Глава VIII

ЗАЛОГ ДУХА

Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши. (2 Кор. 1:21-22)

В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены, обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы. Его. (Еф. 1:13-14)

И не оскорбляйте Святого Духа Божия. Которым вы запечатлены в день искупления. (Еф. 4:30)

 

Благодарили ли вы когда-нибудь Бога за Него Самого? Благодарили ли вы Его за то, что в Нем мы живем и движемся, и в Нем само наше начало? Благодарили ли вы Его за то. Какой Он? «Верен Бог, — пишет Павел, — Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1 Кор. 1:6).

Много веков назад Августин сказал: «Ты создал человека для Себя, и не спокойно сердце наше, пока не успокоится в Тебе». Не только человек не испытывает подлинного удовлетворения до тех пор, пока не обретет покоя в Боге; но и Сам Бог не будет испытывать удовлетворения, покуда Он не окажется среди принадлежащих Ему, в совершенном вечном общении, которое никогда никоим образом не может быть нарушено. «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Отк. 21:3).

Бог не будет испытывать удовлетворения, покуда в Свой вечный день не будет обитать среди народа Своего, вечно являя «преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2:7). Всегда устремляясь к исполнению Своего сердечного желания и всех Своих замыслов в благодати. Бог постоянно действует среди принадлежащих Ему — тех, кто пока еще странник на земле, — увлекая их все дальше к окончательному осуществлению привилегий их святого сыновства.

«[Я] будучи уверен, — пишет Павел филиппийцам, — в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп. 1:6). Коринфянам апостол пишет, что Христос «утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 1:8). «Верен Господь, — уверяет апостол фессалоникийцев, — Который утвердит вас и сохранит от лукавого» (2 Фес. 3:3). О них он молится: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23). Он молится в уверенности в том, что «верен Призывающий вас, Который и сотворит cue» (1 Фес. 5:24).

О себе самом Павел уверен, что «избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства» (2 Тим. 4:18). «Мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, — пишет Павел коринфянам, — потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа» {2 Кор. 5:4-5).

Бог действует в Своих детях. Он дает им залог Своей верности и окончательного исполнения Своего замысла их искупления. Залог этот — Его собственный Дух, посланный обитать в сердцах Его странствующих сыновей. Павел говорит о том, что Святой Дух является и печатью, и залогом нашего окончательного искупления:

Бог «запечатлел [sphragizo, поставил формальный знак] нас и дал залог Духа [ton arraboпа tou pneumatos, родительный приложения: Дух Сам является залогом] в сердца наши» (2 Кор. 1:22).

Вы «запечатлены обетованным Святым Духом [toi pneumati, творительный падеж: Дух является орудием запечатления], Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его» (Еф. 1:13-14).

«Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым [en hoi, Дух — стихия, в которой мы запечатлены] вы запечатлены в день искупления» (Еф. 4:30).

Святой Дух является формальной печатью Божьего владения и данным Богом верующему залогом его обетованного наследия как сына и наследника Божия. Дивно! Но это еще не все: Дух постоянно действует в верующем, чтобы привести к исполнению все, что в совершенной воле Бога для всех Его сынов во Христе. Благодатный Утешитель, наш Параклит на земле, как и Христос на небесах, посылаем Отцом обитать в нас и пребывать в нас всегда, наставляя, воодушевляя и направляя на странническом пути к дому Отца.

Благословенны Его разнообразные служения, которые Он совершает ради нас. Он пришел научить нас всему (Ин. 14:26); наделить нас силой для свидетельства о Христе (Ин. 15:26-27; Деян. 1:8); наставить нас на всякую истину и явить то, чему надлежит сбыться, и то, что есть Христово (Ин. 16:13); направить нас в нашем служении (Деян. 13:2); исполнить в нас праведность закона (Рим. 8:4); свидетельствовать о нашем сыновстве (Рим. 8:16); подкреплять нас в немощах и ходатайствовать за нас (Рим. 8:26); явить нам славу того, что Бог приготовил для любящих Его (1 Кор. 2:9); наделить нас Своими дарами, чтобы дать сил для действенного служения (1 Кор. 12:1); произвести в нас Свои благодатные плоды подобия Христу (Гал. 5:22); и наконец, оживить наши смертные тела в пришествие Иисуса (Рим. 8:11). Благодатны все Его многочисленные служения, совершаемые ради нас.

Но Святой Дух ничего не может сделать для тех, кто отвергает Его-, служение, поэтому мы слышим призыв «исполняться Духом» (Еф. 5:18); следовать Духу, а не плоти (Гал. 5:16); сеять в Дух, а не в плоть (Гал. 6:7-9); жить по Духу, а не по плоти (Рим. 8:1-13); и быть водимыми Духом, чтобы быть сынами Бога (Рим. 8:14). Мы слышим также предостережение против угашения Духа (1 Фес. 5:19) и против оскорбления Духа благодати (Еф. 4:30; Евр. 10:29). Все эти торжественные призывы и предостережения подтверждают тот факт, что верующий несет определенную яичную ответственность в отношении служения Святого Духа, которой он не может пренебрегать.

«Верен Бог», — писал Павел. Неизменен и верен Отец, Сын и Дух. Но верность Бога не может помочь неверным людям. Уверенность Павла в отношении филиппийцев в том, что «начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа», была основана не на некоем неизменном божественном законе, действие которого будет продолжаться независимо от поведения филиппинцев.

Многие из тех, кто привлекает Флп. 1:6 в защиту учения о безусловной безопасности, как представляется, совершенно игнорируют непосредственный контекст (а также и более широкий контекст). Обратите внимание на Флп. 1:7: «как и должно мне помышлять о всех вас» (т. е. действие Бога в них продолжится вплоть до наступления дня Христова), потому что они были непоколебимы, защищая и утверждая вместе с Павлом благовестие перед лицом усиливающихся преследований, в результате которых, даже тогда, при написании послания, Павел пребывал в узах. Их непоколебимость в благовестии в прошлом (Флп. 1:5), как пишет Мейер,

...является также основанием для справедливой уверенности Павла в отношении будущего... [Их участие в благовестии], с первого дня и доныне — единственное, что оправдывает и обосновывает уверенность Павла в отношении будущего.

...То, что [Бог] начал, Он завершит, дальнейшим действием Своей благодати. Это, однако, не исключает возможности человеческого сопротивления благодати; но Павлу незачем опасаться такого сопротивления со стороны обращенных филиппийцев, как он опасался прежде, в случае галатов (Гал. 1:6; 3:3). (H. A. W. Meyer, Critical and Exegetical Hand-Book to the Epistles to the Philippians and Colossians, and to Philemon, p. 13 f.)

Верность Бога вне сомнений. Но вера и верность людей (качества, неотделимые друг от друга, согласно Писанию) — совсем другое дело. В случае филиппийцев, предположение Павла о том, что Божья благодать будет действовать в них до дня Иисуса Христа, казалось полностью обоснованным их пылом веры. Павел чувствовал, что непоколебимость филиппийцев полностью оправдывает его уверенность. Были все основания предполагать, что верность Бога будет всегда встречать ответную верность со стороны самих филиппийцев.

Павел мог не испытывать такую же уверенность в отношении других обращенных им в веру — например, некоторых коринфян. Обратите также внимание на галатийскую церковь. Галаты «начали Духом» (Гал. 3:3); но позднее некоторые из них поверили, что неким образом должны «окончить плотию». Кто-то отошел от Христа и предался делам плоти как основанию своего оправдания и упования. Таким образом, не стало пользы во Христе для них; они «отделились от Христа» (Американский стандартный перевод, ср. Тэйер о katargeo) и «отпали от благодати» (Гал. 5:2-4). «Сеяние в плоть» даже того, что кажется добрым само по себе, приносит тление; но «сеяние в дух» приносит жизнь вечную (Гал. 6:7-9).

Уверенность Павла в том, что филиппийцы пребудут непоколебимы в вере и благовестии, было основанием для его уверенности, что в их случае Бог будет благодатно действовать в них до дня Иисуса Христа. Комментируя Флп. 1:6, Робертсон пишет: «Бог начал, и Бог завершит... но не без их участия». (А. Т. Robertson, Word Pictures in the New Testament, Vol. IV, p. 436.) Бог действовал в филиппийцах, с тем чтобы привести их к совершенству в день Иисуса Христа. Но совершаемое Им не только не отменяет необходимости усилий с их стороны, но и требует их участия и непоколебимости. Павел призывает филиппийцев: «Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» (Флп. 3:16).

Павел просит (Флп. 3:3-17) следовать его примеру как человека, непоколебимого в простой вере единственно во Христа, вплоть до отказа от всякой уверенности в плоти, «стремясь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:14). Он напоминает (Флп. 3:18-19) филиппийцам, что уже многократно предостерегал их об отступниках, чей бог — удовлетворение плотских желаний, как и теперь предостерегает «даже со слезами» («Глубокое чувство, охватившее апостола в то время, как он диктовал письмо и вспоминал этих изменников Христа».( Там же, с. 458.)) Он призывает, в противоположность этим плотским отступникам, постоянно обращать взор к небесам в ожидании пришествия Спасителя (Флп. 3:20-21) и в преддверии его «стоять так в Господе» (Флп. 4:1). В другом месте в своем послании Павел убеждает филиппийцев: «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп. 2:12). Желая воодушевить их, апостол напоминает о том, что «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13). Многие обращаются к тринадцатому стиху, чтобы показать, что в двенадцатом не говорится о какой бы то ни было ответственности, возложенной на людей в отношении их действительного спасения. Инициатива исходит всецело от Бога, — утверждают те, кто разделяет этот взгляд. Бог действует в нас, чтобы побудить нас желать Его благой воли и исполнять ее. Таким образом, совершение спасения не наше дело, но Божье; и Он не может потерпеть неудачу.

Но сторонники такого понимания упускают из виду, что действие Бога в людях это — не принуждениe. Писание изобилует свидетельствами того, как, невзирая на благодатное действие Божье, люди все же отходят от Его благой воли. Мы находим также множество важных предостережений об опасности подобного поведения. Бог действует в Своих детях. Однако Его верность в совершаемом не отменяет важности и необходимости их участия, как и никоим образом не принуждает их, не вынуждает согласия на это участие.

«Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10:13). Отметим, что верность Бога не освобождает нас от ответственности. Верность Его лишь удостоверяет, что мы сможем «перенести» всякое искушение и получим «облегчение» — если захотим. Для нас остается необходимость «убегать идолослужения» (1 Кор. 10:14), избегать «искушать Христа» (1 Кор. 10:9) и беречься, «чтобы не упасть», исполнившись самонадеянности (1 Кор. 10:12). Нет пользы в верности Божьей для неверные людей.

Воля Божья о людях не обязательно то же, что воля людей о Нем. Павел утверждает (Рим. 2:4), что Бог в Своей благости ведет к покаянию даже ожесточенных людей, которые «по упорству и нераскаянному сердцу» собирают «гнев на день гнева». Бог «повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17:30); но немногие желают прислушаться к Его повелению. Иисус говорил, что фарисеи и законники, отказавшись принять Иоанново крещение, отвергли волю (boule, цель) Божию о себе (Лк. 7:30). Воля Божья о людях не обязательно то же, что воля людей о Нем.

Христос вечно верен. «Если мы неверны. Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может» (2 Тим. 2:13). Наша надежда на спасение проистекает из верности Того, Кто «всегда и сегодня и во веки Тот же». Но Его верность не может помочь тем, кто отрекается от Него. Важное предостережение Павла, адресованное Тимофею, пастору ефесской церкви, особенно ярко представлено в переводе Веркиля: «If we endure, then we shall also reign with Him. If we go back on Him, then He will also personally go back on us. If we play Him false. He will Himself remain faithful; for He cannot play false to Himself» (Если мы терпим, то будем царствовать с Ним. Если мы отворачиваемся от Него, то и Он лично отвернется от нас. Если мы предаем Его, Он останется верен; потому что не может предать Себя). Наше предательство Христа не может отменить Его постоянной верности; но в то же время не может не нарушить наших отношений с Ним. Он не может отречься Себя; но Он отречется от нас, если мы отречемся от Него. «Пребудьте во Мне, и Я в вас».

Неверность многих израильтян не уничтожила верности Бога своим обетованиям, а верность Бога не делала невозможной неверность многих людей из Его народа (Рим. 3:3-8). Верность Бога Израилю не делала невозможным отпадение некоторых «ветвей»: «Они отломились неверием» (Рим. 11:20). Павел призывает верующих из язычников не быть самонадеянными, но осознавать, что подобная трагедия может случиться и с ними, поскольку они держатся лишь верой (Рим. 11:20-22). Допускать, что христиане не могут отпасть из-за верности Божьей, — значит игнорировать существенную часть истины. Верность Бога не может помочь тем, кто становится неверными, «Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр. 10:23).

Авраам был «вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное» (Рим. 4:21). Но вера, которая «вменилась ему в праведность» (Рим 4:22), не была убеждением, продлившимся лишь один великий и святой миг; это было его длящееся убеждение. Более слабая вера не могла унаследовать обетование Бога. Длящаяся вера Авраама, которая была признана праведностью и которая сделала его наследником Бога, ярко изображена в Евр. 6:11-15, настойчивом призыве ко всем верующим: «Желаем же, чтобы каждый из вас," для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное».

Все великие обетования верности Божьей в совершении дела благодати в наших сердцах Своим Духом до дня Иисуса Христа (такие как Флп. 1:6; 1 Кор. 1:8; 2 Фес. 3:3; 1 Фес. 5:24 и 2 Тим. 4:18) предполагают ответную верность со стороны человека. Мысль о том, что этим обетованиям не сопутствуют никакие условия, просто потому, что они не выражены явно в самих стихах, так же неоправданна, как и предположение о том, что весь мир должен быть спасен, так как в Ин. 3:17 говорится: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». Мы не вольны воспринимать сказанное в Ин. 3:17 в отрыве от восемнадцатого стиха и множества других мест в Священном Писании. Не будем требовать, чтобы все Божье откровение было сжато до одного стиха. Флп. 1:6 и схожие стихи не обособлены. «Верен Бог». Но каков наш ответ на Его верность? Макларен пишет:

...чем мы отвечаем на верность Божью? Нужно лишь процитировать одно предложение из Послания к евреям, чтобы ответить на этот вопрос: «Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший». Наша вера и есть ответ на верность Божью. Подобно тому как звук одного инструмента вызывает резонанс в другом, настроенном на ту же высоту, так и верность Божья должна пробуждать музыку ответной веры в наших откликающихся и резонирующих сердцах.

Залогом продолжающегося совершенствования христианской жизни служит верность Божья. Приступив к какому-либо делу. Он не испытывает к нему спустя некоторое время отвращения, не обращается к чему-то другому, не выясняет, что Ему не хватит сил завершить начатое.

Никто, глядя на совершаемое Богом, никогда не будет вправе сказать: «Он начал строить, и не смог завершить начатого». В Божьей мастерской нет ничего неудавшегося. Нужно лишь отдаваться Его воздействию. Бессмысленно говорить об «окончательной неотступности святых», если не помнить, что лишь те, кто постоянно покоряется Богу, — постоянно подвергаются Его очищающей и освящающей благодати. И если так, то продолжающееся совершенствование тех, в ком Он начал действовать, несомненно. (Alexander Maclaren, Expositions of Holy Scripture: Second Timothy, Titus, Philemon, and Hebrews, pp. 66, 64 f.)

Комментируя Евр. 7:22 («Лучшего завета поручителем сделался Иисус»), Уэсткот пишет: «Не говорится о том, что Христос поручился за человека пред Богом, но сделался поручителем завета Бога с человеком». (В. F. Westcott, The Epistle to the Hebrews, p. 189). Подобным же образом Святой Дух, являясь залогом наипего наследия и залогом верности Божьей, не является залогом нашей ответной верности. Сошествие Духа благодати в наши сердца в момент обращения не является залогом того, что мы не станем впоследствии огорчать, угашать или в конце концов оскорблять Того, Кто приходит затем, чтобы вести нас к вышнему Иерусалиму.

«Братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти, — предостерегает Павел, — ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Рим. 8:12-14). Те, кто не заботится о том, чтобы жить по Духу, не могут оставаться Его сынами. «Продолжительность этого [сыновства], которое является результатом Божьей благодати, зависит от покорности человека водительству Святого Духа Божия». (Н. Р. Liddon, Explanatory Analysis of St. Pauls Epistle to the Romans, p. 132.) Нет никакой пользы в верном служении Святого Духа для тех, кто становится равнодушным к его воспитательному воздействию и руководству и кто презирает Его наставления. В проповеди о Еф. 4:30 («Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления»), Макларен сказал:

Апостол ясно говорит о возможности воспротивиться воздействию [Святого Духа]. Здесь ничего не говорится о непреодолимой благодати; не говорится и о силе, охватывающей человека и делающей его хорошим, в то время как он остается пассивен, подобно глине в руках горшечника! Нельзя стать святыми без Духа Божия; но святыми не стать и без содействия Ему. Возможно как противление, так и сотрудничество. Человеку предоставляется свобода. Бог никого не хватает за волосы и не вытаскивает на путь праведности наперекор воле человека... Мы должны содействовать Богу, и мы можем противиться Ему. О, есть еще более сильное и страшное слово, примененное апостолом в другом послании на ту же тему. Мы можем «угашать» свет и гасить огонь.

Что же гасит его? Взгляните на перечень грехов, сопутствующий увещеванию апостола в рассматриваемом нами тексте. Все это незначительные прегрешения — раздражение, ярость, гнев, крик, злоречие, злоба, воровство, ложь и тому подобное; «обыденные» грехи, если можно так выразиться. Да, и если выбросите достаточное их количество на искру в вашем сердце, вы погасите ее. Грех, уход от воздействия [Святого Духа], нежелание внимать [Его] голосу и внушениям, глухота по отношению к наставлениям Духа через Слово и Промысел — вот то, что «оскорбляет Духа Божия».

«Не оскорбляйте святого Духа Божия». Видя, что ребенок не обращает внимания на дорогой подарок и оставляет его в стороне, отец испытывает щемящую боль. Любящий друг, стоя на берегу реки и взывая к друзьям, чья лодка устремилась к порогам, с печалью отворачивается, если его голосу не внимают. Божий Дух призывает нас, предлагает нам [Свои] дары и отворачивается... с болью в сердце, не оттого, что пренебрегли его властью, но оттого, что оскорбили любовь и воспрепятствовали желанию помочь, когда мы наперекор [Ему] избираем собственный путь, не обращаем внимания на голос, предупреждающий об опасности, и оставляем нетронутыми дары, которые защитили бы нас. (Maclaren, Expositions of Holy Scripture: Ephesians, pp. 267-270.)

Многие утверждают, что хотя верующие и могут огорчать и оскорблять Святого Духа, Он никогда не покинет того, в ком поселился. Оскорбление Духа, против которого предостерегал Павел, как полагают, никогда не может стать всецелым или окончательным. В подтверждение этого приводят обетование Иисуса: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек...» (Ин. 14:16).

Обитание Духа в верующем — благословение. Драгоценные близкие отношения между Духом и верующими возникли после того, как Иисус Своей смертью обеспечил доступ к Небесному Святая Святых через Себя для всех, кто пребывает в Нем. Но слова Господа — «да пребудет с вами вовек» — не являются, обетованием о невозможности отступничества и о том, что Святой Дух никогда не сможет покинуть того, в ком Он однажды поселился, чтобы обитать, невзирая на последующую реакцию на Его служение руководства и порицания. Многие упускают смысл и значимость обетования Христова.

Обетование Спасителя о другом Утешителе (подобном Ему), Который пребудет с учениками, было дано апостолам в момент их глубокого отчаяния. Они оказались перед лицом близкой разлуки с Господином. Ученики не смогли предугадать этого ужасного события и теперь бесконечно нуждались в утешении.

Невзирая на ограниченное понимание происходящего, одиннадцать учеников остались непоколебимы в вере в Него в последние месяцы, когда усиливалось противодействие и вселяло тревогу то, что многие отошли от Него. Твердая уверенность учеников в том, что у Него «глаголы вечной жизни», а также постоянное ожидание Его окончательного триумфа и восстановления Израиля (Деян. 1:6), когда Иисус взойдет на трон как царь, поддерживали в них надежду. Его присутствие постоянно вдохновляло учеников и вселяло в них силу. Мысль о страшной возможности разлуки с Ним не приходила им в голову.

И вот теперь: «Дети! не долго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь». Эта мрачная перспектива, казалось, разрушала все взлелеянные надежды и погружала учеников во мрак и отчаяние. Как нуждались они в утешении! С тревогой задаваемые вопросы отражали их тяжелые предчувствия и неуверенность.

«Господи! куда Ты идешь? — спрашивал Петр. — Почему я не могу идти за Тобою теперь?» «Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?» — спрашивал Фома. «Господи, — молил Филипп, — покажи нам Отца, и довольно для нас». Какую боль одиночества и неуверенности испытывали они в преддверии разлуки с Господином. Они зависели от Него во всем!

Но у Иисуса было два дивных обетования для них. Первое — обетование о Себе. Он возвратится, и они увидят Его вновь, хотя мир не увидит (никто из неверующих не видел Иисуса после Его погребения и Воскресения); и они познают Его духовное присутствие и пребудут в Его любви, даже тогда, когда телесно Он будет с Отцом на небесах.

Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам... Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мои возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим... Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин. 14:18-21,23; 15:9-10).

Хотя Он должен покинуть их телесно. Он по-прежнему будет с ними духовно. Они смогут пребывать в Его любви, если захотят, смогут познать близкие отношения с Ним и с Отцом. Если они пребудут в Его слове и наставлении. Он и Отец сотворят в их сердцах духовную обитель. Какое драгоценное обетование!

Другим утешением Господина было обетование о Святом Духе, Который придет, чтобы пребывать с учениками во время Его телесного отсутствия: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (14:16). Однако пребывание Утешителя нельзя отделять от обетованного духовного присутствия Самого Иисуса «во все дни до скончания века» (Мф: 28:20). Мейер пишет:

В Параклите (Утешителе)... Сам Христос пребывает с теми, кто принадлежит Ему (Мф. 28:20); поскольку в служении Духа, Который есть Дух Христа (Рим. 8:9; Гал. 4:6), происходит раздаяние Себя вознесенным Христом (Рим. 8:10; Гал. 2:20), однако Параклит остается allos, другим [лицом, нежели Он, хотя и зависимым от Сына]... (Н. A. W. Meyer, Critical and Exegetical Hand-Book to the Gospel of John, p. 415.)

Уэсткот комментирует это. так:

Историческое присутствие Христа длилось лишь некоторое время. Его духовное Присутствие — «во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Это Присутствие осуществляется через Духа. (В. F Westcott, The Gospel According to St. John, p. 205.)

Обетование Христа о пребывании Святого Духа «вовек» (eis ton aiona, до века) во время Его собственного телесного отсутствия на земле исполняется поныне и будет исполняться во все дни века до тех пор, пока Иисус не придет вновь. Однако предполагать, что обетование Иисуса является залогом того, что Святой Дух пребудет в каждом, в ком однажды поселился, невзирая на то, как человек впоследствии откликнется на Его служение руководства и порицания, — значит игнорировать. многие важные предостережения Писания, включая торжественные слова Спасителя, произнесенные по тому же поводу: «Пребудьте во Мне, и Я в вас».

Мы уже говорили, что на протяжении пребывания на земле отношения верующего со Христом никогда не бывают статичными и не являются неизменным следствием прошедшего события (будь то решения, действия или опыта). Это живые отношения — пребывание друг в друге верующего и Спасителя в настоящий момент, причастность общей жизни, исходящей от Того, Кто «жизнь наша». Для верующего это живая причастность, проистекающая из живой веры в живого Спасителя. Основополагающий принцип, определяющий отношения со Христом в наиболее сжатой форме, выражен в словах Спасителя: «Пребудьте во Мне, и Я в вас». Отношения верующего со Святым Духом нельзя отделять от отношений со Христом; это одно и то же. Отношения между Святым Духом и христианином не являются статическими и нерушимыми.

«Если мы живем духом, — пишет Павел галатам, — то по духу и поступать должны» (Гал. 5:25) (Примеры причинно-следственного использования kai см. также в: Мк. 10:26 и Иак. 2:4 (Text. Rec.). Kai имеет широкий спектр значений, и точное значение слова всюду должен определять кон--текст (см. Robertson, Grammar, p. 1182). В данном случае контекст указывает на причинно-следственное значение.). Если сама наша жизнь во Христе зависит от Духа, как показывает Павел, то станем же поступать по Духу! Мы не можем жить Духом, если отказываемся поступать по Духу. Призыву Павла предшествует предупреждение о том, что мы не можем жить одновременно по плоти и по Духу (Гал. 5:17), и только поступая по Духу, мы избегаем жизни по плоти (Гал. 5:16). Страшное наказание постигает живущего по плоти:

«Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так [творящие дела плоти] Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:21). «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление [phthorа, Тэйер: погибель, утрата спасения, вечное страдание], а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гал. 6:7-9).

Павел предупреждает римлян о том, что «помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир» (Гал. 8:6). «Братия, — пишет он, — мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:12-14). Годет комментирует:

Жизнь Духа не раскрывается в верующем без его участия лишь как следствие того, что Дух был однажды низведен на него. От человека требуется непоколебимое решение, действенная покорность в отдаче себя водительству Духа. Дух постоянно ведет к принесению в жертву плоти; и если верующий отказываться следовать водительству на этом пути, он отвергает жизнь Духа и славные привилегии. (Г. L. Godet, Commentary on the Epistle to the Romans, p. 307.)

Благословенный Дух Божий пришел, чтобы пребывать вовек и вести странников к дому Отца и вечному наследию верных. Но в этом благодатном служении нет пользы для тех, кто презирает Его водительство и наставления и кто обращается от сеяния в Духа к сеянию во плоть. Такие люди не могут пребывать во Христе и Его Духе. Святой Утешитель не может обитать в тех, кто закрывает свое сердце от Его любящего служения.

Наш благословенный Искупитель, прежде чем прошептать
Нежные слова прощания,
Наставника, Утешителя обещал,
Который с нами пребудет.
Он пришел, чтобы наделить сладчайшими дарами,
Благодатный, усердный Гость
Он, Когда находит покорное сердце,
Где, долгожданный. Он может остаться.
И Его нежный голос мы слышим,
Ласковый, как дыхание вечера,
Голос, исправляющий всякую ошибку, изгоняющий страх,
И звучащий нам с Небес.
Дух Чистоты и Благодати,
Сострадая смотри на нашу слабость;
И все же соделывай наши сердца Твоей обителью,
Соделывай их более достойными Тебя.

(Харриет Обер (адаптировано))

Далее

К Содержанию книги

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки

Используются технологии uCoz