М. Тимошенко

 

ПУТЬ К ЕДИНСТВУ ХРИСТИАН

Скачать WinZip (Word 97)

 

 

1. В дни апостолов

 

Первые ученики Иисуса Христа созидали Церковь Его на основании Божественных откровений.

Без Слова Божия не было бы ясного познания о Боге, не было бы никакого понятия о назначении нашей жизни здесь, на земле, и о вечной цели бытия; не доставало бы точных указаний о вере и жизни, и последователи Христа были бы предоставлены всякого рода ветрам человеческих учений, ибо не было бы надежного пробного камня для определения лжеучений и отстранения таковых, не было бы твердой почвы под ногами. Но Слово, ставшее плотию, в лице Иисуса, указало ученикам истинный путь веры и жизни. Оно — свет, который светит в темном месте (1 Петр. 1, 19). И когда ученики лишились телесного общения с Иисусом, обещанный Дух Святой наставлял их на всякую истину. Эта истина передается и нам в Новом Завете. Иисус молился: “Соблюди их в Твоей истине, ибо слово Твое истина”. Святой Дух естественно делает живым Слово Божие в наших сердцах, но Он действует, как говорит Иисус: “от Моего будет принимать и возвещать вам”. Дух Святой ни в коем случае не сообщает нам новых откровений, которые шли бы дальше Слова Божия или были бы в противоречии с ним. Он не открывает ничего нового, но направляет нас к дарованному Слову и делает его для нас ясным и могучим.

И апостолы бережно передали нам все, чему были свидетелями. Один из них, Иоанн, находился при Иисусе во время суда и при кресте и был очевидцем страданий и смерти Иисуса. Этим очевидцам жизни, смерти, Своего воскресения и вознесения Иисус и поручил дело распространения Евангелия.

Проповедь апостолов состояла в том, что они пересказывали то, чему были непосредственными свидетелями. В Иисусе они видели обещанного Мессию, Спасителя всего человечества, Который умер за грехи наши, и Бог воскресил Его для оправдания нашего.

Всех, кто обращался к Господу от идолопоклонства и мертвых дел, апостолы крестили во имя триединого Бога; затем верующих они учили держаться всего того, что повелел Иисус, как это видно из апостольских посланий.

В работе апостолы держались наставлений Иисуса, которые напоминал им Дух Святой (Иоан. 14, 26). Если же они что высказывали, о чем не имели ясного повеления от Господа, то указывали, что не имеют повеления от Господа, а дают совет (1 Кор. 7, 25), “как получившие милость от Господа — быть верными Ему”.

Первые общины были утверждаемы на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Ефес. 2, 20) и оставались в духовном единении с апостольской практикой до начала третьего столетия по Р. X. За это время церкви верующих перенесли много жесточайших преследований, но ни меч, ни огонь, никакая другая диавольская сила не могла задержать могучего потока Царствия Божия. Кровь мучеников была семенем церквей для появления новых толп последователей Евангелия. Вражда мира не повредила христианству, тогда сатана изменил свою тактику, и дружба мира привела христианство к извращению и загрязнению.

 

 

2. Дружба с миром

 

История рассказывает, что в 312 году император Константин Великий, находясь в походе против Максентия, был озабочен предстоящими опасностями. И в видении он, якобы, видел на небе крестное знамение, с надписью на нем: “сим победиши”. Суеверный язычник, Константин, быстро сблизился с христианами, дал им полную свободу и стал во всем помогать им, оставаясь сам вне Церкви.

Многие христиане решили, что для них наступило золотое время, но они очень ошиблись, что и узнали вскоре. Внешний покой и благополучие покупались дорогою ценою нарушения сокровенной жизни со Христом в Боге.

Епископы церквей скоро стали заискивать у мирских владык, пользоваться их подачками и скоро некоторые епископы, живущие в больших городах, достигли почета и блеска; вместе с этим рука об руку возрастало и их влияние на менее обеспеченные общины в провинции. Первоначальное нравственное начало и самоуправление общин постепенно перешло в подчиненное состояние, появилась неограниченная власть и опекание. Сельские общины стали зависимы от больших городов и только исполняли приказания свыше. Таким образом, было введено иерархическое начало (господство священников), и общины были разделены на две неравных части: священство и мирян. Право решения дел по вопросам веры и жизни в общинах стало принадлежностью духовенства, пока постепенно не перешло в руки римских епископов, назвавшихся папами.

Чтобы такое извращение Слова Божия и такое попрание прав общин оставалось неведомым для простых членов общин и чтобы они слепо подчинялись таким извращенным установлениям, у них мало по-малу отнималась Библия, на место которой выдвигались всевозможные “правила отцов церкви”.

Общины наставлялись усердными слугами государства — священниками в том, чтобы они верили беспрекословно тому, чему учат “отцы церкви”. И как только удалось вырвать из рук у общин Слово Божие и упразднить его авторитет, не трудно уже было решающую власть в делах церковных перенести: патриархам на Востоке и римским епископам на Западе. Когда, таким образом, руководителями общин стали люди, тогда человеческие заблуждения, предрассудки, “особые мнения” и пр. гибельным потоком хлынули в общины и извратили их сущность и лик так, что о христианской общине, как о ней учит Слово Божие и какою она была в апостольские времена, больше совершенно не могло быть и речи.

Крещение и преломление хлеба были совершенно изменены в своем значении и извращены по форме. Обращение, возрождение и сердечная вера стали совершенно чуждыми понятиями; все, родившиеся в христианской семье, просто причислялись к христианам, заносились в списки общин и крестились в младенчестве. Внешние формы и обряды заступили место личного внутреннего опыта и обновления сердца Мертвый, часто несуразный, человеческий формализм взял перевес, как дурная сорная трава, над всем жизненным и Божественным в деле веры, так что все уже стало кимвалом звучащим и медью звенящей, без внутренней жизни и смысла.

На церковных соборах стали председательствовать представители императора, высшие гражданские чиновники; императоры, которые, как мудрые политики, умело использовали продажность духовных отцов, чтобы еще более укрепить свое могущество. Непокорных же они, и часто по ходатайству враждующих епископов или при их ободрении, ссылали, бичевали, бросали в тюрьмы, казнили. На соборе в 449 году в Ефесе враждующие епископы пришли в сопровождении многочисленных свит и во время споров кричали: “Выгнать, сжечь, разорвать, разрубить, избить и т. д.” Заседание кончилось тем, что по требованию епископа Диоскора, ворвались солдаты и монахи с мечами, дубинками и цепями и устроили поголовное избиение епископов противной стороны. Сам Диоскор и Варсума били Флавиана, патриарха Константинопольского, так, что тот вскоре умер по дороге домой. Этот собор был назван разбойничьим.

Римские папы называли себя “святыми отцами” и “наместниками апостола Петра”. Но честолюбие привело их скоро к тому, что они стали называть себя “наместниками и Христа”. Они присвоили себе право прощения грехов не только соделанных, но и в будущем, продавая отпущение за деньги. Благочестие было низведено на степень промысла. Епископские кафедры отдавались за откуп предлагавшим наивысшую сумму, часто с правом переуступки другим. Кто протестовал против таких злоупотреблений, того объявляли еретиком, подвергали пыткам и убивали. Такие ужасные явления стали обычными в течение многих столетий.

Вместо Христа стали поклоняться Марии и многим святым, большим успехом пользовалось новшество — введение иконопочитания, мощей и пр. Самые некрасивые вещи нашли доступ в религиозном быте невежественного народа. Достаточно хотя бы назвать праздник в честь осла, на котором Иисус бежал в Египет. В течение столетий осла вводили в храм, ставили перед алтарем, и в честь его совершалось богослужение. Вместо изъявления благословения священник завывал по ослиному, и все участники “богослужения” отвечали ему также три раза, заменяя этим ржанием слово “аминь”.

Конечно, такое нелепое безумие было бы невозможно, если бы все твердо держались Слова Божия. Бесчинства приняли такие размеры, что вызвали отвращение даже у простого народа. Глупость положения стала очевидной сама по себе для всех. И потребность свергнуть эти невыносимое ярмо духовного невежества и измышленного неразумного служения Богу широкою волною покатилось по христианским общинам, ставшим пленницами государственности.

 

 

3. Попытки к освобождению

 

Во все времена выступали отдельные просвещенные мужи веры, которые решительно осуждали бесчинства казенного христианства, поборолись с усиливающимся мраком, который распространялся из Рима все новыми волнами на все народы. Папская власть, на службе которой находились и цари земные, с неумолимой строгостью следила за тем, чтобы ни один светлый луч Божественной истины не приподнимал покрывала злостного обмана.

Всякое свободное движение Божественной жизни жестоко и кроваво погашалось в самом корне. Святые мужи и жены, возвышавшие свой голос за истину и за Слово Божие, уничтожались более жестоко, чем в апостольское время язычниками. Целые фабрики занимались производством для испанской инквизиции орудий пытки и смерти. И потоки крови новых мучеников за Христа проливались теперь уже “во имя Христа” в течение многих столетий.

Злоупотребления процветали донельзя. Грех преднамеренного человекоубийства отпускался за пять рублей. Душа умершего человека, “уже тысячи лет мучавшегося в чистилище”, за полтора рубля освобождалась оттуда немедленно по росчерку пера заплывшего от жира монаха. Освобождение из ада также стоило недорого.

И нам известны имена Гуса, Виклифа, Саваннаролы, Лютера и других героев, которые открыто выступали против римских князей церкви, часто выходя из рядов бывших ревностных служителей этих князей.

Но, совершая реформацию в той или другой стране, эти вожди не освобождались совершенно от всевозможных предрассудков, не имеющих указаний в Слове Божием. С ними случалось часто то, что с пророком Илиею, который имел мужество вывести на чистую воду жрецов Ваала и умертвить их, но бежал пред Иезавелью.

Реформация освобождала общины верующих от римского тиранства, но не вернула их к имеющим вечное значение основам Библии; поэтому, несмотря на то, что католическое учение о заслуге дел для спасения было подорвано и восстановлено библейское учение об оправдании верою, которая подтверждается делами, идущими вслед за верою, реформаторы не могли выполнить поставленной Иисусом Христом Своей общине задачи. В число своих членов они все же допускали и допускают каждого новорожденного младенца через крещение и конфирмацию; они были не в состоянии да и не желали ввести библейскую церковную дисциплину и держаться ее постоянно. Поэтому и случилось, что зачастую отрицатели Бога занимали должности священнослужителей и открыто проповедовали неверие, прикрывая его своей официальной рясой.

Освобожденные от римского ига общины попадали в новое рабство: беспорядка и половинчатости; они терпели в своих рядах невозрожденных, а только “исповедующих” и поэтому были далеки от апостольского образца церкви.

Так как церкви реформации хотя и именуют себя евангельскими и имеют Слово Божие, но созидаются не на основании апостолов и пророков при краеугольном камне — Христе, и среди великого множества членов состоят еще из неверующих, не опираются ни на личное сознательное возрождение, ни на принятие в члены только ставших верующими, не исключают тех, которые- поступают не по Евангелию, но часто удерживают в своей среде даже грубых грешников, богохульников, кощунников, убийц, воров, пьяниц и т. д., то из их рядов выступили те, кто не мог мириться с таким соглашательством, а искал чистого общения с Богом, согласно Его Слова. На этом основании повсеместно возникали баптистские общины.

 

 

4. Общины баптистов

 

Голубь Ноя, выпущенный с ковчега, не нашел места, где бы он мог опуститься, поэтому снова вернулся в ковчег. Так и баптисты вернулись к Библии.

Баптистские общины образовываются из возрожденных детей Божиих, безразлично в каком исповедании или положении был уверовавший до своего обращения. Не плотское, но духовное рождение дает право на крещение и присоединение к общине. Крещение, согласно библейским примерам и ясному указанию Евангелия, совершается через погружение в воде один раз во имя триединого Бога.

Члены общины призваны к жизни, согласованной со Словом Божиим, к искренней молитве, к серьезному отрешению от мира и мирских нравов и к работе для Господа, чтобы во всей жизни верующих люди видели только добрые дела и прославляли Бога.

Согрешающих и не исправляющихся членов баптисты исключают из общины до сердечного и искреннего раскаяния и исправления.

Придерживаясь во всем установлений Господних, баптисты строго придерживаются духовного общения и благочестия, равного для всех членов. Они умерены в потреблении пищи и пития, избегают всех пьянящих напитков, скромны в одежде и жилище, уклоняются от неприличных зрелищ и игр, памятуя изречение апостола: “Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною”.

Название “баптисты” связано с принятием крещения по вере только в сознательном возрасте; под этим названием разумеются люди, которые признают личное возрождение каждого человека в отдельности, которые избегают участия в каком бы то ни были насилии над ближним и к преломлению хлеба допускают только возрожденных верующих, принявших крещение, ходящих во свете Евангелия и поступающих в Духе Святом.

Всякого рода предания и установления человеческие баптисты проверяют Словом Божиим. Предания они признают двух родов: установленные в общинах для охраны и проведения в жизнь истин Божиих, пришедших к ним от дней апостолов, каковые баптисты приемлют охотно, и предания производственного характера, измышленные позже и ничего общего не имеющие со Словом Божиим; такие предания баптисты отвергают решительным образом.

Баптистские общины самостоятельны в своей внутренней жизни и особенно в организационных вопросах действуют по своему усмотрению. В вопросах веры, в догматическом исповедании баптисты согласуются между собою на особых съездах и совещаниях, вырабатывая для всех общин одинаковые принципы.

 

 

5. Однородные течения

 

За верующими, исповедующими общие истины на основе Слова Божия, но именующимися иначе, баптисты охотно признают их принадлежность к детям Божиим.

Конечно, здесь не идет речь о тех, кто намеренно не только вытесняют ясное учение и повеления Господние, данные верующим в последний момент Своей земной жизни, но часто являются причиною печальных явлений, огорчений, разделений, извращений в христианстве. Эти лица открывают двери к другим отклонениям и злоупотреблениям, поэтому таковых приходится сторониться.

Искренно верующие других наименований имеют не такой лозунг, как у баптистов: “Один Господь, одна вера, одно крещение”, но они часто стремятся объединить верующих не в послушании Богу и Его Слову, но в любви друг ко другу, выдвигая лозунг “Да будет все едино” (Иоан. 17, 21), и толкуя эти слова Господа так: “В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь”.

Члены такого объединения могут принадлежать ко всякому упованию, в своем же устремлении они не признают видимой церкви и не разбираются в подробностях упования.

“Главное дело, — и это совершенно правильно в данном случае, — личное спасение во Христе”. Все остальное таким верующим кажется второстепенным и поэтому предоставляется личному произвольному усмотрению каждого, так что учение Христа и апостолов об общине, о членстве в ней, крещении, вечери Господней, церковной дисциплине просто оставляются без внимания. Оправдывая себя тем, что, по их мнению, нет видимой Церкви, они в сущности не желают поставить себя под контроль таковой, и установления Господа они устраняют учением человеческим.

Такую точку зрения по отношению к библейским истинам баптисты могут признать не иначе, как только заблуждением, и, не отрицая за многими верующими их притязание на звание детей Божиих, баптисты все же считают себя обязанными таковым указать на необходимость послушания воле Божией во всем, что является первым шагом любви. И баптисты это делают, влекомые только любовью Господа, чуждые всяких низменных человеческих чувств и стремлений.

Ближе всего к баптистам стоят в России так называемые евангельские христиане, хотя к нормальным, сердечным отношениям с ними нужно желать очень многого.

Союз евангельских христиан в России образовался с 1908 года и в течение 14-ти лет этот союз в лице его председателя, И. С. Проханова, входит во Всемирный Союз Баптистов, в котором И. С. Проханов состоит по назначению от комитета Всемирного Союза Баптистов вице-президентом.

Между тем в течение всего этого времени и за последнее время особенно вся деятельность Союза евангельских христиан направлена против баптистов, причем эта работа производится повсеместно в порицании наименования “баптист”, как “чуждого русскому слуху”, затем в образовании новых групп евангельских христиан из бывших баптистов, отлученных в своих общинах или же ушедших оттуда не в мире. Может быть, в недалеком будущем история скажет свое правдивое и беспристрастное слово о взаимоотношении баптистов и евангельских христиан.

Баптисты могут иметь добрососедские отношения со всеми однородными евангельскими течениями, но желательно, чтобы этих человеческих заборов, через которые часто им протягивают руку общения и, вытягивая шею из-за забора, твердят о любви, не было. Желательно, чтобы заборы, которые не Бог поставил, рухнули н верующие собирались бы в общины по библейскому образцу и жили бы по учению Иисуса Христа, как Главы Церкви. Мы должны принимать охотно не только Его спасение, но и Его иго и Его бремя.

Иисус сказал: “Кто имеет Мои заповеди и исполняет их, тот любит Меня”. Если все верующие будут стремиться к объединению чад Божиих не только в том смысле, чтобы они любили друг друга в Иисусе, но также и в том, чтобы они жили в послушании Слову Божию и не одобряли бы никакой свободы, которая не дана Богом, то для баптистов не будет затруднением признать, что все они правильно поняли свою задачу и — преград к общению нет.

Но пока повеления и желания Христа ими не уважаются, то кажется, что их благочестивые устремления суть только прекрасные новые колесницы для доставления кивота Завета на свое место, которые сначала проявляют ретивость и, по-видимому, хорошо идут вперед, но потом оказывается, что от этого происходит только вред. После горького опыта, Давид должен был отказаться от своего собственного прекрасного мнения и вернуться к слову Божию; но как велики были и промедление, н вред.

Дух Святой, который есть дух Иисуса, пусть объединит всех верующих на твердой почве Священного Писания и да освободит нас от человеческих доводов и удержит нас при Своем слове истины, делающем нас свободными от всяких преград к единству сердечному.

 

 

6. Задачи баптистов

 

Еще в Ветхом Зачете Бог поручил человеку охранять Едемский сад. Из слов: “храни его”, можно заключить, что ему угрожала какая-то опасность, что и выявилось в проникновении туда диавола-искусителя.

Озираясь на прошлое и имея такое облако свидетелей как история, наш опыт, здравый разум и Слово Божие, баптисты призваны охранять Церковь от всяких лжеучений и заблуждений. Здесь, конечно, понимается Церковь, как духовная организация, состоящая из возрожденных душ. Как же это делать?

Главных обязанностей у баптистов две: 1) дело благовестия; 2) дело воспитания членов церкви в истинах Божиих.

Дело благовестия всецело лежит на доброй воле верующих и на глубине их сознания своей ответственности перед Господом в принятых на себя обязательствах. Посылка одаренных, самоотверженных миссионеров, образование новых общин, моральная и материальная поддержка уже образовавшихся новых групп па местах, устроение призывных собраний, где только предоставляется возможность и т. д., таковые, вкратце, задания по распространению Евангелия.

Баптисты-общественники. Они любят все делать совместно. И это правильно: в единении сила. Поэтому отдельные общины всегда стремятся к местным и центральным объединениям. Успех их достижений обеспечен -согласованной духовной дисциплиной, ибо каждый и все делают не как для человеков, а как для Господа (Кол. 3, 17).

Являя собою единую духовную семью, баптисты и организационно должны быть едино. “Одно стадо и один Пастырь”. В России должен быть один союз баптистов с единым центром, который и проводил бы постановления и задания очередного всероссийского съезда. Деление баптистов на отдельные союзы, согласно политическим или национальным границам в нашей стране, не принесет пользы делу единения и согласованности. Местные центральные аппараты будут поглощать лишние средства н постепенно создастся нежелательная отчужденность между общинами. История церкви в прошлом предупреждает нас об этом.

Будем помнить, что мы не случайные путники на земле, а продолжатели великого дела Христа. Поэтому, как первые Его ученики, будем созидать Церковь Его на основании Божественного откровения.

 

Журнал “Баптист” № 6—7, 1925 г.

 

На Главную страницу

Используются технологии uCoz