Э. Пикеринг

 

ОСНОВЫ БИБЛЕЙСКОГО СЕПАРАТИЗМА

Скачать WinZip (Word 97)

 

После Своего вознесения Иисус Христос основал на земле Церковь, состоящую из “избранных Его” — представителей Неба на земле. И поэтому основное призвание каждой поместной церкви — отражать святую сущность Того, Кто является единственным Главой Церкви. Но у князя тьмы всегда были другие планы: с самого начала возникновения Церкви Христовой дьявол стремится помешать свидетельству Церкви в целом, засоряя поместные церкви несвятыми учениями и несвятыми людьми. Уже с ранних дней успехи дьявола были заметны во многих поместных церквах: разложение и формальная обрядность вытесняли духовную жизнь, которой отличалась Церковь во дни апостолов. Но уже с тех пор и по сегодняшний день есть много тех в среде детей Божьих, которые стремятся к высокому образцу чистоты учения и жизни, отраженном в Новом Завете.

В этой книге (“Библейский сепаратизм”) описывается история духовной борьбы, которая не окончится до того самого момента, пока не возвратится на землю в славе Своей Глава Церкви. Но так как те, кто участвуют в этой битве, сами лично облачены в плоть и далеки от совершенства, то на земле и не будет никогда абсолютно совершенной церкви. Но хотя участники этой духовной битвы и наделены присущими человеку слабостями, недостатками и зачастую предрассудками, они отличаются от многих формальных христиан своим стремлением к совершенству и духовной чистоте, этим самым утверждая на земле собрания святых, жаждущих жить достойно Бога и Его спасительной благодати. Целью этой книги не было стремление автора доказать, что все фундаменталисты и сепаратисты достойны одного только восхваления, а все противники сепаратизма лишены каких-либо духовных ценностей, так как истинные дети Божьи, любящие Христа и являющиеся благословением для всех окружающих, есть и в той, и в другой среде. Нашим стремлением было: на страницах данной книги исследовать, проиллюстрировать и защитить тот важный принцип, который так ясно освещен в Священном Писании — о необходимости самого решительного отделения от зла и отступничества.

Эта духовная борьба длится уже на протяжении веков, и отголоски ее мы находим и в движении донатистов, и в чрезвычайно трудном, героическом отстаивании истины теми небольшими группами верующих в средние века, которым было особенно сложно противостоять глубоко укоренившимся заблуждениям. Позднее мы находим отголоски этой духовной борьбы в сепаратистском движении пуритан, а также в продолжающейся на протяжении двух последних столетий вплоть до наших дней духовной битве за абсолютный авторитет Библии и за чистоту учения. И хотя встречаются в среде сепаратистов (как, впрочем, и в любой другой группе верующих) те, кто главным образом ищут своего, люди крайне мелочные и недоброжелательные, однако в целом сепаратистское движение фундаменталистов характеризуется не подобными слабостями, но искренним желанием большинства верующих в той среде проявлять предельное послушание Слову Божьему и прославлять своего Спасителя. После того, как в начале двадцатого века в Соединенных Штатах с особой силой разгорелся конфликт между фундаменталистами и модернистами, довольно значительное сепаратистское движение утвердило себя и даже распространилось по всему миру.

Библейский сепаратизм в полном значении этого слова включает в себя понятие как церковного сепаратизма, также и сепаратизма в личной жизни верующих. В этом исследовании будет главным образом рассматриваться принцип сепаратизма в церковной жизни: допустимо ли на основании учения Священного Писания совместное духовное общение с теми, кто отвергает основные истины христианской веры, или же единственно правильное в подобной ситуации решение — это выход из отступнической среды и учреждение отделенных церквей, а также организация союзов, свободных от загрязнения модернизмом и отступничеством.

Необходимо подробное изучение выдержек из Священного Писания, на основании которых базируется учение о сепаратизме, выраженное в следующем:

  1. Мы должны отделиться от тех, кто, называясь христианами, отрекаются от основополагающих истин христианской веры (2 Тим. 3:5).
  2. Мы не должны поддерживать дел нечестивых (2 Пар. 19:2).
  3. Мы не должны почитать тех, кто отрекается от веры (Гал. 1:6-9).
  4. Мы обязаны исследовать богословские позиции служителей, и только в том случае можем сотрудничать с ними в духовном служении, если их взгляды соответствуют Священному Писанию (1 Ин. 4:1).
  5. Нам повелено не объединяться с неверующими в Господнем служении (2 Кор. 6:14).
  6. Мы не имеем права устанавливать единство ценой утраты чистоты учения (Иуд. 3).
  7. Мы не должны поддерживать или же сотрудничать с теми людьми, которые придерживаются несоответствующего Священному Писанию учения (2 Ин. 10,11).

 

Может возникнуть вопрос: почему же так важно соблюдать принцип библейского сепаратизма? И даже более того: уместно ли вообще в среде верующих затрагивать вопрос об отделении? На протяжении веков вопрос о необходимости выхода из среды официальных церковных объединений, вставших на путь отступничества, много раз со всей остротой вставал перед христианами. Для тех, кто любил истину, в то же время являясь частью официальной церкви, при виде явного отступления от истины в той среде, наступал решительный момент, когда они вынуждены было выйти, отделиться и продолжать служение Богу вне рамок данного церковного объединения. Одновременно с этим (из-за отречения от основополагающих истин Библии со стороны официальной церкви) вновь организованным отделившимся церквам необходимо было ясно и решительно заявить о своей безоговорочной преданности истине.

По мнению многих богословов, падение официальной церкви началось в Риме со времен Константина, т.е. с момента объединения церкви и государства. Но независимо от того, какие именно моменты в разные периоды истории Церкви можно с определенностью назвать началом отступления от учения апостолов, исторически тенденцией официальной церкви было отступление от учения Священного Писания. Обычно отступничество развивалось и углублялось, пока не наступал тот критический момент (для тех, кто, находясь в официальной церкви, отстаивал чистоту учения), когда они вынуждены были отделиться и начать свое независимое служение.

Один из основных доводов, которым пользуются противники отделения, заключается в том, что стремление сохранить церковь в чистоте повлечет за собой все новые и новые отделения. И в какой-то мере это действительно так: каждому поколению христиан предстоит вести свои неповторимые духовные битвы, потому что борьба за чистоту Церкви и чистоту евангельского учения никогда не прекратится. И корень этой битвы вовсе не в том, что “неуживчивые” фундаменталисты все никак не могут успокоиться и жить в мире со своими братьями по вере, а только в том, что злые намерения сатаны, направленные на разрушение Церкви, не прекратятся до дня восхищения Церкви.

 

1. Сущность отступничества

 

Для того, чтобы правильно понять библейское учение о сепаратизме, необходимо рассмотреть, что говорит Библия об отступничестве, и почему наличие отступления от истин Библии влечет за собой необходимость отделения.

Само слово “отступление” в форме существительного употребляется в греческом подлиннике Нового Завета только два раза — в Деяниях 21:21 и во 2 Фес. 2:3. Но понятие “отступничество” встречается в Священном Писании гораздо чаще, например: И. Нав. 22:22, 2 Пар. 29:19 и др. В греческом подлиннике Нового Завета это слово означает “религиозное отступление” (например, в Деян. 21:21 это слово означает отступление или оставление системы взглядов или верований). Отступничество в свое время было совершено дьяволом, восставшим против своего Творца и сознательно отвергшим истину, которая была ему хорошо известна (Иез. 28:11-19). Поэтому отступничество — это открытый вызов, брошенный Богу, это отказ признать и подчиниться Божественной истине, с которой данный человек был хорошо ознакомлен и которую он прежде исповедовал. Отступление от истины — акт сознательный, что заключается даже в самом значении этого слова.

Действия отступников описаны в 1 Тим. 4:1-3. В глагольной форме слово “отступить” или “отпадать” употребляется, означая отступление определенной личности от веры, изложенной в Священном Писании (Луки 8:13, 1 Тим. 4:1, Евр. 3:12). Унгер приводит более конкретное определение отступничества, как акта, совершенного христианином, который сознательно и добровольно отвергает изложенную в Священном Писании истину Божества Иисуса Христа (1 Иоан. 4:1-3), а также отвергает истину об искуплении посредством Его заместительной жертвы (Фил. 3:18, 2 Петр. 2:1). (М. Ф. Унгер “Отступничество”, Библейский словарь, стр. 72).

Следует отметить, что “ересь” (в том значении, в каком это слово употребляется в Новом Завете) не означает того же, что и “отступничество”. Слово “еретик” упоминается только в послании к Титу 3:10 и относится к себялюбивой, водимой плотью личности, к искателю конфликтов, создающему разделения внутри церкви, но не вносящему никаких богословских заблуждений. Отступничество также не стоит смешивать с неосведомленностью. В Деян. 19:1-9 описаны отличительные черты группы людей, получивших недостаточный объем знаний о духовной истине, но их поступки ничего общего не имеют с теми, кто сознательно отвергает истину.

 

2. Характерные особенности отступников

 

В Новом Завете дается описание характерных особенностей отступников. Вот некоторые из них:

  1. Они отвергают утверждаемую Библией истину о силе веры (2 Тим. 3:5).
  2. Они руководимы бесами (1 Тим. 4:1).
  3. Они лживы (1 Тим. 4:2).
  4. Они вводят в заблуждение (2 Петр. 2:13-14).
  5. Они противятся божественной власти (Иуды 8).
  6. Они духовно мертвы (Иуды 12).
  7. Они только формально исповедуют религию, но не имеют силы Духа Святого (2 Тим. 3:5). Когда доктрины сатаны распространяются его служителями (2 Кор. 11:13-15), то люди, не обладавшие духовной проницательностью, превозносят этих лжеучителей, как великих религиозных деятелей (в то время как проповедников истины, подлинных Божиих служителей, они поносят, называя неуживчивыми, не имеющими любви и вносящими разделения) . Служители дьявола приспосабливаются ко вкусам своих слушателей и, таким образом, приобретают еще большую популярность.

 

3. Развитие отступничества

 

Можно ли вовремя определить и остановить развивающееся отступничество? Возможно ли, усердно изучая Библию и свидетельствуя о спасении, постепенно освободиться от идей отступничества в религиозном союзе и возвратить весь союз к правильному пониманию истины? В ответе на эти вопросы как раз и заложен тот поворотный пункт, на котором зиждется конфликт между сторонниками и противниками сепаратизма. На протяжении веков противники сепаратизма всегда считали, что старания улучшить ситуацию изнутри в конце концов увенчаются успехом, какой бы темной и беспросветной ни была обстановка. Они особенно призывали принять во внимание тот факт, что Сам Бог может вмешаться, послать пробуждение, и в результате весь союз возвратится на позиции верности принципам Священного Писания. Однако, подобный оптимизм будет явно охлажден при внимательном исследовании описанных в Новом Завете основополагающих факторов отступничества. Итак, отступничество — очень серьезный грех. Исследуя этот вопрос в свете Священного Писания, приходишь к выводу, что гнев Божий разгорается против тех, кто отступил от веры, однажды преданной святым. Определить отступничество не сложно, так как в Слове Божием даются ясные описания этого явления (а также и тех, кто его провозглашает).

Отступничество характеризуется быстрым распространением и ростом. Иисус Христос сравнивал лжеучение с закваской в Матф. 16:12. Он конкретно указал, что закваска означает “учение фарисейское и саддукейское”. “Закваска фарисейская” — это лицемерное внешнее благочестие (Матф. 16:6, 23:14,16,28). “Закваска саддукейская” — это неверие, скептическое отношение ко всему сверхъестественному (Матф. 22:23,29). “Закваска иродианская” — это дух компромисса с миром (Матф. 22:16-21). Все три вида закваски видны сегодня в современном религиозном модернизме, одержавшем верх в ведущих деноминациях по всему миру уже много лет назад. И особо ярко это выражено в таких (по своей сущности мирских, но называющих себя религиозными) группах, как Всемирный и Национальный Советы Церквей.

Закваска изображает лжеучения, которые быстро распространяются и проникают повсюду, “доколе не вскисло все” (Матф. 13:33). Исследователи Библии единодушно приходят к выводу, что в 16 главе Евангелия от Матфея речь идет о лжеучениях, потому что Христос Сам конкретно говорит об этом. Но значение закваску в Матф. 13:33 по каким-то причинам стали истолковывать иначе, считая эту закваску Евангельской вестью, охватившей весь мир (или другим каким-либо положительным влиянием). Но, например, богослов Унгер более последователен, рассматривая Матф. 13:33 как распространение порочных влияний в христианстве, основываясь на том, что закваска в Священном Писании всегда означает только отрицательное. (М. Ф. Унгер “Закваска”, Библейский словарь, стр. 652) Лжеучения также уподобляются раку, быстро распространяющемуся и разрушающему всякую плоть (2 Тим. 2:17).

Отступничество не подлежит излечению, но развивается в ожидании суда Божьего (2 Петр. 2:17, 21, Иуды 11-15). Ни в одном из этих отрывков в Священном Писании не дается основания для надежды, что отступничество может быть приостановлено и истина в той среде снова восторжествует. Отступники уже не смогут обратиться, раскаяться в своих ошибках и вернуться в стадо, для них “приготовлен мрак вечной тьмы” (2 Петр. 2:17). Они мертвы духовно, блуждая во мраке в ожидании осуждения (Иуды 12, 13).

За все века истории Церкви у нас нет примеров, когда бы церковная группа или деноминация, вступив однажды на путь отступничества, позднее возвратилась бы на путь Библейской истины. Священное Писание не дает оснований рассчитывать на подобный благоприятный исход вплоть до второго пришествия Христа. И хотя сепаратистов часто называют безнадежными пессимистами, однако их пессимизм о событиях будущего (по отношению к номинальной церкви и ко всему миру в целом) основан не на мрачной сущности отношения фундаменталистов к жизни, а на конкретных указаниях Священного Писания. Чем ближе современный мир подходит к своему концу, тем больше будет разрастаться отступничество, так как “наступят времена тяжкие” (2 Тим. 3:1), и “злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь” (2 Тим. 3:13).

Отступничество найдет свое полное воплощение в период великой скорби в образе “матери блудницам и мерзостям земным”, Вавилона великого (Откр. 17 гл.). Мы не будем здесь рассматривать всех возможных объяснений этой главы, но по самому заглавию и контексту этой главы видно, что блудница — это лжерелигия. Неверность божественной истине в Ветхом Завете также изображалось в виде блудницы (Ис. 1:21, Иер. 2:20). Само определение “блудница” свидетельствует о том, что была проявлена открытая неверность (и хотя сама она продолжает утверждать, что исповедует истину, в действительности же это есть лжеучение, что также подтверждается ее именем — “тайна Вавилон”). (Чарльз Раери “Отступничество в церкви”, стр. 50) Одна из основных ее характеристик — это ее экуменизм (всемирный характер — Откр. 17:1,15). У нее есть потомство, так как она — мать. Отступничество римо-католической и греко-православной церквей, а также различных протестантских церковных объединений (а возможно, и других религий) найдут в конце концов свое полное воплощение в этой отступнической религиозной мерзости, на которую грядет суд Божий (Откр. 17:14-17).

Что же остается делать детям Божиим перед лицом гнусной чудовищности Вавилона? Ответ мы находим в Священном Писании: “И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее, ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее” (Откр. 18:4,5).

Если Вавилон в 17 и 18 главах Откровения символизирует нашу морально павшую цивилизацию в аспектах религии, коммерции и морали, то становится ясно, каких именно действий Бог ожидает от детей Своих. Народ Израильский в свое время часто получал предупреждение: бежать из среды Вавилона (Иер. 50:4-9, 51:6), так как оказываемое Вавилоном влияние и даже сама по себе система ценностей Вавилона всегда были противоположны Божьим.

Важность и значение принципа, утверждавшего, что продолжение общения с отступниками оказывает пагубное влияние на детей Божьих, подчеркивался еще такими сторонниками отделения в прошлые века, как вальденсы и анабаптисты. К тому же, особо стоит опасаться того явления, что, оставаясь в союзе единства с отступниками, мы тем самым становимся соучастниками их греха. И хотя в 17 и 18 главах Откровения описаны события будущих времен, тем не менее общий принцип необходимости отделения от нечестия виден очень ясно (так как не играет роли, где и когда возникает отступничество), а единственным стремлением любящих Бога всегда должно быть — избегать всякого общения с отступничеством!

 

4. Практические соображения

 

Но когда же, в какой конкретный момент данную религиозную группу можно с определенностью назвать отступнической? На протяжении уже многих столетий этот вопрос вызывает расхождение во мнениях. Но особенно обострился в последние 50 лет, когда возник конфликт фундаменталистов и модернистов (представителей либеральной теологии). Так, Эдвард Корнелл заявляет, что общину или союз церквей следует считать отступническим в том случае, если они: 1) уберут евангелизацию (провозглашение Благой Вести) из своего церковного устава, или же 2) когда верующие, входящие в эту группу, не имеют больше свободы проповедовать Евангелие. (Эдвард Корнелл “Вопрос ортодоксальной теологии”,стр. 137).

Но достаточны ли подобные критерии для определения всей сущности отступничества? Конечно нет, так как зачастую отступников менее всего волнует официально провозглашенные символы веры. Священное Писание утверждает, что в основе отступничества лежит хитрость и обман. Отступники — всегда лжецы и лицемеры! Они оперируют “льстивыми словами” (2 Петр. 2:3), часто провозглашая то, чего они на самом деле не имеют в виду. А так как они являются орудием “духов обольщения”, то письменно изложенный символ веры данной религиозной группы служит лишь удобным прикрытием для их гнусных действий. Религиозную группу следует считать отступнической в том случае, когда:

  1. Ее руководители отвергают основы христианской веры (открыто или тайно — при помощи всякого рода внутрицерковных инструкций и распоряжений, противоречащих учению Евангелия). И если подобные люди допускаются к руководству, вся группа является отступнической, хотя в ней и могут находиться отдельные личности, которые все еще придерживаются здравого учения.
  2. Официальные публикации и издания данной религиозной группы провозглашают взгляды, противоположные библейским основам христианской веры.
  3. Библейские школы и семинарии данной деноминации имеют таких профессоров (или же приглашают выступать перед студентами таких приезжих проповедников), которые учат взглядам, расходящимся с главными основами христианской веры.
  4. Когда руководством данной деноминации или же большинством из ее членов не делается никаких попыток для изгнания вредного влияния либерального богословия, а также не делается попыток порвать всякие связи с явно отступническими организациями: как, например, Всемирный Совет Церквей и т. д.

Иногда раздаются такого рода возражения: для того, чтобы установить наличие уклонения от основных библейских доктрин или же для определения существования отступничества в данной группе, приходится прибегать к суду над ближними. Конечно, это так: нам приходится выносить определенное суждение как в этом случае, так и во многих других на протяжении нашей христианской жизни. Так что приведенное выше возражение не сводит на нет принцип сепаратизма, — тот факт, что акт отделения включает в себя вынесение определенного суждения, не является еще доказательством, что составлять любое суждение — ошибочно, и что, исходя из этого, сам акт отделения является также неверным. Бог оставил нам в Библии ясное духовное руководство для христиан, водимых Духом Святым, чтобы можно было безошибочно выносить подобные суждения.

Исследовав признаки наличия отступничества в основных исторически сложившихся религиозных деноминациях, мы должны задать себе вопрос: в чем же библейское основание для сепаратизма? Если допустить, что сепаратистские позиции покоятся всего лишь на “капризах и причудах” придирчивых фундаменталистов, которые ни с кем не могут мирно уживаться — это один вопрос. Но если сепаратистские позиции основаны на вечных принципах Священного Писания — тогда это совсем другой вопрос. Критики сепаратизма утверждают, что единственным библейским основанием для сепаратистов служит их (с точки зрения критиков — сомнительное по своей достоверности) истолкование 2 Коринфянам 6:14-18. Действительно ли это так? И хотя достаточно было бы даже и одного этого отрывка из Священного Писания для подтверждения определенной истины, однако учение о принципах отделения находит подтверждение в Священном Писании не только на одном этом примере.

 

 

СВЯТОСТЬ БОГА — САМОЕ ВЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ БИБЛЕЙСКОГО СЕПАРАТИЗМА

 

Необходимость придерживаться принципа сепаратизма как в личной, так и в церковной жизни уходит своими корнями в саму сущность Бога, так как Бог — великий сепаратист, решительно отделяющий Себя от всего злого и неверного. Поэтому совершают ли ошибку дети Его, подражая в этом Самому Богу?

 

1. Сущность Божьей святости

 

Божье отвращение ко греху ни у кого не вызывает сомнения: всякий, кто относится к Библии как непререкаемому авторитету, не может не согласиться с этим утверждением. “Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих” (Пс. 44:8). Как и многие другие отрывки из Библии, этот стих ясно говорит нам, что Бог далеко не нейтрален в Своем отношении ко греху. В наши дни при подобном утверждении многие почувствуют себя неловко, так как у них вызывает антипатию Бог, способный ненавидеть, но важно учесть, что Бог, не обладающий способностью ненавидеть, не способен также и любить. И более того: Бог, не способный ненавидеть беззаконие, не может также возлюбить праведность. Ненависть — по смысловой нагрузке очень сильное слово, означающее “интенсивное отвращение или острую враждебность, выражающую себя в последовательном противодействии определенной личности или обстоятельствам”. (Х.Л. Друмрайт “Ненависть, ненависть”. Иллюстрированная Библейская энциклопедия, стр. 46). Именно так Бог противится беззаконию — каждой частицей Своего святого естества (а так как лжеучения определенно беззаконны, то Бог конечно же восстает против них).

 

2. Бог не способен грешить

 

Подобное утверждение основывается в первую очередь на том факте, что святость Бога абсолютна. Эта истина также многократно отражена в Священном Писании, как например в Иов. 34:10: “Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие”. Апостол Павел отвергает всякую возможность предположения, что Бог может быть обвинен в неправде (Рим. 9:14). Бог безмерно свят, Он также неизменно свят.

Бог не имеет никакой склонности ко греху, Бог не может грешить. Он свят не только во внешних Своих проявлениях (то есть в том, что Он делает), но Бог также свят и во внутренней сущности Своей (то есть в том, Кем Он является). “Совершенные дела Его, и все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем, Он праведен и истинен” (Втор. 32:4). И опять утверждение в Псалме 91:16, что Господь “праведен” и “нет неправды в Нем”.

И поэтому святой Бог ожидает и даже требует святости от всех нас, людей: “Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь” (Авв. 1:13). Другими словами, Бог не может прикрыть глаза и “не заметить” греха, или же сознательно приуменьшить значение греха. Бог не может примириться с грехами людей без справедливой реакции (и, следовательно, воздаяния) со стороны Своей святости, и поэтому грех должен понести наказание.

 

3. Последствия Божьей святости

 

Необходимость искупления от власти греха была вызвана фактом существования греха: “Потому что все согрешили и лишены славы Божией” (Рим. 3.23). А так как люди измеряются Божьим мерилом совершенства, то в результате все были найдены недостойными, далеко не соответствующими Божьему стандарту.

Бог не применяет других мерок святости и для Своего избранного народа. Его требования остаются прежними: “Будьте святы, потому что Я свят” (1 Петр. 1:16). Спасение по благодати Божией ни в коем случае не освобождает нас от обязанности жить святой жизнью. Залог нашей сохранности в Господе и в Его спасении, дарованном нам, не ослабляет важности Божьего повеления: “Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали..” (1 Иоан. 2:1). Грешить запрещено — вот Божье мерило! Верующих не должен удовлетворять плотский образ жизни, они должны стремиться к такой же святости, как у их Господа (хотя при этом и сознавать постоянно свои слабости и греховную природу).

Помимо этого, Всемогущий Бог от каждого в Своем народе ожидает активного противостояния беззаконию. Но есть много тех, кто в своей личной жизни стремится к освящению, но в церковной жизни не желает вступать в конфликт и участвовать в духовной битве между святостью и беззаконием, так как подобное участие приносит с собой много трудностей и огорчений. Не желая стать частью подобного конфликта, они стараются избежать всяких “богословских споров” (как они их называют), всеми силами стремясь уклониться от участия в битве. Но не следует упускать из вида, что неотъемлемой частью пути освящения и стремления к святости является постоянный конфликт с беззаконием.

Джеймс М. Грей, бывший президент Библейского института им. Муди, писал так: “Сам Бог был первой личностью, Кто создал полемику, и да будет это отнесено к Его вечной славе” (Редакторская статья в журнале “Ежемесячник Муди” за октябрь 1929 г.). Древний Израиль получил такое наставление: “Возненавидьте зло и возлюбите добро и восстановите у ворот правосудие” (Амос 5:15). Лжеучителя должны быть строго обличены (Тит. 1:13). Подвизаться за веру — это значит гораздо больше, чем просто между прочим бросить несколько неопределенных фраз, ни на чем конкретно не заостряя внимания. “Подвизаться за веру” — непременно включает в себя резкое отрицание заблуждения, противостояние ему и конкретное, ясное провозглашение истины.

 

4. Прямая взаимосвязь между святостью Бога и библейским сепаратизмом

 

Святость Бога является главным качеством Его характера (и направляющим в проявлении всех остальных свойств Бога). Поэтому Бог не может совершать поступков, которые запятнали бы Его святость. И для нас очень важно понять особое значение святости в личности Бога. “Святость занимает первое и главное место среди Божьих атрибутов” (X. С. Тиссен “Вступление в систематическую теологию”, стр. 129). Э. Банкрофт утверждает, что “Святость Бога является самым превосходнейшим и важнейшим из Его атрибутов (качеств), наиболее ярко выражающим величие Его естества и моральной сущности” (Э. Банкрофт “Элементарная теология”, стр. 89).

Многие стараются, подчеркивая факт Божьей любви, делать это в ущерб Его святости. Хотя подобные люди и не отрицают, что Бог свят, но в то же время стараются рассматривать проявление Его святости посредством любви, — вместо того, чтобы Его любовь рассматривать в свете присущей Ему святости. Интересно, что подобная тенденция наблюдается не только в среде либералов, но также и среди евангельских: в их понимании Бог очень мягкосердечен и покладист. Поэтому для нас так важно понять правильное взаимоотношение между Божьей святостью и Его любовью. А. X. Стронг так объясняет это понятие:

“То Божественное Начало, Которое устанавливает нормы и стандарты любви, должно Само по себе непременно во много раз превосходить любовь. Мы же теряем значение одной из основных вех, определяющих христианские доктрины, и это вводит нас в туман заблуждений, когда мы упускаем из виду, что “праведность и правосудие” — основание престола Его” (Пс. 96:2 в английском переводе Библии, в русском переводе Библии сказано: “правда и суд” — прим. перевод.). (А. X. Стронг “Систематическая теология”, стр. 272).

Этот вопрос заключает в себе основу всей проблемы: в корне разногласий, неизменно наступающих между отступниками и фундаменталистами внутри одной деноминации, лежит один вопрос: что должно в первую очередь руководить нашими действиями — стремление к святости или стремление к любви? Должно ли самым важным быть: сохранение единства (так называемое “проявление любви”), или же стремление к святости (решительные действия по проведению очищения изнутри, а если это уже невозможно, — то отделение и выход для установления чистоты служения)? В решении этого вопроса и заключается разница между примиренцами и сепаратистами: примиренцы всегда особо подчеркивают значение любви, а сепаратисты подчеркивают значение чистоты и святости. Почему же это так? Да потому, что сепаратисты убеждены, что главным отличительным свойством Бога является Его святость. А. X. Стронг так подчеркивает эту мысль: “Святая любовь — это любовь, управляемая святостью” (А. X. Стронг “Систематическая теология”, стр. 272).

Итак, святость Божия является Его основным атрибутом. Эта мысль особенно ярко выражена в Исаии 6:3, где описывается богопоклонение ангелов. С. Чарнок писал так: “Среди всех других присущих Богу совершенств, этот Божий атрибут имеет преобладающее значение... Потому что какое другое свойство Бога прославляется и превозносится равносильно этому?” (С. Чарнок “Сущность и атрибуты Бога”, стр. 449).

Святость является тем качеством, стремление к которому многократно поощряется в Священном Писании (Лев. 19:2, 1 Петр. 1:14-16). Святость Божия является фундаментом моральных норм человека. Обратите внимание, что именно этим Своим свойством, этим атрибутом Своей сущности Бог кланяется (Пс. 88:36), потому что нет более превосходного качества, сокрытого в характере Бога, которое могло бы служить залогом основания Божьей верности. Святость Бога лежит также в основе нашего искупления (Рим. 3:25). Праведность Божия, являясь внешним проявлением присущей Ему святости, требовала совершенной и беспорочной заместительной жертвы за грех, чтобы верующие могли быть избавлены от власти греха. Поэтому для удовлетворения Божьей святости необходима была Голгофа.

Из всего сказанного выше вытекает заключение, что первостепенной целью Бога является соблюдение Его святости. И мы не можем не согласиться с тем, что писал С. Чарнок, известный писатель из пуритан:

“Святость — одно из главных совершенств, присущих естеству Бога... Это самое великое качество из Его кодекса чести... И этот атрибут превосходит все остальные свойственные Ему совершенства” (С. Чарнок “Сущность и атрибуты Бога”, стр. 448).

Божьи требования к Своим последователям основаны на Его же собственных мерках и стандартах. Истина и святость — это два неразделимых спутника. И если Сам Бог отделяет Себя от порока, то Он ожидает того же и от Своих последователей. Поэтому вряд ли соответствуют сущности естества Бога приводимые некоторыми аргументы, что здесь, на земле, все мы очень несовершенны и можем только отчасти достичь святости, и поэтому должны воспринимать как должное “смешанное общество” в церкви. Но почему же тогда в Священном Писании главный упор как в Ветхом, так и в Новом Завете направлен на утверждение того принципа, что Бог ожидает святости от Своих последователей? А раз это определенно так, то как же применяется этот принцип в вопросе борьбы с отступничеством?

Святость Божия требует от нас не только святости в нашей личной жизни, но также и святости наших общин. Отстаивание этой истины привело к конфликту во времена донатистов, а также позднее этот принцип отстаивался анабаптистами. Конечно, мы должны признать, что никогда не сможем достичь той степени чистоты и святости, которой в полноте обладает один только Бог (или что мы сможем достичь высшего уровня чистоты даже по человеческим меркам). Но, несмотря на это, стремление к чистоте и святости является нашей обязанностью. В семи посланиях к церквам (в Откровении 2 и 3 главах) подчеркивается озабоченность Бога вопросами чистоты церкви: Он проходит среди церквей, “и очи Его — как пламень огненный” (Откр. 1:14). Он остро реагирует на наличие порока и с предельной определенностью требует чистоты и святости.

Общины оскверняются в результате наличия в них лжеучений и лжеучителей. И допустить, чтобы все подобным же образом продолжалось и дальше (на том только основании — и этот аргумент часто используется — что официально опубликованный символ веры данной деноминации по сути своей евангельский) — это все равно, что заниматься сознательным самообманом. Когда Именей и Александр “потерпели кораблекрушение в вере”, апостол Павел нашел нужным предать их “сатане, чтобы они научились не богохульствовать” (1 Тим. 1:19,20). Почему ап. Павел был так озабочен всем этим? Потому что подобные люди своим присутствием оскверняют дом Божий и причиняют вред его обитателям. И сегодня подобное же воздействие оказывают отступники на церкви своих деноминации.

Этот принцип применим не только по отношению к членству в поместных церквах, но также и к соучастию в общении между церквами. Как может отдельная поместная церковь надеяться, что она идет по пути освящения и живет стремлением угодить Богу, когда она продолжает оставаться неотъемлемой частью такого союза или объединения церквей, где в большинстве случаев на руководящих постах стоят явные лжеучителя? Наша святость оскверняется подобного рода нечестивой связью в рамках одной деноминации или союза, о чем апостол Павел ясно предостерегал, указывая, что “худые сообщества развращают добрые нравы” (1 Кор. 15:33). А что может быть хуже церковной организации, где тем, кто открыто отвергает истину, позволяется свободно распространять свои взгляды? Не является ли это “худыми сообществами”? И если отдельная личность или же вся церковь будет продолжать поддерживать контакты с подобными “худыми сообществами”, их собственная позиция святости будет вначале ослаблена, а со временем и совсем анулирована. Для подтверждения стоит посмотреть на многие церкви наших дней, которые в прошлом являлись светочами истины, а сегодня находятся в полном духовном запустении.

В 1 Коринфянам 15 главе апостол Павел предостерегает об опасности быть введенными в заблуждение теми, кто отрекается от важных основополагающих доктрин (в данном случае — от доктрин о воскресении из мертвых). Чарльз Ходж так разъясняет 1 Кор. 15:33:

“Коринфян не должна была вводить в заблуждение кажущаяся правдоподобность всех этих утверждений, или же обманчивая убедительность поступков этих лжеучителей. Им дается повеление избегать всякого общения с ними, потому что злое обладает свойством передаваться другим. Слово “сообщества” означает “пребывать вместе или поддерживать общение” с кем-либо. И этот стих предупреждает, что близкий контакт, или совместное пребывание со злом в конечном результате развратит и нас” (Чарльз Ходж “Комментарии на 1 Коринфянам”, стр. 340).

В этом стихе из Священного Писания также совсем не имеется ввиду наш контакт по работе или на другом месте с неверующими людьми, потому что слово “сообщества” здесь означает “близкий духовный контакт, братское общение”, а также сообщество с лжеучителями опасно, так как оно “развращает добрые нравы”, и поэтому христианин должен всеми силами избегать подобного. И если все это действительно так, то тогда христианская община обязана не вступать ни в какие близкие связи совместного служения с теми церквами, которые отвергают истинную веру. И библейское отделение является нормальной реакцией на святость Божию со стороны христиан, идущих по пути освящения.

 

 

КАК ОСВЕЩЕН ПРИНЦИП ОТДЕЛЕНИЯ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

 

Многие придерживаются того взгляда, что не следует обращаться к учению Ветхого Завета для исследования вопроса сепаратизма, так как только в Новом Завете заложены принципы служения Церкви. Однако здесь уместно будет возразить, что не стоит упускать из виду того факта, что основополагающие Божьи принципы неизменны (независимо от того, в какой период истории мы живем, так как заложены они в самой сущности Божьего естества), а одним из основных принципов является святость Божия. Из этого вытекает неизменность Божьего повеления отвергнуть зло и не иметь никакого духовного общения с теми, кто являются врагами Божьими. По словам Вальтера Ефрода, “важное значение святости, как главного определения всей сущности Бога, основывается на том факте, что вся религиозная система Ветхого Завета может охарактеризоваться, как “религия святости” (Вальтер Ефрод “Теология Ветхого Завета”, стр. 270).

 

1. Закон Моисея

 

Важность святости в жизни Израильского народа еще раз с особой силой подчеркивается Богом, когда Он напомнил им о чудном избавлении их из египетского рабства: “Ибо Я Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак будьте святы, потому что Я свят” (Лев. 11:45). На протяжении всей книги Левит многократно особое внимание уделяется необходимости святости для Израиля. Так, например, в Лев. 20:22-26 опять говорится о чистоте и святости, и особенно в 26 стихе: “Будьте передо Мною святы, ибо Я свят, Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои”.

Всякого рода смешанно с нечистым строго осуждается в Числ. 25:1-5. Так Валаам, пророк-наемник, не мог произнести проклятия на Израильский народ, как требовали от него враги этого народа. Но все же дьявол преуспел, внедрив через Валаама план осквернения Божьего народа: израильтяне вступили в блудодеяние с язычниками. Вначале это были только дружеские контакты с иноплеменниками, которые повлекли за собой смешанные браки, за которыми последовало идолопоклонство. Таковы были результаты “совета Валаамова” (Числ. 31:16), приведшего к извращению богопоклонения, к смешению праведного с нечистым.

В Новом Завете трижды упоминаются с осуждением дела Валаама (2 Петр. 2:15, 16, Иуды 11, Откр. 2:14). И как на главный его грех, указывается данный этим пророком совет врагам народа Израильского, чтобы завлечь их в запрещенный Богом союз (Откр. 2:14). Та же стратегия применяется и сегодня многими “доброжелателями”. В 25 главе книги Чисел описывается Божий суд, совершенный над теми, кто участвовал в смешении ложной и истинной религии.

 

2. Период Иисуса Навина и судей

 

Одним из самых ярких мест в Библии, где освещена тема отделения от отступничества, является 23 глава в книге Иисуса Навина. В описанных там событиях Иисус Навин готовился к смерти (а поэтому также и к окончанию своей роли вождя Израильского народа). Испытывая глубокое беспокойство о том, что будет с народом после его смерти, и особенно тревожась о грозившей им опасности снова впасть в идолопоклонство, он обратился к израильтянам с призывом “не сообщаться с сими народами, которые остались между вами” (И. Нав. 23:7). Богослов Г. Буш так комментирует этот стих: “Чтобы вы не вступали в близкую связь, или в какие-либо интимные отношения с ними, так как это повлечет за собой осквернение от их идолопоклонства и нечестия” (Г. Буш “Заметки на книгу Иисуса Навина, стр. 203).

Итак, они получили повеление не смешиваться с языческими нациями, даже не обсуждать с ними общих положений своей веры, а наоборот, “прилепиться к Господу” (И. Нав. 23:8), отвергнув таким образом всякие попытки участия в религиозных обрядах язычников.

В книге Судей также содержатся предупреждения, повторяющие те, что оставил народу Иисус Навин перед своей кончиной. Во второй главе заостряется внимание на определенных циклах в истории Израиля, когда послушание народа Богу сменялось отступничеством, за которым следовало наказание, приводившее в конечном итоге к покаянию. В чем же конкретно заключался их грех? В том, что они “обратились к другим богам, богам народов, окружавших их..” (Суд. 2:12). В третьей главе опять говорится об Израиле, что они “служили Ваалам” Суд . 3:7). И хотя многим детям Божиим сегодня трудно увидеть в этом сравнение с нашими днями, но сравнение явно напрашивается: участвуя в совместном служении Богу с теми, кто не признает абсолютного авторитета Библии во всех вопросах веры и жизни, кто не верит в божественность Иисуса Христа, в Его непорочное зачатие и в Его заместительную жертву, а также с теми, кто признает за миром право руководить Церковью — это то же самое, что участвовать в искаженном и ложном богопоклонении, провозглашая лжерелигию. (Это относится также и к тем, кто участвует в экуменическом служении и является частью отступнического Всемирного Совета церквей.)

В 3 книге Царств 11:1-11 говорится о событиях, которые должны послужить для всех нас серьезным предупреждением: там описывается Соломон, прославленный сын Давида, человек величайшей мудрости, сердце которого склонилось “к иным богам” (ст. 4). Как же такое могло произойти и что привело к этому ужасному отступлению со стороны лидера народа Божьего? Он вступил в “худое сообщество”, полюбив и связав свою жизнь со множеством чужеземных женщин, которые поклонялись иным богам. Соломон продолжительное время находился в их обществе, они ели вместе, о многом беседовали, и в результате все это оказало на него такое сильное влияние, что отвратилось сердце его от живого истинного Бога. Как верно, что “худые сообщества развращают добрые нравы”: вся жизнь Соломона оказалась разрушенной, потому что он не последовал Божьему повелению об отделении от нечестия.

Позднее в истории еще один царь Израиля попробовал применить “экуменический метод” (2 Пар. 18 гл.). Приняв приглашение отступника Ахава вести совместную войну, Иосафат не обратил внимания на предостережение возвестившего им истину пророка Божьего — этого отверженного и ненавидимого всеми сепаратиста Михея. Когда же Иосафат возвратился после полного поражения с поля битвы, пророк Ииуй встретил его знаменательным вопросом (который следовало бы почаще задавать и в наши дни, когда дети Божий объединяются для совместных акций с врагами истины Божьей): “Следовало ли тебе помогать нечестивцу и любить ненавидящих Господа?” (2 Пар. 19:2).

Несколько лет назад я сидел в кабинете известного служителя из Конвенции Южных баптистов, пастора одной из самых больших церквей в мире, и мы с ним обсуждали специальную Программу служения, принятую в Конвенции Южных Баптистов. Согласно этой программе, все церкви Конвенции присылали свои пожертвования в “общий котел”, а потом все распределялось между богословскими учебными заведениями и миссионерскими группами их Конвенции. Я обратил тогда его внимание на то, что большинство из этих миссионерских групп и богословских семинарий отвергали (одни только частично, а другие — полностью) библейские основы веры. Тогда в моем присутствии этот известный пастор горько рыдал, особенно когда мы коснулись страшного отступничества в его родной Южно-баптистский семинарии (которую он сам окончил). Но после всех пролитых во время нашей беседы слез (и я ни на минуту не подвергаю сомнению искренность этих слез), его церковь продолжает посылать значительные суммы денег для поддержки того, о чем сам он так горько рыдал. Но следует ли нам помогать нечестивым? Имеем ли мы право любить (в смысле оказания поддержки) ненавидящих Господа?

 

3. Период Ездры и Неемии

 

В тот период, когда Израильтяне стали возвращаться после пленения в свои земли, проблема отделения (сепаратизма) стала ключевой, так как многие из них вступили в годы пленения в смешанные браки с представителями других наций и религий. Ездра был очень обеспокоен, когда он услышал, что “народ Израилев и священники и левиты не отделились от народов иноплеменных с мерзостями их... И смешалось семя святое с народами иноплеменными..” (Ездр. 9:1,2). Ездра воззвал к Богу в сокрушении и покаянии, и последующие стихи этой главы указывают на то, что он считал все эти явления ужасным грехом.

Подобная же ситуация создалась и в дни Неемии, когда руководимый им народ допустил смешанные браки с язычниками (Неем. 13:23-29). Неемия также не проявил легкого или небрежного отношения к этому вопросу, но наоборот, он “сделал за это выговор и проклинал их”, требуя проведения очищения перед лицом Бога и решительного отделения от нечистого.

 

4. Свидетельства ветхозаветных пророков

 

Божьи пророки, посылаемые для свидетельства к народу Израильскому, всегда с особой силой призывали народ к чистоте жизни и отделению от ложного богопоклонения. Пророк Иеремия утверждал, что все бедствия, постигшие нацию, были результатом того, что они “пошли во след иных богов, и служили им, и поклонялись им” (Иер. 16:10-13). Пророк Амос провозгласил Божье осуждение народу за то, что Израильтяне поклонялись Молоху (Амоса 5:21-27), они даже “носили скинию Молохову” (ст. 26, — очевидно, в форме небольшой палатки). Во всем учении Ветхого Завета явно выражено решительное противоборство, направленное против смешанного богопоклонения, против объединения религии Израильтян с верованиями языческих народов.

Здесь также следует упомянуть приводимые иногда возражения против позиций сепаратизма, основанные на том принципе, что ветхозаветные пророки обличали отступничество, проникавшее в среду народа Израильского, но сами иногда из этого народа не выходили и не отделяли себя от него (а значит, и не придерживались сепаратистских позиций). И действительно так и было, но хотя пророки от народа Израильского и не отделялись, это еще ничего не доказывает и никак не опровергает вескости доводов в пользу библейского сепаратизма. Дело в том, что здесь следует не упускать из виду, что пророки были гражданами теократического государства (или же государства, управляемого Самим Богом) . В подобного рода государстве политическая и религиозная жизнь естественным образом переплетались и составляли единое целое.

В наши дни, однако, не существует подобного государства (хотя время от времени отдельные люди и пытались установить нечто подобное). Новозаветная Церковь — это свободное объединение людей, спасенных по действию благодати Божией и живущих в послушании Слову Божьему, и в результате этого добровольно объединенных между собой в поместную церковь. А также никакие новозаветные постановления не связывают поместные церкви между собой в союзы и объединения. А связывают и объединяют поместные церкви между собой только чувство взаимной братской любви и единство разделяемых убеждений с целью более успешного осуществления дела благовестия.

 

 

УЧЕНИЕ О СЕПАРАТИЗМЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

 

В первую очередь сепаратистом является Бог Сам, так как Он отделен от всякого нечестия. Святость — одно из главных качеств Его естества. И поэтому вполне последовательно с Его стороны, что Он ожидает подобной же святости (отделения от всякого нечестия) и со стороны Церкви, основанной Им с целью быть представительницей Его интересов на земле. Церковь призвана отражать, как в зеркале, сущность и натуру Божью.

 

1. Божий эталон в Ветхом и в Новом Завете

 

В ответ на возражения, что эталоны святости, провозглашенные в Ветхом Завете, ничего общего не имеют с Церковью, так как она является новозаветным установлением, хочется привести слова ап. Петра, который называет Церковь “народ святый” (1 Петр. 2:9). Это же выражение употребляется и в Исх. 19:6. И хотя Израиль не является Церковью, а Церковь — это никак не Израиль, и к тому и к другому Богом предъявляются Его собственные эталоны святости. Когда в том же послании ап. Петр пишет: “будьте святы, потому что Я свят” (1 Петр 1:16), он этим ясно подтверждает, что и в период Благодати также исключительно важен этот принцип, установленный в период Закона (Лев. 11:44, 19:2, 20:7), потому что Божий эталон святости остается неизменным в разные периоды истории.

 

2. Структура новозаветных церквей и пример их служения

 

Ни одна из церквей, основанных апостолами, о которых упоминается в Новом Завете никогда длительное время не поддерживала близких отношений в служении с какой-либо отступившей от истины общиной, так как вся направленность новозаветного учения была против этого. Отчасти причина того, что многие противятся принципам сепаратизма, заложена в самом понимании этими людьми сущности церкви: многие придерживаются “объединенного” взгляда на церковь. (Под этим подразумевается, что каждая поместная церковь рассматривается не как независимый организм, а скорее как находящуюся: либо в тесной связи с другими церквами, или же под управлением определенной личности (епископа) или группы личностей (совета или синода) . Служители, придерживающиеся вышеперечисленных взглядов (а они представляют самые различные церковные течения), верят, что каждая поместная церковь подотчетна не одному только Господу, но и еще кому-то на земле.

Различные же сепаратистские группы на протяжении веков твердо стояли на принципе независимости каждой поместной церкви и всегда подчеркивали, что у церкви нет видимого земного главы и что каждая церковь подотчетна только своему воскресшему Главе, пребывающему сегодня в славе, нашему Господу Иисусу Христу (Откр. 1-3 главы). Другими словами, церкви в новозаветный период (и те церкви сегодня, которые придерживаются их образца) были воистину независимыми церквами. И как таковые, они отошли и от синагог (еврейского богопоклонения), и от языческих храмов (языческого богопоклонения) и определились сами по себе, приняв принцип независимости.

Одним из важных условий для присоединения к первоапостольской церкви было принятие учения апостолов (Деян. 2:42, 2 Фес. 2:14, 15). Тех же лжеучителей, которые преподносили учения, противоречащие апостольскому, апостолы “предавали сатане” (1 Тим. 1:20), что практически означало, что они были отлучены и лишены права братского общения в их поместной церкви. Нигде в Новом Завете мы не находим случая, чтоб с благословения самих апостолов поместная церковь продолжала поддерживать общение с отступниками. Иногда ссылаются на семь церквей в Ассии (например, Откр. 2:14), отстаивая позицию, что допустимы те случаи, когда отступничество имеет место в церкви. И действительно, согласно описания в первых главах Откровения, отступничество было найдено в церкви, но повеление, данное через апостола, было также очень ясным и определенным: немедленно освободиться от него (“покайся” Откр. 2:16). И даже речи не могло быть о двусмысленном отношении к отступничеству, или многих лет “терпеливых наставлений” в надежде постепенно победить отступничество. Повеление было дано: решительно покончить с ним, и причем сделать это немедленно!

Но, скажут некоторые, об этом-то мы как раз и говорим: мы должны оставаться в своей деноминации и изнутри делать все возможное, чтобы освободить ее от нечестия. Да, но обратили ли вы внимание на то, что подобная позиция не имеет никакой поддержки в посланиях к семи церквам в первых главах Откровения? А наоборот. Сам Глава Церкви требует предпринять срочные и решительные действия в отношении лжеучителей. И дальше Он предупреждает, что если сами церкви ничего не предпримут, то тогда Он будет действовать (Откр. 2:16). Эти места из Священного Писания не дают нам никаких оснований для того, чтобы годами вести медленный поединок с отступничеством в своей деноминации, в то же время теряя позицию за позицией, наблюдая духовный упадок в общинах, а главное — сами постепенно утрачивая остроту убеждений.

 

3. Что по этому поводу говорится в апостольских Посланиях

 

Какой же свет могут пролить на этот вопрос послания апостолов? Так, например, апостол Павел писал: “Умоляю вас, братья, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них, ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных” (Рим. 16:17, 18).

Апостол Павел предупреждает о тех, кто будет вносить разделения в церкви, что не только жизнь и дела этих людей, но также и их слова будут нечисты. Эти люди “ласкательством и красноречием обольщают сердца просто душных”, так как то, чему они учат, непременно будет проникать в души. Что же делать в подобной ситуации? Истинные верующие должны “остерегаться” их: избегать общения с ними. Чарльз Ходж так поясняет это место Священного Писания: “Апостол Павел советует (по отношению к тем, кто вносит разделения) — в первую очередь заметить их и остерегаться, не позволяя им свободно распространять их лжеучения, и во-вторых, уклоняться от них, т.е. не иметь с ними общения” (Чарльз Ходж “Комментарии на послание к Римлянам”, стр. 581-582).

И. Муррей также подтверждает ту мысль, что ап. Павел имел здесь ввиду распространение лжеучений, и поэтому он убеждает верующих “остерегаться производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них” (Джон Муррей “Послание к Римлянам”, стр. 236). Из этого можно сделать вывод, что продолжать оставаться в отступнических религиозных союзах, — значит поступать прямо противоположно тому, что повелел апостол Павел.

Наиболее конкретное указание о необходимости отделения дается ал. Павлом во 2 Кор. 6:14-18. Интересно высказывание по этому поводу противника сепаратизма, лидера Национальной Ассоциации Евангельских, Дж. Райта:

“В моей недавно опубликованной статье я обратил особое внимание на тот факт, что некоторые верующие убеждены, что они проявляют верность Христу, отделяясь от зараженных модернизмом церквей (и они берут за основу свое истолкование повеления: “выйдите из среды их и отделитесь”). Если допустить, что это место Священного Писания (2 Кор. 6:17) действительно повелевает выйти из отступнических или утративших верность истине церквей, тогда предпосылки тех, кто настаивает на подобном отделении и на организации новых отделенных церквей, действительно верны. Но если же, с другой стороны, верно то (а это становится очевидным при изучении 1 и 2 посланий к Коринфянам) , что это повеление имело самое непосредственное отношение к отделению от участия в поклонении идолам и от других языческих церемоний, то оно ничего общего не может иметь с проблемами модернизма и фундаментализма. В Священном Писании содержится множество повелений отделиться от идолослужения в любой форме его проявления, но там нет и намека (а тем более — прямого повеления) о том, что мы должны оставить поле служения в доме Божием в полном распоряжении злых сил, наводнивших его” (Дж. Рант “Вопрос сепаратизма”, стр. 12).

Но действительно ли Дж. Райт прав в своих выводах? Если же он прав, то могут ли быть одновременно правы и фундаменталисты, применяя это место Писания для поддержки своей позиции, что христиане обязаны выйти из отступнических церквей? Стараясь поглубже разобраться в заключении, к которому пришел Дж. Райт, сразу же бросается в глаза, что оно не соответствует контексту, в котором расположен этот стих (2 Кор. 6:17). Дело в том, что в контексте этого отрывка речь идет совсем не об идолослужении (так как идолы упоминаются здесь ал. Павлом только для контраста в приводимом им сравнении). И конечно же, обличение идолопоклонства в этом отрывке не было единственной заботой ап. Павла, а ударение скорее делается на выражении “чужое ярмо”. Главная тема этого отрывка заключается в призыве: “не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными”, а все остальные примеры и сравнения используются ап. Павлом для разъяснения этой главной мысли (в том числе и упоминание об идолах является вспомогательным сравнением, а никак не основной темой).

И утверждать, что порицание идолослужения в этом отрывке является основной темой, можно только в том случае, если пренебречь контекстом всего второго послания к Коринфянам, главной темой которого является предостережение против лжеучителей и распространяемых ими лжеучений, о чем свидетельствует целый ряд стихов в этом послании (2:17, 4:2, 6:8, 7:2, 11:4,13). Апостол Павел затрагивает в этом послании также тему подлинности своего собственного апостольства. Гарвард Эрвин писал так: “Мы... приходим к заключению, что “чужое ярмо с неверными” является... совместным “ярмом” со лжеучителями и их еретическими учениями” (Гарвард Эрвин “Пересмотр значения 2 Кор. 6.14-7:1”, стр. 50).

Важно также разобраться в самом значении этого слова “ярмо” или “иго” (что буквально означает “упряжка”). Оно встречается девять раз в Новом Завете, и в большинстве случаев употребляется в переносном, духовном смысле, и только в Луки 14:19 (где сказано в греческом оригинале: я купил пять упряжек волов) оно употребляется в своем буквальном смысле. Значение слова “ярмо” в большинстве отрывков Священного Писания употребляется в смысле совместного служения: например, Христос говорит Своим последователям: “Возьмите иго Мое на себя” (Матф. 11:29), и это означает, что нас с Ним связывает общее “иго”. И поэтому так важно, с кем еще, кроме Иисуса Христа, мы связаны общим “ярмом”. В таких отрывках, как Гал. 5:1 и Деян. 15?10 говорится об “иге” в смысле ненужных, отягощающих требований закона.

Для того, чтобы наилучшим образом осветить вопрос, что же он конкретно имел ввиду, когда писал: “выйдите из среды их и отделитесь”, ал. Павел использует для иллюстрации пять несовместимых понятий: (1) общение праведности с беззаконием, (2) общность у света со тьмою, (3) согласие между Христом и Велиаром, (4) соучастия верного с неверным, (5) совместность храма Божия с идолами.

Те, кто расходятся во мнениях с сепаратистами, обычно приводят такого рода возражения: этот отрывок из 2 Коринфянам относится исключительно к отделению от язычников. В ответ хочется сказать, что сепаратисты считают язычниками не только племена дикарей, которых не коснулась цивилизация (поклоняющихся и боготворящих дерево или камень) . Но это определение распространяется также и на современных, респектабельных мужчин и женщин (отвергающих живого Бога и ту истину, что Бог открыл Себя людям посредством Своего Слова — в Библии, а также через воплощение Своего Сына), потому что это те же язычники, только более закоренелые в своем заблуждении, чем те, кто никогда раньше не слышал о Христе . В том и заключается основное различие между сепаратистами и противниками сепаратизма, что последние, пренебрегая предостережениями Священного Писания, недостаточно серьезно воспринимают опасность наличия лжеучений. Эта мысль также подтверждается изучением позиции противников отделения на протяжении всех веков истории Церкви: они всегда питают множество иллюзий, они более оптимистичны, терпимы и восприимчивы, и не хотят проявлять “излишней твердости в обсуждении братьев”. Однако, наличие лжеучения — это очень серьезный вопрос.

В 1956 году, когда стало набирать силу компромиссное течение, которое сегодня мы называем неоевангельским, Альва Маклейн, основатель и президент Библейской семинарии объединения Братских церквей, в ответ на статью одного из неоевангельских богословов (который пытался доказать, что необходимо искать понимания в диалоге с либералами) выразил общее мнение сепаратистов по отношению к лжеучениям:

“Неужели кто-нибудь может предположить, что возможен “взаимообогащающий обмен идеями” с богохульниками, которые утверждают, что наш Господь и Спаситель был зачат в утробе падшей женщины, вступившей в незаконную связь с римским солдатом, а Бог Ветхого Завета в их понимании — это жестокий погромщик? Мы ни на минуту не должны забывать, что эти богохульники — наши смертные враги, с которыми мы не можем устанавливать какого-либо перемирия или идти на компромисс” (Алва Маклейн “Претерпевает ли изменения евангельское христианство?”, журнал “Божий труд” за январь 1957 год).

Итак, можем ли мы применять 2 Кор. 6 главу к отступникам от истины в наши дни? Да, мы твердо убеждены в этом. Это место из Священного Писания ясно подтверждает ту мысль, что мы, как верующие, ни в коем случае не должны преклоняться под чужое ярмо с теми, кто противится Слову Божьему. (Обратите внимание, что само применение здесь слово “отделитесь” соответствует описанному в Деяниях 19.9 событию, когда апостол Павел “отделил учеников” от тех, кто злословил путь Господень перед народом.) Чарльз Ходж писал по этому поводу:

“Не подлежит сомнению то, что апостол Павел, употребив слово “неверные”, действительно имел в виду язычников (см. 1 Кор. 6:6). Но неправильным было бы на основании этого прийти к заключению, что единственной заботой апостола Павла было предостеречь христиан, чтобы они только избегали близкого общения с язычниками, так как этот принцип применим по отношению ко всем недругам Божиим и сынам тьмы” (Чарльз Ходж “Комментарии на 1 Коринфянам”, стр. 166).

Итак, в этом отрывке из Священного Писания содержится предупреждение избегать тесного союза со всем несвятым, где бы и как бы оно ни проявляло себя. Апостол Павел в простых, но убедительных словах предостерегает христиан об опасности подобных компромиссов.

В послании к Ефесянам 5:11 апостол Павел пишет: “И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте” В контексте здесь противопоставляется свет и тьма, и соответственно, яркий контраст в действиях “сынов света” и “сынов тьмы”. Однако, некоторые считают, что эти стихи не следует применять при разборе данной темы, так как в Ефес. 5 главе речь идет о поступках людей, а не их убеждениях и верованиях. И действительно, в центре внимания в этой главе — действия и поступки человека. Но в то же время важно не упускать из виду, что наши действия всегда продиктованы тем, как мы мыслим и во что мы верим. И безусловно, в выражении “дела тьмы” заключены понятия не только ошибочных поступков, но и образа мыслей: лжеучений.

Обратите внимание на то, что открытое обличение (Ефес. 5:11) входит в обязанности верующего. Но чем дольше христианин будет находиться в обществе лжеучителей, тем все более сложно будет для него оставаться последовательным в обличении их. Дух приспособленчества окончательно поработит нас, если в течение длительного времени находить для себя оправдания, чтобы не встать за истину.

Во 2 Тим. 2:15 апостол Павел подчеркивает необходимость верно преподавать “слово истины”. И сразу же за этим следует описание лжеучений и правильная реакция верующего по отношению к распространителям лжеучений (2 Тим. 2:15-21). В стихе 18 апостол ясно говорит об искажении вероучения, в данном случае — учения о воскресении мертвых. А также он прямо указывает на тех, кто эти лжеучения распространяет, предупреждая в 17 стихе, что эта болезнь будет распространяться стремительно, как рак (или гангрена). Вот что пишет по этому поводу Джон Кальвин:

“Теперь, когда мы разобрались в значении этого слова, следует рассмотреть также и сущность самой болезни. Дело в том, что как только доктор установит подобный диагноз, необходимо срочно начинать лечение, в противном же случае болезнь распространится и на близлежащие органы, а в конечном результате поразит не только мышцы, но даже и кости, приведя к смерти человека. Поэтому, как в физическом мире рак (гангрена) приводят к омертвению отдельных органов, а затем и всего тела, подобное же происходит и в духовном плане, и апостол Павел справедливо сравнивает лжеучения с распространением опасной болезни. И если открыть для них свободный доступ, то они распространятся до такой степени, что в конце концов разрушат церковь. Понимая всю разрушительную силу опасного заболевания, необходимо стараться воздействовать на него в ранней стадии, не дожидаясь, пока болезнь наберет силу и распространится, потому что тогда уже невозможно будет справиться с нею или хоть чем-то остановить ее развитие” (Джон Кальвин “Комментарии на послания к Тимофею, Титу и Филимону”, стр. 224).

В том-то и заключается главная тревога сепаратизма, что рак и гангрена лжеучений имеет тенденцию быстро распространяться. И единственное при этом лечение — выйти и отделиться от пораженного этой опасной болезнью организма, и особенно в том случае, когда болезнь оберегается от всякого вмешательства и ее распространение всячески поощряется. И хотя многие искренние верующие, видя наличие этой “злокачественной опухоли” в своей деноминации, в течение многих лет стараются как-то оправдать и прикрыть ее, однако еще не было в истории случая, чтобы зараженная отступничеством церковь или группа церквей со временем были исцелены и восстановлены.

Во 2 послании к Тимофею 3 главе апостол Павел описывает печальный процесс деградации, который наступит в последние дни, и в заключении предупреждает, что подобные люди будут иметь “вид благочестия, силы же его отрекшиеся” (2 Тим. 3:5). Так что необходимость благочестия не будет полностью отрицаться подобными людьми, но они при этом изменят служению Богу до такой степени, что останется одна только видимость, только “вид благочестия”, не имеющий никакой духовной основы и силы. И это описание соответствует сущности либеральных религиозных идей, распространившихся сегодня среди церквей во всем мире: сохранивших только форму благочестия, но лишенных силы его из-за того, что они отвергли великие основополагающие истины Слова Божьего, дающие духовную силу. И дальше, в 7—9 стихах этой главы апостол Павел дает еще более развернутое описание этого явления:

как в свое время египетские мудрецы и чародеи противились истине Божией, провозглашенной Моисеем, так и современные служители дьявола отвергают истину, как “невежды в вере” (3:8).

Учитывая все вышесказанное, как же должен истинный христианин относиться к подобным явлениям: может ли он поддерживать близкие отношения или участвовать в совместном служении с подобными людьми? Возможно ли проводить совместные с ними призывные собрания? На все эти вопросы возможен только один ответ: “таковых удаляйся”! “Их прямой обязанностью было: как только подобные люди проявляли свою истинную сущность, — ничего общего не иметь с ними! И особенно сегодня, когда многие злые начала получили небывалое развитие, эта обязанность еще более настоятельна” (Вильям Келли “Разбор двух посланий к Тимофею”, стр. 274). Отделение в подобной ситуации — это проявление послушания Божиим повелениям, и не может свестись (как многие считают) только к обсуждению различных мнений по этому вопросу.

Апостол Иоанн, известный в истории Церкви как апостол любви, также многократно в своих посланиях указывает на необходимость послушания истине и стремления к праведности. В первом послании он особо подчеркивал, что основой для общения между детьми Божиими является не сентиментальные чувства и даже не взаимная любовь, но тот факт, что “Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы”, и поэтому дети Его должны ходить во свете (1 Иоан. 1:5-7), а также проявлять послушание истине (2 Иоан. 1-4 ст.). Но тогда как же можно находиться в тесном общении с теми, кто отрицает истину — саму сущность Божественного откровения, являющуюся основой христианской веры?

Апостол Иоанн дает конкретные указания для отделения: “Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его, ибо приветствующий его участвует в злых делах его” (2 Иоан. 10, 11 ст.). Апостол Иоанн здесь пишет о тех, кто вносит лжеучения. Богослов Б. Весткот поясняет эти стихи так: “Под словом “приходит” здесь подразумевается не случайное посещение вашего дома каким-либо незнакомцем, а официальный “приход” учителей, обладающих известным авторитетом”. (Б. Ф. Весткотт “Послания святого Иоанна”, стр. 220). Апостол Иоанн во втором послании выдвигает конкретные требования не иметь никакого общения с теми, кто сознательно искажает доктрины Библии. И тот, кто продолжает поддерживать с отступниками близкие деловые контакты в служении (внутри деноминации или другой какой христианской организации), проявляет явное неповиновение Священному Писанию.

 

 

ЗНАЧЕНИЕ, КОТОРОЕ ПРИДАВАЛИ АПОСТОЛЫ ВАЖНОСТИ ВСЕХ ИСТИН ВЕРОУЧЕНИЯ

 

Итак, к какому же заключению можно прийти относительно сущности истинного христианского общения? Здесь опять стоит отметить, что понятия людей расходятся, и поэтому разные ответы даются на этот вопрос. Многие скажут, что основой христианского общения является личность Иисуса Христа. И хотя с первого взгляда может показаться, что это верный ответ, давайте все-таки проанализируем поглубже: какой Христос будет основой нашего общения — Христос либералов? Но является ли Христос либералов Богом? И говоря о Христе, имеем ли мы в виду Сына Божьего, ясно провозгласившего, что Библия, как Слово Божие — безошибочна, или же мы говорим о совершенно другом Христе?

Еще один взгляд на сущность христианского общения таков: нас объединяет общность переживаний, и поэтому все, рожденные свыше, должны находиться в общении друг с другом. Но здесь также необходимо поглубже все проанализировать:

что мы имеем в виду, когда говорим о рождении свыше? (Так как в последние годы это выражение стало часто употребляться в самых различных смыслах.) Сколько раз в течение жизни человек может “рождаться свыше”? И от чего зависит рождение свыше: происходит ли оно в результате водного крещения или участия в вечере Господней, или же только посредством веры в Иисуса Христа?

Исследуя Слово Божие, мы убеждаемся, что главным для истинного христианского общения являются основы Евангельского вероучения (доктрины) . Трудно не согласиться с тем, что писал по этому поводу Мартин Ллойд-Джоунс: “Я убежден, что в учении Нового Завета дается по этому поводу ясное определение: само понятие “христианин” теряет свое первоначальное значение, если оно не утверждено “на основании апостолов и пророков” (Ефес. 2:20) — этом едином, абсолютном фундаменте, который является “Иисусом Христом, и притом распятым” (1 Кор. 2:2), а также на той истине, что “человек оправдывается верою” (Рим. 3:28). А без этого основания не может быть истинного христианского общения и какой-либо базы для единства” (Д.М. Ллойд-Джонс “Основа христианского единства”, стр. 45).

В давно уже возникшем движении “Жизнь и труд” (которое со временем стало одной из ветвей, участвовавших в формировании Всемирного Совета церквей) было популярно изречение: “Доктрины разделяют нас, служение же — объединяет!”. Многие и сегодня основываются на этом принципе, подчас даже и служители из евангельских. И не то, чтоб они совершенно отрицали значение вероучения, но они сознательно принижают важность основополагающих христианских доктрин, и стремятся настолько приспособить их к “интересам любви и христианского общения”, что в результате от вероучения ничего не остается. Многие евангельские верующие, сами твердо веря в основополагающие доктрины, в общении же с другими настолько податливы и так стараются избежать всякого суда, что участвуют в совместном служении даже с теми, кто изменил свои взгляды на такие важные доктрины, как вопрос сотворения мира и богодухновенности Библии.

Сепаратисты всегда, на протяжении веков, придавали серьезное значение основам вероучения. И если им приходилось делать выбор между сохранением верности Божьей истине и личной дружбой и привязанностью к определенным лицам, то они всегда избирали верность истине, хотя это и могло повлечь за собой разрыв отношений. За это сепаратистов часто критикуют, но правильно ли поступают подвергающие их критике, если вероучение настолько важно в жизни христиан?

В Новом Завете утверждено вероучение, установленное Самим Богом и данное нам в Его откровении, и поэтому оно никак не может рассматриваться, как человеческие установления. Апостол Павел в 1 Кор. 2:9-12 пишет о том, что Сам Господь “открыл нам Духом Своим” истину о личности Бога и Его действиях. Бескомпромиссное следование здравому учению поможет христианину возрастать в благодати (2 Тим. 1:13, 3:16-17 “да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен”). Апостол Иуда также подчеркивает важность того, чтобы “подвизаться за веру, однажды преданную святым” (Иуды 3 ст.).

Особое внимание следует обратить на освещенные апостолом Павлом в Ефес. 4:1-16 принципы единства в Теле Христа — Церкви. Первые три главы в этом послании посвящены доктринальным вопросам, а начиная с 4 главы дается практическое применение этих истин. Обратите внимание на. дополняющие друг друга по смыслу выражения: “единство духа” (4:3) и “единство веры” (4:13). Дух Святой наставляет нас через поставленных Им служителей, приводя в “единство веры”, что означает — единство вероучения (или доктрин), так как “вера” заключает в себе вероучение, запечатленное для нас на страницах Священного Писания. Сразу же за этим следует указание апостола Павла отвергнуть всякую форму лжеучения (4:14). И только возрастая в благодати и познании истины (4:11-13), мы сможем иметь истинное общение в Теле (4:15,16).

Обратите внимание, что все описанное выше находится в явном противоречии с утверждениями тех, кто настаивает на мысли: не так важно сохранить чистоту вероучения, как иметь общение между собой (так мыслят противники сепаратизма, утверждая, что христианское единство важнее верности основам вероучения). Несколько лет назад редактор журнала “Вечность” выступил с осуждением тех, кто отказался от участия в служении в тех христианских организациях, где были модернисты. Он назвал подобные действия “вносящими разделения”. (Доналд Барнхауз “Мы одно тело во Христе”, из журнала “Вечность” за март 1957 г.). Как это тревожно, что подобный известный христианский публицист осудил тех, кто верность истинам вероучения положил в основу христианского общения.

Георгий Ладд в своей статье о проблемах сохранения чистоты вероучения и христианского единства, опять же коснулся вопроса о том, как должны относиться истинные верующие к наличию лжеучителей в церкви. Цитируя 2 Тим 2:16-21, он определяет роль Именея и Филита, как лжеучителей, искажавших вероучение. Именей уже ранее был подвергнут церковному наказанию (1 Тим. 1:19-20). И теперь, по мнению Г. Ладд, их оставили в покое, учитывая тот факт, что в “большом доме” есть разные сосуды (2 Тим. 2:20), потому и мы должны согласиться, что не все будут придерживаться истинных доктрин, но ко всем должна быть проявлена доброта (ст. 24), так как нашей главной задачей является не отделение, а исправление лжеучителей. (Г. Э. Ладд “Дилема для евангельских: сохранять чистоту доктрин или видимость единства”, из журнала “Вечность” за июнь 1962 г.).

К какому же окончательному заключению приходит Георгий Ладд? Из его статьи становится ясно, что присутствие лжеучителей не делает церковь отступнической, и поэтому в отделении нет никакой необходимости. Г. Ладд утверждает, что так как, согласно Божьему учению, лжеучителя всегда будут в церкви, это не может служить причиной для отделения. Но так ли это, и действительно ли апостол Павел утверждает подобный принцип во 2 Тим. 2:16-21?

Давайте более детально рассмотрим, чему учит этот отрывок. В 15 стихе этой главы он подчеркивает, насколько важно, чтобы учителя “верно преподавали Слово истины” (2 Тим. 2:15). И здесь же он предостерегает, что войдут в их ряды те, кто не будет этого придерживаться (ст. 16-18). Затем он раскрывает последствия воздействия лжеучителей: 1) они будут примером нечестия для других (ст. 16), 2) их идеи будут быстро распространяться, как опасное заболевание рак, 3) и, как результат, они “разрушат в некоторых веру”. Учитывая все это, могли апостол Павел (как это утверждает Г. Ладд) призывать церковь не обращать внимания на все эти отрицательные последствия и мириться с присутствием лжеучителей в церкви, предоставив им возможность беспрепятственно распространять свои взгляды? И что никаких попыток не должно быть предпринято для отделения от них?

Напротив, апостол Павел противопоставляет истинную церковь отступнической, указывая при этом, что Божья церковь состоит из тех, кто был избран Им Самим: “познал Господь Своих” (2 Тим. 2:19). Это означает, что Всеведущий Бог предузнал Своих и они запечатлены Им, а то, что они принадлежат Богу, видно по самому их образу жизни, так как они “отступят от неправды” и всякого беззакония в любом его проявлении (2 Тим. 2:19).

Но каким образом в практической жизни христианин удаляется от зла и беззакония? В выражении: они “чисты от сего” (ст. 21), к чему относится слово “сего”? Конечно же, к сосудам не в чести, к лжеучителям, о которых идет речь в 20 стихе. Гомер Кент так писал об этом: “Из-за налета нечистоты, покрывающего сосуды для нечистого употребления, они не должны были соприкасаться и загрязнять “сосуды в чести, освещенные и благопотребные Владыке”. Итак, истинные служители Божий должны освобождаться от соучастия с “сосудами в низком употреблении”. Этим самым они отделятся от зла... и будут пригодными Владыке для служения в Его доме” (Гомер Кент “Пасторские послания”, стр. 277, 278).

Так что в учении апостола Павла нет призыва мириться с отступничеством. При изучении посланий апостола Павла становится предельно ясна его позиция, содержащая призыв: проявлять бдительность, во время определять наличие лжеучителей и не иметь с ними ничего общего, так как Бог не одобрит их присутствия в Своем народе. Когда же людьми отвергаются основополагающие доктрины, и вслед за этим извращение вероучения принимается как должное в среде, носящей имя христианской, послушный Богу и Слову Его христианин обязан выйти, последовав за Своим Господом “за стан, нося Его поругание” (Евр. 13:13).

 

Отрывок из книги Э. Пикеринга “Библейский сепаратизм”

Изд. миссии “Фриденштимме”, 1990 г.

 

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки

Используются технологии uCoz