С. Санников

О ЖЕНСКОМ ПОКРЫТИИ ГОЛОВЫ

 

"Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии".
1 Кор. 11, 3-16

 

В наше время тема "покрытие головы" практически не рассматривается с богословских позиций. В большинстве церквей нашего братства это установление принято как традиция, которую не обсуждают. Некоторые, так называемые "прогрессивные христиане" (особенно из молодежи) втихомолку посмеиваются над подобными "отсталыми взглядами", другие терпеливо соблюдают это правило не потому, что считают его верным, а только для того, чтобы "не соблазнять немощных".
Братья-служители чаще всего напоминают об этом установлении не объясняя его необходимости и догматической сущности, причем некоторые любители внешнего благочестия измеряют им святость сестер.

Следует сказать, что интуитивное нежелание сестер покрывать голову, в определенной степени связано с непониманием ими: почему и зачем они должны это делать?

Апостол Павел настолько ясно и недвусмысленно пишет, что верующая жена должна покрывать голову во время контакта с духовным миром, а мужу не следует это делать, что надо либо не хотеть видеть очевидного, либо иметь очень хорошую экзегетическую подготовку, чтобы путем сложных доказательств прийти к выводу, что Павел имел в виду нечто совершенно противоположное тому, что он написал. То есть, читая: "Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает свою голову; и всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову" (1Кор.11.4-5 ), надо предполагать, что Павел как будто имеет в виду, что к мужчинам это действительно относится, "ну а женщины и так имеют длинные волосы, подобные покрывалу, и поэтому не стоит всерьез принимать мои слова". Но Павел, конечно, имел в виду именно то, что писал, а не то, что ему приписывают современные толкователи.

Почему же возникает искреннее непонимание и разномыслие по этому поводу? В иудаизме или мусульманстве такое непонимание невозможно в принципе, так как только христианство провозглашает равенство женщин и мужчин перед Богом и духовным миром. В нехристианских религиях женщина не может претендовать на такое же положение в Небесах, как мужчина. Описывая же христианские отношения, апостол Павел пишет, что во Христе "нет ни мужеского пола, ни женского" (Гал.3.28 ), и отсюда напрашивается как будто логичный вывод: ...следовательно никаких внешних знаков отличия между мужчинами и женщинами быть не должно.

Равенство мужчин и женщин перед Богом подтверждается также практикой, описанной в Новом Завете. Евангелисты рассказывают, что Христа во время земной жизни окружали и мужчины и женщины и Он никогда не отгонял женщин, как это делали иные иудейские раввины. Это относилось не только к иудеям. В отношении Иисуса к язычникам также не было никакой дискриминации. Его Божественная милость была одинакова дарована и женщине-сирофиникиянке, и мужчине - римскому сотнику. Можно сказать, что Мария Магдалина имела даже больше преимуществ перед воскресшим Иисусом, чем апостол Петр. Она первая удостоилась увидеть Воскресшего. Марфа и Мария были любимы Христом не меньше, чем их брат Лазарь, женщины всегда окружали Иисуса и в большинстве случаев были Ему более верны, чем мужчины.

Новый Завет утверждает, что перед Христом и благодатью, в отношении освобождения от греха и достижения спасения; в том, что связано со стяжанием Святого Духа и жизнью вечной, во всех этих вопросах женщины и мужчины абсолютно равны и ни один из полов не имеет никакого преимущества перед другим. Подобного нелицеприятия нет в других религиях.

Однако равенство во Христе не означает равенство во плоти. Во Христе, действительно, нет половых и национальных признаков, но находимся ли мы во Христе всем своим трехсоставным естеством? Если взглянуть на собрание святых, то даже невооруженным глазом видны отличия мужчин и женщин, пожилых и молодых, африканцев и европейцев. Во Христе всех этих различий нет, но, находясь на земле, люди все еще имеют половые, возрастные, национальные и иные отличия. Очевидно, не стоит идеализировать положение верующих и считать, что они во Христе уже и духом, и душей, и телом. До момента перехода в вечность плоть будет иметь определенные признаки и именно на эти признаки обращает внимание коринфян апостол Павел, когда говорит о покрытии головы. Он не призывает жен покрывать голову "духовного человека", который во Христе, а ясно говорит о человеческой плоти, которая еще не во Христе.

Идея равенства как с точки зрения Нового Завета, так и с точки зрения опыта последних ста лет, с трудом может претендовать на продуктивность. Собственно, Христос никогда не только не провозглашал идею равенства и не призывал к ней, но и не считал эту идею правильной. Бог есть Бог устройства (1 Кор. 14.33 ), Который стоит над всем и у Него в подчинении все элементы как духовного, так и материального мира, которые упорядочены между собой в стройную систему, в которой есть уровни и соподчинение. Если отдельные элементы этой системы не хотят быть на своем месте, а начинают претендовать на роль других элементов, то возникает дисгармония, дисбаланс и возмущение, которые приводят к расстройству всей системы.

Новый Завет нигде не говорит о равенстве начальствующих и подчиненных, родителей и детей, мужа и жены, хотя перед Богом все имеют равные права. Христос принес на землю не идею равенства, а идею единства, которая предполагает согласованность, отсутствие недовольства, единомыслие, но при этом сохраняется личная индивидуальность, субординация (то есть взаимное подчинение) и наличие определенной иерархической системы. Апостол Павел наглядно иллюстрирует это положение на примере человеческого тела, каждый член которого находится в определенном подчинении у других членов, но при этом имеет равные права, хотя и неравные возможности. Успех действия тела в целом зависит не от функционального равенства (или уравниловки) всех членов, но от их единства и согласованного взаимодействия (1 Кор. 12.14-26 ). Таким образом, равноправие в каком-либо одном отношении не только не исключает, но даже предполагает иерархическое неравенство. Не все тело - глаз или ухо, как пишет Павел (1 Кор. 12.17 ).

Неумение провести границу между областью равноправных, и областью иерархических отношений всегда приводит к неразберихе и сумятице. Подобная неразбериха возникла и в Коринфской церкви. Коринфяне видели только отношения равенства (или "равноправия", как теперь говорят) и совершенно не придавали значение отношениям соподчинения. Это привело к искаженным представлениям о дарах Святого Духа (1 Кор. 12.30 ), когда равноправие по отношению к дарам Святого Духа и их равная доступность каждому стали пониматься, как необходимость всем иметь один и тот же дар. В частности, считалось, что все должны говорить иными языками, хотя Богом уготовано каждому свое собственное, индивидуальное проявление Святого Духа, то есть личный и неповторимый дар. Не напрасно Апостол Павел со страстной горечью, видя непонимание коринфян, восклицает: "Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учителя? Все ли чудотворцы?" (1 Кор.12.29 ). Конечно не все.

Ложное понимание равенства привело к ложно понимаемой свободе, которая выразилась в бестактном поведении во время Вечери Господней (1 Кор. 11.20 и 33-34 ), в неверном представлении о церковной иерархии и в унижении авторитета апостола Павла, в бесчинстве во время проведения богослужений (1 Кор. 14.23 ) и в других аспектах. Подобная неразбериха царила и в семейных отношениях. Поэтому Апостол Павел посвящает первую половину 11 главы своего Послания к этой церкви вопросам соподчинения.

В контексте этого рассуждения становится ясно, почему апостол Павел ни разу не упомянул здесь слова "брат" и "сестра", а говорит только: "муж" и "жена". Понятия "брат" и "сестра" указывают на отношения равенства в духовных сферах, в то время как термины "муж" и "жена" говорят о соподчиненности в семейных аспектах. В данном рассуждении апостола Павла интересует не проблемы единства и равноправия, так как эти вопросы он рассматривал в других посланиях (например, в Послании к галатийским церквам), а вопросы правильного иерархического соотношения.

На чем же основывает Павел подчинение жен своим мужьям?

Прежде всего необходимость и законность подчинения Павел выводит из соотношения между Богом и Иисусом Христом - Его Помазанником: "всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог" (1Кор.11.3 ). То есть, истину о том, что "жене глава муж" Павел основывает на том, что во всем есть определенный порядок, который касается даже взаимоотношений Христа и Отца. Вопросы соподчинения Бога-Отца и Иисуса Христа необыкновенно сложны для прямолинейного человеческого восприятия. Так, в Священном Писании есть ряд мест, показывающих равенство, то есть, тождественность и единосущность Небесного Отца и Его Сына - Иисуса Христа: "Я и Отец - одно" (Ин.10.30 ), "Видевший Меня - видел Отца" (Ин.14.9 ) и другие. С другой стороны, Иисус, находясь во плоти и выступая в качестве Христа-Помазанника Божия (то есть Мессии-Посланника), неизменно подчеркивает Своим поведением и Словом подчиненное отношение к Богу-Отцу и покорность Его воли: "Отец Мой больше Меня" (Ин.10.29; Ин.14.28 ). "Он, будучи образом Божиим ... уничижил Себя ... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Фил.2.6-8 ).

Издревле Церковь видела в 1 Кор. 11.3 отношение Бога только к воплотившемуся, а не предвечному Сыну Божьему. Это подтверждается также тем, что апостол Павел употребил здесь термин "Христос", а не "Сын Божий". Понимание же некоторых богословов, что Сын Божий и до воплощения во плоти был подчинен Отцу (так называемый "субординационализм") всегда признавалось еретическим.

Анализируя каждый шаг жизни Иисуса Христа, можно указать, что в Его поведении равенство с Отцом никогда не вступало в противоречие с Его подчинением Отцу. Он, будучи равен Отцу по сущности, никогда не уклонялся от подчиненности. В поведении же людей, как по отношению к Богу, так и по отношению друг к другу, равенство и соподчиненность уживаются между собой очень плохо. Иногда отношения равенства подавляются отношениями подчиненности. Например, в исторических церквах отношения подчинения рядовых верующих "духовным отцам" подавили равноправные братские отношения друг к другу. С другой стороны - в некоторых свободных протестантских церквах равноправные братские отношения возобладали настолько, что препятствуют церковной дисциплине и подчинению младших - старшим, рядовых верующих - пасторам, и так далее. Равенство, которое превращается в "панибратство" подавляет подчиненность, которая должна быть в церквах. У Христа была идеальная гармония внутреннего равенства с Отцом и подчинения Ему.

Второй предпосылкой, на которой Павел пытается восстановить гармонию отношений подчиненности и равенства, является приоритет творения. Павел переходит в своих рассуждениях из чисто духовной среды в историческую. Он выводит необходимость покрытия головы женами из истории творения: "муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа, ибо не муж от жены, но жена для мужа". (1Кор.11.7-9 ).

Для Апостола Павла было совершенно очевидно, что первоначально Богом был создан не абстрактный человек, а именно мужчина, хотя некоторые современные издания Библии пытаются интерпретировать создание человека как создание "человеческого существа", не указывая на его пол. Понятия, которые применил Павел: "муж есть образ и слава Божий", указывают на параллель в иерархических отношениях. Бог, как Творец мира, имея власть над всем творением, передал часть своей власти мужчине, которого Он сотворил. Именно Адаму Бог подчинил весь растительный и животный мир (1Быт.1.26 ). Жена же была создана как помощник, соответственный и подобный мужу. Она была взята от мужа и создана для мужа. Таково бесспорное утверждение Библии (Быт. 2.20-23 ). Жена содействует и помогает мужу и только вдвоем они составляют единую плоть, предусмотренную Богом и в этом смысле жена становится "славой мужа". Именно из приоритета творения Павел выводит утверждение, что: "муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа" (I Кор. 11,7 ). Следовательно, покрытие головы - это знак, указывающий на подчиненное положение жены по отношению к мужу

Муж и жена могут быть братом и сестрой в Господе и в духовном отношении они совершенно равны. Но благодать, делающая всех равными пред Богом, не устраняет соподчинения, относящегося к плоти. Поэтому и сказано, что только во Христе нет ни мужского пола, ни женского (Гал. 3.28 ), а по плоти есть соподчинение полов. Муж остается главой жены до тех пор, пока они находятся во плоти, следовательно и знак этого подчинения должен сохраняться, пока жена находится во плоти.

Некоторую аналогию на гармонию подчинения и равенства дает армия. В отношении конституции и законодательства все служащие в армии равноправны - все они, как граждане своей страны, имеют одинаковые полномочия и ответственность, равные права и обязанности. Но, находясь на службе, они подчиняются четким иерархическим установлениям и носят знаки отличия, которые указывают на иерархию подчинения. В армии никто не осмелится не подчиниться начальнику только потому, что "перед законом все люди равны", то есть ссылаясь на гражданское равноправие. Точно также в христианстве никто не должен отменять власть отца в семье, или подрывать авторитет начальствующих в народе, или отказываться в повиновении пасторам только потому, что во Христе все равны.

Следовательно, замужняя сестра, имея покрытую голову, как знак подчинения мужу, как бы говорит всему окружающему миру: "Я подчиняюсь положению, установленному Богом. Я не решаюсь через полученную благодать уничтожить Божий принцип подчинения". Таким образом, верующим сестрам дана привилегия и обязанность разъяснять и демонстрировать установление Богом отношения соподчинения в семье для окружающего мира, который ревнует об эмансипации и уничтожении Божьего порядка.

Покрытие головы, как знак повиновения определенной власти, является свидетельством не только для видимого мира, но и, как утверждает апостол Павел, - "знаком для Ангелов" (1 Кор. 11.10), то есть свидетельством для невидимого духовного мира.

О чем свидетельствует Ангелам этот знак? Конечно не о замужестве носящей этот знак. Писание явно указывает, что это знак, свидетельствующий о власти мужа над ней, а не о самом факте замужества (1 Кор. 11.10 ). То есть, сестра, покрывающая свою голову, свидетельствует Ангелам о своем добровольном подчинении мужу. Она как бы говорит этим знаком: "Я покрыла голову, так как не стремлюсь быть главою. Я принимаю мужа как своего главу, даже если он и не заслуживает этого, но я подчиняюсь прежде всего Божьей иерархии и установлению Божию, а не заслугам мужа и своим рассуждениям".

Зачем Ангелам это свидетельство и для каких Ангелов оно дано? Писание говорит, что некогда в небесной иерархии произошла катастрофа: один из Ангелов, наиболее близких к Богу, отказался подчиняться. Гордость привела его к мысли стать равным Богу. Другими словами, отношения равенства возобладали в нем по сравнению с отношениями подчинения. Произошло нарушение равновесия между равенством и господством. Попытка утвердить равенство привела его к низложению и глубочайшему падению. В результате этой катастрофы множество других Ангелов также возмутились против подчинения Богу. Все они были низвергнуты в преисподнюю и превратились в "духов злобы поднебесной"

Сегодня сатана и павшие ангелы, наблюдая за жизнью людей, видят, что Бог получил не только от Своего Единородного Сына, но и от слабых и беспомощных в духовном мире людей то повиновение, которое Он не получил от них, и это постыжает их. Сатана оказывается постыженным не только от Иисуса Христа, во всем покорившемуся Отцу, но и от людей, добровольно покорившихся установлениям Божиим. Одним из проявлений этого подчинения выступает повиновение жены мужу, знаком чего является покрытие головы. Таким образом, покрытие головы срамит сатану и непокорившихся Богу ангелов как знак, говорящий, что жена подчиняется мужу, в то время как они не смогли усвоить науку подчинения. Это же свидетельство, в глазах Ангелов света, видящих его, приносит радость в духовном мире от Божьей победы над неповиновением.

Из этих рассуждений становится ясно, почему сатана постоянно и так яростно восстает против покрытия головы женами. Очевидно, этот знак глубоко задевает его, так как сестры в церкви делают то, что он не сумел сделать. Таково значение слов: "знак власти над ней для Ангелов (1Кор.11.10 ).

Апостол Павел, говоря о покрытии головы, призывает коринфян рассудит об этом вопросе не только с чисто духовных и исторических позиций, но и с очевидных проявлений самой природы. Это третий класс аргументов, которые он приводит в подтверждение того, что жена должна покрывать голову. "Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? - задает он риторически вопрос, - не сама ли природа учит нас, что если муж растит волосы, то это бесчестие для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?" (1Кор.11.13-15 ).

Чему же учит нас природа в отношении волос? Если мужчина не будет стричь волосы, они не будут расти у него с той же скоростью, и не достигнут той же длины, как у женщины. Это является давно установленным, опытно и научно подтвержденным фактом, хотя и он имеет исключения. Встречаются женщины с замедленной скоростью роста волос и весьма ограниченной их длиной, и наоборот известны мужчины, у которых волосы растут необыкновенно быстро и достигают большой длины. Однако общим и статически достоверным фактом является заявление апостола Павла о том, что сама природа подсказывает женщинам скоростью роста, пышностью и длиной волос, которые являются как бы естественным покрытием, на необходимость покрытия головы. Мужчинам же, наоборот, не предназначив длинные волосы, сама природа как бы говорит, что их головы должны быть открытыми. Пышные, простирающиеся иногда до пят, волосы женщины указывают, что она должна закрываться от посторонних взоров, в то же время, внушая мужчинам носить короткие волосы, природа тем самым говорит, что мужчина должен являться с открытой головой как венец творения.

Естественно, что длинные волосы женщин, данные им самой природой вместо покрывала, не перечеркивают необходимость дополнительного покрытия головы. Это ясно хотя бы из того, что Павел, будучи человеком здравомыслящим, не мог на одной странице своего Послания противоречить сам себе. Если бы он считал, что волосы женщин являются покрывалом для них, то зачем тогда вообще на протяжении 12 стихов говорить о необходимости покрытия головы? Предполагая, что, якобы, независимо от воли и желания женщин, они уже носят покрывало на своей голове в виде волос, говорит: "Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову" (1 Кор. 11.5) - просто бессмысленно! То есть Павел вполне определенно хотел показать, что сама природа подсказывает женщинам, как существам более слабым и требующим защиту, необходимость покрытия.

Из всех рассуждений Павла ясно, что покрытие головы - это не принудительное явление природы, а добровольный акт. Сестры в церкви потому и постыжают ангелов, что они добровольно, будучи равные мужчинам в отношении благодати, подчиняются им, находясь во плоти, и тем самым свидетельствуют о своей покорности Божьим установлениям. Из этого следует, что никакого принудительного церковного правила в отношении покрытия головы для сестер быть не должно. Если жена покоряется мужу и Божьему порядку, то она добровольно, самостоятельно и не зная об этих рассуждениях, будет покрывать голову, так как так написано в Писании и она чувствует, хотя и не может этого объяснить, что подобный знак делает ее ниже по сравнению с мужем. Таким образом, принудительное покрытие головы (то ли властью церкви, то ли традицией или воспитанием) не отражает истинной покорности и имеет невысокую цену, так как в Церкви люди должны научиться добровольному подчинению воли Божией. Один служитель как-то сказал, что он не разрешает жене покрывать голову, так как она дома не повинуется ему. "Зачем лицемерить? Пусть об этом знает и церковь и духовный мир" - говорил он и, очевидно, он был прав.

Использовав философско-богословские аргументы (взаимоотношений мужа и жены как образ взаимоотношений Бога и Христа), аргументы истории (не муж создан для жены, а жена для мужа) и аргументы естественно-природной сферы (сама природа учит нас), Павел в заключении обращается к аргументам церковной традиции и установившихся обычаев. Он говорит: "Если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии" (1 Кор. 11.16 ).

Апостол знал, что греки любят спорить даже о вещах очевидных и не создающих разномыслия, поэтому он заявляет спорщикам, все еще не убежденным разумными аргументами, что, во-первых, у христиан нет обычаев спорить, а во-вторых, в церквах Божиих нет другого обычая и порядка. Есть только тот, который он предлагает коринфянам, то есть бесспорный обычай молиться женам с покрытой, а мужьям - с непокрытой головой.
Действительно, все исторические документы показывают, что в раннехристианской церкви, особенно в Греции, все женщины покрывали голову, а мужчины носили непокрытые и коротко подстриженные волосы. Наиболее ясно об этом говорят древнейшие памятники - изображения в римских катакомбах и в других местах собраний христиан первого века.

Саркастической усмешкой Павла звучат его слова, обращенные к женщинам, которые не признают традиций и общественных норм: "Пусть стрижется!" то есть, если жена не согласна с общепринятым взглядом, что волосы - это честь для нее; если она не стесняет себя никакими правилами приличия, если ей все равно - то пусть острижет или обреет свою голову! Как известно, у евреев остриженная голова женщины служила знаком горя и позора (Ис. 3.16-17 ), хотя у греков, возможно, такого понятия не было.

В двадцать первом веке часто можно услышать предположение, что установление Апостола Павла о том, что женщинам надо покрывать голову, было якобы только местным и временным обычаем. Некоторые богословы думают, что это относилось только к коринфской распущенности женщин и было обусловлено обычаем того времени считать женщин более низким существом по сравнению с мужчиной. Как бы рассуждал апостол Павел, если бы он жил в наше время эмансипации и сексуальной революции где-нибудь в Западной Германии, в Техасе, на Украине или в России?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует еще раз взглянуть на аргументацию Павла. Основана ли она на фактах местного и временного характера? То есть, аргументирует ли он свою точку зрения обычаями той местности, где находится или на специфических условиях того времени? Считает ли он, что покрывать голову надо потому, что Коринф - это распущенный город, или что женщины в Греции - это почти рабыни?

Безусловно, нет. Апостол основывается на явлениях неприходящих и неземных. Действительно, взаимоотношения между Богом и Христом (1 Кор. 11.3 ), на которые ссылается Павел, остаются неизменными. История сотворения человека, мужчины, а потом женщины (1 Кор. 11.8-9 ), также является незыблемым фактом. Физическое устройство жены и мужа (то есть уроки природы) и сегодня говорят о том же. И даже обычаи и нормы сегодня те же самые, что и в первохристианские времена. Никому из мужчин-христиан, особенно на Востоке, не приходит в голову настаивать на том, чтобы молиться с порытой головой! А ведь в очах Божиих такое поведение равноценно поведению женщин, требующих права молиться с открытой головой (1 Кор. 11.4-5 ).

Суммируя все эти аргументы, необходимо сделать выбор: либо все доводы апостола являются несостоятельными, или надо признать их как имеющие значение во все времена и во всех народах. Другого вывода быть не может. Поскольку никаких фактов, говорящих в пользу того, что это установление носило местный и временный характер, привести невозможно, то следует полагать, что и в наши дни апостол Павел сказал бы женщинам-христианкам: "Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову" (1 Кор. 11.5 ). Таким образом: покрытие головы, как знак, указывающий на подчинение Божьему порядку, представляя собой малый и незначительный факт, свидетельствует о важных духовных явлениях. Не перечеркивая равное положение мужа и жены перед Богом, покрытие головы является свидетельством повиновения, ведущим к славе или позору в духовном мире.

Писание нигде не учит, что покрытие или непокрытие головы может стать препятствием в молитве, однако оно ясно указывает, что жены, молящиеся с непокрытой головой, постыжают свою голову, и этот стыд будет проявиться тогда, когда Церковь в вечности узрит славу и бесчестие каждого человека.

Итак, Апостол Павел предостерегает от бесчестия, но оставляет каждому полную свободу выбора.

 

Реферат составлен по материалам:
1. А. П. Лопухин. "Толковая Библия" т. З СПб 1913 г.
2. Ф.В. Фаррар. "Жизнь и труды св. Апостола Павла" СПб 1897 г.
3 Вочман Ни. "Общение любви". Лекция № 42 "Покрытие головы"
4. У. Баркли. Толкование послания к Коринфянам. ВСБ, 1981 г.

http://www.sannikov.net/

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки

Используются технологии uCoz