Название нашей конфессии

Игорь Колгарёв

НАЗВАНИЕ НАШЕЙ КОНФЕССИИ

Баптисты

- Можно узнать, какой вы веры?

- Я - христианин!

- А конкретнее?

- Верующий во Христа!

- А как называется ваша церковь?

- Христианская. Церковь - это ведь не здание, а люди.

- Это понятно. Но как обычно называют вашу веру?

- Как бы ни называли...

- Вы православные?

- Мы правильно славим Бога, потому мы в этом смысле православные...

- Как называется ваша конфессия?

- Это не важно, мы проповедуем Христа распятого.

- Но мне интересно. Почему вы скрываете? Есть что скрывать?

- Нет, конечно, но это отвлекает от Христа...

- Тогда как вы называетесь?

- Христиане...

- Какие? Католики, протестанты, баптисты, иеговисты?

- Мы не проповедуем деноминацию...

- Но все-таки?

- Не в этом суть...

- Что вы скрываете?..

И т.д.

Наверняка многие из нас согласятся, что это довольно типичный диалог из жизни верующих нашего времени. Те, кому проповедуют такие христиане, искренне недоумевают, почему верующие так упорно увиливают от простого конкретного вопроса. И такое недоумение вполне оправданно и справедливо.

Мы живем в такое время, когда количество подделок в разы превосходит количество оригиналов. Жуликов больше, чем честных работников. Многочисленны случаи обмана граждан людьми, прикрывающихся религиозной терминологией, притворяющихся христианами. Не только нам понятно, что не все, называющие себя христианами, таковыми на самом деле являются, это понятно также и людям со стороны.

В самом деле, как им отличить одних от других? Потому они и спрашивают сразу, к какой конфессии принадлежит проповедник, стоящий перед ними с Библией в руках. И в этом вопросе нет ничего оскорбительного. Наоборот, это хорошо во всех смыслах, что люди проявляют осторожность в принятии чьего-то учения. Хуже было бы, если бы люди были беззаботно доверчивы, и склонялись вслед любой проповеди любых краснобаев.

В законодательстве многих стран уже внесен пункт, обязывающий любую религиозную организацию представляться, а на своей продукции указывать свои данные. Это немного ущемляет абсолютную свободу слова, однако это призвано выявлять маскирующихся жуликов от религии, хотя бы в том, что они перестают быть абсолютно анонимными.

Информацию о любой религии и конфессии сейчас можно легко найти в интернете, потому понятно, что желание открывать название своей религиозной организации не все имеют желание, поскольку на представлении разговор может и окончиться. И часто так и бывает.

- Здравствуйте, мы хотели бы поговорить с вами о Боге...

- А вы кто?

- Мы евангельские христиане-баптисты...

- А, понятно. Спасибо, не нужно.

Вот такой короткий может быть диалог.

Да, диалог короткий. Но, во всяком случае, он честный. Он открытый. Никто никого не обманывает, не хитрит, не пытается обмануть.

Казалось бы - правда, - это то, что должны ценить христиане. Однако, на практике, это не всегда оказывается так. Многие считают, что ради приобретения для Христа душ, можно проявить некоторую хитрость и умолчать часть правды. Для этого-то в инструкциях к проповеди во многих миссиях есть пункт о том, что запрещается «агитировать в свою конфессию», а нужно ограничиваться «только проповедью Евангелия». Например, миссия Билли Грейма именно такую инструкцию давала перед выступлениями евангелиста на стадионах. В результате, согласившиеся так проповедовать людям христиане, вынуждены были изо всех сил изворачиваться и не называть свою конфессию, что настораживает людей.

В свою очередь, православные наоборот, делают упор на принадлежности человека к определенной церкви, конфессии, и призывают своих прихожан и всех, кто имеет отношение к ним, задавать прямые вопросы о том, какой конкретно церкви проповедующий им человек. И происходят вот такие вышеприведенные нелепые диалоги...

Безусловно, бывают случаи, когда некоторые люди заранее предвзяты, например, к баптистам, и потому если проповедник сразу объявит себя баптистом, с ним многие не будут дальше и разговаривать. Действительно, мы, баптисты, христиане, и потому мы никого не обманываем, когда называемся христианами и проповедуем о Христе. Однако плохо то, когда мы боимся ответить на прямой вопрос о своей конфессии. Ведь нет ничего постыдного в том, что мы евангельские христиане-баптисты.

Нам нечего стыдиться своего наименования. Баптисты хорошо зарекомендовали себя в прошлом. Во многом это название стало в России и пост-советском пространстве нарицательным, обозначающим искренних, честных верующих неправославного исповедания. Годы сопротивления баптистов атеистической коммунистической власти дает право нам гордиться (в лучшем смысле этого слова) принадлежностью к тому же наименованию верующих. Мы духовные продолжатели наших братьев-предшествеников, мы несем веру дальше, беря с них пример, пользуясь их трудами и наследием. Стыдно как раз отрекаться от своих предков, которые не отступали от веры и были верны Господу. Отречение от наименования в какой-то степени сродни предательству. Оно не такое страшное, как отречение от Христа, но оно с этим несколько сравнимо. Оно все равно отречение.

Бывает, что какой-то человек уверует, а в церкви другие верующие принадлежат к другой социальной категории, попроще и неграмотнее. Оказывается, там много пожилых бабушек, они не все богато выглядят, многие несколько странные. И вот человек начинает их стыдиться. Ему стыдно, что он, такой «хороший и умный» идет в такое общество, когда вчера еще сидел в самой «элите» мира сего. Согласитесь, есть в этом стыде нечто подлое. Это вариант отречения от детей Божьих, от братьев и сестер. Вид гордыни.

Говорят, что нужно пользоваться словами апостола Павла «для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных» (1 Кор. 9:20), однако тут он говорит скорее о своем незазнайстве и доступности людям самых разных кругов, а вовсе не о постоянном полном преображении в разные народы и группы. Христианин должен уметь общаться со всеми людьми всегда. Не теряя при этом своей индентичности.

Мы евангельские христиане-баптисты. Мы не католики, не православные, не англикане, не методисты, не пятидесятники. Даже если сами по себе буквально эти названия и хорошие. Некоторые готовы назваться и иеговистами на том основании, что это наименование само по себе не плохое. Но ведь не нужно лукавить, чтобы признать, что эти наименования понимаются только именно как названия конкретных религиозных конфессий с определенной и конкретной суммой догм, отличающих их от других.

Мы имеем отличия от вероучения других конфессий. Большинство из нас признают наше вероучение истинным, то есть соответствующим Слову Божьему, тому, чему оно учит. Есть, конечно, часть членов церквей ЕХБ, которые такие просто случайно, например, не было больше куда ходить, так случилось, родители были баптисты, или здесь нравится больше, чем в других церквях и т.д. Всё-таки верующие ЕХБ - это в большинстве своем сознательно выбравшие именно это вероучение и сознательно пришедшие именно в церковь ЕХБ, а не куда-то еще. Если это не так, это вопрос о искренности самой веры.

Не секрет, что силен более тот верующий, который сам сознательно выбрал то, во что он верит, чем тот, кто оказался в этом обществе верующих случайно. Кто пришел к Истине путем долгого поиска и борьбы с ошибками, тот более ценит Истину, чем тот, кто оказался у этой Истины случайно и без всяких усилий. В идеале Истина должна бы уравнивать всех, к ней пришедших. Однако в реальности происходит так, что одни верующие церквей ЕХБ ценят, что они именно верующие ЕХБ, а другие совершенно не ценят и для них эта принадлежность вообще ничего не значит, они завтра могут так же спокойно начать ходить в церковь к пятидесятникам, адвентистам и т.д.

Совершенно абсурдно убеждение некоторых верующих баптистов, что все конфессии равно истинны, и что вера евангельских христиан-баптистов ничуть не лучше других. В таком случае резонен вопрос: зачем вы находитесь в той церкви, которую вы не считаете истинной? Если вы заявляете, что признаете истинной и свою, и другие веры одновременно, тогда не понятно, как это может быть. Ведь не секрет, что многие вероучительные положения ЕХБ противоположны вероучительным положениям других конфессий. Как можно считать равно истинными противоположные и разные понятия?

Многие, как ни странно, об этом даже не задумываются, и продолжают пропагандировать экуменические постулаты о «различности путей к Богу». Может ли быть истинно верующим человек, который допускает иное толкование какого-то библейского догмата? Это тогда агностицизм, а никак не вера. Вера предполагает убежденность в принятой точке зрения, доверии тому, во что человек верует. Если же верующий верит в свою и иную точку зрения одновременно, то как можно назвать его верующим? Он, можно сказать, ещё только ищущий, не определившийся, колеблющийся. Ему не нужно отстаивать какую-то Истину. Он не готов отвечать за свои убеждения.

Верующим ЕХБ часто не хватает мужества исповедовать истинность веры своей конфессии. Мы боимся сказать, что да, считаем догматику ЕХБ истинной, соответствующей Библии. А логично из этого и то, что догматики других деноминаций будут автоматически признаны нами не истинными. Этого признания многие боятся, и в наш век плюрализма и относительности понятий, хотят быть угодными сразу всем, а потому боятся делать подобные заявления. По сути, это боязнь исповедания своей веры, своего упования. Это также не сравнимо полностью с боязнью исповедания Христа, но это близкое к этому состояние. Это тоже определенный вид предательства своих братьев и сестер по вере.

Зачем нужна догматика, которую мы не считаем истинной? Зачем верить не Истине? Смысла в такой вере нет никакого. Христианство тем и хорошо, что оно отвечает на наши вопросы, вносит определенность, дает уверенность в том, что определенные духовные и богословские вещи именно такие, а не другие. Вероучение ЕХБ выражает правильное понимание истин Священного Писания. Если человек соглашается именно с таким пониманием, он волен присоединиться к поместной церкви ЕХБ, если же не согласен, может не присоединяться и искать себе другую конфессию. С точки зрения свободы совести, это справедливо. Каждый имеет право веровать в Бога так, как он считает правильным. И вполне правильно и честно будет относить свою веру к определенной конфессии, и не стыдиться ее называть.

В начале евангельско-баптистского движения в России верующие не боялись названия «баптист». Выходили еженедельный журнал «Баптист», «Баптист Украины», эти издания хорошо распространялись, верующие стояли за свои убеждения, несли гонения, тяготы, защищали свою веру. Название греческое, привычное православному обществу, где все религиозные понятия пришли из Византии, из греческого языка, в том числе и само слово «христианин».

Конечно, десятилетия враждебной антибаптистской пропаганды православно-царского, а затем атеистически-советского режимов не прошли бесследно. Много лжи, клеветы, штампов и предрассудков разошлось по стране среди простых людей, и, к сожалению, не все утруждают себя исследованием этих слухов и сведений. Многие штампы коммунистического прошлого общество пересмотрело, нашло ложным и отказалось, а какие-то до сих пор не изжиты и продолжают накладывать свою черную тень на верующих, создавая им отрицательный образ.

Верующие же могут и должны стараться опровергать наветы, показывать своей жизнью, примером, что клевета не соответствует действительности. Верующие должны говорить правду, рассказывать и о своей церкви, о ее истории, догматике, ценностях и образе жизни. Нужно знакомить людей с богословской литературой ЕХБ, статьями, книгами, нашей прозой, песнями, стихами. Нужно создавать такие произведения, поощрять формирование в наших церквях христианской культуры, творческой интелигенции, богословов, авторов, учителей, проповедников.

Если же согласиться, что название «баптисты» бесповоротно скомпромитировано, это будет, во-первых, признанием неправды, а во-вторых, признанием поражения нас как христиан, и нашего вероучения, и нашего понимания Писания, и нашей истории, наших предков по вере. Такое отречение от братьев прошлого не пройдет, однако, без негативных последствий для нашей же собственной конфессии, как на уровне жизни в общинах, так и в глазах окружающего нас общества. Если мы сами стыдимся своего прошлого, своего прежнего названия, то другим стыдиться нужно и нас, непостоянных и изворотливых. Если нашим церквям строить христианство опять с «чистого листа», это неизбежно приведет к повторению нами ошибок наших предшественников, прохождению еще раз всего пути предков, в том числе с новым прохождением всех заблуждений, которым давно уже дана оценка.

Если стыдиться названия «баптисты», то можно пойти дальше и начать стыдиться названия «христиане», которое также изрядно оболгано врагами и скомпромитировано отдельными внутренними ересями и отступлениями. В конце концов, мы, христиане, сами ответственны за тот образ, который мы создаем в обществе перед людьми. И важно, чтобы этот образ соответствовал прежде всего Слову Божьему, воле Божьей, и если это так, тогда не стыдно переносить любую клевету, любые гонения, любые изменения в мире сем. Если с нами Бог, то кто против нас? Тогда мы просто обязаны рассказывать людям и о той конфессии, где Слово Божье стараются изучать и исполнять во всей полноте.

Не нужно превозносить людей, отдельные человеческие личности, однако, рассказывать о делах христиан можно и нужно, потому что реальный пример жизни верующих людей говорит о нашем учении часто больше слов и книг. То, что мы признаем наше вероучение истинным и правильным, соответствующим Священному Писанию, еще не гарантирует всех нас от ошибок, от отступлений и каких-то отдельных заблуждений в нашей среде. Также это не говорит и о том, что возрожденные и спасенные не могут быть в каких-то небаптистских церквях, имеющих, например, другое название, но то же учение, о которых мы не знаем или не имеем информации. Мы же отвечаем за наше вероисповедание, и перед собой, и перед Богом, и перед людьми. И мы должны смотреть за тем, чтобы наше учение и понимание Божьей воли соответствовало Истине и не искажалось.

Помоги же нам Господь быть верными Его учениками и последователями и не стыдиться наших братьев и сестер по вере, как в прошлом, так и в настоящем и будущем!


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки