А. В. Курников. "СУД СИНЕДРИОНА НАД ХРИСТОМ" 3

 

Заключение: он повинен смерти.

Для окончательного вынесения приговора требуются еще сутки, но через полсуток наступает пасха, поэтому второе (окончательное) заседание устраивается через несколько часов после первого. И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату” (Лк.23:1; Мф.27:1-2).

Это было опять-таки явным нарушением закона. По правилам утверждение пригово-ра откладывается на следующий день. Судьи в этот день мало едят, не пьют вина, обсуждают всю ночь, а утром встают рано и идут в суд... Кто привел довод обвинительный, тот может привести довод оправдательный, но тот, кто сначала оправдывал, не имеет права отказывать-ся от своей защиты и обвинять (Санхедер V, 5; Талмуд).

Итак, вот основные нарушения, допущенные синедрионом:

1. Суд происходил глубокой ночью, что запрещено законом.

2. Процессу у Анны недостает существенной основы свидетельских показаний. Жало-бу принес Иуда, но его не было при инкриминируемых Христу словах.

Очень интересные сведения об этом пункте дает профессор И. Гретц. Он пишет: „Предатель должен был заставить Христа заговорить на данную тему, чтобы два свидетеля, подслушивающие тайно, могли запомнить каждое слово. Талмуд Вавилонский (Sanhedrin 67-а. Амстердам 1645 г.), Иерусалимский (то же издание, VII, 16, 25) указывает на то, что в деле Иисуса воспользовались свидетелями, скрытыми втайне. „Так поступили с Бен Сотада” (Вавилонский талмуд). „Так поступили с Бен Сотада, привели в суд два ученика и обвини-ли” (Иерусалимский).

Значение имени Бен Сотада (Ben Sateda — прозвище Иисуса в Талмуде) непонятно; однако, этимология его, приводимая в Талмуде, предполагает, что это имя отца или матери. Прием, примененный в данном деле, стал обычным именно с этого процесса (И. Гретц, „История евреев”). Вот что об этом пишет Талмуд: „Учащего народ служить иным богам хитростью заманивают в дом, где прячут двух свидетелей, чтоб могли они видеть и слышать все, что скажет обвиняемый. Сажают его посередине комнаты, где свет от множества ламп и свечей падает прямо на лицо его, так, чтоб малейшее изменение видно было тем свидетелям, и выманивают у него богохульство (giddupn)... Так поступили с Бен Сотадою и (обличив его) повесили (распяли) (tosephta Sanhegrin, X, II) (Д. Мережковский „Иисус неизвестный”, том 2, часть 2, стр. 193).

3. Показания свидетелей не перекрывали друг друга — они были разноречивы.

4. Председатель суда не мог обращаться к подсудимому с заклятьем. Он должен был его отпустить, как только выяснилась недостаточность свидетельских показаний.

5. Еврейское право не знало осуждений по признанию подсудимого.

6. Второе собрание синедриона заседало уже через несколько часов после первого, в то время как оно должно было состояться только на следующий день.

 

На иной точке зрения стоит ученый испанский еврей М. Салвадор. Он считает процесс строго законным. Ему возражают знаменитый французский адвокат Дюпен-старший и американец Гренлад: „Такой суд не имел ни формы, ни добросовестности законного производства”.

 

 

 

ПИЛАТ

I. Понтий Пилат был пятым наместником Иудеи и сменил Валерия Грата. Однако каковы были официальные функции Пилата, не совсем ясно. Тертулиан зовет его прокурато-ром Сирии (прокуратор –– личный агент императора, который наряду с финансовыми осуществляет также и военно-административные функции). Тацит его именует тоже проку-ратором; Иосиф Флавий попеременно то прокуратором (игемон), то префектом. В 1961 году во время итальянских раскопок в Кесарии иудейской (Эль Кайзарии) был открыт „Тибериум” –– небольшая площадка, посвященная Тиберию-императору, окруженная портиком и находящаяся перед зданием театра Города. Там в посвятительной надписи Пилат называет себя просто префектом. Однако нет никаких оснований считать, что в тот или иной период своей жизни он не носил и титул прокуратора.

Пилаты –– древний самнитский род (эта фамилия происходит от слова pilus – дротик, копье), известен Л. Понтий Аквила — друг Цицерона и убийца Цезаря. Евсевий относит прибытие Пилата в Иудею к 12 г. царствования Тиберия (26 г. Р.X., всего же Пилат управлял Самарией и Иудеей 11 лет – с 25 по 36 год). Он ставленник Сеяна. „Взяточничество, насилие, грабеж, частые казни без суда, бесконечные и ужасные жестокости”, — характеризует его правление Филон. (Это из письма Агриппы I, которое Филон цитирует.) В начале правления он приказал своим солдатам ночью перенести из Кесарии в Иерусалим поясное изображение императора (военные значки). После этого делегация иудеев отправилась в Кесарию и там 6 дней осаждала Пилата просьбами убрать значки. На седьмой Понтий приказал окружить мятежников, однако они не разошлись даже после угрозы смертью. При натиске делегаты легли на землю и обнажили шеи. Значки были возвращены в Кесарию.

Второе столкновение иудеев с Пилатом произошло из-за водопровода. Он хотел про-вести воду в Иерусалим за сто верст от Иордана и воспользовался для этого казной храма. Произошло возмущение. Воины били восставших дубинами. Убито было 3000 человек, прочие рассеялись („Иудейская война”, гл.2, стр.9).

Третье столкновение произошло из-за того, что Пилат поставил во дворце Ирода золотые щиты с изображением Тиберия.

Конец Пилата неясен. По Евсевию (История, кн.2, гл.7), он был сослан в Галлию, где неудача привела его к самоубийству. По „хроникам” Малалы, он был казнен при Нероне. Позднейшая легенда говорит, что своим самоубийством он предупредил смертную казнь, грозящую ему при Калигуле. Тело его, будто бы брошенное в Тибр, было причиной страш-ного наводнения... Его именем названа одна из гор в Швейцарских (Люцернских) Альпах, где он будто бы утонул в глубоком озере. Там будто бы появляется он в великую пятницу и моет себе руки. Тертулиан называет Пилата „христианином по внутреннему убеждению”. Копты считают его мучеником. Его имя занесено в абиссинский календарь, а его жена Прокула поминается греческой церковью в числе святых (27 октября) как тайная христианка.

Вот как произвольно, но картинно и образно (явно преувеличивая его значимость) пишет о нем Д. Мережковский: „Лицо Пилата... четырехугольное, тяжелое, каменное, гладко бритое, с мягкими, точно бабьими, морщинами, с отвислым патрицианским кадыком, с цезаревой (как будто назначенной для лавров) лысиной; то с брюзгливой, то с тонкой скеп-тической усмешкой — что есть истина? с миродержавной самоубийственной скукой.

Почти милосерд, почти жесток, почти подл, почти мудр, почти безумен, почти неви-нен, почти преступен. Все почти, ничего совсем: вечное проклятие средних людей...”

II. Был седьмой час, когда Христа доставили к Пилату. Город пробудился. „Они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться”. Известие Пилату было послано через слуг. Только публичная часть процесса шла вне претории. Допрос происходил внутри. „Пилат вышел к ним (к толпе) и спросил: В чем вы обвиняете Человека Сего?” (Ин.18:28-29). В Палестине судопроизводство шло по-гречески. По-гречески же происходил и разговор Христа с Пилатом, на котором было выдвинуто три обвинения: 1 –– развращение народа; 2 –– запрещает давать подать Кесарю; 3 –– называет себя царем.

Пункт 2 подходил под понятие — оскорбление величества (государственная измена) (Majestatis или Crimen alsae aut minutae Majestatis), кара за это преступление –– лишение огня и воды и повешение на „несчастном дереве” (Arbor infelix).

После заслушивания этих пунктов Пилат вызвал Иисуса. Допросы обыкновенно вели квесторы, но у Пилата их не было, и допрос вел он сам. Допрос начинается с разговора с подсудимым (Ин.18:33-38; Мф.27:11; Мк.15:2; Лк.23:2-3). После этого Пилат объявил: Я никакой вины не нахожу в Нем” (Ин.18:38). Обвинители бурно протестуют, слышится обвинение в „возмущении народа”. Кто-то кричит, что Христос галилеянин. Услышав это Пилат посылает Христа к правителю Галилеи, т.е. Христос был послан с места суда по мес-ту ареста (a foro apprehensionis) к суду по месту происхождения (ad forum originis). Умный, честолюбивый, жестокий и хитрый, похотливый, хотя и малодеятельный Ирод Антипа был тетрархом Галилеи и Пиреи –– это он убил Иоанна Крестителя. Он оставил свою столицу Сенфорис и в честь Тиберия построил Тибериаду (западнее Генисаретского озера). В Иеру-салим он прибыл на праздник и жил в доме отца. Ирод, увидев Христа, обрадовался, но Христос молчал. Насмеявшись над ним, Ирод одел его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. Одежда была белая, такая в какой являлись в народное собрание кандидаты, домогавшиеся высоких должностей, — это была тонкая и ядовитая ирония.

И вот Христос опять в суде, в месте, которое по гречески называется Лифостротон (каменный помост) или по еврейски Гаввафа (высокий помост). Пилат выходит к толпе, стоящей внизу. Ссылаясь на Ирода он говорит о том, что арестованный невиновен, но идет на уступки: во-первых, приказывает „наказать его бичами” (Ин.19:1); во-вторых, „есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейско-го?” (Ин.18:39). Правда такой обычай не находит подтверждения в иудейских источниках, но был у римлян и греков: у римлян — в день рождения императора и в другие царские дни (в дни lestisternia); у греков на праздники фесмосфорий (день Цереры как законодательницы). Пилат знал, что Христа предали из зависти, но народ стал требовать Варавву (сына раввина). Апокриф в этом месте (Никодим) говорит о предостережении, посланном Пилату его женой — Клавдией Прокулой. Эфиопская церковь называет ее Аброкла. С похвалой упоминают о ней Иларий и Августин. Вот тут-то Пилат и „умыл руки” (Об этом говорит только Матфей 27:24. Такое умывание — еврейский обычай. Он имел место только в тех случаях, когда находили труп и убийца не был известен.) После этого Пилат отдает Иисуса Христа на бичевание.

Это не иудейское наказание (которое ограничивалось 40 ударами), а чисто римское (quaesto per tromento). Бичевание уже предполагало казнь, распятие. Бичевали вязовыми прутьями или кожанными плетьми, к концам которых привязывали костяные иглы или куски свинца. Осужденного раздевали догола и, согнув, привязывали к низкому столбу или растягивали руки между двумя столбами.

Присутствовавшие при таком бичевании, – говорит Евсевий, – приходили в ужас, видя, как растерзывали тело до самых костей, так что члены лежали совсем разбитые и видны были даже внутренности”. Как свидетельствует Ульпиан, забивали и до смерти. Так как Христа били не ликторы, а солдаты, то были применены бичи. Смотрел весь полк. Суть обвинения (присвоение титула величества) была известна, и вот солдаты устроили представ-ление. „На плечи набросили кусок шерстяной материи, окрашенной коккусом (багряную ризу — хламиду)”. Фаррар думает: „какой-нибудь заброшенный военный плащ” (с пурпур-ными нашивками — из гардероба претории). Вместо короны возложили венец из терния, в руки дали скипетр (трость) — стебель палестинского тростника вроде нашего, но толще и тверже, — солдаты припадали к земле и приветствовали Христа криками, а после били по лицу.

(Филон пишет о подобном спектакле в Александрии: „здесь народ заставил илиота Карибаса в короне из папируса с тростником в руках и ковром на плечах на возвышении в Гимиазуме разыгрывать Ирода Антипу, только что назначенного Калигулой в Александрию и находящегося в дороге”.) Рассказ евангелистов получил вдруг неожиданное подтвержде-ние. После войны археолог Винсент, руководствуясь Евангелием от Иоанна, открыл в рези-денции Пилата помост из плит. Это тот самый лифостротон, о котором пишется в 19-й главе (стих 13) Евангелия: Пилат… вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называе-мом Лифостротон” (т.е. вымощенном плитами). Именно там происходило бичевание и шутовское коронование Иисуса. На одной из плит лифостротона археологи обнаружили корону и букву „В” (очевидно, „Базилевс” — царь). В связи с этим вспомнили о кровавой игре, распространенной в войсках, когда осужденного сначала короновали, а потом убива-ли. Так подтвердилась гипотеза Дж. Фрезера, связавшего этот обычай с евангельским расска-зом.

Тогда вышел Иисус Христос в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек” (Ин.19:5).

Распять его, распять!кричали первосвященники, служители и народ. – Мы имеем закон, и по закону нашему он должен умереть, потому что назвал себя сыном Божьим”. И еще кричали: Если ты отпустишь его — ты не друг Кесарю”. (Ин.19:6-12). Это было уже концом. Кесарь был верховным правителем (princepes Senatus), постоянным консулом (Pontifex maxsimus), императором или военным диктатором, ему присягала армия. Пилат был Amicus Cesares — это почетный титул, который соединяется с высшими должнос-тями: легат, префект, проконсул. Обвинение „не друг Кесарю” было страшным. (Тацит пишет о многочисленных случаях, когда к прочим обвинениям в жалобах провинциалов на проконсулов прибавлялось именно „не друг Кесарю”. Это кончалось всегда плачевно) Пилат окончательно осуждает Христа. Очевидно, была сказана формула — Ibisad (in) cru cum — иди на крест, и этим все завершилось, но среди христианских апокрифов сохранилось несколько письменных „приговоров”, претендующих на подлинность. Ввиду их выразительности познакомимся с двумя главными из них.

А.Приговор, объявленный Понтием Пилатом, наместником Галилеи, гласящий, что Иисус из Назарета должен умереть крестной смертью. В 17-й год правления империей Тибе-рия в день 25 марта в священном городе Иерусалиме. Когда Анна и Каиафа были священни-ками и жрецами Бога, Понтий Пилат, наместник Нижней Галилеи, восседал на судейском седалище претора, он присуждает Иисуса Христа из Назарета умереть на кресте между двумя злодеями, так как великие и достоверные свидетельства народа показали:

1 – Христос — соблазнитель;

2 – он бунтовщик;

3 – он враг законов;

4 – называет себя сыном Бога;

5 – он выдает себя за царя израильского;

б – он вступил в храм в сопровождении толпы, которая несла в руках пальмы; приказывает первому центуриону Виргилию Корнелию вести его на место казни; запрещает всем бедным и богатым препятствовать исполнению казни.

Свидетели, подписавшие смертный приговор, суть: 1 – Даниил Робина; 2 – Ирап Заро-вевель; 3 – Рафаил Робина; 4 – Капет-книжник”.

Христа будят, выводят через ворота Saturnen. Приговор записан на плите; на обрат-ной стороне выбито: „Такая же плита была послана в каждое колено”. Найдена в 1820 г. в Аквилее (опубликовано д-ром Тесмаром в 1849 г.).

Б. Гертц приводит другой документ. „Иисус из Назарета из еврейского колена Иуды, обличенный в нападках и возмущениях против божественного Величества Тиберия Августа, римского императора, и преследуемый за таковые оскорбления господином нашим Иродом, наместником императора в Иудее, по приказу судьи Пилата приговорен к распятию на кресте. Пусть завтра в день 23 до мартовских ид приведут его в обычное место казни под конвоем отряда преторианских солдат. Как царь иудеев, пусть Иисус будет проведен через Сатурнинские ворота (пропуск в подлиннике) в Иерусалим в 22 день до мартовских ид” (подлинник находился в епископском дворце и погиб при пожаре). (Вероятно, Пилат послал также специальное донесение в Рим.)

 

Существует еще один источник, введенный в научный оборот в 20-е годы нашего века.

В составе славянского перевода „Иудейская война” сохранилось место, отсутствую-щее во всех прочих рукописях Иосифа Флавия. Ряд ученых (Бартольд, акад. Истрин и др.) считают его действительно принадлежащим Иосифу. В нем история ареста и осуждения Христа излагается несколько иначе, чем в Евангелии.

Он (Иисус) имел обычай чаще всего пребывать перед городом на Елеонской горе и там исцелял людей. Около него собралось 150 рабов, а толпа, видя его силу, (так как все, что он хотел, творил словом), настаивала, чтоб он, вступив в город, избил римские войска и Пилата и царствовал, но он отверг это.

После этого дошла весть о нем до иудейских властей. Они собрались с первосвящен-ником и сказали: „Мы немощны и не можем сопротивляться римлянам, но так как лук уже натянут, то пойдем и донесем Пилату то, что слышим, и будем спокойны, не то он услышит от других и лишит нас имений или истребит вместе с детьми нашими”.

И пошли и донесли Пилату. Он же послал воинов, и, перебив множество народа, они привели его.

И, испытав его, Пилат понял, что он добродетелен и не злодей, не мятежник, не иска-тель царства. И отпустил его, ибо он исцелил его умирающую жену. Он же пошел на свое обычное место и стал творить прежние дела, и еще больше народа собралось вокруг него. И прославился он своими делами больше всех. Законники прониклись к нему еще большей завистью и дали Пилату 30 талантов, чтоб он его убил. Тот взял и дал им на волю исполнить свое желание. И они искали подходящее время, чтоб умертвить его.

Они распяли его вопреки отеческому закону и много издевались над ним”.

О двойном аресте Христа Пилатом сообщает также и древнееврейское предание, сохранившееся в старинном антихристианском памфлете (toedotn lesu).

Подводя итоги всего и вдумываясь в поведение Пилата во время суда (человека жестокого и почти истерически ненавидящего иудеев), нужно признать: проконсул казнить Христа не хотел. Он был ему нужен как фермент недовольства храмом, некое бродящее начало, как человек, поднявший руку на святая святых иудеев. Тут любопытно одно очень неясное, недоговоренное, но примечательное место у Д. Мережковского. „Кажется, уцелел независимой от евангельских свидетельств намек на „близость” Бен Сатады (Иисуса) к римс-ким властям, т.е. к римскому наместнику Пилату” („Иисус Неизвестный”, 22-е примечание к главе „Суд Пилата”).

 

III. Теперь давайте рассмотрим кресты, которые использовались как орудия казни. Кресты были трех родов: 1 – Т – crux Commisua; 2 – X – crux Decussa; 3 – Т – crux Immisia.

Это были орудия Calus, palus, pegma, чтобы распятое тело имело больше опоры, на середине приделывался еще небольшой брусок или деревянный гвоздь — он служил сидень-ем для распятого. Тертулиан говорит о кресте Commisua, имеющем форму греческой буквы „tay”, состоявший из относительно толстых брусков и имевшего короткую вертикальную основу. О таком же кресте говорят и Ориган, Павлин, Коланский и Иероним, но Юстин, Минций, Фоликс, Августин, Дамаскин говорят уже именно о Immisia. Это был крест с широ-кой поперечиной, на которой простирались руки, и длинная толстая основа (длинный столб), высоко поднимающая от земли пригвожденное тело, свободный конец этой основы (этого столба) выдавался вверх над поперечной балкой.

Рабов часто водили по городу с особой рогатиной (У) furca на шее.

Был еще Patibulum — два бруса, сведенные вместе. Вдоль них привязывались руки осужденного. Таким образом, осужденный представлял собой крест и шел так до места каз-ни, там patibulum служило поперечником. В этом случае крест был вряд ли высок, т.к. высокий крест изготовлялся для важных преступников (Светоний, Гальба гл.9). Впереди шел герольд и оповещал о том, кто и за что будет казнен. („Если кто знает что-нибудь полезное для него — пусть скажет”.) Такова раньше была обязанность герольда. В данном случае он, понятно, этого не говорил, так как об этом говорили надписи на белых табличках.

IV. Голгофа находилась за чертой города — само это слово означало место для лба или лобное место, или это указание на форму горы (череп) или на то, что здесь лежали чере-па казненных. Лука просто называет это место „череп” — „лоб”. Легенду о том, что здесь могила Адама и череп его, знали уже Ориген, Тертулиан, Иероним, Амвросий и Афанасий Великий. Тут Христу поднесли сосуд с вином, смешанным со смирной. Употребление этого напитка приводило к ослаблению чувствительности (мирра вытекала из надрезанного ствола и сгущалась в белую смолу). Это был чисто иудейский обычай – всем, кого синедрион приговаривал к смерти, давали пить сикеру (крепкое вино), чтобы притупить их чувства и исполнить Писание (Пр.31:6). (По свидетельству Вавилонской Гемары, такой раствор получался из вина и ладана и приготавливался знатными женщинами.) Христос отказался от напитка. Крест сначала укрепляли, а потом поднимали осужденного, на это указывает ряд выражений — tolere, aglere, ferredare, insultare. (По просьбе Иосифа Флавия юношу Елизара помиловали после того, как он был поднят уже на крест.) Осужденных раздевают, веревками поднимают к перекладине, руки сначала привязываются, потом прибиваются (в Египте распятых только привязывали); воины работают вверху и внизу. Ставят дощечку, которую несли перед этим. Бросают жребий об одежде. Хитон Христа — наиболее ценная часть одежды, разыгрывается.

Доктор Рихтер пишет о страданиях распятого. Среди них главные:

1. Неестественное положение тела — нельзя сделать ни одного движения, чтобы не причинить всему телу, побитому и истерзанному плетями, невыносимую боль. (Гретц счита-ет, что по еврейскому уголовному кодексу присужденный к смерти никак не мог подвергать-ся бичеванию. Казнь Христа происходила по римскому закону.)

2. Гвозди вбиваются в соединение нервов и сухожилий. Они повреждены и сильно сжаты.

3. Распятые части воспаляются, происходит застойное явление, страшные судороги волной пробегают по всему телу, вызывая острую, неумолимую пульсирующую боль. Из-за того, что человек висит на раскинутых руках, у него парализуются грудные мышцы и межре-берные мышцы также становятся неподвижными. Воздух не попадает в легкие и не выходит из них. В результате в легких скапливается углекислый газ и начинается удушье. Чтобы сделать вдох необходимо освободить все грудные мышцы, а для этого следует выпрямиться, опираясь на маленький брусок-сиденье и ногами на вбитый гвоздь, что в свою очередь вызывает острую боль.

4. Кровь плохо распространяется по раненым и растянутым конечностям. Ее избыток приливает к голове, напрягает пульс и вызывает страшные головные боли. Как результат задержки кровообращения происходит переполнение левой сердечной полости. Она не может принимать всей крови, выталкиваемой из правой полости, кровь не попадает в легкие. Все это сжимает сердце и легкие, производит страшное, щемящее состояние в организме.

5. Вследствие сворачиваемости крови, она сгущается в ранах и кровотечение скоро прекращается. Смерть приближается медленно, путем оцепенения нервов, жил и мускулов — от конечностей к центру и от обезвоживания организма. Распятые живут до трех дней. Если распятых миловали, то и тогда, после снятия с креста, шансы выжить (остаться живым) у них были незначительные. Из трех распятых, снятых с креста, умерло двое (Иосий Флавий).

 

V. Около 9 часов дня (15 часов) страданья Христа достигают высшей степени. Боже мой. Боже мой, для чего ты оставил меня?”вылетает из Его груди, и еще: Жажду” (Мф.27:46-48; Мк.15:34-36; Ин.19:28; Пс.68:22).

Тогда кто-то из воинов обмакнул губку в глиняный сосуд, где, очевидно, была так называемая „поска” – смесь воды, уксуса и яиц, ее пили римские солдаты и, может быть, ее принесли сюда специально для распятых. (Марк называет эту жидкость вином и ладаном; Матфей — уксусом и желчью; Иоанн и Лука о ней молчат.)

Христу протягивают губку на конце стебля иссопа, так называется один из видов мелкого кустарника. Иссоп растет в окрестностях Иерусалима и редко достигает длины более метра. Отсюда можно увидеть, что высота креста была небольшой. Но просто напоить казнимого из кувшина было невозможно, так как Он не смог бы откинуть голову, чтобы напиться.

Христос умер через 6 часов после распятия, произнеся перед этим: Совершилось!” (Ин.19:30; Лк.23:46).

VI. Закатывалось солнце. Синедрион просит снять распятых. Для этого надо было их умертвить. Но убивать распятых — не римская практика. Наоборот, распятие назначалось как смерть долгая и мучительная. Иногда под крестом раскладывали огонь, в других случаях подпускали к телу голодных зверей или разбивали его дубинками или молотками. Часто птицы выклевывали глаза еще у живых смертников. Их тело точили мухи и оводы. Здесь же кто-то предложил верное средство – перебитие голени (Cururifragium) (о нем сообщают мно-гие политики и историки того времени , например, Светоний Август). В Армении были пере-биты голени 40 солдатам-христианам; умерли все, не исключая даже младшего Мелитона.

Воины сделали это с разбойниками, но подойдя ко Христу увидели, что Он уже мертв. Чтобы удостовериться один из воинов проткнул Его грудь копьем, и из раны потекла кровь и вода (вероятнее всего лимфа, накоплению которой способствовали жара и смерть от разрыва сердца). (По приказанию судьи, таким же образом был умерщвлен Марк Марцелиан, прови-севший на кресте сутки).

Для точности и достоверности картины произошедшего, хочется обратиться, как мне кажется, к еще одному исследованию, к очень выразительному месту из воспоминаний доче-ри Л. Андреева Веры Андреевой. Речь здесь идет о сыне И. Репина – художнике Ю. Репине. Он говорил, что общепринятое изображение распятия нереально. „При помощи выразитель-ных рисунков он доказал, что руки человека, прибитого гвоздями к перекладине креста, должны под тяжестью тела неминуемо вывихнуться в плечах, все тело, повиснув на этих вывороченных руках, должно скорчиться; ноги в коленях согнуться, голова низко опустить-ся на грудь. Для того, чтобы тело так не корчилось, человека как бы сажали вертикально на перекладину, прибитую ко кресту”. („Дом на Черной речке”, 1974 г.)

Каковы источники всего того, что изложено в Евангелии? Тут мне опять хочется про-цитировать Мережковского. Книга его уклончива, хитровата — он во многое не верит, но называет это не выдумкой, а „мифом”, т.е. достоверностью не внешней, а внутренней. Почти вся его болтливая книга не исторична, а романтична. Но кое-какие сведения из источников, мне недоступных, он все-таки приводит. Есть у него и интересные соображения. Таково и вот это место:

Первое свидетельство – о первых минутах распятия, должно быть, идет от Симона Киринеянина, отца Александрова и Руфова, (Руф – римское имя) и, может быть, брата его Александра (греч. имя) — они члены римской общины, на них ссылается Марк как на пер-вых и ближайших свидетелей. Второе свидетельство – о последних минутах земной жизни Иисуса Христа, свидетельство римское от „заведующего” казной Сотника (Centurio lappeico) Логина или Петрония (в апокрифах). „Сотник, стоящий напротив Его...” (Мк.15:39) видел, как умирал Иисус. Третье свидетельство – галилейских жен, „смотревших издали”. Место, вероятно, было оцеплено римской стражей. Между ними были и Мария Магдалина, и Мария – мать Иакова меньшого и Иосии, и Саломия …и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим” (Мк.15:40-41).

 

Каждый из трех крестов сторожит „четверица” палачей-ликторов.

Палачи Христа, как и все палачи мира, делили достояние казненных. Взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий…” (Ин.19:23-24).

Судя по этому дележу, одежда Иисуса, как и всякого иудея, даже самого бедного, сос-тояла из пяти частей: хитона, рубашки, плаща, пояса, головного платка и сандалий”.

(Д. Мережковский.)

 

Жанровые сцены казни: распятие на кресте, дележ воинами одежды казнимого, насмешки, отпускаемые в его адрес, — все это отражает жестокие нравы эпохи. Именно так римские власти предавали преступников позорной смерти. Легковерная, импульсивная, одержимая суевериями и страхом толпа, которая в 21-й главе Евангелия от Матфея устилает Иисусу дорогу своими одеждами, возглашает осанну, а в 26-й главе нападает на него с кольями и ведет на казнь, — живой сколок эпохи”. (М. М. Кубланов, „Новый завет”, Поиски и находки. 1968.)

На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен:

Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко.

В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба...

обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его” (Ин.19:41 – 20:15).

В связи с этим А. Равиль пишет: „Относительно похищения тела Иисуса имелась иудейская версия. Следы ее сохранились у Тертулиана (De Spectaculisa). Он обещает тем вер-ным, которые не ходят на языческие зрелища, иные развлечения: они в присутствии Христа будут любоваться на муки неверных. „Вот,– скажут они, – вот тот, чье тело украли ученики, чтоб выдать его за воскресшего, или украл садовник из опасенья, чтобы толпа почитателей не помяла его салат”.

 

 

ИСТОРИЯ ПЛАЩАНИЦИ

Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который тоже учился у Иисуса;

Он, пришед к Пилату, просил Тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело.

И, взяв Тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе…” (Мф.27:57-60).

Теперь речь пойдет об этой, так называемой туринской плащанице (по месту ее хра-нения в Турине). Вот что пишет об этом советский исследователь Крывелев в книге „Раскопки в библейских странах”:

В 1889 году было публично объявлено, что туринская плащаница сфотографирова- на, и при этом обнаружилось нечто в высокой степени примечательное: на негативе ясно обрисовалось человеческое лицо, не только своими очертаниями напоминающее иконопис-ные изображения Иисуса Христа, но и обнаруживаются явные следы рубцов и ран от терно-вого венца (стр. 211, там же изображение лица).

Крывелев не верит в подлинность изображения, и действительно поверить в него очень трудно, однако существует и другое мнение. Вот к каким выводам пришел один из исследователей плащаницы (перевод помещен в книге А. Боголюбова „Сын человеческий”. Брюссель, 1968 г.).

В 1965 году в Брюсселе был издан перевод книги Г. Тэкрема „Подлинна ли храняща-яся в Турине плащаница”. Об авторе неизвестный переводчик сообщает: „Генрих Тэкрем — сын и внук математиков... Он готовился к поступлению в Политехническую школу, но потом, передумав, стал изучать право и получил степень доктора юридических наук Париж-ского факультета (впоследствии был адвокатом и мэром г.Дюнкерка). Сам он неверующий”. В данном случае последнее обстоятельство кажется мне особенно важным. Давайте рассмот-рим наиболее интересные выдержки из этой книги, познакомившись в начале со статьей д-ра П. Виньона „Проблема площаницы”.

Проблема площаницы” Статья д-ра наук П. Виньона, профессора биологии в католическом институте в Пари-же, генерального секретаря итальянской и французской комиссий по вопросам о плащанице. (Vignon. Le revue Chretiene de, turin eg. Masson Paris, 1938).

В 1902 году журнал „La revue Chr.” перепечатал доклад, который я представил Парижской академии наук по вопросу о замечательном куске ткани, известном под названи-ем „Св. плащаница”. Эта ткань, хранящаяся в Турине, в Италии, почитается как плащаница Христа. На ней видны два изображения, представляющие переднюю и заднюю стороны человеческого тела. Предполагают, что это отображения тела Христа.

В 1897 году, когда плащаница была сфотографирована впервые, было обнаружено, что свет и тени этих изображений перевернуты, как в негативе. Это побудило меня провести ряд исследований и опытов в сотрудничестве с некоторыми коллегами в Сорбонне. Результа-ты наших работ подтверждают традиционное мнение относительно происхождения изобра-жения на плащанице.

На основании некоторых исторических документов несколько ученых (и католиков и некатоликов) утверждали, что кровавые контуры были нарисованы приблизительно в сере-дине XIV века. С тех пор было многое выяснено в этом вопросе и для ученых, и для истори-ков. В 1931 году, когда плащаница была выставлена для всеобщего рассмотрения, кавалер Джузеппе Анрие сделал несколько прекрасных фотографий всей плащаницы в целом и всех детальных отображений. Эта работа была произведена в моем присутствии и отчасти по моим указаниям. За те три недели, когда плащаница была выставлена, мы видели ее неодно-кратно и при различном освещении. Несколько раз нам было позволено к ней прикоснуться. После этого было создано две комиссии: одна в Турине, а другая в Париже для изучения этого вопроса со всех сторон. В 1938 году во время другой трехнедельной выставки плаща-ница была снова осмотрена, и комиссии продолжали свою работу, руководясь многими добавочными данными; хотя они еще не закончили свои труды, но достигли значительных успехов.

Совершенно точно установлено, что изображение не нарисовано в XIV веке. Зато есть много изображений Христа (например, икона в Эфесе), которые могли быть срисованы только с плащаницы. Законченное недавно мной исследование показало, что настоящая хранимая в Турине плащаница находилась в Константинополе в продолжение двенадцати веков и что лик на ней служил моделью еще в V веке. Художники не копировали рабски, но старались изобразить лик, переводя маскообразные черты в живой портрет, который все же был верной копией оригинала. Этим убивается единственное реальное возражение, выдви-нутое во имя истории.

Изображения на плащанице –– вовсе не рисунки, они, как установлено ныне, негатив-ные отображения, а идея негатива стала известна только в XIX веке. Ни один художник V или XIV вв. не мог додуматься до того, чтобы изобразить негатив. А эти отображения — самые настоящие негативы. Когда их фотографируют, они проявляются на пластинке в нормальных пропорциях взрослого человека, в верной перспективе и с анатомической точностью деталей.

Каждый из этих пунктов предполагает такие принципы науки и искусства, которые были неизвестны или только угадывались до сравнительно недавней эпохи. Довольно трудно выявить эти принципы в обыкновенных позитивных рисунках, в которых свет и тени расположены нормально. Даже теперь ни один художник не может нарисовать такой точный негатив. Фактически еще ни один живописец не мог достичь точной копии негативных отображений на плащанице, хотя за это брались компетентные художники.

Проанализировав первые фотографии и проделав опыты в лаборатории Сорбонны, мы заключили, что изображения являются прямыми отпечатками тела. Сразу было очевидно, что они получились не просто от соприкосновения, ибо соприкосновение мягкой ткани с неправильной поверхностью человеческого тела повело бы к значительным искажениям, а их почти нет вовсе или они незначительны. Изображение могло получиться только путем испарений, выделенных телом, причем их действие особо значительным оказалось там, где было соприкосновение тела с тканью, и ослабевало в местах углублений, с боков по мере увеличения расстояния. Вот почему пятна рассеиваются, сходя постепенно на нет, и вот почему изображение негативно: выпуклости более темны, чем впадины.

С помощью лейтенант-полковника и профессора Политехнической школы Кольсона я смог определить характер испарений. Это влажные пары аммиака, происходящие от разло-жения мочевины, которая исключительно обильно присутствует в поту, вызванном физичес-кими страданиями и лихорадкой. Мы определили также, что испарения воздействовали на алоэ, которым была натерта ткань. Это алоэ и сделало ткань чувствительной к испарениям.

Фотография показала, что алоэ было в порошке. Опыты доказали, что надо самое минимальное количество алоэ для получения отпечатков. Такие отпечатки я получал, укутав гипсовые фигуры, смоченные аммиаком, тканями, натертыми алоэ (конечно, тело человека, замученного до смерти, достать я не мог). Заключения, к которым мы пришли, подтверди-лись новыми исследованиями плащаницы, по более точным фотографиям, снятым в 1931 г. , и опытами, поставленными комиссиями. Установлено было также, что на плащанице оста-лась кровь, и она сохранилась так хорошо, что и на плащанице запечатлелась человеческая кровь. Нет также сомнений, что изображения на плащанице — результат отпечатка трупа, и трупа человека, который, очевидно, был распят. Рана на руке, которая видна на фотографии, находится (вопреки установившейся традиции) там, где она должна быть согласно анатомии – на запястье. Перед распятием человек был подвергнут бичеванию. По следам ударов я установил тип бича, имевший три конца, каждый из них кончался металлическим шариком, расположенным на расстоянии дюйма с четвертью от другого. У распятого был также пора-нен лоб, видны капли крови и следы проколов. На правой стороне груди выделяется рана, которая могла быть нанесена ударом копья. Доктор Барде (член французской комиссии) объяснил, что оружие прошло между 5-м и 6-м ребром и пробило сердце.

Доктора обеих комиссий установили, что вода истекала из этой раны вместе с кровью и что это верный признак того, что удар был нанесен уже трупу.

Короче говоря, отпечатки принадлежат телу человека, замученного так же, как был замучен Христос. Но действительно Христос ли это? На лбу и на затылке видны несколько капель сукровицы, указывающих на первую стадию разложения. Ткань плащаницы — льня-ное полотно — находится в хорошей сохранности, кроме мест, затронутых огнем (пожар произошел в замке Шамбери во Франции в 1532 году. Плащаница, сложенная в несколько раз, была заключена в серебряную раку — огонь подпалил ее по краям складок, отсюда две темные линии, окружающие отпечаток. Один угол прожжен насквозь расплавленным сереб-ром, там сейчас видны треугольные пятна. Плащаница была подмочена водой в середине и вдоль складок). Имеются подобные египетские льняные ткани 3000-летней давности, они выглядят как новые. Плащаница соткана способом пике (елочкой) — великолепные образцы такого рода ткани найдены в раскопках Помпеи и Пальмиры (начало нашей эры).

В истории плащаницы есть пробелы. Эпоха раннего христианства хранит о ней пол-ное молчание. Известно, что у евреев подобные предметы считались нечистыми и по закону о них даже запрещалось говорить, у язычников же, принявших христианство, орудие страс-тей господних вызывало только чувство презрения. Они хотя и исповедовали распятого, но не изображали распятье. Поэтому плащаница хотя и бережно хранилась у византийских императоров, но они не осмеливались ее показывать.

В молитве мосарабского обряда (сохранившегося в г. Толедо), читаемой за литургией в субботу после пасхи, находятся следующие строки:

Петр и Иосиф поспешили ко гробу и увидели на пеленах явные следы, оставленные тем, кто умер и воскрес”, — этот текст восточного происхождения относится к VII веку. Из другого текста (епископа Сарагосского С. Брольона, тоже VII век) — можно предположить, что в его время знали о существовании плащаницы.

В VII веке Иоанн Дамасский говорит о почитании великих сокровищ Константино-польской церкви: „креста, гвоздей, тернового венца, ризы и плащаницы”.

В 1171 году император Мануил Комнин показывал их королю иерусалимскому Амори Роберту де Клари. Летописец IV Крестового похода (около 1202 г.) рассказывает, что в Вала-хернской церкви божьей матери плащаницу выносили по пятницам и на ней „можно было ясно видеть лик господень”. А когда в 1204 году крестоносцы разгромили Византию, плаща-ница „исчезла так, что никто не знал, что с ней сталось” (тот же автор).

В 1355 году мы находим плащаницу в маленьком местечке Лире на Монье в 19 км от города Труа в Шампани. Здесь она собственность графа Готфрида де Шарни I, он был на Востоке как крестоносец в 1346 году. 22 марта 1452 года внучка Готфрида I Маргарита де Шарни передала плащаницу Анне де Кизиньян, супруге герцога Луи I Савойского, имевшего резиденцию в Шамбери. С тех пор Савойская династия (до 1946 года королевский дом в Италии) хранила ее в великом почете. В 1578 году герцог Савойский перенес ее в Турин, где она хранится в часовне, примыкающей к собору.

Плащаница является документом высочайшей важности, который наука может про-честь с такой же ясностью, как если бы это была рукопись, подписанная Христом. Могут ли отпечатки принадлежать другому лицу? Умерший был бичеван, увенчан терниями, распят, грудь у него была пробита; доказано также, что из раны этой истекли кровь и вода, то есть человек был мертв. Вряд ли кто-нибудь из распятых был поражен таким образом: удар копьем — вещь необычная при распятии. Способ, которым тело было облачено в плащани-цу, тоже был исключительным. Обычно кровь смывали и только потом труп умащивали благовониями. В этом же случае тело просто обернули в длинную материю, натертую истол-ченным алоэ (плащаница имеет 3 фута 7 дюймов ширины и 14 футов 13 дюймов длины, раньше она была длиннее, но константинопольские императоры отрезали кусочки от ее концов как реликвии). Тело, покрытое кровью, не было омыто: сняв с креста, его положили в могилу, завернув „в чистую льняную ткань”. На ткань были насыпаны благовония в виде порошка алоэ — фора, употребляемая на Востоке в таких случаях. Поступили так потому, что наступила суббота и надо было отложить на первый день следующей недели совершение всего погребального обряда.

Все эти подробности трудно представить как простые совпадения. Наконец, тело лежало в плащанице очень недолго — до наступления стадии разложения, иначе первона-чальные отпечатки уничтожились бы. Действительно, по Евангелию, тело находилось в плащанице не более чем 30—35 часов.

Итак, я думаю, можно считать доказанным, что плащаница представляет собой такой же точно документ, как фотография или дактилоскопия. Образ Христа был сокрыт в пятнах, доколе фотография вновь не открыла его.

И все же плащаница представляет собой ряд неких научных загадок. Одна из этих загадок кроется в том факте, что отображение лица более совершенно, чем все остальное. Оно более тонко, более детализировано, более отчетливо. На негативе выступает лицо вели-чественное, полное сил и в то же время сохраняющее выражение глубокой скорби. Почему отпечаток лица проявляется в таком совершенном качестве и как получается такой эффект при посредстве таких простых вещей, как пары аммиака, действующие на алоэ, мы еще не в состоянии уяснить.

Пятна крови представляют другое затруднение. Многие из них уже присохли к по-верхности тела, и тем не менее они перевелись на полотно. Я объясняю это тем, что фибрин растворился во влажном аммиаке. После того, как сухие сгустки растворились, они перешли на плащаницу. Я получил подобные отпечатки сгустившейся крови на полотне таким же путем. Что нас поражает — это совершенство отпечатавшихся на плащанице капелек. Они так полно, так отчетливо отпечатались, что их можно было бы назвать „портретами крови”, хотя я тщательно проверил мои опыты и употреблял маленькие кусочки отборной ткани, я мог получить только неясные отпечатки: или передержанные, или недодержанные. Здесь же наоборот: все капельки, включая сукровицу, переданы с фотографической ясностью.

Могут также спросить, каким образом возможно было так резко растянуть длинный кусок мягкой льняной ткани, чтобы на нем так ясно могли отпечататься все эти точные образы растаявших капель? И почему засохшая кровь не стерлась с ткани в течение веков? Она все так же не повреждена даже в тех местах, где она собралась в большом количестве.

Капли, перешедшие через некоторое время на плащаницу, имеют тот же цвет, что жидкая кровь, только что пролитая на плащаницу. Это видно, например, на том месте, где кровь хлынула из раны в груди после того, как тело было положено в гроб (это было вторичное истечение крови из боковой раны. Первое истечение из правого желудочка сердца произошло немедленно после удара копья. Этим объясняется темное пятно спереди тела, сгустившееся там, пока мертвое тело висело на кресте). Кровь пролилась из груди через согнутые голени, стекая по маленьким поперечным складкам на плащаницу. Из ног тоже жидкая кровь запятнала плащаницу, прямо протекая вдоль подошв к пяткам и на плащаницу. Этот поток крови произошел от раскрытых ран, когда вынимали огромный гвоздь, которым были пригвождены обе ноги сразу. Но цвет этой крови опять вызывает новую проблему. Этот цвет темного кармина, в котором очень старая кровь кажется коричневой. Здесь опять новая загадка, но не возражение. Чем более совершенно и точно переданы все эти пятна и частички крови и чем более тщательно мы сможем анализировать их, тем менее вероятности в том, что это рисунки и что они искусственны.

Я дал только намек на обширное поле, которое плащаница раскрывает исследованиям науки: археологии и истории. И хотя загадки остаются, они не могут поколебать могучего факта, что на плащанице отражены отпечатки тела и лица Христа.

 

? ? ?

 

О труде Поля Виньона Тэкрем отзывается так: „Этот труд в формате печатного листа на семи языках... дает по этому волнующему вопросу самые точные и мельчайшие детали как в смысле физико-химической стороны вопроса, так и с точки зрения истории и иконогра-фии. Он одновременно является и прекрасным художественным произведением, и перво-классным историческим документом” (стр.36). Тэкрем сообщает об условиях исследования, произведенного в 1931 и 1933 годах.

Плащаница размером 4,3 х 1,10 м была сфотографирована в развернутом виде и неза-стекленною. Кавалер Анрие мог сделать не только один общий, а одиннадцать разных снимков по частям. Сама ткань, род ее и оттенки были рассмотрены вблизи и при дневном свете. К делу примкнула и судебная медицина со свойственными ей приемами” (стр.9). Об истории плащаницы автор сообщает следующие дополнительные к работе Виньона данные.

Туринская плащаница становится нам известной лишь с 1353 года, когда Жофруа де Ширни построил аббатство, которому и доверил ее хранение. Подлинность ее подвергалась сомнению у церковных властей, и ее стали считать лишь копией. Утверждали даже, что будто бы были получены признания художника – автора этой копии, и буллой папы Климен-та VII от 6 января 1390 года она была объявлена отрешенной. В средние века было не менее 42 плащаниц, претендовавших на подлинность”.

Таким образом, история и археология не могут быть нам полезны” (стр.10), поэтому „будем рассматривать плащаницу как неисследованный предмет, который приносят в лабо-раторию для изучения” (стр.12). Далее автор рассказывает об опытах получения вапорогра-фических (т.е. „начерченных испарениями”) изображений.

Было сделано предположение, что изображения, видимые на плащанице, могут быть подобного происхождения... дело идет о человеке, который был распят и, следовательно, должен был умирать в долгой и мучительной агонии... лихорадочный пот в подобном случае очень богат мочевиной, а последняя очень быстро образует углекислый аммоний. В те вре-мена, когда казнили посредством распятия, для уснащения тел умерших применяли различ-ные ароматы, в частности мирру и елей (смирна и алоэ). При лабораторных опытах аммиач-ные пары производят лишь ничтожное действие на смирну, тогда как алоэтин, содержащий-ся в елее, реагирует сильно и окрашивается в коричневый цвет. Таким образом, возможность получения вапорографического изображения трупа на саване, который его облекал, оказыва-ется правомерной. В лаборатории требуется выдержка приблизительно от 30 до 36 часов для получения удовлетворительного изображения” (стр.18).

Конкретно бурые пятна, составляющие очертания тела и лица умершего, имеют следующее происхождение:

1) На груди широкое ясно очерченное пятно начавшей течь и затем расплывшейся крови. „Рана эта имеет 4,5 сантиметра по направлению ее длины и полтора сантиметра ширины. Доктор Барбэ одному из своих учеников, рост которого подходил к росту покой-ного, положил на соответствующее место цинковую пластинку и велел сделать телекардио-графию. Оказалось, что правая кривизна сердца находилась в 8 сантиметрах от середины раны. Орудие, причинившее ее, скользнуло над 6-м ребром и, поразив 5-е межреберное пространство, проникло вглубь. В этих условиях острие орудия, естественно, направляется сквозь переднюю часть правого легкого и, пройдя путь в 8 см, достигает, согласно кардио-графии, правого края сердца, прикрытого перикардием, предсердие тут бывает наполнено жидкой кровью”. „Что рана была нанесена посмертно, доказывается малым количеством крови. Пятно это неоднородно по составу, светлые части перемежаются с темными. Доктор Барюэ заметил, что перикардий содержит всегда некоторое, а иногда и обильное количество серозной (гидроперикардической) жидкости. Это показали и многократно поставленные опыты. Таким образом, эта рана неизбежно вела за собой истечение крови и серозной жид-кости. „…пришедши к Иисусу, как увидели Его же умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода” (Ин.19:33-34).

2) Со стороны спины поперек основания грудной клетки видна широкая, разветвляю-щаяся затем струйками полоса крови.

Это след той же раны. После снятия тела с креста, когда его несли уже в горизонталь-ном положении, кровь из нижней полой вены должна была оттечь в правое предсердие и вытечь наружу. Этот ток крови, скользя вдоль правого бока, „распространяется под изгибом локтя, прижатого к туловищу, и продолжает течь по пояснице” (слова, взятые в кавычки, очевидно, цитаты из акта доктора Барбье).

3) Следы крови на левом запястье и руках.

На левом запястье – большое кровавое пятно. Между тем, по преданию, гвозди были вбиты в ладони, а не в запястье. Однако же опыт доктора Барбье показал, что рана, пробитая гвоздем в ладони, к которой подвешивался груз в 40 кг, „через 10 минут была растянута; гвоздь находился на уровне концов пястных костей... я слегка толкнул эту руку, и гвоздь сразу прошел между пястными костями и разорвал кожу до перепонки между пальцев. Второй толчок совсем порвал кожу”. В то время как между запястными костями есть так называемое пространство Дестота, которое как бы устроено для прохождения гвоздя (опыт был проверен на 5 или 6 ампутированных руках). Отметив это, автор продолжает: „Из того, что гвоздь был вбит в это место, следует, что:

кровотечение было сравнительно слабым – кровь была исключительно почти веноз-ной, так как гвоздь не встретил на пути ни одной значительной артерии, почему и выход крови на предплечьях относительно слаб;

еще любопытнее следующее: „В тот момент, когда гвоздь проходил сквозь запястье и ладонь, ладонь была обращена вверх, большой палец согнулся и благодаря сокращению мускулов уперся в ладонь, а четыре других остались почти не согнутыми”.

На плащанице и видны лишь четыре вытянутые пальца каждой руки. Большие же пальцы были подогнуты и скрыты ладонью, а поэтому и не отпечатались. То, что четыре пальца не согнуты, объясняется английским автором Бэнстрофом. В книге „Еврейская сина-гога” он указывает на то, что покойников хоронили с выпрямленными пальцами, дабы пока-зать, что они ничего не уносят с собой из этой жизни в ту”.

4) Следы крови на ступнях.

На правой ступне на середине рана от гвоздя и струйка крови, на левой в этом месте крови нет, она была пригнута к правой и не касалась плащаницы. Положение ног показыва-ет, что обе ноги пробиты были одним гвоздем, гвоздь этот был вбит между 2 и 3 плюсневы-ми костями, и когда его выдернули, из раны вытекло много крови. Она собралась около пяток обеих ног, пропитав ткань.

Далее Тэкрем пишет:

Нормально труп должен был бы иметь ступни, расположенные перпендикулярно к плащанице. Но при распятии правая нога была непосредственно пригвождена к кресту, и так как тело было положено в могилу в состоянии окоченения, ступня оказалась наклоненной к плащанице так, что колено выступало вперед. Плащаница была перекинута через ступню. Тут можно, однако, спросить:

1. Почему высохшая кровь не была стерта или очищена, когда тело сняли?

2. Если кровь высохла, откуда же следы?

Ничто не доказывает, что тело было снято с креста, врытого в землю. Крест при рас-пятии лежал сначала на земле, осужденный лежал на нем. Конечно, нельзя себе представить, чтобы палачи вбивали гвозди в тело, стоя на лестницах, тем более что приговоренный не мог бы удержаться от сильнейших рефлексов рук и ног. Наоборот, легко себе представить по-мощников палачей, удерживающих лежащего за руки и ноги, затем крест с прибитым телом поднимали и утверждали в заранее вырытой яме; легко представить себе, что при снятии с креста, крест снова был опущен для изъятия гвоздей, затем тело, находящееся в состоянии натурального окоченения, взяли под мышки и за щиколотки и так перенесли в могилу. Лихо-радочный пот при этом оказался стертым, а изображение нижней части ног почти совершен-но исчезло. (Данное объяснение не укладывается в общепринятый порядок того времени при проведении подобной казни.)

3. Как кровь могла оставить столь яркий след? Почему она дала позитивное изображе-ние, тогда как выступающие части тела дали негативное?

Г-н Виньон поставил следующий опыт. На матовом бристоле он сделал пятна крови, подобные тем, что есть на плащанице, дал им просохнуть и положил под ткань, сложенную в несколько раз и пропитанную углекислым аммонием. Под действием паров фибрин крови растворился, и следы перешли на полотно, смоченное елеем. Кроме того, от нашатырных паров полотно, пропитанное елеем, побурело, и следы крови проступили еще явственнее.

Д-р Барбье, который видел плащаницу днем и без стекла, свидетельствует: „изобра-жения язв имели окраску, явно отличную от общей окраски тела”. (Ответ не полный и не конкретный.)

4. Полосы на теле.

Это ряд рубцов в разном направлении. Очевидно, их происхождение может быть объяснено тем, что казнимый сам нес на себе орудие казни — вернее, поперечную часть его (Patibulum). Обычно шедшего на казнь бичевали и, чтоб он не мог защититься от ударов, ему накладывали на шею орудие, называемое фурка, к которому и привязывали руки. Иногда продевали голову в дырку доски (китайский ошейник) и к концам его тоже привязывали руки. Перекладина была очень тяжелая, и она обдирала кожу.

Кроме того, на спине до поясницы имеются следы перекрещивающихся ударов, на ягодицах полосы параллельны, на ногах косые рубцы (очевидно, бичи обвивали ноги преж-де, чем свинцовые шарики на концах ударяли по икрам). Виньоном были поставлены опыты — били ремнем с двумя шариками по куску картона. Сходство следов оказалось поразитель-ным.

(У автора очень далекое представление о состоянии тела человека, подвергшегося бичеванию плеткой. Существует множество описаний подобного наказания. Давайте ознако-мимся хотябы с одним из них:

Перед глазами всего собрания узника привязывают за руки к низкому столбу, так что он стоит согнувшись. Хазан (т.е. палач) срывает с него одежды, обнажая торс, и поднимает тяжелую плеть называемую „флагелюм”. Эта плеть состояла из: 4-х зазубренных полос телячьей и 2-х полос из ослиной кожи со вплетенными на концах зазубренными кусками свинца, железа и костей. Длина полос была достаточной для того, чтобы перехлестывать через спину до живота наказуемого. Хазан вставал на каменное возвышение и опускал плеть на плечи наказуемого таким образом, чтобы исполосовать его грудь, прилагая всю силу своей руки. Тяжелая плеть снова и снова опускается на плечи наказуемого… и так 39 раз, согласно существовавшего закона, который допускал наказание 40 ударами без одного. Первые 13 ударов наносились по груди. После 13-го удара его начинали хлестать по спине истязуемого: 13 раз через одно плече и 13 раз через другое. Сначала тяжелые хлысты только рассекают кожу. Со следующими ударами они глубоко вонзаются в тело, от чего из поврежденных капеляров и сосудов кожи начинает сочиться кровь. И наконец, кровь бьет струей из поврежденных артерий и вен в порванных мышцах. Первая дюжина ударов воспринимается истязуемым, как будто колючей проволокой вырывают из тела куски мяса, а вторая дюжина ударов – будто полученные раны наполняют жидким свинцом…, ощущение непрекращающейся и невыносимой боли. Вплетенные в полоски кожи куски свинца, железа и костей наносят страшные раны. В конце-концов кожа на спине и груди свисает длинными лоскутьями, а вся спина становится неузнаваемым месивом порванной кровоточащей плоти. Подобное наказание применяли чтобы заставить разговориться рабов, людей низкого происхождения и приговоренных к распятию. Иисусу Христу пришлось на Себе испытать силу ударов и острие зубцов плетки, которые сами по себе способны были убить человека. Выживший после этой пытки навсегда терял чувствительность кожи и мышц, способность свободно двигаться; часто люди сходили с ума. Когда руководящий бичеванием сотник отсчитывал положенное количество ударов, избиение прекращалось.

В случае же со Христом истязания на этом не кончились. После того как Его полужи-вого, истекающего кровью отвязали от столбов, римские воины стали насмехаться над этим, как они считали, провинциалом – иудеем, называвшим себя Царем. Они набросили Ему на плечи старый солдатский плащ (багряницу) в подобие мантии и вложили в руку трость вместо скипетра. Чтобы пародийное сходство было полным, не хватало только короны. Один из воинов сплел из веток тернового куста венок и с усилием надел его на голову Иисуса Христа. Какое то время они всячески насмехались и издевались над ним. Наконец устав от своей садистской забавы воины сорвали с Него багряницу, которая уже успела напитаться кровью, прилипнуть и даже присохнуть на жарком солнце к истерзанной спине, плечам и груди. И когда ее срывали –– это было подобно неосторожному снятию послеоперационных бинтов и вызвало нестерпимую, мучительную боль…, как будто Его снова подвергли биче-ванию и все тело опять начало кровоточить. Подобную экзекуцию Христос перенесет еще один раз – уже перед самим распятием.

Поэтому говорить о каких-то рубцах от поперечины креста, которую нес Христос (да к тому же большую часть пути ее нес Симон Киринеянин), или о следах пересекающихся ударов плетки на спине по меньшей мере глупо, потому что все тело было одной сплошной кровавой раной, месивом человеческой плоти. Как на жидком можно что-то начертить? Или как на красном можно увидеть красное, белое на белом, черное на черном?)

5. Общий вид изображения.

Очень ясно вышло лицо: нос, изгибы бровей, усы, борода поразительно рельефны. Обозначились даже глазные яблоки под веками. Ниже бороды изображение пропадает (ткань не касалась шеи) и вновь появляется только на уровне сосков, ясно очерченных. Вышли также грудина, живот и пупок. Голова оставила пятна крови, темя не отпечаталось, может быть, была повязка, может быть, ткань тут не была очень натянута. Шея изображена, наоборот, слабо. Тело от лопаток до ягодиц дало очень ясный отпечаток. Проглядываются ляжки и икры, низ голеней исчез почти совсем (может быть, как было отмечено, пот стерся при переносе тела – держали ведь за ноги). Стопы обрисованы очень точно.

Кончая этот обзор, автор пишет: „Никакая живопись не в состоянии воспроизвести все то, что д-р Барбье открыл на плащанице. С той же уверенностью можно также утверж-дать, что никакой художник не мог бы создать негативное изображение, которое дало бы столь совершенный позитив, даже работая в наше время со всеми данными, которые наука представила в наше распоряжение, а тем более в 1958 г., когда впервые стало известно о плащанице” (стр. 33).

Исследование ткани.

Ткань представляет собой диагональ, уток которой разделен на пучки, состоящие каждый из четырех различных нитей, диагональ эта представляет саржу 3:1, так как основа покрывает 3 нитки утка и оставляет непокрытой четвертую. Изготовление подобной ткани требовало станка с четырьмя педалями.

В Помпее была найдена саржа 2:2 (перекрещенные), представляющая хоть и более сложный способ ткани на подобной сарже 3:1, так как сумма тоже была равна четырем. Переплет нитей галло-римской ткани из Мартр-де-Вейр близ Клермон-Феррина (Висбаден-ский музей) показывает ромбические ячейки более сложного порядка, чем сетка плащаницы, так как ромб образуется двумя шевронами — один против другого. Таким образом, способ изготовления подобной ткани был уже известен в эпоху, к которой можно отнести плащани-цу.

Кто был распятый?

Сведения, заключающиеся в Евангелиях о казни Христа, сводятся к следующему:

1. Христа бичевали (Иисуса бив, предал на распятие (Мф.27:26), буквально то же говорит Марк (27:29).

2. На голову его плотно надвинули колючий венок („и, сплетши венец из терна, возло-жили Ему на голову” Мф.27:29; Мк.15:17; Ин.19:1-2).

3. Он нес крест („…неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-Еврейски Голгофа” Ин.19:16-18).

4. Он был „прободен” копьем в бок уже после смерти – вытекли кровь и вода, но Его голени, однако, не были перебиты.

Иудеи, дабы не оставить тел в субботу,… просили Пилата, чтоб перебить у них (распятых) голени и снять их. Итак, пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним; Но, пришедши к Иисусу, как увидели его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода” (Ин.19:31-34).

Все эти раны оказываются отмеченными на плащанице.

Однако для получения изображения от тела умершего нужны еще три условия:

1) чувствительная поверхность;

2) предмет, могущий быть зафиксированным благодаря истечению с его поверхности паров (химический фактор);

3) достаточный срок действия.

1. Чувствительная поверхность — сама плащаница.

И взяв тело, Иосиф обвил Его чистою плащаницею…” (Мф.27:59);

Купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею…” (Мк.15:45-46);

И сняв Его, обвил плащаницею…” (Лк.23:53).

Итак, сам порядок погребения предусматривал материальную поверхность, которая становилась чувствительной, если была пропитана соответствующими реактивами.

2. Химический фактор.

Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью, и принес состав из смирны и алоя, литр около ста” (Ин.19:39).

Смирна не способствует получению изображения, но действие елея достаточно эф-фективно для получения любого изображения.

3. Срок действия.

Начало действия дано в текстах Матфея (27:57-60), Марка (15:42-46), Луки (23:52-54); Иоанна (19:38-42) – оно началось после 9 часов дня (15часов), но до 12 часов дня (18 часов вечера – с этого часа начиналась суббота). Конец действия обозначен в текстах Марка (16:1), Луки (24:1-3), Иоанна (20:1-2), из которых мы знаем, что на рассвете следующего за суббо-тою дня тела в гробе не оказалось. Следовательно, оно находилось там со второй половины дня пятницы до какого-то часа ночи с субботы на воскресенье, т.е. приблизительно 30 часов. Это время, в среднем приблизительно необходимое, чтобы получить в лаборатории на смоченном елеем холсте изображение, нарисованное испарениями углекислого аммония. Соблюдено было и еще одно условие — неподвижность атмосферы. Тело было положено в гроб, высеченный в скале и закрытый камнем. Если бы тело лежало больше 30 часов –– изображение потускнело бы, тем более что ко временному действию возможных аммиачных испарений, которые к тому же образуются не во всех случаях смерти, прибавилось бы и влияние последующего тления.

Из четырех евангелистов только один Иоанн был очевидцем, присутствовшим при распятии Христа, и девятнадцать веков спустя мы можем воочию проверить точность его свидетельства относительно двух пунктов:

1. В тот момент, когда римский солдат нанес удар копьем, Христос был уже мертв.

Доктор Барбье экспериментально доказал, что в трупе имеется несвернувшаяся кровь лишь в правом предсердии и верхней половине тела. Следы крови на плащанице, истекшие из сердца, показывают, что ее было мало. Это вполне соответствует наблюдению.

2. Из раны „истекла кровь и вода”. Д-р Барбье свидетельствует, что такая рана должна была вызвать излияние гидроперикардической жидкости и крови из правого предсердия.

Итак, современная наука дает возможность по этим двум точным пунктам девятнад-цать веков спустя проверить верность свидетельского показания Иоанна.

Конец работы привожу целиком почти без правки, как подстрочник.

Мы допускаем возможность всяческой критики и опровержений. Однако остается изумительное собрание неоспоримых наблюдений и поразительных совпадений, способных заставить отступить сомнения самых больших скептиков.

Подведем краткий итог. Мы изложили все материальные наблюдения, сделанные на плащанице. Замечательные работы г-на П. Виньона, подробное изучение всех пятен и специ-альные исследования д-ра Барбье, касающиеся ран, исключают всякую возможность предпо-ложения о вмешательстве человеческой руки. Таким образом, можно сказать, что „научно” Туринская плащаница есть подлинный снимок.

Мы установили затем, что все известное о распятии Христа абсолютно совпадает с тем, что дало исследование плащаницы, и поэтому личность человека, тело которого она облекала, кажется несомненно установленной”.

 

И все-таки место для сомнения, по-моему, остается изрядное: пусть д-р Барбье и про-фессор биологии Виньон произвели образцовый анатомический анализ следов на плащанице, но вот три вопроса, на которые им следовало бы, по-моему, ответить дополнительно:

1. Что же это за булла папы Климента VII от 6.1.1390 г., которая объявила плащаницу подложной? Какие основания были у папы отнестись так сурово к столь чтимой святыне? А они должны быть достаточно основательными, ибо этот пример в практике церкви о релик-вии (булла!) едва не уникален. Далее, что это за признания художника, о которых только вскользь упоминает автор? („утверждали даже, что было получено признание художника, автора копии?”). Кто утверждал? Когда? С чего сделана была копия? Где ее подлинник? Или кто его уничтожил? Откуда взяты эти сведения? Почему обо всем этом сказано столь невра-зумительной скороговоркой? Ведь это как раз те обстоятельства, которые следует выяснить раньше всех других.

2. Д-р Барбье и профессор Виньон выяснили возможность получить при определен-ных обстоятельствах так называемое вапорографическое изображение трупа и доказали безусловную анатомическую грамотность изображения. Но почему же не был произведен химический, серологический анализ пятен? Чем доказывается, что все это кровь, пот и закрепленные алоэтином аммиачные пары, а не просто краска? Где микроанализ крови? И пота? И как вообще можно говорить о механике закрепления следов, если даже не выяснено, что это за следы? А ведь и в работе д-ра Барбье, и в книге Тэкрема об этом нет ни слова. Чем объяснить такое странное упущение? Тем, что не удалось достать соскоба, забыли сделать или даже специально не удосужились сделать?

3. Почему не исследована ткань на Ci4? Радиоуглеродный анализ дал бы более или менее точные указания на время. Во всяком случае, точно выяснилось бы, принадлежит ли полотно к античности, к средневековью или к новому времени. Последние исследования плащаницы относятся к 1938 году, тогда этот метод еще не был открыт (он появился в 1943 году), но ведь книги, из которых взяты предполагаемые материалы, вышли в свет в 1965 году, и в них, несомненно, излагались бы материалы анализа, если бы его произвели. Так в чем же дело?

Без ответа на эти вопросы настаивать на подлинности плащаницы, по-моему, прежде-временно. Также хотелось бы выслушать мнения и специалистов противоположного лагеря. Ведь они, очевидно, имеются. За исключением барабанного и ничем не мотивированного отрицания И. А. Крывелева (в книге „Раскопки в библейских странах”, 1965 г.) никаких иных высказываний подобного рода я не встречал. Правда, и опыт-то мой в этом отношении невелик: я читал всего четыре книги на эту тему. Однако очень показательно вот что: после упомянутой книги 1965 года Крывелев в том же издательстве („Советская Россия”) в 1969 году выпустил другую — „Что знает история об Иисусе Христе”, книга солидная — 300 страниц, в ней имеется около 40 „портретов” Христа (даже легендарный план Вероники, и тот сюда попал), но образ с Туринской плащаницы, имеющийся в предыдущей книге, отсут-ствует. Нет о нем даже беглого упоминания в тексте, тогда как в издании 1965 г. этому памятнику посвящены две страницы. Это очень показательно. Ведь просто скинуть Туринскую плащаницу со счета невозможно. Она требует основательного разговора — так лучше всего, пожалуй, его и не начинать! Значит, в этот трехлетний промежуток появились какие-то новые позитивные сведения. Ничем иным такой зияющий пробел в книге, посвященной проблеме историчности Христа, объяснить не возможно.

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки

Используются технологии uCoz