Баптисты под ударом властей России

Роман Лункин

БАПТИСТЫ ПОД УДАРОМ ВЛАСТЕЙ РОССИИ

МСЦ ЕХБ

Веришь ли ты, Россия?

Для христианских баптистских общин власти приготовили конфискации и штрафы

Самыми недисциплинированными в рамках современного российского законодательства оказались протестантские церкви, которые отказываются от регистрации в органах власти. Большинство неправославных церквей вынуждено собираться в жилых домах, поскольку получить разрешение на строительство Дома молитвы от властей практически невозможно, а арендовать помещения также чрезвычайно трудно. С советского периода в России существует баптистское движение – Совет церквей евангельских христиан-баптистов (СЦ ЕХБ), которое принципиально не желает иметь дела с регистрацией, так как в атеистический период регистрация означала неусыпный контроль за верующими и их действиями. После распада СССР нерегистрированные баптисты говорили о том, что гонения будут продолжены, а им никто не верил, думая, что они слишком глубоко вошли в роль мучеников. Однако с принятием в 2016 году Закона Яровой именно протестанты и верующие СЦ ЕХБ подверглись наибольшим репрессиям.

Помимо этого, после запрета Свидетелей Иеговы в 2017 году юристы размышляли, кто будет следующим? – и баптисты оказались удобной мишенью. Для понимания нынешнего мировоззрения Совета церквей ЕХБ стоит взглянуть на его предысторию.

СЦ ЕХБ возник в результате разделения в лояльном властям Всесоюзном совете евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) в 1960 году, когда все старшие пресвитеры ВСЕХБ получили «Инструктивное письмо» от Совета союза. Письмо было инспирировано советской властью, с целью ещё большего подавления религиозной активности членов общин ВСЕХБ. В письме были чётко выражены принципы, противоречащие протестантскому образу мыслей. Запрещалось миссионерство, религиозное просвещение и любые формы религиозной активности помимо участия в богослужении. Старшим пресвитерам предписывалось прекратить привлекать в общину новых членов, не увлекаться проповедями, сдерживать «нездоровые миссионерские проявления», не вести работу за пределами общины, сократить крещение молодёжи, не крестить школьников, студентов, солдат, категорически не допускать на собрания детей дошкольного и школьного возраста и т.д.

В инструкции содержались буквально следующие слова, которые могли естественным образом возмутить любого верующего: «В прошлом некоторые наши общины нарушали Советское законодательство о религиозных культах только потому, что плохо его знали. Так, были случаи крещения людей моложе 18 лет, оказания материальной помощи из общинной казны, проведения занятий по изучению Библии и других тематических собраний, допускалась декламация стихов, для верующей молодежи устраивались экскурсии, создавались кассы взаимопомощи, проводились встречи проповедников и занятия с руководителями хоров… Все это необходимо теперь из нашей деятельности исключить и привести ее в соответствие с существующим законодательством».

Официально инициативное движение зародилось 13 августа 1961 года, когда инициативная группа заявила протест московскому руководству. В нем в резких выражениях говорилось о том, что в уставе 1960 года отражаются антиевангельские принципы. Авторы протеста писали: “В наши дни деятели ВСЕХБ являются исполнителями воли Сталина”. В апреле 1961 года в Узловской церкви (Тульская область) была организована так называемая Инициативная группа по созыву съезда. Первое совещание Инициативной группы прошло в Москве 10 августа 1961 года. К 1965 году к образованному инициативниками Союзу церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ) отошло от ВСЕХБ около 100 общин, то есть более 10 тысяч верующих. В 1966 году баптисты провели у здания ЦК КПСС в Москве знаменитую демонстрацию, которая была жестоко разогнана. Баптисты-инициативники быстро стали частью общего диссидентского движения Советского Союза, одним из первых проявлений протеста против советской системы. К 2010-м годам в рамках СЦ ЕХБ – более 500 общин и групп и несколько десятков тысяч верующих.

В 2017 году в целом ряде регионов баптистов предупредили о будущей конфискации Домов молитвы, оформленных как жилые дома, хотя по Закону о свободе совести в частном доме также можно совершать богослужения. В Туле Дом молитвы СЦ ЕХБ может быть снесен уже в 2018 году. Пока что в 2018 году в Новороссийске был разрушен молитвенный дом пятидесятников, который был оформлен на частное лицо.

Самым явным свидетельством новой политики советского типа по отношению к верующим стала беседа пастора СЦ ЕХБ на Камчатке Геннадия Можайцева с представителями УФСБ. Беседа произошла 26 февраля 2018 года после задержания члена церкви, который стоял на улице с передвижной христианской библиотекой. Как сообщает Отдел заступничества СЦ ЕХБ, в ходе двухчасовой беседы баптистам предъявили следующие требования: 1. В письменной форме подать уведомление в органы юстиции о начале действия религиозной группы; 2. Частный дом, в котором церковь проводит собрания, перевести в нежилое помещение; 3. Не позднее чем за 10 дней подавать уведомление в соответствующие органы о каждом факте миссионерской деятельности с указанием лиц, уполномоченных для этого религиозной группой.

Представители УФСБ также открыто сообщили (а пасторы предали огласке): «Если на богослужение мною будут посланы люди и вы будете проповедовать своё вероучение и разъяснять Библию – это миссионерская деятельность. Если будете призывать к покаянию – это уже «вовлечение лиц в состав участников религиозного объединения» и подпадает под признаки миссионерской деятельности. Для выявления фактов миссионерской деятельности вышлют экспертные комиссии, которые будут присутствовать на каждом богослужении, наблюдать и протоколировать все факты миссионерской деятельности. Если жилое помещение имеет свободный вход для всех желающих, оборудовано кафедрой, скамейками и звукоусиливающей аппаратурой – следовательно, оно используется не по назначению и имеет признаки культового помещения. Такие помещения, используемые как дома молитвы, необходимо переводить в нежилой фонд, иначе за подобные нарушения будут налагаться штрафы от 500 000 до 1 000 000 рублей. В случае неуплаты штрафов этот жилой дом конфискуют. Суды будут на нашей стороне. Даю вам месяц, чтобы привести свою деятельность в соответствие с федеральными законами. Уведомляю вас о новых правилах игры (поправки к ФЗ). Если будете идти путём неисполнения закона, советую хорошо взвесить свои силы, чтобы вам не проиграть».

Правоохранительные органы методично загоняют баптистов в безвыходное положение – замкнутый круг. Как справедливо отметил представитель Камчатского христианского объединения церквей "Благовестие" Дмитрий Клячин на своей странице в Фейсбуке: «Но инициативники не регистрируют религиозных организаций и не уведомляют о деятельности религиозных групп. Соответственно, перевод здания в нежилой фонд им никак не поможет, т.к. зарегистрировать его, как богослужебное они не смогут! Круг замкнулся. Методика сродни той, что отрабатывалась на Свидетелях Иеговы: издаются законы, исполнение которых для некоторых религиозных организаций невозможно принципиально, а затем осуществляется преследование "на законных основаниях"».

Угрозы органов власти уже стали реальностью в разных регионах страны. Отдел заступничества СЦ ЕХБ, отслеживающий преследования верующих с советского времени, приводит историю из п. Тикси (Республика Саха-Якутия), где небольшая группа братьев и сестёр собиралась на квартире. 11 февраля 2018 года в квартиру вошел пограничный патруль, который переписал данные проживающих в квартире, а пресвитер дал проверяющим в подарок календари и книгу «Рассказы о Господе Иисусе». 20 марта 2018 года пастор Алексей Ковтун был признан виновным в незаконной миссионерской деятельности и оштрафован на 6 тыс. рублей по ч.4 ст.5.26 КоАП РФ. Пастора обвинили в том, что он вручил старшему пограничного наряда майору Алексееву Е. А. религиозную литературу.

16 февраля 2018 года в Бугуруслане Оренбургской области были оштрафованы на 5 тыс. рублей баптисты, которые раздавали всем желающим газету «Веришь ли ты?», Евангелия и буклеты. 27 февраля 2018 года баптист Павел Дьяков в Севастополе был оштрафован на 20 тысяч рублей также за то, что он раздавал желающим газету "Веришь ли ты?". Неизвестный человек снял это на телефон и разместил видео в соцсети с анонимной просьбой разобраться с сектантом. Затем сотрудник полиции приходил в церковь, потом в деле появилась некая экспертиза, доказывающая, что «...действия по раздаче указанной газеты являются миссионерской деятельностью». Делом о раздаче баптистами газеты «Веришь ли ты?» занимался Центр по противодействию экстремизму УМВД России по г. Севастополю.

Верующие из Совета церквей ЕХБ уже давно задаются вопросом – «Веришь ли ты Россия?» Этот вопрос уже более 150 лет назад перед русскими ставят баптисты, евангельские христиане, пятидесятники, адвентисты. Нерегистрированные баптисты похожи в чем-то на старообрядцев, они сохраняют консервативный уклад жизни, одежды, поведения, они считаются закрытыми, но на самом деле очень независимые, открытые и искренние в своей проповеди и в отношении к власти и к миру в целом. Баптисты полагают, что они имеют право на мирные христианские собрания и на свободу совести, они верят в то, что можно и нужно жить по Евангелию, и другого пути быть не может. Но государство не только не верит христианам, но и разделяет их. Большой вопрос – готовы ли сами христиане задавать вопрос: «Веришь ли ты?» или это уже слишком опасно.

C сайта Религия и право


Главная страница | Начала веры | Вероучение | История | Богословие
Образ жизни | Публицистика | Апологетика | Архив | Творчество | Церкви | Ссылки