросы, охватывающие не только наше прошлое и настоящее, но и будущее: “Откуда мы пришли? Кто мы и для чего на этой планете? Куда направляемся и что ждет нас после смерти?”
Глубочайшая бездна абсурда, в которую может погрузиться человеческий разум, — это отрицание цели и смысла создания Вселенной и человека. Все в мире имеет свой смысл, цель и назначение. Не может быть, чтобы наше появление на Земле, пребывание на ней и уход были бессмысленными и ненужными.
Безумцы смеются над теми, кто верит в чудо, верит в Бога, создавшего все для разумной и возвышенной цели. Но атеисты верят в еще большее чудо, утверждая, что мертвая материя, создавшая себя из ничего, создала затем жизнь, свет, природу с ее законами; и сделала все это просто так, без причины, без цели, без смысла и без будущего. Безумцы потому безумцы, что не знают, над чем и над кем смеются... Мы не намерены их переубеждать, но мы желали бы помочь тем многим тысячам честных среди них, которые хотели бы иметь основания для своего личного уверования в Бога.
Главная цель человека должна быть достойна самого человека. Жить для того, чтобы есть и пить, — эта цель может удовлетворить только животное. Земная жизнь человека не имеет более высокой цели, как пребывать в непрерывном общении с Отцом Небесным. К этому надлежит человеку стремиться и во что бы то ни стало достичь ее. Ибо нет в мире ничего более жалкого и трагичного, как влачить бесцельное земное существование, вести безрассудную жизнь, полную лишений, болезней и горя.
Наша земная жизнь осмысливается непоколебимой верой в жизнь загробную. Не верить в бессмертие — значит отрицать основы логики и разума, назначение человека, лишать все надежды и смысла. Человек так уж создан, чтобы осознавать свое моральное несовершенство и, сознавая это, обращаться к Богу за помощью, каяться, освобождаться от греха, совершенствоваться; стремиться быть лучше и пустить корни веры в жизнь вечную.
Поэтому, решая проблему нашего бессмертия, можно без малейшего риска оставить науку и ученых со всеми их теориями в стороне. Если ученые не способны помочь укреплению нашей веры в загробную жизнь, то еще меньше они способны нашу веру поколебать. Во всех попытках науки установить факт бессмертия человека, отбросив в сторону Священное Писание и многовековой опыт верующих, наука вынуждена будет полагаться только на выводы ограниченного человеческого ума, который, к сожалению, никогда не будет способен выбраться из заколдованного круга своих научных догадок.
То, что сокрыто для людей науки, Бог может открывать таким людям, как Даниил, Иов и Моисей. “Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам,” — говорит Моисей (Второзаконие, 29:29). Если человек готов доверяться откровениям Божиим, никакая наука не может преградить ему путь к личной, живой вере в Бога и в загробную жизнь.
Зададим себе вопрос: “Неужели человек со всем разнообразием своих духовных, душевных, нравственных, интеллектуальных качеств, на развитие которых была затрачена вся его земная жизнь, исчезнет бесследно, наравне со всеми низшими видами Божьего творения? Неужели его труды, усилия и энергия были затрачены впустую и бесцельно? Неужели мы должны рассматривать творчество премудрого Создателя как творчество капризного ребенка, который строит свои карточные домики для того, чтобы одним взмахом руки разрушить их, и в этом находит для себя нечто забавное и смешное?”
О, нет! Бог заранее открыл верующему человеку назначение его земной жизни и величие и славу жизни загробной. Бог посвятил нас в тайну временных страданий, осмыслил нашу телесную смерть, поставив ее в конце нашего земного пути, чтобы мы имели время и возможность к ней приготовиться и сказать:
“Итак, я ухожу от вас в потусторонний мир, в существовании которого я никогда не сомневался, но всегда глубоко верил и желал его видеть. Пусть Бог простит мне, но я подхожу к моменту моей смерти и смотрю вперед с некоторым даже благоговейным любопытством. Я не могу сказать вам, что Небесная Отчизна, куда я сейчас направляюсь, не известна мне, ибо Слово Божие много говорит о ней, но — одно дело верить и читать в Библии, и совершенно другое — видеть, созерцать и убеждаться в точности всего написанного...”
Мыслимо ли, чтобы Бог допустил бы уничтожение тех, кого Он любит и кто любит своего Создателя и Спасителя взаимной любовью? Зачем было Богу создавать человека, наделять его разумом, талантами, способностями, предъявлять к нему определенные требования и вменять в вину нарушение этих требований, если все заканчивается могилой?
Любовь родительская и любовь Божественная одинаковы в своих проявлениях, так как обе направлены на добро, во благо и на счастье тех, кого любят. Мы можем усомниться в любви родительской, но никак не в любви нашего Небесного Отца, которая вечна и бессмертна: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” (Еванг. от Иоанна, 3:36), “Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?” (Посл. к Римлянам, 8:32).
Вот почему мы веруем в существование загробной жизни!
“Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную” (1 Посл. Иоанна, 5:12).