И. Чекалов

ЭТИКА ВЕТХОГО ЗАВЕТА В СВЕТЕ НОВОГО ЗАВЕТА

 

 

ЧЕРТЫ НЕСОВЕРШЕНСТВА ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Известно, что между Ветхим и Новым Заветом существует самая тесная связь и историческая преемственность. Поэтому, усвоение смысла ветхозаветной этики приобретает важное значение для понимания учения Иисуса Христа и Нового Завета в целом. Вообще христианские идеалы, учение о высшем благе и геоцентрическая этика Ветхого Завета имеют свои общие корни в Боге. Это верно прежде всего, в отношении ветхозаветного профетизма. Сущность профетизма заключается в оценке всех явлений истории и жизни отдельной личности на основе соблюдения высших этических норм.

Этический дух профетизма наиболее ярко проявляется в книгах «больших» и «малых» пророков. Смысл древней историософии пророков заключается в том, что исторические судьбы народов находятся в зависимости от их нравственных качеств: нарушение нравственного закона приводит обычно к гибели народа, а повиновение Богу дает народу неодолимую силу духа. Все ветхозаветные книги в целом так же пронизаны одной великой идеей единства и разумности исторических событий, направляемых одной высшей нравственной волей. Следование этому принципу характерно и для учения Нового Завета.

Пророки остро осуждают не столько пренебрежение ритуальными обрядами и культовыми установлениями, сколько нарушение законов правды и справедливости. Бог свят, и Он требует святости и праведности от своего народа: «...будьте святы, ибо Я свят (Лев. 11.44), «...и нет иного Бога, кроме Меня, — Бога праведного и спасающего нет, кроме Меня» (Ис.45.21). Подлинное благочестие возможно только в общении с Богом: «О, человек! сказано тебе, что добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих.6.8).

Послушание воле Божией — главный принцип ветхозаветного благочестия, а непослушание — один из тягчайших грехов. Как сурово звучали предупреждения и проклятия Ветхого Завета в том случае, если Израиль проявит непослушание: «Проклят ты будешь в городе, и проклят ты будешь на поле. Прокляты будут житницы твои и кладовые твои» — и так далее (Вт.28.16-68). Звучит это столь ужасно, что можно в какой то степени понять людей, которые испытывают сомненья: могут ли такие проклятья исходить из уст Божьих, и может ли Бог Ветхого Завета быть Богом Нового Завета, Который открылся нам как Бог любви?

Но мы, верующие, должны крайне остерегаться таких мыслей. Нам не следует заниматься подобными противопоставлениями, и тем более забывать, что Ветхий Завет был Священным Писанием нашего Спасителя, Который утвердил Его Своим авторитетом. Не будем забывать и того, что суд и проклятия нередко являются непонятной нам формой проявления любви Божией, переходным моментом к назначенной Богом цели. Ап. Павел, например, писал Коринфской церкви, что он готов нераскаявшегося грешника «предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1Kop.5.5). Истина благочестия проявляется не только в том, что мы любим Бога и доверяем Ему, но и в том, ходим ли мы перед Ним в сыновьем страхе и благоговении. «Начало мудрости — страх Господень» (Пc.110.10). Поэтому неудивительно, что Бог начал воспитание Своего избранного народа с синайского откровения, где во мгле и буре, в пламенеющем огне были провозглашены священные заповеди Ветхого Завета. И столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «Я в страхе и трепете!». Однако, вопреки распространенному мнению, надо сказать, что не наказание, а любовь к Богу и ближнему, является этической основой Ветхого Завета. Любовь и послушание была на первом месте в духовной жизни Израиля (Вт.6.5; 10.12; Лев. 19.18).

Так, избрание Израиля и заключенный с ним Завет имеют в своем основании прежде всего любовь Божию (Вт.7,6-8). Пророк Амос и другие пророки строго предупреждают Израиль, чтобы он не забывал о своей большой моральной ответственности (Ам.3.2). Божественное избрание обязывает также к служению среди других языческих народов: «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю тебя в завет для народа, во свет для язычников» (Ис.42.6).

Еврейская этика реалистически смотрит на грех. Она останавливается на самых различных его проявлениях: это — вина, упущение, но чаще всего грех рассматривается как преступление, как возмущение против Самого Бога: «Тебе, Тебе Единому согрешил я», — говорит Давид.

И все же Ветхий Завет обладает определенным этическим несовершенством. Этическая ограниченность ветхозаветной этики проявляется в том, что это этика народа, не достигшего зрелого морального уровня. Свое развитие и последующее завершение она получила только в Новом Завете, в особенности — в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Другими словами, израильско-иудейская этика Ветхого Завета получила свое полное развитие и завершение только в христианстве.

Прежде всего, ветхозаветная этика страдает от определенной двойственности своего применения — один этический эталон применяется к Израилю, другой - к иноземцам. «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост. Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь, Бог твой, благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею» (Вт. 23.19-20).

В отношении женщин также существует определенная тенденция к ограничению их общественного статуса и их личных прав. Правда, некоторые из них достигли высокого положения, как пророчицы или судьи Израиля, например. Маркам, Есфирь, Девора, Олдана (Исх.15.20; Есф.2.17-18; Суд.4.4;2IIap.34.22). Но в целом женщина занимала в израильском обществе сугубо подчиненное положение и не входила даже в общее исчисление народа.

Обращение с рабами было у евреев намного гуманнее, чем у окружающих их народов. Но и здесь существовала та же двойственность. Большинство рабов было из иноплеменных народов, купленных или захваченных в плен. (Быт.17.12; Чис.31.11). Сами же евреи становились рабами добровольно или по причине бедности (Исх.21.7; Ам.2.5). В этом случае еврейский раб освобождался от рабства после 6-летнего срока (Исх.21.2). Иноплеменные же рабы оставались в рабстве до самой смерти (Лев.25.44- 46). Кроме того, все еврейские рабы, независимо от каких-либо сроков, полностью освобождались от рабства в пятидесятилетний юбилейный год (Лев.25.8-12).

Для Ветхого Завета характерно также законничество, то есть внешнее исполнение заповеди, обряда или ритуала, в то время, как мотивы поведения остаются на втором плане. Во времена Иисуса законничество в Израиле особенно процветало.

Христанское сознание особенно удивляет ветхозаветная жестокость к врагам, когда в ее чрезвычайных проявлениях наказанию смертью подвергались не только мужчины и женщины, но даже дети и грудные младенцы (Вт.13.15-16; 1Цар.15.3). Почему Израиль по повелению Самого Бога должен был чинить такие жестокие расправы над врагами? Традиционно это объясняют тем, что Бог таким образом предохранял Израиль от смешения его с Хананеями, а вместе с тем и от собственной его гибели. Эту точку зрения трудно принять. Не может нас вполне удовлетворить и другое объяснение, в котором утверждается, что Израиль был орудием в руках Божиих для наказания Амаликитян, как затем Ассирияне стали орудием в руках Божиих для наказания Израильтян (Исх. 10.5-6). Очевидно, надо признать, что вместе с ростом познания Бога Израилем все более усваивалась им этика поведения. Поэтому наше суждение об Израиле может быть ошибочным, если исходить из современных высоких христианских этических норм, которые для Израиля в то время были еще недоступны.

 

ДЕКАЛОГ, КАК ЭТАЛОН ВЕТХОЗАВЕТНОЙ ЭТИКИ

Бог вечен и неизменен, «...дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11.29), но пути Божий остаются для нас неисповедимы. Для достижения Своих целей Бог пользуется как железным жезлом наказания, так и нежным прикосновением Своей благодати. «Когда пришла полнота времени», строгость Ветхого Завета сменилась благодатью и благостью Нового Завета, о чем Господь уже давно возвещал через пророка: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды. новый завет...» (Иер.31.31).

Была ли в этом действительно необходимость? Был ли Ветхий Завет таким уж несовершенным? Ведь Закон и Ветхий Завет составляют одно целое. А как высоко, например, превозносили благочестивые иудеи (не только книжники и фарисеи) Закон. «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей; Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! (Пс.1.1-2) (см.Пс.18.8-12; 117.18; 117.92). Не только Давид, но и Ап.Павел, резко восставая против оправдания законом, торжественно заявлял, что «...закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим.7.12). Тимофею он писал: «А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его» (IT им. 1.8). И это ведь действительно так, потому что только «законом познается грех». Закон — заповеди как мощная плотина во все времена служила определенным заслоном от зла. Свою незаменимую ценность Закон сохраняет и в новозаветное время, когда он побуждает в нас нужду в спасении и становится таким образом детоводителем ко Христу. Закон Моисея призывал народ к совершенству, но не давал силы для его исполнения, для участия в новой жизни. Даже декалог, данный Израилю Самим Богом, был только детоводителем ко Христу.

 

ЭТИКА ДЕКАЛОГА

Декалог — это краеугольный камень израильско-иудейской этики. Но он имеет непреходящее универсальное значение как и общечеловеческий этический эталон. Первые четыре заповеди декалога определяют обязанности человека по отношению к Богу, остальные шесть заповедей определяют обязанности в отношении ближнего и самого себя. Рассмотрим смысл моральных принципов, воплощенных в каждой заповеди.

«Да не будет у тебя других богов пред лицея Моим» (Иcx.20.3) — первая заповедь подтверждает абсолютную суверенность Бога. Этими словами Бог повелевает познавать Его и почитать Его всем сердцем и душою нашей, и, кроме Него Единого, истинного Бога, никого и ничего не признавать как бога. Мы обязаны богопочитание считать важнейшей из всех заповедей и должны неустанно совершенствоваться в нем. Так, пророк Илия на горе Кармил один мужественно подвизался против 400 лжепророков, поклонников Ваала, и победил их. Он всей крепостью своей души боролся против нарушителей первой заповеди, утверждая веру Израиля в единого Бога.

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь...» (Иcx.20.4-6). Второй заповедью Бог предупреждает об опасности превратить мертвый предмет в живого Бога. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4.24). Наглядный пример исполнения этой заповеди дает нам царь Езекия, который «отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, — потому, что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» (4Цар.18.4). Но, кроме грубого поклонения идолам, существуют и другие виды более утонченного идолопоклонства.

«Не произноси имени Господа, Бога Твоего, напрасно» (Исх.20.7). Третьей заповедью вообще запрещается употреблять имя Божие без нужды и напрасно, нарушать обеты, данные Богу. Человек должен проявлять любовь к правде всегда и во всем.

«Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх.20.8). Четвертой заповедью утверждалась еврейская суббота, которая была дана как день отдыха и день поклонения Богу. В этот день отдыхали не только люди, но и животные (Вт.5.13-15). В обновлении сил нуждается все живое. Со времени воскресения Христа, в память и в проставление Его великого подвига спасения, празднуется воскресный день, который именуется в Евангелии днем Господним. В этот день Апостол Иоанн получил также Откровение о Церкви Христовой (Отк.1.10).

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (Иcx.20.l2). От обязанностей по отношению к Богу следует переход к обязанностям по отношению к ближнему. Это, к тому же, первая заповедь с обетованием. Так, Ной благословил детей своих — Сима и Лафета за их достойное поведение, а потомство Хама проклял за его непочтительное отношение к нему. История всех веков свидетельствует о том, что исполнение этой заповеди приносит благословение семье и народу.

«Не убивай» (И cx.20.l3). Господь Бог запрещает убийство или отнятие жизни у ближнего каким бы то ни было образом. Случайное же убийство, убийство при оправдывающих обстоятельствах, убийство на войне, смертная казнь (Исх.21.12; 22.2; Чис.35.23-27) — не считались у евреев убийством.

«Не прелюбодействуй» (Исх.20.14). Седьмая заповедь выражает принцип святости брачных отношений. Первоначально эта заповедь больше касалась жены, нежели мужа. Но позднее как муж, так и жена подвергались одинаковому наказанию за прелюбодеяние. «Если кто будет прелюбодействовать с женою замужнею; если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего; да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев.20.10). Закон требовал чистоты в брачных отношениях как от жены, так и от мужа. Этой заповедью запрещается прелюбодеяние и всякая нечистая плотская любовь, а также все то, что может возбудить эту любовь.

«Не кради» (Иcx.20.I5). Восьмой заповедью запрещается любая кража или присвоение каким бы то ни было незаконным способом того, что принадлежит нашим ближним. Нельзя удерживать плату у работников, весы должны быть точными (Лев.19.13; Вт.25.13-14). Заботы о ближних и нуждающихся возлагаются на имущих (Вт. 15.7).

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх.20. /б). Господь запрещает этой заповедью ложно свидетельствовать на наших ближних в суде и вне суда. Запрещается говорить ложь о ближних наших, даже если при этом мы не имеем намерения вредить им.

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20.17). Бог запрещает этой десятой заповедью желать того, что принадлежит ближнему. От греховных желаний и помышлений рождаются, как от негодных семян, греховные дела. Именно внутренние мотивы порождают грехи, упоминаемые в предыдущих заповедях.

Десять заповедей отражают наивысший этический идеал раннего израильского периода. Декалог, основанный на Завете живого Бога с Израилем, является не просто человеческим законом, а божественным откровением. Он содержит, как мы видели, основные обязанности по отношению к Богу, к ближнему и самому себе. Без этих основных принципов ни общество, ни отдельный индивид не могут подняться до требуемого Богом морального уровня.

 

ДЕКАЛОГ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

Откровение, данное Израилю на Синае, не единственное и главное, не последнее откровение, данное человеку Богом. Моисей, по вдохновению свыше, пророчествовал: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой — Его слушайте» (Вт. 18.15).

Вместе с приходом в мир Сына Божия началась новая эра Нового Завета. Сын Божий призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, и, прежде всего, обремененных не столько трудом и житейской суетой, сколько грехом и беззакониями. Книжники и фарисеи были исполнены недовольства и гнева, что Он ест и пьет вместе с грешниками, защищает женщину, взятую в прелюбодеянии, входит в дом начальника мытарей Закхея. Они смотрели на Иисуса, как на нарушителя Закона и общественного порядка, в то время как Его деяния были ничем иным, как исполнением пророчества о Новом Завете: «Вот наступают дни. говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет...» (Иep.31.31).

«И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце платяное. Вложу внутрь в ас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36.26-27). Спрашивается, каким же образом обновляется этот мир? Применением закона с его требованиями и угрозами? Нет! Это не делает благодать Божия, свободная незаслуженная людьми благодать и прощение самых тяжелых грехов. Что привлекло сердце грешницы к Иисусу (Лк.7.30-50), или не менее грешное сердце Закхея (Лк.19.1-10, как не божественная любовь Христа? Поистине, «любовь назидает!» В более точном переводе — исправляет.

Христос как Законодатель Нового Завета, сопоставляет в Нагорной проповеди древнюю заповедь с новой заповедью. «Вы слышали, что сказано древним... а Я говорю вам...». Из всех 613 ветхозаветных заповедей и заветов Он провозгласил две главные: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22.37-40).

Заповедь о любви к ближнему Христос возвысил до любви к врагам (Мф.5.43-48; Лк. 10.25-37). Христос не только учил других прощать и любить, но, прежде всего. Сам явил Своим делом любовь ко всему роду человеческому. Любовь, учит Христос — это высший закон Вселенной, нарушение которого не происходит без ущерба для нашей бессмертной души. Праведность Христова во всем намного глубже того, что практиковали или чему учили иудеи. Так в Нагорной проповеди дано несколько сопоставлений ветхозаветной заповеди с новозаветной (Мф.5.21-48). Заповедь Христова требует в высшей степени благоговейного отношения к ближним. Закон учит: «Не убий», Иисус — «Не гневаться». К грехам шестой заповеди Он относит всякий гнев, всякое оскорбительное слово, лишающее нашего ближнего доброго имени. Ап.Иоанн называет человекоубийцею всякого, кто ненавидит ближнего своего (1Ин.3.15). Истинное поклонение Богу возможно только вместе с примирением с ближним (Мф.5.23-24).

Этика благодати требует также нового отношения к женщине. Закон говорит: «Не прелюбодействуй», а Христос говорит: «Не смотри на женщину с вожделением» (Мф.5.27-28). Христос требует чистоты мысли более, чем чистоты поступков. Иисус учит, что вожделенный взгляд — это греховное намерение, ведущее к прелюбодеянию. И здесь может помочь только одно — духовная хирургия глаза.

Новая этика Христа требует также большой чистоты и святости в супружеских отношениях. Закон, например, говорит, что муж волен по своему произволу отпустить свою жену из дома (Вт.24.1) Христос предупреждает:

«Не разводись вовсе, кроме вины любодеяния» (Мф.5.32). «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19.6). Брачный союз — это изначально священный союз, и его чистота должна быть абсолютной и нерушимой. В супружестве главным является взаимная любовь и верность, в безбрачии — целомудрие и чистота.

Новозаветная этика призывает также к полному отказу от всякой мести, в то время как в ветхозаветном законе существовал принцип «око за око, зуб за зуб» (Исх.21.24-25). В христианской жизни никогда не может быть места для подобного возмездия. Наоборот, «если враг твой голоден, накорми его, если жаждет — напои его».

Новая этика, провозглашенная Христом, призывает к качественно новой любви (Мф.5.43-48). Ветхий Завет говорит: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19.18). Иисус — «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5.44).

Для обозначения понятия любви в Новом Завете употребляется, в основном, два слова: «philia» — братская любовь, любовь среди добрых друзей, и «agape» — как божественная любовь, желающая блага каждому человеку, все равно — добрый он или злой, друг он или враг. Мы не можем, конечно, всегда питать чувство любви враждебно настроенным к нам людям, но любить их, как творение Божие, не воздавая им злом за зло — вот то, к чему неизменно призывает нас Христос: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Именно в этом новозаветная этика достигает своего наивысшего выражения. Об этом же пишет и Ап.Павел: «И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» (Кол.3.17). Христос предупреждает также от показной добродетели и показной религиозности (Мф.6).

Вознагражден будет тот, кто творит милостыню не перед людьми, а перед Богом, втайне. Идея награды в учении Христа встречается довольно часто (иначе наша жизнь духовная во многом была бы лишена стимула и смысла). Наши деяния, посты и молитвы должны иметь свой постоянный источник в любви к Богу и ближнему. Человек, рассуждающий о жизни с точки зрения ветхозаветного Закона, считал свою награду чем-то заслуженным. Христианин же думает, прежде всего, не о награде, а об исполнении воли Божией. Для него величайшая из наград - встреча с Господом перед Его престолом. Кто-то справедливо сказал, что истинная добродетель состоит в том, чтобы делать без свидетелей то, что мы делаем ради человеческой славы. Но Христос требует больше чем ветхозаветная проповедь, что видно из золотого правила Нагорной проповеди: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вые ними; ибо в этом закон и пророки» (Мф.7.12). Известный комментатор Нового Завета У. Баркли считает эту заповедь Эверестом, т.е. вершиной этического учения Христа. Он полагает, что подобно никто никогда не говорил. Многие учителя в разное время говорили: «Не делай того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе». Но за все время ни один человек не сказал: «Поступайте так, как хотите, чтобы с вами поступали другие». Дело в том, что концепция понимания системы учения Иисуса о нравственности носит не пассивный, а активный характер. Воля Божия вовсе не в том, чтобы удерживаться только от поступков и нарушения Закона, но чтобы активно творить добрые дела во славу Божию. Этот новый путь активной добродетели был открыт Иисусом в Нагорной проповеди: «Так да светит свет ваш пред людьми...» (Мф.5.16).

Его Новый Завет предъявляет качественно новые этические требования к человеку — мы должны относиться к Богу и ближнему не так, как требует ветхозаветный закон, а как к этому побуждает божественная любовь — огонь, излившийся в сердца наши Духом Святым. Завет Христа — это качественно новый завет, с новой заповедью любви — «агапе» в центре. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: как Я возлюбил вас (любить ближнего не как самого себя), так и вы да любите друг друга» (Ин.13.34). Исполнение этой заповеди стало отличительным признаком новозаветной эры, начавшейся со смертью и воскресением Христа.

 

ДАР СВЯТОГО ДУХА — СИЛА И БЛАГОСЛОВЕНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА

Полное прощение грехов - не единственное благословение Нового Завета. Великим благословением является также дар Святого Духа. Действия Святого Духа проявлялись и в Ветхом Завете. Все то доброе, что было в Израиле и у других народов является, в конце концов, плодом Духа Святого, который обещан в Новом Завета каждому верующему, получившему прощение грехов. Ученики Христа, безусловно, находились под действием Духа Святого, но дар Святого Духа они получили только в день Пятидесятницы. Это так же подтверждает и апостольское служение Ап. Петра, который, обращаясь к иудеям в день Пятидесятницы сказал:

«Покайтесь, и да креститься каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов — и получите дар Святого Духа» (Деян.2.38).

Конечно, покаяние и последующее водное крещение совершается не без действия Духа Святого на сердце и на совесть человека, но дар Святого Духа есть следствие как покаяния, так и крещения по вере. Дар Святого Духа означает также обличение особой силой свыше для служения в Царствии Божием, как это мы видим на примере Иисуса Христа. Вообще без Святого Духа невозможно ни духовное совершенствование, ни освящение. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить жизнь учеников Христа до дня Пятидесятницы и после. До Пятидесятницы они спорили между собой о том, кто из них больше; ученики Иаков и Иоанн намеревались огнем истребить самарян за то, что они не хотели их принять; все ученики оставили Иисуса в Гефсимании; в первосвященническом дворе Петр отрекся от своего Учителя и Господа, после смерти Христа ученики, из опасения от иудеев, собрались за закрытыми дверями и т.д. После сошествия Духа Святого нет ни одного случая явного отступления учеников от истины, за исключением Петра, который подвергался нареканию за лицемерие (Гал. 2.11-14).

Дар Святого Духа является небесным даром в противоположность духу одержимости. Тот, кто находится во власти злого духа, поступает и говорит так, как принуждает его к этому злой дух. Точно так же и человек, получивший дар Святого Духа, становится послушным рабом и служителем Божиим. Поэтому каждый верующий должен спросить себя, получил ли он Духа Святого как дар, или он в своей благочестивой жизни находится только под действием Святого Духа. Для этой самопроверки даны нам следующие слова Ап.Павла: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8.9), Можно так же сказать и наоборот: тот, кто всецело отдал себя в собственность Иисуса, — имеет Дух Христов. Но до тех пор, пока наша духовная жизнь протекает лишь в сфере помыслов, добрых чувств и намерений, Святой Дух не может всецело управлять нами. Дух Святой может наложить Свою печать лишь в том случае, когда мы от души, добровольно и с радостью будем исполнять волю Божию. Божественный огонь нисходит только на святую жертву. О том, что может совершить дар Святого Духа с немощным человеком, свидетельствует нам Ап. Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». И еще: «Но все cue преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим 8.37).

Бог пребывает в неприступном свете, но Его любовь, через действие Святого Духа становится вполне доступной и понятной в пределах нашего житейского опыта (Рим.5.5). О действии Святого Духа больше всего свидетельствуют нам две книги Нового Завета: Евангелие от Иоанна и Деяния Святых Апостолов. Евангелие от Иоанна свидетельствует нам о действии Святого Духа на отдельных людей, а Деяния Апостолов — на первоапостольскую Церковь в целом. Как свидетельствует эта книга, ни одно решение в первоапостольской церкви не принималось без указания Духа Святого. В деянии Апостолов о действии Святого Духа в первоапостольской церкви упоминается не менее шестидесяти раз.

Можно сказать, что Святой Дух предстает в Новом Завете как второе «Я» Иисуса: «Утешитель же. Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14.26). Святой Дух и сегодня открывает верующим новые истины, которых ранее ученики не могли вместить (Ин. 16.12-14). Сегодня через Святого Духа мы слышим не только то, что говорил Иисус ученикам, будучи на земле, но и то, что Он хочет сказать нам сегодня. Таким образом, каждое поколение постигает истину Божию в той форме, какая ему доступна. Дух Божий наставляет на всякую истину (Ин.16.13). Эти слова Ап. Иоанна наводят нас на размышление о том, что Его наставление не ограничивается лишь богословием, но Он наставляет на любую истину в жизнедеятельности человека.

Нередко задается вопрос, существует ли подлинный прогресс в истории человечества. Конечно наличие технического и научного прогресса не вызывает никакого сомнения. Но как обстоит дело в нравственном мире людей? Вряд ли мы можем обнаружить здесь такие же следы прогресса, как в науке и технике.

Как Израиль был избранным народом, так и Церковь избрана Богом, и ее духовно-моральный уровень намного выше ветхозаветного. Причина здесь в одном — Церковь пользуется обильными благословениями Ходатая Нового Завета. Если в Ветхом Завете израильтянин обращался к Богу, как к Владыке, то христианин в Новом Завете обращается к Богу, как к своему Отцу, дорогому и близкому. «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын, е если сын, то и наследник Божий чрез (Иисуса) Христа» (Гал.4.6-7).

О любви Божией к человеку Христос сказал в Своей Нагорной проповеди: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Бог Нового Завета может делать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем. Многие религии мира характеризуют Бога как высшее Существо, требующее от человека той или иной жертвы, о чем например, говорит Ветхий Завет.

Бог же Нового Завета открывается нам, как Бог любви и прощенья. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него» (1Ин.4.9). Ныне во всем мире на всех языках и наречиях возвещается Евангельская весть о любви Божией: «Бог есть любовь» (1Ин. 4.8,16). Единственно, чего ждет Бог от человека Нового Завета, — это взаимной любви. «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1Ин.4.19),

Евангелие открывает нам Бога как Отца, ищущего блудного сына. Это совершенно новое откровение, данное Богом. Призывы Бога к покаянию звучали в Ветхом Завете, но только Иисус учит о Боге, Который Сам ищет грешника и возвращает его в отчий дом. Отныне согрешающий согрешает уже не против Закона, а против любви Божией, против Самого Бога. Новый Завет, как завет любви и прощенья, осуществляется Богом на протяжении многих веков. В послании к Ефесянам Апостол Павел говорит верующим о нарастающей силе благодати Божией: «Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2.7). В течение многих веков Бог изменяет в своей основе ветхую природу нашу, чтобы мы «соделались причастниками Божеского естества».

 

НОВЫЙ ЗАВЕТ УТВЕРЖДЕН НА ЛУЧШИХ ОБЕТОВАНИЯХ

Какие же обетования первоначально были даны Израилю? Ему, прежде всего, была обещана обетованная земля — Ханаан. Израилю так же была обещана помощь в его неравной борьбе против окружающих его врагов, и он часто получал ее от Бога. Моисей торжественно предупреждал Израиль: «Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа...» (Bm.28.13). Можно сказать, что с течением времени мысль о благословении язычников наравне с Израилем становилась для израильтян все более нестерпимой. Но вот отныне стало совершенно ясно, что Новый Завет - это универсальный завет. Это также вытекает с совершенной ясностью из повеления Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16.15).

Далее, Ветхий Завет был заключен не. столько с каждым отдельным представителем Израиля, сколько со всем народом в целом, причем печать Завета была лишь на одной части народа — на мужской половине. Каждый же верующий Нового Завета имеет большое утешение в том, что посредством крещения и запечатления Святым Духом он вступает в личный завет с Богом. Если крещение, в известном смысле, является печатью Нового Завета и относится ко всем народам, то этим самым партикуляризм (стремление к обособленности) Ветхого Завета был окончательно побежден. Жаль, что христиане сравнительно мало свидетельствуют о крещении как печати Нового Завета. Но мы должны больше уделять внимания тому чудесному факту, что Сам Господь Бог заключил с нами Завет. Если брак, заключенный на основе Евангелия, приносит так много счастья и благословения, то насколько же больше благословения мы имеем, вступив в Завет с Богом. Это сознание дает нам много утешения в борьбе с различного рода искушениями мира сего.

Но существует и ложная надежда на Завет. «Грешнику же говорит Бог: «Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?» (Пс.49.16-17). Ложная надежда на Завет не спасла иудеев от Вавилонского плена.

Но злоупотребление Заветом ни в коем случае не исключает его благословения. Не будем и мы забывать об этом. Мы поставлены намного выше предыдущих поколений. Здесь вновь раскрываются новые горизонты для размышления. Нам, как детям Нового Завета, дано несравненно больше, чем иудеям, поэтому с нас и больше спросится. «От всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12.48).

Некоторые верующие полагают, что Церковь унаследовала благословение иудеев, которых они лишились из-за своего непослушания и идолопоклонства. Но Священное Писание утверждает, что ветхозаветные обетования, данные потомкам Авраама, полностью исполнятся, когда они примут Его, как Мессию и когда Он будет царствовать на земле в течение 1000 лет.

Все верующие во Христа являются детьми Авраама (Гал.3.7) и будут участниками Нового Завета. Но это не значит, что христианская Церковь заменяет Израиль в плане Божием. Бог спасает тех людей, евреев и язычников, кто на основании личной веры следует за Ним.

Ветхий Завет (Иер.31.32) — Завет закона был заключен с иудеями на Синае, он был написан на каменных скрижалях. В Новом Завете заповеди Божий написаны на «платяных скрижалях сердца» (2Кор.3.3) и Сам Бог дает желание и силу исполнять их (Фил.2.13). По учению Нового Завета, все верующие (иудеи и язычники) знают Бога потому что они получили у Него прощение грехов (Иер.31.34). Получив прощение грехов, грешник духовно рожден свыше, как член Божией семьи.

Ветхий Завет был освящен кровию жертвенных животных. Новый Завет освящен Кровию Христа, которая дает полное прощение и уничтожение греха: «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр.9.26).

 

ОТ ВЕТХОГО ЗАВЕТА К НОВОМУ

Каждую из двух основных частей Библии — Ветхий и Новый Заветы — Церковь признает одинаково богодухновенной. Ап. Павел, обращаясь к Тимофею, пишет: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3.16).

Между Ветхим и Новым Заветами нет разрыва, они неотделимы друг от друга. Как сказал один из теологов: «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий в Новом — раскрывается». Но только благодаря Новому Завету человечество обладает всей полнотой откровения Божия. Поэтому естественно и необходимо пользоваться Ветхим Заветом для толкования Нового и в той же мере и даже более естественно и необходимо рассматривать Ветхий Завет только в свете Нового. Паскаль, например, говорит так: «Оба Завета взирают на Него (на Христа), Ветхий — как на свое упование, Новый — как на образец, и оба — как на свое кульминационное средоточие».

Верно и то, что Ветхий Завет свой полный смысл и значение приобретает только в Новом Завете (Мф.5.17; Лк.24.27; 2Кор.3.14-16). Мы не можем правильно понять также и этические истины Нового Завета, пока не увидим их истоки в Ветхом Завете. Мы причиним непоправимый ущерб Ветхому Завету, если будем отрицать его божественное происхождение. Но еще больший ущерб мы причиним Новому Завету, если поставим его на один уровень с Ветхим.

О превосходстве Нового Завета вообще сказано немало, и не только в послании к Евреям. Так, Апостол Павел, пишет верующим в Ефесе: «То вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» (Еф.3.4-5). Эта истина подтверждается и другими местами Нового Завета.

Главное же содержание Библии — Ветхого и Нового Завета — это повесть о том, что делает Бог для спасения Своего народа, начиная с освобождения Израиля от египетского рабства и кончая явлением в мир Сына Божия. Как Ветхий, так и Новый Завет свидетельствуют о Боге Авраама, Исаака, Иакова, «дабы благословение Авраамово чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» — (Гал.3.14). Откровение всех проблем, связанных со спасением всех людей и каждого человека в отдельности, дано нам в двух Заветах, как об этом сказано в прологе Послания к Евреям: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» (Евр. 1.1-3). Другими словами, только чрез Иисуса Христа людям дана возможность войти в непосредственное присутствие Божие. Вместе со Христом Сам Бог приобщился к человечеству, в обычный ход земной истории вошла сама вечность. В Иисусе Бог открыл людям Себя во всей полноте Своей любви — «агате». Авторы Нового Завета были всегда уверены в том, что могущество любви Божией в будущем одержит окончательную победу.

Когда Иисус призвал Своих двенадцать учеников (это число исполнено символического значения), когда Он, как власть имеющий, провозгласил Свое новое учение в Нагорной проповеди (Мф.5-7) — весь народ дивился учению Его. Но путь к созданию нового Израиля был положен только после того, когда Спаситель в последний вечер Своей земной жизни установил Новый Завет в Своей крови. К тому времени старый Израиль по плоти явно восстал против Бога и отверг Иисуса. «И сказал Пилат Иудеям: се. Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! (Ин. 19.14-15).

Основой первоапостольской проповеди была весть, «что Христос умер за грехи наши по Писанию», о чем за несколько столетий до Голгофы проповедовал пророк Исаия (53 гл.). Нигде в Ветхом Завете не говорится так ясно об искупительных страданиях Христа, как в этой главе. Таким образом, как Ветхий, так и Новый Завет свидетельствуют о том, что крестные страдания и смерть Христа стали единственным средством примирения падшего человека с Богом. Об этом пишет Ал. Павел: «...благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1.21). Крестная смерть и воскресение Христа, с призывом грешников к покаянию, составляли основное содержание проповеди первоапостольской церкви (Деян.2,37-38). Таким образом. Ветхозаветные пророчества о грядущем Спасителе стали в Новом Завете реальностью. «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины... И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1.14-16).

Из альманаха "Богомыслие", №3

 


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки

Используются технологии uCoz