Церковь и государство

Игорь Колгарев

ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО

 

Писание не обещает, что христианам удастся построить христианское государство на земле. Это утопия. На земле до 2-го Пришествия не будет стран или городов, полностью состоящих из рожденных свыше христиан. «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). Не будет массового обращения ко Христу до Великой скорби, наоборот, - отступление, в том числе и в Церкви. Мир же стремится всегда жить без Бога, без веры, и не дело Церкви вмешиваться в его политические дела.

Христиане призваны быть законопослушными гражданами, однако важный библейский принцип гласит: Церковь должна быть отделена от государства. У них разные задачи: у государства – обустроить жизнь граждан на земле, а у Церкви – приготовить души людей к жизни в вечности.

Вся история человечества свидетельствует о том, что единение Церкви и государства никогда не приносило пользы им обоим. Их соединение описывается в Библии так: “с нею (то есть с такой церковью) блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле” (Откр. 17:2). “И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых” (Откр. 17:5-6).

Римская империя, объявившая христианство государственной религией, и ущемлявшая всех несогласных, инквизиция Римской католической церкви, мечом и огнем насаждавшая веру, где только могла, Древняя Русь, где князь Владимир объявлял всех несогласных креститься в православие своими врагами, - примеры стран, где нарушалось отделение церкви от государства. Средневековые короли Западной Европы заискивали перед папой римским, а российские цари фактически руководили патриархами и синодами церкви.

Но всегда, со времен императора Константина, были истинно верующие христиане, которые видели пагубность этого пути. “Не дело императора вмешиваться в дела церкви, и не дело церкви вникать в дела государственные, а поэтому епископам нечего делать в царских палатах” -- говорили донатисты, участники религиозного движения IV-V веков, считавшие, что святость истинной церкви зависит от совершенства ее служителей и готовности претерпеть мученичество за веру.

В 1611 г. баптисты Англии декларировали в вероучении: “Мы верим, что правительство не должно вмешиваться в религиозные вопросы и оно не имеет права принуждать людей исповедовать ту или иную религию, потому что единый Законодатель церкви и совести каждого человека в отдельности есть Христос”.

В другом английском баптистском исповедании веры 1644 г. были такие слова: “Мы признаем себя обязанными подчиняться гражданской власти во всем, кроме вопросов веры, в которой мы должны повиноваться только Христу, исповедуя и сохраняя свою веру даже среди испытаний и гонений, жертвуя своим имуществом, своими женами, детьми, отцами, матерями, братьями, сестрами, даже собственной жизнью и памятуя всегда, что мы должны повиноваться больше Христу, чем людям”.

Это слова из книги Деяния: “Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали” (Деян. 4:19). Это главное правило в наших взаимоотношениях с властями. Об уплате необходимых налогов государству Иисус сказал так: “Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу” (Мф. 22:21). Они раздельны. Каждому – свое.

Важно помнить, что Церковь не от мира сего. Христос молился: “Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира” (Ин. 17:14-16).

Пилату “Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда” (Ин. 18:36).

Искушая Иисуса Христа, сатана предлагал Ему власть над всем миром: “Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи” (Лук. 4:8-10).

Вмешиваться в дела государства церковь не имеет права. “Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас” (2 Кор. 14:17). Не преклоняться под одно ярмо важно во всех вопросах: в политике, бизнесе, вере. Церковь не может брать на себя функции светской власти. Это для нее противоестественно.

Иисус Христос оставил нам пример отношения к суду мирских дел: “Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?” (Лук. 12:13-14).

Есть в Писании и пример того, как достигается первенствование над людьми: «Христос Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:26-28).

Неверующие правят миром не потому, что в государственные органы не идут служить и работать христиане. Нет на это благословения Божьего. «Потому что странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного» (1 Пар. 29:15). «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Лук. 6:19-21). Время править для христиан еще не пришло. И христиане не обижаются на правительства неверующих, а терпят их и молятся за них, как и повелел нам Христос и апостолы.

Государство обязательно имеет репрессивный аппарат - полицию, армию, суды, в задачу которым входит и причинение вреда преступникам. А в Писании написано: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1 Ин. 3:15). Убивая убийцу, ты сам становишься убийцей. Проблема России вовсе не в том, что христиан нет в армии, милиции и Думе, а в том, что Россия не верит в Бога, но верит в «сильную руку» и репрессивные меры.

Солью земли христиане могут быть только не участвуя в беззакониях неверующих. Именно отделением от мира является наша «соленость». Об этом и говорит текст: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:11-16).

Свет должен светить во тьме, а не быть одно со тьмою. Христиане должны быть примером миролюбия, а не служить насилию. Если нет отделения света от тьмы, нет и света. Компромисс в этом вопросе называется в Писании дружбой с миром, враждой с Богом, а также участием в беззакониях Вавилонской блудницы.

В Тит. 3:1 написано: «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело». Воевать - самое злое дело, какое только может быть. Бог установил для верующих периода благодати определенные рамки, в которые убийства, ненависть, вражда и физические оскорбления не входят. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мат. 5:44-45).

Ориген писал: «Мы участвуем в гражданских делах. Вместе с молитвой мы занимаемся самоотречением и размышлением, которые учат нас презирать (земные) удовольствия и не подаваться их соблазну (см. 1 Иоан. 2,15-16). Никто не воюет за императора лучше, чем мы. Мы не намерены воевать под его командованием, но мы воюем от его имени, создавая особенную армию - армию благочестия, преподнося наши молитвы Богу. Христиане приносят бОльшую пользу в своей стране, чем другие. Они учат граждан благочестию».

Селсус считал, что христиане должны принимать посты в правительстве; по-видимому они тогда этого не делали. Ориген не соглашается с этим взглядом: христиане отказываются от должностей в правительстве не для того, чтобы пренебречь гражданским долгом, а для того, чтобы сохранить себя для служения в более важном - духовном спасении человечества.

Конечно, хорошо жить без войн, и за это надо молиться христианам. Но в то же время помнить, что написано: «Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15:20). «И будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, - терпением вашим спасайте души ваши» (Лук. 21:17-19). Как писал брат Н. П. Храпов: «Без креста не возможно понять Христа». Дай Бог, чтоб гонений не было, но только не ценой наших уступок неверующим и греху.

Христиане спасают души грешников, открывая им Христа как Спасителя их вечных душ. Конечно, христианин может делает все возможное и для спасения ближних в чисто физическом смысле, но без оружия, а с Божьей помощью все возможно человеку.

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки