Баптисты отвечают на вопросы

БАПТИСТЫ ОТВЕЧАЮТ




В данной брошюре не ставили цели дать ответы на все вопросы, которые задают нашим верующим представители других христианских течений.
Это было бы невозможно.
Сколько людей, столько и вопросов.
Однако, есть вопросы, которые нам задают достаточно часто.
Именно на них мы и постараемся дать ясные и доступные ответы.
Мы решили ограничиться ответами на вопросы представителей тех христианских течений, с которыми нам чаще всего приходится вступать в контакт или дискуссию, а именно: православные, пятидесятники и харизматы, адвентисты седьмого дня.
Надеемся, что наш труд окажется полезным для служителей и верующих церквей евангельских христиан-баптистов.

М.В. Иванов
Руководитель Отдела богословия и катехизации РСЕХБ


вопросы православных христиан о священном писании и предании 

ЖИЗНЬ И ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ

Почему в ваших Библиях меньше книг, чем в православных?
С чего вы взяли, что всякий человек может правильно понять Библию?
Канон Священного Писания исторически выработан и утвержден Церковью, почему вы столь однозначно ставите авторитет Библии выше авторитета Церкви и ее духовной традиции (Предания)?
Почему вы не признаете авторитет Священного Предания?
Вам не кажется, что без Предания толкование Библии может быть абсолютно произвольным?
Вы утверждаете, что у вас нет Предания, но ведь вы признаете Троицу, Божественную и Человеческую природу Христа. Разве это не учение Вселенских Соборов?
Разве можно проводить богослужения на квартирах, в клубах и других помещениях не являющихся храмом?
Почему в ваших церквах может проповедовать любой человек?
Почему вы не соблюдаете посты?
Почему Вы выступаете против употребления спиртного, разве это грех?

таинства и обычаи

Почему у вас нет таинств, а только символические обряды? Почему вы не считаете таинства спасительными?
Почему вы не освящаете куличи, не ходите за святой крещенской водой и не соблюдаете других общенародных обычаев?
Почему вы не ходите в церковь и на кладбище В дни поминовения усопших?
 

крещение

Почему вы не крестите младенцев?
Вы не боитесь, что ребенок может умереть некрещеным и попасть в ад?
Почему вы не крестите человека сразу после обращения?
Вы не боитесь, что откладывая на некоторое время крещение верующего, вы подвергаете его риску умереть некрещеным?
Почему евангельские христиане-баптисты крестят в одно погружение, а не в три как в православной церкви?
 

исповедь

Есть ли у баптистов таинство исповеди?
Почему вы отказались от такого прекрасного средства духовного очищения, как исповедь?
В православной церкви есть опытные исповедники, духовные старцы, а есть ли к кому пойти за советом и помощью у баптистов?

причащение

Почему вы не верите, что во время богослужения хлеб и вино превращаются в истинное Тело и Кровь Христову?
Почему вы не исповедуетесь перед причащением?
Почему у баптистов нельзя причащаться православным?
 

вера и спасение

В чем суть вашей веры?
Как вы можете утверждать что спасены, ведь вы не знаете Божьего решения относительно вас на страшном суде?
Как заслужить спасение?
Не проповедуете ли вы легкое спасение? Разве для спасения достаточно покаяться один раз в жизни, ведь великие подвижники заслуживали спасение годами духовных подвигов?

истинная вера

Нашему русскому православию уже тысяча лет. А ваша вера, откуда она взялась?
Зачем вы проповедуете американскую веру?
Истинность православия подтверждается многочисленными чудесами: мироточением икон, нетленностью мощей, схождением благодатного огня на Пасху в Иерусалиме и многими другими. Почему вы не верите ним чудесам?
Что вы несете русскому народу ценного, чего он не мог бы найти в православии?

священство и апостольская преемственность

Почему вы считаете всех верующих священниками, но в тоже время рукополагаете служителей?
Как можно доверять вашим служителям, если у них нет апостольской преемственности?

молитвы

Почему вы не молитесь за умерших?
У Бога все живы, в том числе и почившие, что же вам мешает молиться за них?
Почему вы не молитесь по Молитвослову?

почитание икон и креста

Почему вы не «креститесь» (не совершаете крестного знамения)?
Почему вы не носите нательных крестов, ведь они защищают от зла?
Почему у вас нет икон?
Иконопочитание не является идолопоклонством, почему вы категорически выступаете против иконопочитания?
Почему в вашей церкви нет свечей?
Почему вы не почитаете святой крест

почитание богоматери и святых

Почему вы не почитаете богородицу, святых и ангелов?
 

вопросы пятидесятников и харизматов

Почему вы не практикуете исцеления?
Почему мы не видим у баптистов видимых проявлений исполнения Святым Духом?
Почему на ваших служениях не проявляется сила Святого Духа?
Почему на ваших богослужениях так скучно? Почему вы так унылы?
Почему баптисты не любят громкой музыки и танцев? Разве радость и веселье это плохо? Разве Давид не танцевал?
Почему у вас так много больных, в том числе, хронически? Может быть дело в грехе?
Почему вы часто говорите о скорби? Разве верующие должны страдать?
Почему вы не говорите о том, что верующий должен быть богатым и успешным?
Почему вы решили, что крещение Святым Духом и рождение свыше происходит в одно и тоже время?
Как вы можете объяснить те тексты Писания, которые говорят о том, что крещение Духом Святым - это отдельное переживание. Например, случай с самарянами в 8 главе Деяний святых апостолов?
Если вы крещены Святым Духом, то почему у вас нет говорения иными языками, которые являются знамением крещения?
Если вы считаете, что крещение Святым Духом не сопровождается особыми знамениями и силами, то что тогда для вас значит крещение Святым Духом?
Почему вы не ждете в последнее время особых излияний Духа Святого на землю и массовых обращений и исцелений?
Почему баптисты не ревнуют о дарах языков и пророчеств, если о них говорит Библия?
Разве дары и чудеса, которые совершались во времена апостолов, не должны сопровождать нас и сегодня?
Почему вы так боитесь дьявола и искушений, в то время как детям Божьим дана власть наступать на него?
Почему баптисты отмечают православные праздники, если нет об этом повеления в Библии?
 


вопросы христиан адвентистов седьмого дня

Почему баптисты ходят на богослужение в воскресенье, а не в субботу, как об этом написано в Писании?
Почему баптисты верят в бессмертие души и в райское блаженство после смерти?
Где будет проходить Тысячелетнее Царство?
Почему баптисты верят, что антихрист - это один человек?
Почему не делается разделения между чистой и нечистой пищей?
Почему на Вечере Господней дается настоящее вино и не пресный хлеб?
Почему нет обряда ногоомовения во время Вечери Господней?
Почему баптисты верят, что великая скорбь будет после восхищения церкви, а не до?
Почему все не покаявшиеся грешники будут мучиться вечно, а не погибнут однажды во второй раз?
 

 

 


Ответы на вопросы православных христиан о священном писании и предании


 

ЖИЗНЬ И ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ

 

Почему в ваших Библиях меньше книг, чем в православных?

Начнем с того, что важнейшей частью Библии для всех христиан является Новый Завет. И во всех изданиях Библии: православных, католических, протестантских - в Новом Завете содержатся одни и те же 27 книг. Расхождение в числе книг имеется только в Ветхом Завете. Оно появилось по историческим причинам. С древних времен христианская церковь пользовалась не древнееврейским текстом Ветхого Завета, а его популярным переводом на древнегреческий язык - Септуагинтой. А в ней содержались некоторые книги, которые не были авторитетными для того времени еврейского мира. Апостол Павел говорит, что именно иудеям вверено Слово Божье Ветхого Завета (Рим. 3:1-2). Эти книги не цитирует и Господь Иисус Христос, Который часто использует общепризнанные (канонические) книги Ветхого Завета в Своей проповеди. Так что у нас нет никаких оснований считать эти дополнительные (неканонические) книги Священным Писанием. Кстати и православная церковь, хотя и включает 11 неканонических книг в свои Библии, тоже не считает их боговдохновенным Словом Божьим. Мы считаем, что соединение Слова Божьего и неканонических книг под одной обложкой не целесообразно, и приводит к путанице. Библия - Слово Божье, и все что не является Словом Божьим лучше издавать отдельно.

С чего вы взяли, что всякий человек может правильно понять Библию?

Мы верим, что всякий человек способен понимать Слово Божье, потому что об этом написано в Библии (1Ин. 2:27). Конечно, правильное понимание возможно только для истинно верующего человека. Это не означает, что в понимании Библии не может быть ошибок, или что все способны понимать Библию в равной степени глубоко, но любой верующий христианин способен понимать общий смысл и основные истины библейского текста. Даже человек еще только обретающий веру, способен осознать содержащиеся в Библии спасительные истины (Рим. 10:17).


Канон Священного Писания исторически выработан и утвержден Церковью, почему вы столь однозначно ставите авторитет Библии выше авторитета Церкви и ее духовной традиции (Предания)?

Мы понимаем, что процесс написания и канонизации (признания) новозаветных библейских книг происходил в церковном сообществе. Однако роль людей в этом процессе не следует преувеличивать. Бог лишь использовал людей для признания богодухновенности текстов. Причем и этот процесс проходил под водительством Святого Духа. Церковь лишь признала авторитет Священного Писания, которое, будучи Словом Божьим, призвано служить верховным авторитетом для неё. Поэтому авторитет Библии как Слова Божьего для нас безусловно стоит выше суждения любой церковной традиции.


Почему вы не признаете авторитет Священного Предания?

Мы верим, что полнота духовной истины была явлена апостолам и зафиксирована в Новом Завете Библии. Библия - это Слово Божье. А Слово Божье - это истина (Ин.17:17). Прибавлять что-либо к Слову Божьему значит нарушать Божью волю (Прит.30:6).


Вам не кажется, что без Предания толкование Библии может быть абсолютно произвольным?

Ошибка в толковании Библии конечно возможна, но Предание врядли в силах защитить от этого. Ведь Предание тоже может содержать ошибочное толкование. Например, Предание православной и католической церкви не совпадает. Ряд текстов Библии православные и католики понимают по-разному. Каждый при этом ссылается на свою версию Предания. Для верного толкования Библии необходимы внимательность, здравомыслие и особенно помощь Божья. Поэтому изучение Библии хорошо сочетать с молитвой. Полезно и богословское образование. Однако, в целом Библия доступна для понимания благочестивого и разумного читателя.



Вы утверждаете, что у вас нет Предания, но ведь вы признаете Троицу, Божественную и Человеческую природу Христа. Разве это не учение Вселенских Соборов?

Названные вами источники признаются нами не в силу того, что они были приняты Вселенскими Соборами, а потому они являются библейскими. Соборы лишь выразили библейское учение. В тоже время, определения Соборов не основанные на Библии, например, об утверждении иконопочитания, для нас не авторитетны.

 

Разве можно проводить богослужения на квартирах, в клубах и других помещениях не являющихся храмом?

Господь Иисус Христос учил, что истинное поклонение Богу зависит не от места, а от духовного состояния людей: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Иначе говоря, важнее всего внутренняя посвященность Богу и правильные представления о Боге. А проводить богослужения можно на всяком месте, хотя специализированные церковные здания конечно лучше подходят для этой цели. Проведение богослужения в арендованных и неприспособленных помещениях обычно вызвано финансовыми причинами. Достаточно крупные церкви евангельских христиан-баптистов, обладающие достаточными финансовыми средствами, строят и содержат собственные церковные здания.


Почему в ваших церквах может проповедовать любой человек?

Евангельские христиане-баптисты верят, согласно Слову Божьему, что все верующие являются священниками, призванными служить Богу. Поэтому мы не считаем, что проповедь является уделом только рукоположенных служителей церкви. Хотя чтобы быть проповедником, все-таки необходимо иметь дарование, знания и опыт.


Почему вы не соблюдаете посты?

Мы считаем пост важным духовным упражнением. Пост, согласно Священному Писанию, как правило, должен состоять из полного воздержания от пищи и питья в течение одного или нескольких дней (Есф. 4:16; Ион. 3:5-7). Пост подразумевает не просто отказ от пищи, как при лечебном голодании, но препровождение времени в молитвах и духовных размышлениях, а также совершение добрых дел (Ис. 58:6-7). Однако, постам, жестко привязанным к определенным датам и периодам, практикуемым в православной церкви мы не находим основания в Священном Писании. Наши верующие постятся по желанию, исходя из духовной потребности, стараясь соблюдать библейские стандарты поста. Часто мы постимся когда нам необходимо разобраться с серьезной проблемой, попросить у Бога сил в борьбе с искушениями, духовно подготовиться к Вечере Господней (причастию) или если просто есть желание провести время в близком общении с Всевышним.


Почему Вы выступаете против употребления спиртного, разве это грех?

Библия однозначно осуждает пьянство и состояние алкогольного опьянения.
В Библии нет прямого запрета на употребление крепких напитков, и евангельские христиане-баптисты используют вино для причащения.
Однако Библия предупреждает о коварстве алкоголя.
Есть люди, для которых даже небольшие дозы спиртного чреваты быстрым развитием хронического алкоголизма.
У других пагубная зависимость развивается со временем. Даже в том случае, когда человек умеренно употребляющий спиртное не испытывает проблем со своим здоровьем, его пример может быть губительным для тех, кто имеет генетическую или психологическую предрасположенность к алкоголизму.

Поэтому мы считаем, что воздержание от употребления алкогольных напитков (кроме вина причастия) - это лучший способ избежать соблазна впасть в грех пьянства и заболеть алкоголизмом, а также лучшая пропаганда здорового образа жизни.
Тем более что в современном мире отпала необходимость употребления алкогольных напитков в качестве продукта питания, как это, например, имело место у народов древности, испытывавших серьезные проблемы с количеством и качеством воды.
 


таинства и обычаи

Почему у вас нет таинств, а только символические обряды? Почему вы не считаете таинства спасительными?

Наши обряды и церемонии действительно трудно назвать таинствами (в православном понимании этого термина). Мы считаем, что заповеди Христа - Крещение и Причащение, а также специальные торжественные молитвы церкви (благословение брака, детей, рукоположение служителей) приносят ощутимую духовную пользу, но не ведут к спасению. Мы не можем считать какие-либо таинства или обряды спасительными, так как согласно Библии, спасение зависит не от обрядовых действий, а от веры и искреннего обращения к Богу в покаянии. Господь и Спаситель Иисус Христос призывает: "Покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк. 1:15).


Почему вы не освящаете куличи, не ходите за святой крещенской водой и не соблюдаете других общенародных обычаев?

Идет ли речь о воде или о куличах, или о ветках вербы и березы и тому подобное - мы не находим в Священном Писании основания для освящения тех или иных предметов. Поэтому мы не считаем нужным ни совершать такого рода освящения самим, ни участвовать в подобных действиях в православной церкви.


Почему вы не ходите в церковь и на кладбище В дни поминовения усопших?

Мы не находим в Библии основания ни для молитвы за умерших, ни для специальных поминальных дней. Поэтому мы считаем, что посещение православной церкви для поминовения усопших не имеет смысла и противоречит нашим убеждениям. Посещение же кладбища может быть осуществлено в любое удобное время.
 


крещение

Почему вы не крестите младенцев?

Крещение по Священному Писанию является сознательным действием: «Крещение...обещание Богу доброй совести» (1Пет.З:21). Крещение совершается по вере (Деян.8:12). Крещению должно предшествовать покаяние: «Покайтесь и да креститься каждый из вас» (Деян. 2:38). Кроме того, крещение связано с обучением: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам»(Мф. 28:19-20).

На всё выше перечисленное маленький ребенок не способен. А на то, что веру ребенка может при крещении заменить вера «крестных» нет никаких указаний в Библии. Поэтому мы крестим взрослых верующих, которые удовлетворяют библейским требованиям.


Вы не боитесь, что ребенок может умереть некрещеным и попасть в ад?

Господь Иисус Христос сказал о приносимых к Нему детях: «Таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10:14). Он обнял и благословил их (Мк.10:16). Таким образом, Спаситель продемонстрировал Своё отношение и расположение к маленьким детям.

Поэтому мы можем уповать на милосердие Божье по отношению к детям, умершим в том возрасте, когда ни осознание собственной греховности, ни полноценное покаяние, ни сознательная вера не возможны. Крещение же не имеет к вопросу спасения детей никакого отношения.
 


Почему вы не крестите человека сразу после обращения?

Крещение человека после обращения не противоречило бы буквальному прочтению Священного Писания. Однако, случаи такого рода крещений в новозаветной книге Деяния святых апостолов обусловлены, прежде всего, особенностями апостольского времени, когда Святой Дух действовал особым образом, утверждая верующих особым чудесным образом. Однако, в той же книге Деяний есть и другой пример. Савл, будущий апостол Павел, несколько дней находился в молитве и размышлениях, перед тем как принять крещение. И в наши дни принятие крещения требует предварительного размышления над библейской истиной. Апостол Павел был знаком со Священным Писанием еще до встречи с Господом Иисусом. Большинству современных людей требуется значительно больше времени для осознания важных истин, чем апостолу Павлу. Поэтому мы даем человеку некоторое время (обычно несколько месяцев) на познание важнейших духовных истин, размышление и молитву, перед тем как преподать ему крещение.
 


Вы не боитесь, что откладывая на некоторое время крещение верующего, вы подвергаете его риску умереть некрещеным?

Хотя крещение и является заповедью Господа Иисуса Христа, обязательной для всякого верующего, оно, тем не менее, не является обязательным условием для спасения. Достаточным условием является покаяние и вера. Господь Иисус Христос говорил: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). Человек, который поверил и покаялся, безусловно наследует Царство Небесное, если умрет до крещения.

Почему евангельские христиане-баптисты крестят в одно погружение, а не в три как в православной церкви?

Само слово «крещение» (греческое "баптисма" - погружение) и в греческом оригинале, и в русском и в славянском переводах стоит в единственном числе. Поэтому речь в Библии идет об одном погружении. Тем более, что мы крестимся во имя единого Бога хотя и пребывающего в трех Лицах.
 

исповедь

Есть ли у баптистов таинство исповеди?

Мы не находим в Библии оснований для обязательной и регулярной исповеди. Мы не считаем, что исповедь перед служителем необходима для прощения греха Богом.


Почему вы отказались от такого прекрасного средства духовного очищения, как исповедь?

Мы понимаем, что для преодоления и профилактики греха может быть весьма полезной помощь духовно опытных наставников и служителей церкви. В случае серьезных духовных проблем и грехов у нас принято обращаться за помощью и молитвой к служителям.

Однако, очищение от повседневных грехов не требует участия служителя. Бог Сам по молитве прощает грехи верующего. У нас нет дополнительных посредников в отношениях с Богом, согласно Слову Божию: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1Тим.2:5).

В тех же случаях, когда духовное здоровье верующего всерьез подорвано тяжким грехом, помощь в духовном восстановлении (но без обряда прощения грехов) оказывает пастырь церкви.
 


В православной церкви есть опытные исповедники, духовные старцы, а есть ли к кому пойти за советом и помощью у баптистов?

Высоконравственные, одаренные и опытные душепопечители всегда редкость. Однако и у баптистов, как и в любом христианском течении, есть люди, к которым можно обратиться в сложной житейской или духовной ситуации. Хотя понятно, что подбор личного духовного наставника всегда является делом непростым.


причащение

Почему вы не верите, что во время богослужения хлеб и вино превращаются в истинное Тело и Кровь Христову?

Превращение хлеба и вина причастия в Тело и Кровь Христа противоречит тексту Библии. Апостол Павел пишет о уже освященном хлебе и вине: "Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей" (1Кор. 11:26-28).

Кроме того и Сам Христос, устанавливая причащение сказал: "Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание" (1Кор. 11:24). Таким образом, речь идет не о превращении хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, а о воспоминании того как Тело и Кровь Христа были отданы во искупление грехов мира. Это церковное воспоминание страданий Христа приносит духовную пользу. Конечно мы переживаем тесное соединение со Христом, духовно припадаем к Его ранам, и в этом смысле переживаем "приобщение" к Его Телу и Крови. Однако это духовное единение с распятым Спасителем происходит на духовном уровне. Вещества хлеба и вина, их сущность не изменяется.


Почему вы не исповедуетесь перед причащением?

У евангельских христиан-баптистов отстутствует исповедь в православном понимании. Перед причащением (хлебопреломлением) каждый верующий исследует свое духовное состояние и исповедует свои грехи перед Богом. Обязательная регулярная исповедь перед служителем не предписана Библией.


Почему у баптистов нельзя причащаться православным?

У православных и баптистов различные понимания причащения. Для одних это спасительное таинство, для других церковное воспоминание страданий Христа. Одни считают, что вкушают хлеб и вино, другие верят, что вкушают Тело и Кровь Христа. При таких разногласиях совместное причащение выглядело бы очень странно. Кроме того, причащение выражает духовное единство участвующих в нем: "Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба" (1Кор. 10:17).

А важной составляющей духовного единства верующих является крещение: "Один Господь, одна вера, одно крещение" (Еф.4:5). Баптисты не могут признать детское крещение, которым крещено подавляющее большинство православных истинным, так как по Библии крещение должно быть осознанным. Причем не просто осознанным, но быть выражением искреннего покаяния. Апостол Петр проповедовал: "Покайтесь и да крестится каждый из вас" (Деян.2:38). Таким критериям не соответствуют и многие крещенные в православной церкви в сознательном возрасте. Таким образом для баптистов подавляющее число православных не может быть признано крещенными в библейском смысле, а значит Нет необходимой для причащения полноты духовного единства.


вера и спасение

В чем суть вашей веры?

Мы верим, что все люди со времен грехопадения родоначальников человечества являются грешниками и нуждаются в спасении от власти греха и его страшного последствия - смерти. Люди вследствие греха были отделены от Святого Бога и не могли сами выйти из своего тяжелого положения. В определенное время в наш мир пришел Сын Божий Господь Иисус Христос, Который принял страшную смерть на кресте для искупления грехов всех людей. На третий день Христос воскрес из мертвых, показав тем самым, что грех и смерть побеждены. Через 40 дней Он вознесся на небеса, чтобы пребывать с верующими духовно, а затем, в конце истории, вновь вернется на Землю телесно для суда над человечеством. Теперь Бог призывает каждого человека к искреннему покаянию и вере во Христа. Каждый, кто решит изменить свою жизнь и посвятить ее Христу через покаяние и веру, получает прощение грехов и дар вечной жизни с Богом.


Как вы можете утверждать что спасены, ведь вы не знаете Божьего решения относительно вас на страшном суде?


Мы знаем, что все искренно верующие в Христа поди не будут осуждены вместе с нераскаявшимися грешниками. Об этом сказал сам Господь и Спаситель наш Иисус Христос: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24).


Как заслужить спасение?

Спасение - это Божий дар тем, кто уверовал и покаялся. Христос проповедовал: "Покайтесь и веруйте в Евангелие" (Мк.1:15). Вера - это не абстрактная вера в Бога, а вера во Христа, который умер за грехи всех людей. Апостол Павел писал: "Мы проповедуем Христа распятого" (1 Кор. 1:23). Спасение нужно принять, а не заслужить. Спасение даруется Богом по вере, а не благодаря нашим заслугам.


Не проповедуете ли вы легкое спасение? Разве для спасения достаточно покаяться один раз в жизни, ведь великие подвижники заслуживали спасение годами духовных подвигов?

Мы привыкли, что за все хорошее в жизни приходится платить. Но с Богом все иначе. У него мы обретаем спасение, "Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" (Рим.3:24). Мы не можем заслужить спасение собственными силами, даже если всю жизнь будем совершать какие-либо подвиги, добрые дела или другие поступки, которыми мы надеемся угодить Богу.

В тоже время, наше спасение не является "легким". "Вера без дел мертва" (Иак.2:26). Тот кто действительно обратился к Богу в покаянии и живет верой, будет бороться с грехом и совершать "добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Еф.2:10).


истинная вера

Нашему русскому православию уже тысяча лет. А ваша вера, откуда она взялась?

Наша вера исходит из Нового Завета, изложенного в нем учения апостолов Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому «наша» (а вернее евангельская) вера столь же древняя, как само христианство. На наш взгляд и с точки зрения наших духовных предшественников, апостольская проповедь, ко всей полноте изложенная на страницах Библии, не нуждается в каких бы то ни было дополнениях. В поздней античности и в период Средневековья, первоначальная чистота и простота Евангелия была скрыта от большинства людей под толстым слоем человеческого вымысла и сложных ритуалов. В 16 веке В Европе началось массовое движение за возвращение К первоначальному христианству, названное Реформацией. В начале 17 века зародился баптизм (от греческого слова «баптидзо»- крестить). Баптисты восстановили библейскую практику крещения. Они стали крестить людей только после их искреннего покаяния и обращения к Богу. Баптисты стремились всю церковную и личную жизнь строить на основе библейской веры и морали, не признавая других высших духовных авторитетов кроме истинного Слова Божьего - Священного Писания. Так возникло наше духовное движение, стремящееся идти путем первоначального христианства. В нашей стране история евангельских христиан-баптистов начинается с 1867 года. И уже почти полтора столетия мы делим с нашим российским народом все горести и трудности нашего общего исторического пути.


Зачем вы проповедуете американскую веру?

Наша вера не американская, а евангельская, основанная на Евангелии. Наши единоверцы живут почти во всех странах мира. Вообще, когда речь идет о вере, не стоит определять ее национальную принадлежность. Православие, например, на Русь пришло от греков. Что же Вы будите теперь считать себя «грековером»? Да и вообще, когда речь идет о духовных истинах и законах, то при чем здесь национальность? Духовные законы не менее универсальны, чем физические. Вы можете представить себе английскую таблицу умножения? А болгарский закон Ньютона? Не менее странно говорить о венгерской, немецкой, американской или русской духовной истине. Мы стремимся просто говорить о Боге правду. А правда будет правдой в любой стране и у любого народа.

 

Истинность православия подтверждается многочисленными чудесами: мироточением икон, нетленностью мощей, схождением благодатного огня на Пасху в Иерусалиме и многими другими. Почему вы не верите ним чудесам?

Прежде всего, мы считаем, что чудеса сами по себе нельзя приводить в качестве аргумента в богословских спорах между церквями. Наличие чуда еще не означает того, что те, через кого необычное явление обнаружило себя, угодны Богу. Господь Иисус Христос говорит о дне суда над этим миром: « Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи!.. не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявляя им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:22-23). Господь также предупреждает: «...восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мк. 13:22). Так что наличие чудес еще само по себе ни о чем не говорит. Более того, как мы видим, и враги Христа могут творить чудеса.

Если исходить из того, что Бог дарует иногда исцеление у икон или мощей, то из этого вовсе не следует, что Бог одобряет почитание мощей и икон. В Библии в книге Числа мы читаем историю о нечестивом прорицателе Валааме, которого наняли проклясть Божий народ Бог сделал так, чтобы народ Божий был благословлен Валаамом. А сам Валаам, в конце концов, умер свои грехи. Так что Бог может являть благословение через недостойного посредника.

Кроме того, изобилие чудес не говорит и о духовности церкви. Чудеса призваны свидетельствовать о Боге, утверждать маловерных, но они не говорят о духовном превосходстве той общины где проявляются. Более того, вера нуждающаяся в чудесах - это слабая вера. Господь Иисус Христос сказал апостолу Фоме: «Ты поверил, потому что у вид меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин 20:29). Так что изобилие чудес и ориентированность на них могут свидетельствовать скорее о маловерии чем о духовном превосходстве.


Что вы несете русскому народу ценного, чего он не мог бы найти в православии?

Евангельские христиане-баптисты и православные христиане служат одному Богу Отцу и Сыну и Святому Духу, исповедуют одного Спасителя Господа Иисуса Христа, читают одно Евангелие. Поэтому мы не можем говорить о существенной разнице базовых духовных ценностей. Однако есть существенная разница в вероучении и практике. Вероучение евангельских христиан-баптистов основано только на Библии, в то время как православные основывают свою веру не только на Слове Божьем, но и на церковном предании. Поэтому именно в баптистских церквях все желающие могут ознакомиться с чистым учением Евангелия. Именно в наших церквях просто и ясно провозглашается учение Христа о спасении. Наша церковная жизнь построена на общинных началах, которые соответствуют библейским представлениям о христианском общении, и атмосфера которых позволяет почувствовать духовное единство, труднодостижимое в православном приходе где, как правило, собираются совершенно незнакомые друг другу люди. Вот лишь некоторые особенности наших церквей, которые могут позитивно повлиять на духовное здоровье российского народа.


священство и апостольская преемственность

Почему вы считаете всех верующих священниками, но в тоже время рукополагаете служителей?

Действительно, все верующие являются священниками, то есть они напрямую лично общаются с Богом и должны нести служение. Однако, служение бывает различным. Оно должно соответствовать духовному дарованию и личному призванию. Некоторых верующих Бог призывает стать пастырями и управляющими в церкви. Такие люди, не просто являются священниками. На них должны быть возложены особые обязанности и права, которыми церковь и наделяет их через избрание на служение и рукоположение.

Рукоположение является особой торжественной молитвой, через которую призывается Божье благословение на служителя. Служители (пастыри и дьяконы) занимают особое положение в церкви, но труд всех остальных верующих также ценен в Божьих глазах, как и труд служителей.


Как можно доверять вашим служителям, если у них нет апостольской преемственности?

Понятие апостольской преемственности возникло у христиан второго века в связи с угрозой гностической ереси. Богословское обоснование апостольской преемственности встречается у древнего богослова Иринея Лионского. Важно отметить два аспекта. Во-первых, под апостольской преемственностью первоначально понималась преемственность правильного вероучения, а не рукоположения, как это обычно понимается во многих исторических церквях. Во-вторых, апостольская преемственность в смысле непрерывной череды рукоположения с апостольских времен не находит обоснования в Новом Завете. Поэтому мы не считаем себя обязанными следовать небиблейскому учению. Что же касается библейского понимания преемственности, то оно касается верности учению апостолов, изложенному в Новом Завете. В этом отношении наши служители и вообще евангельские христиане-баптисты как раз могут служить примером духовной преемственности. Для нас верность учению Поною Завета принципиальна. От служителя согласно Библии требуется не апостольская преемственность в рукоположении, а верность Господу.


молитвы

Почему вы не молитесь за умерших?

О молитве за умерших ничего не сказано в канонических книгах Библии, А мы хотим быть послушными Господу, сказавшему: «Не прибавляй к словам Его, чтоб Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Прит. 30:6). Кроме того, молитва за умерших вообще не имеет смысла, если твердо придерживаться учения Христа о спасении. Господь наш Иисус Христос сказал: «Верующий в Него (Сына Божьего) не судится, а не верующий уже осужден» (Ин. 3:18). Невозможно «отмолить» того, кто умер без покаяния и веры. А тот, кто покаялся и искренне веровал, в наших молитвах не нуждается. Он уже с Христом. Даже облегчить участь грешника после смерти не возможно ни молитвой, ни каким бы то ни было другим способом. Божий приговор зависит исключительно от тяжести содеянного. О последнем суде в Библии сказано так: «И судим был каждый по делам своим» (Откр. 20:13). Христианин призван Богом не молиться за умерших, а проповедовать живым Евангелие спасения через покаяние и веру во Христа


У Бога все живы, в том числе и почившие, что же вам мешает молиться за них?


У Бога действительно живы все дети Его, не исключая умерших. Однако, это не повод молиться за них. Почившие христиане не нуждаются в молитве об их спасении, поскольку они уже спасены, если они искренно веровали и осознанно посвятили свою жизнь Христу. Они не обременены и проблемами, присущими этому миру. Поэтому, совершенно естественным представляется то, что в Новом Завете ничего не говорится о молитве за умерших.
Почившие дети Божьи находятся всецело в руках Христа и не нуждаются в наших молитвах.


Почему вы не молитесь по Молитвослову?

Мы молимся свободной молитвой, так как считаем, что Бог хочет живого общения с Ним. Кроме того, мы не находим в Новом Завете указаний молиться заученными и записанными молитвами.


почитание икон и креста

Почему вы не «креститесь» (не совершаете крестного знамения)?

Мы не встречаем в Библии никаких указаний на то, что молитва верующего христианина должна сопровождаться крестным знамением. Богу важно содержание и искренность молитвы, а не внешние символические жесты. В противном случае они были бы ясно предписаны в Слове Божьем.


Почему вы не носите нательных крестов, ведь они защищают от зла?

Мы не носим нательных крестов, потому что это не предписано в Слове Божьем.

А Божья защита зависит не от наличия креста на теле, а от веры в сердце человека, его посвящения Христу, молитвы и надежды на Господа.
Тот, кто посвятил свою жизнь Господу Иисусу Христу через покаяние и искренно верует в Него, всегда может рассчитывать на Его защиту и помощь. Неверующим и верующим лишь формально не поможет ношение нательного креста.


Почему у вас нет икон?

Иконопочитание не является формой служения Богу, основанной на Библии. А Слово Божье предупреждает: «Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мк. 7:7). Обычай молиться перед иконой получил свое распространение через века после окончания земного служения Спасителя. Нет никаких оснований считать евангелиста Луку первым иконописцем. Кроме всего прочего, икона может выступать и в качестве идола для человека, который мало знает о Боге, но при этом ожидает именно от иконы защиты и помощи. Для человека, чье сердце предано Богу, нет необходимости общаться с Господом через икону, которая выступает в качестве окна в духовный мир. Таким окном для верующего является его сердце: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).


Иконопочитание не является идолопоклонством, почему вы категорически выступаете против иконопочитания?

Во-первых, почитание икон в «народной» религии нередко носит характер неосознанного идолопоклонства, когда люди на практике

поклоняются материальным предметам, не имея представления об истинном Боге. Во-вторых, Бог не благоволит к самовольному служению (Мф. 15:9), (Кол.2:23).


Почему в вашей церкви нет свечей?

Во-первых, у нас нет свечей, потому что мы не находим основания для такой формы выражения молитвы, веры и почитания Бога в Новом Завете.
Во-вторых, по тем же причинам у нас отсутствуют иконы и другие предметы перед которыми обычно ставят свечи в православной церкви.


Почему вы не почитаете святой крест?

Мы проповедуем Христа распятого (1Кор. 1:23). А значит крест для нас - символ спасения. Апостол Павел пишет: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал.6:14).
Однако для нас имеет значение не почитание изображения креста, а само прощение наших грехов, осуществившееся через страдания и искупительную смерть Господа Иисуса Христа на кресте.

Почитание же креста как предмета не должно иметь места, поскольку это лишь изделие человеческих рук, в некоторых случаях, еще и произведение искусства.
Крест тоже может стать идолом.
Мы не видим никаких оснований в Библии для почитания креста как предмета.
Мы не молимся на крест, не целуем его.
Хотя в качестве символа искупления грехов и вообще христианства евангельские христиане-баптисты, как и другие христианские церкви иногда используют крест.


почитание богоматери и святых

Почему вы не почитаете богородицу, святых и ангелов?

Мы относимся с большим уважением к духовному подвигу веры матери Христа Марии, как и к вере и делам многих мужчин и женщин, посвятивших себя Богу, жизнь и подвиги которых известны нам из Библии.
Мы также с уважением относимся ко всем христианам, явившим в своей жизни пример служения Христу, в какое бы время они не жили, и к какой бы церкви не принадлежали.
Это относится и к тем благочестивым христианам, которые причислены православной церковью к «лику святых».
Тем более, мы уважаем ангелов, являющихся Божьими служителями.

Однако, наше уважение не выражается в формах, которым мы не находим основания в Священном Писании.
Мы не создаем им изображений, не поклоняемся и не молимся им, ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). Кроме того, Священное Писание называет святыми всех христиан, а не какую-то отдельную группу особенно духовных верующих.


 


Ответы на вопросы пятидесятников и харизматов     


 

Почему вы не практикуете исцеления?

В церквях евангельских христиан-баптистов практикуется и общецерковная молитва за больных и специальная молитва пресвитеров церкви над больными согласно Слову Божию (Иак. 5:14-15). Однако, мы не считаем, что нерукоположенные верующие могут возлагать руки на больных и совершать молитвы подобные молитвам служителя, так как Бог определил для этой цели именно пасторов. Кроме того мы считаем, что Бог не всегда отвечает на молитву служителей и церкви исцелением больного, так как в ряде случаев человеку духовно полезнее остаться в немощи (2Кор. 12:7-10).

Тем не менее, исцеления происходят по вере и молитве в наших церквях.



Почему мы не видим у баптистов видимых проявлений исполнения Святым Духом?

Исполнение Святым Духом по Писанию и не должно сопровождаться особыми чудесами или телесными проявлениями. Сила Святого Духа проявляется в служении, способности вести подлинно христианскую жизнь, отражать нападки бесов (Еф. 6:10-19).

В тоже время, явления, которые некоторыми верующими почитаются за действие силы Святого Духа, такие как падения, неконтролируемый экстаз, безудержный смех - не находят подтверждения и оправдания в Библии. Поэтому, мы не практикуем их сами и не советуем прибегать к ним другим людям.



Почему на ваших служениях не проявляется сила Святого Духа?

Мы убеждены, что Святой Дух присутствует и действует на наших богослужебных собраниях. Однако,мы не считаем, что действие Святого Духа - это обязательно что-то яркое, громкое, внешне эффектное или явно чудесное. Мы верим, что сокровенная встреча с Господом и самые серьезные духовные изменения в жизни человека могут происходить, и чаще всего происходят, без особых внешних явлений в "веянии тихого ветра" (ЗЦар. 19:12).



Почему на ваших богослужениях так скучно? Почему вы так унылы?

Нередко упреки наших гостей относительно скучности баптистских богослужений не лишены основания. Не всегда нам хватает радости и здорового христианского оптимизма. Однако, будьте, пожалуйста, снисходительны. Мы люди и значит можем ошибаться и где-то недорабатывать. В тоже время, "скучность" может быть кажущейся.

Мы не считаем, что богослужение это развлекательное мероприятие. Есть время для прославления, для радости, но на собрании христиан должно быть время и для серьезного размышления, работы над собой, покаяния. Возможно вам просто стоит вслушаться и поразмыслить над сказаннным. И не исключено, что скука уйдет и вы получите назидание для своей души.



Почему баптисты не любят громкой музыки и танцев? Разве радость и веселье это плохо? Разве Давид не танцевал?

Подлинная духовная радость это радость во Святом Духе (Рим.14:17), т.е. радость источником которой является Дух Святой. Конечно, духовные песнопения, музыка, тоже призваны быть инструментами Духа Святого, которые настраивают человека на духовный лад (Еф.5:19).
Однако, музыка должна именно настраивать на общение с Богом, а не мешать Ему.
Громкая музыка, да еще сопровождаемая активными телодвижениями, приводит не к духовной радости (в такой атмосфере услышать голос Святого Духа очень затруднительно), а к искусственному взвинчиванию эмоций.

Однако, церковь это не дискотека.

Мы не против положительных эмоций, так как они необходимы и полезны для верующего человека, но все должно быть уместно, разумно, умеренно и пристойно.

Что касается случая с Давидом, то необходимо помнить, что верующие Ветхого Завета не обладали той духовной полнотой, какой обладают христиане после Пятидесятницы. Мы не нуждаемся в дополнительной телесной стимуляции радости, поскольку исполняемся Святым Духом.



Почему у вас так много больных, в том числе, хронически? Может быть дело в грехе?

Конечно, болезнь может быть наказанием за грех, но не во всех случаях. Мы живем в несовершенном мире, несущем на себе печать грехопадения. Поэтому все люди болеют, не исключая и верующих. Очень показателен пример ученика апостола Павла Тимофея. Апостол Павел советует ему не исповедоваться в каких-либо грехах, а следить за правильным питанием (Ним. 5:23).

Так что каждый случай серьезного заболевания следует рассматривать индивидуально. Это мы и стараемся делать с Божьей помощью.



Почему вы часто говорите о скорби? Разве верующие должны страдать?

Конечно верующие не должны постоянно страдать, жизнь христианина наполнена Божьими благословениями и дарами. Однако и страдания являются частью христианской жизни, потому что написано: "Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14:22). Поэтому, нужно говорить и проповедовать не только о благословениях но и о проблемах. Возможно, в некоторых наших церквях о страданиях говорят слишком много, а О благословениях и радости слишком мало. Простите нас за наше несовершенство. На многих наших церквях и служителях время гонений и притеснений за веру оставило слишком сильный отпечаток.



Почему вы не говорите о том, что верующий должен быть богатым и успешным?

В традициях мирового баптизма верующие поощрялись к активной и позитивной профессиональной и общественной деятельности. Среди основателей и видных деятелей российского баптизма 19 и начала 20 века было не мало представителей мелкого, среднего, а иногда и крупного бизнеса того времени. Однако 70 лет Советской власти не прошли бесследно. Многие верующие, особенно старшего поколения, не понимают пользы деловой активности верующих. Тем не менее среди современных евангельских христиан-баптистов не мало бизнесменов и вообще обеспеченных людей. И все же, обретение богатства не является главной целью земной жизни христианина. Это не должно быть самоцелью и навязчивой идеей: "Не заботьтесь о том, чтобы накопить богатство" (Прит. 23:9). Также Писание предупреждает: "Надеющийся на богатство свое упадет" (Прит. 11:28). Поэтому мы, поощряя честный бизнес, стремимся избежать излишнего акцента на материальных благословениях. Христиане с умеренным достатком могут быть в духовном смысле более успешными, чем некоторые их более обеспеченные единоверцы: "Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат" (Прит.28:6).

Хотя само по себе и богатство не порок, и бедность не добродетель. Среди благословенных Божьих детей, о которых написано в Библии, были и богатые и бедные. Так или иначе, церковь призвана, прежде всего проповедовать о необходимости обретения духовных ценностей.



Почему вы решили, что крещение Святым Духом и рождение свыше происходит в одно и тоже время?

Во-первых, в Новом Завете мы не встречаем ни одного призыва верующих, живущих после Пятидесятницы, креститься Святым Духом. Если бы рожденные свыше не были крещены Святым Духом, то такой призыв должен был бы прозвучать в новозаветных апостольских посланиях. Вместо этого, мы встречаемся с утверждением о уже совершившемся крещении всех верующих Святым Духом: "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом" (Жор. 12:13).

Во-вторых, говоря об изменениях, которые произойдут с апостолами после крещения их Святым Духом, Господь Иисус Христос пообещал, что Дух Божий будет жить в них: "И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет" (Ин. 14:16,17).

Таким образом, крещение Святым Духом подразумевает, что верующий становится храмом Святого Духа. Апостол же Павел утверждает:

"Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" (Рим. 8:9). Иными словами, в ком Святой Дух живет, тот христианин, а в ком Он не живет - тот не Христов. Таким образом, если человек действительно рожден свыше, то он крещен Духом Святым.



Как вы можете объяснить те тексты Писания, которые говорят о том, что крещение Духом Святым - это отдельное переживание. Например, случай с самарянами в 8 главе Деяний святых апостолов?

Книга Деяний святых апостолов отражает историю самых первых шагов и становления христианской церкви в первые годы после Пятидесятницы. Этот исторический период можно назвать переходным. Многие христиане, особенно из Иудеев, еще сохраняли верность установлениям Закона Моисеева. Еще не был написан Новый Завет, а проповедь о Христе только начинала распространяться среди языческих народов, были и другие особенности. Поэтому далеко не все, что написано в книге Деяний, можно без адаптации применять к церкви последующих веков, в том числе и к современной.

Что касается случая, описанного в 8 главе книге Деяний, то можно со всей уверенностью сказать, что отсрочка с дарованием уверовавшим самарянам Святого Духа была вызвана специфической ситуацией. Как известно, основанием для всего здания новозаветной церкви являются апостолы Христовы. Верующие "утверждены на основании апостолов" (Еф. 4:20).

Особую роль учеников Христа подчеркивал и Сам Спаситель: "Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною" (Ин.15:26,27). Учитывая, что отношения между иудеями и самарянами не складывались, только получение полноты Святого Духа от апостолов, гарантировало духовную связь и преемственность между апостолами-евреями и уверовавшеми самарянами. Нужно отметить, что в книге Деяний описаны не только случаи, которые можно назвать исключительными, но и обычный порядок вещей, когда Святой Дух нисходит в момент обретения спасительной веры. "Дух Святой сошел на всех, слушавших Слово" (Деян. 10:44) - так описывается обращение и одновременно крещение Святым Духом язычников в доме Корнилия.

Так или иначе, период становления церкви остался в прошлом, а учение о крещении Святым Духом всех без исключения верующих ясно изложено в Библии и не подлежит сомнению.



Если вы крещены Святым Духом, то почему у вас нет говорения иными языками, которые являются знамением крещения?

В ряде случаев, описанных в книге Деяний святых апостолов, крещение Святым Духом действительно сопровождается феноменом говорения на языках. Однако языки, судя по всему, были иностранными, а не непонятными. Кроме того, апостольское время вообще изобиловало "знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого" (Евр. 2:4). Поэтому, не следует думать, что крещение Святым Духом в наше время обязательно должно происходить так же, как и в церкви апостольского века. Тем более, что крещение всех верующих Святым Духом утверждается в Библии вне зависимости от того, говорят они языками или нет. Апостол Павел пишет: "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом" (1 Кор. 12:13).

В тоже время, о тех же людях он утверждает, что лишь некоторые из них говорят языками (1Кор.12:8-10,28). Таким образом, проявление иных языков и крещение Святым Духом напрямую не связаны. Это подтверждается и книгой Деяний святых апостолов. Далеко не всегда в ней говорится о том что обращенные грешники начинали говорить на иных языках. Наша уверенность крещены Святым Духом, основывается на Слове Божьем, а не на особых проявлениях которые не были обещаны всем верующим на все времена.



Если вы считаете, что крещение Святым Духом не сопровождается особыми знамениями и силами, то что тогда для вас значит крещение Святым Духом?

Дух Святой крестит нас в тело Вселенской церкви Христа: "Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом" (1 Кор. 12:13); наделяя нас силой для жизни служения Ему: "Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деян. 1:8).



Почему вы не ждете в последнее время особых излияний Духа Святого на землю и массовых обращений и исцелений?

Библия свидетельствует, что времена перед возвращением Христа за церковью будут не легкие: "По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Мф.24:12). "Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, нелюбящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2Тим.З:1-5). Если же обратиться к пророчеству Иоиля, провозглашенного апостолом Петром в день Пятидесятницы: "И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать" (Деян.2:17,18), то это пророчество относится к духовной полноте всего новозаветного периода, когда в церкви действует Дух Святой. Это пророчество уже исполнилось в день Пятидесятницы: "Но это есть предреченное пророком Иоилем",-говоритПетр(Деян.2:16)."Последние дни" здесь означают период между первым пришествием Христа и Его явлением в конце истории. Так что никаких библейских причин ожидать особых излияний Святого Духа и всемирного покаяния грешников мы не видим.



Почему баптисты не ревнуют о дарах языков и пророчеств, если о них говорит Библия?

Дары языков и пророчеств - назидательные дары, данные ранней церкви в период, когда еще не были написаны и распространены по церквам книги Нового Завета. Сейчас у нас есть полная Библия - "вернейшее пророческое слово" (2Пет. 1:19), к которому мы и должны обращаться за наставоением до возвращения Христа - "доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших" (2Пет.1:19).

Об опасности "мудрствовать сверх того, что написано" предупреждает апостол Павел. Поэтому, имея всю полноту в Слове Божьем (2Тим. 3:16-17). мы не нуждаемся уже в помощи дополнительных назидательных средств, которыми были ЯЗЫКИ И пророчества. Кроме того, мы не наблюдаем что современные проявления, которые некоторыми верующими почитаются за дары языков и пророчеств. приводили к ощутимому духовному росту и давали бы какие-либо духовные преимущества для тех, кто их практикует. Более того, многие увлекающиеся сомнительными для нас дарами, и не радеющие о Писании, уклоняются от ясного библейского учения и подлинно благочестивой жизни.
Таким образом, мы имеем достаточные основания для того, чтобы считать дары языков и пророчеств актуальными для ранней церкви, но в тоже время, не актуальными для современной церкви. Современные же массовые проявления некоторых языков и пророчеств мы не можем признать подлинными духовными дарованиями.



Разве дары и чудеса, которые совершались во времена апостолов, не должны сопровождать нас и сегодня?

Действительно, на первый взгляд кажется, что Библия говорит именно об этом. Например в 16 главе Евангелия от Марка мы читаем: "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы" (Мк.16:17,1X). Однако, здравое учение строится не на одном или нескольких стихах Писания, а на всех текстах, которые могут пролить свет на ту или иную грань божественной истины. С одной стороны, верующие действительно не лишены Божьих благословений в любой момент истории. С другой стороны, нельзя не видеть, что апостолы были наделены особыми благодатными способностями (2Кор. 12:12; Деян. 2:43; 5:12; 14:3; 19:11).

Библия свидетельствует также, что проповедь апостолов сопровождалась особым действиям Святого Духа (Евр. 2:4). Таким образом, апостольское время - особый период, который был связан с проповедью апостолов. Далее. Из тою, что верующих будут "сопровождать знамения" (Мк. 16:17) не следует делать неоправданных выводов. Нигде не говорится, что чудесные явления будут проявляться в жизни всех верующих и постоянно. Например, возлагали руки на больных и исцеляли в апостольское время, как правило апостолы, а не все верующие. Бог и сейчас остается Всемогущим Чудотворцем, но явные сверхъестественные чудеса проявляются Им по мере необходимости. Бог - Творец, создавший все законы Вселенной. Он мудр и потому создал мировой порядок достаточно совершенным, чтобы его не приходилось постоянно улучшать чудесами.



Почему вы так боитесь дьявола и искушений, в то время как детям Божьим дана власть наступать на него?

Во-первых, христианин находящийся в хорошем духовном состоянии никогда не будет панически бояться дьявола. Страх перед дьяволом вряд ли можно считать отличительной чертой евангельских христиан-баптистов. Во-вторых, мы осознаем, что дьявол серьезный противник, которому необходимо противостоять твердой верой (1Пет.5:9), а не просто отмахиваться от него. Библия настраивает нас на серьезную духовную войну, а не на увеселительную прогулку: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1Пет.5:8).

Поэтому к дьяволу и его искушениям мы относимся без паники, но серьезно.



Почему баптисты отмечают православные праздники, если нет об этом повеления в Библии?

В Библии действительно нет конкретных указаний на христианские праздники. Однако, новозаветная церковь призвана к празднованию, так как христианство - это религия света и радости. "Станем праздновать" (1 Кор. 5:8), - призывает нас апостол Павел. Что же нам праздновать, о чем радоваться? Конечно же об Иисусе Христе! Поэтому, вполне естественно, что христиане с древних времен отмечают события земной жизни Христа и другие события, важные с точки зрения взаимоотношений Бога и человека.

Вопрос празднования тех или иных праздников, согласно Новому Завету, находится в компетенции верующих: "Иной отличает день ото дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума" (Рим. 14:5).

Вообще в том, что касается внутреннего течения церковной жизни верующие свободны устанавливать любой порядок, который не противоречит Библии лишь бы все было "Благопристойно и чинно" (1 Кор. 14:40).

Живя в стране с православной историей и культурой российские евангельские христиане-баптисты считают разумным многие праздники отмечать в те же дни, что и Русская Православная церковь. Однако, это касается лишь тех из них, которые являются днями воспоминания важных библейских событий. Однако, праздники не основанные на Библейской истории, например, посвященные Марии - матери Иисуса, иконам и святым, баптисты не празднуют.


Ответы на вопросы христиан адвентистов седьмого дня   


 

 

Почему баптисты ходят на богослужение в воскресенье, а не в субботу, как об этом написано в Писании?

Суббота была установлена для ветхозаветного иудейского народа в связи с исходом из египетского пленения: "И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний" (Втор. 5:15). Суббота сохраняла свою важность до прихода Христа, но она не актуальна для новозаветной церкви, так как благословение присутствия Христа в жизни верующего превзошло по своему значению ее ветхозаветные установления, включая субботу: "Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу, это есть тень будущего, а тело - во Христе" (Кол.2:16-17).

Новозаветная же церковь с апостольских времен стала использовать первый день недели (воскресенье) как день богослужебных собраний: "В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи" (Деян.20:7).



Почему баптисты верят в бессмертие души и в райское блаженство после смерти?

О том, что нематериальная часть личности человека не умирает после смерти, ясно свидетельствует Писание. Например, в книге Откровение Иоанна Богослова говорится о посмертной жизни: "И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число" (Откр. 6:9-11).

Господь Иисус Христос обещал покаявшемуся разбойнику упокоение в райской обители в день смерти: "И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лук. 23:43). Так что жизнь после смерти не прекращается.



Где будет проходить Тысячелетнее Царство?

Согласно Священному Писанию, Тысячелетнее Царство будет проходить на Земле после славного возвращения Господа Иисуса Христа. Это видно из того, что Христос придет на землю для суда над Его противниками (Откр. 19:11-21). Ничего не говорится о том, что последующие события будут разворачиваться где-то еще, а не на земле. Когда сатана будет освобожден в конце тысячелетнего царства, то сказано, что он будет "обольщать народы, находящиеся на четырех углам земли" (Откр. 20:7). Далее сказано, что сатана и его союзники "вышли на широту земли, и окружили стан святых" (Откр. 20:8).

Таким образом, святые тоже будут находиться на земле в период Тысячелетнего Царства. Следует также обратить внимание, что упоминание о конце существования нашей Земли и рассказ о Новой Земле следует после того, как описаны события Тысячелетнего Царства уже в 21 и 22 главах Откровения Иоанна Богослова. Все свидетельствует о том, что Тысячелетнее Царство будет на земле, а жизнь святых в Новом Иерусалиме на новой Земле начнется после.



Почему баптисты верят, что антихрист - это один человек?

Слово "антихрист" употребляется в Библии в разных значениях. Антихристами называются все противники Христа. "Теперь появилось много антихристов", - пишет апостол Иоанн Богослов (1Ин. 2:18). В тоже время, Иоанн пишет, что "придет антихрист" (1 Ин. 2:18). Здесь речь идет уже о конкретной личности, которой предстоит открыться в конце времен. О нем пишет и апостол Павел: "Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, как то в Храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога"

(2Фес. 2:3-4). Через этого антихриста будет осуществляться сатанинская власть на земле во время великой скорби.



Почему не делается разделения между чистой и нечистой пищей?

Различия между чистой и нечистой пищей установленные в Ветхом Завете, отменяются в Новом Завете. Господь Иисус Христос сказал: "Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека" (Мф. 15:11). О снятии пищевых запретов Закона Моисеева пишет и апостол Павел: "Итак, никто да не осуждает вас за пищу..." (Кол. 2:16).



Почему на Вечере Господней дается настоящее вино и не пресный хлеб?

В греческом подлиннике Нового Завета для обозначения хлеба причастия используется слово "артос" (т.е. хлеб в обычном смысле). Для обозначения опресноков в греческом языке существовало другое слово. Поэтому употребление обычного хлеба на Вечере Господней соответствует библейскому тексту.
Что касается вина, то нет никаких оснований считать, что на тайной Вечере использовался незабродивший виноградный сок. Во всяком случае, употребление вина на Вечере Господней соответствует библейским текстам, говорящим о хлебопреломлении.



Почему нет обряда ногоомовения во время Вечери Господней?

Обряд омовения ног не предписан ни в одном из текстов Нового Завета, непосредственно относящихся к Вечере Господней. Омовение ног учеников Христом на тайной Вечере имело целью дать ученикам нравственный пример, а не обрядовый: "Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам" (Ин. 13:14,15).

Омовение ног, как практическое служение ближнему, деятельное проявление любви, служило в церкви апостольского времени признаком благочестия

(1Тим.5:10).

В современных условиях служение ближнему осуществляется в других, более подходящих для нашего жизненного цикла, формам.



Почему баптисты верят, что великая скорбь будет после восхищения церкви, а не до?

Восхищение церкви произойдет внезапно: "Вдруг, во мгновение ока" (1 Кор. 15:52). "Ибо сами вы достоверно знаете" - пишет апостол Павел, "что день Господень так придет, как тать ночью" (1Фес.5:2).ОбэтомжеговоритиЕвангелие: "Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится "

(Лук. 17:34-36).

Понятно, что если бы верующие остались бы на великую скорбь и видели бы осуществление пророчеств о конце истории, то ни о какой внезапности нельзя было бы говорить. Кроме того, в Библии есть свидетельство, что христиане будут сохранены от великой скорби: "И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле" (Откр.3:10).

Необходимо также заметить, что учение о довеликоскорбном восхищении церкви не является единственным и общепринятым в баптистском мире.

Поэтому, несмотря на то, что такой взгляд широко распространен среди евангельских христиан-баптистов в России, определенная свобода мнений по данному вопросу существует среди наших единоверцев.



Почему все не покаявшиеся грешники будут мучиться вечно, а не погибнут однажды во второй раз?

Учение о вечности адских мук не является баптистским или чьим-либо еще изобретением. Это учение ясно выражено самим Господом Иисусом Христом. Иисус учил: "И пойдут сии (т.е. грешники) в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф. 25:46).

В другом случае Спаситель говорит: "И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геену, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает" (Мк. 9:43-44).

Таким образом, сами слова Христа свидетельствуют о том, что адские мучения будут.

--------------------------------------------------------------------------------

Издание подготовлено Отделом богословия и катехизации
Российского Союза евангельских христиан-баптистов

Главный редактор: Иванов М.В. Редактор: Синичкин А.В. Технический редактор: Кожевникова Д.К. Корректор: Иванова М.Б.
http://rosbaptist.ru

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки